Египетская палитра цветов:
пигменты, используемые художниками в Древнем Египте читать ~5 мин.
Живопись в Древнем Египте использовалась для украшения гробниц, храмов, общественных зданий и керамической посуды. Роспись не только украшала стены гробниц Нового Царства, но и наделила дома и дворцы живых людей необычайной красотой. Замечательные фрески с изображением камыша, воды, птиц и животных украшали стены, потолки и полы дворцов Амарны и других мест. К сожалению, после 19-й династии (1295–1186 гг. до н.э.) при фараонах, таких как Рамсес I, Сети I, Меренптах, Аменмес и других, качество таких произведений искусства неуклонно снижалось. Были и другие формы живописи, хотя и в меньшем масштабе, такие как рисование на папирусе, мебели и деревянных гробах, которые сохранились до последних периодов египетской истории.
Цвета, используемые египетскими художниками
Как и все аспекты искусства Древнего Египта, использование цвета в египетских картинах было в высшей степени символичным и строго регламентированным. Египетские художники использовали в своей палитре шесть цветов: красный, зеленый, синий, желтый, белый и черный.
— Красный, цвет силы, обозначал жизнь и победу, а также гнев и огонь.
— Зеленый символизировал новую жизнь, рост и плодородие,
— синий – творение и возрождение,
— а желтый – что-то вечное, такое как солнце и золото. Желтый был цветом Ра и всех фараонов, поэтому их саркофаги были построены из золота, чтобы символизировать неуязвимого и бессмертного фараона, который теперь был богом.
— Белые оттенки олицетворяли чистоту, символизировали все священное и обычно преобладали в религиозных предметах, используемых священниками.
— Черный был цветом смерти и символизировал подземный мир и ночь.
Подробнее о других типах древнего искусства в Египте см.: Египетская архитектура (около 3000 лет до н.э. – 160 г. н.э.).
Спрос на новые пигменты
И богатый королевский двор, и священническая иерархия требовали все более сложных произведений искусства по религиозным, символическим и декоративным причинам. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на краски-пигменты – не забывайте, даже египетские пирамиды были цветными! Для получения необходимого количества пигмента были разработаны два метода поиска источников: во-первых, система добычи и переработки руды в промышленных масштабах; во-вторых, обширные торговые соглашения с зарубежными поставщиками красок и пигментов. Эти усилия расширили ассортимент материалов и палитру тонов, доступных египетским художникам, работающим с фресками, темперой и энкаустикой.
Пигменты, используемые египетскими художниками
Как упоминалось выше, шесть основных цветов в цветовой палитре большинства египетских художников были: красный, зеленый, синий, желтый, белый и черный. Большинство цветных пигментов были естественного происхождения, за исключением египетской голубой фритты, которая, вероятно, была первым синтетическим красителем, произведенным людьми, создавшими краситель. Насколько нам известно, палитра египетского художника была основана на следующих пигментах:
Красные цвета
Единственными красными оттенками, известными древней цивилизации, были природные минералы земли, такие как красный оксид железа и киноварь. Марена и индиго были известны в основном как текстильные красители, но, возможно, также использовались в чернилах в качестве пигментов художниками. Для красно-оранжевых цветов египтяне полагались на реальгар. Минеральная руда реальгар, химически родственная желтому пигменту, широко использовалась на Ближнем Востоке до XIX века.
Зеленые цвета
Основной египетский зеленый цвет произошел из малахита, природной зеленой медной руды, добываемой вместе с его синим вариантом, называемым азуритом.
Синие цвета
Добывались из азурита, также как пигмент красивого темно-синего оттенка, называемого «египетский синий», синтетически готовились из молотого синего стекла (силикат кальция и меди). Этот темно-синий пигмент, также известный как египетская синяя фритта, использовался для окрашивания различных материалов, таких как камень, дерево, гипс, папирус и холст.
Желтые цвета
Египетские художники полагались на насыщенный лимонно-желтый пигмент под названием опермент (аурипигмент). Впервые использованный на Ближнем Востоке и в Азии до Первой египетской династии (2920-2770 гг. до н.э.), он был – несмотря на свою высокую токсичность и непостоянство – единственным известным ярко-желтым красителем.
Белые цвета
Их получали из минерального гипса, который и добывался для получения белого красителя. Также использовался мел.
Черные цвета
Единственными черными пигментами, которые, как известно, использовались в Древнем Египте, были ламповая сажа (краситель на основе углерода, получаемый из жира, масла и смолы) и различные формы сажи, получаемые из древесного угля.
Египетское искусство и дизайн
Подробнее о изобразительном искусстве Древнего Египта см.:
- Ранняя египетская архитектура (большие пирамиды и Сфинкс)
- Египетская архитектура Среднего царства (маленькие пирамиды)
- Египетская архитектура Нового царства (храмы в Луксоре и Карнаке)
- Поздняя египетская архитектура (стилистическая смесь).
ИСТОРИЯ ЦВЕТНЫХ ПИГМЕНТОВ
Для получения подробной информации о пигментах, красителях и цветах, связанных с различными эпохами в истории искусства, см.:
Оттенки доисторической цветовой палитры, используемые художниками каменного века.
Классическая цветовая палитра – о пигментах, используемых художниками Древней Греции и Рима.
Цветовая палитра эпохи Возрождения, – какие цвета предпочитали живописцы во Флоренции, Риме и Венеции.
Цветовая палитра восемнадцатого века. Оттенки, используемые мастерами эпохи рококо и другими художниками того времени.
Цветовая палитра XIX века. Пигменты, используемые романтиками, импрессионистами и другими художниками XIX века.
ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
Руководство по использованию пигмента художниками, влиянию химии и технологий производства красок, известным колористам эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма, фовизма и современности см. в разделе «Цвет в живописи». Для получения информации о концепциях и идеях, связанных с цветом, см.: Теория цвета в живописи. Советы по сочетанию оттенков см.: Советы по смешиванию цветов.
ЦВЕТНЫЕ ПИГМЕНТЫ
Список важных художественных пигментов, от античности до средневековья, эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма и современного искусства, см. в статье «Цветовые пигменты: типы, история». Определение и значение терминологии цвета в живописи есть в Словаре цветов для художников.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?