Готический архитектурный стиль (c.1120-1500) читать ~19 мин.
Термин «готика», применённый к стилю позднего средневековья, впервые был использован Джорджо Вазари (1511–1574 гг.). Он употребил его наполовину в шутку и наполовину с пренебрежением, поскольку итальянцы считали, что готы уничтожили красоту классической античности. В этом слове выражалось всё отвращение, которое Ренессанс в целом и архитектура Ренессанса в частности испытывали к средневековым художникам. Оно также отражало неспособность южного чувства формы понять и принять северное достижение. Готическая архитектура была развитием северной романской архитектуры, и между ними нет чёткой разделительной линии. Называть романский стиль стилем круглых арок, а готический – стилем остроконечных арок слишком поверхностно.
Для получения дополнительной информации об общей эволюции архитектурного дизайна см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).
Для краткого обзора художественной деятельности в средние века см.: Средневековое искусство (c.450-1450).
Архитектурная терминология см.: Архитектурный словарь.
Чтобы понять природу готического искусства, мы должны вспомнить о постепенном расслоении средневековой культуры. Это началось в монастырях на Западе, где латынь стала языком образованных классов. В течение долгого времени духовенство не решалось «осквернить» свой пергамент речью простых людей. Однако в 842 году они записали Страсбургскую клятву Людвига Германского, а после 1000 года первые итальянские и испанские наречия появляются в правовых документах.
Романское искусство представляло единство во множественности. Но оно могло навязать это единство разнородной культуре только тогда, когда поддерживалось двумя тесно связанными с ним силами. А именно: светской властью Империи с её духовным освящением и духовным папством, всегда стремящимся к светской власти. Со временем Церковь стала всё более разделяться между монашескими орденами и духовенством, у которых были совершенно разные цели. В то же время светская власть вступила в жестокий конфликт со своими вассалами. Хотя их вера с её концепцией будущей жизни побуждала людей бояться Бога и спасаться бегством от мира, на практике они часто вели себя откровенно жестоко, но и необузданно чувственно. Позже Данте выразил сожаление по поводу этого расхождения, которое давно осознали те, кто отказался от мира, чтобы уйти в монастырь или нашёл убежище в поэтическом мире грёз. Герои, красивые женщины, доброжелательные святые – это были благородные и утешительные фигуры, на которые смотрели с восхищением. По мере того как мир монашеских фантазий сменялся рыцарством, культ Девы Марии, который постоянно рос, тоже изменился. Дань уважения придворных подняла Божью Матерь на новый уровень обожаемой возлюбленной; теперь она стала Доминой, Мадонной.
Трансформация формы, которая произошла в готическом искусстве, отразила изменение всей западной культуры. На смену изолированным романским монастырям и замкам пришли города, в которых развивалось общество, отличное от существовавшего ранее, но всё ещё придерживавшееся концепции христианского мира. В многолюдных городах возникли построенные светскими руками готические соборы, наполненные всеми видами искусства. Хроники и грамоты рассказывают о религиозном порыве, который вдохновлял как дворян, так и простых людей во времена крестовых походов.
То, что готическим искусством восхищался весь народ, объясняет его светский характер. Весёлый и человеческий реализм заменил старые стилизованные формы. Вместо античных листьев чертополоха появляются декоративные мотивы дуба и виноградной лозы. Это часть той же натуралистической тенденции, которую можно найти в средневековой литературе. Она представляла легенды о Богородице, а также пьесы о чудесах и мистериях в реалистичной форме.
В то время как величайшие достижения романского искусства выражали абсолютное подчинение власти, готическое искусство на своём пике было синтезом позднесредневековой мысли. Это было согласование между духом и материей, Богом и миром. Когда люди эпохи Просвещения объявили, что схоластическая философия была не чем иным, как попыткой провести верблюда веры через игольное ушко разума, они забыли важное. Схоластическая философия процветала не после мистики, а одновременно с ней.
Безмятежный греческий храм с плоской крышей и готический собор, неспокойно стремящийся к небесам, выражают две фундаментальные установки ума. Они оказали весьма различное влияние на изобразительное искусство того времени.
Для получения дополнительной информации см.: Греческая архитектура (ок. 900-27 до н.э.); подробнее о средневековом искусстве и ремёслах см.: Средневековое христианское искусство (c.600-1200).
Происхождение готики
Готический стиль как образец для всего западного мира впервые возник во Франции. Только изучая его с самого начала, мы можем понять его, проследить его развитие и изменения в других странах. Во Франции система рыцарства развивалась быстрее, чем где-либо ещё. Язык расцвёл в поэзии, и схоластика преподавалась повсюду, не только в Париже. Франция стояла на вершине западной культуры. Христианское искусство больше не ограничивалось придворными и старыми аристократическими монашескими орденами. Оно стало общим достоянием знати и торгового класса, а также новых орденов францисканских и доминиканских монахов, которые смешались с народом.
В начале новой эры родился новый готический стиль, хотя никто не осознавал этого в то время. Когда аббат Сугер из Сен-Дени в 1140 году начал возводить алтарь своего аббатства, освящённый 11 июня 1144 года перед собранием светских и духовных принцев, он не подозревал, что присутствует при рождении нового стиля. В очень тщательном и подробном отчёте он записал всё: от добычи камня до надписей на превосходных витражах. Пока что не было никакой ссылки на новый стиль. Для людей этого возраста готика была естественным выражением их сущности.
Когда готический стиль после долгого забвения был наконец заново открыт, прошло некоторое время, прежде чем его развитие было полностью понято. Заявление Лефевра-Понталиса в конце XIX века о том, что «готическое искусство целиком берёт своё начало в рёберном своде, который, как зерно кукурузы, содержит зародыш богатого урожая», выразило общее мнение научного позитивизма. Оно было повторено ещё раз в 1922 году. Если это заявление верно, то техническая составляющая больше всего повлияла на происхождение стиля, который должен был прослужить веками и влиять на скульптуру и живопись не меньше, чем на архитектуру.
Можно пойти дальше и упомянуть исламскую остроконечную арку, которую крестоносцы видели на Востоке. Не говоря уже о влиянии, которое арабская литература и арабские гуманитарные науки оказали на Францию того времени. Нельзя отрицать, что в художественном оформлении готическое искусство многим обязано Востоку. Но никто, кто смотрит на готический собор без предрассудков, не сможет объяснить его только с помощью рёберного свода или модели исламского искусства, которая носит не функциональный, а декоративный характер.
Готический архитектурный дизайн
Только в психологических исследованиях нынешнего столетия стал возможен правильный подход к проблеме происхождения готической архитектуры. В течение прошлого столетия было собрано огромное количество деталей. Теперь, после дальнейших исследований, мы имеем чёткое представление о порядке преемственности отдельных зданий и можем в некоторой степени объяснить происхождение готического стиля.
Есть много церквей переходного периода с рёберными сводами или остроконечными арками, которые остаются по сути романскими в концепции. В то время как с другой стороны есть готические церкви, в которых преобладают древние формы. Если мы хотим провести разделительную линию между романской и готической архитектурой, знание отдельных частей менее важно, чем понимание архитектурной концепции в целом.
Церковь Сент-Этьена в Кане, освящённая в 1077 году, демонстрирует в чисто романском смысле направление, которое само по себе было бы достаточно, чтобы начать новый стиль. Огромный западный фасад, построенный около 1080 года, возвышается над незначительной базой, и тенденция, направленная вверх, безошибочна. Но только местами здание отрывается от кубической массы и начинает двигаться. Более интересным, чем собор Анже и цистерцианская церковь Понтиньи, которые в Анжу и Бургундии воплощают раннюю готику, является собор Лаона, начатый около 1165 года. Его фасад ясно показывает, что переход к готике мог осуществляться совершенно независимо от остроконечных арок. Здесь архитектурная тенденция XII века, периода французской ранней готики, выражена с удивительной полнотой. Никакой линии, никакой поверхности больше не существует обособленно, как в романском здании. Если представить себе башни Лаона с высокими восьмиугольными шпилями, то каждый этаж теряет своё очевидное разграничение и, похоже, переходит к следующему. Посредством соединительных звеньев в ткань внедряется ощущение живого движения, которое энергично толкает себя вверх не за один раз, а с повторяющимися усилиями. В то время как диагональные угловые элементы дают наклонные виды, которые бросаются в глаза с любой точки обзора.
К XII веку в Шартрском соборе (1194-1250) и в соборе Нотр-Дам в Париже (1163-1345) был достигнут следующий этап этого логического развития. Собор Реймса, основанный в 1212 году, ещё более свободен и смел по форме. (Примечание: Реймский собор оказал большое влияние на американскую архитектуру: см., например, Римско-католический собор Святого Патрика в Нью-Йорке (1858-88), разработанный Джеймсом Ренвиком, 1818-95.) Наконец, все более ранние тенденции были объединены в Амьенском соборе, построенном в 1218-88 годах. Это самое чистое воплощение готического стиля, которое дало пример «высокой готики», из которой вся Западная Европа могла многому научиться.
Такие чистые формы имеют большое значение для современного наблюдателя, который слишком легко забывает, что целые поколения работали над строительством средневековых церквей. Большинство из них – романские церкви, восстановленные или увеличенные готическими строителями. Таким образом, в Амьене мы видим четырёхцентровые оконные проёмы высоко в левой башне, а большое розовое окно в центре украшено характерным выпуклым рисунком. Прекрасный пример высокой готической формы розового окна находится в трансепте Нотр-Дам. Классическая эпоха «высокой готики» во Франции примерно совпадает с правлением Людовика IX (1226–70). За очень короткое время страна была покрыта новыми соборами, построенными из блестящего белого песчаника. В изменчивости архитектурных масс это искусство достигло предела возможного. Например, Сент-Шапель, Пале-де-ла-Сите, Париж (1241-48), основанная при Людовике IX в 1243 году, – это церковь с одним нефом, пристроенная к церкви с тремя проходами. В её надстройке широкие четырёхсторонние окна почти полностью заменили стену. Для получения дополнительной информации о Сент-Шапель в Париже см.: готическая архитектура в стиле Районнан (1200-1350) – сравните с западным фасадом Сент-Шапель в Винсенне (1379-1480), который иллюстрирует пламенеющую готическую архитектуру (1375-1500).
По сравнению с великолепными новыми церквями в Нормандии и центре Франции, церкви в южной части страны были довольно сдержанными и не впечатляющими. Только в Бургундии небольшая группа церквей приняла готический стиль и передала его в Женеву и в Лозанну, где находится самый прекрасный готический собор в Швейцарии.
После того как готика достигла своего пика во Франции и достигла своего логического апогея, наступила естественная пауза. В Нормандии вновь почувствовался старый, ясный, но довольно трезвый дух страны. Меньше в строительстве великих соборов, подобных тому, что в Руане, чем в новых зданиях в Кутансе и Байё, где находится знаменитый Гобелен Байё (ок. 1075). Буржский собор восходит к 1179 году, но после многих задержек был закончен только в XIV веке. У него есть пять проходов и два внутренних зала, как в алтаре собора Ле-Мана. Внутренние залы выше, чем внешние. Это, конечно, имеет тенденцию разрушать пространственное единство интерьера, но выражает сущность готической системы. Теперь необходимо кратко описать эту систему, чтобы можно было увидеть, как готический стиль, развившийся во Франции, был принят в остальной части Европы.
Особенности готического стиля
Что-то из старого традиционного романского плана собора сохранилось в простой готической церкви. Планировка классических соборов была разработана и усовершенствована до высшей степени. Строительные потребности привели к изменениям. Романская круглая арка требовала очень массивных опор, чтобы выдержать вес стен. Но даже при этом тяга тяжёлого поперечного свода постоянно угрожала вытолкнуть стены из отвеса. Попытка освободить их от нагрузки неизбежно привела к заострённой арке, которая делала линии давления почти вертикальными. Более важной была возможность, заданная заострённой аркой, перекрывать пролёты неравного размера арками одинаковой высоты. Это восстановило свободу, которая была потеряна в романской «связанной» системе. Теперь тиранический квадрат центрального нефа можно было разделить на два прямоугольника, каждый из которых гармонировал с квадратной нишей трансепта. Разница между колоннами аркад и колоннами ниш была отменена; ритм был менее настойчивым, но оркестровка была намного богаче. Тяжёлый свод, который диктовал всю структурную систему романской церкви, был заменён лёгкими соединениями, которые были распределены в виде панелей между пересекающимися рёбрами. Только рёбра, а не весь тяжёлый свод несли груз.
Чтобы не дать стенам вытолкнуться из отвеса, готическое здание на внешних стенах имело прочные контрфорсы, из которых парящие опоры, подобно опорным рычагам, доходили до боковых проходов. Конструкция была установлена снаружи здания, чтобы неф мог свободно подниматься вверх. В романских церквях отношение высоты к ширине составляло 2:1, теперь оно стало 3:1 и даже больше, так что глаз больше не мог охватывать его целиком. У нефа было три или пять проходов, в то время как у трансепта обычно было три. Приделы продолжались вокруг многоугольного алтаря, тщательно продуманный план которого теперь не вызывал проблем, поскольку самые сложные участки могли быть покрыты сводами. Столбы принимают форму скоплений половин и трёх четвертей колонн (так называемых сводчатых валов), так что цилиндрическое ядро почти исчезает. Восходящие части этого кластера, которые поддерживают продольные и поперечные рёбра, являются более прочными, чем другие, в то время как более лёгкие валы соединяются с диагональными рёбрами. Из этих группирующих стеблей камень, кажется, тянется вверх, как растение, так что никто никогда не заметит нисходящую нагрузку.
Чтобы избежать какого-либо веса на внешней стороне готического собора, небольшие острые вершины размещены на возвышающихся контрфорсах. Над четырёхугольным телом столба возвышается пирамидальный шпиль. По углам кладки маленькие ползунки направлены вверх, соединяясь на вершине шпиля в финиале. Иногда украшения имеют форму живых или мифических существ, например, это горгульи. Наибольшая концентрация орнамента – на фасаде. Над воротами, которые повторяют мотив крыши, возвышаются остроконечные фронтоны с их карнизами, а треугольное пространство заполнено готическим узором, наполняющим и обрамляющим остроконечные окна. Именно в «королевских галереях», которые во французской готике часто появляются над дверями, и особенно на их косяковых камнях или кожухах, готические скульпторы проявили своё величайшее мастерство.
Готическая архитектурная скульптура
Чтобы понять готическую скульптуру, мы должны сначала рассмотреть её во Франции. В то время юг Франции всё ещё был богат римской скульптурой (а она полностью зависит от греческой скульптуры), которую скульпторы Сен-Трофим в Арле, Сен-Пьер, Муассак и аббатская церковь Сен-Жиль приняли в качестве исходной модели. Римская практика превращения крыльца в декоративный элемент была намного лучше приспособлена к готике, чем к романскому образу жизни, где автономная кубическая ткань входила только в двери с неглубокими рамами. В готической архитектуре впервые стало возможно увидеть воображение, выраженное в богатстве библейского искусства – в виде рельефной скульптуры – вокруг порталов и дверей.
Во всей Европе, во Франции, как и в Германии, мудрая умеренность стала стандартом аристократической жизни. Несмотря на различия стиля и костюма, пророки, запечатлённые в скульптурах Страсбургского собора, и Девы Крумау со спокойной знатностью делают одинаково сдержанные и торжественные жесты. Человеческое тело, для греков являвшееся выражением души, теперь должно было сдаться идиоме одежды. Тело, которое Франциск Ассизский назвал «братом Ослом», было для готических художников ничтожеством.
С 1250 года во Франции и с 1300 года в Германии церкви в готическом стиле были построены почти полностью светскими архитекторами и каменщиками. Старые корпорации масонов были заменены постоянными гильдиями. Отдельные мастера каменной скульптуры и их ученики иногда отмечали свои работы своими личными знаками, но все они были вдохновлены одним и тем же идеалом. Готическая скульптура может рассматриваться как однородное творение. Хотя фигуры на Нотр-Дам в Париже пострадали во время Французской революции, а в XIX веке были восстановлены Виолле-ле-Дюком, мы можем изучить сравнительно ранний и строгий стиль, связанный со стилем этих фигур, в статуях вокруг двери Амьенского собора, сделанных около 1240 года. Фигура Христа у главного входа, «beau Dieu d’Amiens», напоминает две тысячи фигур и рельефов, больших и маленьких, из Шартра, в большинстве из которых всё ещё сохраняется романская жёсткость. Но именно в главном фасаде Реймского собора, построенного в конце XIII века, французская готическая скульптура достигает своего высшего уровня. Сравните: романская скульптура (1000-1200).
Немецкий готический дизайн
«Высокая» готика, развивавшаяся во Франции, всегда была инородной формой в Германии. Там строительство величайшего памятника готического искусства, Кёльнского собора (1248-1880), фундамент которого был заложен в 1248 году, после завершения алтаря остановилось. Строительство возобновилось в XVI веке, но к 1560 году воля и средства на дальнейшие действия казались исчерпанными. Работа была начата снова в 1862 году, а к 1880 году она была закончена. Его план был разработан в средние века на линиях Амьена и Бове. Интерьер с проникающим в него светом создаёт идеальное впечатление о классическом готическом соборе.
В 1208 году, до начала строительства Кёльнского собора, алтарь Магдебургского собора был построен по французскому образцу. А между 1227 и 1243 годами здание Либфрауенкирхе в Трире было построено в форме круга, пересекаемого крестом, – планировка, сильно отличающаяся от обычного французского плана. На Рейне, в Страсбурге или Фрайбурге, западное влияние всё ещё было очень сильным, но это не прослеживается дальше на восток. Хотя даже там, как часто записывают хроники, церкви строили каменщики, привезённые из Франции.
Благодаря своим кирпичным зданиям, материалу, который требовал более простой формы орнамента и другого расположения стен, северная Германия обогатила готический стиль. Недорогой материал позволил спланировать большие здания, самым ярким примером которого является Мариенбург, который в своём большом банкетном зале демонстрирует непревзойдённое мастерство поздней готики.
С ними и с такими зданиями, как Халленкирхен или церковь Святого Георгия в Динкельсбюле, можно прийти к точке, за которой были созданы новые архитектурные формы.
На фасадах немецких средневековых городов с течением времени готическое восстание постепенно – хотя и не без повторений – утвердилось в спокойном ритме эпохи Возрождения, упрямо придерживаясь готических форм. То же самое было и в Нидерландах, где к концу готического периода во многих богатых торговых городах были возведены богато украшенные ратуши и залы гильдий: длинные здания с эркерами и высокими фронтонами. Высокая, мощно сложенная башня, звонница, вызывающе поднималась над крышами Брюсселя, Брюгге и других городов. Готический стиль покорил весь Север. В 1287 году в Швеции собор Упсалы был построен французским архитектором, в то время как в Норвегии соборы Ставангера и Тронхейма были основаны на принципах английской ранней готики.
Готические формы в Германии выдержали дольше всего в готической скульптуре Германии, в частности, в величественной резьбе по дереву Тильмана Рименшнайдера (1460-1531), который сделал знаменитый алтарь Святой Крови (1499-1504, Ротенбург), Вейт Стосс (1445-1533), наиболее известный благодаря Высокому алтарю церкви Святой Марии в Кракове (1484); и Михаэль Пахер (1435-1498), известный благодаря алтарю Святого Вольфганга (1471-81).
Английский готический стиль
В Англию новый стиль архитектуры пришёл через Нормандию раньше, чем в Германию. Тем не менее именно в английской готической архитектуре новый стиль нашёл свою самую широкую сферу применения. В их удобном смешении церковных зданий с жилыми домами духовенства, в их тихом уединении за защитными стенами и воротами, английские соборы – очаровательная картина средневековья. Они не всегда располагаются в центре города, как на континенте. Часто зелёный погост окружает собор, иногда он примыкает к открытой местности. Следуя старому норманнскому стилю, основа собора с его различными отделами имеет большую длину, а для приёма процессий паломников хор часто расширялся на восточной оконечности.
Готическая система была привезена в Кентербери в 1175 году Уильямом Сенсом, который перестроил местный собор. В раннем английском стиле (1175-1250) остроконечная арка была победоносной, но только в том случае, когда французское влияние было полностью доминирующим, английская тенденция к горизонтальным линиям была подавлена. Собор Солсбери, построенный и завершённый в 1220-58 годах, должен рассматриваться как лучший пример этого стиля. В соборе Уэллса трансепт и неф, а также фасад с его необычайным богатством декоративных фигур по-прежнему относятся к ранней готике, а хор появился в XV веке.
«Высокий готический» или декорированный стиль, 1250-1375, появился в Англии почти на пятьдесят лет позже, чем во Франции. Он справедливо считается английским стилем, поскольку он не имел логического характера французской готики. Он в полной мере раскрыл декоративные детали и стал первым стилем, широко использовавшим плавные линии в ажурном искусстве, а также изящное веерное внешнее декорирование, которое с самого начала XIV века так предпочитали англичане. Это был Ренессанс в стиле поздней готики. Монастырь Глостерского собора является одним из самых совершенных творений такого рода, в котором английское искусство, кажется, предвосхищает ход эволюции и служит отправной точкой для французского стиля Flamboyant, появившегося до 1375 года. Франция, родина готического стиля, имела чему поучиться у нововведений английского архитектурного языка.
В то время как Эксетерский собор, основные части которого были построены в одном и том же стиле, является чистейшим примером английской высокой готики 1327-69 годов, неф Винчестерского собора, восстановленный после 1393 года, с его великолепным сводчатым сводом, эффективно сочленяет свои опоры и глухие галереи на месте готического трифория, представляет собой переход к новому стилю. Четырёхцентровая арка, которая была введена в Англии после 1290 года и до сих пор была преобладающей формой в Винчестерском соборе, была немного уплощена примерно в 1450 году, став «аркой Тюдора» следующего периода, из которых лучшие и самые многочисленные художественные примеры можно увидеть в Вестминстерском аббатстве. Мы вернёмся к этому позже.
Что касается скульптуры, в то время как Англия была тесно связана с Францией, английская готическая скульптура не сильно отличалась от континентальной. Меньшие двери английских соборов заставили разместить на фасадах большие декоративные элементы. В Уэллсе более шестисот фигур избежали иконоборческой ярости пуритан, и они дают чёткое представление об английской скульптуре того периода.
Готический стиль появился в Англии в эпоху архитектуры конца XVIII века как часть «готического вкуса» и более позднего готического возрождения, которое доминировало в большей части викторианской архитектуры (c. 1840–1900).
- Эволюция готической архитектуры: От ранних соборов к поздней готике
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- Кёльнский собор: лучистая готическая архитектура
- Готические соборы
- Ричард Апджон: биография архитектора готического возрождения
- «Мексиканская готика» Сильвии Морено-Гарсиа, краткое содержание
- Готика в живописи
- Архитектура Древнего Рима
- Древнеегипетская архитектура
- Романская архитектура
- История архитектуры
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?