Неоклассическое искусство, неоклассицизм (1770-1830) читать ~7 мин.
Художественный стиль, известный как «неоклассицизм» (также называемый «классицизм»), был преобладающим движением в европейском искусстве и архитектуре в конце 18 – начале 19 веков. Он отражал желание возродить дух и формы классического искусства Древней Греции и Рима, чьи принципы порядка и разума полностью соответствовали европейской эпохе Просвещения. Неоклассицизм также был отчасти реакцией на демонстративное искусство барокко и декадентское легкомыслие декоративного рококо – школы, которую отстаивал французский двор – и особенно любовница Людовика XV, мадам де Помпадур – а также отчасти стимулированная открытием римских руин в Геркулануме и Помпеях (1738-50), а также публикацией в 1755 году весьма влиятельной книги «Мысли об имитации греческих произведений искусства» немецкого историка искусства и учёного Иоганна Винкельмана (1717-1768).
Всё это привело к возрождению неоклассической живописи, скульптуры и архитектурного дизайна в Риме – важной остановке в Гранд-туре – откуда он распространился на север во Францию, Англию, Швецию и Россию. Америка с большим энтузиазмом относилась к неоклассической архитектуре, не в последнюю очередь потому, что она придавала общественным зданиям ауру традиций и постоянства.
Неоклассическими художниками были, например, Антон Рафаэль Менгс (1728-1779), Жак-Луи Давид (1748-1825), Анжелика Кауфманн (1741-1807) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867); среди скульпторов – Жан-Антуан Гудон (1741-1828), Джон Флаксман (1755-1826), Антонио Канова (1757-1822) и Бертель Торвальдсен (1770-1844). Среди наиболее известных представителей неоклассической архитектуры были Жюль-Ардуэн Мансар (1646-1708), Жак Жермен Суффло (1713-1780), Клод Николя Леду (1736-1806), Джон Нэш (1752-1835), Жан Шалгрен (1739-1739), Карл Готтард Лангханс (1732-1908), Карл Фридрих Шинкель (1781-1841) и Бенджамин Генри Латроб (1764-1820).
Примеры дизайна интерьера во Франции в неоклассический период см.: Французское декоративное искусство. О прекрасной мебели времён Людовика XV и Людовика XVI см.: Французская мебель (1640-1792). Об архитекторах, художниках и других мастерах см.: Французские дизайнеры.
Истоки и сфера применения
Возрождение художественных канонов классической античности не было внезапным событием. Оно строилось на самом искусстве эпохи Возрождения, а также на более сдержанных стилях архитектуры барокко, настроении Просвещения, неудовлетворённости рококо и новом уважении к ранней классической исторической живописи Николя Пуссена (1593-1665), а также как классические декорации пейзажей Клода Лоррена (1600-1682). Причём созревал в разных странах в разное время. Неоклассическая архитектура на самом деле зародилась около 1640 года и продолжается по сей день. Парадоксально, но обилие старинных классических зданий в Риме означало, что город, находящийся в центре движения неоклассицизма, пережил мало этого неоклассицизма в классической архитектуре.
Вдобавок, несмотря на визуальные отличия, нет чёткой границы между неоклассицизмом и романтизмом. Это потому, что возрождение интереса к классической античности может легко превратиться в ностальгию по прошлому.
Неоклассицизм – Характеристики
Неоклассические работы (картины и скульптуры) были серьёзными, бесстрастными и строго героическими. Художники-неоклассики изображали предметы из классической литературы и истории, которые использовались в более раннем греческом и республиканском римском искусстве, используя мрачные цвета с редкими яркими бликами, чтобы передать моральные повествования о самоотречении и самопожертвовании в полном соответствии с предполагаемым этическим превосходством Античности.
Неоклассическая скульптура затрагивала те же предметы и была более сдержанной, чем более театральная скульптура в стиле барокко, менее прихотливой, чем снисходительный рококо. Неоклассическая архитектура была более упорядоченной и менее грандиозной, чем барокко, хотя граница между ними иногда может быть размыта. Было внешнее сходство с греческими орденами архитектуры, за одним очевидным исключением – в Древней Греции не было куполов. Большинство крыш были плоскими.
ПРИМЕЧАНИЕ. Информацию о других важных исторических стилистических направлениях, таких как неоклассицизм, см. В разделе Движения в искусстве, школы (с 100 г. до н.э.).
Неоклассические художники
Основоположниками и известными художниками неоклассицизма являются немецкий портретист и исторический художник Антон Рафаэль Менгс (1728-1779), француз Жозеф-Мари Вьен (1716-1809, преподававший Жаку-Луи Давиду), итальянский портретист Помпео Батони (1708-1787), швейцарская художница Анжелика Кауфманн (1741-1807), французский политический художник Жак-Луи Давид (1748-1825) и его ученики Жан-Жермен Друэ (1763-1788), Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824), Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867), французский мастер академического искусства, и американский экспатриант Бенджамин Вест (1738-1820). В Великобритании к известным последователям неоклассицизма относились: сэр Джошуа Рейнольдс и ирландский виртуоз Джеймс Барри.
Самая последняя фаза неоклассицизма – классическое возрождение в современном искусстве – возникла между 1900 и 1930 годами с активными участниками, включая Пабло Пикассо (1881-1973), Фернана Леже (1881-1955) и Джорджо де Кирико (1888-1978).
Знаменитые картины в стиле неоклассицизма
Антон Рафаэль Менгс Кающаяся Мария Магдалина (1752 г.), Gemaldegalerie, Дрезден. Парнас (1761 г.) Вилла Альбани, Рим. Непорочное зачатие (1770-79), Лувр.
Жан-Огюст-Доминик Энгр Большая одалиска (1814 г.), Лувр. Купальщица Вальпинкона (1808 г.), Лувр. Портрет мадам Муассье (1844-56), Национальная галерея, Лондон. Турецкая баня (1862 г.) Лувр.
Жак Луи Давид Клятва Горациев (1784 г.), Лувр. Ликторы приносят Бруту тела его сыновей (1789) Лувр. Смерть Марата (1793 г.), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Автопортрет Анжелики Кауфманн (1787 г.) Галерея Уффици, Флоренция.
Жан-Жермен Друэ Умирающий спортсмен (Раненый воин) (1785) Лувр.
Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон Захоронение Атала (1808 г.) Лувр.
Пабло Пикассо Две обнажённые натуры (1906), Музей современного искусства, Нью-Йорк. Сидящая женщина (Пикассо) (1920) Музей Пикассо, Париж. Большая купальщица (1921) Музей Оранжереи, Париж. Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922) Музей Пикассо, Париж.
Фернан Леже Механик (1920) Национальная галерея Канады. Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк. Обнажённые на красном фоне (1923) Художественный музей, Базель. Две сестры (1935) Gemaldegalerie SMPK, Берлин.
Джорджо де Кирико Неопределённость поэта (1913) Тейт, Лондон. Песня о любви (1914) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Неоклассические скульпторы
Ведущие неоклассические скульпторы это, например, Антонио Канова (1757-1822), который писал для Пап и Наполеона; англичанин Джон Флаксман (1755-1826), который также разработал Яшму для Веджвуда; датский художник Бертель Торвальдсен (1770-1844), известный своим Ясоном с золотым руном (1802-1803 гг., Музей Торвальдсена, Копенгаген); и Жан-Антуан Удон (1741-1828), наиболее известный своими портретными бюстами из мрамора.
Известные неоклассические скульптуры
Франц Ксавьер Мессершмидт (1736-1783). Серия «
Голова персонажа» из 69 портретных бюстов.
Жан-Батист Пигаль (1714-1785) Вольтер (1770-76) Лувр, Париж.
Джозеф Ноллекенс (1737-1823) Венера (1773) Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Жан-Антуан Удон (1741-1828) Вольтер (1781) Библиотека французской комедии, Париж.
Джон Флаксман (1755-1826) Адмирал Горацио Нельсон (1808) Собор Святого Павла, Лондон.
Антонио Канова (1757-1822) Аполлон венчает себя (1781) Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. Тесей и Минотавр (1781-83), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850) Наследные принцессы Луиза и Фридрике Прусские (1797) Берлин.
Бертель Торвальдсен (1770-1884) Ясон с золотым руном (1802-1803) Музей Торвальдсена, Копенгаген. Александр Великий входит в Вавилон (1812) Палаццо дель Квиринале, Рим. Амур и Психея (1796-7), Лувр, Париж. Персей и голова Медузы (1797–1801) Музеи Ватикана, Рим.
Горацио Гриноу (1805-1852) Джордж Вашингтон (1840) Смитсоновский музей американского искусства.
Неоклассические архитекторы
Франция
Жак Жермен Суффло (1713-1780)
Клод Николя Леду (1736-1806)
Жан Шалгрен (1739-1811)
Великобритания
Джон Нэш (1752-1835)
Сэр Джон Слоан (1753-1837)
Сэр Роберт Смирк (1780-1867)
Германия
Карл Готтард Лангханс (1732-1908)
Карл Фридрих Шинкель (1781-1841)
США
Томас Джефферсон (1743-1826)
Уильям Торнтон (1759-1828)
Бенджамин Латроб (1764-1820)
Чарльз Булфинч (1863-1844)
Известные неоклассические здания
Пантеон, Париж (1756-1797) Жака Жермена Суффло.
Rotonde de la Villette, Paris (1786) Клода Николя Леду.
Бранденбургские ворота (1789-91) Карла Готтхарда Лангханса.
Банк Англии, Лондон (1792) сэра Джона Слоана.
Здание Капитолия США (начат в 1793 г.) Бенджамином Генри Латробом.
Британский музей в Лондоне (начало 1823 г.) сэра Роберта Смирка.
Дворец Тегель (1821-4) Карла Фридриха Шинкеля.
Павловский дворец (1781-86), Царское Село Чарльза Камерона.
Букингемский дворец, Лондон (1821-35) Джона Нэша.
Триумфальная арка, Париж (1806-1836) Жана Шалгрина.
Работы, отражающие стиль неоклассицизма, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев и садов скульптур в мире.
Информацию о других направлениях и периодах в искусстве см.: История искусства.
ЦВЕТА ДЛЯ ЖИВОПИСИ
Подробнее о цветных пигментах, используемых художниками неоклассицизма, см.: Цветовая палитра восемнадцатого века.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти в статье Хронология искусства.
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Подробную информацию об искусстве Древней Греции и Рима см.: Греческая скульптура (650-27 гг. до н.э.), Классическая греческая живопись, Римская скульптура (20 г. до н.э. – 120 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?