Футуризм: итальянское движение современного искусства читать ~5 мин.
Футуризм – это авангардное художественное движение, зародившееся в Италии в 1909 году, хотя параллельные движения возникали в России, Англии и других странах. Это было одно из первых важных современных художественных движений, не сосредоточенных в Париже, – одна из причин, почему его не воспринимают всерьёз во Франции.
Футуризм превозносил динамизм современного мира, особенно его науки и техники. Футуристическая идеология повлияла на все виды искусства. Она зародилась в литературе, но распространилась на все виды искусства, включая живопись, скульптуру, промышленный дизайн, архитектуру, кино и музыку. Однако большинство его главных выразителей были художниками, и движение создало несколько важных картин XX века. Оно перестало быть эстетической силой в 1915 году, вскоре после начала Первой мировой войны, но просуществовало в Италии до 1930-х годов.
Футуризм в Италии 1909-1914
Зачинателем футуризма и его главным теоретиком был итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). Именно он положил начало движению в статье, опубликованной в итальянской газете La Gazzetta dell’Emilia и французской газете Le Figaro в феврале 1909 года. За этим общим манифестом в феврале и апреле 1910 года последовали ещё два бюллетеня: Манифест футуристической живописи и Технический манифест футуристической живописи. Кроме Маринетти, их подписали художники Карло Карра (1881-1966), Джакомо Балла (1871-1958) и Джино Северини (1883-1966), скульптор Умберто Боччони (1882-1916), и художник и музыкант Луиджи Руссоло (1885-1947). Также был опубликован Манифест футуристической архитектуры, написанный Антонио Сант-Элиа (1886-1916).
Футуристическая живопись
Движение футуризма было очень целеустремлённым, хотя его идеи не были ни оригинальными, ни революционными. В целом художники XX века, связанные с движением футуризма, поклонялись научному прогрессу, прославляя скорость, технологии, автомобиль, самолёт и промышленные достижения. В стремлении к победе над природой отбрасывались устоявшиеся традиции. Однако когда дело дошло до создания новой футуристической эстетики, визуальной идиомы, с помощью которой можно было бы выразить свои проблемы, Маринетти и другие художники проявили большую нерешительность.
Для начала они заимствовали методы неоимпрессионизма (общая ссылка на дивизионизм), в котором формы разбиваются на точки и полосы, способные изобразить блеск света или размытость скоростного движения – см. «Город поднимается» (1910-11, Музей современного искусства, Нью-Йорк) Боччони и «Покидая театр» (1910-11) Карло Карра. Оба художника испытали влияние итальянского дивизионизма и живописи Витторе Грубичи де Драгоне (1851-1920).
После этого Карра и Боччони посетили Северини и Маринетти в Париже (чтобы лучше прочувствовать авангард), где попали под влияние аналитического кубизма, после чего переняли методы (фрагментированные формы, множественные точки зрения, мощные диагонали) кубистов – см. Динамический иероглиф «Бал Табарин» (1912, MoMA NYC) Джино Северини, а также его шедевр «Пан-пан в Монико» (1911-12, оригинал утрачен, копия в Центре Помпиду, Париж). Часто кубистская техника сочеталась с городскими и политическими сюжетами, часто в больших масштабах – см. Похороны анархиста Галли (1910-11, MoMA NYC) Карло Карра.
Хотя некоторые работы футуристов были относительно статичны, например, Женщина с абсентом (1911) Карры и Материя (1912) Боччони, феномен скорости является постоянной темой футуристов – см. Динамизм собаки на поводке (1912, Галерея Оллбрайт-Кнокс, Буффало, США) Джакомо Баллы. Однако со временем Балла перешёл к абстрактному искусству, создавая работы без явной отсылки к выражаемой идее – см. его «Машина проехала» (1913, Тейт, Лондон). О геометрической абстракции такого рода см. конкретное искусство.
Футуристическая скульптура
В 1912 году Умберто Боччони, единственный скульптор среди футуристов, опубликовал свой собственный Манифест – Футуристическая живопись-скульптура: Пластический динамизм (Pittura scultura Futuriste: Dinamismo plastico), в котором излагались его идеи бергсоновского типа об интуиции, внутреннем бытии и взаимосвязи формы, движения и пространства.
В следующем году Боччони создал свой шедевр «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913, слепки в MoMA в Нью-Йорке, Tate в Лондоне и других местах). Эта работа ярко изображает движение тела и иллюстрирует его теорию «динамизма», тему, которую он также исследовал в других работах, таких как Синтез человеческого динамизма (1912), Спиральное расширение ускоряющихся мышц (1913) и Ускоряющиеся мышцы (1913).
Выставки
Искусство футуристов впервые было представлено на выставке современного искусства в Милане (1911). Первая чисто футуристическая выставка состоялась в начале 1912 года в парижской Galerie Berhein-Jeune. Затем выставка отправилась в очень влиятельную берлинскую галерею Штурм, основанную Гервартом Вальденом, а после – в Амстердам, Цюрих и Вену, вызвав широкую известность движения, в основном благодаря рекламному таланту Маринетти.
Влияние на современных художников
Итальянский футуризм оказал заметное влияние на художников по всей Европе. Во Франции «машинная эстетика» Леже была ближе всего к футуризму – см. например, Солдаты, играющие в карты (1917, Музей Кроллер-Мюллер, Оттёрло), Механик (1920, Национальная галерея Канады), и Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Футуризм также оказал влияние на вортицистов в Британии, движение дада в Цюрихе и Берлине, ар-деко, американский прецизионизм и сюрреализм.
В России футуризм оказал сильное влияние на лучизм и конструктивизм. Движение началось в 1912 году с публикации манифеста «Пощёчина общественному вкусу». Членами движения были Владимир и Давид Бурлюк (1882-1967), Владимир Маяковский (1893-1930), Михаил Ларионов (1881-1964), Наталья Гончарова (1881-1962), Казимир Малевич (1878-1935), основатель супрематизма, Велимир Хлебников и Алексей Кручёных (1886-1968). Движение просуществовало дольше в России, став тесно связанным с революционной политикой, и оказало влияние на ряд других русских художественных течений.
Упадок
К 1914 году итальянский футуризм переживал упадок. Личные разногласия и художественные разногласия между миланской группой, в которую входили Маринетти, Балла и Боччони, и флорентийской группой, вокруг Карры, Джованни Папини (1881-1956) и Арденго Соффичи (1879-1964), привели к разладу. В частности, флорентийская группа возражала против руководства Маринетти и Боччони.
В то же время, к удовольствию националиста Маринетти, началась война – событие, от которого футуризм так и не оправился. Боччони и Сант-Элиа погибли, Карра был ранен и обратился к Метафизической живописи (Pittura Metafisica), а Северини обратился к неоклассицизму. После войны Балла, живший в Риме, возглавил более молодую группу футуристов (il secondo Futurismo), включая Фортунато Деперо (1892-1960) и Энрико Памполини (1894-1956), чья живопись становилась все более абстрактной. Маринетти тоже оставался активным участником, хотя его политическая деятельность заняла центральное место, в результате чего футуризм – несколько несправедливо – стал ассоциироваться с фашизмом.
Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих работы итальянских и французских художников, принадлежащих к движению футуризма, см: Художественные музеи Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?