Искусство граффити в Америке читать ~7 мин.
Граффити — одно из самых радикальных направлений современного искусства. Этим термином, как правило, называют декоративные изображения, нанесённые краской или иными средствами на здания, общественный транспорт и другое имущество. У этого явления есть и другие названия: стрит-арт, Spraycan Art (от англ. spraycan — «баллончик с краской»), Subway Art (от англ. subway — «метро») или Aerosol Art.
Хотя истоки граффити можно найти в классической античности и даже в доисторические времена, в современном понимании оно зародилось в 1960-х годах в Нью-Йорке и Филадельфии. Увлечение «украшением» городской среды с помощью аэрозольных красок и маркеров с тех пор прочно связано с андеграундной хип-хоп культурой. Считается, что би-бои, её первые представители, использовали граффити для выражения недовольства жизнью. Они рисовали на поездах метро, стенах, промышленных пустырях и рекламных щитах, используя фломастеры, аэрозольные баллончики, акриловые и промышленные краски. Историческим центром граффити стал Нью-Йорк, хотя оно распространено по всему миру. В большинстве стран эта форма паблик-арта считается вандализмом и преследуется по закону.
Более безопасной формой публичного самовыражения является уличная фотография.
Виды искусства граффити
Существует несколько способов классификации этого жанра:
Искусство уличных банд
На заре своего существования граффити использовалось бандами Лос-Анджелеса, Филадельфии и Нью-Йорка для обозначения своей территории. Среди них были такие группировки, как Savage Nomads, La Familia и Savage Skulls.
Авторское граффити
Эта крупнейшая категория включает в себя как работы политических и социальных активистов, так и произведения, которые критики считают формой личного самовыражения. Сюда относят творчество пионеров жанра, таких как Cornbread, Topcat 126, Cool Earl, TAKI 183 и Tracy 168. В эту же категорию входят работы нью-йоркского художника Жана-Мишеля Баския и знаменитого британского андеграундного художника Бэнкси.
Искусство политического протеста
Примером этой категории служат городские фрески, созданные во время конфликта в Северной Ирландии протестантами и католиками в Белфасте и Дерри. Сюда же относятся рисунки на Берлинской стене, сделанные до падения коммунистического режима в Восточной Германии.
Техники искусства граффити
Классификация техник от американских уличных художников:
«Теггинг» (англ. tagging) — это нанесение «тега», или подписи художника, на поверхность. Теги могут быть как простыми, так и очень сложными, каллиграфически выполненными. Например, Жан-Мишель Баския использовал тег SAMO (сокращение от same old shit).
«Троу-ап» (англ. throw-up), или «флоп», — более крупная и сложная работа, чем «тег». Обычно её рисуют очень быстро, используя не более двух-трёх цветов.
«Кусок» (от англ. piece, сокр. от masterpiece — «шедевр») — это гораздо более сложная работа с проработанными деталями и широкой цветовой палитрой. Такие «куски» часто являются впечатляющими произведениями искусства, но могут быть уничтожены за считанные минуты конкурирующим художником.
«Блокбастер», или «роллер», — это большая работа, выполненная в виде простых блочных букв. Её часто создают с помощью валика, чтобы быстро покрыть большую площадь и помешать другим художникам рисовать на этой же стене.
«Сверху донизу» (top-to-bottom) — так называют произведения, полностью покрывающие вагон метро. Эта техника стала популярной среди граффити-художников Нью-Йорка в 1970-х годах.
«Трафаретное граффити» (stencil) использует трафарет для быстрого создания сложных изображений. Эта техника появилась в начале 1980-х благодаря парижскому художнику Блеку ле Рату, а позже её популяризировал Бэнкси.
«Вайлдстайл» (wildstyle) — сложная форма граффити, для которой характерны переплетённые буквы, стрелки и соединительные элементы, создающие динамичное и иногда почти нечитаемое изображение.
История искусства граффити
Движение возникло на фоне уличных протестов, охвативших Европу и Америку около 1968 года. В Европе оно было связано со студенческими волнениями в Париже и Берлине. В Америке граффити зародилось в Филадельфии, а затем расцвело в Нью-Йорке, став одной из основных форм городского современного искусства.
Нью-йоркский стрит-арт: 1970-е годы
Это был ключевой период в эволюции граффити. Художники соревновались за известность, стремясь оставить как можно больше тегов. Это привело к тому, что вагоны нью-йоркского метро стали холстами, разносившими имена авторов по всему городу. Теги становились сложнее и красочнее: на смену «пузырям» (bubble letters) пришли новые стили. Появились «куски» и работы «сверху донизу». В 1972 году Хьюго Мартинес основал Razor Gallery и организацию United Graffiti Artists (UGA), чтобы помочь уличным художникам выставляться в крупных галереях.
В 1973–1974 годах художники начали добавлять в свои работы новые элементы, например, персонажей мультфильмов. Среди известных граффитистов того периода были TAKI 183 (Деметриус Таки), Julio 204, PHASE 2, Cay 161, Stitch 1, Stay High 149, Super Kool 223, Joe 182, Junior 161, Jean-Michel Basquiat, Barbara 62, Eva 62 и команда TF5 (The Fabulous Five).
В середине и конце 1970-х, когда городские власти испытывали финансовые трудности и не могли эффективно бороться с граффити, движение стало массовым. В метро появились работы, занимающие целые вагоны, а также распространились «троу-апы», «вайлдстайл» и творчество «общегородских» художников, чьи работы можно было встретить во всех районах.
Именно в 1970-е граффити прочно вошло в хип-хоп культуру, став одним из её ключевых элементов наряду с музыкой (рэп, диджеинг) и танцами (брейк-данс). К концу десятилетия на новое искусство обратили внимание арт-дилеры. Итальянский коллекционер Клаудио Бруни организовал в Риме выставку американских граффити-художников Ли Киньонеса и Фаба 5 Фредди.
Нью-йоркский стрит-арт: 1980-е
Это десятилетие ознаменовалось несколькими важными событиями. Во-первых, появился жанр трафаретного граффити. Во-вторых, Управление городского транспорта Нью-Йорка (MTA) сделало борьбу с граффити в метро своим приоритетом. Новые ограничения на продажу аэрозольной краски и рост уличного насилия из-за эпидемии крэка заставили многих художников прекратить рисовать.
К концу 1980-х в Нью-Йорке остались только самые преданные своему делу художники. В 1989 году власти инициировали программу «Чистый поезд» (Clean Train), целью которой было убрать с линий все расписанные вагоны. Эта мера привела к удалению граффити из метро, но спровоцировала его расцвет на улицах города. Среди заметных художников того периода были Майк Бидло, Блейд, Блиц, Claw Money, Cope2, Crash, Daze, Dondi, Кит Харинг, Lee, Quik, Rammellzee, Kenny Scharf, Seen, Skeme, Smith и Zephyr.
В то же время в 1980-е годы некоторые граффити-художники перешли в пространство галерей и добились международного признания. Самыми известными художниками-постмодернистами, совершившими этот переход, стали Жан-Мишель Баския (1960–1988) и Кит Харинг (1958–1990). Оба пережили стремительный взлёт, который трагически оборвался: Баския умер от передозировки наркотиков, а Харинг — от СПИДа.
Также следует упомянуть коллажи и стрит-арт нью-йоркского художника Дэвида Войнаровича (1954–1992). С тех пор значительное число граффити-художников добилось успеха в мейнстримном постмодернистском искусстве, в том числе Blade, Daze, Futura 2000, Mike Giant, Pursue, Rime, а также команды 123Klan, The Badbc и Force Alphabetique.
Программы по борьбе с граффити: 1990–2010
В 1995 году мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани учредил Целевую группу по борьбе с граффити (Anti-Graffiti Task Force). В том же году продажа аэрозольной краски лицам младше 18 лет была криминализирована.
В Великобритании в 2003 году был принят Закон о противодействии антисоциальному поведению, который ввёл ряд мер для борьбы с граффити. В 2004 году последовали кампании, призывающие запретить продажу аэрозольных красок лицам до 16 лет и ввести штрафы «на месте» для граффити-художников. Всё это усилило давление на анонимного британского художника Бэнкси, чья личность, по некоторым версиям, — Роберт Бэнкс или Робин Ганнингем.
Выставки уличного искусства
Постепенно для обозначения этого вида творчества стал чаще использоваться более широкий термин — «уличное искусство». Под этим названием были проведены крупные выставки в ведущих художественных музеях мира, включая Галерею Тейт в Лондоне (2008) и Гран-Пале в Париже (2009).
- В Испании церковный приход расписан при помощи граффити
- Испанскую церковь расписали в стиле граффити
- Зачем делать коррекцию бровей
- MOST FESTIVAL’12 - Московский фестиваль стрит-арта
- Работы в технике граффити на выставке в Радищевском музее
- Изобразительное искусство раньше
- Выставка Кирилла Лебедева(Кирилл Кто)
- Ночь музеев. «Шедевры ВНЕ формата»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?