Искусствоведы: известные художественные критики читать ~8 мин.
Изобразительное искусство включает в себя массу различных видов искусства, каждый из которых имеет свой собственный набор эстетики, и свой собственный набор выдающихся художников. Каждая из трёх основных категорий – изобразительное искусство, и декоративное искусство (включая ремесла), и прикладное искусство (включая все виды дизайна) – состоит из десятков различных дисциплин. Кроме того, существует постоянно расширяющаяся категория современного искусства, которая включает в себя такие виды деятельности, как: фотография, инсталляции, концептуальное искусство, видео и компьютерное искусство, а также перформанс (в том числе хэппенинги), граффити и искусство карикатуры. Одним словом, визуальные искусства занимают сегодня огромную территорию.
Что такое художественная критика?
Говоря простым языком, художественная критика – это обсуждение и оценка любой художественной деятельности, относящейся к перечисленным выше категориям. Наиболее распространёнными видами художественной критики являются рецензии на выставки, включающие анализ работ одного или нескольких художников.
Исторически, вплоть до эпохи постмодернизма (ок. 1970 г.), наиболее влиятельными видами изобразительного искусства были живопись и скульптура и (в меньшей степени) архитектура. Между собой эти дисциплины занимали лучших художников, и служили примером самых важных художественных движений. Таким образом, большинство художественных критиков сосредоточили своё внимание на живописи, скульптуре и архитектурном дизайне, пытаясь решить следующие виды общих вопросов :
- В чём секрет «хорошего искусства»? Что такое «плохое искусство»?
- Как мы можем определить красоту?
- Какова истинная цель искусства?
- Существует ли иерархия жанров или медиа?
- В чём разница между художником и ремесленником?
Сегодня, судя по типу временных выставок, организуемых многими лучшими галереями современного искусства, и по диапазону мастерства, продемонстрированного последними лауреатами премии Тёрнера, такие художественные направления, как видеоарт, концептуализм и искусство инсталляции также являются чрезвычайно важными.
Анализ конкретных произведений искусства
Кроме решения общих вопросов, поднимаемых конкретным предметом или стилем искусства, критики анализируют и сравнивают отдельные произведения. Типичные вопросы, которые они рассматривают, включают следующие:
- Что пытается сказать художник?
- Является ли послание художника уместным или стоящим?
- Соответствует ли общий стиль (абстрактный или репрезентативный) посланию?
- Хорошо ли сделана картина или скульптура? Проявляет ли она хорошее техническое мастерство?
- Какова относительная ценность повествования, техники и декора?
Критикуя картину маслом, критики могут ссылаться на её сюжет, композицию, линию и форму, цвет, фактуру и работу кистью. Анализируя статую, критики могут ссылаться на её изобразительное или эмоциональное содержание, гармонию и баланс, удалённость, возможность просмотра (можно ли оценить её с нескольких сторон), текстуру и декоративность.
Оценивая здание, критики могут обратить внимание на то, насколько хорошо оно вписывается в ближайшее окружение; они также оценят визуальный эффект экстерьера (высоту, пропорции, ширину и т. д.), а затем перейдут внутрь, чтобы рассмотреть свет, пространство, атмосферу и пропорции интерьера. Последний вопрос может звучать так: насколько хорошо дизайн здания сочетает в себе функциональность и красоту (и стоимость)?
Искусствоведы
Многие художественные критики, особенно в XVIII и XIX веках, были также учёными и историками искусства. Их знания истории искусства, а также их книги и трактаты значительно увеличивали их вклад. Например, критик и учёный Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) вдохновил целое поколение принять неоклассическое искусство и тем самым заново открыть для себя ценности греческого искусства и культуры. Более современные примеры включают: швейцарский профессор истории искусств, Якоб Буркхардт (1818-1897), чей фундаментальный труд под названием «Культура Возрождения в Италии» оказал огромное влияние на наше понимание Ринасименто, как и Бернард Беренсон (1865-1959), чьи детальные знания и опыт в аутентификации ренессансных рисунков и раннеренессансной живописи сделали его одним из самых влиятельных критиков своего времени.
Антимодернистский искусствовед начала XX века Джон Канадей (1907-1985) выпустил как минимум один стандартный учебник по истории искусства, а также Кеннет Кларк (1903-1983), Британский искусствовед и критик, автор и ведущий телесериала BBC «Цивилизация», вдохновляющего рассказа о западной цивилизации, увиденной через её искусство.
Насколько влиятельны художественные критики?
Они могут быть чрезвычайно влиятельными. Художественный критик XIX века Джон Рёскин (1819-1900) – знаменито сравнил картину Уистлера «Ноктюрн в чёрном и золотом: Падающая ракета»», с «бросанием горшка с краской в лицо публике» – был ответственен за создание и разрушение репутации нескольких современных художников, и в то же время проклял своей критикой некоторых старых мастеров (например, барокко Болонской школы).
Английский критик Роджер Фрай (1866-1934) был весьма эффективным защитником постимпрессионизма, и много сделал для повышения осведомлённости общественности о современном искусстве в Великобритании. В Америке Бернард Беренсон в начале XX века практически контролировал рынок искусства эпохи Возрождения, а Клемент Гринберг (1909-1994) способствовал популяризации Джексона Поллока и других представителей абстрактного экспрессионизма, в 1940-е, 50-е и 60-е годы.
В конце 1980-х годов британский коллекционер и критик Чарльз Саатчи (р. 1943) единолично обеспечил ранний успех Дэмиена Хёрста и других молодых британских художников (YBAs).
Однако, к счастью, ни французский критик Луи Леруа (1812-1885), ни его более молодой соотечественник Луи Воксель (1870-1943) не добились успеха в своих попытках похоронить импрессионизм или более аляповатый фовизм.
Однако некоторые влиятельные критики вызывают споры. Обычно это происходит, когда их знания и репутация придают их мнению такой вес, что они способны влиять на репутацию художников, а также на цену их работ. К сожалению, власть, которой обладают эти критики, не всегда используется честно или, по крайней мере, прозрачно. (Какой художник, например, не подумает о том, чтобы продать картину влиятельному критику по сниженной цене, если при этом он получит блестящую рецензию?) Кроме того, если критики являются также коллекционерами произведений искусства, у них есть очевидный стимул корректировать свои публичные комментарии соответствующим образом.
Почему искусствоведы говорят об искусстве так сложно?
Арт-критики принадлежат к профессии искусства – совокупности людей (художников, кураторов, администраторов, критиков и так далее), которые прямо или косвенно зарабатывают на жизнь произведениями искусства. Чем более эзотеричным, загадочным и сложным является искусство, тем важнее профессия художника и, в частности, тем важнее критик. Таким образом, у критиков есть явный стимул сделать искусство как можно более сложным, потому что это придаёт им больший статус.
Возможно, именно поэтому так много статей об искусстве в журналах и газетах так невероятно плотны и полны сложного жаргона. Чем меньше люди понимают в искусстве, тем счастливее критики. Более того, многие художники-постмодернисты имеют привычку давать длинные запутанные объяснения о точном смысле своего искусства. Вместо того чтобы увидеть в этих объяснениях то, чем они (в основном) являются, – рекламные проспекты, – критики склонны их поглощать. Помните, чем сложнее искусство, тем важнее критик. Конечно, есть исключения, и некоторые критики объясняют вещи очень хорошо, но многие – нет.
Краткая история художественной критики
Самостоятельная профессия художественного критика приобрела свою современную форму в XVIII веке, с появлением ежедневных газет в Англии, Франции и Америке. Одним из первых художественных критиков, завоевавших индивидуальную репутацию, был Лафонт де Сент-Иенн, который прославился своими занимательными отчётами о французском Салоне в Париже, начиная с 1737 года. За ним последовал французский критик Дени Дидро (1713-1784), наиболее известный как главный редактор «Энциклопедии» (1751-72). Рецензии Дидро на Салоны 1759-1780 годов публиковались в журнале Correspondence Litteraire, и стали образцом для последующих критиков, включая писателя Шарля Бодлера (1821-1867), который сам прославился своими смелыми суждениями и похвалами в адрес таких противоречивых художников, как Эжен Делакруа, Гюстав Курбе и Эдуард Мане. Следующим важным французским критиком был Феликс Фенон (1861-1944), который придумал название неоимпрессионизм, после которого пришёл поэт Гийом Аполлинер (1880-1918), который пропагандировал кубизм и другие авангардные направления искусства.
Возможно, самым случайным художественным критиком был французский историк XIX века Жюль Мишле (1798-1874), который впервые ввёл термин «Ренессанс» для описания нового развития итальянского искусства в период кватроченто и чинквеченто.
В Англии Джон Рёскин доминировал в художественной критике в эпоху викторианского искусства (середина – конец XIX века), за ним последовали Роджер Фрай (1866-1934) и Клайв Белл (1881-1964), который также курировал две крупные выставки постимпрессионистской живописи в 1910 и 1912 годах, и Герберт Рид (1893-1968), который стал неоспоримым интерпретатором британского абстрактного искусства, таких как Генри Мур, Бен Николсон и Барбара Хепворт. В 1950-е годы критик и куратор Лоуренс Аллоуэй (1926-1990) сделал себе имя, придумав термин поп-арт, а затем поселился в Нью-Йорке, чтобы стать куратором в Музее Сэмюэла Гуггенхайма и художественным критиком в The Nation.
Среди других известных художественных критиков XX века в США были так называемый формалист Клемент Гринберг (1909-1994), его соперник Гарольд Розенберг (1906-1978) – который был склонен фокусироваться на содержании и обстоятельствах произведения искусства – и консервативный Джон Канадей, художественный критик New York Times, и Лео Штейнберг (1920-2011) – критик и историк Возрождения, отмеченный своими искромётными лекциями, ясностью изложения и книгой Другие критерии: Противостояние искусству XX века. Среди более поздних американских критиков – Розалинд Краусс (р. 1941) и Майкл Фрид (р. 1939).
Образовательные ресурсы по искусству
Что такое искусство?
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Как ценить современную скульптуру
- «Просто христианство» Клайва Льюиса, краткое содержание
- «Феминизм для всех: Страстная политика» Белл Хукс
- Воспоминания о несостоявшемся гении. Трагический взлёт Бориса Рыжего
- Определение искусства: значение, классификация изобразительных искусств
- «Mañanaland» Пэм Муньос Райан, краткое содержание
- От Микеланджело до Мардена: семь самых ярких драк в истории живописи
- Лидия Клемент. Яркая планета. 16+
- Романская живопись в Испании
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?