Римское искусство читать ~21 мин.
В течение нескольких веков Древний Рим был самой могущественной нацией на земле, превосходя все остальные по военной организации, победам, инженерии и архитектуре. Его уникальные культурные достижения включают изобретение купола и крещатого свода, изобретение бетона и общеевропейскую сеть дорог и мостов. Несмотря на это, римские скульпторы и художники создавали лишь ограниченное количество выдающегося оригинального изобразительного искусства, предпочитая вместо этого перерабатывать образцы греческого искусства, которые они считали намного превосходящими свои собственные. Действительно, многие виды искусства практиковавшиеся римлянами, включая скульптуру (бронзовые и мраморные скульптуры, саркофаги), изобразительное искусство (роспись, портретная живопись, роспись ваз) и декоративное искусство (в том числе работы по металлу, мозаика, ювелирные изделия, резьба по слоновой кости) уже были полностью освоены древнегреческими художниками. Поэтому неудивительно, что в то время как многочисленные греческие скульпторы (такие как Фидий, Кресилас, Мирон, Поликлет, Каллимах, Скоп, Лисипп, Пракситель и Леохар, Фиромах) и художники (как Аполлодор, Зевс из Гераклеи, Агафарх, Паррас, Апель, Антифил, Евфранор Коринфский) пользовались большим уважением во всем эллинистическом мире. В то же время, большинство римских художников считались не более чем опытными торговцами и оставались анонимными.
Конечно, нельзя утверждать, что римское искусство было лишено инноваций: его городская архитектура была новаторской, как и пейзажная живопись и портретные бюсты. Неверно и то, что римские художники не создавали великих шедевров, но они стали свидетелями необычайной рельефной скульптуры на таких памятниках, как Ара Пацис Августа и Колонна Траяна. Но в целом можно сказать, что римское искусство было преимущественно производным и, прежде всего, утилитарным. Это служило цели, высшему благу: распространению римских ценностей и уважению к римской власти. Как выяснилось, классическое римское искусство оказало огромное влияние на многие последующие культуры благодаря возрожденческим движениям, таким как неоклассическая архитектура, которые сформировали большую европейскую и американскую архитектуру, примером чему служит, например, здание Капитолия США. Менее известное классическое возрождение в современном искусстве (1900 г. -30) привело к возвращению к рисунку, а также к новым абстрактным движениям, таким как кубизм.
Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновлённых искусством древнего Рима, см.: Классицизм в искусстве (800 и далее).
История римского искусства
Происхождение
Хотя Рим был основан ещё в 750 году до н.э., первые годы его существование было ненадёжным. Первоначально им управляли этрусские короли, которые заказали множество этрусских произведений искусства (фрески, скульптуры и изделия из металла) для своих гробниц, а также для своих дворцов, чтобы праздновать военные победы. После основания Римской республики в 500 г. до н.э. влияние этрусков ослабло и с 300 г. до н.э., когда римляне начали вступать в контакт с процветающими греческими городами южной Италии и восточного Средиземноморья, они попали под влияние греческого искусства – процесс, известный как эллинизация. Вскоре многие греческие произведения искусства были привезены в Рим как добыча и многие греческие художники продолжили свою карьеру под покровительством Рима.
Тем не менее, искусство всё ещё не было приоритетом для римских лидеров, которые были больше озабочены выживанием и военными делами. Только около 200 г. до н.э. после победы в первой Пунической войне против Ганнибала и карфагенян, Рим чувствовал себя в достаточной безопасности для развития своей культуры. Уже тогда отсутствие самостоятельной культурной традиции означало, что древнейшее искусство Рима имитировало греческие произведения. Рим был уникальным среди держав древнего мира в разработке ограниченного собственного художественного языка.
Комплекс культурной неполноценности
Римская архитектура и инженерия никогда не были менее смелыми, но её живопись и скульптура основывались на греческих традициях, а также на формах искусства, разработанных в его вассальных государствах, таких как Египет и Древняя Персия. Иными словами, несмотря на впечатляющие военные триумфы, у римлян был комплекс неполноценности перед лицом греческих художественных достижений. Их ультра-прагматичный ответ состоял в том, чтобы перерабатывать греческую скульптуру при каждой возможности. Греческие позы, переделанные с римской одеждой и аксессуарами, были призваны на службу, чтобы усилить римскую власть. Героические греческие статуи даже поставлялись без головы, чтобы покупатель мог надеть собственную портретную голову.
В качестве примера можно привести конную бронзовую статую императора Марка Аврелия (ок. 175 г. н.э.), позиция которой была переделана из греческой статуи «Дорифор» (440 г. до н.э.). Смотрите: Античная греческая Скульптура.
Причина комплекса культурной неполноценности Рима остаётся неясной. Некоторые классические учёные указывали на прагматический римский темперамент; другие – на основополагающую потребность римлян в территориальной безопасности от волн мародёрствующих племён из восточной и центральной Европы и, как следствие, низкий приоритет, придаваемый искусству и культуре. К этому можно добавить – судя по близости кельтского искусства (ок. 500 г. до н.э. – 100 г. н.э.) – римские художники не так уж плохо себя вели. Кроме того, мы должны отметить, что города в Древнем Риме были менее провинциальными и гораздо более могущественными, чем греческие города-государства, так что его искусство неизменно играло более функциональную роль – не в последнюю очередь потому, что римская культура была фактически смесью различных верований и обычаев, все они должны были быть воплощены в произведениях культуры. Так, например, искусство быстро стало чем-то вроде символа статуса: чем-то, что улучшило бы дом и социальное положение покупателя. А так как большинство римлян признало истинную ценность греческого искусства, покупатели хотели работы в греческом стиле.
Реалистическая пропаганда
Как и сами римляне, раннеримское искусство (ок. 510 г. до н.э. до 27 г. до н.э.) имело тенденцию быть реалистичным и прямым. Портреты, как двумерные, так и трёхмерные, как правило, были детализированы и неидеализированы, хотя позднее, в эпоху эллинистическо-римского искусства (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.), римляне узнали о пропагандистской ценности бюстов и скульптур и стремились передать политические сообщения через позы и аксессуары. Такое же значение было приписано рельефной скульптуре (см., например, Колонна Марка Аврелия) и исторической живописи (см. «Триумфальная живопись» ниже). Так, например, при праздновании битвы используемые произведения искусства будут выполнены в реалистичном, почти «документальном» стиле. Этот реалистичный, практичный римский стиль резко контрастирует с эллинистическим искусством, которое иллюстрировало военные достижения при помощи мифологических образов. Как это ни парадоксально, одной из причин окончательного падения Рима было то, что он стал слишком привязан к пропагандистской ценности своего искусства и тратил огромные ресурсы на грандиозные строительные проекты, чтобы произвести впечатление на людей. Например, постройка диоклетианских бань (298-306) на несколько лет парализовала всю кирпичную промышленность Рима.
Типы римского искусства
Архитектура
Величайший вклад Рима в историю искусства, несомненно, можно найти в области архитектурного дизайна. Римская архитектура в эпоху Республики (знания о которой происходят, в основном, от римского архитектора 1-го века Витрувия) открыла круглый храм и изогнутую арку, но после рубежа тысячелетий римские архитекторы и инженеры разработали методы городского строительства огромного масштаба. Возведение монументальных сооружений, таких как Пантеон и Колизей, было бы невозможно без изобретения в Риме арки и купола, а также прочных и недорогих материалов, таких как бетон и кирпич.
Для сравнения с проектированием зданий в Древнем Египте, пожалуйста, смотрите: Египетская архитектура (ок. 3000 лет до н.э. – 160 г. н.э.). В частности, см.: Архитектура позднего Египта (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Римляне не изобрели арку – она была известна, но не очень широко использовалась в греческой архитектуре – но они были первыми, кто освоил использование нескольких арок или хранилищ. Исходя из этого, они изобрели римский крещатый свод – два цилиндрических свода, установленных под прямым углом – которые представили революционное усовершенствование древнегреческого метода колонн и перемычек, поскольку оно позволило архитекторам поддерживать гораздо более тяжёлые нагрузки и охватывать гораздо более широкие площади, Римляне также часто использовали полукруглую арку без связывающего раствора: вместо этого они полагались на точность своей каменной кладки.
Арки и своды сыграли решающую роль в возведении таких зданий, как Термы Диоклетиана и Каракаллы, Базилика Максенция и Колизей. Арка была также важным компонентом в строительстве мостов, примером которых являются Пон-дю-Гар, мост в Мериде, и акведуков, примером которых является мост в Сеговии, а также Аква-Клаудия и Анио Новус в самом Риме.
Дальнейшим архитектурным развитием стал купол (сводчатый потолок), который позволил возвести и покрыть большие открытые пространства внутри зданий, таких как Пантеон Адриана, Константиновская базилика, а также многочисленные другие храмы и базилики, поскольку требовалось гораздо меньше колонн, чтобы выдержать вес куполообразной крыши. Использование куполов шло рука об руку с широким использованием бетона – комбинация, которую иногда называют «римской архитектурной революцией». Но флагманские здания с куполами были далеко не единственными архитектурными шедеврами, построенными Древним Римом. Не менее важным было пятиэтажное жилое здание, известное как Инсула («остров»), в котором проживали тысячи граждан.
В эпоху Императора Траяна (98-117 гг. н.э.) и императора Адриана (117-138 гг. н.э.) Рим достиг зенита своей архитектурной славы, благодаря многочисленным программам строительства памятников, бань, акведуков, дворцов, храмов и мавзолеев. Многие из зданий этой эпохи и позже служили образцами для архитекторов итальянского Ренессанса, таких как Филиппо Брунеллески (1377-1446), дизайнер культового купола собора во Флоренции и дизайнеры базилики Святого Петра – Донато Браманте (1444-1514) и Микеланджело (1475-1564). Время Константина (306-337 гг. н.э.) стало свидетелем последних великих строительных программ в городе Риме, в том числе завершение бань Диоклетиана, возведение базилики Максенция и Арки Константина.
Знаменитые римские постройки
Цирк Максимус (6 век до н.э. – 4 век н.э.)
Здание было построено в эпоху этрусков и расположено в долине между холмами Авентин и Палатин. Это было главное место проведения римских гонок на колесницах. Имея длину около 610 метров и ширину 120 метров, он был перестроен в эпоху Юлия Цезаря, чтобы вместить приблизительно 150 000 зрителей и снова во время правления Константина, чтобы вместить около 250 000 человек. Сейчас это парк.
Колизей (72-80 н.э.)
Этот эллиптический амфитеатр, построенный Веспасианом в центре Рима, чтобы успокоить массы. Он был назван в честь колоссальной статуи Нерона, стоявшей неподалёку. Сложный дизайн, рассчитанный на 50 000 зрителей, а также модель многоуровневой системы сидений и просторных проходов делают его одним из величайших произведений римской архитектуры. Колизей был одной из ключевых достопримечательностей Гранд-тура 18-го века.
Арка Тита (ок. 81 г. н.э.)
Самая старая из сохранившихся римских триумфальных арок была построена после смерти молодого императора, чтобы отпраздновать его подавление еврейского восстания в Иудее в 70 году н.э. Расположенная на Виа Сакра, к юго-востоку от Римского Форума, Арка Тита была образцом Триумфальной арки Наполеона в Париже (1806-1836).
Бани Траяна (104-9 г. н.э.)
Огромный комплекс для купания и отдыха на южной стороне холма Оппиан, спроектированный Аполлодором из Дамаска, продолжал использоваться вплоть до начала пятого века или, возможно, позже, пока разрушение римских акведуков не заставило от него отказаться.
Пантеон (ок. 125 г. н.э.)
Пантеон, построенный Маркусом Агриппой как храм, посвящённый семи богам Древнего Рима и перестроенный Адрианом в 126 г. н.э., является смелым ранним примером бетонного строительства. Внутреннее пространство основано на идеальной сфере и его кессонный потолок остаётся самым большим неармированным бетонным куполом в мире. В середине купола есть окно – окулус, которое пропускает солнечный свет.
Ванны Каракаллы (212-16 н.э.)
В здании, способном вместить до 16 000 человек, находилось несколько пространств с кресчатыми сводами, в которых находились магазины, две гимназии (palaestras) и две публичные библиотеки. Собственно бани состояли из центральной холодной комнаты площадью более 1000 кв.м. (56х24 метра, «фригидарий»), комнаты средней температуры («тепидарий») с двумя бассейнами и горячей комнаты диаметром 35 метров («кальдарий»), а также двух палеестров. Вся конструкция была построена на фундаменте высотой 6 метров, внутри которого располагались склады и печи. Ванны были снабжены водой из Маркианского акведука.
Бани Диоклетиана (298-306)
Эти бани (парилки) были, вероятно, самыми грандиозными из всех общественных бань Рима. Расположенные на возвышенности в северо-восточной части Виминала, самого маленького из семи холмов Рима, бани занимали площадь, превышающую 90 000 квадратных метров, и, предположительно, могли одновременно вместить до 3000 человек. В комплексе использовалась вода, поставляемая акведуками Aqua Marcia и Aqua Antoniniana.
Базилика Максенция (308-12 н.э.)
Это самое большое здание в Римском форуме, оно представляло собой полный набор арок, сводчатых сводов и складчатую крышу. Базилика имела центральный неф с тремя крещатыми сводами, находящимися на высоте 36,5 метров над полом на четырёх опорах. В центральном нефе было огромное открытое пространство, но, в отличие от других базилик, ему не требовалось традиционное количество колонн для поддержки потолка, потому что все здание опиралось на арки. Кроме того, его складчатая крыша уменьшает общий вес конструкции, минимизируя, таким образом, горизонтальное давление на внешние арки.
Скульптура: виды и характеристики
Римскую скульптуру можно разделить на четыре основные категории: исторические рельефы; портретные бюсты и статуи, в том числе конные статуи; погребальные рельефы, скульптуры саркофагов или гробниц; копии древнегреческих произведений. Как и архитектура, большое количество римской скульптуры было создано для того, чтобы служить одной цели: произвести впечатление на публику – будь то римские граждане или «варвары» – и передать власть и величие Рима. В важных скульптурах, по крайней мере, было постоянное выражение серьёзности, без греческого концептуализма или самоанализа. Например, настроение, поза и черты лица римской статуи Императора были обычно торжественными и неулыбчивыми. Поскольку Рим стал более уверенным после правления Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.), его лидеры могли появляться в более великодушных позах, но серьёзность и основополагающее чувство римского величия никогда не были далеки от поверхности. Другой важной характеристикой пластического искусства Рима был его реализм. Например, очень подробные рельефы на Колонне Траяна и Колонне Марка Аврелия являются прекрасными иллюстрациями этого акцента на точности передачи и были важными источниками информации для учёных по многим аспектам Римского легиона, его снаряжению и тактике ведения боя.
Тем не менее, как мы видели, римские скульпторы в значительной степени позаимствовали у скульптуры Древней Греции, и – помимо огромного количества портретных бюстов и качества её исторических рельефов – в римской скульптуре преобладали как высококлассная греческая скульптура, так и эллинистическая греческая скульптура. Более того, с расширением Римской империи и огромным ростом спроса на скульптуру, римские мастера выпускали бесконечные копии греческих статуй.
О влиянии римской скульптуры на более поздние стили пластического искусства см.: Неоклассическая скульптура (1750-1850).
Исторические рельефы
Рим не изобрёл рельефную скульптуру – это сделал человек каменного века. Не было и особого гения в мастерстве римских резчиков и каменщиков: и рельефы Парфенона (447-422 до н.э.), и фриз Пергамского алтаря Зевса (c.166-154 до н.э.) затмевают все, что создано в Италии. Смотрите также: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.). Рим трудился над тем, чтобы придать жанру новый набор эстетики, новую цель – создать историю. В конце концов, если событие или кампания «вырезаны в камне», это должно быть правдой, верно? Греки приняли более «культурный» подход к записи своей истории, более косвенный, используя сцены из мифологии. Римляне были гораздо более приземлёнными: они ваяли свою историю так, как это случилось.
Колонна Траяна (106-113 гг. н.э.)
Величайшая рельефная скульптура Древнего Рима, Колонна Траяна, представляет собой 38-метровый памятник в дорическом стиле, разработанный архитектором Аполлодором из Дамаска. У колонны есть спиральный фриз, обвивающий её 23 раза, ознаменовывая триумфы Дака императора Траяна (98-117 н.э.). Скульптурный стиль 2-го века, выдержанный в прохладном и сбалансированном стиле, а также необычайно дотошные детали делают его одним из лучших рельефов в истории скульптуры. Полноразмерная модель Колонны Траяна представлена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и ещё в Национальном историческом музее Румынии в Бухаресте.
Колонна Марка Аврелия (ок. 180-193 г. н.э.)
Вторая после монумента Траяна, эта 30-метровая дорическая колонна на Пьяцца Колонна также содержит извилистую ленту мраморной скульптуры, вырезанную в низком рельефе, которая иллюстрирует историю дунайских или маркоманских войн императора, которые он вёл в период 166-180 гг. н.э. Она включает в себя состязательный «дождь», в котором колоссальная гроза спасает римское войско от гибели под мечами варварских племён Квады. Скульптурный стиль колонны значительно отличается от стиля Колонны Траяна, поскольку он вводит более выразительный стиль 3-го века, который можно увидеть и в триумфальной арке Септимия Северуса (199-203 гг. н.э.) у подножия Капитолийского холма. Головы фигур Марка Аврелия больше, чем обычно, чтобы показать выражения лиц. Используется более высокий рельеф, позволяющий увеличить контраст между светом и тенью. В целом, все гораздо более драматично – стиль, который чётко отражал неопределённое состояние Римской империи.
Другие известные рельефные работы каменной скульптуры, вырезанные римскими мастерами: мраморный фриз процессии на Ара Пацис Августа (13-9 г. до н.э.) в кампусе Марция, архитектурная рельефная скульптура на арке Тита (ок. 85-90 гг. н.э.) и Арка Константина (312-15 н.э.).
Портретные бюсты и статуи
Эти произведения из мрамора и (иногда) бронзовые скульптуры были ещё одним важным римским вкладом в искусство античности. Изображения римских лидеров были выставлены в общественных местах на протяжении веков, но с началом Империи в конце 1-го века до н.э. мраморные портретные бюсты и статуи императора – которые были скопированы в массовом порядке и отправлены во все части римского мира – служили важной функцией, напоминая людям о Риме. Они также были важной объединяющей силой. Римские наместники размещали или устанавливали их на площадях или в общественных зданиях по всей империи, а состоятельные граждане покупали их для своих приёмных и садов, чтобы продемонстрировать лояльность. Традиционный бюст «голова и плечи», вероятно, был заимствован у этрусского искусства, так как греческие бюсты обычно делались без плеч.
Римские статуи и портретные бюсты находятся во многих лучших художественных музеях мира, в частности, в Лувре (Париж), Ватиканских музеях (Рим), Британском музее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Гетти. (Лос-Анджелес).
Знаменитые портреты римских императоров
Некоторые известные бюсты и статуи римских лидеров:
Статуя Августа (правил 27-14 г. н.э.) (Ливийская вилла, Прима Порта)
Статуя Тиберия в старости (14-37) (Капитолийский музей)
Бюст Калигулы (37-41) (Лувр)
Статуя Клавдия в образе Бога Юпитера (41-54) (музеи Ватикана)
Глава Нерона (54-68) (Британский музей)
Бюст Гальбы (68-69) (Капитолийский музей)
Статуя Тита (79-81) (Музеи Ватикана)
Бюст Траяна (98-117) (Британский музей)
Бронзовая статуя Адриана (117-138) (Музей Израиля)
Бронзовая конная статуя Марка Аврелия (180) (Пьяцца дель Кампидолио)
Статуя Коммода в образе Геркулеса (180-192) (Капитолийский музей)
Бюст Гордиана II (238) (Капитолийский музей)
Бюст Пупьена (238) (Капитолийский музей)
Бюст Балбина (238) (Капитолийский музей)
Бюст Максенция (306-312) (Музей Торлония)
Колоссальная голова Константина (307-337) (Базилика Нова)
Религиозно-погребальная скульптура
Религиозное искусство было также популярной, хотя и менее уникальной формой римской скульптуры. Важной деталью римского храма была статуя божества, которому он был посвящён. Такие статуи были также установлены в общественных парках и частных садах. Небольшие религиозные статуэтки различного качества были также свойственны личным и семейным святыням. Эти мелкие фигурки, заказанные для более богатых высших классов, могли использовать резьбу по слоновой кости и работы по обработке золотом слоновой кости, резьбу по дереву и терракотовую скульптуру, иногда использование стекла для цвета.
Поскольку Рим сменил кремацию на погребение в конце 1-го века нашей эры, каменные гробы, известные как саркофаги, пользовались большим спросом. Три наиболее распространённых типа: римская митрополия (из Рима), античный (из Афин) и азиатский (из Докимейона, Фригия). Все были вырезаны и обычно украшены скульптурой – в данном случае рельефами. Самые дорогие саркофаги вырезались из мрамора, хотя использовался и другой камень, а также дерево и даже свинец. В дополнение к ряду различных изображений покойного – таких, как полноразмерные скульптурные портреты в этрусском стиле человека, лежащего на диване, – популярные мотивы, использованные скульпторами, включали эпизоды из римской (или греческой) мифологии, а также жанровые сцены и сцены охоты, гирлянды из фруктов и листьев. К закату Римской империи саркофаги стали важной средой для христианско-римского искусства (313 г.).
Копии древнегреческой скульптуры
Хотя массовое тиражирование греческих статуй указывало на нерешительность и нехватку творчества со стороны римских художников, история искусства не могла бы быть им более благодарна за их усилия. Действительно, справедливо сказать, что один из величайших вкладов Рима в историю искусства как раз и заключается в копировании греческих статуй, 99 процентов оригиналов которых исчезли. Без римских копий греческое искусство никогда бы не получило должной оценки, а искусство эпохи Возрождения (и, следовательно, западное искусство в целом) могло бы пойти совсем по-другому пути.
Живопись
Самым большим нововведением римских художников было развитие пейзажной живописи, жанра, к которому греки проявили небольшой интерес. Также заслуживает внимания их разработка очень грубой формы линейной перспективы. Стремясь удовлетворить огромный спрос на картины по всей империи, со стороны чиновников, высокопоставленных офицеров армии, владельцев домов и широкой общественности, римские художники создавали панно (в энкаустике и темпере), большие и мелкие фрески и освоили все жанры живописи, в том числе собственное видение «триумфальной» исторической живописи. Большинство сохранившихся римских картин происходят из Помпей и Геркуланума, сохранившимся благодаря извержению Везувия в 79 году. Большинство из них представляют собой декоративные фрески, на которых изображены морские, горные и равнинные пейзажи и они были написаны опытными «декораторами интерьера», а не виртуозными художниками – ключ к пониманию функции искусства в римском обществе.
Панно
В Риме, как и в Греции, высшей формой живописи было панно. Выполненные с использованием методов энкаустики или темперы, панно росли тысячами для массового размещения в офисах и общественных зданиях по всей империи. К сожалению, почти все окрашенные панели были утеряны. Лучшим сохранившимся примером искусства классической античности, вероятно, является «Тондо Северан» (около 200 г. н.э., Antikensammlung Berlin), портрет римского императора Септимуса Северуса с его семьёй, написанный темперой на круглой деревянной панели. Лучший пример из Римской империи – удивительная серия фаюмских портретов, написанных в Египте в период с 50 г. до н.э. до 250 г. н.э.
Триумфальная живопись
Римским художникам также часто поручали создавать картины, освещающие военные успехи – форма, известная как Триумфальная живопись. Этот тип исторической живописи – обычно выполняемый как фреска – будет описывать битву или кампанию в мельчайших деталях и может включать в себя украшения в смешанной технике и дизайн карты для информирования и впечатления публики. Поскольку готовили их быстро, многие из этих триумфальных произведений могли повлиять на композицию исторических рельефов, таких как Колонна Марка Аврелия.
Фрески
Римские фрески – выполненные либо «al fresco» с нанесением краски на мокрую штукатурку, либо «al secco» с использованием краски на сухих стенах – обычно делятся на четыре периода, как это было установлено немецким археологом Августом Мау после его раскопок в Помпеях.
Художественные стили из Римской империи
В Римской империи проживало множество разных национальностей и религиозных групп, что обусловило большое число связанных стилей искусства. Главным среди них, в дополнение к более раннему этрусскому искусству материковой Италии, были формы кельтской культуры, а именно – стиль Железного века в стиле Ла-Тен (ок. 450-50 гг. до н.э.), – который существовал в Империи в форме, известной как Кельтско-римское искусство и иератический стиль египетского искусства, впитавший в себя эллинистически-римскую идиому.
Позднеримское искусство (ок. 350-500)
В христианскую эпоху разделение Римской империи на слабую Западную Римскую империю (базирующаяся в Равенне и Риме) и сильную Восточную Римскую империю (базирующуюся в Константинополе) привело к изменениям в позднеримском искусстве. В то время как роспись стен, мозаика и погребальная скульптура процветали, статуи в натуральную величину и панно росли. В Константинополе римское искусство впитало восточные влияния, чтобы произвести византийское искусство поздней империи и задолго до того, как Рим был захвачен вестготами при Аларике (410 г.) и разграблен вандалами при гайзерике, римские художники и ремесленники переехали в Восточную столицу, чтобы продолжить свою торговлю. (См. Христианско-Византийское Искусство.) Церковь Святой Софии в Константинополе, например, один из самых известных примеров римской купольной архитектуры, обеспечила работой приблизительно 10 000 этих специалистов и других рабочих. По заказу императора Юстиниана (527-565) собор Святой Софии вместе с мерцающей мозаикой Равенны представлял собой последний вздох римского искусства.
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше о живописи и скульптуре из классической античности, см.:
Классическая греческая живопись (ок. 480-323 гг. до н.э.)
Эллинистическая греческая живопись (c. 233-27 до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (c.480-450 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (c.400-323 до н.э.)
Греческая керамика
- Великий композитор и «опасный революционер» Римский-Корсаков
- Найдена римская мозаика, созданная двадцать веков назад
- Открытие в Париже памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
- Открытие в Париже возле Собора Парижской Богоматери памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
- Гвардейцы Папы Римского издали кулинарную книгу
- Папа Римский сдал Сикстинскую капеллу компании Porsche
- «Арии и романсы на музыку Н.А. Римского-Корсакова»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?