Искусство сборки (ассамбляж) читать ~4 мин.
Популяризированный в США в 1950-х и 1960-х годах такими художниками, как Роберт Раушенберг (р. 1925) и Джим Дайн (р. 1935), ассамбляж (сборка) – это форма трёхмерного визуального искусства, композиции которого формируются из предметов повседневного пользования, обычно называемых «найденными предметами» (objets trouvés). (См. также Junk art – создание предметов искусства из мусора.)
Термин «ассамбляж» появился в начале 1950-х годов, когда французский художник-примитивист Жан Дюбюффе (1901-1985) назвал свои коллажи из крыльев бабочек «ассамбляжами бабочек» (assemblages d’empreintes). Иногда называемые бриколажем, коллажем и конструированием, ассамбляжи стали ступенькой на пути к другим формам современного искусства, таким как поп-арт и инсталляция.
Факты и информация об искусстве XX века – в статье Современное искусство; об авангарде – Актуальное искусство.
Истоки
Несмотря на постмодернистский образ, композиции ассамбляжа 1950-х годов восходят к синтетическому кубизму начала XX века Жоржа Брака (1882-1963) и Пабло Пикассо (1881-1973). В 1912 году Брак начал смешивать песок и опилки с краской, чтобы создать интересные текстуры. Пикассо пошёл дальше и ввёл коллаж в свою картину «Натюрморт со стульями» (1911-12). В ответ Брак изобрёл папье-колле, который он использовал в «Блюдо для фруктов и бокал» (1912). Эти работы стали первыми, в которых было затушёвано традиционное различие между изобразительной живописью и скульптурой, нарушив картинную плоскость за счёт включения трёхмерных «посторонних предметов» (objets trouvés).
Другие ранние примеры: скульптурные ассамбляжи итальянских художников-футуристов Умберто Боччони (1882-1916) и Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), а также конструктивизм Владимира Татлина (1885-1953). Движения Дада и Сюрреализм также экспериментировали с включением в свои картины природных и промышленных объектов. Марсель Дюшан (1887-1968), так называемый отец концептуального искусства, был ещё одним новатором в этой области. Пуристы настаивают на различии между коллажем (якобы двухмерным) и искусством ассамбляжа (трёхмерным). Однако принципиальная разница не обнаруживается, являясь лишь вопросом степени.
Современный ассамбляж
Вклад художников-постмодернистов, таких как Роберт Раушенберг и Луиза Невельсон (1899-1988), заключается в сборке или накоплении любых современных объектов (или их изображений), таких как: коробки, старая обувь, банки с печёными бобами, детали машин и так далее. По словам Уильяма Сейтца, куратора Нью-Йоркского музея современного искусства, ассамбляжи определялись заранее подготовленными, природными или промышленными материалами, которые не предназначались для искусства.
Примером этого движения стали работы Роберта Раушенберга, чьи «Комбинезоны» использовали композицию из крупных физических объектов. Другой пример – Untitled (Felt Tangle) (1967) Роберта Морриса (р. 1931), состоящий из остатков войлока со старой войлочной фабрики. Войлок также использовался в многочисленных современных работах немецкого художника-авангардиста Йозефа Бойса (1921-1986). Следует также упомянуть влияние американского художника Аллана Капроу (р. 1927), чья книга «Assemblage, Environments and Happenings» (1966) стала библией для широкого круга художественных перформансов и их комментаторов.
Можно сказать, что ценность ассамбляжа лежит между его концептуальным значением и визуальными атрибутами. Оставляя в стороне вопрос об изобразительном искусстве, можно спросить: чего пытается достичь художник и насколько визуально эффективен его метод достижения этой цели.
О таких направлениях, как ассамбляж, см. Художественные движения, периоды, школы (примерно с 100 г. до н.э.).
Выставка
В 1961 году Нью-Йоркский музей современного искусства организовал выставку под названием «Искусство ассамбляжа». Кроме работ знаменитых художников начала XX века, таких как Пикассо, Брак, Дюбюффе и Курт Швиттерс (создатель коллажей Merzbilder и «Мерцбау», целого здания, заполненного предметами искусства, разрушенное бомбардировками союзников в 1943 году), на выставке также были представлены ассамбляжи американских художников, таких как Ман Рэй (1890-1977), Джозеф Корнелл (1903-1973) и Роберт Раушенберг, а также менее известные калифорнийские ассамбляжисты, такие как Уоллес Берман, Брюс Коннер и Эдвард Кинхольц. Кроме того, были показаны работы авангардных европейских художников, в том числе спрессованные автомобили Сезара Бальдаччини (1921-1998) и Армана (1928-2005), членов французского движения Nouveau Realisme (Новый реализм) – французского варианта поп-арта.
Наследие
Искусство ассамбляжа может быть описано как преодоление разрыва между коллажем и скульптурой поп-арта (например, Ale Cans, 1964) Джаспера Джонса. Использование нехудожественных материалов предвосхитило использование «популярных» предметов массового производства и культурных образов в поп-арте и оказало важное влияние на Arte Povera и современное искусство инсталляции.
- В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка Александра Дайнеки
- Законным наследникам возвращена похищенная картина Макса Либермана
- «Книжный вор» Маркуса Зусака, краткое содержание
- «Punctum». Выставка фотографии Бориса Сысоева
- Юбилейный авторский вечер Ирины Дубковой и Кирилла Уманского
- Музыка времени: неизвестные шедевры. Концерт 6. Струнный резонанс
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?