Викторианское искусство в Британии читать ~17 мин.
Фоном для викторианского изобразительного искусства стало длительное правление королевы Виктории (1837-1901). В это время Англией попеременно управляли два великих министра – консерватор Бенджамин Дизраэли (1804-1881) и либерал У. Э. Гладстон (1809-1898), несмотря на внутренние трудности, вызванные проблемами на выборах, ирландским вопросом и экономическим кризисом 1875 года. В то же время Англия была вовлечена в империалистическую экспансию в Африке, на Ближнем Востоке и на Востоке.
Благодаря умелому государственному управлению во внутренних и внешних делах Англия сохранила своё материальное превосходство и политическое и социальное равновесие, принимая реформы в нужное время. Когда начался 20-й век, Британия уже более полувека была ведущей европейской державой и наиболее развитой в социальном отношении, несмотря на растущую промышленную мощь Германии. Она обладала значительным материальным богатством, сетью глобальных контактов и имела уникальные возможности для интеллектуального и культурного обогащения через многочисленные страны своей империи. Среди них были старые, новые, а также цивилизации аборигенов в Африке и Австралазии. Викторианская эпоха известна своей архитектурой и романтической живописью, а также фотографией и ремёслами, в то время как скульптура оставалась несколько безжизненной и излишне академичной.
Викторианские художественные критики
Среди ведущих викторианских художественных критиков были Джон Рёскин (1819-1900) и Уолтер Патер (1839-1894). Рёскин преподавал эстетику в Оксфорде с 1870 года. Он также пытался соотнести человека с машинным веком и восстановить художника и ремесленника. Он очень восхищался готическим искусством, а также итальянским искусством Возрождения, и написал «Семь ламп архитектуры». Он был другом и защитником прерафаэлитов. Влияние Рёскина было значительным в Соединённых Штатах.
Одним из его учеников был Уильям Моррис, поэт и дизайнер интерьеров, полный социальных идей, которому предстояло сыграть важную роль в английском искусстве. Другим важным художественным критиком викторианской эпохи был Уолтер Патер, написавший ряд эссе о Леонардо да Винчи (1869), Сандро Боттичелли (1870), Микеланджело (1871) и Джорджоне (1877). Его книга «Исследования по истории Возрождения» (1873), в которую вошли первые три эссе, включала его вдохновенный комментарий к «Моне Лизе» (1504), возможно, самое известное произведение британского искусствоведа о любой картине.
Викторианская архитектура
Как реакция на строгий неоклассицизм Джона Нэша, наиболее популярным строительным дизайном, используемым в Викторианской Британии, вероятно, был готический стиль, стиль неоготики, который в полной мере использовал новые материалы, такие как кованое железо. Другие стили викторианской архитектуры включают: Якобетан (1830-1870) предшественник стиля королевы Анны; Возрождение Ренессанса (1840-1890); Романское возрождение; Нео-грек (1845-65); Второй ампир (1855-80); Возрождение стиля королевы Анны (1870-1910); Шотландское баронство (в основном только в Шотландии); Британское Искусство и ремесла дизайнерское движение (1880-1910).
Новый Готический стиль – стиль, который предпочитали викторианские архитекторы для официальных и религиозных зданий. Сначала предпочтение отдавалось перпендикулярному стилю, который по своей сути был английским. (Примечание: английский перпендикулярный стиль соответствует пламенеющей готике, расцвет которой пришёлся на 1280-1500 годы). Вкус к прошлому был усилен трудами по исторической архитектуре, философией Рёскина, а также кардиналом Ньюманом и другими теологами Римско-католической церкви. Возрожденческая английская готическая архитектура также соответствовала новым строительным технологиям, в которых использовался железный каркас. Богатая буржуазия, однако, предпочитала викторианский стиль, практичный, но перегруженный орнаментом и эклектичный до крайности – смесь готики, палладианства, тосканы, ренессанса, стиля королевы Анны и романского стиля.
Около 1850 года готическое возрождение вступило в новую творческую фазу с принятием убеждения Пьюджина, что этическая ценность здания важнее эстетической. Экклезиология оказала подавляющее влияние через Кембриджское Камденское общество и его выбор Декорированного стиля в качестве лучшего стиля. (Примечание: английский декорированный стиль соответствует лучистой готике во Франции). Публикации Рёскина («Семь ламп архитектуры», 1849; «Камни Венеции», 1851) утверждали важность орнамента и популяризировали итальянскую готику с её многоцветием кирпича и камня.
Основными архитекторами, использовавшими готический стиль, были Г.Г.Скотт (1811-1878), В.Баттерфилд (1814-1900), Г.Э.Стрит (1824-1881) и А.Уотерхаус (1830-1905). Скотт был наиболее представительным практиком высокой викторианской готики. После своего раннего мемориала мучеников в Оксфорде (1841) он завоевал репутацию благодаря проекту церкви Святого Николая в Гамбурге, получившему приз. Среди других известных работ – мемориал Альберта (1863-1873), реликварий монументального масштаба из камня, бронзы и мозаики, и отель Сент-Панкрас, Лондон (1865-1875), основанный на отвергнутом проекте для Министерства иностранных дел.
Более значительными архитекторами были Баттерфилд и Стрит. Баттерфилд, отличавшийся абсолютной безжалостностью и ненавистью к вкусам, был активным церковным деятелем, тесно связанным с возрождением. Его шедевром стала ранняя церковь Всех Святых на Маргарет-стрит в Лондоне (1849-1859), построенная для Экклезиологического общества. Его полихромия (внешняя отделка красным и чёрным; интерьер с мраморным маркетри и ониксовой плиткой) стала одной из отличительных черт высокой викторианской готики. Г.Э.Стрит работал под руководством Скотта в течение пяти лет, пропагандировал использование тосканской готики в своей книге «Кирпичная и мраморная архитектура средневековья в Италии» и в 1868 году выиграл конкурс на строительство нового здания суда в Лондоне (завершено в 1882 году).
А.Уотерхаус имел тяжёлую руку и неопределённый эклектичный вкус (Музей естественной истории, Лондон; отель «Метрополь», Брайтон), но значительные способности как проектировщик больших, сложных зданий (Манчестерская ратуша, 1869). Т.Дин и Б.Вудворд, оба под сильным влиянием Рёскина, пристроили Тринити-колледж в Дублине в венецианском стиле, построили Университетский музей в Оксфорде и офис жизни короны в Блэкфрайерс. Дж.Причард (1818-1886) широко использовал полихромию; С.С.Тевтон (1812-1873) и Дж.Л.Пирсон (1817-1897) создали более строгий стиль, типичный для поздневикторианской готики, который был использован для собора в Брисбене (начат в 1901 году, не закончен).
Уильям Моррис (1834-1896) и Филип Уэбб (1831-1915) работали в архитектурном бюро Стрита. Моррис основал движение «Искусство и ремесла», которое уделяло больше внимания частному дому и его оформлению, которое, по его мнению, должно рассматриваться функционально и в связи с окружающей обстановкой. Вебб и Несфилд построили для Морриса Красный дом недалеко от Бексли Хит, Кент (1859). Вдохновлённые стилем королевы Анны, они проектировали удобные и красивые загородные дома.
Р.Норман Шоу (1831-1912) имел большой успех со своими большими загородными домами, которые копировали в Америке. Чувствительный к моде, а не к оригинальности, Шоу представлял вкус своего периода к стильности и изысканности (Old Swan House, Челси). Его архитектура включала Новый Скотланд-Ярд (1887-88), реконструкцию Риджент-стрит и отель «Пикадилли». К.Ф.А.Войси (1857-1941) заинтересовался движением «Искусство и ремесла» в 1888 году. Он проектировал небольшие дома, которые хорошо гармонировали с окружающим ландшафтом, а также занимался дизайном мебели и тканей.
Новые материалы – металл и стекло – использовались в Англии именно в области инженерии, а не архитектуры, оставаясь неоценёнными широкой публикой. Хрустальный дворец (уничтожен пожаром, 1936 г.) был первоначально возведён в Гайд-парке для Великой выставки 1851 года по инициативе принца-консорта. Он был спроектирован Джозефом Пакстоном (1803-1865), главным садовником герцога Девонширского, и возведён при участии подрядчиков Фокса и Хендерсона и стекольщика Чанса.
Это был ранний пример правильного использования массового производства – полностью сборная конструкция из стандартных деталей, занимающая площадь почти в двадцать акров и даже окружённая полностью выросшими деревьями. Не менее значимыми были железнодорожные вокзалы из железа и стекла, фасады которых были выполнены из каменной кладки, а не объединены (Кингс-Кросс, 1851-52 гг. по проекту Льюиса Кьюбитта; Паддингтон, 1852-54 гг. по проекту Брунея и Уайатта).
Читальный зал в Британском музее был одним из последних крупных памятников из чугуна. Опережая своё время, архитектура А.Х.Макмердо (1851-1942) и К.Р.Макинтоша (1868-1928) оставалась локализованной в Глазго. Макмердо был архитектором и декоратором, принадлежавшим к раннему периоду движения модерн, основавшим Гильдию века (1882) и журнал «Хобби Хорс».
Макинтош был одним из самых ярких предшественников архитектуры 20-го века и лидером движения модерн в Великобритании. Его фундаментальное значение заключалось в переоценке роли функции в строительстве, в стиле, на который повлияли кельтские орнаменты и японские традиции. В 1895 году он участвовал в открытии выставки Дома модерна в Париже с плакатами, демонстрирующими линейно-символический стиль школы Глазго (1880-1915). В 1897 году он выиграл конкурс на расширение Школы искусств Глазго (1898-1909). В Библиотеке, добавленной в 1907-1909 годах, преобладают прямые линии, а тонкие горизонтали и вертикали по-новому расчленяют пространство. Интерьер его дома Хилл Хаус, Хеленсбург (1902-1905) сочетает свет, цвет, ажурные перегородки и лёгкую мебель в манере, предвосхищающей голландский Де-Стейл. После переезда в Лондон в 1913 году его деятельность ограничилась проектированием мебели и тканей.
Известные примеры викторианского архитектурного дизайна
Для сравнения с современными проектами зданий в Европе и Америке см: Архитектура девятнадцатого века.
Викторианская живопись
Художественная живопись в Викторианской Британии отражала все христианские и имперские уверенности эпохи. Она включала в себя историческую живопись и различные виды жанровой живописи, а также пейзажную живопись, и, конечно же, портретное искусство всех видов.
Историческая живопись лучше всего представлена Братством прерафаэлитов, основанным в 1848 году Уильямом Холманом Хантом (1827-1910), Данте Габриэлем Россетти и Джоном Эвереттом Милле. В группу входили также Форд Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Джон Уильям Уотерхаус, Дж. Коллинсон, скульптор Т. Вулнер и критики Ф.Г. Стивенс и В.М. Россетти. Среди других художников, симпатизировавших идеалам P.R.B., были Роберт Мартино (1826-1869), Джон Бретт (1830-1902) и Артур Хьюз (1830-1915). Движение было по сути литературным, его участники настаивали на важности тематики, проработанного символизма и свежей иконографии. Они искали истину в природе не в окружающей жизни, а в микроскопических деталях и фрагментарном нагнетании яркого цвета. Поначалу группа подвергалась нападкам, но в 1851 году Джон Рёскин выступил в их защиту, после чего последовал успех. Вскоре после этого группа распалась, Милле стал успешным членом Королевской академии, а Россетти основал второе направление в Оксфорде с Моррисом и Бёрн-Джонсом.
Уильям Холман Хант (1827-1910) познакомился с Милле и Россетти в школах королевской академии в 1844 году и вместе с ними основал Братство прерафаэлитов в 1848 году, будучи единственным членом группы, который остался верен её идеалам (Пастух-наёмник, 1851; Пробуждённая совесть, 1853). В 1852, 1869 и 1873 годах он ездил в Египет и Святую землю, где экспериментировал с ориенталистской живописью с точными местными декорациями и типами (Козел отпущения). Его «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов», опубликованная в 1905 году, является лучшим документированным мемуаром об этом движении.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882), поэт и художник, сын итальянского политического беженца, работал под руководством Ф.М.Брауна и Ханта. Его приверженность догматам прерафаэлитов была недолгой. Его сюжеты в основном заимствованы из Данте и средневекового мира грёз (Сон Данте, 1853; Беата Беатрикс, 1863). В 1857 году вместе с У. Моррисом и Бёрн-Джонсом он создал проект декораций для Оксфордского союза.
Джон Эверетт Милле (1829-1896) в 1840 году поступил в школу Королевской академии как вундеркинд. В 1848 году он вместе с Хантом и Россетти основал движение прерафаэлитов. В 1853 году его дружба с Рёскином закончилась, когда он женился на бывшей жене Рёскина. Он отказался от своих первоначальных идеалов (Столярная мастерская, 1850; Офелия, 1852; Слепая девушка, 1855) и превратился в модного академического художника портретов и жанра (Северо-западный проход; Пузырьки).
Форд Мэдокс Браун (1821-1893) учился в Бельгии, Париже и Риме, где он находился под влиянием Овербека, прежде чем вернуться в Англию в 1845 году. Через Россетти, которого он учил в 1848 году, он вступил в контакт с другими прерафаэлитами. Он так и не стал членом группы, но долгое время находился под её влиянием (Последняя Англия, 1845; Работа, 1852-65; украшения для манчестерской ратуши, 1878-93).
Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898) познакомился с Уильямом Моррисом и Россетти в Оксфорде в 1852 году. Во время своих путешествий по Италии (1859-62) он испытал сильное влияние художника эпохи Возрождения Андреа Мантеньи и флорентийского Боттичелли. Его картины навевают мечтательные, романтические образы литературной страны (Король Кофетуа и Нищая служанка, 1844). Он создал множество гобеленов и витражей для фирмы Морриса.
Два других исключительных художника истории включают: классик истории Поль Деларош (1797-1856), прославившийся своими мелодраматическими, но отточенными историческими сценами, такими как «Казнь леди Джейн Грей» (1833, Национальная галерея, Лондон); и Дэниел Маклиз (1806-1870), ирландский художник выдающихся способностей, который был наиболее известен своими историческими сюжетами, такими как Встреча Веллингтона и Блюхера и Смерть Нельсона. Он также использовал шекспировские сюжеты, взятые из «Гамлета», «Сна в летнюю ночь» и других пьес, а его рисунки выдающихся людей своего времени заслуживают сравнения с Энгром.
См. также: Цветовая палитра: 19 век.
Романтизм
Романтизм был ещё одним важным направлением британского искусства XIX века. Величайшим художником-романтиком раннего викторианского периода является Джозеф Тёрнер (1775-1851), известный такими шедеврами, как «Ганнибал переходит Альпы» (1812, Тейт, Лондон), «Сожжение палат лордов и общин» (1835, Музей искусств Филадельфии), Интерьер в Петворте (1837, коллекция Тейт), Сражающийся Темер (1838-9, Национальная галерея, Лондон), и Снежная буря: Пароход у устья гавани (1842, Тейт, Лондон). Среди других викторианских художников-романтиков можно назвать (в хронологическом порядке): Джон Мартин (1789-1854), известный своими апокалиптическими пейзажами, такими как «Великий день его гнева» (1853, Тейт, Лондон), и Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917), наиболее известный своим шедевром «Леди Шалотт» (1888, Тейт). Очень популярные картины с животными викторианского портретиста сэра Эдвина Ландсира (1802-1873) – ещё один прекрасный пример английского романтизма XIX века.
Академическая живопись
Академическое искусство сохраняло доминирующее положение в викторианской Британии. Этот стиль воплощали такие художники, как Фредерик Лейтон (1830-1896), Эдвард Пойнтер (1836-1919) и Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912), все из которых были исключительными рисовальщиками. Среди художников, которые удовлетворяли вкус публики к анекдотам и бытовым сценам, были Люк Филдс (1844-1927), Хьюберт Херкомер (1849-1914), Фрэнк Холл (1845-1888) и Уильям Пауэлл Фрит (1819-1909), чьи повествовательные жанровые картины включали День Дерби и Железнодорожная станция. Художник позднего викторианского периода Альберт Шевалье Тейлер (1862-1925) также был известен своими спокойными и успокаивающими жанровыми работами – наиболее примечательными из них являются Завтрак, 1909; Тихий час, 1913; и Серая гостиная, 1917.
Импрессионизм
Американский художник Джеймс Эббот МакНилл Уистлер (1834-1903) поселился в Англии в 1859 году. Он привёз импрессионизм с собой из Парижа, как и светский портретист Джон Сингер Сарджент (1856-1925). Единственным знаменитым британским импрессионистом был Уолтер Сикерт (1860-1942), ученик Уистлера и Дега, который стал ведущим членом группы Кэмден Таун (1911-13). У.Мактаггарт (1835-1910) (Буря), Джеймс Гатри (1859-1930) (Дочь оленя, 1883, Национальная галерея Шотландии) и Джон Лэвери (1856-1941) добавили свой собственный импрессионистический бренд натуралистической живописи.
Однако самыми великими викторианскими импрессионистами были австралийские художники, принадлежавшие к Гейдельбергской школе в окрестностях Мельбурна. Действительно, австралийский импрессионизм (который был таким же натуралистическим по стилю, как голландский постимпрессионизм), безусловно, является одной из самых вдохновляющих школ девятнадцатого века. Четыре лучших викторианских импрессиониста Австралии были Том Робертс (1856-1931), Артур Стритон (1867-1943), Чарльз Кондёр (1868-1909) и Фред Маккаббин (1855-1917).
Портрет
Кроме Джона Сингера Сарджента, двумя лучшими викторианскими портретистами – ни один из которых не был связан с какими-либо современными художественными движениями – были Альфред Стивенс и Джордж Фредерик Уоттс (см. также Скульптура, ниже). Стивенс (1817-1875) уже к 1833 году был компетентным портретистом. В Италии (1833-42) он учился у Торвальдсена в Риме, 1840-42. После работы промышленным дизайнером в фирме Хула в Шеффилде он выполнил декорации в Дорчестер-Хаусе (1852-62; разрушен) и мозаики в соборе Святого Павла (1862-64). Иногда он писал портреты (миссис Коулман; миссис Янг Митчелл), но его главные сохранившиеся работы – рисунки, в основном в сангине, проникнутые духом итальянского Возрождения. Г.Ф.Уоттс (1817-1904) учился у скульптора Бенеша, после чего получил приз в конкурсе на украшение здания парламента в 1843 году. В 1887 году он начал свою серию известных людей (Уолтер Крейн; Уильям Моррис), в которой он стремился изобразить характер и личность, а также внешность. Его большие аллегории выражают высокие идеи в банальной литературной символике (Мамона; Иллюзии жизни; Любовь и смерть; Надежда). Он пытался, без истинного понимания средства, возродить фресковую живопись (Правосудие, Линкольнс-Инн, 1853-59).
Модерн
Обри Бердсли (1872-1898) – иллюстратор, чьи высокохудожественные, стилизованные черно-белые рисунки воплощают атмосферу fin de siecle и являются прекрасным выражением стиля модерн, важной частью которого они были. Один из великих талантов иллюстрации, его лучшие работы включают рисунки к Жёлтой книге (1894), Саломее Уайльда, Морте д’Артура Теннисона и Похищению замка Поупа.
См. также: Ирландские художники: 19 век.
Викторианская скульптура
Скульптура оставалась очень академичной на протяжении всего 19 века. Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904) был рабом форм греческой скульптуры; Альфред Стивенс (1817-1875), учившийся у Бертеля Торвальдсена (1868-1944), добился первого успеха в 1856 году, заказав памятник Веллингтону в соборе Святого Павла (модели и рисунки в галерее Тейт), хотя конная статуя герцога была установлена только в 1920 году. Лорд Фредерик Лейтон (1830-1896) создавал высококвалифицированные, но несколько безжизненные работы; А.Гилберт создал многочисленные памятники; Хамо Торникрофт (1850-1925) и Ф.У.Померой попали под влияние французского мастера Жюля Далу (1838-1902), когда тот приехал в Лондон в 1871 году; Т.Вулнер, создатель огромного Моисея в Манчестере, был единственным скульптором-прерафаэлитом.
Викторианские скульпторы действительно создали ряд прекрасных портретных бюстов, а также множество интересных керамических изделий. В целом, однако, доминирующей идиомой викторианского пластического искусства был стерильный академический реализм, примером которого является мемориал Альберта (см. также Ирландская скульптура и Джон Генри Фоли), который представлял собой триумф техники над художественной жизненной силой.
Фотография Викторианской эпохи
В середине 19 века состоялась Великая выставка 1851 года, первая Всемирная выставка, на которой были продемонстрированы величайшие инновации века. Появление фотографии, продемонстрированной на Великой выставке, привело к значительным изменениям в викторианском искусстве, а королева Виктория стала первым британским монархом, которого сфотографировали. (См.: История фотографии, 1800-1900). Художник Джон Эверетт Милле находился под влиянием фотографии (в частности, в его портрете Рёскина), как и другие художники-прерафаэлиты. Позже она стала ассоциироваться с импрессионистскими и соцреалистическими техниками, которые доминировали в поздние годы периода, в работах таких художников, как Уолтер Сикерт и Фрэнк Холл.
Документальная фотография и, позднее, пикториализм были двумя наиболее популярными фотографическими жанрами того периода. Среди наиболее интересных фотохудожников викторианской Британии были: Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877), изобретатель фотографии на бумаге, великий портретный фотограф Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879), топографический фотограф Фрэнсис Бедфорд (1816-1894), исследователь и документальный фотограф Джон Томсон (1837-1921), пейзажный фотограф Фрэнсис Фрит (1822-1898) и специалист по портретам крупным планом Дэвид Уилки Уинфилд (1837-1887). Подробнее см: Фотографы 19 века.
Декоративное искусство и ремесла
Викторианское искусство было перегружено тяжёлым и показным декором и скоплением всякого рода безделушек и диковинок. (См.: Японизм, 1854-1900). Джон Рёскин боролся против массового производства и дурного вкуса, твёрдо веря в превосходство ремесленника над машиной. В 1861 году Уильям Моррис основал компанию Morris & Co. для производства широкого ассортимента обоев, мебели, гобеленов, ковров, витражей, мебельных материалов и других видов декоративного искусства, в стиле, принципиально отличающемся от современного викторианского своим подходом к дизайну и отсутствием показного декора.
Антииндустриальные теории Морриса о возрождении людей посредством ремёсел привели к основанию движения «Искусство и ремесла» в 1886 году. Его типография Kelmscott Press, основанная в 1890 году, сделала многое для повышения стандартов дизайна и печати книг. В Шотландии Макинтош, его жена Маргарет Макдональд, её сестра Фрэнсис и муж последней, архитектор Герберт Макнейр, образовали группу «Четвёрка». Они стремились к упрощению всей обстановки интерьера, что Макинтош и воплотил в жизнь, когда в 1897 году ему поручили разработать дизайн мебели и декораций для сети чайных комнат мисс Крэнстон в Глазго. В чайной комнате на Бьюкенен-стрит (1897-98), известной на континенте благодаря иллюстрациям, и чайной комнате на Энгрэм-стрит (1907-11) акцент сделан на строгости, стройности и светлых тонах.
Статьи о британском искусстве XIX века
Подробнее о викторианском искусстве см. следующие статьи:
Информация о лучших рисовальщиках и портретистах: Английская фигуративная живопись.
Сведения о живописцах: Английский пейзаж.
О колористике в Великобритании: Шотландские колористы (c.1904-30).
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства: История искусства (2,5 млн. до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?