Раннеримское искусство: этрусская культура читать ~10 мин.
Эллинизация римского искусства
Около 160 г. до н.э. римский чиновник Каро Цензор яростно осудил страсть, широко распространённую среди римлян его времени, к изысканным и роскошным предметам, а также к богатому и роскошному украшению их домов. Но как оказалось, он боролся с течением истории. К тому времени возник новый интерес к искусству, который стал восприниматься как приятное украшение повседневной жизни, а более суровые взгляды прежних времён постепенно были отброшены. В области изобразительного искусства это привело к прогрессивной эллинизации римского искусства и культуры и отходу от тех традиционных идей, которые видели в искусстве губительное влияние на мораль и неохотно воспринимали его средством достижения религиозных целей и восхваления величия Рима.
Чистота древних глиняных божеств до тех пор представляла последнее слово вседозволенности: людей, которые заменяли их роскошными изображениями «греческим образом», Катон считал предателями Рима.
Ранняя римская культура
Самые ранние деревни на Палатине, в Рим, согласно легенде, были основаны Ромулом, они датируются восьмым веком до нашей эры и представляли собой коллекции хижин, населённых пастухами Лациума, чья культура была сравнительно отсталой. Типичным для их культуры является ряд цилиндров, построенных в виде современных жилых домов, с дверьми, окнами, балками крыши и отверстием в крыше, через которое мог выходить дым.
В то время там было немного мест поклонения и не существовало никаких божественных образов. Вот как Тертуллиан описывает первобытный Рим в своём «Апологетике»: «Самодельные алтари из дёрна… почти нет дыма для жертвоприношений и нигде не видно изображений самого Божества». После контакта с Грецией, они быстро продвинулись вперёд. Однако до сих пор до Рима не дошло никакое эхо восточного влияния. В долине у подножия холмов – в том месте, где должен был возникнуть Форум – находился примитивный и бедный некрополь.
В конце седьмого века до нашей эры Рим перешёл под власть этрусков. Его стратегическое положение на дороге в Кампанью представляло интерес для этрусков, которые «хотели расшириться на юг». Это был период, когда Рим впервые приобрёл городскую структуру. Туллий построил городские стены по этрусскому образцу. Который, вероятно, можно отождествить с этрусской Мастарной, известной нам из нескольких источников, включая гробницу Франсуа в Вульчи, где он и другие вожди изображены после завоевания римлянина Гнея Тарквиния.
Долина была расчищена и постепенно оказалась местом встречи деревень, построенных на холмах. И, после строительства большой канализации, Cloaca Maxima, долина, больше не использовавшаяся в качестве некрополя после начала шестого века до нашей эры, была осушена и стала политическим центром Рима, который уже был республикой намного раньше, в 510 г. до н.э.
Первый храм открыли этруски. Одним из наиболее характерных для этрусского стиля является храм Юпитера, построенный на Капитолийском холме. Даже после того, как Рим испытал прямое влияние греческих произведений искусства, многие аспекты древнего этрусского храма остались фундаментальными в зданиях, посвящённых римским культам. Эти длительные влияния помогли сформировать фундамент, на котором возникло истинно римское искусство в начале второго века до нашей эры, особенно при Сулле.
Но положение, которое занимало античное искусство в римском обществе, было всё ещё очень низким: работы художника рассматривались как недостойные свободного человека и просто как механическая деятельность, более подходящая для класса рабов. На Гая Фабия Пиктора, происходившего из благородной семьи, смотрели свысока с презрением римляне из его собственного социального класса, потому что он рисовал в храме Салуса около 304 г. до н.э. Даже позже, когда художники создавали произведения во славу республики, показывая ход победоносных походов против врага (триумфальная живопись с самого начала была одной из самых типичных форм римского искусства), большинство таких художников не были римлянами. Художник в Риме так и не достиг того уважения и социального статуса, которыми он пользовался в Греции, даже когда страсть к коллекционированию произведений искусства стала широко распространяться среди высших классов. Мы почти не знаем имён римских художников и даже величайшие шедевры обычно остаются анонимными. Для нас римское искусство кажется неким коллективным образованием, посвящённым славе и памяти государства и его устройства. Никакая часть этой славы никогда не возвращалась художнику.
Это сильно отличается от того, что говорит нам Фни, говоря о Греции: «Прежде всего, молодые люди должны научиться рисовать на деревянных панелях. И это следует рассматривать как первый шаг в гуманитарных науках, и это всегда считалось большим почётом, поскольку это всегда практиковалось свободными гражданами… и было запрещено рабам. Ни в живописи, ни в скульптуре нет записей о каких-либо работах рабов». И только из-за этого греческого влияния император Адриан, грекофил, сам не пренебрегал изобразительным искусством.
Именно в период борьбы против колоний Великой Греции с последующим их подчинением Рим вступил в прямой контакт с греческим искусством. В 212 г. до н.э., триумф консула Марцелла, завоевателя Сиракуз, был отмечен самыми великолепными произведениями искусства из этого города. Культурный авангард открыто восхвалял Марцелла; он же получил резкий отпор со стороны консерваторов. «Муза с крылатым поступом была представлена гордым и воинственным людям Ромула». Марцелл положил начало новой традиции, которая оказалась фундаментальной для образной культуры Рима. Три года спустя появилось ещё больше великолепных сокровищ, в том числе Геракл из Лизиппа, который был помещён на Капитолии.
Искусство в греческом стиле приходит в Рим
В течение первых двадцати лет второго века до нашей эры, завоевания Азии привели римскую среду к непосредственному контакту с некоторыми из великих центров эллинизма. Художественное влияние эллинизма теперь распространилось на Рим и завоевание Греции должно было завершить эту работу. Как сказал Гораций: «Когда Греция была захвачена в плен, она взяла в руки своего грубого победителя и представила искусство нецивилизованному Лациуму». Катон всё ещё может фанатично бороться со своим арьергардом: «Я слышу, как слишком многие восхищаются и хвалят работы Коринфа и Афин, в то время как они смеются над глиняными изображениями римлян…»; но более прогрессивные римляне, во главе которых стоял филеллинский круг Сципионов, действительно смеялись над старыми терракотовыми статуями и над древними этрусскими статуями и их провинциальными подделками. Все они казались невероятно «устаревшими». Римское художественное общество выросло, и Рим готовился изменить свою внешность. Второй век до нашей эры был эпохой великих городских преобразований. Именно тогда возникли первые монументальные здания, новые мосты (Мильвийский мост датируется 109 годом до нашей эры) и новые акведуки. Форум постепенно потерял вид сельского рынка и приобрёл вид современного делового города. Базилики (Порция, Эмилия, Семпрония) стали центрами экономической жизни и способствовали исчезновению старых табернов, лавок, которые теснили друг друга на площади. Греческое влияние было особенно заметно в скульптуре, в портретных статуях, изображениях, воздвигнутых на Форуме в честь достойных граждан – довольно древняя традиция, укоренившаяся во втором веке до нашей эры.
Плиний уверяет нас, что рядом с более строгими и суровыми статуями, изображёнными в тогах или доспехах, в зависимости от того, почитался ли гражданин за мирные или военные деяния, можно было увидеть статуи Ахиллеев, изображённые во всей их героической наготе в греческом стиле. Но именно во время диктатуры Суллы (85–78 гг. до н.э.), Рим добился реального и внезапного прогресса в изобразительном искусстве, особенно в области римской архитектуры, вида искусства, наиболее дорогого римскому духу. (Действительно, не зря архитекторы пользовались высочайшим уважением среди всех художников и часто с гордостью подписывали свои работы.)
Памятная надпись на мосту через Тежу в Алькантаре гласит, что «этот мост, построенный благородным Гаем Юлием Ласером с помощью божественного искусства, прослужит вечно в грядущие века». Хотя это правда, что Ласер жил в эпоху Траяна, когда искусство ценилось более высоко, чем в эпоху республиканцев, мы не находим ничего похожего на картину «или скульптуру». Практический дух римлян, когда-то проникший изобразительное искусство, выступал в качестве нерушимой основы для всей художественной деятельности, даже в те периоды, которые оказались наиболее подвержены влиянию эллинизма. Не случайно единственный дошедший до нас трактат о изобразительном искусстве, написанный римлянином, – это «De Architectura» римского архитектора Витрувия (ок. 78-10 до н.э.).
Храм Фортуны Вирилис в Риме, Храм Геркулеса в Кори и Храм Юпитера в Террачине – все они датируются периодом Суллы. В них слились греческие и этрусские элементы, чтобы дать новое сценическое видение. Стало обычным строить храм на высоком основании в конце квадрата, таким образом ограничивая его с той стороны. С новыми строительными методами, римлянам стала доступна и более сложная и артикулированная архитектура. От opus quadratum (использования квадратных блоков туфа), архитекторы перешли к бетону – важнейшему нововведению. Сначала его облицовывали различными фрагментами, а затем появился opus reticulatum, правильная схема из квадратов или треугольных камней. Новый бетон оказался особенно эффективным благодаря своей пластичности и экономичности. В 55 г. до н.э. Помпей построил первый постоянный театр и тем самым сломал вековое вето, продиктованное предубеждениями, которые считали театральные представления бесполезными и даже опасными для общественной морали. Возведение Храма Венеры Генитрикс на вершине зрительного зала определённо выглядит компромиссной попыткой сделать мероприятия более приемлемым для консерваторов.
В течение нескольких лет у власти Цезарь своим законом de urbe augenda (касающимся увеличения города) поставил вопрос, как реконструировать весь центр Рима в более монументальном масштабе. И именно ему мы обязаны первым из Императорских форумов (Forum fulii), расположенным рядом с республиканским и доминирующим на заднем плане храмом Венеры Генитрикс.
О превосходных хорошо сохранившихся образцах живописи эпохи эллинисто-римского искусства, см.: Портреты мумий Фаюм, написанные в Египте (около 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).
Римская скульптура
В области скульптуры наиболее распространённой формой был портрет на старой основе реализма. Иногда, особенно в погребальных рельефах, это реалистическое изображение принимало аналитические, натуралистические оттенки. Прямолинейность подхода фактически предполагает возможные связи с идеей восковой маски, которую раньше получали с лица умершего, а затем хранили его или её родственники в качестве памятника.
Сохранилась традиция спонсирования праздничных заказов в память, например, о подвигах победившего легиона. История Рима в первом веке до нашей эры была важной темой в скульптуре. Непрерывный фриз в базилике Эмилия (датируемый, вероятно, периодом восстановления и расширения базилики, 53-35 гг. до н.э.) рассказывает первобытную историю Рима в эклектическом стиле того времени, отображая классические и реалистические формы бок о бок.
По мере роста греческого влияния в римском искусстве, греческая скульптура и живопись приобрели новый статус и новую декоративную функцию. Например, у Суллы был Геркулес Лизиппский, что само по себе свидетельствует о большом прогрессе, достигнутом с того времени, когда Камилла обвинили в украшении своей двери бронзовыми молотками, взятыми из добычи Вейи. Теперь культурные и богатые классы Рима обратили своё внимание на гипсовые копии в неоаттическом стиле известных греческих бронзовых или каменных скульптур и использовали их для украшения своих атриумов, садов, библиотек и других важных помещений. Даже картины в частных домах, как правило, пейзажи, использовались в качестве фонового декора, как это видно по темперным настенным росписям в Помпее. Ко времени смерти Цезаря культурная ситуация, которая преобладала в первые дни республики, изменилась на противоположную: Рим стал центром притяжения художников, работающих на подчинённых ему территориях, и, более того, центром, в котором разрабатывались наиболее важные художественные идеи.
Далее: Эллинистическое римское искусство.
Больше ресурсов о визуальном искусстве в Древнем Риме:
Позднеримское имперское искусство – период поздней империи (около 200-400 гг. н.э.)
Искусство Римской Империи: кельтский стиль
Христианско-римское искусство (313 г. н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э.)
Рельефная скульптура Древнего Рима.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?