Искусство граффити в Америке читать ~7 мин.
Одно из самых радикальных направлений современного искусства, «граффити», также называемое «Стрит-арт», «Spraycan Art» (spraycan – это баллончик с краской и распылителем), «Subway Art» (Subway – американское метро) или «Aerosol Art», – обычно относится к декоративным изображениям, нанесённым краской или другими средствами на здания, общественный транспорт или другое имущество.
Хотя можно сказать, что этот термин берёт своё начало в классической античности или даже доисторических временах, по сути, он описывает возникшее в Нью-Йорке и Филадельфии после 1960-х годов увлечение «украшением» городской среды с помощью аэрозольных красок и маркеров, которое с тех пор прочно связано с подпольной хип-хоп культурой. Би-бои, первые образцы хип-хопа, по слухам, использовали искусство граффити как средство выражения своей неудовлетворённости жизнью. Используя фломастеры, аэрозольные баллончики, промышленную краску, акриловые краски и трафареты на всех типах поверхностей, они рисовали на поездах метро, стенах, промышленных пустырях, подземках и рекламных щитах. Хотя искусство граффити было (и остаётся) распространённым во всём мире, от Южной Америки до Европы и Японии, его историческим центром стал Нью-Йорк. В большинстве стран эта форма общественного искусства рассматривается как вандализм и карается как уголовное преступление.
Для более безопасной формы публичного самовыражения см. Уличная фотография.
Виды искусства граффити
Существует несколько способов классификации этого жанра:
Искусство уличных банд
В начале своего существования граффити использовалось бандами Лос-Анджелеса, Филадельфии и Нью-Йорка – такими как Savage Nomads, La Familia, Savage Skulls – для обозначения своей территории.
Анархистское уличное искусство
Персональное искусство граффити – самая большая категория – часто описывается как работа политических или социальных активистов, со сложной культурной программой, в то время как скептики утверждают, что это не более чем анархическое самовыражение. В неё входят художники-первопроходцы, такие как Cornbread, Topcat 126, Cool Earl, TAKI 183, Tracy 168, и хип-хоп исполнители, такие как знаменитый Жан Дюбюффе – нью-йоркский художник Жан-Мишель Баския, а также работы известного британского граффитиста, известного как Banksy.
Искусство политического протеста
Примером этой категории, охватывающей подлинный политический протест, служат городские фрески, нарисованные, например, в Белфасте и Дерри протестантами и католиками во время североирландской смуты, а также аналогичные работы, нарисованные на Берлинской стене перед распадом советской Восточной Германии.
Техники искусства граффити
По «классификации» американских уличных художников.
«Тэггинг» означает простой акт нанесения «метки» или подписи на поверхность, хотя эти метки могут быть очень сложными по содержанию и каллиграфическими по виду. Жан-Мишель Баския использовал метку SAMO (same old shit).
«Выброс» больше, чем «метка», и обычно рисуется очень быстро не более чем в два-три цвета.
«Кусок» (шедевр) – это гораздо более сложная работа, с большей замысловатостью и широким диапазоном цветов. Хотя такие «куски» часто впечатляют как произведения изобразительного искусства, они могут быть уничтожены в считанные минуты конкурирующим граффити-художником.
«Блокбастер» или «роллер» – это большая работа в форме блока, часто выполняемая с помощью валика для краски и выполняемая просто для покрытия большой площади, чтобы помешать другим граффитистам рисовать на той же стене.
«Сверху донизу» – это произведения граффити-искусства, которые покрывают весь вагон метро. Они стали популярны среди граффити-художников нью-йоркского метро в 1970-х годах.
«Трафаретные граффити», использующие трафарет для быстрого создания сложных фигур, впервые появились в начале 1980-х годов благодаря парижскому граффитисту Блеку ле Рату и, позднее, Бэнкси.
«Wildstyle» – более сложная форма граффити-искусства, обычно обозначаемая сцепленными буквами и соединительными точками, создающими более сложный, иногда неразборчивый «тег» или изображение.
История искусства граффити
Движение возникло на фоне шквала городских уличных протестов по обе стороны Атлантики примерно в 1968 году. В Европе оно появилось во время студенческих протестов в Париже и Берлине, в Америке – в Филадельфии, затем в Нью-Йорке, где расцвело как одна из основных форм городского современного искусства.
Нью-Йоркский стрит-арт: 1970-е годы
Это был основной период эволюции творческого граффити. Конкуренция за видимость была очень сильной, граффити-художники боролись за то, чтобы разместить как можно больше тегов. Это привело к всплеску граффити на вагонах нью-йоркского метро, которые несли метку художника через весь город. Метки становились всё более сложными и красочными: работы в стиле пузырей уступили место рисункам в горошек и перекрёстным штрихам. Появились «Кусочки» и «Сверху донизу». В 1972 году Хьюго Мартинес основал Razor Gallery и организацию United Graffiti Artists (UGA), чтобы помочь членам организации добиться представительства в основных художественных галереях.
Тем временем, в 1973-74 годах, уличные художники начали включать в свои работы дополнительные элементы, например, персонажей мультфильмов. Среди известных нью-йоркских граффитистов этого периода были TAKI 183 (Деметриус Таки), Хулио 204, PHASE 2, Cay 161, Stitch 1, Stay High 149, Super Kool 223, Joe 182, Junior 161, TF5 (The Fabulous Five), Jean-Michel Basquiat, Barbara 62 и Eva 62.
В середине-конце 1970-х годов, когда муниципальные бюджеты Нью-Йорка не имели достаточных средств для борьбы с повальным увлечением граффити, движение получило массовое распространение. В метро «верх-низ» стал занимать целые вагоны; впервые появились «броски», «дикий стиль» рисования и «общегородские» художники, чьи работы можно было увидеть во всех районах города.
Именно в 1970-е годы искусство граффити стало прочно ассоциироваться с культурой хип-хопа, став в итоге одним из трёх её ключевых элементов – наряду с музыкой (рэп, диджеинг) и танцами (брейк-данс). К началу десятилетия мейнстримные арт-дилеры (помимо Уго Мартинеса) начали реагировать на это: итальянский коллекционер и дилер Клаудио Бруни устроил в Риме выставку работ американских граффити-художников Ли Куинонеса и Фаб 5 Фредди.
Нью-Йоркский стрит-арт: 1980-е
Это десятилетие стало свидетелем целого ряда событий. Прежде всего, в нём впервые появился жанр трафаретного граффити. Кроме того, Управление городского транспорта Нью-Йорка (MTA) решило сделать уничтожение граффити в метро первоочередной задачей, что заставило многих художников отказаться от рисования – этому способствовали новые ограничения на продажу аэрозольных красок и дополнительное уличное насилие, вызванное эпидемией крэк-кокаина.
К концу 1980-х годов в Нью-Йорке оставались только самые ярые художники, и в 1989 году власти Нью-Йорка инициировали движение «Чистый поезд», чтобы изъять из обращения все изуродованные вагоны метро. Хотя это движение было весьма успешным в плане удаления следов граффити из системы метро, оно привело к значительному росту аэрозольного искусства на улицах Америки. Среди известных граффити-художников того периода были: Майк Бидло, Блейд, Блиц, Claw Money, Cope2, Crash, Daze, Dondi, Кит Харинг, Jayone, Lee, Min 1, No 167, Quik, Rammellzee, Sane, Kenny Scharf, Seen, Skeme, Smith, T Kid, Toxic, Zephyr и Rhonda Zwillinger.
В то же время именно в 1980-е годы несколько граффити-художников перешли на традиционные арт-площадки, добившись при этом международного признания. Самыми известными постмодернистскими художниками, добившимися этого, были Жан-Мишель Баския (1960-88) и Кит Харинг (1958-1990), оба из которых пережили метеоритный взлёт перед внезапным саморазрушением – от передозировки героина и СПИДа, соответственно.
См. также коллажи и стрит-арт жителя Нью-Йорка Дэвида Войнаровича (1954-1992). С тех пор значительное число граффити-художников добилось успеха в мейнстриме постмодернистского искусства – в том числе: Blade, Daze, DZINE, Futura 2000, Mike Giant, Pursue, Rime, Noah, The Mac, и в особенности 123Klan, The Badbc и Force Alphabetique crew.
В 1989 году в Нью-Йорке открылся Музей искусства граффити.
Программы по борьбе с граффити: 1990-2010
В 1995 году мэр Рудольф Джулиани основал Anti-Graffiti Task Force для борьбы с граффити-вандализмом в Нью-Йорке. Также в 1995 году продажа аэрозольных баллончиков с краской лицам, не достигшим 18-летнего возраста, была признана уголовным преступлением.
В Великобритании новый закон о противодействии социальному поведению (2003) ввёл ряд мер по борьбе с граффити, а в 2004 году последовал ряд кампаний, рекомендовавших запретить продажу аэрозольных красок лицам моложе 16 лет, а также ввести штрафы «на месте» для художников граффити. Все это усилило давление на британского граффити-террориста Бэнкси, которого теперь считают Робертом Бэнксом, или Робином Ганнингемом.
Выставки уличного искусства
Вежливое название «искусства граффити» – «уличное искусство», под этим названием оно получило ряд выставок в лучших художественных музеях мира, в том числе: Галерея Тейт в Лондоне (2008) и Гран-Пале в Париже (2009).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?