Римское искусство читать ~21 мин.
В течение нескольких веков Древний Рим был самой могущественной державой на земле, превосходя все остальные в военной организации, инженерном деле и архитектуре. Среди его уникальных культурных достижений — купол и крестовый свод, изобретение бетона, а также создание общеевропейской сети дорог и мостов. Несмотря на это, римские скульпторы и художники создали сравнительно немного выдающихся оригинальных произведений изобразительного искусства, предпочитая заимствовать и переосмыслять образцы греческого искусства, которые они считали непревзойдёнными.
Действительно, многие виды искусства, практиковавшиеся римлянами, — включая скульптуру (из бронзы и мрамора, саркофаги), живопись (фрески, портреты, роспись ваз) и декоративно-прикладное искусство (в том числе работы по металлу, мозаика, ювелирные изделия, резьба по слоновой кости) — уже были доведены до совершенства древнегреческими мастерами. Поэтому неудивительно, что в эллинистическом мире большим уважением пользовались многочисленные греческие скульпторы (такие как Фидий, Кресилай, Мирон, Поликлет, Каллимах, Скопас, Лисипп, Пракситель, Леохар, Фиромах) и художники (Аполлодор, Зевксис, Агафарх, Паррасий, Апеллес, Антифил, Евфранор Коринфский). В то же время большинство римских художников считались не более чем искусными ремесленниками и зачастую оставались анонимными.
Конечно, нельзя утверждать, что римское искусство было лишено инноваций: его городская архитектура была новаторской, как и пейзажная живопись и портретные бюсты. Неверно и то, что римские художники не создавали великих шедевров, о чём свидетельствует, например, выдающаяся рельефная скульптура на таких памятниках, как Алтарь Мира Августа и колонна Траяна. Но в целом можно сказать, что римское искусство было преимущественно производным и, прежде всего, утилитарным. Оно служило определённой цели: распространению римских ценностей и укреплению авторитета римской власти.
Впоследствии классическое римское искусство оказало огромное влияние на многие культуры благодаря движениям, возрождавшим античные традиции, таким как неоклассическая архитектура. Этот стиль во многом определил облик европейской и американской архитектуры, ярким примером чего служит здание Капитолия в США. Менее известное классическое возрождение в искусстве XX века (1900–1930-е гг.) привело к возвращению к фигуративности и в то же время повлияло на становление новых абстрактных направлений, таких как кубизм.
О более поздних художниках и стилях, вдохновлённых искусством Древнего Рима, см.: Классицизм в искусстве (с 800 г. и далее).
История римского искусства
Происхождение
Хотя Рим был основан около 753 года до н.э., в первые века его положение было шатким. Первоначально им управляли этрусские цари, которые заказывали множество этрусских произведений искусства (фрески, скульптуры и изделия из металла) для украшения своих гробниц и дворцов, а также для прославления военных побед. После основания Римской республики в 509 г. до н.э. этрусское влияние ослабло. С 300-х годов до н.э. римляне начали контактировать с процветающими греческими городами южной Италии и восточного Средиземноморья и попали под влияние греческого искусства. Этот процесс известен как эллинизация. Вскоре многие греческие произведения искусства были привезены в Рим в качестве военных трофеев, а греческие художники и мастера нашли покровителей в новой могущественной державе.
Тем не менее искусство всё ещё не было приоритетом для римских лидеров, которые были больше озабочены выживанием и военными кампаниями. Только около 200 г. до н.э., после победы во Второй Пунической войне против Ганнибала и карфагенян, Рим почувствовал себя в достаточной безопасности для развития собственной культуры. Но даже тогда отсутствие самостоятельной культурной традиции привело к тому, что древнейшее искусство Рима в основном подражало греческим образцам. Рим, в отличие от многих других великих держав древности, не стремился к разработке полностью самобытного художественного языка.
Комплекс культурной неполноценности
Римская архитектура и инженерия всегда отличались смелостью, но живопись и скульптура основывались на греческих традициях, а также на формах искусства, развитых в покорённых землях, таких как Египет и Древняя Персия. Другими словами, несмотря на свои впечатляющие военные триумфы, римляне испытывали своего рода комплекс неполноценности перед лицом греческих достижений в искусстве. Их ультрапрагматичный ответ заключался в том, чтобы при любой возможности копировать и адаптировать греческую скульптуру. Греческие позы и сюжеты, дополненные римской одеждой и атрибутикой, использовались для возвеличивания римской власти. Героические греческие статуи даже поставлялись без головы, чтобы покупатель мог заказать для неё портретную голову по своему выбору.
В качестве примера такой адаптации можно привести многочисленные статуи императоров, повторяющие позы героических греческих скульптур, но с римскими атрибутами и портретными чертами. См.: Древнегреческая скульптура.
Причина этого культурного феномена остаётся неясной. Некоторые антиковеды указывают на прагматичный римский темперамент; другие — на постоянную потребность римлян в обеспечении безопасности границ от набегов племён из Восточной и Центральной Европы, что отодвигало искусство и культуру на второй план. Кроме того, важно отметить, что Рим, в отличие от греческих полисов, был столицей огромной империи, что предопределило более функциональную роль его искусства. Римская культура представляла собой смешение различных верований и обычаев, и искусство должно было отражать это многообразие. Так, например, произведения искусства быстро стали символом статуса, призванным украсить дом и подчеркнуть общественное положение владельца. А поскольку большинство римлян признавало ценность греческого искусства, покупатели предпочитали работы в греческом стиле.
Реалистичная пропаганда
Как и сами римляне, раннеримское искусство (ок. 510–27 гг. до н.э.) отличалось реалистичностью и прямотой. Портреты, как двухмерные, так и трёхмерные, как правило, были детализированными и неидеализированными. Позднее, в эпоху эллинистическо-римского искусства (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.), римляне осознали пропагандистскую ценность бюстов и скульптур и стали стремиться передавать политические послания через позы и аксессуары. Такое же значение придавалось рельефной скульптуре (см., например, колонну Марка Аврелия) и исторической живописи (см. «Триумфальная живопись» ниже). Так, произведения искусства, посвящённые битвам, выполнялись в реалистичном, почти «документальном» стиле. Этот практичный римский подход резко контрастировал с эллинистическим искусством, которое иллюстрировало военные достижения с помощью мифологических образов. Парадоксально, но одна из причин упадка Рима заключалась в том, что, стремясь произвести впечатление на подданных, империя тратила огромные ресурсы на грандиозные строительные проекты. Например, постройка Терм Диоклетиана (298–306 гг.) на несколько лет практически парализовала всю кирпичную промышленность Рима.
Типы римского искусства
Архитектура
Величайший вклад Рима в историю искусства, несомненно, относится к области архитектурного проектирования. Римская архитектура в эпоху Республики (знания о которой мы черпаем в основном из трудов римского архитектора I века до н.э. Витрувия) подарила миру круглые храмы и арочные конструкции. После рубежа тысячелетий римские архитекторы и инженеры разработали технологии для масштабного городского строительства. Возведение монументальных сооружений, таких как Пантеон и Колизей, было бы невозможно без широкого применения арки и купола, а также прочных и недорогих материалов — бетона и обожжённого кирпича.
Для сравнения с проектированием зданий в Древнем Египте, пожалуйста, смотрите: Архитектура Древнего Египта (ок. 3000 лет до н.э. – 160 г. н.э.). В частности, см.: Архитектура Позднего царства в Египте (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Римляне не изобрели арку — она была известна, но не слишком широко использовалась в греческой архитектуре, — но они первыми в полной мере освоили её потенциал, создавая арочные галереи и своды. На основе арки они изобрели крестовый свод — два цилиндрических свода, пересекающихся под прямым углом. Он стал революционным усовершенствованием по сравнению с древнегреческим методом стоечно-балочной системы, поскольку позволил архитекторам выдерживать гораздо более тяжёлые нагрузки и перекрывать гораздо более широкие пространства. Римляне также часто использовали полуциркульную арку, возводя её без связующего раствора и полагаясь на точность подгонки камней.
Арки и своды сыграли решающую роль в строительстве таких зданий, как Термы Диоклетиана и Каракаллы, Базилика Максенция и Колизей. Арка была также важнейшим компонентом при возведении мостов и акведуков, яркими примерами которых являются Пон-дю-Гар во Франции, акведук в Сеговии в Испании, а также акведуки Аква-Клавдия и Анио-Новус в самом Риме.
Дальнейшим архитектурным развитием стал купол (разновидность свода), который позволил создавать и перекрывать огромные открытые пространства внутри зданий. Примерами служат Пантеон, Базилика Максенция и Константина, а также многочисленные храмы и базилики. Купольная крыша требовала гораздо меньше колонн для поддержки. Использование куполов шло рука об руку с широким применением бетона — это сочетание иногда называют «римской архитектурной революцией». Но флагманские здания с куполами были далеко не единственными архитектурными шедеврами Древнего Рима. Не менее важным достижением были многоэтажные жилые дома, известные как инсулы (в переводе с латыни «острова»), в которых проживали тысячи горожан.
В правление императоров Траяна (98–117 гг. н.э.) и Адриана (117–138 гг. н.э.) Рим достиг зенита своей архитектурной славы благодаря многочисленным программам строительства памятников, терм, акведуков, дворцов, храмов и мавзолеев. Многие здания этой и более поздней эпохи служили образцами для архитекторов итальянского Ренессанса, таких как Филиппо Брунеллески (1377–1446), создателя знаменитого купола флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и проектировщиков собора Святого Петра в Риме — Донато Браманте (1444–1514) и Микеланджело (1475–1564). Эпоха Константина (306–337 гг. н.э.) ознаменовалась последними великими строительными программами в городе Риме, включая завершение Терм Диоклетиана, возведение Базилики Максенция и Константина и Арки Константина.
Знаменитые римские постройки
Большой цирк (Circus Maximus) (VI в. до н.э. – IV в. н.э.)
Построенный в этрусский период, этот цирк располагался в долине между Авентинским и Палатинским холмами и был главным местом проведения гонок на колесницах. Его длина составляла около 610 метров, а ширина — 120 метров. В эпоху Юлия Цезаря он был перестроен и вмещал около 150 000 зрителей, а во времена правления Константина его вместимость увеличилась до 250 000 человек. Сегодня на его месте находится парк.
Колизей (72–80 гг. н.э.)
Этот эллиптический амфитеатр был построен императором Веспасианом в центре Рима для развлечения народа. Своё название он получил от колоссальной статуи Нерона, стоявшей неподалёку. Его сложная конструкция, вмещавшая до 50 000 зрителей, с многоуровневой системой сидений и продуманными проходами делает его одним из величайших произведений римской архитектуры. Колизей был одной из ключевых достопримечательностей Гранд-тура XVIII века.
Арка Тита (ок. 81 г. н.э.)
Эта старейшая из сохранившихся римских триумфальных арок была построена после смерти императора Тита в честь подавления им Иудейского восстания в 70 году н.э. Расположенная на Священной дороге (Via Sacra), к юго-востоку от Римского Форума, Арка Тита послужила образцом для Триумфальной арки Наполеона в Париже (1806–1836).
Термы Траяна (104–109 гг. н.э.)
Этот огромный комплекс для купания и отдыха на южном склоне Оппийского холма был спроектирован Аполлодором из Дамаска. Он продолжал использоваться вплоть до начала V века, пока разрушение римских акведуков не привело к его запустению.
Пантеон (ок. 125 г. н.э.)
Первоначально Пантеон был построен Марком Агриппой как храм, посвящённый семи главным богам-покровителям планет, а затем перестроен императором Адрианом в 126 г. н.э. Это смелый ранний пример бетонного строительства. Внутреннее пространство храма вписано в идеальную сферу, а его кессонный потолок остаётся самым большим неармированным бетонным куполом в мире. В центре купола находится отверстие — окулюс, через которое внутрь проникает свет.
Термы Каракаллы (212–216 гг. н.э.)
Комплекс, способный вместить до 1600 человек, включал несколько залов с крестовыми сводами, где размещались магазины, две гимназии (палестры) и две публичные библиотеки. Сами бани состояли из центрального холодного зала площадью более 1000 кв. м (56x24 метра) — «фригидария», зала средней температуры — «тепидария» с двумя бассейнами, и горячего зала диаметром 35 метров — «кальдария». Вся конструкция была возведена на шестиметровом фундаменте, внутри которого находились склады и печи. Термы снабжались водой из акведука Марция.
Термы Диоклетиана (298–306 гг. н.э.)
Эти термы были, вероятно, самыми грандиозными из всех общественных бань Рима. Расположенные на возвышенности в северо-восточной части Виминала, самого маленького из семи холмов Рима, они занимали площадь более 130 000 квадратных метров и, предположительно, могли одновременно вместить до 3000 человек. Комплекс использовал воду, поставляемую по акведукам Aqua Marcia и Aqua Antoniniana.
Базилика Максенция и Константина (308–312 гг. н.э.)
Это самое большое здание на Римском Форуме. В его конструкции использовались арки и крестовые своды. Базилика имела центральный неф с тремя крестовыми сводами, поднимавшимися на высоту 36,5 метра над полом и опиравшимися на четыре массивные опоры. В центральном нефе было огромное открытое пространство, но, в отличие от других базилик, этому зданию не требовалось множество колонн, так как вся нагрузка от потолка распределялась на мощные арки. Кроме того, облегчённая конструкция крыши уменьшала общий вес, минимизируя горизонтальное давление на внешние опоры.
Скульптура: виды и характеристики
Римскую скульптуру можно разделить на четыре основные категории: исторические рельефы; портретные бюсты и статуи, в том числе конные статуи; погребальные рельефы и скульптура саркофагов; копии древнегреческих произведений. Как и архитектура, значительная часть римской скульптуры создавалась с одной целью: произвести впечатление на публику — будь то римские граждане или «варвары» — и передать идею могущества и величия Рима. Важным скульптурам была присуща серьёзность (gravitas), лишённая греческого идеализма или самоанализа. Например, настроение, поза и черты лица на статуе императора были, как правило, торжественными и строгими. По мере того как Рим становился более уверенным в себе после правления Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.), его лидеры могли изображаться в более величественных позах, но основополагающее чувство римского достоинства всегда оставалось на первом плане. Другой важной характеристикой пластического искусства Рима был его реализм. Например, детализированные рельефы на колонне Траяна и колонне Марка Аврелия являются прекрасными иллюстрациями этого стремления к точности и служат важным источником информации для учёных о многих аспектах Римского легиона, его снаряжении и тактике ведения боя.
Тем не менее, как мы видели, римские скульпторы многое заимствовали из скульптуры Древней Греции. Кроме огромного количества портретных бюстов и высокого качества исторических рельефов, в римской скульптуре чувствовалось сильное влияние как классического, так и эллинистического периодов греческой скульптуры. Более того, с расширением Римской империи и огромным ростом спроса на скульптуру римские мастерские массово производили копии греческих статуй.
О влиянии римской скульптуры на более поздние стили пластического искусства см.: Неоклассическая скульптура (1750–1850).
Исторические рельефы
Рим не изобрёл рельефную скульптуру — она была известна с эпохи каменного века. Не было и особого превосходства в мастерстве римских резчиков: и рельефы Парфенона (447–422 гг. до н.э.), и фриз Пергамского алтаря Зевса (ок. 166–154 гг. до н.э.) превосходят многое из того, что было создано в Риме. Смотрите также: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.). Но римляне придали этому жанру новую эстетику и новую цель — запечатлеть историю. Ведь если событие или кампания «высечены в камне», они воспринимаются как непреложный факт. Греки использовали более «культурный», иносказательный подход к увековечиванию своей истории, используя сцены из мифологии. Римляне были гораздо более приземлёнными: они ваяли свою историю так, как она происходила.
Колонна Траяна (106–113 гг. н.э.)
Величайший образец рельефной скульптуры Древнего Рима, колонна Траяна, представляет собой 38-метровый памятник в дорическом стиле, спроектированный архитектором Аполлодором из Дамаска. Ствол колонны 23 раза обвивает спиральный фриз, повествующий о дакийских триумфах императора Траяна (98–117 гг. н.э.). Сдержанный и гармоничный скульптурный стиль II века, а также необычайно тщательная проработка деталей делают его одним из лучших образцов рельефа в истории скульптуры. Полноразмерные слепки колонны Траяна представлены в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном историческом музее Румынии в Бухаресте.
Колонна Марка Аврелия (ок. 180–193 гг. н.э.)
Уступающая по известности лишь монументу Траяна, эта 30-метровая дорическая колонна на площади Колонны в Риме также украшена извилистой лентой мраморной скульптуры, вырезанной в низком рельефе. Она иллюстрирует историю Маркоманских войн, которые император вёл на Дунае в 166–180 гг. н.э. На рельефе изображён знаменитый эпизод «чудесного дождя», в котором сильная гроза спасает римское войско от гибели от рук варварского племени квадов. Скульптурный стиль колонны значительно отличается от стиля колонны Траяна, поскольку он предвосхищает более экспрессивный стиль III века, который также можно увидеть на триумфальной арке Септимия Севера (199–203 гг. н.э.) у подножия Капитолийского холма. Головы фигур на колонне Марка Аврелия изображены непропорционально большими, чтобы лучше передать выражения лиц. Используется более высокий рельеф, что усиливает контраст между светом и тенью. В целом композиция гораздо более драматична — этот стиль чётко отражал нестабильное положение Римской империи.
Другие известные рельефные работы из камня, созданные римскими мастерами: мраморный фриз с процессией на Алтаре Мира Августа (13–9 гг. до н.э.) на Марсовом поле, а также архитектурные рельефы на арке Тита (ок. 85–90 гг. н.э.) и Арке Константина (312–315 гг. н.э.).
Портретные бюсты и статуи
Эти произведения из мрамора и (иногда) бронзы были ещё одним важным вкладом Рима в искусство античности. Изображения римских лидеров выставлялись в общественных местах на протяжении веков, но с началом Империи в конце I века до н.э. мраморные портретные бюсты и статуи императора — которые копировались массово и рассылались во все уголки римского мира — выполняли важную функцию, напоминая о власти Рима. Они также были важной объединяющей силой. Римские наместники устанавливали их на площадях и в общественных зданиях по всей империи, а состоятельные граждане покупали их для своих приёмных и садов, чтобы продемонстрировать лояльность. Традиционный бюст «голова и плечи», вероятно, был заимствован у этрусков, поскольку греческие бюсты обычно изображали только голову и шею.
Римские статуи и портретные бюсты находятся во многих лучших художественных музеях мира, в частности в Лувре (Париж), музеях Ватикана (Рим), Британском музее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и Музее Гетти (Лос-Анджелес).
Знаменитые портреты римских императоров
Некоторые известные бюсты и статуи римских лидеров:
Статуя Августа (годы правления: 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) (Вилла Ливии, Прима-Порта)
Статуя Тиберия в старости (годы правления: 14–37) (Капитолийский музей)
Бюст Калигулы (годы правления: 37–41) (Лувр)
Статуя Клавдия в образе Юпитера (годы правления: 41–54) (Музеи Ватикана)
Голова Нерона (годы правления: 54–68) (Британский музей)
Бюст Гальбы (годы правления: 68–69) (Капитолийский музей)
Статуя Тита (годы правления: 79–81) (Музеи Ватикана)
Бюст Траяна (годы правления: 98–117) (Британский музей)
Бронзовая статуя Адриана (годы правления: 117–138) (Музей Израиля)
Бронзовая конная статуя Марка Аврелия (ок. 180) (Пьяцца дель Кампидольо)
Статуя Коммода в образе Геркулеса (годы правления: 180–192) (Капитолийский музей)
Бюст Гордиана II (238 г.) (Капитолийский музей)
Бюст Пупиена (238 г.) (Капитолийский музей)
Бюст Бальбина (238 г.) (Капитолийский музей)
Бюст Максенция (годы правления: 306–312) (Музей Торлония)
Колоссальная голова Константина (годы правления: 307–337) (Базилика Нова)
Религиозно-погребальная скульптура
Религиозное искусство было также популярной, хотя и менее самобытной формой римской скульптуры. Важной деталью римского храма была статуя божества, которому он был посвящён. Такие статуи также устанавливали в общественных парках и частных садах. Небольшие религиозные статуэтки различного качества находили место в личных и семейных святилищах. Для их создания по заказу богатых высших классов могли использоваться дорогие материалы: слоновая кость (в том числе в хрисоэлефантинной технике), ценные породы дерева, а также более доступная терракота; для декора иногда применяли цветное стекло.
По мере того как в Риме с конца I века н.э. обряд кремации стал уступать место погребению, большим спросом стали пользоваться каменные гробы, известные как саркофаги. Существовало три наиболее распространённых типа: римский (столичный), аттический (из Афин) и азиатский (из Докимеона во Фригии). Все они были резными и обычно украшались скульптурными рельефами. Самые дорогие саркофаги вырезались из мрамора, хотя использовался и другой камень, а также дерево и даже свинец. Популярные мотивы, которые использовали скульпторы, включали не только различные изображения покойного (например, полноразмерные скульптурные портреты в этрусском стиле, изображающие человека, возлежащего на крышке), но и эпизоды из римской (или греческой) мифологии, а также жанровые сцены, сцены охоты и такие декоративные мотивы, как гирлянды из фруктов и листьев. На закате Римской империи саркофаги стали важным носителем для христианско-римского искусства (с 313 г.).
Копии древнегреческой скульптуры
Хотя массовое тиражирование греческих статуй может указывать на недостаток творческой оригинальности со стороны римских художников, история искусства безмерно благодарна им за эти усилия. Справедливо будет сказать, что один из величайших вкладов Рима в историю искусства как раз и заключается в копировании греческих статуй, ведь 99% оригиналов утрачено. Без римских копий мы никогда не смогли бы по достоинству оценить греческое искусство, а искусство эпохи Возрождения (и, следовательно, западное искусство в целом) могло бы пойти совсем по другому пути.
Живопись
Величайшим нововведением римских художников было развитие пейзажной живописи — жанра, к которому греки проявляли небольшой интерес. Также заслуживает внимания разработка ими основ линейной перспективы. Стремясь удовлетворить огромный спрос на картины по всей империи со стороны чиновников, военачальников, зажиточных домовладельцев и других слоёв населения, римские художники создавали панно (в технике энкаустики и темперы), большие и малые фрески и освоили все жанры живописи, в том числе собственную разновидность «триумфальной» исторической живописи. Большинство сохранившихся римских картин происходят из Помпей и Геркуланума, которые были законсервированы после извержения Везувия в 79 году н.э. В основном это декоративные фрески с изображением морских и сельских пейзажей, написанные опытными «декораторами интерьера», а не виртуозными художниками, — и это ключ к пониманию функции искусства в римском обществе.
Станковая живопись (панно)
В Риме, как и в Греции, высшей формой живописи считалась станковая. Выполненные в технике энкаустики или темперы, панно создавались тысячами для размещения в официальных учреждениях и общественных зданиях по всей империи. К сожалению, почти все они были утеряны. Лучшим сохранившимся примером станковой живописи классической античности, вероятно, является «Северанское тондо» (ок. 200 г. н.э., Античное собрание, Берлин) — портрет римского императора Септимия Севера с семьёй, написанный темперой на круглой деревянной панели. Ещё один выдающийся пример из Римской империи — удивительная серия фаюмских портретов, написанных в Египте в период с 50 г. до н.э. по 250 г. н.э.
Триумфальная живопись
Римским художникам также часто поручали создавать картины, прославлявшие военные успехи, — эта форма известна как триумфальная живопись. Этот тип исторической живописи, обычно выполняемый в виде фрески, подробно описывал битву или кампанию. Такие картины могли включать элементы карты местности и выполняться в смешанной технике, чтобы произвести большее впечатление на публику. Поскольку создавались они быстро, многие из этих триумфальных произведений, вероятно, повлияли на композицию исторических рельефов, таких как колонна Марка Аврелия.
Фрески
Римские фрески, выполненные либо в технике «аль фреско» (краска наносится на влажную штукатурку), либо «аль секко» (краска наносится на сухую стену), принято делить на четыре периода, согласно классификации немецкого археолога Августа Мау, предложенной им после раскопок в Помпеях.
Художественные стили в Римской империи
В Римской империи проживало множество разных национальностей и религиозных групп, что обусловило большое число локальных художественных стилей. Главными среди них, помимо раннего этрусского искусства на Апеннинском полуострове, были формы кельтской культуры — в частности, латенский стиль железного века (ок. 450–50 гг. до н.э.), — который существовал в Империи в форме, известной как кельтско-римское искусство, а также иератический стиль египетского искусства, впитавший в себя эллинистическо-римские черты.
Позднеримское искусство (ок. 350–500)
В христианскую эпоху разделение Римской империи на Западную Римскую империю (со столицами в Равенне и Риме) и Восточную Римскую империю (со столицей в Константинополе) привело к изменениям в позднеримском искусстве. В то время как настенная живопись, мозаика и погребальная скульптура продолжали развиваться, создание статуй в натуральную величину и станковых картин пошло на убыль. В Константинополе римское искусство впитало восточные влияния, породив византийское искусство. Задолго до того, как Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха (410 г.) и разграблен вандалами под предводительством Гейзериха (455 г.), римские художники и ремесленники переехали в восточную столицу, чтобы продолжить своё ремесло. (См. Христианско-византийское искусство.) Собор Святой Софии в Константинополе, например, один из самых известных образцов римской купольной архитектуры, обеспечил работой около 10 000 этих специалистов. Заказанный императором Юстинианом (527–565), собор Святой Софии вместе с мерцающими мозаиками Равенны стал последним великим достижением римского искусства.
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше о живописи и скульптуре классической античности, см.:
Классическая греческая живопись (ок. 480–323 гг. до н.э.)
Эллинистическая греческая живопись (ок. 323–27 гг. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (ок. 480–450 гг. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (ок. 400–323 гг. до н.э.)
Греческая керамика
- Раннеримское искусство: этрусская культура
- Великий композитор и «опасный революционер» Римский-Корсаков
- Найдена римская мозаика, созданная двадцать веков назад
- Открытие в Париже памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
- Открытие в Париже возле Собора Парижской Богоматери памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
- Гвардейцы Папы Римского издали кулинарную книгу
- Папа Римский сдал Сикстинскую капеллу компании Porsche
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?