Метафизическая живопись (Pittura Metafisica) читать ~5 мин.
В современном искусстве фраза «Метафизическая живопись» (по-итальянски Pittura Metafisica) описывает стиль живописи, разработанный в эпоху Первой мировой войны двумя современными художниками, а именно Джорджо де Кирико (1888-1978) и Карло Карра (1881-1966), к которым позднее присоединился специалист по натюрмортам Джорджо Моранди (1890-1964). Название Pittura Metafisica де Кирико и Карра впервые приняли в 1917 году, находясь на излечении в военном госпитале в Италии.
К основным характеристикам метафизической живописи относится использование образов, призванных передать ощущение таинственности. Такие загадочные, сновидческие образы, как правило, отличаются нереальным освещением, невозможной линейной перспективой и странной символистской иконографией. Однако большинство метафизических композиций сохраняют заметную структуру с почти архитектурным ощущением неподвижности, заимствованную из традиций искусства Ренессанса начала XVI века. Стиль также в значительной степени заимствовал идеи европейского символизма.
В свою очередь, он оказал значительное влияние на сюрреализм, в частности на спокойные классические работы Сальвадора Дали (1904-1989) и Рене Магритта (1898-1967). Примеры метафизической живописи включают: Тайна и меланхолия улицы (1914, частная коллекция), Неопределённость поэта (1913, коллекция Тейт, Лондон) и Песнь любви (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Характеристика
Термин «метафизический» происходит от греческого «выходящий за пределы реальных вещей». Де Кирико родился в Греции и часто черпал вдохновение в классической культуре. В отличие от шума и движения, характерных для (скажем) футуризма, картины Де Кирико спокойны и неподвижны. Их отличительные черты: разнообразные архитектурные черты с классической отделкой, искажённая линейная перспектива и странные образы, похожие на сны; сопоставление несочетаемых предметов, таких как перчатки, портреты, бюсты, бананы, поезда; и, прежде всего, тревожная атмосфера таинственности. Присутствие – и отсутствие – человека, на которое намекают классические статуи или безликие манекены, не менее тревожно.
Художники-метафизики верили в искусство как пророчество и в художника как поэта-провидца, который в моменты прозрения может снять маску видимости и открыть «истинную реальность», лежащую за ней. Их стратегия заключалась в том, чтобы выйти за пределы физической видимости реальности, напугать или удивить зрителя неразборчивыми или загадочными образами. Хотя они не были заинтересованы ни в натуралистическом изображении, ни в воссоздании какого-либо конкретного времени или места, их завораживала жутковатость повседневной жизни, и – подобно художникам-сюрреалистам, которыми Де Кирико был впоследствии канонизирован, – они стремились создать атмосферу, которая улавливала бы необычное в обыденном. Как писал де Кирико в 1919 году: “Хотя сон – это очень странное явление и необъяснимая тайна, гораздо более необъяснимой является тайна, которую наш разум наделяет определёнными объектами и аспектами жизни”.
Многие из его картин изображают пустынную городскую площадь или клаустрофобный интерьер, написанные в мрачных тонах, с театральным освещением и зловещими тенями. Некоторые из них, возможно, основаны на сценах в Турине и Ферраре, где жил де Кирико. Описывая свои работы, он говорил об одиночестве, возникающем, когда “натюрморты оживают или фигуры становятся неподвижными”.
С другой стороны, картины Карры в целом демонстрируют лирический подход к тому же типу иконографических образов, с большим количеством света, более яркими цветами и иногда юмором. Хотя его картины маслом могут смущать, они редко бывают зловещими. См. также «Пьяный джентльмен» (1916), один из самых изобретательных натюрмортов Карры, вдохновлённых эпохой Возрождения.
История метафизической школы (Scuola Metafisica)
Карра и Де Кирико познакомились в 1917 году в военном госпитале в Ферраре, где оба восстанавливались после нервных срывов; вскоре они начали тесно сотрудничать. Карра присоединился к Де Кирико, его брату Альберто Савинио (1891-1952), писателю и композитору, и Филиппо де Пизису (1896-1956), поэту, а затем художнику, чтобы сформировать Scuola Metafisica (Метафизическую школу).
Многие из их идей были продиктованы интересом братьев к немецким философам Артуру Шопенгауэру (1788-1860), Фридриху Ницше (1844-1900) и Отто Вейнингеру (1880-1903), работы которых они читали, живя в Мюнхене с 1906 по 1908 год. Идея интуитивного познания Шопенгауэра, теория энигмы Ницше и понятие геометрической метафизики Вейнингера поддерживали и питали собственные идеи художников.
Метафизическая живопись также заметно обязана движению европейского символизма, что проявляется не только в символистских мотивах, но и в «тишине» – сравните, например, неподвижность в таких символистских картинах, как «Остров мёртвых» Боклина (1880, Кунстмузей, Базель) и «Ночь» Ходлера (1890, Кунстмузей, Берн). Другим важным источником влияния и поддержки был Гийом Аполлинер (1880-1918), французский поэт и художественный критик, который первым назвал живопись де Кирико «метафизической» в 1913 году. Они регулярно встречались с 1911 по 1913 год, пока де Кирико жил в Париже. Это был период, когда Аполлинер увлекался орфизмом, и некоторые орфические темы (искупительные свойства искусства, идея искусства как мистической или эзотерической деятельности) прослеживаются в работах Метафизической школы.
Школа просуществовала лишь до 1920 года, когда в результате ожесточённого спора между Де Кирико и Карра о том, кто был инициатором движения, группа распалась. К тому времени стиль Pittura Metafisica был распространён изданием Valori plastici (Пластические ценности, 1918-20), которое также спонсировало передвижные выставки. В 1921 году на выставке «Молодая Италия» доминировали метафизические картины Карры, Де Кирико и Джорджо Моранди, которые адаптировали некоторые аспекты этих стилей.
Наследие
Хотя Scuola Metafisica оказалась одним из самых недолговечных современных художественных движений, она была очень влиятельной на протяжении 1920-х годов. В Италии среди художников XX века, которые находили в ней вдохновение, были члены Novecento Italiano, такие как Феличе Казорати и Марио Сирони. В Германии она оказала значительное влияние на таких художников, как Георг Грош (см. Die Neue Sachlichkeit), Оскар Шлеммер (см. Bauhaus) и Макс Эрнст, который, как и большинство сюрреалистов, считал де Кирико самым важным предшественником сюрреализма. А в Австралии влияние метафизической живописи прослеживается в засушливых пейзажах Рассела Драйсдейла (1912-1981).
Коллекции
Картины метафизической школы представлены в нескольких лучших художественных музеях мира, среди которых: Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музеи изобразительных искусств Сан-Франциско; Коллекция Тейт, Лондон; Штаатсгалерия, Штутгарт; Пинакотека ди Брера, Милан; Национальная галерея современного искусства, Рим; Фонд Джорджо де Кирико, Рим.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?