Раннеримское искусство:
этрусская культура читать ~9 мин.
Эллинизация римского искусства
Около 160 года до н.э. римский государственный деятель Катон Цензор яростно осуждал распространённую среди его современников страсть к изысканным предметам роскоши и пышному убранству домов. Однако он, по сути, боролся с ходом истории. К тому времени возник новый интерес к искусству, которое стало восприниматься как приятный элемент повседневной жизни, а более суровые взгляды прежних времён постепенно отходили в прошлое. В области изобразительного искусства это привело к постепенной эллинизации римской культуры и отходу от традиционных представлений. Ранее искусство считалось пагубным для нравов и допускалось лишь как средство для религиозных целей и прославления величия Рима.

Для Катона простота древних глиняных божеств была образцом благочестия. Тех же, кто заменял их роскошными изваяниями «на греческий манер», он считал предателями Рима.
Ранняя римская культураДревнейшие поселения на Палатинском холме, согласно легенде основанные Ромулом, датируются VIII веком до н.э. Они представляли собой скопления хижин, населённых пастухами из Лация, чья культура была относительно примитивной. Характерным элементом их культуры являются погребальные урны в форме хижин той эпохи, с дверями, окнами, кровельными балками и отверстием в крыше для выхода дыма.
В то время в Риме было мало мест поклонения и не существовало изображений богов. Вот как Тертуллиан описывает первобытный Рим в своём «Апологетике»: “Самодельные алтари из дёрна… почти нет дыма для жертвоприношений и нигде не видно изображений самого Божества”. Контакты с Грецией способствовали быстрому развитию, однако влияние Востока в то время ещё не достигло Рима. В долине у подножия холмов, где позже возник Форум, находился примитивный некрополь.
В конце VII века до н.э. Рим перешёл под власть этрусков. Его стратегическое положение на пути в Кампанию было выгодно этрускам, стремившимся к расширению на юг. В этот период Рим впервые обрёл черты города. Царь Сервий Туллий, которого отождествляют с этрусским вождём Мастарной, построил городские стены по этрусскому образцу. Мастарна известен по росписям в гробнице Франсуа в Вульчи, где он и другие вожди изображены после победы над римлянином Гнеем Тарквинием.
Долину расчистили, и она постепенно стала местом встречи жителей окрестных холмов. После строительства Большой Клоаки (Cloaca Maxima) долина была осушена и с начала VI века до н.э. перестала использоваться как некрополь, превратившись в политический центр Рима, который в 509 г. до н.э. стал республикой.
Первый крупный храм был возведён этрусками. Храм Юпитера на Капитолийском холме является одним из самых характерных примеров этрусского стиля. Даже после того, как Рим попал под прямое влияние греческого искусства, многие черты древнего этрусского храма сохранились в римских культовых сооружениях. Это наследие помогло сформировать основу, на которой в начале II века до н.э., особенно в эпоху Суллы, возникло подлинно римское искусство.
Однако статус античного искусства в римском обществе оставался очень низким: труд художника считался занятием, недостойным свободного гражданина, и приравнивался к ремеслу, более подходящему для рабов. На Гая Фабия Пиктора, происходившего из знатного рода, представители его социального класса смотрели свысока за то, что около 304 г. до н.э. он расписал храм Салюс. Даже позже, когда художники создавали произведения во славу республики, изображая победоносные походы (триумфальная живопись была одной из самых характерных форм римского искусства), большинство из них не были римлянами. Художник в Риме так и не достиг того уважения и социального статуса, которым он пользовался в Греции, даже когда коллекционирование произведений искусства стало модным среди высших классов. Мы почти не знаем имён римских художников, и даже величайшие шедевры остаются анонимными. Римское искусство предстаёт перед нами как некое коллективное творчество, посвящённое славе государства и его деятелей, но эта слава никогда не доставалась самому художнику.
Это разительно отличается от того, что сообщает Плиний, говоря о Греции: “Прежде всего, юношей следует обучать живописи на досках. Это искусство должно рассматриваться как первый шаг в свободных науках; оно всегда пользовалось большим почётом, так как им занимались свободные граждане… и оно было запрещено для рабов. Ни в живописи, ни в скульптуре нет упоминаний о работах, созданных рабами”. Лишь благодаря этому греческому влиянию император-грекофил Адриан сам не пренебрегал занятиями изобразительным искусством.
Именно в период борьбы с колониями Великой Греции и их последующего подчинения Рим вступил в прямой контакт с греческим искусством. В 212 году до н.э. триумф консула Марцелла, завоевателя Сиракуз, ознаменовался привозом в Рим великолепных произведений искусства из этого города. Культурный авангард открыто восхвалял Марцелла, но он же получил резкий отпор со стороны консерваторов. “Муза с крылатым поступком была представлена гордым и воинственным людям Ромула”. Марцелл положил начало новой традиции, которая стала основополагающей для изобразительной культуры Рима. Три года спустя в город привезли новые сокровища, в том числе статую Геракла работы Лисиппа, которую установили на Капитолии.
Искусство в греческом стиле приходит в РимВ первые двадцать лет II века до н.э. завоевания в Азии привели римлян к прямому контакту с великими центрами эллинистической культуры. Художественное влияние эллинизма распространилось на Рим, а завоевание Греции завершило этот процесс. Как сказал Гораций: “Покорённая Греция покорила своего дикого победителя и принесла искусства в сельский Лаций”. Катон всё ещё мог вести свои арьергардные бои: “Я слышу, как слишком многие восхищаются и хвалят работы Коринфа и Афин, в то время как они смеются над глиняными изображениями римлян…”; но более прогрессивные римляне, во главе которых стоял филэллинский кружок Сципионов, действительно смеялись над старыми терракотовыми и этрусскими статуями, считая их безнадёжно устаревшими. Римское художественное общество взрослело, и город готовился изменить свой облик. II век до н.э. стал эпохой великих градостроительных преобразований. Именно тогда появились первые монументальные здания, новые мосты (Мульвиев мост датируется 109 г. до н.э.) и новые акведуки. Форум постепенно утратил вид сельского рынка и приобрёл облик делового центра. Базилики (Порция, Эмилия, Семпрония) стали средоточием экономической жизни и вытеснили старые таберны — лавки, теснившиеся на площади. Греческое влияние было особенно заметно в скульптуре, в портретных статуях, воздвигнутых на Форуме в честь достойных граждан — эта древняя традиция укоренилась во II веке до н.э.
Плиний уверяет нас, что рядом с более строгими статуями в тогах или доспехах (в зависимости от того, чествовались ли гражданские или военные заслуги) можно было увидеть статуи в стиле греческих Ахиллов, изображающие героев в их наготе. Но настоящий прорыв в изобразительном искусстве, особенно в римской архитектуре — самом близком римскому духу виде искусства, — произошёл во время диктатуры Суллы (85–78 гг. до н.э.). Неслучайно архитекторы пользовались наибольшим уважением среди всех художников и часто с гордостью подписывали свои работы.
Памятная надпись на мосту через реку Тежу в Алькантаре гласит, что “этот мост, построенный благородным Гаем Юлием Ласером божественным искусством, простоит вечно в грядущих веках”. Хотя Ласер жил в эпоху Траяна, когда искусство ценилось выше, чем в республиканское время, мы не находим подобных надписей, посвящённых картинам или скульптурам. Практический дух римлян, однажды проникнув в изобразительное искусство, стал его прочной основой даже в периоды наибольшего эллинистического влияния. Неслучайно единственный дошедший до нас римский трактат об изобразительном искусстве — это «De Architectura» («Об архитектуре») Витрувия (ок. 78–10 гг. до н.э.).
Храм Фортуны Вирилис в Риме, Храм Геркулеса в Кори и Храм Юпитера в Террачине — все они датируются периодом Суллы. В них греческие и этрусские элементы слились воедино, создав новое сценическое видение. Стало обычным строить храм на высоком подиуме в торце площади, замыкая её с одной стороны. С новыми строительными техниками римлянам стала доступна более сложная и выразительная архитектура. От opus quadratum (кладки из квадратных блоков туфа) архитекторы перешли к бетону — важнейшему нововведению. Сначала его облицовывали обломками камня, а затем появился opus reticulatum — кладка из ромбовидных или треугольных камней. Новый бетон оказался особенно эффективным благодаря своей пластичности и экономичности. В 55 г. до н.э. Помпей построил первый постоянный театр, нарушив многовековой запрет, продиктованный убеждением, что театральные представления бесполезны и даже опасны для общественной морали. Возведение на вершине зрительного зала храма Венеры-Победительницы (Venus Victrix) было компромиссным решением, призванным сделать театр более приемлемым для консерваторов.
За несколько лет у власти Цезарь своим законом de urbe augenda (об увеличении города) поставил задачу реконструировать центр Рима в более монументальном масштабе. Именно ему мы обязаны первым из императорских форумов (Forum Iulium), примыкающим к республиканскому и увенчанным храмом Венеры-Прародительницы (Venus Genitrix).
О превосходных хорошо сохранившихся образцах живописи эпохи эллинистическо-римского искусства см.: Фаюмские портреты, написанные в Египте (около 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).
Римская скульптураВ области скульптуры наиболее распространённой формой был портрет, основанный на старой традиции реализма. Иногда, особенно в погребальных рельефах, это реалистическое изображение приобретало натуралистические черты. Прямолинейность подхода позволяет предположить связь с обычаем снимать с лица умершего восковую маску, которую его родственники хранили как реликвию.
Сохранилась традиция заказывать произведения в память о знаменательных событиях, например, о подвигах победившего легиона. История Рима в I веке до н.э. была важной темой в скульптуре. Непрерывный фриз в базилике Эмилия (вероятно, датируемый периодом её восстановления, 53–35 гг. до н.э.) повествует о ранней истории Рима в эклектичном стиле той эпохи, где классические формы соседствуют с реалистическими.
По мере роста греческого влияния греческая скульптура и живопись приобрели новый статус и новую декоративную функцию. Так, у Суллы была статуя Геракла работы Лисиппа — само по себе свидетельство огромного прогресса со времён, когда полководца Камилла обвиняли в том, что он украсил свои двери бронзовыми молотками из трофеев, захваченных в Вейях. Теперь богатые и культурные слои Рима обратили своё внимание на гипсовые копии известных греческих бронзовых или каменных скульптур в неоаттическом стиле и использовали их для украшения своих атриумов, садов и библиотек. Даже картины в частных домах, как правило, пейзажи, использовались в качестве фонового декора, что видно по темперным настенным росписям в Помпеях. Ко времени смерти Цезаря культурная ситуация, преобладавшая в ранней республике, изменилась на противоположную: Рим стал центром притяжения для художников со всех подчинённых ему территорий и, более того, центром, где зарождались важнейшие художественные идеи.
Далее: Эллинистическое римское искусство.
Больше ресурсов о визуальном искусстве в Древнем Риме:
Позднеримское имперское искусство — период поздней империи (около 200–400 гг. н.э.)
Искусство Римской Империи: кельтский стиль
Христианско-римское искусство (313 г. н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э.)
Рельефная скульптура Древнего Рима.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?