Искусство сборки (ассамбляж) читать ~4 мин.
Ассамбляж (от фр. assemblage — сборка, монтаж) — это форма трёхмерного визуального искусства, чьи композиции создаются из предметов повседневного обихода, так называемых «найденных объектов» (objets trouvés). Этот вид творчества был особенно популярен в США в 1950-х и 1960-х годах благодаря таким художникам, как Роберт Раушенберг (1925–2008) и Джим Дайн (р. 1935). (См. также Джанк-арт — создание предметов искусства из мусора).
Термин «ассамбляж» ввёл в начале 1950-х годов французский художник Жан Дюбюффе (1901–1985). Он создал серию работ из крыльев бабочек, которые назвал «assemblages d’empreintes» (отпечатки ассамбляжа). Ассамбляж, который иногда связывают с понятиями «бриколаж» и «конструирование», проложил путь к таким формам искусства, как поп-арт и искусство инсталляции.
Факты и информация об искусстве XX века — в статье Современное искусство; об авангарде — Актуальное искусство.
Истоки
Хотя ассамбляж прочно ассоциируется с искусством середины XX века, его истоки лежат в синтетическом кубизме начала столетия, в работах Жоржа Брака (1882–1963) и Пабло Пикассо (1881–1973). В 1912 году Брак начал добавлять в краску песок и опилки для создания фактурных поверхностей. Пикассо пошёл дальше, включив в свою картину «Натюрморт с плетёным стулом» (1912) фрагмент клеёнки с напечатанным узором. В ответ Брак создал технику папье-колле (наклеенная бумага), применив её в работе «Ваза с фруктами и стакан» (1912). Эти произведения впервые стёрли грань между живописью и скульптурой, разрушая иллюзию картинной плоскости за счёт включения трёхмерных «найденных объектов».
Ранними примерами можно считать и скульптурные эксперименты итальянских футуристов, в частности Умберто Боччони (1882–1916), и «контррельефы» русского конструктивиста Владимира Татлина (1885–1953). Позднее движения дадаизма и сюрреализма активно использовали в работах готовые объекты. Особую роль сыграл Марсель Дюшан (1887–1968) со своими «реди-мейдами», ставшими предтечей концептуального искусства. Хотя принято разделять коллаж (условно двухмерный) и ассамбляж (трёхмерный), эта грань условна и разница заключается скорее в степени объёмности.
Современный ассамбляж
Художники-постмодернисты, такие как Роберт Раушенберг и Луиза Невельсон (1899–1988), расширили практику, используя самые разнообразные предметы: от коробок и старой обуви до деталей машин. Уильям Зейтц, куратор выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства, определил ассамбляж как искусство, созданное из готовых природных или промышленных материалов, изначально не предназначенных для художественных целей.
Ярким примером служат «комбайны» Роберта Раушенберга, сочетавшие живопись с крупными физическими объектами. Другой пример — работа Роберта Морриса (1931–2018) «Без названия (Войлочный клубок)» (1967), созданная из промышленных остатков войлока. Этот материал также часто использовал немецкий художник Йозеф Бойс (1921–1986). Важное влияние оказал американский художник Аллан Капроу (1927–2006), чья книга «Ассамбляж, энвайронмент и хеппенинг» (1966) стала знаковым текстом для художников, работавших в жанрах перформанса и энвайронмента.
Ценность ассамбляжа определяется как его визуальными качествами, так и концептуальным содержанием. В этом виде искусства фокус смещается с традиционного вопроса «что изображено?» на вопросы «из чего это сделано?» и «какой новый смысл приобретают эти предметы в художественном контексте?». Эффективность произведения зависит от того, насколько удачно художник достигает своей цели через выбранный метод.
О таких течениях, как ассамбляж, читайте в статье «Художественные движения, периоды и школы» (начиная примерно со 100 года до н.э.).
Выставка
В 1961 году в Нью-Йоркском музее современного искусства прошла знаковая выставка «Искусство ассамбляжа». На ней были представлены работы пионеров XX века: Пикассо, Брака, Дюбюффе и Курта Швиттерса (1887–1948), создателя коллажей «Merzbilder» и масштабной инсталляции «Мерцбау», разрушенной во время бомбардировок в 1943 году. Также экспонировались произведения американских художников, таких как Ман Рэй (1890–1976), Джозеф Корнелл (1903–1972) и Роберт Раушенберг. Были включены и работы калифорнийских ассамбляжистов: Уоллеса Бермана, Брюса Коннера и Эдварда Кинхольца. Европейское искусство представляли Сезар (Сезар Бальдаччини, 1921–1998) со своими спрессованными автомобилями и Арман (1928–2005). Оба художника входили во французское движение «Новый реализм», которое считается европейским аналогом поп-арта.
Наследие
Ассамбляж занимает промежуточное положение между коллажем и трёхмерными объектами поп-арта, такими как «Раскрашенная бронза (Пивные банки)» (1960) Джаспера Джонса (р. 1930). Применение нехудожественных материалов и обращение к предметам массового производства предвосхитили эстетику поп-арта. Эта практика также оказала значительное влияние на такие течения, как Арте повера и современное искусство инсталляции.
- В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка Александра Дайнеки
- Законным наследникам возвращена похищенная картина Макса Либермана
- «Книжный вор» Маркуса Зусака, краткое содержание
- «Punctum». Выставка фотографии Бориса Сысоева
- Юбилейный авторский вечер Ирины Дубковой и Кирилла Уманского
- Музыка времени: неизвестные шедевры. Концерт 6. Струнный резонанс
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?