Бартоломео Растрелли:
биография архитектора в стиле барокко читать ~4 мин.
Франческо Бартоломео Растрелли — один из величайших архитекторов, работавших в России в XVIII веке. Он является ярчайшим представителем архитектуры эпохи барокко и основоположником стиля, известного как «елизаветинское барокко». Его творчество стало важным вкладом в русское искусство.
Начав карьеру при императрице Анне Иоанновне, в 1738 году Растрелли был назначен обер-архитектором двора. Он руководил важнейшими строительными проектами в периоды правления Анны Иоанновны (1730–1740) и Елизаветы Петровны (1741–1761). Архитектор создал уникальный стиль барочной архитектуры, в котором органично соединились традиции русского зодчества с элементами итальянского и французского барокко.
Работая с другими зодчими и многочисленными русскими мастерами, он достиг монументальности и выразительности в своих проектах. Для его стиля характерны пышные декоративные эффекты и яркие цветные фасады. Среди его знаменитых творений — Летний дворец (1740–1744; снесён), Большой Петергофский дворец (1747–1755), Смольный монастырь (1748–1764), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1756) и Зимний дворец (1754–1762). Интерьеры Растрелли отличались роскошью в стиле рококо и обилием зеркал.
Подобно тому, как Версальский дворец задал тон развитию французских дизайнерских практик и французского декоративного искусства, строительство императорских резиденций в Санкт-Петербурге способствовало расцвету ремёсел. Это заложило основу для дальнейшего развития русского придворного искусства, которое в последующие эпохи достигло высочайшего уровня мастерства. (См. также: Русская живопись XVIII века.)
Биография
Бартоломео Растрелли родился в Париже в семье скульптора Карло Бартоломео Растрелли. В 1715 году, в возрасте 15 лет, он приехал с отцом в Россию. Свой первый архитектурный заказ в эпоху петровского искусства Растрелли-младший получил в 1721 году — ему поручили спроектировать дворец для молдавского господаря Дмитрия Кантемира. С самого начала своей деятельности Растрелли стремился обогатить русскую архитектуру новейшими достижениями европейского барокко. Его работы получили признание, и он сохранял должность обер-архитектора при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. К его ключевым работам также относятся: Андреевская церковь в Киеве (1748–1767), Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге (1749–1757), павильон «Эрмитаж» в Царском Селе (1749), Мариинский дворец в Киеве (1744–1752) и Строгановский дворец в Санкт-Петербурге (1753–1754). Также по его проектам были построены Митавский (Елгавский) дворец и Анненгоф в Лефортове.
Популярность и влияние Растрелли способствовали формированию целой плеяды архитекторов, работавших в стиле, известном как «русское барокко». К его школе можно отнести таких мастеров, как С. И. Чевакинский (1713–1783) и князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719–1774). Другие выдающиеся архитекторы, начинавшие в эпоху барокко, впоследствии стали ведущими представителями неоклассицизма. Среди них А. Ф. Кокоринов (1726–1772), В. И. Баженов (1737–1799), Матвей Фёдорович Казаков (1738–1812) и И. Е. Старов (1745–1808).
С восшествием на престол Екатерины II Великой пышная архитектура барокко вышла из моды. Императрица предпочитала строгий неоклассицизм. Растрелли был отстранён от дел, а ведущими зодчими двора стали мастера нового стиля, такие как шотландец Чарльз Камерон (ок. 1743–1812), который, в частности, участвовал в создании интерьеров Павловского дворца (1782–1786).
После отставки Растрелли уехал в Курляндское герцогство, где работал над завершением дворцов для герцога Эрнста Иоганна фон Бирона. Он достраивал Рундальский дворец (завершён в 1768 году) и Елгавский (Митавский) дворец (завершён в 1772 году). Незадолго до своей смерти в 1771 году Растрелли был избран почётным вольным общником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Здания по проекту Бартоломео Растрелли
Екатерининский дворец (1752–1756)
Екатерининский дворец — жемчужина барокко, расположенная в городе Пушкин (ранее Царское Село) под Санкт-Петербургом. Созданный около 1717 года как летняя резиденция императрицы Екатерины I, он был позже расширен. Её дочь, императрица Елизавета Петровна, поручила Растрелли полностью перестроить здание, создав грандиозное и великолепное сооружение. Его новое творение восхищало как придворных, так и иностранных послов.
Петергофский дворец (1747–1755)
Расположенный в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга, дворцово-парковый ансамбль часто называют «Русским Версалем». Изначально построенный по указу Петра I, он был значительно расширен и перестроен Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор переделал центральную часть дворца, добавил боковые крылья и внёс изменения в планировку парка.
Смольный монастырь и собор (1748–1764)
Смольный Воскресенский девичий монастырь расположен на берегу Невы в Санкт-Петербурге. Императрица Елизавета Петровна после восшествия на престол заказала постройку обители на месте «Смольного дома» — дворца, где она провела юность. Собор монастыря считается одним из шедевров Растрелли. Планировавшаяся гигантская колокольня не была построена. Строительство комплекса завершил архитектор Василий Стасов только в 1835 году. Расположенный рядом Смольный институт получил своё название от монастыря.
Зимний дворец (1754–1762)
Нынешнее здание Зимнего дворца, официальной резиденции российских императоров с 1762 по 1917 год, является шедевром Растрелли в стиле «елизаветинского барокко». Его монументальные фасады отличаются пластическим богатством и сложным ритмом. В здании, согласно данным Государственного Эрмитажа, насчитывается 1945 окон, 117 лестниц и 1084 зала. Дворец стал одним из символов Октябрьской революции 1917 года.
Другие крупные здания, спроектированные Растрелли:
Летний дворец (1740–1744; снесён)
Андреевская церковь, Киев (1748–1767)
Павильон «Эрмитаж», Царское Село (1749)
Воронцовский дворец, Санкт-Петербург (1749–1757)
Мариинский дворец, Киев (1744–1752)
Строгановский дворец, Санкт-Петербург (1753–1754)
- Архитектура на пульсе времен
- От классицизма к реализму
- Экскурсии по Санкт-Петербургу
- Творчество Антонио Гауди. Дифирамб мастеру
- Санкт-Петербург - культурная столица России
- Петровское искусство (русское искусство при Петре I)
- Театралы Воронежа за неделю познакомятся с творчеством актёров из Тамбова
- «Блаженство» Кэтрин Мэнсфилд, краткое содержание
- «География блаженства» Эрика Вайнера, краткое содержание
- Ночь в музее. Екатерина Садур и Таня Стрельбицкая представляют открытые репетиции сцен из пьесы Е. Садур « ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ»
- «Блаженная дева» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?