Архитектура небоскрёба читать ~48 мин.
Если архитектура является одним из самых захватывающих видов искусства, то ничто не сравнится с искусством и изобретательностью проектирования сверхвысоких зданий. Это вдохновляющая форма общественного искусства, которую может увидеть и оценить каждый.
Так как первые небоскрёбы появились в США, история появления сверхвысоких зданий – это история строительства первых небоскрёбов в Америке.
Как развивался дизайн небоскрёбов
В 1899 году Монтгомери Шуйлер, выдающийся критик Architectural Record, написал статью на тему прогрессивной американской архитектуры под названием «Небоскрёб до наших дней», в которой он сетовал, что элемент эксперимента, казалось, исчез из дизайна небоскрёба. Он вспоминал ранние времена, особенно первую половину 1880-х годов, когда было сделано много «дикой работы». Но теперь, по его словам, архитекторы, похоже, остановились на трёхчастной формуле, включающей основание, шахту и капитальную часть, состоящую из определённых групп этажей.
Эта формула, сказал он далее, может быть облечена в различные исторические стили. Первый пример Шуйлер отнёс к Джорджу Б. Посту (1837-1913), в его здании Union Trust Building 1889-90 годов, которое он описал как романский стиль Ричардсона. По его словам, вскоре за ним последовали другие здания в классическом стиле, например, здание American Surety Building 1894-95 годов, спроектированное Брюсом Прайсом (1845-1903).
Десять лет спустя, в Scribner’s Magazine, Шуйлер снова рассказал об «Эволюции небоскрёба». Там он прокомментировал башни, которые недавно были построены и в настоящее время строятся. В статье Шуйлер рассказал о технологических достижениях, которые сделали возможным быстрый рост высоты зданий. К ним относятся лифт, каркасная и скелетная конструкция, огнеупорная защита колонн и балок, изолированные основания и кессонные фундаменты, а также все остальное.
Не осознавая значения своей проницательности, Шуйлер фактически заложил основу для подхода к истории искусства небоскрёбов, которым до сих пор пренебрегали. Во-первых, своими словами он предположил, что эволюция небоскрёба, похоже, делится на ряд периодов, отмеченных достаточно различными архитектурными формами и методами проектирования.
Далее он предположил, что эти изменения формы стали результатом увеличения размеров и высоты небоскрёба и были возможны благодаря технологическому прогрессу под давлением сильного всплеска прибыли. Он дал понять, что изменение формы не было в основном вопросом стиля. Как только каркас был сформулирован, внешние детали могли быть заимствованы из романской или барочной архитектуры, или неоклассической архитектуры, или любого из ряда других исторических стилей. В своей статье Architectural Record 1913 года «Башни Манхэттена» он высоко оценил готический архитектурный стиль здания Вулворт, спроектированного Кассом Гилбертом (1859-1934), и добрые слова в адрес Beaux-Arts Singer Building Эрнеста Флэгга, а также башни Metropolitan от Napoleon Le Brun & Sons, которая была вдохновлена искусством раннего Возрождения площади Сан-Марко в Венеции.
Другими словами, признавая влияние технологии и присутствие стилей возрождения, Шуйлер осознавал лежащий в основе набор условий, которые породили последовательность решений. Первое он отождествлял с «дикой работой», проводимой в 1880-х годах. Вторым была трёхсторонняя схема, начавшаяся около 1890 года. Третий, в форме башни, развивался в основном в период до Первой мировой войны.
В 1908 году он написал ещё одну статью для Architectural Record под названием «To Curb the Skyscraper» («Обуздать небоскрёб»), целью которой было найти способ остановить злоупотребление чрезмерной эксплуатацией, которая превращала улицы в центре города в тёмные каньоны. В этом крестовом походе к нему присоединились американские архитекторы Джордж Б. Пост и Эрнест Флэгг (1857-1947), которые согласились, что существует реальная опасность для города в нерегулируемой практике. Он процитировал схему Д. Никербохера Бойда, президента Филадельфийского отделения Американского института архитекторов, который предложил контролировать общую высоту здания по ширине улицы. Система Бойда давала архитектору выбор: отступать от плоскости здания в виде «террас» или отступить от линии участка на определённое расстояние, что позволило бы создать прямую плоскость подъема.
Конечно, то, что мы имеем здесь в 1908 году, является предсказанием грядущих событий в 1916 году, когда был пересмотрен строительный кодекс Нью-Йорка, что привело к созданию небоскрёба «с отступом» или «зиккурата», а также к появлению идеи «плиты». В очередной раз Шуйлер, похоже, осознал, что размер и высота зданий и их соотношение с городскими требованиями обязательно приведут к появлению новой формы или форм, которые исторически можно рассматривать как отдельные этапы.
История архитектуры небоскрёбов (ок. 1850-1970)
Но Шуйлер был в первую очередь архитектурным критиком, а не историком, и поэтому, очевидно, не замечал, куда ведут его мысли и замечания. Он видел происходящие изменения, но, возможно, потому что был слишком близко к месту событий, он, по-видимому, не смог увидеть их в исторической перспективе. В этой статье мы исследуем, можно ли выработать новый взгляд на историю небоскрёбов, который учитывал бы как влияние технологий, так и роль возрождения и более современных режимов. Используемый здесь подход основан, прежде всего, на архитектурной форме, продиктованной постоянно растущими размерами и высотой небоскрёбов, отвечающих широким культурным силам, действовавшим в девятнадцатом и двадцатом веках.
Такой взгляд на историю небоскрёбов можно разделить на семь глав или фаз.
Фаза 1
Донебоскребная фаза, датируемая приблизительно между 1849 и 1870 годами, состоящая из зданий, содержащих основные элементы небоскрёба, но ещё не собранных в единую структуру.
Фаза 2
Начиная с здания Equitable Life Assurance Building 1868-70 годов, которое содержит необходимые ингредиенты для раннего небоскрёба, но в котором ещё сохраняются композиционные особенности фазы 1.
Фаза 3
Начиная примерно с 1878 года, когда французский мансардный стиль уступает место формуле с плоской крышей, включающей свободную и разнообразную группировку этажей, создающую, по словам Шуйлера, много «дикой работы».
Фаза 4
Начинается в конце 1880-х годов и характеризуется трёхчастной системой композиции, соответствующей частям классической колонны с основанием, валом и капителью.
Фаза 5
Речь идёт о небоскрёбе в форме башни. В этой категории признаются три варианта: «изолированная» башня, задуманная ещё в 1888 году, но не реализованная до 1894-95 годов; «навесная» башня, датируемая примерно 1911 годом, примером которой является Вулворт Билдинг; и «отступная» башня, возникшая в результате прав, предоставленных пересмотром кодексов зонирования с 1916 года.
Фаза 6
Связана с «отступной» формой небоскрёба, продиктованной пересмотром зонирования, вступившим в силу после 1916 года.
Фаза 7
Датируется 1930 годом и представлена Рокфеллер-центром, характеризуется решением с ограниченным пространством застройки, паркоподобным окружением и часто многоквартальными размерами.
Первые четыре фазы могут быть отнесены к конечным датам, поскольку используемые композиционные формулы редко встречаются в современных решениях. Однако последние три продолжают использоваться и обещают это сделать в будущем.
Установив порядок фаз и кратко описав их природу, даты и содержание, лучше всего начать более подробное обсуждение с фазы 2, потому что именно здесь мы находим наибольшие разногласия по поводу того, что такое небоскрёб. Очевидно, что вопрос определения небоскрёба определит, когда и где начнётся наша история.
Что такое небоскрёб?
Шуйлер считает, что первыми небоскрёбами были здание «Трибьюн» Ричарда Морриса Ханта (1827-1895) и здание «Вестерн Юнион» Джорджа Б. Поста.
В своей статье «Небоскрёб на современном этапе» он говорит, что это были первые деловые здания, в которых были признаны возможности лифта. Они были гораздо более заметными и вызывающими комментарии, чем даже Сент-Пол и Парк-Роу сейчас, потому что они были одни и потому что нижний Нью-Йорк тогда имел линию горизонта, на фоне которой только они, за исключением церковных шпилей, возвышались и отделялись.
Генри-Рассел Хичкок (1903-1987) занимает аналогичную позицию в своей монументальной работе «Архитектура: Nineteenth and Twentieth Centuries. Главным ориентиром для этих авторов была высота, а лифт был средством достижения этой высоты, как физически, так и финансово.
Карсон Вебстер в своей статье «Небоскрёб: Логические и исторические соображения» (Journal of the Society of Architectural Historians, December, 1958), считает Трибьюн и Вестерн Юнион «лифтовыми зданиями» или «прото-небоскрёбами». Он считает, что здание масонского храма было первым небоскрёбом из-за его двадцати полезных этажей, высоты в 300 футов и скелетной конструкции. Таким образом, Вебстер добавляет к такому элементу, как высота, полезные этажи и скелетную конструкцию.
Франсиско Мухика (1884-1954) в своей «Истории небоскрёба», опубликованной в 1930 году, придерживается другого мнения. Основывая своё определение небоскрёба на наличии лифта и скелетного каркаса, он в подписях к своим иллюстрациям называет здание страховой компании Home Life Insurance Company «первым небоскрёбом», а здание Tacoma Building – «вторым».
Вебстер отмечает, что Мухика в двух местах называет здание Home Life Insurance Company Building «эмбрионом небоскрёба», но предпочитает термин «прото-небоскрёб», поскольку считает, что десятиэтажному зданию не хватает высоты. Тринадцатиэтажное здание Торговой палаты Вебстер относит к той же категории.
Другими словами, Шуйлер начал бы историю небоскрёба в 1873-75 годах, со зданий Трибьюн и Вестерн Юнион в Нью-Йорке. Мухика начал бы в 1883-85 годах, со здания «Хоум Лайф» в Чикаго. Вебстер предпочитает 1891-92 годы, в Чикаго, с масонского храма. Задействована не только дата начала, но также место и название архитектурной фирмы, которая возвела первый небоскреб.
Наш голос за «первый небоскрёб» достаётся зданию Equitable Life Assurance Company, построенному в Нью-Йорке в 1868-70 гг. по проекту Gilman & Kendall и George B. Post. Причины: Equitable было первым деловым зданием, в котором были реализованы возможности лифта. Его высота достигала 130 футов, что делало его в два раза выше среднего пятиэтажного коммерческого здания. Конечно, «Трибьюн» высотой 260 футов и «Вестерн Юнион» высотой 230 футов были гораздо более впечатляющими, поскольку они были в два раза выше, чем «Эквитейбл». Но этот скачок можно рассматривать как доказательство того, что как только барьер высоты был преодолён Equitable, другие здания быстро поднялись в течение нескольких лет.
Американский историк истории городов и архитектуры Карл Кондит (1914-1997) согласен с этим. В своей книге «Американское строительное искусство» , он говорит об этой особой форме прикладного искусства: «Если о каком-то одном здании можно сказать, что оно положило начало нью-йоркскому небоскрёбу, то это было офисное здание компании Equitable Life Assurance Company на Бродвее, 120 (1868-70). Пятиэтажное, оно возвышалось на 130 футов на вершине мансардной крыши». Если Equitable ознаменовал «начало нью-йоркского небоскрёба», то он был первым в своём роде, поскольку ни один другой город не может претендовать на более раннее здание.
Хронология архитектуры небоскрёбов
С исторической точки зрения, Equitable был первым зданием, нарушившим практику прошлого. Его исключительная высота стала возможной благодаря внедрению пассажирского лифта, который сделал верхние этажи такими же арендопригодными, как и нижние, и, таким образом, сделал более высокую, чем в среднем, конструкцию финансово целесообразной. Из него вытекали все остальные, такие как «Трибьюн», «Вестерн Юнион», «Хоум Лайф» и «Масонский храм».
Экономический успех Equitable даже привёл к увеличению высоты более старых итальянских строений, таких как Mutual Life Insurance Company Building 1863-65 годов и New York Life Insurance Building 1868-70 годов, в которых были добавлены лифты и мансардные крыши вскоре после 1870 года, когда экономическое значение Equitable стало очевидным.
Общей чертой здания Equitable и перестроенных зданий Mutual Life и New York Life была их связь с недалёким прошлым. Их дизайн был основан на французском мансардном стиле, который впервые появился в этой стране в 1850-х годах и процветал после Гражданской войны до начала 1870-х годов, когда его постепенно заменил стиль королевы Анны. Типичными были здания «Геральд Билдинг», «Нэшнл Парк Бэнк» и «Лорд и Тейлор» в Нью-Йорке.
Последние три сооружения были выполнены в той же манере, что и здания Equitable, Western Union и Tribune. Единственное различие между этими двумя группами заключалось в том, что последние были значительно выше первых. И в «Трибюн», и в «Вестерн Юнион» становилось мучительно ясно, что эти здания переросли свои французские костюмы, хотя они всё ещё носили их. Очевидно, архитекторы не понимали, что эти высокие здания требуют другого дизайнерского решения, более похожего на здание страховой компании Home Life Insurance Company и масонский храм.
Необходимость перемен была осознана к концу депрессии конца 1870-х годов. Это можно увидеть в здании Борил 1878-79 годов Стивена Декатура Хэтча (1839-1894) и здании Морс 1879 года Силлимана и Фарнсворта.
Фактически, здание Вестерн Юнион уже предвещало грядущие перемены. На шести этажах под мансардой этажи были сгруппированы по горизонтали с помощью молдингов и других приспособлений по схеме 2-1-3, а по вертикали – в пять пролётов с окнами по схеме 1-2-2-2-1. Фасад в этой зоне был сильно артикулирован для создания видимости структуры, а опоры спроектированы таким образом, чтобы отражать их несущую функцию. Опоры, поддерживающие павильоны на фасадах Бродвея и Дей-стрит, были шире остальных. Это означает, что дизайн был продиктован требованиями функции и структуры, а не абстрактными правилами регулярности и симметрии.
Уже в 1874 году общая формула появилась в здании «Ивнинг Пост» Чарльза Ф. Менгельсона. В этом случае высота Бродвея была разделена опорами на три пролёта, а по горизонтали – на схему 2-1-3-2-2. В отличие от Western Union, здание было увенчано довольно плоской крышей, прерываемой низким павильоном. Таким образом, в период с конца 1860-х до середины 1870-х годов мы имеем фазу эволюции небоскрёба, когда здания становятся достаточно высокими, чтобы некоторые учёные считали их небоскрёбами, но при этом проектируются примерно так же, как и другие коммерческие здания средней пятиэтажной высоты.
В то же время есть признаки изменения концепции композиции, указывающие на будущее. По этим причинам данный период можно рассматривать как переходный между более ранней, донебоскребной фазой, обозначенной как фаза 1, и фазой 3, а переходную фазу, содержащую первый и другие ранние небоскрёбы 1868-78 годов, как фазу 2.
Прежде чем перейти к фазе 3, необходимо обсудить фазу 1. В материале, представленном выше, учёные подчёркивали три особенности, а именно: высота, пассажирский лифт и железный каркас. Изучая коммерческие здания до 1868 года, мы отмечаем, что существовал ряд сооружений, которые содержали эти характеристики, но ни в одном случае все три элемента не были собраны в одном здании.
Здание Джейна представляло собой десятиэтажное строение, состоящее из восьми мансардных этажей и двухэтажной башни. Для поддержки этажей по всей длине здания располагались центрально расположенные железные колонны, несущие деревянные балки, которые опирались на каменную кладку боковых стен. В здании имелся подъёмник для подъёма и спуска сырья и готовой продукции, но не было пассажирского лифта.
Примерно в то же время Кельвин Поллард (1797-1850) спроектировал восьмиэтажное здание для доктора Брандрета на Бродвее, 241, судя по чертёжу, хранящемуся в Нью-Йоркском историческом обществе. Нет никаких доказательств того, что здание было действительно построено, а также того, планировал ли Поллард использовать конструкционное железо или пассажирский лифт. Рендеринг свидетельствует о том, что архитектор задумал построить более высокое, чем в среднем, сооружение для конкретного места.
С другой стороны, были два здания, магазин «Haughwout» и отель «Пятая авеню», которые были примерно такого же размера, как сотни других коммерческих зданий, то есть пятиэтажные и около шестидесяти футов, но в них были пассажирские лифты.
К фазе 1 можно отнести также сооружения, которые имели строительную систему, тесно связанную с более поздним каркасом небоскрёбов. В качестве примера можно привести здание Harper Brothers Building, спроектированное Джеймсом Богардусом (1800-1874). Его башня McCullough Shot Tower 1856 года имела металлический каркас, который поддерживал навесную стену из кирпича между железными колоннами и балками. Таким образом, в течение девятилетнего периода, непосредственно перед Гражданской войной, можно найти такие особенности, как высота выше среднего, пассажирский лифт, использование клетчатой и навесной конструкции, но – и это важный момент – не в одном и том же здании.
Энгредиенты были налицо, но до этого времени никто не думал соединить их вместе. Это впервые произошло в здании Equitable Life Building, которое было более чем в два раза выше среднего офисного здания, благодаря запланированному использованию пассажирского лифта и железной конструкции. Таким образом, можно говорить о до-небоскребной фазе с 1849 по 1870 год, которая подготовила почву для первого небоскребного периода 1870-78 годов с его переходными характеристиками.
Можно сказать, что третья фаза началась около 1878 года, когда экономическая депрессия 1873-79 годов закончилась и возобновилась строительная деятельность. Здание Boreel Building Стивена Хэтча того года отражает изменения, произошедшие в проектировании высоких коммерческих сооружений. Мансардная крыша была заменена плоской, поскольку последняя обеспечивала лучшую и большую арендную площадь при меньших затратах. Показная и дорогая французская декоративная система «ампир» была заменена более строгим типом, который подчиняет орнамент структуре и заменяет кирпич и терракоту мрамором и чугуном. См. также: Архитектура девятнадцатого века (1800-1900).
Композиция фасада: Окна, этажи
Наиболее характерным, однако, является метод группировки этажей как средство достижения чувства порядка на фасаде, включающем такое большое количество окон, опор, фронтонов, мульонов и так далее. Похоже, что преобладают два метода. Первый группировал этажи в соответствии с капризным подходом, когда каждый архитектор делал то, что казалось ему наиболее привлекательным.
Эта тенденция привела к тому, что Шуйлер назвал «дикой работой» периода до 1890 года, и породила множество решений, которые были интересными, а некоторые вызывали недоумение. Второй метод был не столь личным и субъективным, он был основан на математической прогрессии, которая диктовала количество этажей, которые должны быть сгруппированы, а также размер и количество элементов, которые должны содержаться в каждом из них.
В здании Борил, 1878-79 годов, Стивен Хэтч следует примеру Менгельсона, разделяя свою высоту по вертикали и горизонтали. Опоры создают композицию из пяти пролётов с окнами, расположенными по схеме 3-2-2-2-3, а широкополосные молдинги и карниз группируют этажи по схеме 2-3-3-1. Как и в «Ивнинг Пост», декор сведён к минимуму, а центральным акцентом служит двухэтажный вход и фронтон в стиле королевы Анны над мансардным этажом.
Десятиэтажное здание Морзе является вариацией на эту тему. Линия крыши фиатная. Опоры образуют трехпролетное решение 4-2-4. Этажи сгруппированы по схеме 2-1-2-1-1-2-1 с помощью двойных струн, проходящих мимо опор. Десятый этаж выполнен в виде аркады с рожками, увенчанной скромным карнизом.
Здание Миллс больше по размеру, но следует тому же принципу дизайна. Здесь два крыла обрамляют центральный вход и световой двор. На фасаде Брод-стрит они разделены на четыре пролёта по два окна в каждом. Горизонтальное деление – 1-1-2-3-2-1. Интерес представляет более раннее решение 1880 года, которое представляет собой непрерывный фасад из восьми пролётов, каждый шириной в три окна, с этажами, сгруппированными по схеме 1-1-3-1-1-2. Завершающие этажи имеют форму мансарды с колоссальными дормерами. Формула, показанная на рендеринге, отражает переход от фазы 2 к фазе 3, с плоской крышей, заменяющей мансарду.
Биржа продуктов представляет другой способ достижения единства в это время. В данном случае горизонтальная группировка – 1-4-2-1-1. Но четырёхэтажная аркада, двухэтажная аркада над ней, а также один этаж под карнизом и мансардный этаж расположены в вертикальной геометрической прогрессии 1-2-4 окон. Архитектор, должно быть, чувствовал необходимость в подобном решении, чтобы достичь ощущения порядка в строении, состоящем из стольких частей и имеющем такой огромный размер. Используя эту прогрессию, ему удалось избежать монотонности и связать элементы наиболее приятным образом.
Эта система также была использована позже Генри Хобсоном Ричардсоном (1838-1886), одним из величайших архитекторов своего времени, когда ему было поручено сделать здание аналогичного размера, склад Маршалла Филда. Ричардсон предпочитает романскую лексику классической, но его прогрессия имеет тот же характер. Проёмы расположены в горизонтальной системе 1-2-4, которая сопровождается трёхэтажной, двухэтажной и одноэтажной группировкой этажей.
В здании Аудиториума Салливан снова использует это решение в верхних семи этажах, но изменяет вертикальную композицию до 4-2-1 и горизонтальную до 1-2-3.
Однако более типичной системой проектирования в этот период была система, описанная ранее, а именно произвольная и кажущаяся капризной группировка этажей для создания наиболее привлекательной композиции. В проекте Rookery от Burnham & Root используется схема 1-2-3-3-1. Кобб и Фрост в Чикагском оперном театре предпочитают 2-2-4-2. Baumann & Huehl используют формулу 2-3-3-4-1 в здании Торговой палаты, а Shepley, Rutan & Coolidge предпочитают 1-2-5-3-1-1 для здания Ames Building 1889-91 гг. в Бостоне.
Здесь следует отметить, что введение новой формулы дизайна не обязательно означает конец старой. Так, здание Парк Роу, несколько лет являвшееся самым высоким офисным сооружением в мире, следовало формуле Фазы 3, хотя система Фазы 4 применялась уже около восьми лет. По вертикали фасад здания «Парк Роу» был разделён на три части, центральная из которых была слегка углублена и состояла из опор колоссального порядка, поднимающихся на три и четыре этажа.
Они не всегда совпадали с фланкирующими элементами, которые были шириной в три окна и увенчаны четырёхэтажными башнями с куполом. По горизонтали композицию можно было прочесть двояко, в зависимости от того, кто использовал центральные или боковые секции для обозначения. Но какая бы система ни использовалась, количество группировок создавало элевацию, которая была запутанной, монотонной и неудобной. Архитектор Роберт Х. Робертсон (1849-1919), похоже, не осознавал, что высота его сооружения такова, что он больше не может использовать старую формулу, и что требуется новая.
Трёхчастная схема
На самом деле, новая система уже была разработана, а именно трёхчастное деление, связанное с классической колонной, которое Шуйлер отметил в 1899 году. Это можно считать Фазой 4. Как говорилось ранее, Шуйлер считал, что ранним примером этой формулы является здание Union Trust Джорджа Б. Поста. Фасад здания имеет не только основание, вал и столицу, но и переходный этаж между основанием и валом и такой же между валом и столицей. Не менее ранним примером является здание «Хаммонд» Джорджа Х. Эдбрука, первый небоскрёб Детройта, в котором использована трёхчастная система.
Более удачное решение, благодаря своей высоте, можно увидеть в здании Хавмейера. Здесь шахте придаётся большее значение, поскольку её высота составляет семь этажей, а не пять. Основание имеет три этажа, как и столица, а переходные этажи – по одному. Чтобы придать столице большую элегантность, в начале столицы добавлен замысловатый балкон, поддерживаемый кариатидами. Это было весьма желательно по мнению Шуйлера, который считал, что столица должна быть более декоративной, чем основание, следуя тому, как обычно оформляются ионический и коринфский ордера в греческом искусстве и архитектуре.
Практически такой же метод был использован в здании Роберта Мэйнике по адресу 715-727 Бродвей. Двухэтажное основание несёт переходный этаж, ведущий к шестиэтажной шахте, над которой возвышается ещё один переходный этаж с тяжёлым карнизом и увенчанный двухэтажным капитальным зданием. Разница между этим решением и решением здания Хавмейера в том, что в первом случае вал состоит из колоннады вместо аркады.
Чикагский вариант формулы Фазы 4 без верхнего переходного этажа можно увидеть в здании для Нью-Йоркской компании страхования жизни. Вариант в Сент-Луисе – здание Union Trust Company, где аркада используется в шахте и где нет переходных этажей, только основание и столица, элегантно сочлененные.
К этой категории следует отнести и здание Уэйнрайта, построенное Адлером и Салливаном. В своей книге о Луисе Салливане (1856-1924) Хью Моррисон пишет, что композиция Салливана была продиктована функцией и желанием добиться «парящего» эффекта в здании такой высоты. По всей видимости, трёхчастная концепция практически не сыграла никакой роли в определении дизайна высотки.
Арендный план здания Уэйнрайта, обнаруженный недавно в Свободной библиотеке Сент-Луиса, показывает, однако, что второй этаж был идентичен этажам выше, за исключением верхнего этажа, так что тяжёлый молдинг, который отделяет второй этаж от третьего, был введён не с функциональной, а с эстетической целью. Десятиэтажный фасад, очевидно, выглядел лучше с двухэтажным основанием, семиэтажной шахтой и более высоким, чем в среднем, капитальным зданием, в котором размещались различные службы.
Трёхсторонняя схема повторяется в здании Шиллера, где на фасаде мало что указывает на то, что в здании располагается театр. Она встречается в здании Маркетт, которое имеет двухэтажное основание, переходный этаж, одиннадцатиэтажный вал, одноэтажный переход и капитальный этаж. Одним из зданий, которое сомнительно является трёхчастным в том же смысле, что и приведённые до сих пор примеры, является Гаранти Билдинг в Буффало, где основание и шахта являются отдельными образованиями, но где одноэтажный завершающий элемент едва ли достаточно велик, чтобы считаться капитальным или отдельной секцией.
Необходимо отметить последний аспект трёхсторонней фазы. Это хорошо иллюстрирует здание American Surety Building. Здесь у нас есть трёхэтажное основание с ионическим ордером и кариатидой, одиннадцатиэтажный вал, а затем чрезвычайно сложная и высокая столица. Основное различие между зданием American Surety Building и другими рассмотренными зданиями заключается в том, что вал образован не вертикальной системой хорошо очерченных опор, а обработкой, которая подчёркивает стены и окна. Плоскость стены плоская или текстурированная, чтобы создать богатый декоративный эффект, в то время как окна – это в основном проёмы в поверхности.
Когда именно началась эта практика, сказать трудно. Но, судя по всему, она стала популярной в конце 1890-х годов и использовалась вплоть до двадцатого века. Хорошим примером, с сильно украшенным основанием, капитальным и переходным этажами, является здание Вашингтон Лайф, где простой восьмиэтажный ствол служит эффективной фольгой для орнамента выше и ниже.
В самом конце девятнадцатого века Касс Гилберт спроектировал здание Бродвей-Чэмберс, которое представляет собой один из лучших примеров такой обработки трёхчастной формулы с помощью вала. У нас есть не только декоративная столица с основанием и переходными этажами, но и три основные части, отличающиеся друг от друга материалом и цветом. Вал – это темно-коричневый кирпич, столица – тёплый мрамор, а основание – серый гранит.
Когда компании Daniel H. Burnham & Company было поручено построить здание Flatiron Building в Нью-Йорке в 1901-3 годах, проект фирмы доказал, что трёхчастная планировка по-прежнему в моде. Без сомнения, это было самое распространённое решение для проектирования небоскрёба в Соединённых Штатах в то время, которое практиковалось во всех регионах страны.
Проекты башен
Но это была не единственная используемая формула. С самого начала своей истории понятие «башня» ассоциировалось с небоскрёбом. Мы видели, как её использовал Хант в здании Tribune. Ранее, в донебоскребные времена, Уильям Л. Джонстон (1811-1849) использовал двухэтажный готический вариант в здании Jayne Building. В обоих примерах башни были просто придатками, по сути, выразительными символами. Высота имела экономическую ценность, и башня на вершине делового здания была самым дешёвым способом её достижения.
Когда в 1887 году Брэдфорду Гилберту (1853-1911) поручили сделать офисное здание на узком участке по адресу 50 Broadway, ему удалось добиться пересмотра строительных норм, чтобы разрешить использование каркасной конструкции. Фасад шириной 21 фут-6 дюймов был выполнен в виде башни в романском стиле, и было решено назвать это здание Tower Building. Но на самом деле это была не башня. Глубина сооружения составляла около 108 футов, а при виде сбоку его форма была похожа на плиту.
В Филадельфии была более ранняя версия этой формы в здании «Тауэр» Самуэля Слоуна (1815-1884) 1855 года. Таким образом, похоже, что ссылка на башни имела эстетическую и выразительную привлекательность. Насколько широким было его использование, можно понять по его применению в религиозной, гражданской, бытовой и выставочной архитектуре, железнодорожных станциях и тому подобном. Поэтому его появление в коммерческих зданиях вполне ожидаемо.
Тем не менее, к концу девятнадцатого века к остальным причинам добавилась более практическая. Постоянно увеличивающаяся высота зданий с пяти до десяти, а затем до двадцати и тридцати этажей заставляла архитекторов искать подходящее композиционное решение. Трёхчастная система казалась идеальной для двадцатиэтажного здания, потому что пятиэтажное основание, десятиэтажный вал и пятиэтажная столица создавали хорошо пропорциональную схему. Детали входа и колоссально упорядоченная колоннада над ним способствовали гармоничному сочетанию элементов. Однако на высоте тридцати и более этажей эта формула работала все хуже, и по мере увеличения высоты здания проблема привлекательного соотношения частей и целого становилась все сложнее.
Не случайно один из первых проектов отдельно стоящего башенного офисного здания, а именно схема Лероя Берлингтона от 1888 года, предусматривал 28-этажное строение в романской манере Ричардсона. Проект 1891 года компании Adler & Sullivan «Odd Fellows’ Temple» предусматривал 35 этажей. В 1890 году Брюс Прайс (1845-1903) предложил 30-этажную изолированную башню, вдохновлённую ранним ренессансом кампанилой Сан-Марко в Венеции, для здания Sun Building.
Где-то в конце 1890-х годов Джордж Б. Пост спроектировал пристройку к зданию Prudential Life Insurance Building, которая должна была быть высотой около 40 этажей. Примерно в то же время, но, несомненно, до 1898 года, Пост предложил 500-футовую башню в качестве дополнения к Equitable Life Assurance Company. Гловер и Каррел представили 25-этажную многоугольную башню на конкурс для здания New York Herald Building; их схема появилась в American Architect & Building News за 6 августа 1898 года.
Все это доказывает, что в 1890-х годах многие американские архитекторы думали о башнях как о возможных решениях для проектирования новых высоких и все более высоких небоскрёбов. Самые ранние проекты башен, которые должны были стать чем-то большим, чем символами, были связаны с огромными сооружениями, такими как башня Биржи продуктов, которая использовалась для лифтов и офисов. Башня Аудиториума служила той же цели, а в её верхней части располагались офисы архитекторов.
Считается, что первой отдельно стоящей башней было возведено здание American Surety Building Брюса Прайса, поскольку архитектор выразил свою увлечённость концепцией башни в устной форме. Было ли это на самом деле первое построенное здание со свободно стоящей башней, зависит от приемлемого определения. Рассел Стерджис (1836-1909), выдающийся архитектор и критик обсуждаемого периода, в своём «Словаре архитектуры и строительства» (1905) определяет «башню» как «строение любой формы в плане, которое является высоким пропорционально его боковым размерам, или это изолированное здание с вертикальными сторонами и простым характером.
Общее правило заключается в том, что башни стоят на земле и поднимаются от неё без серьёзного нарушения вертикальности». Таким образом, 22-этажное 312-футовое здание American Surety, безусловно, квалифицируется как башня в соответствии с определением Стерджеса. Но применимо ли это определение к 13-этажному Guaranty Building и 10-этажному Wainwright Building? Здесь в игру вступают боковые размеры. Если «Гаранти» можно считать возможным входом, то «Уэйнрайт» не подходит.
Развитие небоскрёбов-башен
Это, конечно, не относится к главному вопросу, который заключается в попытке определить, когда начнётся фаза башни, или фаза 5, развития небоскрёбов. Хотя проектирование начинается примерно в 1888 году и продолжается в течение 1890-х годов, похоже, что первые башни были возведены около 1895 года. В течение нескольких лет использование этой концепции распространилось, и здания продолжали становиться все выше. Здание Spreckles Building имело высоту 20 этажей до вершины купола. Здание Bankers’ Trust Building в Нью-Йорке было 39 этажей, 540 футов; Singer Building – 53 этажа, 612 футов; а Metropolitan Tower – 52 этажа, 700 футов.
Из всех упомянутых башен «Метрополитен» имеет самый красивый вид, не столько из-за своего стиля или пропорций, сколько из-за лучшего места. Башни Singer и Bankers’ Trust были едва заметны в скоплении построек на Уолл-стрит и Бродвее. С другой стороны, перед башней Metropolitan был простор Мэдисон-сквер, что позволяло наблюдателям наслаждаться видом здания снизу вверх. Несмотря на свои значительные размеры, оно могло восприниматься как эстетическое целое. Композиция и расположение здания были настолько удачными, что, когда недавно стало известно о планах его сноса вместе с более старой штаб-квартирой, построенной в 1890 году на Двадцать третьей улице, общественная оппозиция оказалась достаточно сильной, чтобы спасти здание.
Изолированные башни продолжали строить и после Первой мировой войны. Примерами могут служить башня Tribune 1923-25 гг. от Howells & Hood в Чикаго; детройтские башни Book Tower 1926 г. и Eaton Tower 1927 г., обе работы Луиса Кампера (1861-1953); и 32-этажная башня Foshay Tower 1927-29 гг. в Миннеаполисе. Но проблемы дизайна, вызванные постоянно увеличивающейся высотой деловых зданий, и экономические факторы привели к появлению варианта в виде башни, установленной на основании.
Одним из самых ранних из них было восхитительное здание Вулворт Билдинг в Нью-Йорке, возведённое Кассом Гилбертом в 1911-13 годах. Это сооружение высотой 750 футов состояло из 30-этажной башни на 25-этажном основании. Изолированная башня, подобная башне Фошей, могла служить символом престижа, памятником личности, но она не была экономически оправдана. В такой стройной форме можно было разместить относительно небольшое количество арендных площадей. Башня «Трибьюн» была, по сути, памятником важной газете. Но башни Кампера следуют образцу, установленному Брюсом Прайсом, имея достаточный обхват, чтобы быть финансово обоснованными.
36-этажная башня Book Tower указывает на некоторые проблемы проектирования, которые возникают при возведении таких высоких сооружений. Как и American Surety, Book Tower, похоже, составлена по трёхчастной формуле. Вал настолько длинный, что архитектор попытался разбавить его монотонность добавлением орнамента в его середине. Десятиэтажная капитальная часть состоит из двух блоков, с колоннадой из пирсов внизу и аркадой из зависимых колонн вверху.
Ансамбль нельзя назвать удачным: он неудобен по пропорциям и запутан в соотношении частей. Для сравнения, здание Вулворт, хотя и выше Книжной башни на 19 этажей, благодаря своей башне, поставленной на широкое основание, обеспечивает изобилие первоклассных офисных помещений и имеет наиболее привлекательный дизайн.
Это решение не было совершенно новым. Дело в том, что башни «Зингер» и «Метрополитен», хотя и были задуманы как отдельные единицы, тем не менее, были пристроены к низким широким блокам примерно в десять этажей, которые были построены ранее. Они обеспечивали необходимое пространство.
Архитекторы хорошо понимали эстетическую проблему, создаваемую постоянно растущим небоскрёбом, и было много размышлений и дискуссий по поводу её решения. 30 декабря 1894 года в New York Tribune появилась статья в связи с конкурсом American Surety, который выиграл Брюс Прайс. Победителю было сказано, что «когда небоскрёб можно будет построить на квадратном участке и иметь четыре фасада, он может стать прекрасным дополнением к городу. Строительство такого рода небоскрёбов следует поощрять».
В той же работе архитектор Томас Гастингс (1860-1929) был менее уверен, что небоскрёб 20-го века можно превратить в произведение изобразительного искусства. Он сказал:
С художественной точки зрения почти все, кто пытался решить эту проблему, признают, что ограничения почти непреодолимы. Чрезвычайная высота, ведущая к тому, чтобы рассматривать каждое здание как башню, с одной стороны; преувеличенная потребность в свете, уничтожающая всякую возможность использования поверхностей стен, необходимых для дизайна красивой башни, и невозможность, из-за пожарных законов и других правил, использовать даже конструктивные особенности здания для подчёркивания дизайна, привели к тому, что проблема была решена тщетными попытками, приводящими к абсолютному однообразию, выразительному только своими размерами или абсолютным украшением поверхностей стен.
Зональные кодексы
Прежде чем оставить эту тему, необходимо отметить ещё один фактор, который сыграл свою роль в создании формулы башни с основанием. Это был пересмотр строительных норм и правил штата Нью-Йорк в 1916 году. В связи с тем, что эти гигантские здания оказывали плохое влияние на город и общественность, в кодекс было внесено постановление о зонировании, которое требовало введения системы отступов, основанной на ширине улицы. Однако, как только 25 процентов участка было достигнуто, по закону можно было подниматься до бесконечности.
Рисунок Харви Уайли Корбетта и Хью Феррисса, иллюстрированный в книге Мухика «История» , показывает, как в соответствии с кодексом можно построить башню с основанием. Наиболее впечатляющими примерами являются небоскрёбы в стиле ар-деко Крайслер-билдинг Уильяма Ван Алена (1883-1954) 1929-32 гг. высотой 67 этажей и 808 футов и Эмпайр-стейт-билдинг Шрив, Лэмб и Хармон 1930-31 гг. высотой 102 этажа и 1250 футов.
Введение правил зонирования в Нью-Йорке и других городах привело к появлению новой формы небоскрёба, составляющей фазу 6. Этот период начался в 1916 году и продолжается до настоящего времени, хотя его расцвет пришёлся на 1920-е годы, между окончанием Первой мировой войны и депрессией 1929 года.
Кодекс зонирования в Нью-Йорке стал результатом шума и критики, поднятых как общественными лидерами, так и архитекторами, по поводу безответственной эксплуатации площадей офисных зданий. Примеры такой практики иллюстрируют такие гигантские проекты, как офисные здания-близнецы на Бродвее 111-115, построенные Фрэнсисом Х. Кимбаллом (1845-1919): Тринити Билдинг и Ю.С. Риэлти Билдинг. Вместе эти сооружения высотой 308 футов имели площадь 552 873 квадратных фута. Гудзон Терминал был ещё одним офисным зданием-близнецом высотой 275 футов и 22 этажа, в котором было создано 18 150 000 кубических футов площади. Здание Equitable Life Assurance Building, построенное Э. Р. Грэхемом в 1913-15 годах, является типичной схемой, которая сделала необходимым пересмотр кодекса зонирования.
В здании Fisk Rubber Company можно увидеть раннюю попытку соблюдения кодекса. Сравнение зданий Paramount Building и Daily News Building показывает разницу между бесчувственным решением и вдохновенным. Более показательными являются здания Indemnity Building и Lincoln Building.
Хотя зонирование имеет тенденцию сдерживать размеры и высоту небоскрёбов, оно не всегда было успешным, о чем свидетельствуют здания Крайслер и Эмпайр-Стейт. Застройки такого масштаба представляют собой сложные экономические и эстетические проблемы. В процветающие времена, когда они были запланированы, вполне возможно, что оба сооружения могли бы приносить прибыль. Но в случае депрессии потеря арендаторов, снижение доходов и расходы на содержание могли бы оказаться катастрофическими. Именно это и произошло в 1930-х годах с Эмпайр-стейт-билдинг, который несколько лет высмеивался как «пустое» здание.
Не менее неприятной была и эстетическая проблема. Архитекторы проекта Shreve, Lamb & Harmon сначала рекомендовали синдикату схему, которая не превышала бы 30 этажей. Считалось, что такое решение будет более привлекательным и гораздо менее опасным. Несмотря на возражения архитекторов, синдикат проголосовал за концепцию в том виде, в котором мы видим её сегодня. С эстетической точки зрения, главный недостаток нынешнего сооружения заключается в том, что из-за огромной высоты (1 250 футов) и тесноты места, 102-этажное основание и башня не видны должным образом. Необходима открытая парковая зона достаточного размера, чтобы обеспечить обзор.
Рокфеллер-центр (1930-40)
Возражения против схем Эмпайр-Стейт и Крайслер были преодолены в Рокфеллер-центре, который можно считать началом фазы 7. Его характерной особенностью является ограниченное использование прав на пространство в паркоподобной обстановке, часто включающей в себя несколько кварталов.
Концепция города небоскрёбов, вероятно, выросла из горячих дебатов середины 1890-х годов, когда нерегулируемое развитие стало заметным и когда некоторые провидцы, такие как Джордж Пост и Брюс Прайс, смогли увидеть необходимость в некотором упорядоченном контроле.
В первом десятилетии этого века в книжках-картинках Мозеса Кинга изображался Нью-Йорк будущего, причудливым образом согласовывались архитектурные и транспортные потребности города. После Первой мировой войны этой проблемой заинтересовались Норман Бел Геддес, Хью Феррисс и Франсиско Мухика. Мысли последнего были визуализированы в его книге 1930 года. Европейцы, такие как Мис ван дер Роэ (1886-1969), Людвиг Хильбершаймер (1885-1967) и Ле Корбюзье (1887-1965), пробовали свои силы в масштабном планировании, как и Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959).
Примечание: Многие американские архитекторы, занимавшиеся проектированием башен, особенно бывшие преподаватели Баухауза, такие как Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Вальтер Гропиус (1883-1969), были сторонниками типа архитектурного минимализма, известного как модернизм, или «интернационального стиля», заимствованного из Де Стейл и Элементаризм, а также других авангардных моделей.
Что касается небоскрёба, то реализация такой схемы произошла в Рокфеллеровском центре. Там неожиданный ряд обстоятельств превратил то, что начиналось как культурный центр, в коммерческий центр (см. «Генезис плана Рокфеллер-центра», The Architectural Review, декабрь, 1950).
Прецеденту, созданному Рокфеллеровским центром, впоследствии следовали многие группы архитекторов и планировщиков, и не всегда с радостными результатами. События в Золотом треугольнике Питтсбурга, Гражданском центре Филадельфии и Гражданском центре Чикаго показывают, что потенциальные возможности многоквартального планирования могут быть сведены на нет чрезмерной эксплуатацией прав на пространство. Ветреные каньоны филадельфийского Сивик-центра не являются большим улучшением по сравнению с теми, что были созданы в районе Уолл-стрит в Нью-Йорке на рубеже веков.
Многоблочные объекты
Современные примеры многоблочной формулы включают в себя Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, построенный до 11 сентября по проекту Yamasaki & Associates и Emery Roth & Sons, с его двумя гигантскими башнями, расположенными на открытой площади и окружёнными гораздо меньшими по размеру сооружениями. Другим примером является Эмбаркадеро-центр Джона Портмана и Ассошиэйтс в Сан-Франциско, состоящий из серии тонких башен различной высоты, расположенных в зелёном поясе неправильной формы, усыпанном низкими зданиями.
Менее впечатляющим, но являющимся частью Фазы 7, является решение, представленное Lever House, где задействован более ограниченный участок, часто размером с квартал или меньше. Что роднит эти проекты с Рокфеллеровским центром, так это интерес к созданию привлекательной среды за счёт ограниченного развития пространственных прав и внедрения фонтанов, кустарников, деревьев и цветов на образовавшихся открытых площадках.
К этой категории можно отнести здание Seagram Building 1956-57 годов Миса ван дер Роэ и Филипа Джонсона (1906-2005) с площадью и отражающими бассейнами. Сюда также можно отнести здание U.S. Steel Corporation в Питтсбурге 1967 года, построенное компанией Harrison, Abramovitz & Abbe, с треугольной башней на сваях, установленной на террасе, окружённой кустарниками и бассейном, и здание Hartford Plaza компании Skidmore, Owings & Merrill, построенное в 1967 году в Сан-Франциско.
Итоги периода 1850-1970
В целом, здесь предлагается новый подход к истории небоскрёбов. Технологический прогресс может в значительной степени объяснить рост высоты небоскрёба примерно до 1900 года, когда скелетный каркас получил широкое признание, но он не может объяснить драматические изменения, произошедшие после этого.
Новые методы строительства, такие как болтовые, клёпаные, а затем сварные каркасы, практически не повлияли на внешний вид небоскрёбов. Более быстрые, более плавные и, наконец, автоматические лифты улучшили обслуживание, но не повлияли на форму. Электрическое освещение, улучшенная сантехника, более надёжные системы отопления и телефон сделали жизнь более комфортной, а бизнес – более простым, но они практически не повлияли на форму сооружения.
Интересно отметить, что в случае с кондиционерами и флуоресцентным освещением, когда можно было бы ожидать изменения формы здания, по крайней мере, его облицовки, мы не обнаружили этого в значительной степени. Вместо того, чтобы заключить здание в непрозрачный занавес, препятствующий выходу холодного воздуха наружу и контролирующий свет, многие архитекторы и заказчики, похоже, готовы понести расходы, связанные с утечками, в пользу стекла ради внешнего вида и психологического воздействия на сотрудников. Даже замена железобетона на сталь в здании Ingalls Building в Цинциннати по проекту Elzner & Anderson в 1902-4 годах не привела к заметным изменениям.
Первое значительное изменение, вызванное новым материалом и конструктивной системой, произошло в башне Прайс Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959), где железобетон и система консолей сделали возможным более гибкое упорядочение этажных помещений и экстерьер, оторвавшийся от квадратной или прямоугольной коробки. Но это всё ещё оставляет неучтёнными пятьдесят лет, или половину истории небоскреба.
Технологический подход также не проливает свет на то, почему здание Home Insurance Company Уильяма Ле Барона Дженни, которое имело скелетный каркас, для всех практических целей выглядело так похоже на здание Standard Oil Building Э. Л. Робертса в Нью-Йорке той же даты, которое не имело скелетной конструкции. Сходство проистекает из того факта, что оба сооружения были спроектированы одинаково, несмотря на разницу в их конструктивной системе.
История небоскрёба, основанная на стиле, не более полезна и может быть крайне запутанной. Многие учёные считают неправильным использовать слово «стиль» в связи с использованием исторических архитектурных возрождений. Они предпочитают термин «mode» или «manner», поскольку формы были заимствованы из прошлого и не имели глубоких органических ассоциаций с современной эпохой.
Говорить о возрождении египетского, греческого или римского искусства применительно к небоскрёбу не имеет смысла, хотя иногда можно увидеть храм или пирамиду, завершающую такое сооружение. Французский ампир», как и «королева Анна», был быстро забыт в первые дни существования высоких деловых зданий. Ричардсоновский романский стиль» практиковался всего несколько лет в последней половине девятнадцатого века, потому что он оказался очень обременительным, хотя и казался подходящим для башенной фазы. Китайское» и «сарацинское» возрождения, очевидно, не сыграли никакой роли в эволюции небоскрёбов. Только готическое искусство предложило некоторое решение проблем дизайна, связанных с растущим небоскребом.
К 1920-м годам сформировался стиль небоскрёбов. По-видимому, он представлял собой сплав ранних попыток создать вертикальную систему, чему способствовали здания Джейн Билдинг, Уэйнрайт и Гаранти, Вулворт Билдинг и такие здания Касса Гилберта, как Вест Стрит Билдинг и Нью-Йорк Лайф Иншуранс Билдинг, с простой системой, которая выстраивала окна перпендикулярно с помощью небольшого отступа от плоскости стены или использования определённого материала или цвета. Хорошими примерами являются Цитадель Американского страхового союза, Чанин-билдинг и Рокфеллер-центр.
Подавляющее большинство зданий этого периода не демонстрируют никаких признаков режимов возрождения и являются очевидной прелюдией к ярко выраженному вертикализму многих современных небоскрёбов, таких как CBS Building в Нью-Йорке и First National Bank в Чикаго.
Итак, со стилистической точки зрения, история небоскрёба состоит из двух периодов: один состоит в основном из исторически вдохновлённых сооружений, возведённых до Первой мировой войны; и вторая группа зданий, в основном после Первой мировой войны, которые характеризуются своей вертикальной артикуляцией.
Возражение против такого подхода заключается в том, что, хотя выбор стиля возрождения, безусловно, отражает вкус своего времени, а тенденция вертикального акцентирования была обусловлена тем фактом, что здание, по сути, было высоким, а не длинным, ни в том, ни в другом случае не учитываются более глубокие силы американской культуры. Обработка поверхностей более позднего периода не отражает ни стальной или железобетонный каркас, ни экономические, социологические или муниципальные факторы, задействованные в проекте.
Ещё один взгляд на историю небоскрёбов, который напрашивается сам собой, – это метод, основанный на «школах» или региональных различиях. Эта система была использована в связи с романской архитектурой в Италии и Франции. Было много написано о «Чикагской архитектурной школе» и «Нью-Йоркской школе». Даже упоминаются три «чикагские» школы, возникшие в период с 1870-х годов по настоящее время.
Хотя есть все основания утверждать в пользу региональной системы, основанной на различиях, которые действительно существовали между различными географическими районами в середине XIX века, такими как Бостон, Нью-Йорк и Филадельфия, эти различия перестали быть заметными к 1890 году, когда одна и та же формула широко использовалась на Востоке и Среднем Западе. К началу века Монтгомери Шуйлер сетовал на единообразие, а Луис Салливан предсказывал, что классический стиль Всемирной выставки 1893 года будет доминировать в дизайне небоскрёбов в течение следующих полувека.
На самом деле, большую часть 20-го века сверхвысокие здания имели форму чётких геометрических фигур. Это отражало философию «модернизма», сформированную бывшими архитекторами из школы дизайна Баухаус в начале века. Последние из этих супервысотных сооружений, башни Уиллис-Тауэр и Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, возведённые в 1970-х годах, отражают ту же философию.
Отказ от исторической концепции, основанной в первую очередь на технологии, стиле или школе, оставляет мало возможностей для выбора, если только это не хронологический рассказ о развитии небоскрёба год за годом. Хотя это, вероятно, было бы желательно в будущем, сомнительно, что это можно сделать в настоящее время, когда мы всё ещё не можем увидеть основные модели, их вариации, а также причины и даты их появления. К 1900 году было возведено столько видов небоскрёбов, что трудно было различить деревья, настолько густым был лес. Часто отставание между тем, что происходило на Востоке и Западе, делало ситуацию ещё более запутанной в хронологическом отношении.
Преимущество предложенной здесь системы заключается в том, что она не только учитывает другие только что рассмотренные подходы, но и переводит широкие и глубокие культурные факторы американской жизни в архитектурные термины. Она устанавливает в рамках каждой фазы или категории критерий, который позволит понять значимые сооружения в рамках каждой категории.
Так, здание Вашингтона, хотя и возведённое после начала реализации фазы III, на самом деле является поздним примером фазы 2 из-за своей колоссальной мансарды, многочисленных мансардных этажей, ориенталов и других особенностей, которые относятся к французскому типу мансард. Этого следовало ожидать, если вспомнить, что Кендалл помогал проектировать здание Equitable Life Assurance Building 1868-70 гг.
Это также помогает нам понять историческое и эстетическое значение здания Уэйнрайта. Это сооружение не должно оцениваться в общем виде как «один из десяти лучших небоскрёбов в мире». Его нельзя ставить в один ряд с башенными формами или многоблочными решениями, потому что оно отличается по своей природе, будучи созданным в другое время и в других условиях. Важность Уэйнрайта заключается в том, что он является лучшим решением проблемы, стоявшей перед архитекторами в 1880-е годы, или во время третьей фазы. Как только Салливан сделал заявление, формула «сгруппированных этажей» изжила себя.
Она не только помогла создать решение для фазы 4, но и стала одним из лучших его примеров. Здание «Гаранти» 1894-95 гг. было лишь более высокой версией «Уэйнрайта» и логически вело к башенной форме Фазы 5. Во многих отношениях «Гаранти» превосходило здание «Америкэн Сурити Билдинг» Брюса Прайса, будучи менее суетливым и более уверенным и ясным в своих намерениях.
Точно так же проект Салливана «Odd Fellows’ Temple» приобретает новое значение, если рассматривать его в историческом контексте, рекомендованном здесь. Схема Салливана не была необычной со стилистической или технологической точки зрения. Но как концепция, предлагающая решение архитектурных проблем будущего, она была блестящей. Она указывала путь в обход экономически опасных изолированных башен, которые рассматривались в своё время, и предлагала жизнеспособный дизайн, учитывающий финансовые, функциональные, выразительные и эстетические потребности того времени. Это был предтеча Вулворта и других великих башен. С его главной башней и подчинёнными элементами, с его большим участком и ограниченной застройкой, он содержал семя Рокфеллеровского центра.
Хронология важных небоскрёбов (ок. 1850-1970)
Фаза 1
Джейна Билдинг (Филадельфия) (1849-52) Уильяма Л. Джонстона.
Харпер Бразерс Билдинг (Нью-Йорк) (1854) Джеймс Богардус.
Haughwout Store and Elevator (NYC) (1857) Джон П. Гейнор, Элиша Отис.
Фаза 2
Equitable Life Assurance Building (Нью-Йорк) (1868-70 гг.) автор Gilman & Kendall.
Western Union Building (Нью-Йорк) (1873-5) Джорджа Б. Поста.
Трибьюн Билдинг (Нью-Йорк) (1873-5) Ричарда Морриса Ханта.
Здание Ивнинг Пост (Нью-Йорк) (1854 г.) автор Чарльз Ф. Менгельсон.
Фаза 3
Миллс Билдинг (Нью-Йорк) (1881-3) автор Джордж Б. Пост.
Биржа продуктов (Нью-Йорк) (1881-4) Джорджа Б. Поста.
Здание Home Life Insurance Building (Чикаго) (1884-5) Уильяма Ле Барона Дженни.
Rookery (Чикаго) (1885-6 гг.) от Burnham & Root.
Такома Билдинг (Чикаго) (1889 г.) автор Холаберд и Рош.
Склад Маршалла Филда (Чикаго) (1885-7 гг.) автор Х. Х. Ричардсон.
Здание Торговой палаты (Чикаго) (1888-9 гг.) автор Бауманн и Хьюл.
Фаза 4
Union Trust Building (NYC) (1897) Джордж Б. Пост.
Wainwright Building (Сент-Луис) (1892-3) Adler & Sullivan.
Хавмейер Билдинг (Нью-Йорк) (1891-2) Джордж Б. Пост.
Вашингтон Лайф Билдинг (Нью-Йорк) (1897) Сайрус Л. В. Эйдлиц.
Здание Бродвей-Чэмберс (Нью-Йорк) (1899-1900 гг.) Касс Гилберт.
Flat-iron Building (NYC) (1902), автор Daniel H. Burnham & Company.
Фаза 5
Гаранти Билдинг (Буффало) (1894) работы Адлера и Салливана.
American Surety Building (Нью-Йорк) (1894-96) Брюс Прайс.
Singer Building (Нью-Йорк) (1906-8) Эрнест Флэгг.
Metropolitan Tower (Нью-Йорк) (1909) Napoleon Le Brun & Sons.
Вулворт Билдинг (Нью-Йорк) (1911-13) Касс Гилберт.
Empire State Building (NYC) (1929-31) Shreve, Lamb & Harmon.
CBS Building (Нью-Йорк) (1965) Ээро Сааринен и партнеры.
Фаза 6
Дейли Ньюс Билдинг (Нью-Йорк) (1929) Хауэллс и Худ.
Indemnity Building (Нью-Йорк) (1929) Buchman & Kahn.
Chanin Building (Нью-Йорк) (1929) Sloan & Robertson.
Линкольн Билдинг (Нью-Йорк) (1930) J. E. Carpenter & Associates.
Фаза 7
Рокфеллер-центр (Нью-Йорк) (1930-40) Hofmeister, Hood, Godley & Fouilhoux.
Всемирный торговый центр (Нью-Йорк) (1969-70) Yamasaki & Assoc; Emery Roth & Sons.
Эмбаркадеро-центр (Сан-Франциско) (1971-89) John Portman & Associates.
Lever House (Нью-Йорк) (1952) Skidmore, Owings & Merrill.
Seagram Building (Нью-Йорк) (1954-58) Ван дер Роэ и Филип Джонсон.
Для сравнения архитектуры небоскрёбов с более гипермодернистским стилем, см. Деконструктивизм, за который выступает Фрэнк О. Гери (р. 1929).
Небоскрёбы середины и конца 20 века
Если Первая Чикагская школа ассоциируется с самыми ранними типами башен-небоскрёбов, то Вторая Чикагская школа архитектуры тесно связана с минималистским Интернациональным стилем, который отстаивал Людвиг Мис ван дер Роэ.
Благодаря таким чикагским фирмам, как Skidmore, Owings & Merrill, и C.F.Murphy & Associates, архитекторы более позднего 20-го века приняли ряд новых методов строительства сверхвысоких зданий. Хотя во всех башнях-небоскрёбах используются ненесущие навесные стены, для снижения количества используемой стали были введены трубчатые конструкции несущего стального каркаса. Например, в 108-этажной башне Уиллис Тауэр (1970-4) используется на треть меньше стали, чем в 102-этажном Эмпайр Стейт Билдинг. Трубчато-каркасные конструкции впервые были использованы Фазлуром Ханом (1929-1982), партнёром компании Skidmore, Owings and Merrill, при строительстве многоквартирного дома DeWitt-Chestnut, Чикаго (1963).
После этого он использовался для 100-этажного центра Джона Хэнкока и Всемирного торгового центра. Разновидности трубчатого каркаса включают системы «каркасная труба», «ферменная труба» и «пучковая труба». Например, система пучковых труб, в которой используется несколько соединённых между собой трубчатых рам, была использована в башне Уиллис в Чикаго (до сих пор часто называемой Сирс-Тауэр). Конструкция пучковых труб также позволила более гибко формулировать архитектурное пространство. Башни небоскрёбов больше не обязаны были быть коробкообразными; трубчатые блоки могли образовывать различные формы. Система ферменных труб была использована Ханом в Центре Онтери, Чикаго (1986). Подробнее о современных тенденциях см: Постмодернистское искусство (с 1970 года и далее).
Несмотря на все это, строительство небоскрёбов остаётся энергоёмким процессом: большие стеклянные фасады приводят к значительным теплопотерям и, следовательно, к высокому потреблению энергии, а постоянное использование лифтов и отсутствие естественного освещения, а также электростанции вентиляции и кондиционирования воздуха для поддержания нормальных условий работы, являются дополнительным расходом ресурсов.
С другой стороны, сверхвысотные здания традиционно имеют длительный срок службы и являются важной основой для градостроительства в густонаселённых городах и коммерческих центрах. Они предоставляют в распоряжение архитекторов, инженеров и инвесторов огромные объёмы недвижимости на небольших участках земли.
Самой большой проблемой остаётся безопасность. В частности, возможность спасения жильцов верхних этажей. Например, атака на башни-близнецы 11 сентября, которая разрушила здания в районе 80-го этажа, обрекла на гибель всех жильцов верхних этажей, так как не существовало процедур массовой эвакуации в случае катастрофы на такой высоте. Землетрясения – ещё одна серьёзная опасность.
Краткий обзор возникновения и развития архитектурного дизайна, см: История архитектуры (ок. 3 тыс. до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?