Сила и Пафос греческих бронзовых скульптур читать ~3 мин.
Очень много лет назад стоял на греческом острове Родос 30-метровый бронзовый памятник покровителю, богу Гелиосу, широко известный как Колосс. Более 60 лет смотрел он на гавань, пока не был уничтожен в результате землетрясения в 226 году до н.э.. Птолемей III предложил перестроить его, но Дельфийский оракул сказал, что люди обидели Гелиоса, и бронзовые фрагменты статуи ещё на несколько веков остались лежать на своих местах.
Сегодня никто не знает, где Колосс стоял или как он выглядел на самом деле. То же самое можно сказать и о большинстве греческих бронзовых скульптур периода окончания царствования Александра и начала зарождения Римской империи. Автором Колосса был скульптор Харес, ученик Лисиппа, придворного скульптора Александра. Лисипп считался лучшим в своем деле, но ни одна из 1500 его работ не выжила.
Сегодня мы имеем около 200 бронзовых скульптур Древней Греции, многие из них находятся в экспозиции разных музеев. Центр Гетти в Лос-Анджелесе провел титаническую работу и смог собрать в рамках одной экспозиции 47 скульптур из 34 музеев 12 стран мира. Выставка будет представлена лишь в трех городах: Лос-Анджелесе, Флоренции в марте следующего года и в Вашингтоне, округ Колумбия, в декабре 2016 года. Экспозиция «Сила и Пафос: Бронзовая скульптура в эллинистическом мире» (Power and Pathos: Bronze Sculpture of the Hellenistic World) уникальна по составу экспонатов. Посетив её, вы получаете редкий шанс увидеть столько шедевров Древней Эллады в одном месте и в одно время.
Но есть и другое отличие этой выставки от многих аналогичных. Если раньше в центре экспозиции оказывались, преимущественно, мифические фигуры и полубоги, представленные в идеализированных формах, то шоу в Центре Гетти представляет скульптуры, изображающие обычных людей — дворян, ремесленников, спортсменов.
Среди основных элементов выставки — скульптура, известная как «Кулачный боец» (Terme Boxer), редкий, хорошо сохранившийся экспонат, обнаруженный во время раскопок в 1885 году в Риме. Хотя у скульптуры отсутствуют каменные и стеклянные детали, инкрустировавшие глаза и зубы, а также красноватые оттенки, предназначенные для обозначения крови на костяшках его пальцах и в ранах, именно он является воплощением названия выставки. Мы видим как мощная фигура атлета буквально изнемогает после боя, настолько изысканно передано физическое и психическое истощение человека. Реализм скульптуры необычен для этого периода, особенно то, как мягко текстурированы волосы и борода. Бронза была идеальным материалом для такой артикуляции. Оригинальные модели вырезались древнегреческими скульптурами в воске, а этот материал давал художникам большую пластичность, возможность проработки тончайших деталей. Делать статуи из бронзы было намного проще, чем из мрамора, а прочность бронзы на разрыв давала большой творческий простор для составления сложных композиций.
Из-за коррозии с течением времени большинство бронзовых изображений стали чёрными. Но изначально они имели оттенок, близкий к цвету загорелой под средиземноморским солнцем кожи, иногда с серебряными ногтями, зубами из слоновой кости, мелкими деталями из меди, что придавало им ещё больше реалистичности. Но не только в этом выражалась натуралистичность эллинских скульптур. Часто скульпторы придавали своим творениям черты, характерные для данного социального статуса и профессии.
Очень мало образцов искусства Древней Эллады сохранились до наших дней. Выжили преимущественно мраморные копии, сделанные в первые годы Римской империи, но они доносят до нас лишь отголоски настоящего искусства Древней Эллады.
Анна Сидорова © Gallerix.ru