Биоморфная абстракция: органические формы в скульптуре и живописи читать ~10 мин.
В изобразительном искусстве термин «биоморфная абстракция» описывает использование округлых абстрактных форм, основанных на тех, что встречаются в природе. Также называемый органической абстракцией, этот вид абстрактного искусства не является школой или движением, но является яркой чертой работ многих разных художников, таких как Василий Кандинский (1866-1944), Константин Бранкузи (1876-1957), и художников движения модерн. Но наиболее часто применяется к работам сюрреалистов Жана Арпа (1886-1966), Хуана Миро (1893-1983) и Ива Танги (1900-1955), а также британских скульпторов Барбары Хепуорт (1903-1975) и Генри Мура (1898-1986).
Биоморфная абстракция встречается как в абстрактной живописи и абстрактной скульптуре, так и в дизайне мебели, идиома была связана с философией Анри Бергсона (1859-1941), который считал, что эволюционные процессы (природа) и художественное творчество (искусство) происходят из одного и того же источника. Расцвет стиля пришёлся на 1930-40-е годы: термин «биоморфная скульптура» был впервые использован в 1936 году Альфредом Барром (Alfred H. Barr). Подробнее об этом виде органической абстракции в Британии см. также: Современная британская скульптура 1930-70 гг.
Биоморфы в скульптуре
Хотя биоморфные формы появились в живописи и скульптуре к 1913 году, только после разрушения утопических видений футуризма, кубизма и конструктивизма сталинизмом, Великой депрессией и нацизмом, наука уступила место природе как основному источнику вдохновения как для художников, так и для скульпторов. Органическая абстракция стремилась не к рациональному построению или конструированию, а к подражанию зародышевым силам природы. Зародившись в текучих формах Родена, органических криволинейных формах модерна и югендстиля, яйцевидных формах Константина Бранкузи, Она привлекала даже конструктивистов, таких как Владимир Татлин (1885-1953), который основывал свою летающую штуку Letatlin на органически-биодинамическом принципе (полет птиц), а не на механическом.
Его главные выразители в пластическом искусстве приехали из разных стран Европы. В Германии Жан Арп создавал плавные формы (конкременты) чистого натурализма, в которых ярко соединялись растения, животные и торсы; а Карл Хартунг открыл свою абстрактную скульптуру, чтобы охватить выемки, разрывы и смелые выступы. Во Франции Анри Этьенн-Мартен (1913-1995) обратился к истокам архитектуры, создав серию воображаемых жилищ, а уроженка Аргентины Алисия Пеналба (1918-2009) лепила из глины пышные эротические символы.
В Великобритании в начале 1930-х годов Генри Мур соединил гуманоидные формы, африканские и океанические культуры и органическую абстракцию в разнообразном, эклектичном стиле, который примирил модернистскую методологию с греческой скульптурой. Его многочисленные «Лежащие фигуры» поднимались и опускались, как контуры йоркширских холмов и далей, иллюстрируя его веру в то, что пейзаж может быть отражён через человеческую фигуру. Позже в своей карьере он выразил свой биоморфизм в более монументальных формах. Член художественной группы «Абстракция-Творение», в которую входили также уроженец Померании Отто Фрейндлих, британские скульпторы Бен Николсон (1894-1982) и его жена Барбара Хепуорт (1903-1975). Фрейндлих и Хепуорт способствовали консолидации биоморфных импульсов 1930-х годов: Фрейндлих с его полными энергии абстракциями, такими как «Вознесение»; Хепуорт с её лейтмотивом полого ядра.
Биоморфы в живописи
Основными художниками, использовавшими биоморфные формы, были: русский художник Василий Кандинский, разносторонний испанский сюрреалист Хуан Миро, французский сюрреалист Ив Танги и армянский художник Аршил Горки, хотя и другие художники, такие как Пауль Клее (1879-1940), оказали огромное влияние.
Василий Кандинский двигался от экспрессионизма (он был одним из основателей Der Blaue Reiter и пионером в эмоциональном использовании цвета) к стилю абстракции, в котором он стремился удалить все следы реального мира. Его использование органических форм было переходным этапом в этом процессе.
Хуан Миро, как и Танги, сторонник сюрреализма, стремился высвободить своё подсознательное творчество в истинно сюрреалистическом стиле: ранние работы, такие как «Карнавал Арлекина» (1924-5), содержали причудливое собрание насекомоподобных форм, танцующих и издающих музыку, а более поздние работы содержали минималистские существа, похожие на амёб.
Ив Танги создал свой собственный мир морских существ, примером чему служит его экстраординарная работа «Лента крайностей» (1932), с её процессией биоморфов по поверхности, напоминающей пляж.
Аршил Горки эмигрировал в Америку, где за несколько лет до своей трагической смерти познакомился с европейскими эмигрантами Жоаном Миро и Робертом Маттой, под влиянием которых он создал свой характерный стиль «живых организмов, плавающих в ярком цвете».
Природные формы в искусстве
В формах скульптур Арпа, Миро и Мура прослеживается явное сходство с природными формами, такими как кости, раковины и галька. Их работы завоевали огромную популярность, а Мур в 1937 году написал о своей вере в то, что “существуют универсальные природные формы, к которым все подсознательно расположены и на которые они могут реагировать, если их сознательный контроль не отключит их”. Это обращение распространилось и на других художников – таких, как Александр Колдер (1898-1976), Исаму Ногучи (1904-1988) и абстрактных экспрессионистов, – а также на целое поколение дизайнеров мебели, особенно в США, Скандинавии и Италии.
Хотя сама природа была важнейшим источником вдохновения для Хепуорт, Мура и Арпа, для дизайнеров 1940-х и 1950-х годов решающее значение имели округлые, свободно перетекающие формы их скульптур, восхищавшие их как «рисунки в пространстве».
Использование органических форм в американском дизайне
Среди выдающихся дизайнеров мебели в США были Чарльз Имз (1907-1978) и его жена Рэй Имз (1912-1988), Ногучи и финн Ээро Сааринен (1910-1961). Чарльз Имз и Сааринен стали известны в 1940 году, когда их совместные проекты мебели для гостиной получили первый приз на конкурсе «Органический дизайн в мебели для дома» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1946 году Имз стал первым дизайнером, получившим персональную выставку в этом музее. Пример художников-авангардистов и промышленных дизайнеров (особенно в авиа- и автомобилестроении) и инновационные технологические разработки (например, новые техники гибки и новые ламинаты различных материалов) позволили дизайнерам мебели создавать все более органичные конструкции. В сочетании с общим мнением о том, что округлые формы более удобны, органическая мебель стала выглядеть одновременно передовой и привлекательной.
Шезлонг и пуфик из палисандра и кожи 1955 года, созданный Имзами в качестве подарка на день рождения кинорежиссёра Билли Уайлдера, является одним из их самых знаменитых проектов. Описывая его, Чарльз сказал, что хотел, чтобы оно имело “тёплый восприимчивый вид хорошо использованной рукавицы первого бейсмена”.
Сааринен также создал знаковые стулья, сами названия которых указывают на их органическое происхождение: стул Womb 1946 года и стул Tulip 1956 года. Биоморфные формы также присутствуют в его архитектурных проектах того периода, в частности, в здании авиакомпании TWA в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке (1956-62).
Ногучи, в свою очередь, считал все свои работы скульптурой, будь то лампа, игровая площадка, декорации, сад или общественное произведение искусства, и все они имели тенденцию принимать биоморфные формы, особенно в 1940-е годы. Его знаменитый журнальный столик 1947 года со стеклянным верхом на мягко изогнутом деревянном основании отражает скульптурную элегантность и изысканность материалов, характерные для его творчества в целом.
Использование органических форм в европейском дизайне
В Италии дизайн с ярко выраженными органическими чертами сыграл важную роль в послевоенном восстановлении. Когда прямые геометрические линии рационализма были запятнаны ассоциацией с фашизмом, дизайнеры обратились к кривым. Соединив аспекты американского дизайна, сюрреализма и скульптур Мура и Арпа, отличительная органическая эстетика появилась по всей Италии, от промышленного дизайна – автомобилей, печатных машинок и Vespas – до дизайна интерьера и мебели.
Например, мебель из гнутого дерева и металла Карло Моллино (1905-1973) демонстрирует долг перед этими источниками, а также перед более ранним пионером органического дизайна, Антонио Гауди (1852-1926), которому он отдал дань уважения своим стулом Гауди 1949 года. Акилле Кастильони (1918-2002) также создавал мебель, отсылающую к авангардному искусству – дада и сюрреализму, и практике использования «найденных предметов». Его табурет Sella (седло) 1957 года, сделанный из велосипедного сиденья, и стул Mezzadro , сделанный из тракторного сиденья, как нельзя лучше подтверждают постоянные споры о взаимоотношениях между искусством и дизайном, а также дизайном и технологией.
Скандинавия была ещё одной родиной органической абстракции в 1940-х и 1950-х годах. Финн Алвар Аалто и его жена Айно Марсио Аалто (1894-1949), а также датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен (1902-1971) создали работы, получившие международное признание. Как и у Сааринена, органические источники Якобсена раскрываются в названиях его самых известных стульев – Ant (1951), Swan (1957) и Egg (1957).
Хотя тенденция к органической абстракции была особенно заметна в 1940-х и 1950-х годах, она продолжает оставаться одной из многих тенденций, проявляющихся в искусстве и дизайне с тех пор, в работах таких разных скульпторов, как Линда Бенглис (р. 1941), Ричард Дикон (р. 1949), Ева Гессе (1936-1970), Аниш Капур (р.1954), Урсула фон Райдингсвард (р.1942) и Билл Вудроу (р.1948), а также дизайнеры Рон Арад (р.1951), Вернер Пантон (1926-1998) и Оскар Таскетс (р.1941).
Коллекции
Живопись и скульптуру с органическими узорами можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, в частности: Музей современного искусства (MOMA) и Музей Гуггенхайма, оба в Нью-Йорке; Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, округ Колумбия; Музей изобразительных искусств Корнелла, Колледж Роллинса, Винтер Парк, Флорида; Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж; Галерея Тейт в Лондоне; Тейт Сент-Айвс; Художественная галерея Болтона, Болтон; Художественная галерея и музей Уэйкфилда.
Знаменитые биоморфные скульптуры
Константин Бранкузи (1876-1957)
- Блудный сын (1915) Дуб, Филадельфийский музей искусств.
- Белокурая негритянка (1926) Бронза, Музей современного искусства Сан-Франциско.
Отто Фрейндлих (1878-1943)
- Вознесение (1929) Бронза, Музей Людвига, Кёльн.
Пикассо (1881-1973)
- Голова женщины (1931) Бронза, Музей Пикассо, Париж.
Жан Арп (1886-1966)
- Голова с тремя раздражающими предметами (1932) Гипс, частная коллекция.
- Человеческая концентрация (1934) Мрамор, Национальный музей современного искусства, Париж.
- Гигантская пипа (1937) Камень, Национальный музей современного искусства, Париж.
- Деметра (1961) Бронза, Музей Израиля, Иерусалим.
- Часы (1924) Дерево с росписью, частная коллекция.
Хуан Миро (1893-1983)
- Солнечная птица (1968) Каррарский мрамор, Фонд Жоана Миро, Барселона.
Генри Мур (1898-1986)
- Композиция (1932) Бронза, Галерея Тейт.
- Лежащая фигура (1936) Элмвуд, Городская художественная галерея и музей Уэйкфилда.
- Лежащая фигура (1938) Зелёный камень Хорнтон, Галерея Тейт.
- Draped Reclining Mother and Baby (1948) Йоркширский парк скульптур, Великобритания.
- Две формы (1966) Сорайский мрамор, коллекция Staehein, Цюрих.
Барбара Хепуорт (1903-1975)
- Мать и дитя (1934) Алебастр/мрамор, Галерея Тейт.
- Три формы (1935) Мрамор, Галерея Тейт, Лондон.
- Полая форма с белой внутренней частью (1963) дерево гуареа, Gimpel Fils, Лондон.
Карл Хартунг (1908-1967)
- Композиция VIII (1948) Лаймвуд, частная коллекция.
Знаменитые биоморфные картины
Василий Кандинский (1866-1944)
- Композиция VII (1913) Третьяковская галерея, Москва.
- С белой каймой (1913) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- Маленькие удовольствия (1913) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- Пасмурно (1917) Третьяковская галерея, Москва.
- В сером (1919) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж.
Хуан Миро (1893-1983)
- Карнавал Арлекина (1924-5) Художественная галерея Олбрайт-Кнокс, Буффало.
- Голландский интерьер I (1928) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
- Картина (1933) Атенеум Уодсворта, Хартфорд, Коннектикут.
- Женщина (1934) Пастель, частная коллекция (Ричард С. Цейслер, Нью-Йорк).
- Ноктюрн (1935) Кливлендский музей искусств.
- Фигуры перед метаморфозой (1936) Музей искусств Нового Орлеана.
Ив Танги (1900-1955)
- Мама, папа ранен! (1927) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
- Лента крайностей (1932) Частная коллекция.
Аршил Горки (1904-1948)
- Лист артишока – это сова (1944) МоМА, Нью-Йорк.
- Помолвка II (1947) Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?