Цветовая палитра, 17-18 век читать ~4 мин.
Эпоху современного искусства традиционно отсчитывают от импрессионизма, но в данном контексте этот термин описывает палитру, которая сформировалась благодаря достижениям в технологии производства пигментов для изобразительного искусства начиная с XVIII века. Хотя большинство открытий в химии цвета, повлиявших на современную палитру, произошло в XIX веке, многие из них опирались на исследования, проведённые до 1800 года.
Цветовая палитра XVIII века (1700–1800 гг.)
Художники начала XVIII века, работавшие в стилях позднего барокко, рококо или неоклассицизма, в целом всё ещё использовали цветовую палитру, унаследованную от эпохи Возрождения. Она включала пигменты следующих групп:
Красные пигменты
К ним относились киноварь (вермилион), кармин, краплак, жёлто-красный реальгар, ярко-красная смола «кровь дракона», а также земляные оттенки, такие как венецианский красный.
Синие пигменты
Использовались ультрамарин (и его побочный продукт — ультрамариновая зола), азурит и египетская синь. В эпоху барокко также была популярна смальта — пигмент из кобальтового стекла, служивший более дешёвой альтернативой ультрамарину.
Фиолетовые пигменты
К ним относились растительные красители индиго и пигменты на основе корня марены.
Зелёные пигменты
Палитра включала сине-зелёную ярь-медянку (verdigris), зелёную землю (Terre Verte) и ярко-зелёный малахит.
Жёлтые пигменты
Применялись гуммигут, массикот (оксид свинца), неаполитанская жёлтая (Giallorino), насыщенный лимонный аурипигмент и свинцово-оловянистая жёлтая.
Коричневые пигменты
В основном это были земляные пигменты: сиена натуральная, сиена жжёная, умбра натуральная и умбра жжёная. В эпоху барокко к ним добавился коричневый пигмент «Ван Дейк», считавшийся не слишком стойким.
Белые пигменты
Использовались свинцовые белила, гипс и мел.
Чёрные пигменты
Включали жжёную кость (из слоновой кости или костей животных), ламповую сажу (из копоти масляных ламп) и виноградную чернь (из обугленных виноградных лоз).
Рисовальные материалы
Подобно мастерам Возрождения, художники XVIII века эпохи рококо, такие как Жан-Антуан Ватто, активно использовали для рисования натуральные мелки (сангину и чёрный мел), изготовленные из минеральных пигментов.
Новые пигменты, разработанные в XVIII веке
Несколько открытий в области химии цвета оказали большое влияние на палитру XVIII века.
Прусская синь
Известная также под названиями берлинская синь, бронзовая синь, китайская синь, милори, парижская синь и стальная синь, эта тёмно-синяя краска была первым современным синтетическим пигментом. Её случайно получил берлинский химик Иоганн Якоб Дисбах, и она стала доступна на палитрах художников примерно с 1724 года. Обладая отличной кроющей способностью и светостойкостью, она стала популярной заменой дорогому ультрамарину, а также склонным к выцветанию индиго и смальте. Прусскую синь использовали такие мастера, как Питер ван дер Верфф и Антуан Ватто. Она применялась до XX века, пока не была вытеснена фталоцианиновым синим.
Жёлтый Тёрнера
Этот пигмент на основе оксихлорида свинца, названный в честь своего изобретателя, а не английского художника Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851), на некоторое время вошёл в моду благодаря низкой стоимости. Однако краска была нестойкой и со временем темнела. Оттенки варьировались от ярко-жёлтого до оранжевого. В XIX веке пигмент был вытеснен кадмиевыми жёлтыми.
Бременская синь
Во второй половине XVIII века был разработан синтетический синий пигмент на основе меди, известный как бременская синь. Однако к началу 1800-х годов его в значительной мере вытеснила кобальтовая синь, хотя бременская синь, благодаря разнообразию оттенков, использовалась вплоть до начала XX века.
Кобальтовая зелень
Этот полупрозрачный, но очень стойкий и яркий зелёный пигмент был открыт в 1780 году шведским химиком Свеном Ринманом. Он подходил для всех техник живописи, однако его применение было ограничено из-за высокой стоимости и слабой кроющей способности.
Поздние изменения в цветовой палитре XVIII века
Растущий спрос на красители для промышленного производства текстиля стимулировал научные исследования, и к концу XVIII века появилось несколько новых пигментов.
Красный Марс
К рубежу веков началось производство синтетических пигментов на основе оксида железа, которые выпускались в различных оттенках под общим торговым названием «Марс». Эти искусственно созданные «земляные» краски обладали всеми достоинствами своих природных аналогов, включая прочность и долговечность. Их производство расширялось на протяжении всего XIX и XX веков.
Хромовые пигменты (оранжевый, жёлтый, красный)
В конце 1790-х годов французский химик Луи Никола Воклен, открыв элемент хром, разработал технологию получения пигментов на основе хромата свинца. Они превосходили жёлтый Тёрнера и аурипигмент по укрывистости и яркости оттенков при невысокой цене. Однако в XIX веке они, в свою очередь, были вытеснены более стойкими кадмиевыми красками.
Прелюдия к революции XIX века
В отношении красок для художников XVIII век стал водоразделом между традиционной палитрой эпохи Возрождения и новой палитрой современной эпохи. При этом многие достижения в химии цвета, произошедшие в XIX веке (например, открытие цинковых белил и других пигментов), были основаны на исследованиях, проведённых в предыдущие годы.
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Импрессионизм
- В Москве открылась XIX Международная выставка-конкурс «Российская Неделя Искусств» и «Неделя портретного мастерства»
- Цвет в живописи: краски и пигменты
- Египетская палитра цветов: пигменты, используемые художниками в Древнем Египте
- Алёна Кирцова «Водораздел»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?