Греческая архитектура:
история читать ~35 мин.
Архитектура Древней Греции — это зодчество, возникшее на материковой Греции, на островах Эгейского моря и в греческих колониях в Малой Азии (современная Турция), Сицилии и Италии в период примерно с 900 по 27 год до н.э. Как, возможно, величайшая форма греческого искусства, она наиболее известна своими каменными храмами (появившимися около 600 года до н.э.). Яркими примерами служат Храм Геры I в Пестуме (Италия); Парфенон, Эрехтейон и храм Афины Ники на Акрополе в Афинах; а также Храм Зевса Олимпийского у подножия Акрополя. Кроме храмов и алтарей, греческие зодчие, среди которых были одни из величайших архитекторов классической античности, известны проектами театров (около 350 года до н.э. и позднее), городских площадей, стадионов и монументальных гробниц, таких как Мавзолей в Галикарнасе (около 353 года до н.э.), Турция. Подобно греческой скульптуре, архитектуру Греции традиционно делят на три периода: архаический (около 650–480 гг. до н.э.), классический (около 480–323 гг. до н.э.) и эллинистический (около 323–27 гг. до н.э.).
Греческая архитектура: в чём её значение?
Греческая архитектура важна по нескольким причинам:
Благодаря своей логике и порядку. Логика и порядок лежат в самой основе греческой архитектуры. Эллины планировали свои храмы в соответствии со строгой схемой, которая основывалась сначала на функции, а затем на продуманной системе скульптурного декора. Математика определяла симметрию, гармонию и визуальную привлекательность. В этом смысле ничего подобного в архитектуре прежде не существовало. Египетская пирамида была ранней попыткой монументального строительства, но именно греческое зодчество стало первым ясным и сильным выражением рационального национального архитектурного кредо. Это высший пример работы интеллекта, направленной на создание единого эстетического эффекта. Греческие архитекторы использовали точные математические расчёты для определения высоты, ширины и других характеристик элементов зданий. Эти пропорции могли незначительно изменяться, а отдельные элементы (колонны, капители, опорная платформа) — сужаться или изгибаться для создания оптимального визуального эффекта, как если бы здание было единым скульптурным произведением.
Благодаря созданию классических «ордеров», а именно дорического, ионического и коринфского, которые различаются по типу колонн, капителей и антаблемента.
Благодаря изысканной архитектурной скульптуре. Архитекторы поручали скульпторам создание фризов, статуй и других скульптурных украшений, красота которых редко, если вообще когда-либо, была превзойдена в истории искусства.
Благодаря её влиянию на другие школы. Хотя греческие архитекторы редко выходили за рамки простой стоечно-балочной системы и не достигли инженерных высот (арка, свод), разработанных в римской архитектуре, им удалось создать самые прекрасные монументальные сооружения Древнего мира. Их формулы, разработанные ещё в 550 году до н.э., заложили основу для архитектуры эпохи Возрождения и неоклассицизма и оказали огромное влияние на пропорции, стиль и эстетику XVIII – XIX веков. Современные архитекторы также испытали влияние греческих архитектурных форм. Например, Луис Салливан (1856–1924), ведущий деятель Первой чикагской школы, основывал проекты некоторых своих небоскрёбов на греческом принципе трёхчастного деления (основание, ствол и капитель), используя вертикальные полосы (напоминающие каннелюры греческих колонн), чтобы направить взгляд вверх.
Происхождение
Истоки греческого архитектурного дизайна следует искать не в различных направлениях эгейского искусства, таких как минойское или микенское, а в культурах Востока. Их влияние распространялось через греческие поселения на побережье Малой Азии (Турция), а оттуда — в саму Элладу.
Начиная с геометрического периода (900–725 гг. до н.э.) главной задачей греческого архитектора было проектирование храмов в честь одного или нескольких божеств. Фактически до V века до н.э. это было его практически единственной заботой. Храм был просто домом (ойкос) для божества, которое представляла его культовая статуя. Большинство фундаментов геометрической эпохи свидетельствуют о том, что храмы имели простую прямоугольную форму. Согласно керамическим моделям (например, модели VIII века, найденной в святилище Геры близ Аргоса), они строились из бутового камня и сырцового кирпича с деревянными балками и имели соломенную или плоскую глиняную крышу.
К 700 году до н.э. на смену плоской крыше пришла скатная, покрытая обожжённой глиняной черепицей. Внутренняя планировка была заимствована у мегарона — парадного зала микенского дворца. Главное помещение храма, где находилась статуя бога или богов, которым было посвящено здание, называлось целла или наос. (Подробнее об истории греческой архитектуры см.: Древнегреческое искусство: около 650–27 гг. до н.э.).
Развитие каменной архитектуры
Примерно до 650 года до н.э., в середине периода ориентализации (725–600 гг. до н.э.), храмы из тёсаного камня не строились. Однако с 650 года до н.э. возобновились торговые и культурные контакты между Грецией и Ближним Востоком, включая Египет с его развитой каменной архитектурой. (См.: Древнеегипетская архитектура.) В результате греческие архитекторы и каменотёсы познакомились с египетскими каменными зданиями и методами строительства, в том числе с приёмами Имхотепа, что открыло путь для монументальной архитектуры и скульптуры в Греции.
Этот процесс перехода к каменному зодчеству предполагал замену деревянных конструкций каменными. Известняк обычно использовался для колонн и стен, терракота — для кровельной черепицы, а мрамор — для декоративных элементов. Это был постепенный процесс, начавшийся во второй половине VII века до н.э. Некоторые сооружения, такие как храм в Термосе, сочетали в себе дерево, обожжённую глину и камень.
Строительный дизайн в Древнем Египте
Ранняя египетская архитектура (около 3100–2181 гг. до н.э.).
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650 гг. до н.э.).
Египетская архитектура Нового царства (1550-1069 гг. до н.э.).
Поздняя египетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
В то же время переход от кирпича и дерева к более долговечному камню побудил греческих архитекторов разработать базовый архитектурный канон для храмов и других общественных зданий. Этот первый канон, известный как дорический ордер, установил свод правил относительно характеристик и размеров колонн, антаблемента и декоративного убранства. Позднее появились ионический ордер (с 600 года до н.э.) и коринфский ордер (с 450 года до н.э.).
Типы построек
В отличие от своих минойских и микенских предков, древние греки не имели царской власти и потому не нуждались во дворцах. Их архитектура была сосредоточена на общественных зданиях: храмах, включая их малый круглый вариант (толос); центральных рыночных площадях (агора) с крытыми колоннадами (стоя); монументальных воротах или парадных входах (пропилеи); зданиях совета (булевтерий); театрах под открытым небом; гимнасиях (палестра); ипподромах (для конных скачек); стадионах (для лёгкой атлетики) и монументальных гробницах (мавзолей). Но из всех этих построек именно храм лучше всего отражает суть греческого дизайна.
Греческий храм
За исключением круглого толоса, большинство греческих храмов были продолговатыми, примерно вдвое длиннее своей ширины. В основном они были небольшими (9–30 метров в длину), хотя некоторые превышали 90 метров в длину и 45 метров в ширину. (Для сравнения, размеры Парфенона — 70 метров в длину и 31 метр в ширину.) Типичный прямоугольный план включал колоннаду (перистиль) со всех четырёх сторон, парадное крыльцо (пронаос) и заднее крыльцо (опистодом). Стены храма обычно возводили из сырцового кирпича, а колонны, как правило, вырезали из известняка. Антаблемент (верхняя часть фасада) обычно был каменным и оформлялся в соответствии с выбранным ордером (дорическим или ионическим), а для его декоративного убранства использовался мрамор.
Внутреннее пространство греческого храма обычно состояло из святилища (целла или наос), где находилась культовая статуя, а иногда и одной или двух прихожих, которые служили сокровищницами для хранения пожертвований верующих: денег, драгоценных предметов и оружия.
Примечание. Для краткого сравнения языческого греческого храма и христианской церкви см.: Раннехристианское искусство (150–1100).
Планировка
Планировка внутреннего святилища, других помещений (если они были) и окружающих колонн обычно следовала одному из пяти основных типов, описанных ниже.
Если вход в целлу обрамляла пара колонн в торцах стен, здание называлось «храм в антах» (templum in antis). «In antis» означает «между выступами стен». (Пример: Сокровищница сифнийцев, Дельфы, 525 г. до н.э.; или Храм Геры, Олимпия, 590 г. до н.э.)
Если входу предшествовал портик из колонн по всей его ширине, здание называлось простиль. (Пример: Храм B, Селинунт, Сицилия, ок. 600-550 г. до н.э.)
Если портик с колоннами был не только спереди, но и сзади целлы, здание называлось амфипростиль. (Пример: Храм Афины Ники, Афины, 425 г. до н.э.; или более поздний Храм Венеры и Ромы, Рим, 141 г. н.э.)
Если колоннада окружала всё здание, это был храм-периптер (peripteros). (Пример: Парфенон, Афины, 447–437 гг. до н.э.)
Если колоннада вокруг здания состояла из двойного ряда колонн, это был храм-диптер (dipteros). (Пример: Герайон на Самосе, 550 г. до н.э.; или Храм Аполлона в Дидиме, Малая Азия, 313 г. до н.э.)
Основание и стены
Храм строился на каменном основании (крепидома), которое возвышало его над окружающей землёй. Основание обычно состояло из трёх ступеней: самая верхняя ступень — «стилобат», а две нижние — «стереобат». Как и Парфенон, большинство храмов имеют трёхступенчатое основание, хотя у храма Зевса в Олимпии их два, а у храма Аполлона в Дидиме — шесть. В процессе перехода к каменному строительству (650–600 гг. до н.э.) храмы стали возводить со стенами из камня, в основном из местного бута, иногда дополненного высококачественной кладкой из тёсаных блоков. Внутри храма внутреннее святилище (целла или наос) и прихожие (если они были) также делались из камня.
Крыша
Все ранние храмы имели плоскую соломенную крышу, поддерживаемую колоннами (гипостиль). Но как только стены стали каменными и, следовательно, могли выдерживать более тяжёлую нагрузку, храмы получили слегка наклонную крышу, покрытую керамической терракотовой черепицей. Отдельные черепицы могли достигать метра в длину и весить до 36 килограммов.
Колонна и балка
Греческие архитекторы и инженеры знали и «арку» (см., например, пешеходный мост на Родосе IV века до н.э.), и «свод» (консольный и цилиндрический), но редко использовали их в своих сооружениях. Вместо этого они предпочитали стоечно-балочную систему, где вертикальные опоры (колонны) поддерживают горизонтальные балки (архитравы). Этот метод, известный как трабейная или архитравная конструкция, восходит к древнейшим временам, когда храмы строили из дерева и глины, а позже был применён к каменным опорам и балкам. Однако этот способ перекрытия пространства оставался относительно примитивным, поскольку требовал большого количества поддерживающих колонн.
Сами каменные колонны обычно состояли из ряда цельных каменных «барабанов», установленных один на другой без раствора, но иногда соединённых внутри бронзовыми штырями. Диаметр колонн обычно уменьшается от основания к вершине. Чтобы исправить оптическую иллюзию вогнутости, греческие архитекторы придавали колоннам небольшое утолщение в средней части — этот архитектурный приём известен как «энтазис».
Каждая колонна состоит из фуста (ствола) и капители; у некоторых также есть база (основание). Ствол может быть украшен вертикальными желобками, которые называются каннелюрами. Капитель состоит из двух частей: округлой нижней части (эхин), над которой находится квадратная плита (абака). Внешний вид эхина и абаки варьируется в зависимости от стилистического «ордера», использованного при строительстве храма. Капители дорического ордера более простые и строгие, в то время как капители ионического и коринфского ордеров — более изысканно украшены.
Антаблемент и фронтон
Колонны храма поддерживают двухъярусную горизонтальную конструкцию: «антаблемент» и «фронтон». Антаблемент — это нижний ярус, основная несущая конструкция, которая поддерживает крышу и опоясывает всё здание. Он состоит из трёх частей. Самая нижняя часть — архитрав, состоящий из ряда каменных балок, перекрывающих пространство между колоннами. Каждый стык балок находится точно над центром каждой капители. Средняя часть — это «фриз», состоящий из широкой горизонтальной полосы рельефной скульптуры. В ионических и коринфских храмах фриз сплошной, а в дорических храмах он состоит из чередующихся секций: скульптурных панелей (метоп) и прямоугольных блоков с вертикальными нарезками (триглифов). Верхняя часть антаблемента, расположенная непосредственно под крышей, — это «карниз», который нависает над фризом и защищает его от осадков.
Второй ярус — это фронтон, неглубокая треугольная конструкция, венчающая торцевые фасады здания. Традиционно в этом треугольном пространстве (тимпане) располагались самые важные скульптурные рельефы на внешней стороне здания.
Как строились каменные храмы
Проектирование и строительство греческих храмов зависели прежде всего от доступного местного сырья. Хотя в Древней Греции было мало лесов, она была богата известняком, который легко поддавался обработке. Кроме того, на материке и на островах Парос и Наксос имелись большие запасы высококачественного белого мрамора для архитектурного и скульптурного декора. Наконец, месторождения глины, используемой для черепицы и архитектурных украшений, были легко доступны по всей стране, особенно в окрестностях Афин.
Однако добыча и транспортировка камня были дорогостоящими и трудоёмкими и обычно составляли большую часть затрат на строительство храма. Только богатство, накопленное Афинами после победы в греко-персидских войнах, позволило Периклу (495–429 до н.э.) построить Парфенон (447–422 до н.э.) и другие каменные памятники на Акрополе. В некоторых случаях более старые каменные сооружения разбирали ради мрамора и других ценных материалов.
Обычно каждый строительный проект разрабатывался и контролировался архитектором, который следил за всеми аспектами работ. Он выбирал камень, руководил его добычей и мастерами, которые вырезали и придавали ему форму в карьере. На строительной площадке каменотёсы выполняли окончательную точную подгонку, чтобы каждый каменный блок идеально вставал на своё место без использования раствора. После этого рабочие поднимали каждый блок и устанавливали его. Архитектор также руководил профессиональными скульпторами, вырезавшими рельефы на фризе, метопах и фронтонах, а также художниками, которые расписывали скульптуры и различные архитектурные элементы здания.
Следует помнить, что греки регулярно расписывали свои мраморные храмы. Судя по всему, они не просто раскрашивали их, но и использовали для этого яркие цвета, щедро применяя красный, синий и золотой. Вероятно, существовала определённая система, связывающая цвет и структуру: несущие элементы оставались чёткими и выделяющимися, нижние части окрашивались минимально, а верхние части, особенно скульптурные украшения, расцветали красками. Однако все свидетельства этого давно исчезли. См. также: Греческая живопись: классический период и Греческая живопись: эллинистический период.
Ордеры греческой архитектуры
Древнегреческая архитектура разработала три основных «ордера»: дорический, ионический и коринфский. Эти ордеры представляли собой свод правил, касающихся проектирования и строительства храмов и подобных зданий. Эти правила регулировали форму, детали, пропорции всего здания, а также соотношения размеров колонн, капителей, антаблемента, фронтонов и стилобата.
Возьмём, к примеру, пропорции, которые имеют решающее значение для общего вида здания, особенно культового храма. Дорический ордер предписывал, что высота колонны должна быть в пять с половиной раз больше её диаметра, в то время как ионический ордер устанавливал более изящное соотношение — девять к одному.
При этом древнегреческие архитекторы очень прагматично подходили к правилам пропорций. Когда дело доходило до математики архитектурного проекта, они руководствовались прежде всего внешним видом. Другими словами, если правильные математические пропорции выглядели неверно, они их изменяли! Они относились к храму как скульптор к статуе: он должен был выглядеть идеально со всех сторон. Поэтому они могли добавить немного ширины здесь, немного высоты там, и так далее, пока строение не достигало визуального совершенства. В результате размеры дорических и ионических храмов могут сильно различаться, поэтому не стоит воспринимать измерения и соотношения, указанные ниже, слишком буквально.
История греческих архитектурных ордеров
Исторически два ранних ордера, дорический и ионический, имеют параллели, если не прямые заимствования, в архитектуре Египта, Месопотамии и Персии. Более строгий из двух, дорический, сохраняет примитивную тяжесть и производит впечатление мощной устойчивости. Он был излюбленным ордером греческих строителей в архаический период (около 650–480 гг. до н.э.), стандартом в греческих колониях на Сицилии и в Италии и был выбран для Парфенона. Но в IV веке он уступил место более декоративным типам. Дорическая колонна и капитель мало чем отличаются от тех, что можно увидеть в египетских гробницах в Бени-Хасане, хотя нет необходимости делать вывод о прямом копировании. (См. также: Египетское искусство: 3100-395 гг. до н.э.; Месопотамское искусство: 4500-539 гг. до н.э.; и Древнеперсидское искусство: 3500-330 гг. до н.э.)
В то же время более изящный и лёгкий ионический ордер имеет слишком много параллелей в зодчестве Востока, чтобы не признать его заимствованным. Вероятно, египетская капитель в виде лотоса нашла отклик в Месопотамии. Ионическая культура развивалась раньше, чем культура материковой Греции, отчасти из-за влияния ассирийского искусства (около 1500–612 гг. до н.э.). Когда ионийцы преобразовали эти влияния во что-то своё, они передали это наследие афинянам, своим кровным братьям.
Так или иначе, строгий дорический ордер появился на материковой части Греции в доархаический период и распространился оттуда в Италию. К 600 году до н.э., приблизительной дате постройки Храма Геры в Олимпии, он уже прочно укоренился в своей зрелой форме. Более декоративный ионический ордер возник лишь около 600 года до н.э. и впоследствии сосуществовал с дорическим. Он стал излюбленным стилем богатых и влиятельных греческих городов Ионии (вдоль современного западного побережья Турции), а также ряда других островов Эгейского моря. (Пример: Храм Артемиды в Эфесе.) Он достиг своей зрелой формы в период высокой классики, около 450 года до н.э. Пышный коринфский ордер, развивший многие черты ионического, появился только в эпоху эллинистического искусства и был полностью разработан уже римлянами.
Дорический ордер
Дорический ордер легко опознать по простой капители и отсутствию базы у колонны. Его эхин (нижняя часть капители) вначале был плоским и широким в храмах архаической эпохи, затем стал более глубоким и упругим в храмах классической эпохи, и, наконец, менее выраженным и более прямым в эллинистический период. Дорические колонны почти всегда имеют каннелюры (вертикальные желобки, обычно 20), которые проходят по всей длине ствола. Края каннелюр острые и называются аррисами. В верхней части колонн, под капителью, есть три горизонтальные бороздки, известные как гипотрахелион.
Колонны в храмах раннего дорического стиля (Храм Аполлона в Сиракузах, Сицилия, 565 г. до н.э.) могли иметь соотношение высоты к диаметру основания всего 4:1. Позже более привычным стало соотношение 6:1. В эллинистическую эпоху (323–27 гг. до н.э.) типично солидный, «мужественный» вид дорического храма был частично вытеснен тонкими колоннами без каннелюр с соотношением высоты к диаметру 7,5:1.
В дорическом ордере существуют чёткие правила размещения архитектурной скульптуры. Например, рельефы никогда не используются для произвольного украшения стен. Они всегда располагаются в строго определённых местах: на метопах и фронтонах.
Дорические храмы чётко идентифицируются по их разделённому фризу с чередующимися триглифами и скульптурными метопами.
Дорический фронтон — заведомо сложное пространство для размещения скульптурной сцены — изначально был заполнен рельефной скульптурой. Ко времени создания Парфенона скульпторы начали вырезать для фронтона отдельно стоящую каменную скульптуру. Даже тогда размещение фигур внутри сужающегося треугольника оставалось проблемой. Но к раннему классическому периоду (480–450 гг. до н.э.), что подтверждается сценами, вырезанными в храме Зевса в Олимпии (460 г. до н.э.), скульпторы нашли решение: они размещали центральную стоящую фигуру, окружённую кентаврами и сражающимися людьми. В Парфеноне (около 435 г. до н.э.) знаменитому скульптору Фидию удалось заполнить фронтон сложной композицией из драпированных и обнажённых фигур божеств.
Храмы дорического ордера чаще встречаются на материковой части Греции и на месте бывших колоний в Италии. Среди наиболее хорошо сохранившихся примеров архаической дорической архитектуры — храм Аполлона в Коринфе (540 г. до н.э.) и храм Афайи на Эгине (490 г. до н.э.).
Парфенон
Самым ярким примером дорической архитектуры классического периода (около 480–323 гг. до н.э.), безусловно, является Парфенон (447–437 гг. до н.э.) на Афинском Акрополе. Именно греческий скульптор, а не архитектор, сказал, что “успех в искусстве является результатом кропотливой точности во множестве арифметических пропорций”, и Парфенон — лучшая иллюстрация этих слов. Любой исследователь, углубляющийся в тайны «божественной пропорции» или «золотого сечения», называет Парфенон своим главным примером: он неизменно радует глаз и идеально соответствует математической формуле. Пропорции частей и их ритмические соответствия просчитаны во всех аспектах. От целого к частям: площади антаблемента делятся на логические и гармоничные соотношения, и, конечно же, существует столь же изысканная связь между колонной и капителью. В поисках «идеальной» выразительности греческие строители прибегли к оптическим усовершенствованиям, не имеющим аналогов в мире. Энтазис, или небольшое утолщение и сужение профиля колонны, — это лишь один из математических приёмов, создающих у зрителя иллюзию идеальной прямолинейности. Другой приём заключается в том, что колонны слегка наклонены к центру с каждой стороны колоннады, причём наклон увеличивается к краям, потому что ряд параллельных колонн кажется расходящимся в верхних углах. (Колонны внешней колоннады Парфенона наклонены под такими углами, что их оси, если их продлить, пересеклись бы в точке на высоте одной мили над землёй). Ещё одна хитрость — едва заметный изгиб вверх основных горизонтальных линий, таких как стилобат, чтобы компенсировать оптическую иллюзию, из-за которой длинные прямые линии кажутся провисающими в центре.
Архитектурная скульптура Парфенона
Как правило, основание конструкции, несущие элементы и нижние горизонтали не украшались фигурной скульптурой. В Парфеноне и более ранних постройках подходящим местом для внешней скульптуры считались метопы (промежутки между триглифами) и фронтоны. На крыше отдельные фигуры могли быть установлены силуэтом на фоне неба — на вершине и по краям фронтона. Внутри колоннады в некоторых храмах позднего дорического периода сплошной фриз проходил, как лента, вокруг внешней стены целлы и был виден снаружи фрагментарно, между колоннами.
Мраморная скульптура Парфенона первоначально была размещена в двух основных зонах: на метопах между триглифами и на двух фронтонах. Кроме того, внутренний ионический фриз опоясывал целлу. Наиболее хорошо сохранившиеся фигуры были вывезены в Англию в начале XIX века лордом Элгином и с тех пор известны во всём мире как «мраморы Элгина».
Фигуры фронтонов исполнены величия. Они являются одними из величайших образцов монументальной скульптуры. Подобно самому зданию, декоративными элементами которого они являлись, со временем они приобрели самостоятельную эстетическую ценность. Огромные вотивные статуи, такие как статуя Афины на Акрополе и колоссальное изваяние той же богини в целле Парфенона, судя по описаниям, были внушительны, но перегружены деталями, из-за чего терялось их скульптурное благородство. Величие же фигур фронтонов — это величие мощи в покое. Сюжетно группа восточного фронтона изображала спор Афины и Посейдона за Аттику. Композиция западного фронтона иллюстрировала чудесное рождение Афины из головы Зевса.
Техническая задача размещения сложных скульптурных групп в ограниченном треугольном пространстве невысокого фронтона требовала всей изобретательности и логики скульпторов. В Эгине, Олимпии и Афинах это решение идеально сочетается с архитектурой. Внутри треугольника создавался связанный поток движения, который был утрачен в более поздних примерах и, конечно, во всех попытках современной имитации.
Панели между триглифами под карнизом Парфенона, известные как «метопы» (изначально их было девяносто две), пострадали за двадцать три столетия ещё сильнее, чем группы фронтонов. Каждая панель, почти квадратная, изображала двух сражающихся. Сюжеты были взяты из мифологии, но сегодня они воспринимаются как символы моральных конфликтов.
Фриз с низким рельефом, который проходит как декоративная лента по внешней стене целлы внутри колоннады, представляет собой ещё одну выдающуюся деталь. Он изображает церемониальное шествие во время Панафинейских игр — фестиваля, проводившегося раз в четыре года. Фигуры в скульптурном поле, высота которого немногим более метра, а длина — не менее 160 метров, в основном изображают сцены из повседневной афинской жизни. Даже боги, принимающие процессию, изображены в высшей степени реалистично и человечно, хотя и превосходят людей размерами. К ним движется весь мир Афин: жрецы, старейшины с жертвенными животными, музыканты и воины, знатные юноши и девушки-патрицианки.
В этой скульптурной процессии присутствует естественность и непринуждённость, которые были бы неуместны в строгих треугольниках фронтонов. Всё плавно и легко акцентировано. Особенно изящны и динамичны участки с изображением всадников. Животные и всадники ритмично движутся вперёд, их тела рельефно выделяются на гладком, не детализированном фоне. Чувство ритмичного движения, пластической анимации в пределах небольшой глубины рельефа в некоторых частях процессии реализовано великолепно.
См. Также: История скульптуры (с 35 000 лет до н.э.).
Ионический ордер
В отличие от дорических, ионические колонны всегда имеют базу (основание). Кроме того, у ионических колонн больше (24–40) и более узких каннелюр, которые разделены не острым ребром, а плоской полоской (дорожкой). Они кажутся намного легче дорических колонн, потому что у них более высокое соотношение высоты к диаметру (9:1) по сравнению с их дорическими собратьями (около 5,5:1).
Храмы ионического ордера узнаваемы по очень декоративным, волнообразным капителям их колонн, которые образуют спирали (волюты), похожие на бараньи рога. Ионические капители имеют две такие волюты над орнаментальной полосой.
В антаблементе ионического ордера архитрав иногда оставляют гладким, но чаще (в отличие от дорического архитрава) он разделён на три горизонтальные полосы, нависающие одна над другой. Ионический храм также можно быстро идентифицировать по его сплошному фризу, который непрерывной лентой опоясывает здание. Он отделён от карниза (вверху) и архитрава (внизу) рядом выступов в виде «сухариков», известных как дентикулы.
В ионической архитектуре, особенно с 480 года до н.э., наблюдается большее разнообразие декоративных элементов, особенно вокруг входов, где волютообразные кронштейны иногда используются для поддержки декоративного карниза над дверным проёмом, как, например, в Эрехтейоне на Афинском Акрополе.
Ионические колонны и антаблементы всегда украшались богаче, чем дорические. Например, в некоторых ионических храмах (как в храме Артемиды в Эфесе) нижняя часть некоторых колонн имела сплошной фриз с фигурами, отделённый от основной части ствола с каннелюрами.
Использование задрапированных женских фигур (кариатид) в качестве вертикальных опор для антаблемента было характерной чертой ионического ордера, ярким примером чему служат Сокровищница сифнийцев в Дельфах (525 г. до н.э.) и Эрехтейон на Афинском Акрополе.
Эрехтейон
Эрехтейон (421–406 гг. до н.э.) является лучшим представителем особенностей ионического ордера. Здесь присутствуют почти хрупкие, изящные колонны, менее строгая масса, разделение антаблемента на более тонкие элементы и общее впечатление лёгкости и богатства за счёт прикладного орнамента. Восточный портик (ныне восстановленный), как и Парфенон, представляет собой греческую архитектуру в чистом виде. Дверной проём в Северном портике служил классической моделью для тысяч архитекторов. Южный портик Эрехтейона следует нововведению, уже замеченному в Дельфах: шесть статуй девушек, известных как кариатиды, занимают место обычных колонн.
Этот эксперимент ставит здание на грань между архитектурой и скульптурой. Результат интересен как новинка, но не как оправданное и конструктивно верное решение. Вероятно, сегодня статуи служат своей цели в качестве опор с большей архитектурной убедительностью, чем в те времена, когда их руки, носы и другие части ещё не были отколоты. Но даже в своём первоначальном виде они были до смешного естественны и нематематичны. Как греки потерпели здесь неудачу, так они терпели её и в других случаях. Оставленные ими памятники не всегда представляют собой бесподобные и совершенные композиции.
Ещё одно известное ионическое сооружение, на этот раз относящееся к эллинистическому периоду (323–27 до н.э.), — алтарь Зевса в Пергаме (около 166–156 гг. до н.э.). Как следует из названия, это был не храм, а алтарь, возможно, связанный с близлежащим дорическим храмом Афины (около 310 г. до н.э.). К алтарю вела огромная лестница, ведущая на платформу с колоннами в ионическом стиле. Он известен своим мраморным фризом длиной 113 метров, изображающим Гигантомахию из греческой мифологии. См. также статью о Пергамской школе эллинистической скульптуры (241–133 до н.э.).
Коринфский ордер
Третий ордер греческой архитектуры, коринфский, был впервые разработан в конце классического периода (около 400–323 гг. до н.э.), но не получил широкого распространения до эллинистической эпохи. Своей настоящей популярности он достиг уже в римский период, когда римские архитекторы добавили к нему ряд усовершенствований и декоративных деталей.
В отличие от дорического и ионического, коринфский ордер не развился из деревянной архитектуры. Он возник как ответвление ионического стиля около 450 г. до н.э. и отличался прежде всего более декоративными капителями. Коринфская капитель была намного выше дорической или ионической и украшалась двойным рядом листьев аканта, увенчанных завитками. Как правило, по углам капители располагались парные волюты, что делало её одинаково привлекательной со всех сторон. Согласно римскому архитектору I в. до н.э. Витрувию, характерная коринфская капитель была изобретена скульптором и бронзолитейщиком Каллимахом из Коринфа. Соотношение высоты к диаметру колонны в коринфских храмах обычно составляет 10:1 (сравните: дорическое — около 5,5:1, ионическое — 9:1), причём капитель составляет примерно 10% от общей высоты колонны.
Сначала коринфский ордер использовался только в интерьерах, как, например, в храме Аполлона Эпикурийского в Бассах (450 г. до н.э.). В 334 г. до н.э. он был использован снаружи Хорагического памятника Лисикрата в Афинах, а затем — в огромных масштабах в Храме Зевса Олимпийского в Афинах (174 г. до н.э.). В поздний эллинистический период коринфские колонны иногда строились без каннелюр.
Кроме греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского), существовало ещё два стиля, которые являются их более поздними, преимущественно римскими, вариациями.
Тосканский ордер — строгая римская адаптация дорического ордера, известная своей гладкой колонной без каннелюр и простой капителью из эхина и абаки. Подобный дорическому по пропорциям, он намного проще по стилю. Соотношение высоты колонны к диаметру составляет 7:1.
Композитный (сложный) ордер, который был выделен в отдельный ордер только в эпоху искусства Возрождения, является позднеримским развитием коринфского. Он называется композитным, потому что его капитель сочетает в себе ионические волюты и коринфские мотивы с листьями аканта. Соотношение высоты колонны к диаметру составляет 10:1.
Наследие греческой архитектуры
Наследие греческого архитектурного дизайна заключается в его эстетической ценности: он был применён при строительстве множества прекрасных зданий.
Эта красота объяснялась не только величием и благородством архитектурных ордеров, но и декоративными особенностями. Например, каннелюры на колоннах придают изящество и вибрацию в противном случае статичным опорам. Но эти желобки подчёркивают, а не пересекают несущие линии. Фриз поднят над архитравом, который остаётся неукрашенным, сохраняя ощущение прочности. Переходные элементы, такие как капители и молдинги, приятно смягчают углы профиля, не умаляя его силы. Опоры выглядят мягко, но без излишней вялости. Насколько велики и самобытны эти достижения, можно увидеть в сравнении с римским искусством, где римляне, переняв греческие элементы, использовали их грандиозно и зачастую бездумно, несколько опошляя орнаментальные черты. Тем не менее греческий орнамент как стиль украшения в прикладном искусстве оставался доминирующим на протяжении многих веков, вплоть до двадцатого. См. также: Величайшие скульпторы (с 500 г. до н.э.).
Какими бы ни были точные составляющие греческого строительного искусства, западные архитекторы веками пытались подражать конечному результату. В XV и XVI веках архитектура эпохи Возрождения полностью восприняла классический канон, хотя и с более современным оттенком. Примеры включают собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1418–1438) Филиппо Брунеллески — подробнее об этом см. Флорентийский собор, Брунеллески и Возрождение (1420-36), а также Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме (1502) работы Донато Браманте. В то же время венецианская архитектура эпохи Возрождения представлена множеством вилл в Виченце и Венето, спроектированных Андреа Палладио (1508–1580), который, в свою очередь, оказал влияние на английского архитектора Иниго Джонса (1573–1652).
Архитектура барокко использовала греческий дизайн как основу для многих своих величайших творений (примеры: собор Святого Петра и площадь Святого Петра, 1504–1657, Бернини и др.; собор Святого Павла в Лондоне, 1675–1710, Кристофер Рен (1632–1723)).
Архитекторы XVIII века в Европе и Северной Америке заново открыли для себя греческий дизайн в неоклассической архитектуре (примеры: Пантеон в Париже, начало 1737 г., Жак-Жермен Суффло (1713–1780); знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине, построенные Карлом Готтардом Лангхансом (1732–1808); Капитолий США в Вашингтоне, 1792–1827 гг., проекты Торнтона, Латроба и Булфинча; Базилика в Балтиморе, 1806–1821 гг., Бенджамин Латроб; Вальхалла в Регенсбурге, 1830–1842 гг., Лео фон Кленце). В архитектуре XIX века греческие каноны возродились как в Европе, так и в Соединённых Штатах благодаря движению греческого возрождения. Даже архитекторы стиля ар-нуво, такие как Виктор Орта (1861–1947), заимствовали элементы древнегреческого дизайна.
Западная Европа и Америка долгое время считали, что художественная практика, даже в эпоху машин, должна основываться на изучении этих классических «ордеров». Это было частью неоэллинизма, который был своего рода религией в Европе, так что даже в 1920-х годах сэр Банистер Флетчер, известный историк архитектуры, мог написать: “Греческая архитектура стоит особняком в том смысле, что она признаётся стоящей выше критики и, следовательно, служит стандартом, которым можно мерить все периоды архитектуры”. («История архитектуры», 6-е издание, 1921 г.)
В конечном счёте греческая архитектура представляет собой материальное воплощение моральной и духовной истины. Прочная платформа фундамента, давящая масса архитрава, фриза и крыши, которая противодействует слишком сильному ощущению взлёта от колонн, безмятежность колоннады, оживлённая пышностью скульптурного фриза и фронтона, — всё это можно рассматривать как осязаемое выражение греческого сочетания свободы и сдержанности, безупречного порыва и разума, изобретательности и дисциплины. Некоторые говорят, что колонны символизируют стремление к истине или совершенству, но давящий вес антаблемента восстанавливает равновесие, ограничивая слишком стремительный подъём. Таким образом, Судьба останавливает слишком самонадеянные человеческие устремления. Именно этот философский смысл греческой архитектуры очаровывал архитекторов всего мира более двух тысяч лет.
Знаменитые греческие храмы
ДОРИЧЕСКИЕ
Храм Геры, Олимпия (590 г. до н.э.)
Периптер, шестиколонное здание в архаическом дорическом стиле.
Храм Аполлона, Сиракузы, Сицилия (565 г. до н.э.)
Шестиколонный периптер прямоугольной формы.
Храм «C», Селинунт, Сицилия (550 г. до н.э.)
Шестиколонный периптер, один из ряда дорических храмов на акрополе Селинунта. Метопы, изображающие подвиги Геракла, сейчас находятся в Национальном археологическом музее в Палермо.
Храм Аполлона, Коринф (540 г. до н.э.)
Этот шестиколонный дорический периптер напоминает храм Геры в Олимпии, но был построен полностью из камня.
Храм Геры I, Пестум (530 г. до н.э.)
Известный как «Базилика», это один из самых ранних и хорошо сохранившихся дорических храмов.
Храм «G» (Великий храм Аполлона), Селинунт, Сицилия (520–450 гг. до н.э.)
Восьмиколонное дорическое сооружение, самый большой храм в Селинунте, который так и не был закончен.
Храм Аполлона, Дельфы (510 г. до н.э.)
Этот шестиколонный дорический храм, предположительно спроектированный легендарными архитекторами Трофонием и Агамедом, на самом деле был построен Спинтаром, Ксенодором и Агафоном. От него мало что осталось, кроме фундамента.
Храм Афины, Пестум (510 г. до н.э.)
Известный как храм Деметры, этот шестиколонный дорический периптер имел ряд ионических черт, в том числе колонны пронаоса.
Храм Зевса Олимпийского, Агридженто, Сицилия (510-409 г. до н.э.)
Здание в псевдопериптеральном дорическом стиле.
Храм Афайи, Эгина (490 г. до н.э.)
Шестиколонный дорический периптер, расположенный на возвышенности в восточной части острова Эгина.
Храм Афины, Сиракузы, Сицилия (480 г. до н.э.)
Шестиколонный дорический храм. Часть его структуры сейчас является частью Сиракузского собора.
Делосский храм Аполлона, Делос (470 г. до н.э.)
Шестиколонный дорический периптер, в настоящее время в основном разрушен.
Храм Геры Лацинии, Агридженто, Сицилия (460 г. до н.э.)
Дорический храм, построенный к юго-востоку от Агридженто. Он стоит вместе с Храмом Согласия, Храмом Зевса Олимпийского и другими в Долине Храмов.
Храм Зевса, Олимпия (460 г. до н.э.)
Шестиколонный дорический периптер, спроектированный Либоном из Элиды. Известен своей изумительной скульптурой на фронтонах, а также колоссальной хрисоэлефантинной скульптурой Зевса, созданной Фидием (ок. 488–431 гг. до н.э.), который также создал статую Афины в Парфеноне.
Храм Посейдона, Пестум (460 г. до н.э.)
Один из наиболее хорошо сохранившихся шестиколонных дорических храмов.
Храм Аполлона Эпикурийского, Бассы (450 г. до н.э.),
спроектированный известным греческим архитектором Иктином, он включает элементы всех трёх ордеров (дорического, ионического и коринфского).
Храм на Илиссе, Афины (449 г. до н.э.)
Небольшой ионический четырёхколонный амфипростиль на берегу реки Илисс, спроектированный греческим архитектором Калликратом.
О лучших греческих скульпторах V века см.: Мирон (действ. 480–444 гг. до н.э.), Поликлет (известный своей статуей Геры) и Каллимах (действ. 432–408 гг. до н.э.).
Храм Гефеста, Афины (449 г. до н.э.)
Это исключительно хорошо сохранившееся шестиколонное дорическое здание-периптер, также известное как Тесейон, ныне действует как православная церковь.
Парфенон, Афинский Акрополь (447–432 гг. до н.э.)
Главный дорический храм на Афинском Акрополе и квинтэссенция греческой высокой классики, он остаётся одним из самых влиятельных и знаковых зданий в мире. Построен для Перикла архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурными работами руководил Фидий, который лично создал огромную культовую статую Афины из хрисоэлефантинной техники. Храм представляет собой восьмиколонный периптер. Хотя его фронтонная скульптура и метопы выполнены в дорическом стиле, он также имеет ионический фриз, который окружает целлу.
Храм Посейдона, Сунион (444 г. до н.э.)
Шестиколонный дорический периптер.
Храм Немезиды, Рамнунт (436 г. до н.э.)
Храм в дорическом стиле с недостроенным стилобатом.
Храм Согласия, Агридженто, Сицилия (430 г. до н.э.)
Хорошо сохранившийся дорический периптер с шестью колоннами на фасаде.
Храм в Сегесте, Сицилия (424 г. до н.э.)
Шестиколонный дорический периптер с уникальными колоннами без каннелюр.
Храм «E» (Храм Геры), Селинунт, Сицилия (V век до н.э.)
Наиболее хорошо сохранившийся шестиколонный дорический периптер в Селинунте, он принадлежит к восточной группе вместе с храмами «F» и «G».
ИОНИЧЕСКИЕ
Храм Артемиды, Эфес, Малая Азия (560 г. до н.э.)
Одно из Семи чудес Древнего мира. Нижний барабан колонн этого восьмиколонного диптера украшен сплошным скульптурным фризом.
Храм Геры, Самос, Малая Азия (540 г. до н.э.)
Ионический диптер, спроектированный архитекторами Ройком и Феодором Самосскими.
Храм Афины Ники, Афины (427 г. до н.э.)
Этот ионический храм был спроектирован греческим архитектором Калликратом. Это небольшое здание в стиле амфипростиль с четырьмя колоннами на фасаде, также известное как «Ника Аптерос» (Бескрылая Победа). Стоит недалеко от Пропилей на Афинском Акрополе.
Эрехтейон, Афинский Акрополь (421-406 г. до н.э.)
Ионический шестиколонный амфипростиль, посвящённый Афине Полиаде, спроектированный, предположительно, Мнесиклом.
Толос Афины, Дельфы (ок. 380-360 г. до н.э.)
Круглый храм с дорической внешней колоннадой и коринфским интерьером, построенный Феодором Фокейским.
Храм Асклепия, Эпидавр (380 г. до н.э.).
Шестиколонное дорическое здание, спроектированное Феодотом, с фронтонной скульптурой работы Тимофея.
Храм Артемиды, Эфес, Малая Азия (356 г. до н.э.)
Ионический восьмиколонный диптер, спроектированный греческими архитекторами Деметрием и Пеонием Эфесскими, с рельефами Скопаса (395–350 до н.э.), но без фриза.
Толос Поликлета, Эпидавр (350 г. до н.э.)
Круглый храм, окружённый 26 дорическими колоннами. Также имеет 14 внутренних колонн в коринфском стиле.
Чтобы узнать о лучших скульпторах IV века до н.э., см.: Лисипп (ок. 395–305 до н.э.), официальный скульптор Александра Великого, и Пракситель (действ. 375–335 до н.э.), известный своей Афродитой Книдской.
Ионический толос (Филиппейон), Олимпия (339 г. до н.э.)
Окружён 18 ионическими колоннами и имеет 9 внутренних коринфских колонн. Спроектирован архитектором и скульптором Леохаром (IV век до н.э.) и возведён в честь Филиппа II Македонского, отца Александра Великого.
Храм Афины Полиады, Приена, Малая Азия (334 г. до н.э.)
Ионический шестиколонный периптер, спроектированный Пифеем Приенским. Как и храм Артемиды в Эфесе, у него не было фриза.
Храм Артемиды, Сарды, Малая Азия (325 г. до н.э.)
Ионический восьмиколонный храм, один из крупнейших в Малой Азии, был оставлен незавершённым и достроен римлянами.
Храм Диониса, Теос, Малая Азия (193 г. до н.э.)
Ионический шестиколонный периптер, спроектированный архитектором Гермогеном из Приены.
КОРИНФСКИЕ
Храм Аполлона в Дидиме, близ Милета, Малая Азия (310 г. до н.э. – 40 г. н.э.)
Ионический диптер (окружён колоннами в два ряда) с коринфскими чертами, спроектированный греческими архитекторами Пеонием Эфесским и Дафнисом Милетским. Фасад состоял из десяти колонн.
Храм Зевса Олимпийского, Афины (174 г. до н.э.).
Один из крупнейших коринфских храмов, диптер с восьмиколонным фасадом, спроектированный архитектором Оссутиусом. Некоторые из его колонн были вывезены в Рим до того, как храм был закончен, и использованы в Храме Юпитера Капитолийского, где они оказали большое влияние на римскую архитектуру.
Древнегреческие архитекторы
О величайших греческих зодчих известно немного. Хотя до нас дошли некоторые имена и названия спроектированных ими зданий, мы почти ничего не знаем об их обучении или карьере. Вот некоторые из самых известных архитекторов:
Дафнис из Милета, Деметрий из Эфеса, Гермоген из Приены, Гипподам Милетский, Иктин (середина V века до н.э.), Либон из Элиды, Мнесикл (середина V века до н.э.), Оссутиус, Пеоний Эфесский, Поликлет Младший, Пифий из Приены, Ройк Самосский, Феодор Самосский и Феодот.
Хронология и основные даты архитектурных разработок по всему миру в нашей:
Хронологии истории искусства.
- Раннеримское искусство: этрусская культура
- «Собака и другие ненужные вещи…» - выставка Елены Епифановой в зале МСХ
- В красноярском музее открыта уникальная выставка оригиналов иллюстраций ленинградских мастеров графики
- Выставка графики «Зримый образ»
- Метафизика сознания: дуализм против физикализма
- «Орация о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?