Лучшие исторические художники:
1400-настоящее время читать ~11 мин.
Обычно термин «историческая живопись» используется для характеристики любого произведения с моральным повествованием, действие которого происходит на фоне классической мифологии или истории (древней или современной). Христианское искусство, например, было распространённой формой исторической живописи. Изображённые человеческие фигуры почти всегда вовлечены в какую-то форму физической и/или эмоциональной борьбы (как правило, героической) — это своего рода картинная проповедь, передающая послание, имеющее узнаваемую ценность для общества того времени.
Изображаемые события не обязательно должны быть исторически точными, и часто они таковыми не являются, но обычно они носят высоко символический и иконографический характер. Мифологическая живопись была другой популярной формой исторической живописи, ведущими представителями которой были Боттичелли, Тициан и Рубенс, а также современные художники, такие как Гюстав Моро.
В эпоху раннего Возрождения треченто (XIV век), эпоху Высокого Возрождения в начале кватроченто (XV век) и маньеризм квинквенто (16 век), христианство предоставило большую часть сцен и контекстов для исторической живописи — в частности, распятие и снятие с креста Христа, Давид и Голиаф и т. д. — ситуация, которая сохранялась на протяжении всего периода Контрреформации и барокко. С XVII века и далее велись ожесточённые споры о том, как следует изображать человеческие фигуры (в идеализированном или реалистичном виде, в классических или современных костюмах, какие «позы» являются приемлемыми), и насколько художник может использовать драматизм с помощью ярких цветов или других эффектов. Типичный пример индивидуального подхода можно увидеть в картинах Рембрандта «Заговор Клавдия Цивилиса» (1661, Стокгольм) и «Вирсавия с письмом Давида» (1654, Лувр). Хотя в XVIII-XIX веках значение таких жёстких конвенций значительно снизилось, были предприняты спорадические попытки возродить их в форме таких движений, как неоклассицизм и историзм.
Благодаря высокому моральному содержанию этого вида живописи, он занял первое место в иерархии жанров, составленной Академиями художеств, опередив портретную живопись, жанровую живопись, пейзаж и натюрморт.
Этот список известных художников-историков был составлен нашим редактором Нилом Коллинзом, магистром искусств и магистром права. Он представляет собой его личное мнение о десяти лучших представителях исторической живописи. Естественно, как и любой подобный список, он больше говорит о личных вкусах составителя, чем о художниках, вошедших в рейтинг. (См. также наши статьи: Оценка искусства и Как ценить картины) (См. также: Анализ известных картин.)
Один из самых влиятельных деятелей французского романтизма, Делакруа был одним из величайших исторических живописцев XIX века, чьи нарративные произведения охватывали классическую мифологию, средневековую и современную историю, библейские сцены и многочисленные литературные персонажи, включая Фауста и Гамлета. Ярый поклонник Рубенса и венецианской школы, во многих своих произведениях он отдавал предпочтение спонтанности, цвету и действию, а не композиционным линиям и формам. В этом смысле он представлял собой антитезу академическому стилю Пуссена и Энгра, хотя всегда считал себя частью классической традиции живописи. Был одним из последних великих художников, создавших значительное наследие исторической монументальной живописи, которой он украсил Салон короля в Дворце Бурбонов в Париже. Для сравнения стилей см. парижского коллегу Делакруа Поля Делароша (1797-1856), народного исторического живописца и гравёра.
Известные исторические картины Эжена Делакруа
Смерть Сарданапала (1827) Лувр, Париж
Свобода, ведущая народ (1830) Лувр, Париж
Один из величайших представителей исторической живописи раннего модерна, Гойя был также известным портретистом и главным художником испанского короля Карла IV. Его интерес к нарративной живописи расцвёл после наполеоновского вторжения в Испанию, что привело к созданию его новаторской серии гравюр под названием «Бедствия войны», а позднее — двух шедевров «2 мая» и «3 мая 1808 года». В поздние годы он создал четырнадцать больших исторических или нарративных фресок на мифологические темы, известных как «Чёрные картины». Эта интенсивная серия работ была написана почти полностью в чёрных, серых и коричневых тонах и изображала мифические кошмарные сцены огромной интенсивности.
Известные исторические картины Франсиско Гойи
Колосс (1810) масло, Музей Прадо, Мадрид
Третье мая 1808 года (1814) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
Сатурн, пожирающий своего сына (1823) масло на холсте, музей Прадо, Мадрид
Депутат французского парламента во время революции, впоследствии «диктатор искусств», а ещё позже — ярый сторонник Наполеона, Жак-Луи Давид был ведущим историческим живописцем неоклассического движения, которое стремилось вернуть классическую торжественность и героизм на смену причудливому декадансу декоративного рококо и окончательно избавиться от влияния барокко. Великий поклонник Рафаэля и Пуссена, его вклад в историческую живопись включает такие шедевры, как «Клятва Горациев», «Смерть Сократа» и «Смерть Марата», каждая из которых излучает героическое достоинство, удачно представленное в точном, но сдержанном академическом стиле. Полная противоположность Тьеполо. Оказал большое влияние на других французских художников, таких как Жерар, Жироде, Гро, Навес и Жан-Огюст-Доминик Энгр. См. также: Неоклассическая живопись.
Известные исторические картины Жака-Луи Давида
Клятва Горациев (1785) масло на холсте, Лувр
Смерть Марата (1793) масло на холсте, Музей изящных искусств, Брюссель
«Наполеон переходит Альпы» (1801) масло на холсте, Лувр, Париж
Другой успешный французский исторический живописец XIX века, который также интересовался Наполеоном, см.: Эрнест Мейссонье (1815-1891).
Величайший фресковый исторический живописец XVIII века, известный своей быстрой мерцающей техникой живописи, Тьеполо был одним из лучших венецианских декораторов в традиции классического Возрождения. Его самым известным произведением, выполненным в стиле рококо, были фрески Вюрцбургской резиденции (1753), которые он завершил (в сотрудничестве с архитектором Бальтазаром Нойманном) для дворца князя-епископа Вюрцбурга в 1750 году. Другие великолепные образцы его исторической живописи in situ можно увидеть в Вене и Мадриде, где потолки и стены заполнены богами, богинями, лошадьми, колесницами, а также аллегорическими и мифологическими фигурами, все они сияют в спектакле ярких цветов, действия и драмы. Один из самых ярких и драматичных художников со времён Ренессанса. Последняя великая фигура в венецианской живописи.
Известные исторические картины Тьеполо
Фрески на потолке (Аполлон, Европа, Азия, Америка, Африка) (1753) Дворец Вюрцбурга
Фрески на потолке (ок. 1756) Королевский дворец, Мадрид
Рахель прячет идолов от отца (1729), фреска, Палаццо Патриаркале, Удине
Один из самых оригинальных и влиятельных художников начала XVII века, его уникальный вклад в искусство в целом и в историческую живопись в частности основан на революционном реализме его религиозных произведений (многие из которых были отвергнуты по причине несоответствия приличиям), в которых апостолы изображены не в привычном благородном облике, а в виде грубых крестьян.
В дополнение к этому отказу от идеализма, Караваджо в полной мере использовал кьяроскуро (свет и тень), чтобы придать своим сценам драматизм и драматическое освещение. Отсутствие сохранившихся рисунков или эскизов придаёт вес утверждениям, что он рисовал прямо на холсте. Бурный, грубый и недолговечный художник, прозванный некоторыми современниками «злым гением», Караваджо сыграл важную роль в снижении значения «изящества» в исторической живописи в пользу большей реалистичности и эффектности. Его репутация сохраняется и по сей день.
Известные исторические картины Караваджо
Юдифь и Олоферн (1599) масло на холсте, Палаццо Барберини, Рим
Призвание святого Матфея (1600) Часовня Контаррелли, Рим.
Мученичество святого Матфея (1600) Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Ужин в Эммаусе (1601) Национальная галерея, Лондон.
Распятие святого Петра (1601) Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Обращение святого Павла на пути в Дамаск (1601) Рим.
Смерть Богородицы (1601-6) Лувр, Париж.
Погребение Христа (1601-3) Музеи Ватикана, Ватикан.
Тщательно методичный в медленном нанесении краски на холст и в многократных переделов, Тициан был величайшим из всех венецианских художников, превосходя даже Джованни Беллини и одним из лучших исторических живописцев во всей Италии. Первый художник, продемонстрировавший весь цветовой потенциал масляной краски, его выдающийся вклад в нарративное искусство включает в себя огромный алтарь «Успение Богородицы», алтарные картины «Богородица с Младенцем и святыми и членами семьи Пезаро» и «Смерть святого Петра Мученика» (уничтожена), а также бесчисленные другие аллегорические картины, такие как «Даная» и «Венера Урбинская».
В 1533 году он стал придворным художником императора Карла V, а позже сын последнего, Филипп II Испанский, заказал ему серию эротических мифологических картин, в том числе «Персей и Андромеда» и «Похищение Европы», а также другие произведения, среди которых есть некоторые из самых возвышенных творений Тициана.
Известные исторические картины Тициана
Успение Богородицы (1516-18) С. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Вакх и Ариадна (1522) масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
Вакханалия андрианцев (1523-5) Прадо, Мадрид.
Венера и Адонис (1553) масло на холсте, музей Прадо, Мадрид
Похищение Европы (1562) масло, музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
Ученик знаменитого Робера Кампена (1378-1444), таинственного Мастера из Флемаля, Рогир ван дер Вейден был величайшим фламандским художником середины XV века. Его репутация одного из лучших исторических живописцев основана на его великолепных религиозных картинах, таких как «Снятие с креста» (Погребение), одно из величайших произведений Северного Возрождения. В отличие от бесстрастного реализма других мастеров, таких как Ян Ван Эйк, Вейден привнёс в свои картины почти осязаемую остроту и эмоциональность. При жизни он был высоко почитаем во Фландрии (а также во Франции, Германии, Испании и Италии), но затем постепенно ушёл в тень, прежде чем был вновь открыт в XIX веке.
Известные исторические картины Рогира ван дер Вейдена
Снятие с креста (1435-40) масло на доске, музей Прадо, Мадрид
Оплакивание у гробницы (1450) масло на доске, галерея Уффици, Флоренция
Виртуозный живописец, придворный художник, рисовальщик, дизайнер и фламандский дипломат, Рубенс был бесспорным мастером барочного искусства Контрреформации, создавшим некоторые из величайших шедевров религиозной и мифологической исторической живописи. Ученик Высокого Возрождения, его работы находились под сильным влиянием Караваджо и были поддержаны усилиями таких учеников, как Антонис ван Дейк, Йорданс и Франс Снейдерс. Его плодотворное творчество охватывало исторические картины (а также портреты и пейзажи) во всех техниках и форматах, включая росписи потолков, алтарные образы, панно, масляные картины и текстиль. Не зря его прозвали «принцем художников и художником принцев».
Известные исторические картины Питера Пауля Рубенса
Самсон и Далия (1609) масло на дереве, Национальная галерея, Лондон
Снятие с креста (1611-14) масло на дереве, Собор Богоматери, Антверпен
Похищение дочерей Элуципа (1618) масло, Старая Пинакотека, Мюнхен
В отличие от гораздо более молодого Микеланджело, который предпочитал фрески масляной живописи, Леонардо был пионером масляной живописи, которую он использовал для создания знаменитого портрета Моны Лизы. Фактически, его бессмертная историческая картина — «Тайная вечеря» — была выполнена с использованием смеси гипса и масляных красок вместо фрески, в результате чего к моменту его смерти произведение уже значительно разрушилось. Тем не менее, это первое произведение Высокого Возрождения, которое демонстрирует стремление Леонардо выявить психологические элементы композиции: подход, который прекрасно иллюстрирует его репутацию художника-интеллектуала и одного из величайших вкладчиков в художественные теории, лежащие в основе искусства Возрождения. Бесчисленные значения, приписываемые этой картине, в частности в бестселлере «Код да Винчи», являются ярким свидетельством её виртуозной композиции и неизменной популярности.
Известные исторические картины Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» (1495-98) Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
Считаемый многими искусствоведами величайшим художником всех времён (как в живописи, так и в скульптуре), Микеланджело заслужил свою репутацию благодаря двум огромным фрескам в Сикстинской капелле, написанным на потолке и алтарной стене личной капеллы папы. Первая работа, фреска «Бытие», заказанная папой Юлием II, была выполнена за четыре года (1508-12). Работая в основном в одиночестве, наклонившись назад, чтобы рисовать в ужасных условиях, Микеланджело изобразил сцены из Книги Бытия — от Сотворения мира до Пьянок Ноя — которые сегодня считаются одним из уникальных шедевров исторической живописи.
Двадцать лет спустя он принял заказ на роспись алтарной стены, первоначально инициированный папой. Вторая нарративная картина, фреска «Страшный суд», также была библейской картиной, но полностью контрастировала с оптимистичным божеством «Бытия». Ее угрожающие формы и настроение гневного опустошения, несомненно отражающие бурные исторические события того периода (разграбление Рима и конфликт между протестантизмом и Контрреформацией), эффективно отвергали художественные идеалы Высокого Возрождения и предвещали приход стиля маньеризма. Однако как произведение искусства «Страшный суд» остаётся одним из самых мощных примеров исторической живописи, когда-либо созданных.
Известные исторические картины Микеланджело
Фреска «Бытие» (1508-12) Сикстинская капелла, Ватикан.
«Сотворение Адама» (1511) Сикстинская капелла
Фреска «Страшный суд» (1535-41) Сикстинская капелла
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?