Архитектура Венецианского Возрождения (1400-1600) читать ~8 мин.
Венеция построена на аллювиальном иле. Её здания стоят на деревянных сваях, а фасады выходят на каналы, пересекающие город. Как видно на знаменитой ксилографической карте Якопо де Барбари (около 1460–1516), созданной около 1500 года, земля в городе была на вес золота, и Венеция уже тогда страдала от тесноты в своих границах. (Карта хранится в Институте искусств Миннеаполиса). В гражданской архитектуре Венеции готический стиль, который восхвалял викторианский критик Джон Рёскин в своём труде «Камни Венеции», сохранялся на протяжении всего XV века. (Подробнее см. также Готический стиль). Фасады Дворца дожей (1309–1424) впечатляют своей затейливой резьбой и цветным мрамором. Ограниченность пространства заставляла архитекторов при строительстве частных дворцов — палаццо — сосредоточивать усилия на оформлении фасадов. Так, дом семьи Контарини (1422–1440) получил название Ка-д’Оро («Золотой дом») из-за обильной позолоты на фасаде.
Во второй половине XV века новые веяния пришли в Венецию из Падуи. Скульптор и архитектор Пьетро Ломбардо (около 1435–1515), побывав там в 1464 году, обосновался в Венеции. Вместе с двумя сыновьями, скульпторами Антонио (около 1458–1516) и Туллио Ломбардо (около 1455–1532), он создал первые образцы архитектуры венецианского Ренессанса. Около 1490 года они перестроили Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко, украсив её фасад рельефами с иллюзорной перспективой в духе работ Андреа Мантеньи (1431–1506).
Примерно в то же время Туллио Ломбардо создал гробницу дожа Андреа Вендрамина. Этот памятник, выполненный по образцу римской триумфальной арки, украшен рельефами и отдельно стоящими статуями, отсылающими к античным греко-римским прототипам. (Подробнее см. Римская архитектура). Однако деятельность семьи Ломбарди была скорее исключением. В целом, классицизм проникал в Венецию медленнее, чем в Центральную Италию, и местные традиции долго сохраняли свою силу. Многие патрицианские дворцы конца XV века на Гранд-канале, такие как Палаццо Дарио и Палаццо Корнер-Спинелли, сочетают классические элементы с традиционными для венецианской готики.
Другие важные архитекторы кватроченто, чьи работы оказали влияние на венецианскую архитектуру, включают: Филиппо Брунеллески (1377–1446), Леон Баттиста Альберти (1404–1472), Джулиано да Сангалло (1443–1516) и Донато Браманте (1444–1514).
Общее руководство по живописи и скульптуре эпохи Возрождения в Италии см: Искусство Ренессанса (1400–1530).
Архитектура Высокого Возрождения в Венеции
В XVI веке в венецианской архитектуре работали два выдающихся мастера: Якопо Сансовино (1486–1570) и Андреа Палладио (1508–1580). Сансовино определял архитектурный облик города в первой половине столетия. Во второй половине века ведущая роль перешла к Палладио, который своими церквями, дворцами и виллами довёл архитектуру Ренессанса в Венеции до её триумфального завершения.
Чистый классический стиль утвердился в архитектуре республики только с приездом Сансовино, который бежал в Венецию из разграбленного Рима в 1527 году. Якопо Татти, известный под псевдонимом Сансовино, взял его в честь своего учителя, флорентийского скульптора Андреа Сансовино (около 1467–1529). С 1506 года Якопо работал в Риме, где прославился как знаток античности, реставрируя античные статуи для папы Юлия II. Он входил в круг Донато Браманте и Рафаэля и работал над проектом церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини.
В Венеции Сансовино занимался общественными зданиями вокруг площади Сан-Марко. Его Библиотека (начало строительства в 1537 году) стала первым образцом бескомпромиссного классицизма в венецианской архитектуре с её рядами колонн и балюстрад. Как и все его здания, она отличается скульптурной обработкой каменной кладки и украшена изящными статуями. Важнейшими скульптурными работами Сансовино в Венеции считаются колоссальные фигуры Нептуна и Марса, установленные на Лестнице гигантов во Дворце дожей. Его Лоджетта у подножия кампанилы собора Святого Марка — лучший пример его мастерства в сочетании скульптуры с архитектурой. Её фасад украшают четыре бронзовые статуи почти в натуральную величину, отличающиеся исключительной утончённостью.
Андреа Палладио, младший современник Сансовино, уроженец Виченцы, был, возможно, величайшим архитектором XVI века, работавшим в области частного строительства. Он, безусловно, является одним из самых влиятельных зодчих в истории; публикация его трактата «Четыре книги об архитектуре» (I Quattro Libri dell’Architettura) в Венеции в 1570 году способствовала распространению его проектов городских и загородных домов по всей Европе. В Англии его влияние на Иниго Джонса (1573–1652) и других архитекторов привело к созданию палладианского стиля.
В 1541 году покровитель Палладио, гуманист Джанджорджо Триссино, отправил его в Рим для изучения античной архитектуры. В результате зрелый стиль Палладио демонстрирует глубокое знание работ Браманте и более молодых римских архитекторов из круга Рафаэля, таких как Джулио Романо (1499–1546). При этом стиль Палладио оставался сугубо индивидуальным. Он допускал особые и элегантные вольности в обращении с классическим языком архитектуры, высшим авторитетом в котором с XV века считался Витрувий.
Например, в Палаццо Кьерикати в Виченце (начало строительства в 1550 году) фасад открыт, образуя непрерывную колоннаду на первом этаже и лоджии по сторонам от центральной части на втором. Вилла Капра («Ротонда»), построенная в те же годы, является образцом идеальной симметрии, с центральным куполом и ионическими портиками с фронтонами с каждой из четырёх сторон.
В Мазере находится вилла Барбаро — ещё один палладианский шедевр, примечательный тем, что над его интерьерами работал Паоло Веронезе (1528–1588). В 1561–1562 годах он украсил виллу изысканными и остроумными фресками. Палладио также спроектировал несколько великолепных венецианских церквей, таких как Сан-Джорджо-Маджоре и Иль Реденторе.
Среди других архитекторов Высокого Возрождения, работавших в Венеции и области Венето, были: Бальдассаре Перуцци (1481–1536), Антонио да Сангалло Младший (1484–1546), Микеле Санмикели (1484–1559), Джакомо делла Порта (ок. 1533–1602), Винченцо Скамоцци (1548–1616) и Карло Мадерно (1556–1629).
Знаменитые примеры архитектуры венецианского Возрождения
Палаццо Санта-София, более известный как Ка-д’Оро («Золотой дом»), — это дворец в готическом стиле, выходящий на Гранд-канал. Он был построен между 1428 и 1430 годами для знатной венецианской семьи Контарини. Своё название дворец получил из-за позолоты, которая когда-то украшала его стены. Архитекторами Ка-д’Оро были отец и сын Джованни Бон и Бартоломео Бон. Среди других их работ — мраморный портал для базилики Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари и знаменитая Порта-делла-Карта (Бумажные ворота) Дворца дожей (1438–1442).
Бенедиктинская церковь Сан-Джорджо-Маджоре была спроектирована Андреа Палладио, её строительство велось с 1566 по 1610 год. Это базилика в стиле классического ренессанса, чей фасад из ослепительно белого мрамора сияет на фоне голубой лагуны. Расположенная напротив Пьяццетты, она является одной из доминант в панораме Венеции.
Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко, спроектированная Пьетро Ломбардо (около 1435–1515), выходит на Кампо-Санти-Джованни-э-Паоло, одну из самых больших площадей Венеции. Здание было возведено братством (скуолой) Святого Марка в 1260 году, но уничтожено пожаром в 1485 году. Его восстановили в течение следующих двадцати лет по новому проекту Ломбардо. Фасад с нишами, пилястрами и статуями был позже доработан Мауро Кодуччи. Хотя он является прекрасным образцом ренессансного классицизма, арочные формы придают зданию византийский колорит, свойственный многим венецианским постройкам того времени.
Кьеза-дель-Сантиссимо-Реденторе (Церковь Святейшего Искупителя), обычно называемая Иль Реденторе, спроектирована Палладио. Она расположена на набережной канала Джудекка в одноимённом районе (сестьере) Венеции. Церковь была построена в знак благодарности Богу за избавление города от эпидемии чумы. В ней находятся многочисленные картины Тинторетто (1518–1594), Паоло Веронезе и Франческо Бассано.
Ни один рассказ о венецианской архитектуре не будет полным без упоминания базилики Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари (обычно называемой «Фрари»), одной из величайших церквей города. Посвящённая Вознесению Девы Марии, она стоит на Кампо-деи-Фрари в районе Сан-Поло. Это преимущественно готическое здание, строительство которого велось с XIV по XV век. При церкви есть два клуатра, один из которых спроектирован Сансовино, а другой — Палладио. В церкви хранятся такие шедевры искусства, как знаменитое «Вознесение Девы Марии» (1516–1518) работы Тициана (около 1488–1576) и статуя Иоанна Крестителя работы Донателло (1386–1466). Здесь же находятся гробницы Тициана и скульптора Антонио Кановы (1757–1822).
Знаменитый мост Риальто был построен из камня между 1588 и 1591 годами по проекту венецианского архитектора и инженера Антонио да Понте (1512–1597). Он заменил предыдущую деревянную конструкцию, сильно пострадавшую от пожара. Его смелая однопролётная арочная конструкция была предпочтена проектам нескольких других мастеров Возрождения, включая Микеланджело, Сансовино и Палладио, которые предлагали классические многоарочные варианты.
Мост Вздохов был построен около 1600 года по проекту Антонио Контина, племянника Антонио да Понте. Этот крытый мост в стиле барокко соединяет Дворец дожей со зданием Новых тюрем. Своё романтическое название он получил позднее: считалось, что осуждённые, проходя по мосту в последний раз, бросали взгляд на Венецию и вздыхали.
Список знаменитых зданий
Вот краткий перечень наиболее важных зданий, возведённых в Венеции и области Венето в период кватроченто и чинквеченто.
Джованни Бон и Бартоломео Бон
Палаццо Санта-София (Ка-д’Оро), Венеция (1428–1430)
Пьетро Ломбардо
Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко, Венеция (реконструкция 1485–1505)
Якопо Сансовино
Библиотека Сан-Марко, Венеция (начало строительства 1537)
Лоджетта ди Сан-Марко, Венеция (1537–1540)
Палаццо Корнер-делла-Ка-Гранде, Венеция (начало строительства 1545)
Микеле Санмикели
Палаццо Бевилаква, Верона (начало строительства 1530)
Палаццо Гримани, Венеция (начало строительства 1556)
Андреа Палладио
Вилла Пояна, Виченца (около 1548–1549)
Вилла Корнаро, Пьомбино-Дезе (около 1552)
Вилла Барбаро, Мазер (около 1557–1558)
Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция (начало строительства 1566)
Вилла Капра «Ла Ротонда», Виченца (начало строительства 1566)
Иль Реденторе, Венеция (1577–1592)
Базилика Палладиана, Виченца (перестройка 1549–1614)
Антонио да Понте
Мост Риальто, Венеция (1588–1591)
Винченцо Скамоцци
Новые Прокурации, Венеция (начало строительства 1586)
Антонио Контин
Мост Вздохов, Венеция (около 1600)
- Эллинистические статуи и рельефы
- Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо
- Феликс Фенеон: французский искусствовед
- Луи Воксель: французский художественный критик
- Роджер Фрай: художественный критик, защитник постимпрессионистской живописи
- Использование машинного обучения для оптимизации рекламных кампаний
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?