Кубизм читать ~13 мин.
В изобразительном искусстве термин «кубизм» описывает революционный стиль живописи, изобретённый Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в Париже в период с 1907 по 1912 год. Их кубистские методы – первоначально под влиянием геометрических мотивов в пейзажных композициях художника постимпрессионистов, например, Поля Сезанна – радикально пересмотрели природу и сферу изобразительного искусства и, в меньшей степени, скульптуры и возвестили совершенно новые способы представления реальности. В этом смысле кубизм знаменует конец эпохи Возрождения и начало эпохи современного искусства.
Введение: революционное абстрактное искусство
В значительной степени это тип полуабстрактного искусства – хотя порой оно приближается к полномасштабному необъективному искусству – кубизм традиционно делится на три этапа:
- Ранняя кубистская живопись (1907-09)
- Аналитический кубизм (1909-12)
- Синтетический кубизм (1912-14)
Кроме Бракa и Пикассо, в число других известных художников, тесно связанных с этим движением, входят художники Хуан Гри (1887–1927), Фернан Леже (1881–1955), Роберт Делоне (1885–1941), Альберт Глайз (1881–1953), Андре Лоте (1885-1962), Роджер де ла Фресне (1885-1925), Жан Метцингер (1883-1956), Фрэнсис Пикабиа (1879-1953), художник-универсал Марсель Дюшан (1887-1968) и скульпторы Жак Липчиц (1891–1973), Александр Архипенко (1887–1964). (См. Художники-кубисты и Скульпторы 20-го века.) Кубизм был отправной точкой или существенным элементом ряда других движений современного искусства, включая футуризм (1909–14), орфизм (1910–13), ворцизм (1914-15), русский конструктивизм, (c.1919-1932) и дада (1916-1924).
Каковы были истоки кубистского искусства?
После трёх десятилетий вдохновлённого импрессионистами искусства, кульминацией которого стало фовистское колористское движение (членом которого, кстати, был Брак), Пикассо начал беспокоиться о том, что этот тип живописи является тупиком с все меньшим потенциалом для интеллектуального исследования. В этом умонастроении он познакомился с африканским племенным искусством, в то время как в Испании он начал рисовать Les Demoiselles D’Avignon (1907, MoMA, Нью-Йорк), его новаторский шедевр, плоские расколотые плоскости заменили традиционную линейную перспективу, что сигнализировало о его разрыве с натуралистическими традициями западного искусства. В то же время, Жорж Брак, бывший студент престижной Школы изящных искусств в Париже, был ошеломлён выставками картин Сезанна 1907 года в парижском Салоне д’Отом и в галерее Бернхейм-Жюна. Особенно его вдохновили Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905). Затем они познакомились в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет разработали так называемый кубизм – совершенно новый метод изображения визуального мира.
ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы увидеть, как не натуралистическая живопись импрессионистов привела к абстрактному искусству, подобному кубизму, см.: От реализма к импрессионизму (1830-1900). Чтобы понять, почему кубизм связан с классицизмом, см. статью «Классическое возрождение в современном искусстве» (c.1900-30).
Происхождение термина «кубизм»
Летом 1908 года, находясь в L’Estaque около Марселя, Брак написал серию пейзажей, которые были показаны в том же году в галерее в Париже, принадлежащей арт-дилеру Даниэлю-Анри Канвайлеру. Рассматривая эту выставку, известный искусствовед Луи Воксель прокомментировал, как Брак сводит все достопримечательности, фигуры и дома к геометрическим очертаниям в виде кубов. В следующем году Воксель использовал выражение «bizarreries cubiques» (кубические эксцентричности) – фразу, якобы впервые использованную Анри Матиссом, – и к 1911 году термин «кубизм» вошёл в английский язык. Описание вполне подходит для блочных форм в некоторых ранних пейзажах Брака и в нескольких похожих работах Пикассо, написанных в Орта-дель-Эбро в Испании, но не для их более поздних кубистских картин, в которых формы разбиты на грани, а не кубики. Этот термин использовался двумя практикующими кубистами, Глейзесом и Метцингером, в их влиятельной книге 1912 года «Кубизм».
Как понять кубизм
Во-первых, очень трудно оценить кубизм без изучения его картин. Хорошее начало – сравнить ранние кубистские натюрморты с традиционными натюрмортами, скажем, из барочных или голландских реалистических школ. Кроме этого, вы по достоинству оцените радикальную природу кубизма по сравнению с традиционным западным искусством. Отметим также, что кубизм не был единственным стилем живописи: аналитический кубизм полностью отличается от более позднего синтетического кубизма. Первый – касается структуры – как картина должна изображать объект; второй касается исключительно поверхности изображения и того, что может быть включено в него. Последний совет: не отчаивайтесь из-за его странности. Кубизм символичен, сложен и полон идей, но это не очень красивая форма визуального искусства.
Каковы характеристики кубизма?
Со времён Ренессанса, если не раньше, художники писали картины с единой фиксированной точки зрения, как будто они делали фотографии. Иллюзия глубины фона создавалась с использованием стандартных условных обозначений линейной перспективы (например, объекты показывались меньшими по мере отступления) и путём рисования фигур и объектов с закруглёнными затенёнными поверхностями для создания трёхмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект изображались в определённый момент времени.
Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показав его с нескольких точек зрения и в разное время. Таким образом, они отказались от идеи единой фиксированной точки и вместо этого использовали множество точек зрения. Затем объект повторно собирался из фрагментов этих различных видов, как сложная головоломка. Таким образом, много разных видов объекта были одновременно изображены на одном и том же изображении. В некотором смысле это все равно, что сделать 5 разных фотографий (в разное время) одного и того же объекта, затем разрезать их и заново собрать на плоской поверхности.
Такая фрагментация и перестановка формы означали, что картину теперь можно рассматривать не как своего рода окно в мир, а скорее как физический объект, на котором создаётся субъективная реакция на мир. Что касается художественной техники, кубизм показал, как можно создать чувство солидности и изобразительной структуры без традиционной перспективы или моделирования.
Таким образом, стиль фокусировался на плоской, двумерной поверхности плоскости изображения и отвергал традиционные условные обозначения пространства и техники линейной перспективы, кьяроскуро (использование затенения, чтобы показать свет и тень) и традиционные идеи подражания природе. Вместо создания естественных трёхмерных объектов, художники-кубисты предложили совершенно новый набор изображений, собранных из двумерных фрагментов, на которых объекты были видны с нескольких сторон одновременно. Если фовисты и импрессионисты стремились выразить своё личное ощущение определённого объекта или сцены, кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его связь с другими предметами.
Другие важные стилистические тенденции, подобные кубизму, ищите в разделе Художественные движения, периоды, школы (примерно с 100 г. до н.э.).
Кубистские выставки
Кубизм имел две идентичности: публичную и частную. Стиль был разработан совместно Пабло Пикассо и Жоржем Браком на основе наблюдений, полученных от Сезанна, а также, в некоторой степени, от этнографического примитивизма, подобного тому, который исследовал Пикассо в период его интереса к африканскому искусству. Брак дебютировал с персональной выставкой, организованной Канвайлером в ноябре 1908 года. Но после этого он и Пикассо более или менее пошли на попятную, но знамя кубизма было поддержано другими – так называемыми «салонными кубистами», это Роберт Делоне, Альберт Глейз, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье и Жан Метцингер в Салоне Независимых в 1911 году.
В 1912 году группа кубистов, называющая себя Секцией Ор, с Делоне во главе, была выставлена в галерее La Boetie. Рассматривая это шоу, искусствовед Гийом Аполлинер (1880-1918) придумал термин «орфизм», применив его, в частности, к работам Делоне. С первым опубликованным заявлением о кубистской теории выступили «Метизингер и Глейз» – «Du Cubisme», опубликованное в 1912 году; за ним последовало «Les Peintres Cubistes» Аполлинера, опубликованное в 1913 году. В 1913 году также состоялась знаменитая оружейная выставка, проходившая в феврале-марте на Лексингтон-авеню, Манхэттен, Нью-Йорк, в которой «Обнажённая лестница (№2)» Марселя Дюшана (1912) была спорным, даже скандальным, притяжением. (Работа была позже куплена Филадельфийским художественным музеем.)
Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма, с которого они начали, к синтетическому кубизму – новому, более декоративному и ориентированному на поверхность стилю, созданному с использованием новых техник, таких как коллаж и папье-колли. Включение детрита в их картины можно рассматривать как начало искусства барахла (джанк-арт). На этом этапе к ним присоединился Хуан Гри.
Во время Первой мировой войны вынужденный отъезд Даниэля-Генри Канвайлера привёл к тому, что Леонс Розенберг (1879-1947) стал главным дилером художников-кубистов в Париже. Его брат Пол Розенберг (1881-1959) был главным дилером Пикассо в межвоенные годы.
Символ художественной и интеллектуальной моды
Кубизм был стилем с претензией. Это было иконоборчество, вызов. Он был сосредоточен на идеях, а не на красивых картинках. Но он захватил дух эпохи – эпохи сложных французских музыкантов Клода Дебюсси (1862-1918), Эрика Сати (1866-1925) и Мориса Равеля (1875-1937), и аналитический кубизм, в частности, соответствовал идеям французского философа Анри Бергсона (1859-1941), чья концепция одновременности утверждала, что прошлое перекликается с настоящим, которое впадает в будущее. Между тем изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм был вчерашней модой, Belle Epoque парижского плаката закончилась, Тулуз-Лотрек был мёртв, модерн находился в упадке и даже красочный фовизм иссякал. В то же время политическая температура в Европе повышалась, открывая ужасные стороны войны и хаоса. В своём нападении на старые черты искусства эпохи Возрождения, кубизм отражал призывы к переменам во многих других дисциплинах, а также в мире в целом. Объяснение некоторых великих кубистских работ Пикассо и других: Анализ современной живописи (1800-2000).
Кубистская скульптура
Как и конструктивизм, она была слишком радикальной, чтобы стать неотъемлемой частью художественного мейнстрима. Несмотря на это, идеи кубизма были также поглощены и адаптированы теми, кто работал в других дисциплинах, таких как абстрактная скульптура, а также архитектура и прикладное искусство. Кубистская скульптура развивалась из коллажа и папье-сосуда, и подавалась в сборку. Новые методы не только освободили скульпторов для использования новых предметов, но и побудили их думать о скульптурах как о построенных, а не только смоделированных объектах. Математические и архитектурные качества, найденные в работах Гриса, были здесь очень влиятельными, как это видно из работ Архипенко и Осипа Задкина, Раймона Дюшана-Виллона и Анри Лоренса, литовца Жака Липшица, французского скульптора венгерского происхождения Жозефа Чаки (1888-1971), а также чешских скульпторов Эмиля Филлы (1882-1953) и Отто Гутфройнда (1889-1927).
Известные произведения в стиле кубизм
Пикассо (1881-1973)
Голова женщины (1909) МоМА, Нью-Йорк.
Гитара (1912) Музей Пикассо, Париж.
Раймонд Дюшан-Виллон (1876-1918)
Большая Лошадь (1914) Национальный музей современного искусства, Париж.
Анри Лорен (1885-1954)
Голова женщины (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Александр Архипенко (1887-1964)
Ходьба женщины (1912) частная коллекция.
Походный солдат (1917) частная коллекция.
Наум Габо (1890-1977)
Голова женщины (1917-20) МоМА, Нью-Йорк.
Жак Липчиц (1891-1973)
Человек с гитарой (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Матрос с гитарой (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Купальщики III (1917) Фонд Барнса.
Кубистский дизайн в Чехословакии
Чешские художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы с энтузиазмом восприняли кубистские теории дизайна, которые перевели характеристики кубистской живописи (упрощённые геометрические формы, контрасты света и темноты, призматические грани, угловые линии) в архитектуру и декоративное искусство. В том числе мебель, ювелирное искусство, посуду, керамику и ландшафтный дизайн. Самыми заметными были члены группы художников-пластиков, которая была основана в 1911 году Филлой, чтобы сосредоточиться на кубизме. Группа работала в Праге до 1914 года и включала в себя скульпторов Филлу и Гутфройнда, а также архитекторов и дизайнеров Павла Янака, Йозефа Гокара (1880-1945), Йозефа Хохоля (1880-1956), Власлава Хофмана (1884-1964) и Отокара Новотны. Гутфройнд публиковал влиятельные статьи в ежемесячном журнале группы.
Дом Чёрной Мадонны (1911-12), универмаг, спроектированный Гокаром, был первым произведением кубистской архитектуры. Расположенный на первом этаже Grand Cafe Orient с кубистским интерьером и кубистскими светильниками, он быстро стал местом встречи авангарда вплоть до его закрытия в середине 1920-х годов. В настоящее время здание является частью Чешского музея изобразительных искусств. Здесь находится Музей чешского кубизма, который был открыт в 1994 году и содержит постоянную выставку картин, мебели, скульптур и фарфора. Чешский музей кубизма также содержит выставку коллажей чешского художника и поэта Иржи Колара, который также работал во Франции. Его идеи позже представили коллаж в более широком контексте. Париж, возможно, был местом рождения кубизма, но именно в Праге его возможности были исследованы наиболее полно.
Наследие
В конечном счёте, кубизм сам по себе менее важен как художественный стиль и более важен как показатель того, что возможно в изобразительном искусстве. Он расширил границы искусства, включив альтернативы традиционной единой точке зрения; он продемонстрировал, что изобразительное искусство могло быть сделано из чего угодно, даже обломков мусора; и он поднял важные вопросы о природе реальности в искусстве. Это было одно из самых важных движений, связанных с Парижской школой и внесло значительный вклад в авангардное искусство в начале 20-го века. В частности, кубизм оказал широкое и постоянное влияние на самые разнообразные движения живописи, в том числе, что наиболее важно, футуризм (c.1909-14) – см., например, «Женщина на балконе» (1912, частная коллекция) Карло Карра (1881-1966). Другие движения и стили под влиянием кубистских мотивов включают в себя: французский орфизм (c.1910-13), английский вортицизм (c.1913-19), русский лучизм (c.1912-15) и конструктивизм (c.1914-25), голландская дизайнерская группа Де Стейл (1917-31), а также американские стили, такие как синхромизм (c.1913-18) и Прецизионизм (1920-е годы). Его анти-художественные элементы стимулировали появление Дада в 1916 году и сюрреализма в 1924-м.
Величайшие кубистские картины
Пабло Пикассо
Дома на холме (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Женщина с веером (1909) Музей Пушкина.
Портрет Амбруаза Воллара (1910), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье) (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Натюрморт с креслами-стульями (1911-12) Музей Пикассо, Париж.
Три музыканта (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Герника (1937) Музей королевы Софии, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Коллекция Тейт, Лондон.
Жорж Брак
Дома в L’Estaque (1908) Kunstmuseum, Берн.
Large Nude (1908) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Натюрморт с сельдями (1909-11), МоМА, Нью-Йорк.
Португалия (1911) Художественный музей, Базель.
Фруктовое блюдо и бокал (1912) частная коллекция.
Хуан Гри (1887-1927)
Портрет Мориса Райнала (1911) частная коллекция.
Портрет Пабло Пикассо (1912) Художественный институт Чикаго.
Скрипка и гитара (1913) частная коллекция.
Натюрморт с фруктами и бутылкой воды (1914) Музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.
Упаковка кофе (1914) Музей Ульмера, Ульм.
Фернан Леже (1881-1955)
Обнажённая в лесу (1909-11) Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Свадьба (1911) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Солдаты за игрой в карты (1917) Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.
Марсель Дюшан (1887-1968)
Обнажённая, спускающаяся по лестнице (№2) (1912) Филадельфийский художественный музей.
Король и королева перед быстрым обнажённым на высокой скорости (1912) Филадельфия.
Робер Делоне (1885-1941)
Окно (1912) Коллекция Мортона Дж. Неймана, Чикаго.
Круговые формы: Солнце и Луна (1912) Kunstmuseum, Цюрих.
Фрэнсис Пикабиа (1879-1953)
Удни, молодая американская девушка (1913) Национальный музей современного искусства.
Альберт Глезес (1881-1953)
Портрет Жака Найрала (1911) Тейт Модерн, Лондон.
Женщина с животными (1914) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Жан Метцингер (1883-1956)
Время чая (Женщина с чайной ложкой) (1911) Филадельфийский художественный музей.
Танцор в кафе (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Лионель Фейнингер (1871-1956)
Францисканская церковь (1924) Staatsgalerie, Штутгарт, Германия.
Роджер де ла Фресне (1885-1925)
L’Artillerie (1911, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?