Египетская палитра цветов:
пигменты, используемые художниками в Древнем Египте читать ~4 мин.
Живопись в Древнем Египте широко применялась для оформления гробниц, храмов, общественных сооружений и керамики. Росписи не только украшали стены гробниц Нового царства, но и придавали особую красоту домам и дворцам. Например, стены, потолки и полы во дворцах Амарны и других поселений были покрыты великолепными фресками с изображениями тростника, воды, птиц и животных.
Качество произведений искусства оставалось высоким на протяжении большей части эпохи Нового царства, включая правление фараонов 19-й династии (около 1295–1186 гг. до н.э.), таких как Рамсес I и Сети I. Однако в последующие периоды качество живописи начало постепенно снижаться. Тем не менее, другие формы живописи, такие как рисунки на папирусе, мебели и деревянных гробах, продолжали существовать вплоть до поздних этапов египетской истории.
Цвета, используемые египетскими художниками
Как и все аспекты искусства Древнего Египта, использование цвета в живописи было глубоко символичным и строго регламентированным. Египетские мастера применяли палитру из шести основных цветов: красный, зелёный, синий, жёлтый, белый и чёрный.
Красный, цвет силы, символизировал жизнь и победу, а также гнев и огонь.
Зелёный олицетворял новую жизнь, рост и плодородие.
Синий ассоциировался с творением и возрождением.
Жёлтый обозначал вечность и нетленность, как у солнца и золота. Этот цвет был связан с богом Ра и фараонами. Их саркофаги изготавливали из золота, что символизировало превращение усопшего правителя в бессмертное божество.
Белый олицетворял чистоту и святость, поэтому он преобладал в оформлении ритуальных предметов, используемых жрецами.
Чёрный был цветом смерти и символизировал подземный мир и ночь.
Подробнее о других видах древнего искусства в Египте см.: Египетская архитектура (около 3000 лет до н.э. — 160 г. н.э.).
Спрос на новые пигменты
Богатый царский двор и жрецы нуждались во всё более сложных произведениях искусства для религиозных, символических и декоративных целей. Это, в свою очередь, стимулировало спрос на красящие пигменты — ведь даже египетские пирамиды изначально были цветными. Для получения нужного количества пигментов были разработаны две стратегии: промышленная добыча и переработка руды, а также заключение торговых соглашений с зарубежными поставщиками. Эти меры расширили ассортимент материалов и палитру, доступную египетским художникам, работавшим в техниках фрески, темперы и энкаустики.
Пигменты, используемые египетскими художниками
Палитра египетского художника основывалась преимущественно на пигментах природного происхождения. Единственным исключением была «египетская синь» — вероятно, первый в истории синтетический краситель. Всего в палитре было шесть основных цветов, для получения которых использовались следующие материалы.
Красные цвета
В качестве красных пигментов древние египтяне использовали природные минералы, такие как красная охра (оксид железа) и киноварь. Марена и индиго были известны в основном как текстильные красители, но, возможно, применялись и художниками. Для получения красно-оранжевых оттенков использовался реальгар — минерал, который широко применялся на Ближнем Востоке вплоть до XIX века.
Зелёные цвета
Основной зелёный пигмент получали из малахита — природной медной руды зелёного цвета, которую добывали вместе с её синей разновидностью, азуритом.
Синие цвета
Синие пигменты получали из минерала азурита. Кроме того, египтяне создали синтетический пигмент глубокого синего цвета, известный как «египетская синь» или «египетская голубая фритта». Его изготавливали из молотого синего стекла (силикат кальция и меди) и использовали для окрашивания камня, дерева, гипса, папируса и холста.
Жёлтые цвета
Египетские художники использовали насыщенный лимонно-жёлтый пигмент под названием аурипигмент. Он применялся на Ближнем Востоке и в Азии ещё до времён Первой династии (около 2920–2770 гг. до н.э.) и, несмотря на высокую токсичность и нестойкость, был единственным доступным ярко-жёлтым красителем той эпохи.
Белые цвета
Для получения белого цвета добывали и перерабатывали гипс. Также для этих целей использовался мел.
Чёрные цвета
В Древнем Египте в качестве чёрных пигментов применяли ламповую сажу (краситель на основе углерода, получаемый при сжигании жира, масла и смолы) и различные виды сажи из древесного угля.
Египетское искусство и дизайн
Подробнее об изобразительном искусстве Древнего Египта см.:
Ранняя египетская архитектура (большие пирамиды и Сфинкс)
Египетская архитектура Среднего царства (маленькие пирамиды)
Египетская архитектура Нового царства (храмы в Луксоре и Карнаке)
Поздняя египетская архитектура (стилистическая смесь).
ИСТОРИЯ ЦВЕТНЫХ ПИГМЕНТОВ
Для получения подробной информации о пигментах, красителях и цветах, связанных с различными эпохами в истории искусства, см.:
Оттенки доисторической цветовой палитры, используемые художниками каменного века.
Классическая цветовая палитра — о пигментах, используемых художниками Древней Греции и Рима.
Цветовая палитра эпохи Возрождения — какие цвета предпочитали живописцы во Флоренции, Риме и Венеции.
Цветовая палитра восемнадцатого века. Оттенки, используемые мастерами эпохи рококо и другими художниками того времени.
Цветовая палитра XIX века. Пигменты, используемые романтиками, импрессионистами и другими художниками XIX века.
ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
Руководство по использованию пигмента художниками, влиянию химии и технологий производства красок, известным колористам эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма, фовизма и современности см. в разделе «Цвет в живописи». Для получения информации о концепциях и идеях, связанных с цветом, см.: Теория цвета в живописи. Советы по сочетанию оттенков см.: Советы по смешиванию цветов.
ЦВЕТНЫЕ ПИГМЕНТЫ
Список важных художественных пигментов, от античности до средневековья, эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма и современного искусства, см. в статье «Цветовые пигменты: типы, история». Определение и значение терминологии цвета в живописи есть в Словаре цветов для художников.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?