Бартоломео Растрелли: биография архитектора в стиле барокко читать ~5 мин.
Франческо Бартоломео Растрелли, один из величайших архитекторов России, один из основоположников стиля архитектуры, который стал известен как русское барокко, что является его важным вкладом в русское искусство, а также одним из великих архитекторов эпохи барокко XVIII века.
Он начал как придворный художник при Петре Великом (годы правления 1682-1725), а затем был назначен старшим придворным архитектором в 1730 году императрицей Анной. В этой роли Растрелли руководил кампанией по обновлению и строительству архитектурных объектов, которая велась во времена правления Анны (1730-40), Елизаветы (1741-62), Екатерины (1762-96) и Александра I (1801-25), создавая безошибочный стиль барочной архитектуры в котором сочетаются русская типология с архитектурой эпохи Возрождения, а затем итальянским и французским барокко.
С помощью нескольких других барочных архитекторов и многих других русских художников он добился мощной монументальной линейности в своих проектах, а также необычайных декоративных эффектов на цветных фасадах Летнего дворца (1740-44; разрушен), Петергофского дворца, недалеко от Санкт Петербурга (1747-55), Смольного монастыря и собора (1748-64), Екатерининского дворца в Царском Селе (1752-56) и Зимнего дворца (1754-62). Кроме того, его интерьер был известен своим роскошным стилем рококо и использованием зеркал.
Точно так же, как Версальский дворец породил мини-ренессанс в деятельности Французских дизайнеров и французского декоративного искусства, дизайн королевских зданий в Санкт-Петербурге стимулировал появление большой школы ремесленников и мастеров-мастеров: традиция романовского искусства, кульминацией которой стало создание изысканных украшений пасхальных яиц Фаберже. (См. Также: Русская живопись: XVIII век.)
Биография
Бартоломео Растрелли родился в Париже и был сыном скульптора и архитектора Карло Бартоломео Растрелли. Приехав в Россию в возрасте 15 лет, он получил свой первый архитектурный заказ в 1721 году, в эпоху петровского искусства., когда его пригласили спроектировать дворец для молдавского князя Деметра Кантемира. С самого начала целью Растрелли было привнести в романовское барокко новейшие итальянские мотивы. Все шло хорошо, и, поскольку его работы понравились российскому двору, он поднялся по карьерной лестнице, став в 1730 г. старшим придворным архитектором: эту должность он сохранил при императрицах Анне и Елизавете (1730–1762). Кроме вышеперечисленных, в его основные поручения входили: Андреевская церковь, Киев (1748-67), Воронцовский дворец, Санкт-Петербург (1749-57), Павильон Эрмитаж, Царское Село (1749), Мариинский дворец, Киев (начало 1752 года) и Строгановский дворец в Петербурге (1753-54). Среди других зданий Митавский дворец и Анненхофский дворец в Лефортово.
Популярность и влияние Растрелли дали ему множество последователей, которые сформировали особую архитектурную школу под названием «русское барокко». Среди них были русские архитекторы: С.И. Чевакинский (1713-1783), А.Ф. Кокоринов (1726-1772), князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719–1774), В.И.Баженов (1737-1799), Матвей Федорович Казаков (1737-1813) и И.Е.Таров (1743-1808), некоторые из которых переняли принципы неоклассического искусства и поступили на службу императрице Екатерине Великой.
Однако их преемница, императрица Екатерина II (Екатерина Великая), считала архитектуру барокко слишком старомодной. Она заменила Растрелли шотландским архитектором Чарльзом Камероном (1745-1812), который спроектировал ряд зданий в более современном стиле неоклассической архитектуры, включая Павловский дворец (1782-86) и Александровский дворец (1812) под Санкт-Петербургом.
Тем временем Растрелли был отправлен на пенсию в Курляндское герцогство, прибрежный регион Латвии, где ему было поручено завершить и украсить несколько дворцов, принадлежащих герцогскому двору, таких как Рундальский дворец, Пилсрундале (завершён в 1767 году) и Елгавский дворец (завершён в 1772 г.). Незадолго до смерти Растрелли был избран членом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Здания по проекту Бартоломео Растрелли
Екатерининский дворец (1752-56)
Екатерининский дворец – дворец в стиле рококо, расположенный в бывшем городе Царское Село, к юго-востоку от Санкт-Петербурга, Россия. Созданный около 1717 года немецким архитектором Иоганном-Фридрихом Браунштейном в качестве летней резиденции императрицы Екатерины I, он был расширен архитекторами Михаилом Земцовым и Андреем Квасовым по просьбе императрицы Анны, прежде чем её дочь императрица Елизавета наконец обратилась к Растрелли и попросила его снести здание и заменить его более грандиозным и ярким сооружением в стиле рококо. Его новое здание восхищало как придворных, так и послов.
Петергофский дворец (1747-55)
Расположенный в Санкт-Петербурге (Петродворец) и образующий серию дворцов и садов, иногда называемых «русским Версалем», Петергофский дворец был построен Петром Великим, а затем расширен Растрелли, который добавил крылья и переделал часть садов и фонтанов.
Смольный монастырь и собор (1748-64)
Смольный Воскресенский женский монастырь (Воскресенский), расположенный недалеко от Невы в Санкт-Петербурге, представляет собой русский православный собор, окружённый комплексом монастырских построек. Первоначально построенный для Елизаветы, дочери Петра Великого, которая решила стать монахиней после того, как ей отказали в престолонаследии. Однако так случилось, что её преемник царь Иван VI был свергнут в 1741 году, и Елизавете это удалось, хотя работа в монастыре продолжалась по её приказу. Собор монастыря считается одним из величайших произведений Растрелли. Планируемая колокольня собора могла бы сделать собор самым высоким зданием в России, но смерть Елизаветы помешала его завершению. Только в 1835 году строительство было окончательно завершено. Близлежащий Смольный институт, важное историческое здание, назван в честь монастыря.
Зимний дворец (1754-62)
Официальная резиденция русских царей (1732-1917), монументальный бело-зелёный Зимний дворец был спроектирован многими разными архитекторами, в первую очередь Растрелли, которые использовали стиль, известный как «русское» или «елизаветинское» барокко. Его главный фасад в форме вытянутого прямоугольника простирается на 250 метров. В здании около 1500 комнат, 1780 дверей, 950 окон и 120 лестниц. Позже он стал символом русской революции 1917 года.
Другие крупные здания, спроектированные Растрелли:
Летний дворец (1740-44; разрушен)
Андреевская церковь, Киев (1748-67)
Павильон Эрмитаж, Царское Село (1749)
Воронцовский дворец, Санкт-Петербург (1749-57)
Мариинский дворец, Киев (начало 1752 года)
Строгановский дворец Санкт-Петербург (1753-54)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?