Цветовая палитра, 17-18 век читать ~5 мин.
Эпоха современного искусства традиционно начинается с импрессионизма, но здесь мы используем более широкий термин для описания основной цветовой палитры, которая развилась в результате достижений в изобразительном искусстве технологии цветовых пигментов, начиная с XVIII века. Хотя большинство достижений в области химии цвета, повлиявших на современную цветовую палитру, произошло в XIX веке, многие из них частично основывались на исследованиях, проведённых до 1800 года.
Цветовая палитра XVIII века (1700-1800 гг.)
В целом, масляные художники начала XVIII века, писавшие в стилях позднего барокко, рококо, или неоклассицизма, всё ещё использовали основную цветовую палитру эпохи Возрождения. Вкратце, она включала цвета, полученные из следующих пигментов:
Пигменты красного цвета
К ним относятся оранжево-красный пигмент вермилион (китайский красный), кармин, «лак», жёлто-красный реалгар, ярко-красная «кровь дракона», а также земляные оттенки, такие как венецианский красный.
Пигменты синего цвета
К ним относятся превосходный пигмент ультрамарин, а также его остатки, известные как ультрамариновый пепел, азурит и египетская синь. В эпоху барокко в середине XVII века художники-красильщики разработали усовершенствованный вариант египетской синей под названием смальта, в котором медь была заменена кобальтом.
Пигменты фиолетового цвета
К ним относятся растительные красители индиго и маддер.
Пигменты зелёного цвета
К ним относятся сине-зелёный вердигрис, изменчивая зелёная земля (Terre Verte, Verona Green или Celadonite) и ярко-зелёный малахит, также известный как Verdeazzuro.
Пигменты жёлтого цвета
К ним относятся яркий и прозрачный жёлтый краситель Gamboge, Massicot (оксид свинца), Naples Yellow (Giallorino), насыщенный лимонный оттенок Orpiment, а также Lead-Tin Yellow.
Пигменты коричневого цвета
В основном это были глиняные пигменты, такие как сиена-сырец, сиена жжёная, умбра сырая и умбра жжёная, к которым в эпоху барокко добавляли довольно ненадёжную коричневую краску Ван Дейка.
Пигменты белого цвета
К ним относятся свинцовые белила, гипс и мел.
Чёрные пигменты
К ним относятся слоновая кость (из обожжённой слоновой кости/костей), ламповый чёрный (из сажи, собранной в масляных лампах) и виноградный чёрный (из обугленных виноградных лоз).
Красные и чёрные мелки
Кроме того, подобно Леонардо да Винчи, Микеланджело и другим великим рисовальщикам эпохи Возрождения, художники XVIII века эпохи рококо использовали для рисования натуральные мелки, изготовленные из минеральных пигментов, как показано в работах Жана-Антуана Ватто.
Новые пигменты, разработанные в XVIII веке
Несколько достижений в области химии цвета оказали большое влияние на цветовую палитру XVIII века, а именно:
Прусская синь
Известная также под разными названиями, такими как берлинская синь, бронзовая синь, китайская синь, милорийская синь, парижская синь и стальная синь, эта темно-синяя краска (случайно разработанная берлинским химиком Дизбахом) была первым современным синтетическим пигментом. Он стал доступен на палитрах художников примерно с 1724 года. Хотя он обладал отличной тонирующей способностью, но был достаточно устойчив к свету и воздуху. Тем не менее она стала популярной альтернативой краскам индиго, смальте и тирийскому пурпуру, которые были склонны к выцветанию, а также альтернативой дорогому ультрамарину. Прусскую синь взяли на вооружение такие мастера, как Питер ван дер Верфф и Антуан Ватто. Прусская синь просуществовала до XX века, а затем была вытеснена пталовым синим.
Жёлтый цвет Тёрнера
Названный в честь химика, который его изобрёл, а не английского художника-акварелиста Дж. М. В. Тёрнера (1775-1851), этот пигмент на основе свинца на некоторое время стал модным дополнением к цветовой палитре XVIII века из-за своей низкой стоимости, хотя он и был подвержен нестойкости и почернению. Оттенки варьировались от ярко-жёлтого до оранжевого. В конце концов, в XIX веке он был вытеснен жёлтым кадмием.
Бременская синяя
Во второй половине XVIII века цветотехники разработали красивую синтетическую медную синь, известную как Бременская синяя. Однако к началу 1800-х годов её вытеснила кобальтовая синь, хотя она продержалась до 1910-х годов благодаря своему диапазону привлекательных оттенков.
Кобальтовая зелень
Полупрозрачный, но чрезвычайно стойкий ярко-зелёный пигмент, открытый в 1780 году шведским химиком Ринманом, использовался во всех видах живописи. Однако неудовлетворительная прочность оттенка и высокая стоимость ограничили его применение.
Поздние изменения в цветовой палитре XVIII века
Подстёгиваемый растущим спросом на красители для обеспечения растущего промышленного производства текстиля, процесс научных исследований красителей набирает обороты к концу XVIII века. В результате на рубеже веков появилось несколько новых красок-пигментов.
Красный марс
К началу века синтетические красные железоокисные пигменты стали выпускаться в различных оттенках. Эти искусственно созданные пигменты «натуральной земли», продававшиеся под названием Марс красный, обладали всеми атрибутами, включая прочность и долговечность, своих натуральных версий. Этот процесс продолжался на протяжении XIX и XX веков.
Хром оранжевый, Хром жёлтый, Хром красный
К концу XVIII века класс натуральных пигментов из хромата свинца, впервые разработанный в конце 1790-х годов французским химиком Луи Вокленом, вытеснил патентную жёлтую краску Тёрнера и орпимент благодаря улучшенной непрозрачности, ярким оттенкам и низкой цене. Однако в XIX веке они были вытеснены красками семейства кадмиевых.
Прелюдия к революции XIX века
Что касается красок для художников, то XVIII век стал водоразделом между традиционной цветовой палитрой эпохи Возрождения и новой палитрой современной эпохи. При этом многие достижения в области химии цвета, произошедшие в XIX веке (например, открытие цинковой белизны и других пигментов), были основаны на исследованиях, проведённых в предыдущие годы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?