Доисторическая цветовая палитра:
пигменты художников каменного века читать ~11 мин.
«Анатомически современный человек» (Homo sapiens sapiens) создавал, смешивал и использовал цветовые пигменты за много тысячелетий до того, как он начал рисовать или делать наброски.
Когда впервые были использованы цветные пигменты?
Находка «мастерской красок» возрастом 100 000 лет в пещере Бломбос в Южной Африке – с различными охрами, костями, древесным углём, точильными камнями и молотками, ёмкостями из раковин абалонов и сосудами для смешивания, но без признаков современной наскальной живописи – предполагает, что пигменты использовались для росписи тела и росписи лица, а не для наскального искусства.
То же самое можно сказать и об археологических памятниках в Австралии, таких как скальные убежища Малакунанджа II (53 000 лет до н.э.) и Наувалабила 1 (53 000 лет до н.э.), где были обнаружены использованные куски пигмента красной охры, но никаких следов наскальной живописи аборигенов. Другими словами, к тому времени, когда современные люди начали создавать первые доисторические произведения искусства, разумное меньшинство из них уже имело некоторый опыт в поиске, добыче и смешивании пигментов для личного украшения, если не больше.
В своей книге «Искусство доисторического человека в Западной Европе» исследователь палеолита Андре Лерой-Гурхан (1911-1986) описывает, как полы пещер и скальных убежищ каменного века обычно были пропитаны слоем красноватой охры глубиной до 20 см. Не остаётся сомнений в том, что ориньякцы красили свои тела, шкуры животных и копья, что охру использовали в декоративных целях во всех сферах их быта.
Как человек каменного века улучшил использование красящих пигментов?
Большинство доисторических художников, однако, учились на рабочем месте. Их первые наскальные рисунки были монохромными, сделанными из земли или древесного угля и смешанными с грубыми связующими веществами, такими как слюна или животный жир. Многие из них, несомненно, выцвели или на них были наложены более новые рисунки. Ещё большее количество, вероятно, исчезло совсем.
Даже художникам каменного века, имевшим опыт работы с пигментами, пришлось бы совершенствовать свои методы, поскольку многие цвета и оттенки, использовавшиеся для окрашивания тел, лиц и волос, были получены из животных и растительных источников, которые были эффективны только в краткосрочной перспективе. Художникам потребовалось время и опыт, чтобы перейти на минеральные пигменты, которые не выцветают, но к концу ориньякского искусства (примерно 40 000-25 000 лет до н.э.) почти все наскальные рисунки были выполнены с использованием минеральных материалов, полученных из оксида железа, марганца и каолина.
Потребовалось время, чтобы освоить использование «связующих» – добавок (например, животных жиров), необходимых для связывания краски и её прилипания к расписываемой поверхности, – и «расширителей» – добавок (например, измельчённой кости), которые помогают краске покрыть большую площадь поверхности.
Самые древние картины и гравюры: Древнейшее искусство каменного века. Хронология и даты: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Во Франко-Кантабрийском регионе, который традиционно считается «центром» палеолитического искусства, наскальные рисунки обычно красные или чёрные. Красные краски были сделаны из оксидов железа, таких как гематит. Чёрные краски изготавливались из диоксида марганца или древесного угля. Некоторые художники делали подготовительные наброски, либо рисуя углём, либо выгравировав контур на поверхности скалы. Другие сразу приступали к росписи.
Для начала они наносили пигмент пальцами или с помощью своего рода «подушечки для красок», сделанной из мха или лишайника. Затем у них появились кисти, сделанные из шерсти различных животных, или «мелки» из твёрдых комочков пигмента. (В Австралии считается, что мелкие детали на картинах Брэдшоу были нанесены перьями). Наконец, они попробовали выдувать пигмент на поверхность скалы через трубки, сделанные из выдолбленных костей животных или тростника.
Как доисторические художники получали краски?
Художники каменного века использовали несколько различных типов материалов для получения красок для своих картин. Глиняная охра была основным пигментом и давала три основных цвета: жёлтый, коричневый и многочисленные оттенки красного. Для получения чёрного пигмента художники обычно использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь, либо обожжённые кости (известные как костяная чернь). Для получения белого пигмента использовали каолин или молотый кальцит (белая известь). Эти красители сначала измельчали в порошок (используя в качестве ступки плечевые кости животных), затем смешивали с пещерной водой (с высоким содержанием карбоната кальция), растительным соком, животными жирами, кровью, костным мозгом, альбумином и мочой, чтобы помочь им прилипнуть к стене пещеры. Кроме того, для экономии пигмента, более прочного сцепления краски со стеной пещеры и предотвращения её растрескивания при высыхании использовали добавки, такие как полевой шпат и биотит, или молотый кварц и фосфат кальция (из измельчённой кости животного).
Откуда доисторические художники брали пигменты?
Почти все красящие пигменты, использовавшиеся в пещерах, были получены на месте. Там, где существовали скопления пещер, как, например, в регионе Дордонь на юго-западе Франции, художники-оккупанты использовали одни и те же шахты для производства пигментов. А поскольку художники каменного века обнаружили, что пигменты из земляных залежей оксида железа выцветают не так быстро, как краски, полученные из животных и растительных источников, они приложили немало усилий, чтобы найти хорошие запасы этих красителей: в большинстве доисторических поселений есть следы хорошо используемых троп, ведущих к гематитовым шахтам или раскопкам, где добывали такие пигменты.
Например, раскопки в окрестностях пещерного комплекса Ласко свидетельствуют о том, что палеолитические художники могли преодолевать расстояние до 25 миль в поисках надёжного источника пигментов.
Пигменты, использовавшиеся в искусстве аборигенов
В палитре австралийского аборигена было всего четыре цвета: красная охра, жёлтая охра, фарфоровая глина, древесный уголь. Его палитра широко использовалась на севере, уменьшаясь по мере продвижения на юг; на юго-западе она, по-видимому, была неизвестна. Неизвестно, было ли это отсутствие связано с нехваткой охры.
Пигменты из земляной глины были неравномерно распределены по континенту, но австралийцы, которые путешествовали очень мало, совершали экскурсии, чтобы добыть самый ценный из них – красную охру.
Сначала пигменты разводили водой, затем пальцем или куском истёртого дерева, используемого в качестве кисти, художник наносил фоновый тон, обычно жёлтую охру. После высыхания он прорисовывал на этом фоне широкую красную линию или какой-нибудь другой мотив, например лапу эму. Таким образом он украшал стены и потолки пещер, а также предметы домашнего обихода – рукоятку инструмента, деревянный таз или подобную утварь. Это искусство организации красных, чёрных или белых линий на жёлтом фоне требовало собственной техники, поскольку являлось формой языка.
Пигменты, использовавшиеся в древнем африканском искусстве
Доисторическая цветовая палитра, использовавшаяся в африканской наскальной живописи художниками-бушменами, состояла в основном из земляных пигментов. Красные и коричневые – из бора или гематита; жёлтые, оранжевые и красные – из охры; белые – из оксида цинка; синие – из железа и кремниевой кислоты; чёрные – из древесного угля или сажи. Синий пигмент, используемый в Африке, особенно необычен и не встречается в наскальном искусстве Европы.
Какие цвета использовали художники каменного века?
Почти все краски, использовавшиеся художниками палеолита, основаны на минеральном оксиде (железа или марганца) или угле (в основном древесном угле). Таким образом, их ограниченная палитра состояла из трёх основных цветов: красного, чёрного и желтого.
Чёрные цвета получали из марганцевых руд и древесного угля; красные, жёлтые и коричневые – из лимонитов и гематитов (охры и сиены), в диапазоне от красновато-коричневого до соломенного цвета. Красно-фиолетовые тона, вероятно, были результатом естественной перекиси железа, медленно и естественно превращавшейся в фиолетовый оксид.
Самые важные цветные пигменты
Вот пять самых важных пигментов на основе минералов, которые использовались в наскальном искусстве в каменном веке.
ОХРА
Охра – это смесь мелкой глины и оксида железа, которая бывает разных цветов, включая жёлтый, красный, оранжевый и коричневый. Жёлтая охра приобретает свой оттенок благодаря минералу оксигидроксида железа, гётиту; красная охра приобретает свой красный оттенок благодаря содержанию гематита; коричневая охра приобретает свой характерный оттенок благодаря марганцу.
Лимонит, содержащий гидроксид железа, является основным компонентом всех охристых пигментов. При нагревании лимонит превращается в красноватый гематит и становится красной охрой.
Охра была первым красящим пигментом, который использовали доисторические люди, до 300 000 лет назад на стоянке Твин Риверс в Замбии. Известная также как гематит, охра встречается по всему миру и использовалась почти всеми культурами палеолита, мезолита и неолита в качестве краски для наскальных рисунков, керамики, человеческого тела и различных артефактов. Жёлтые и красные охристые пигменты были найдены в пещерах Печ-Мерль, Альтамира и Ласко, и это лишь несколько примеров.
УМБРА
Умбра – земляной пигмент, обычно коричневого или красновато-коричневого цвета, содержит оксид железа и оксид марганца. Обычно она темнее других земляных пигментов, охры и сиены, хотя её точный оттенок зависит от количества содержащихся в ней оксида железа и марганца: чем больше марганца, тем она темнее. При нагревании сырая умбра приобретает темно-коричневый цвет, известный как жжёная умбра.
СИЕННА
Более светлая, чем умбра, сиена – ещё один земляной пигмент, содержащий как оксид железа, так и оксид марганца. В сыром виде она имеет жёлто-коричневый цвет и известна как сырая сиена. При нагревании она частично превращается в гематит и приобретает красновато-коричневый цвет, известный как жжёная сиена.
МАНГАНЕЦ
Анализы некоторых наскальных рисунков из Ласко показали, что художники каменного века получали свои «чёрные» цвета из ряда оксидов марганца, включая струйно-чёрный гроутит, коричнево-чёрный хаусманнит, темно-стальной от серого до чёрного манганит, а также более редкие темно-коричневые или коричнево-чёрные тодорокит и бирнессит.
Интересно, что в окрестностях пещеры нет известных месторождений этих минералов, что позволяет предположить, что они поставлялись из шахт, расположенных на расстоянии до 250 километров.
КАОЛИН
Каолин (также называемый фарфоровой глиной или каолинитом), названный по имени городов Гаолин или Као-Линг в китайской провинции Цзянси, является одним из самых распространённых в мире минералов. Обычно используется в качестве белого пигмента в искусстве каменного века, это мягкий, землистый, белый минерал, иногда окрашенный в цвет ржавчины из-за повышенного содержания оксида железа. Нагревая каолиновую глину, художники каменного века увеличивали её белизну и твердость.
Основные места доисторической наскальной живописи
Наскальные рисунки Эль-Кастильо (ок. 39 000 до н.э.)
Монте-Кастильо, Пуэнте-Вьесго, Кантабрия.
В этом убежище находится самая древняя в мире наскальная живопись (ручные трафареты и отпечатки).
См. также: Древнейшее искусство по всему миру.
Пещерная живопись Фумане (ок. 35 000 до н.э.)
Холмы Лессини, Верона, Италия.
Это скальное убежище известно своими рисунками красной охрой, изображающими животных и антропоморфную фигуру. Эти изображения являются древнейшими в мире фигурными рисунками.
Пещерные рисунки Шове (ок. 30 000 лет до н.э.)
Ущелье Ардеш, Эгез, Франция.
В Шове находятся самые красивые в мире рисунки животных ориньякского периода.
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий) (ок. 28 000-26 000)
Ардешское ущелье, Эгез, Франция.
Известна своими выгравированными фигурами мамонтов и аурохов.
Наварла Габарнманг Скальное убежище Рисунок углём (26 000 лет до н.э.)
Земля Арнем, Северная территория, Австралия.
Самый древний наскальный рисунок в Австралии, датированный углеродом.
Другие рисунки аборигенов см: Наскальное искусство Убирр в Арнемленде (ок. 30 000 лет до н.э.); и доэстуарное наскальное искусство Кимберли (ок. 30 000 лет до н.э.) в самом северном регионе Западной Австралии.
Коскерские наскальные рисунки (ок. 25 000 до н.э.)
Марсель, Франция.
Известен своими ручными трафаретами наскальной живописи и другими знаками плакатного типа.
Пещерная живопись Печ-Мерль (ок. 25 000 до н.э.)
Средние Пиренеи, Франция.
Всемирно известны благодаря драматическим изображениям пегих лошадей.
Пещера Ле Плакар (ок. 17 500 г. до н.э.)
Ла Рошфуко, Франция.
Известна своими авиформными пиктограммами, известными как знаки «плакардового типа».
Пещерные рисунки Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.)
Дордонь, Франция.
Всемирно известный своими «Залом быков» и «Шахтой мертвеца», Ласко содержит такие культовые изображения, как «Большой чёрный бык», «Единорог» и «Человек-птица». Представляет собой апогей солютрейского искусства и, наряду с Альтамирой, является одним из величайших памятников цветной живописи каменного века.
Пещерная живопись Альтамиры (34 000-15 000 гг. до н.э.)
Антильяна-дель-Мар, Испания.
Известная как своими абстрактными знаками (ок. 34 000), так и великолепными многоцветными потолочными изображениями бизонов (ок. 15 000), она считается величайшим примером франко-кантабрийского пещерного искусства в Мадленскую эпоху.
Пещера Ниу (13 000-11 000 лет до н.э.)
Пиренеи, Франция.
Самое впечатляющее мадленское искусство после Альтамиры, Фон-де-Гом.
Пещерное искусство Руффиньяка (ок. 11 000 лет до н.э.)
Дордонь, Франция.
Известен своими монохромными рисунками животных с чёрными контурами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?