Искусствоведы:
известные художественные критики читать ~8 мин.
Изобразительное искусство включает в себя множество различных видов искусства, каждый из которых имеет собственный набор эстетики и выдающихся художников. Каждая из трёх основных категорий — изобразительное искусство, декоративное искусство (включая ремесла) и прикладное искусство (включая все виды дизайна) — состоит из десятков различных дисциплин. Кроме того, существует постоянно расширяющаяся категория современного искусства, которая включает такие виды деятельности, как фотография, инсталляции, концептуальное искусство, видео- и компьютерное искусство, а также перформанс (в том числе хэппенинги), граффити и искусство карикатуры. Одним словом, визуальные искусства сегодня занимают огромную территорию.
Что такое художественная критика?
Говоря простым языком, художественная критика — это обсуждение и оценка любой художественной деятельности, относящейся к перечисленным выше категориям. Наиболее распространённый вид художественной критики — рецензии на выставки, включающие анализ работ одного или нескольких художников.
Исторически, вплоть до эпохи постмодернизма (ок. 1970 г.), наиболее влиятельными видами изобразительного искусства были живопись, скульптура и (в меньшей степени) архитектура. Эти дисциплины привлекали лучших художников и служили примером самых важных художественных движений. Таким образом, большинство художественных критиков сосредотачивали своё внимание на живописи, скульптуре и архитектурном дизайне, пытаясь решить следующие общие вопросы:
- В чём секрет «хорошего искусства»? Что такое «плохое искусство»?
- Как мы можем определить красоту?
- Какова истинная цель искусства?
- Существует ли иерархия жанров или медиа?
- В чём разница между художником и ремесленником?
Сегодня, судя по типу временных выставок, организуемых многими лучшими галереями современного искусства, и по диапазону мастерства, продемонстрированного последними лауреатами премии Тёрнера, такие художественные направления, как видеоарт, концептуализм и искусство инсталляции, также чрезвычайно важны.
Анализ конкретных произведений искусства
Кроме решения общих вопросов, которые поднимает конкретный предмет или стиль искусства, критики анализируют и сравнивают отдельные произведения. Типичные вопросы, которые они рассматривают, включают следующие:
- Что пытается сказать художник?
- Является ли послание художника уместным или значимым?
- Соответствует ли общий стиль (абстрактный или репрезентативный) посланию?
- Хорошо ли выполнена картина или скульптура? Демонстрирует ли она высокое техническое мастерство?
- Какова относительная ценность повествования, техники и декора?
Критикуя картину маслом, критики могут ссылаться на её сюжет, композицию, линию и форму, цвет, фактуру и манеру письма. Анализируя статую, критики могут ссылаться на её изобразительное или эмоциональное содержание, гармонию и баланс, пространственное решение, возможность обзора (можно ли оценить её с нескольких сторон), текстуру и декоративность.
Оценивая здание, критики могут обратить внимание на то, насколько хорошо оно вписывается в окружающую застройку; они также оценят визуальный эффект экстерьера (высоту, пропорции, ширину и т. д.), а затем перейдут внутрь, чтобы рассмотреть свет, пространство, атмосферу и пропорции интерьера. Финальный вопрос может звучать так: насколько хорошо дизайн здания сочетает в себе функциональность, красоту и стоимость?
Искусствоведы
Многие художественные критики, особенно в XVIII и XIX веках, были также учёными и историками искусства. Их знания истории искусства, а также их книги и трактаты значительно повышали вес их вклада. Например, критик и учёный Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) вдохновил целое поколение принять неоклассическое искусство и тем самым заново открыть для себя ценности греческого искусства и культуры. К более современным примерам относятся: швейцарский профессор истории искусств Якоб Буркхардт (1818-1897), чей фундаментальный труд «Культура Возрождения в Италии» оказал огромное влияние на наше понимание Ренессанса, и Бернард Беренсон (1865-1959), чьи глубокие знания и опыт в аутентификации рисунков и живописи раннего Ренессанса сделали его одним из самых влиятельных критиков своего времени.
Искусствовед начала XX века и противник модернизма Джон Канадей (1907-1985) выпустил как минимум один ставший классическим учебник по истории искусства. Также стоит упомянуть Кеннета Кларка (1903-1983), британского искусствоведа, критика, автора и ведущего знаменитого телесериала BBC «Цивилизация» — вдохновляющего рассказа о западной цивилизации, увиденной через её искусство.
Насколько влиятельны художественные критики?
Они могут быть чрезвычайно влиятельными. Художественный критик XIX века Джон Рёскин (1819-1900), знаменито сравнивший картину Уистлера «Ноктюрн в чёрном и золотом: Падающая ракета» с «горшком краски, брошенным в лицо публике», был ответственен за создание и разрушение репутации нескольких современных художников, в то же время подвергнув уничтожающей критике некоторых старых мастеров (например, представителей болонской школы эпохи барокко).
Английский критик Роджер Фрай (1866-1934) был весьма эффективным защитником постимпрессионизма и много сделал для повышения осведомлённости общественности о современном искусстве в Великобритании. В Америке Бернард Беренсон в начале XX века практически контролировал рынок искусства эпохи Возрождения, а Клемент Гринберг (1909-1994) в 1940-е, 50-е и 60-е годы способствовал популяризации Джексона Поллока и других представителей абстрактного экспрессионизма.
В конце 1980-х годов британский коллекционер и критик Чарльз Саатчи (р. 1943) единолично обеспечил ранний успех Дэмиена Хёрста и других молодых британских художников (YBA).
Однако, к счастью, ни французский критик Луи Леруа (1812-1885), ни его более молодой соотечественник Луи Воксель (1870-1943) не добились успеха в своих попытках «похоронить» импрессионизм или более «аляповатый», по их мнению, фовизм.
Тем не менее деятельность некоторых влиятельных критиков вызывает споры. Обычно это происходит, когда их знания и репутация придают их мнению такой вес, что они оказываются способны влиять на репутацию художников, а также на цену их работ. К сожалению, власть, которой обладают эти критики, не всегда используется честно или, по крайней мере, прозрачно. (Какой художник, например, не задумается о том, чтобы продать картину влиятельному критику по сниженной цене, если при этом он получит блестящую рецензию?) Кроме того, если критики являются ещё и коллекционерами произведений искусства, у них есть очевидный стимул корректировать свои публичные комментарии в соответствии с личными интересами.
Почему искусствоведы говорят об искусстве так сложно?
Арт-критики принадлежат к миру искусства — совокупности людей (художников, кураторов, администраторов, критиков и так далее), которые прямо или косвенно зарабатывают на жизнь искусством. Чем более эзотеричным, загадочным и сложным является искусство, тем важнее роль профессионалов в этой сфере и, в частности, критика. Таким образом, у критиков есть явный стимул делать искусство как можно более сложным, потому что это придаёт им больший статус.
Возможно, именно поэтому так много статей об искусстве в журналах и газетах невероятно плотны и полны сложного жаргона. Чем меньше люди понимают в искусстве, тем счастливее критики. Более того, многие художники-постмодернисты имеют привычку давать длинные запутанные объяснения о точном смысле своего искусства. Вместо того чтобы увидеть в этих объяснениях то, чем они (в основном) являются — рекламными проспектами, — критики склонны принимать их за чистую монету. Помните: чем сложнее искусство, тем важнее критик. Конечно, есть исключения, и некоторые критики объясняют вещи очень хорошо, но многие — нет.
Краткая история художественной критики
Как самостоятельная профессия художественная критика приобрела свою современную форму в XVIII веке с появлением ежедневных газет в Англии, Франции и Америке. Одним из первых художественных критиков, завоевавших индивидуальную репутацию, был Лафонт де Сент-Иенн, прославившийся своими занимательными отчётами о французском Салоне в Париже, начиная с 1737 года. За ним последовал французский критик Дени Дидро (1713-1784), наиболее известный как главный редактор «Энциклопедии» (1751-1772). Рецензии Дидро на Салоны 1759-1780 годов, публиковавшиеся в журнале Correspondance littéraire, стали образцом для последующих критиков, включая писателя Шарля Бодлера (1821-1867), который прославился смелыми суждениями и похвалами в адрес таких противоречивых художников, как Эжен Делакруа, Гюстав Курбе и Эдуард Мане. Следующим важным французским критиком был Феликс Фенеон (1861-1944), который придумал термин неоимпрессионизм. За ним последовал поэт Гийом Аполлинер (1880-1918), пропагандировавший кубизм и другие авангардные течения.
Возможно, самым случайным художественным критиком был французский историк XIX века Жюль Мишле (1798-1874), который первым ввёл термин «Ренессанс» для описания нового этапа в итальянском искусстве периода кватроченто и чинквеченто.
В Англии в эпоху викторианского искусства (середина-конец XIX века) в художественной критике доминировал Джон Рёскин. За ним последовали Роджер Фрай (1866-1934) и Клайв Белл (1881-1964), курировавший две крупные выставки постимпрессионистской живописи в 1910 и 1912 годах, а также Герберт Рид (1893-1968), ставший главным интерпретатором британского абстрактного искусства и творчества таких художников, как Генри Мур, Бен Николсон и Барбара Хепворт. В 1950-е годы критик и куратор Лоуренс Аллоуэй (1926-1990) сделал себе имя, придумав термин поп-арт, а затем переехал в Нью-Йорк, где стал куратором в Музее Соломона Гуггенхайма и художественным критиком в журнале The Nation.
Среди других известных американских художественных критиков XX века были так называемый формалист Клемент Гринберг (1909-1994), его соперник Гарольд Розенберг (1906-1978), склонный фокусироваться на содержании и обстоятельствах создания произведения, консервативный Джон Канадей, художественный критик The New York Times, и Лео Штейнберг (1920-2011) — критик и историк Ренессанса, известный своими блестящими лекциями, ясностью изложения и книгой «Другие критерии: Противостояние искусству XX века». К более поздним американским критикам относятся Розалинд Краусс (р. 1941) и Майкл Фрид (р. 1939).
Образовательные ресурсы по искусству
Что такое искусство?
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Как ценить современную скульптуру
- «Просто христианство» Клайва Льюиса, краткое содержание
- «Переландра» Клайва Льюиса, краткое содержание
- «Феминизм для всех: Страстная политика» Белл Хукс
- Воспоминания о несостоявшемся гении. Трагический взлёт Бориса Рыжего
- Определение искусства
- В выставочном зале «На Покровской» ждут гостей на выставку «Осенний свет»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?