Готический архитектурный стиль (c.1120-1500) читать ~19 мин.
Термин «готика», примененный к стилю позднего средневековья, впервые был использован Джорджо Вазари (1511 – 1574 гг.), наполовину в шутку и наполовину с пренебрежением, так как итальянцы считали, что готы уничтожили красоту классической античности. В этом слове было выражено все отвращение, которое Ренессанс в целом и архитектура Ренессанса в частности, испытывали к средневековым художникам, а также неспособность южного чувства формы понять и сочувствовать северному достижению. Готическая архитектура была развитием северной романской архитектуры и между ними нет четкой разделительной линии. Называть романский стиль – стилем круглых арок, а готический – стилем остроконечных арок – поверхностно.
Для получения дополнительной информации об общей эволюции архитектурного дизайна, см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).
Для краткого обзора художественной деятельности в средние века, пожалуйста, смотрите: Средневековое искусство (c.450-1450).
Архитектурная терминология, см.: Архитектурный словарь.
Чтобы понять природу готического искусства, мы должны вспомнить о постепенном расслоении средневековой культуры. Это началось в монастырях на Западе, где латынь стала языком образованных классов. В течение долгого времени духовенство не решалось осквернить свой пергамент речью простых людей, хотя в 842 году они записали Страсбургскую клятву Людвига Германского, а после 1000 года первые итальянские и испанские наречия появляются в титульных документах.
Романское искусство представляло единство во множественности, но оно могло навязать это единство разнородной культуре только тогда, когда оно поддерживалось двумя силами, которые были тесно связаны с ним, а именно: светской властью Империи с ее духовным освящением и духовным папством, всегда стремящимся к светской власти. Со временем, Церковь стала все более разделяться между монашескими орденами и духовенством, у которого были совершенно другие цели, в то время как светская власть вступила в жестокий конфликт со своими вассалами. Хотя их вера с ее концепцией будущей жизни побуждала людей бояться Бога и спасаться бегством от мира, на практике они часто вели себя откровенно жестоко, но и необузданно чувственно. Позже, Данте выразил сожаление по поводу этого расхождения, которое давно осознали те, кто отказался от мира, чтобы уйти в монастырь или нашел убежище в поэтическом мире сновидений. Герои, красивые женщины, доброжелательные святые – это были благородные и утешительные фигуры, на которые смотрели с восхищением. По мере того, как мир монашеских фантазий сменялся рыцарством, культ Девы Марии, который постоянно рос, тоже изменился: дань уважения придворных подняла Божью Матерь на новый уровень обожаемой любовницы; теперь она стала Доминой, Мадонной.
Трансформация формы, которая произошла в готическом искусстве, отразила изменение всей западной культуры. На смену изолированным романским монастырям и замкам пришли города, в которых развивалось общество, отличное от того, что существовало раньше, но которое все еще придерживалось концепцией христианского мира. В многолюдных городах возникли построенные светскими руками готические соборы, наполненные всеми видами искусства. Хроники и грамоты рассказывают о религиозном порыве, который вдохновлял как дворян, так и простых людей во времена крестовых походов.
То, что им восхищался весь народ, объясняет светский характер готического искусства. Веселый и человеческий реализм заменил старые стилизованные формы. Вместо античных листьев чертополоха, дуба и виноградной лозы появляются декоративные мотивы. Это часть той же самой натуралистической тенденции, которую можно найти в средневековой литературе, которая представляла легенды о Богородице, а также пьесы о чудесах и загадках в реалистичной форме.
В то время как величайшие достижения романского искусства выражали абсолютное подчинение власти, готическое искусство, на его пике, было синтезом позднесредневековой мысли, согласованием между духом и материей, Богом и миром. Когда люди эпохи Просвещения объявили, что схоластическая философия была не чем иным, как попыткой провести верблюда веры через иглу разума, они забыли, что схоластическая философия процветала не после мистики, а одновременно с ней.
Безмятежный греческий храм с плоской крышей и готический собор, неспокойно стремящийся к небесам, выражают две фундаментальные установки ума, которые оказали весьма различное влияние на изобразительное искусство того времени.
Для получения дополнительной информации см.: Греческая архитектура (ок. 900-27 до н.э.); Подробнее о средневековом искусстве и ремеслах см.: Средневековое христианское искусство (c.600-1200).
Происхождение готики
Готический стиль, как образец для всего западного мира, впервые возник во Франции и только изучая его с самого начала, мы можем понять его, проследить его развитие и проследить за его изменениями в других странах. Во Франции система рыцарства развивалась быстрее, чем где-либо еще. Язык расцвел в поэзии и схоластика преподавалась повсюду, не только в Париже; Франция стояла на вершине западной культуры. Христианское искусство больше не ограничивалось придворными и старыми аристократическими монашескими орденами, но стало общим достоянием знати и торгового класса, а также новых орденов францисканских и доминиканских монахов, которые смешались с народом.
В начале новой эры родился новый готический стиль, хотя никто не осознавал этого в то время. Когда аббат Сугер из Сен-Дени в 1140 году начал возводить алтарь своего аббатства, освященный 11 июня 1144 года перед собранием светских и духовных принцев, он не подозревал, что присутствовал при рождении нового стиля. В очень тщательном и подробном отчете он записал все: от добычи камня до надписей на превосходных витражах. Пока что не было никакой ссылки на новый стиль. Для людей этого возраста готика была естественным выражением их сущности.
Когда готический стиль, после долгого забвения, был, наконец, заново открыт, прошло некоторое время, прежде чем его развитие было полностью понято. Заявление Лефевра-Понталиса в конце 19-го века о том, что «готическое искусство целиком берет свое начало в ребристом своде, который, как зерно кукурузы, содержит зародыш богатого урожая», выразил общее мнение научного позитивизма, было повторено еще раз в 1922 году. Если это заявление верно, то техническая составляющая больше всего повлияла на происхождение стиля, который должен был прослужить веками и влиять на скульптуру и живопись не меньше, чем на архитектуру.
Можно пойти дальше и упомянуть исламскую остроконечную арку, которую крестоносцы видели на Востоке, не говоря уже о влиянии, которое арабская литература и арабские гуманитарные науки оказали на Франции того времени. Нельзя отрицать, что в художественном оформлении готическое искусство многим обязано Востоку, но никто, кто смотрит на готический собор без предрассудков, не сможет объяснить его с помощью ребристого хранилища или модели исламского искусства, которая не функциональна, но декоративна.
Готический Архитектурный Дизайн
Только в психологических исследованиях нынешнего столетия стал возможен правильный подход к проблеме происхождения готической архитектуры. В течение прошлого столетия было собрано огромное количество деталей и теперь, после дальнейших исследований, мы имеем четкое представление о порядке преемственности отдельных зданий и можем в некоторой степени объяснить происхождение готического стиля.
Есть много церквей переходного периода с плавными сводами или остроконечными арками, которые остаются по сути романскими в концепции; в то время как с другой стороны есть готические церкви, которых преобладают в себя древние формы. Если мы хотим провести разделительную линию между романской и готической архитектурой, знание отдельных частей менее важно, чем понимание архитектурной концепции в целом.
Церковь Сент-Этьена в Кане, освященная в 1077 году, демонстрирует в чисто романском смысле направление, которое само по себе было бы достаточно, чтобы начать новый стиль. Огромный западный фронт, построенный около 1080 года, возвышается над незначительной базой, и тенденция, направленная вверх, безошибочна. Но только местами здание отрывается от кубической массы и начинает двигаться. Более интересным, чем собор Анже и цистерцианская церковь Понтиньи, которые в Анжу и Бургундии воплощают раннюю готику, является собор Лаона, начатый около 1165 года. Его фасад ясно показывает, что переход к готике мог осуществляться совершенно независимо от остроконечных арок. Здесь архитектурная тенденция 12 века, периода французской ранней готики, выражена с удивительной полнотой. Никакой линии, никакой поверхности больше не существует обособленно, как в романском здании. Если представить себе башни Лаона с высокими восьмиугольными шпилями, то каждый этаж теряет свое очевидное разграничение и, похоже, переходит к следующему. Посредством соединительных звеньев в ткань внедряется ощущение живого движения, которое энергично толкает себя вверх, не за один раз, а с повторяющимися усилиями, в то время как диагональные угловые элементы дают наклонные виды, которые бросаются в глаза с любой точки обзора.
К 12 веку в Шартрском соборе (1194-1250) и в соборе Нотр-Дам в Париже (1163-1345) был достигнут следующий этап этого логического развития. Собор Реймса, основанный в 1212 году, еще более свободен и смел по форме. (Примечание: Реймский собор оказал большое влияние на американскую архитектуру : см., Например, Римско-католический собор Святого Патрика в Нью-Йорке (1858-88), разработанный Джеймсом Ренвиком, 1818-95.) Наконец, все более ранние тенденции были объединены в Амьенский собор, построенный в 1218-88 годах. Это самое чистое воплощение готического стиля, которое дало пример «высокой готики», из которой вся Западная Европа могла многому научиться.
Такие чистые формы имеют большое значение для современного наблюдателя, который слишком легко забывает, что целые поколения работали над строительством средневековых церквей, большинство из которых – романские церкви, восстановленные или увеличенные готическими строителями. Таким образом, в Амьене мы видим четырехцентровые оконные проемы высоко в левой башне, а большое розовое окно в центре украшено характерным выпуклым рисунком. Прекрасный пример высокой готической формы розового окна находится в трансепте Нотр-Дам. Классическая эпоха «высокой готики» во Франции примерно совпадает с правлением Людовика IX (1226 – 70). За очень короткое время страна была покрыта новыми соборами, построенными из блестящего белого песчаника. В волатильности архитектурных масс это искусство достигло предела возможного. Например, Sainte Chapelle, Palais de la Cite, Paris (1241-48), основанная при Людовике IX в 1243 году, – это церковь с одним нефом, пристроенная к церкви с тремя проходами. В его надстройке широкие четырехсторонние окна почти полностью заменили стену. Для получения дополнительной информации о Сент-Шапель в Париже см.: готическая архитектура в стиле Районнант (1200-1350) – сравните с западным фасадом Сент-Шапель в Винсенне (1379-1480), который иллюстрирует яркую готическую архитектуру (1375-1500).
По сравнению с великолепными новыми церквями в Нормандии и центре Франции, церкви в южной части страны были довольно холодными и не впечатляющими. Только в Бургундии небольшая группа церквей приняла готический стиль и передала его в Женеву и в Лозанну, где находится самый прекрасный готический собор в Швейцарии.
После того, как готика достигла своего пика во Франции и достигла своего логического апогея, наступила естественная пауза. В Нормандии вновь почуствовался старый, ясный, но довольно трезвый дух страны, меньше в строительстве великих соборов, подобных тому, что в Руане, чем в новых зданиях в Кутансе и Байе, где находится знаменитый Гобелен Байе (ок. 1075). Буржский собор восходит к 1179 году, но после многих задержек был закончен только в четырнадцатом веке. У него есть пять проходов и два внутренних зала, как в алтаре собора Ле-Мана, внутренние залы выше, чем внешние. Это, конечно, имеет тенденцию разрушать пространственное единство интерьера, но выражает сущность готической системы. Теперь необходимо кратко описать эту систему, чтобы можно было увидеть, как готический стиль, развившийся во Франции, был принят в остальной части Европы.
Особенности готического стиля
Что-то из старого традиционного романского плана собора сохранилось в простой готической церкви. Планировка классических соборов была разработана и усовершенствована до высшей степени. Строительные потребности привели к изменениям. Романская круглая арка требовала очень массивных опор, чтобы выдержать вес стен, но даже при этом тяга тяжелого поперечного свода постоянно угрожала вытолкнуть стены из отвеса. Попытка освободить их от нагрузки неизбежно привела к заостренной арке, которая делала линии давления почти вертикальными. Более важной была возможность, заданная заостренной аркой, перекрывать пролеты неравного размера арками одинаковой высоты. Это восстановило свободу, которая была потеряна в романской «вовлеченной» системе. Теперь тиранический квадрат центрального нефа можно разделить на два прямоугольника, каждый из которых гармонирует с квадратной нишей трансепта. Разница между колоннами аркад и колоннами ниш была отменена; ритм был менее настойчивым, но оркестровка была намного богаче. Тяжелый свод, который продиктовал всю структурную систему романской церкви, был заменен легкими соединениями, которые были распределены в виде панелей между пересекающимися ребрами. Только ребра, а не весь тяжелый свод несли груз.
Чтобы не дать стенам вытолкнуться из отвеса, готическое здание на внешних стенах имело прочные контр-колонны, из которых парящие опоры, подобно опорным рычагам, доходили до боковых проходов. Конструкция была установлена снаружи здания, чтобы неф мог свободно подниматься вверх. В романских церквях отношение высоты к ширине составляло 2: 1, теперь оно стало 3: 1 и даже больше, так что глаз больше не мог принимать его. У нефа было три или пять проходов, в то время как у трансепта обычно было три. Приделы продолжались вокруг многоугольного алтаря, тщательно продуманный план которого теперь не вызывал проблем, поскольку самые сложные участки могли быть покрыты сводами. Столбы принимают форму скоплений половин и трех четвертей колонн (так называемых сводчатых валов), так что цилиндрическое ядро почти исчезает. Восходящие части этого кластера, которые поддерживают продольные и поперечные ребра, являются более прочными, чем другие, в то время как более легкие валы соединяются с диагональными ребрами. Из этих группирующих стеблей камень, кажется, тянется вверх, как растение, так что никто никогда не заметит нисходящую нагрузку.
Чтобы избежать какого-либо веса на внешней стороне готического собора, небольшие острые вершины размещены на возвышающихся контрфорсах. Над четырехугольным телом столба возвышается пирамидальный шпиль. По углам кладки маленькие ползунки направлены вверх, соединяясь, на вершине шпиля, в финиле. Иногда украшения имеют форму живых или мифических существ, например, это горгульи. Наибольшая концентрация орнамента на фасаде. Над воротами, которые повторяют мотив крыши, возвышаются остроконечные фронтоны с их карнизами, а треугольное пространство заполнено готическим узором, наполняющим и обрамляющим остроконечные окна. Именно в «королевских галереях», которые во французской готике часто появляются над дверями, и особенно на их косяковых камнях или кожухах, готические скульпторы проявили свое величайшее мастерство.
Готическая Архитектурная Скульптура
Чтобы понять готическую скульптуру, мы должны сначала рассмотреть ее во Франции. В то время юг Франции все еще был богат римской скульптурой (а она полностью зависит от греческой скульптуры ) , которую скульпторы Сен-Трофим в Арле, Сен-Пьер, Муассак и аббатская церковь Сен-Жиль приняли в каччестве исходной модели. Римская практика превращения крыльца в декоративный элемент была намного лучше приспособлена к готике, чем к романскому образу жизни, где автономная кубическая ткань входила только в двери с неглубокими рамами. В готической архитектуре впервые было возможно увидеть воображение, выраженное в богатстве библейского искусства – в виде рельефной скульптуры – вокруг порталов и дверей.
Во всей Европе, во Франции, как и в Германии, мудрая умеренность стала стандартом аристократической жизни. Несмотря на различия стиля и костюма, пророки запечатленные в скульпутрах Страсбургского Собора и Девы Крумау со спокойной знатью делают одинаково сдержанные и торжественные жесты. Человеческое тело, для греков являющееся выражением души, теперь должно было сдаться идиоме одежды. Тело, которое Франциск Ассизский назвал братом Ассом, было для готических художников ничтожеством.
С 1250 года во Франции и с 1300 года в Германии, церкви в готическом стиле были построены почти полностью светскими архитекторами и каменщиками. Старые корпорации масонов были заменены постоянными гильдиями. Отдельные мастера каменной скульптуры и их ученики иногда отмечали свои работы своими личными знаками, но все они были вдохновлены одним и тем же идеалом. Готическая скульптура может рассматриваться как однородное творение. Хотя фигуры на Нотр-Даме в Париже пострадали во время Французской революции, а в 19 веке были восстановлены Виолье-ле-Дюком, мы можем изучить сравнительно ранний и строгий стиль, связанный со стилем этих фигур, в статуях вокруг двери Амьенского собора, сделанных около 1240 года. Фигура Христа у главного входа, «beau Dieu d’Amiens», напоминает две тысячи фигур и рельефов, больших и маленьких, из Шартра, в большинстве из которых все еще сохраняется римская жесткость. Но именно в главном фасаде Реймского собора, построенного в конце тринадцатого века, французская готическая скульптура достигает своего высшего уровня. Сравните: романская скульптура (1000-1200).
Немецкий готический дизайн
«Высокая» готика, развивавшаяся во Франции, всегда была инородной формой в Германии; там строительство величайшего памятника готического искусства, Кёльнского собора (1248-1880), фундамент которого был заложен в 1248 году, после завершения алтаря остановилось. Строительство возобновилось в шестнадцатом веке, но к 1560 году воля и средства на дальнейшие действия казались исчерпаными. Работа была начата снова в 1862 году, а к 1880 году она была закончена. Его план местности был разработан в средние века на линиях Амьена и Бове. Интерьер с проникающим в него светом создает идеальное впечатление о классическом готическом соборе.
В 1208 году, до начала строительства Кёльнского собора, алтарь Магдебургского собора был построен по французскому образцу, а между 1227 и 1243 годами здание Либфрауенкирхе в Трире было построено в форме круга, пересекаемого крестом, планировка сильно отличающаяся от обычного французского плана. На Рейне, в Страсбурге или Фрайбурге, западное влияние все еще было очень сильным, но это не прослеживается дальше на восток, хотя даже там, как часто записывают хроники, церкви строили каменщики, привезенные из Франции.
Благодаря своим кирпичным зданиям, материалу, который требовал более простой формы орнамента и другого расположения стен, северная Германия обогатила готический стиль. Недорогой материал позволил спланировать большие здания, самым ярким примером которого является Мариенбург, который в своем большом банкетном зале демонстрирует непревзойденное мастерство поздней готики.
С ними и с такими зданиями, как Халленкирхен или церковь Святого Георгия в Динкельсбюле, можно прийти к точке, за которой были созданы новые архитектурные формы.
На фасадах немецких средневековых городов с течением времени готическое восстание постепенно – хотя и не без повторений – утвердилось в спокойном ритме эпохи Возрождения, упрямо придерживаясь готических форм. То же самое было и в Нидерландах, где к концу готического периода во многих богатых торговых городах были возведены богато украшенные ратуши и залы гильдий: длинные здания с эркерами и высокими фронтонами. Высокая, мощно сложенная башня, звонница, вызывающе поднималась над крышами Брюсселя, Брюгге и других городов. Готический стиль покорил весь Север. В 1287 году в Швеции собор Упсалы был построен французским архитектором, в то время как в Норвегии соборы Ставангера и Тронхейма были основаны на принципах английской ранней готики.
ПРИМЕЧАНИЕ: готические формы в Германии выдержали дольше всего в готической скульптуре Германии, в частности, в величественной резьбе по дереву Тильмана Рименшнайдера (1460-1531), который сделал знаменитый алтарь Святой Крови (1499-1504, Ротенбург), Вейт Стосс (1445-1533), наиболее известный благодаря Высокому алтарю церкви Святой Марии в Кракове (1484); и Майкл Пахер (1435-98), известный благодаря алтарю Святого Вольфганга (1471-81).
Английский готический стиль
В Англию новый стиль архитектуры пришел через Нормандию раньше, чем в Германию. Тем не менее, именно в английской готической архитектуре новый стиль нашел свою самую широкую сферу применения. В их удобном смешении церковных зданий с жилыми домами духовенства, в их тихом уединении за защитными стенами и воротами, английские соборы – очаровательная картина средневековья. Они не всегда располагаются в центре города, как на континенте, часто зелёный погост окружает собор, иногда он примыкает к открытой местности. Следуя старому норманнскому стилю, основа собора с его различными отделами имеет большую длину, а для приема процессий паломников хор часто расширялся на восточной оконечности.
Готическая система была привезена в Кентербери в 1175 году Уильямом Сенсом, который перестроил местный собор. В раннем английском стиле (1175-1250) остроконечная арка была победоносной, но только в том случае, когда французское влияние было полностью доминирующим, английская тенденция к горизонтальным линиям была подавлена. Собор Солсбери, построенный и завершенный в 1220-58 годах, должен рассматриваться как лучший пример этого стиля. В соборе Уэллса трансепт и неф, а также фасад с его необычайным богатством декоративных фигур по-прежнему относятся к ранней готике, а хор появился в 15-м веке.
«Высокий готический» или декорированный стиль, 1250-1375, появился в Англии почти на пятьдесят лет позже, чем во Франции. Он справедливо считается английским стилем, поскольку он не имел логического характера французской готики; он в полной мере раскрыл декоративные детали и стал первым стилем, широко использовавшим плавные линии в ажурном искусстве, а также изящное веерное внешнее декорирование, которое с самого начала 14-го века так предпочитали англичане, Ренессанс в стиле поздней готики. Монастырь Глостерский собор является одним из самых совершенных творений такого рода, в котором английское искусство, кажется, предвосхищает ход эволюции и служит отправной точкой для французского стиля Flamboyant, появившегося до 1375 года. Франция, родина готического стиля, имела чему поучиться у нововведений английского архитектурного языка.
В то время как Эксетерский собор, основные части которого были построены в одном и том же стиле, является чистейшим примером английской высокой готики 1327-69 годов, неф Винчестерского собора, восстановленный после 1393 года, с его великолепным сводчатым сводом, эффективно сочленяет свои опоры и глухие галереи на месте готического трифория, представляет собой переход к новому стилю. Четырехцентровая арка, которая была введена в Англии после 1290 года и до сих пор была преобладающей формой в Винчестерском соборе, была немного уплощена примерно в 1450 году, став «аркой Тудора» следующего периода, из которых лучшие и самые многочисленные художественные примеры можно увидеть в Вестминстерском аббатстве. Мы вернемся к этому позже.
Что касается скульптуры, в то время как Англия была тесно связана с Францией, английская готическая скульптура не сильно отличалась от континентальной. Меньшие двери английских соборов заставили разместить на фасадах большие декоративные элементы. В Уэллсе более шестисот фигур избежали иконоборческой ярости пуритан и они дают четкое представление об английской скульптуре того периода.
Готический стиль появился в Англии в эпоху архитектуры конца 18-го века как часть «готического вкуса» и более позднего готического возрождения, которое доминировало в большей части викторианской архитектуры (c. 1840 – 1900).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?