Историческая живопись читать ~19 мин.
Происходящий от итальянского слова storia (повествование), термин историческая живопись относится к любой картине с высокодуховным или героическим повествованием (посланием), проиллюстрированным образцовыми поступками её персонажей.
Что такое историческая живопись? (Определение и характеристики)
Первоначально в этой категории преобладали религиозные картины, но в эпоху итальянского Возрождения она расширилась и стала включать произведения, изображающие сюжеты из мифологии, литературы или истории, как правило, выполненные в крупномасштабном формате. Величайших представителей этого вида искусства в мире ищите здесь: Лучшие художники-историки.
Каковы различные типы исторической живописи?
Существует пять основных категорий "исторической живописи": религиозная, мифологическая, аллегорическая, литературная и историческая. Но, пожалуйста, обратите внимание, что к какой бы категории ни относилась картина, её послание должно быть назидательным и достойным изображения.
❶ Религиозно-исторические картины. Это говорит само за себя. Они включают любой тип картин с религиозным повествованием – включая христианскую (католическую, протестантскую), исламскую, индуистскую, буддийскую, еврейскую или племенную религию. Хорошие примеры включают: Сошествие с креста (ок. 1435-40, Прадо, Мадрид) Роджера ван дер Вейдена и Авиньонская Пьета (1454-6, Лувр, Париж) Энгуарана Куартона. Общие темы, связанные с христианством, см: Христианское искусство (150-2000). Более поздние произведения см: Протестантское искусство Реформации (ок. 1520-1700), а также католическое искусство Контрреформации (1560-1700).
❷ Мифологические исторические картины. Мифы – это истории, разработанные для объяснения необъяснимых явлений в мире. Мифологическая живопись включает любую картину, иллюстрирующую мифическую историю, басню или легенду. Популярные темы это, например, легенды о греческих богах (например, Арес, Афродита, Аполлон, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гера, Гермес, Гестия, Посейдон и Зевс) или мифические истории о римских божествах, таких как: Аполлон, Диана, Юнона, Юпитер, Марс, Меркурий, Нептун и Венера. Примеры: Вакх и Ариадна (1520-23) и Вакханалия андрийцев (1523-5) Тициана; Юпитер и Ио (1533, Вена) Корреджо; Аллегория с Венерой и Купидоном (1540-50) Бронзино; Похищение дочерей Левкиппа (1618, Альте Пинакотека, Мюнхен) и Суд Париса (1635, Национальная галерея, Лондон) Рубенса; Похищение сабинянок (1634-5, Музей Метрополитен) и Et in Arcadia Ego (1637, Лувр) Николя Пуссена; Венера Рокби (1647-51, Национальная галерея, Лондон) Веласкеса. Самоубийство Лукреции (ок. 1666, Институт искусств Миннеаполиса) Рембрандта ван Рейна; Колосс (1810, Прадо, Мадрид) Гойи; Сатурн, пожирающий своего сына (1819-23, Прадо, Мадрид) Гойи; Пасифая (1943, Музей Метрополитен) Джексона Поллока; Три эскиза фигур у основания распятия (1944, Коллекция Тейт) Фрэнсиса Бэкона.
❸ Аллегорические исторические картины. Аллегория – это история, содержащая скрытый смысл. В аллегорических картинах обычно используются люди или предметы, которые символизируют (или представляют) других людей или вещи. Примеры: Аллегория хорошего и плохого правления (1338-9, Сиена) Амброджо Лоренцетти; Сад земных наслаждений (1500-5, музей Прадо, Мадрид) Иеронима Босха; и Буря (1508, галерея Венецианской академии) Джорджоне. Современный пример см: Студия художника – настоящая аллегория (1855, Музей д'Орсэ) Курбе.
❹ Литературно-исторические картины. Более узкая категория (иногда включается в категорию "Мифологические", выше), состоящая из повествовательных картин, основанных на сюжетах, взятых из литературы (не включающих мифологические истории). Популярные литературные произведения включают пьесы Уильяма Шекспира, поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло, Альфреда, лорда Теннисона (1809-1892) и классические произведения, такие как "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Картины: Ева, искушаемая змеем (1800, Музей Виктории и Альберта) Уильяма Блейка; Офелия (1852, Коллекция Тейт) Джона Эверетта Милле; Примирение Монтекки и Капулетти (1854, Йельский центр британского искусства) Фредерика Лейтона; Сон Данте (1871, Галерея искусств Уокера) Данте Габриэля Россетти; и Леди Шалотт (1888, Коллекция Тейт) Джона Уотерхауса.
❺ Историческая живопись. Самая простая категория, в неё входят все картины, изображающие событие или момент истории, или историческую фигуру, которая воплощает чёткое послание. Примеры: Битва при Сан-Романо (1438-55; Национальная галерея Лондон; Уффици Флоренция; Лувр Париж) Паоло Уччелло; Афинская школа (1509-11, фреска, Станца делла Сегнатура, Ватикан) Рафаэля; Сдача Бреды (1635) Веласкеса; Третье мая 1808 года (1814, Прадо, Мадрид) Гойи; Полуночная поездка Пола Ревира (1931, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Гранта Вуда; и Герника (1937, Рейна София) Пабло Пикассо.
Об анализе величайших исторических картин до 1800 года, пожалуйста, см: Анализ знаменитых картин (1250-1800). Более поздние работы см: Анализ современных картин (1800-2000).
Историческая живопись эпохи Возрождения (1400-1600)
В своём трактате "О живописи" (Della Pittura, 1435) итальянский художник эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472) отождествляет искусство с изображением образцовых поступков и борьбы моральных деятелей – таких как святые или другие библейские фигуры, языческие божества, мифологические герои, а также исторических событий. Согласно традициям Ренессанса, историческая живопись была направлена на возвышение нравственности всего общества и идеально подходила для украшения общественных мест, церквей, ратуш или дворцов. Она рассматривалась как вдохновляющий и поучительный жанр искусства, который лучше всего изображать на полотнах с большим размером.
Почти все художественные разработки в итальянском искусстве предренессанса могут быть поняты как реакция на характер исторической живописи. В своих знаменитых фресках капеллы Скровеньи в Падуе (1304-13 гг.) Джотто сгустил библейское повествование до моментов высшей драмы, подчёркивая ключевых действующих лиц и создавая новые пафосные и значительные сцены. Например, "Предательство Христа" (1305) и "Оплакивание Христа" (1305).
Возможно, двумя величайшими историческими художниками Раннего Возрождения были Мазаччо (1401-28) – создатель фресок капеллы Бранкаччи (1424-8) – и Боттичелли, ключевыми работами которого были мифологические картины "La Primavera" ("Весна") и "Рождение Венеры" – обе очень сложные мифологические картины.
За ними последовал Леонардо да Винчи (1452-1519), чей разрушающийся шедевр "Тайная вечеря" (1495-98, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) – одна из самых известных картин христианской истории – является, казалось бы, достоверной записью уникального события, а также убедительным изображением универсального значения этого события.
Микеланджело (1475-1564) ещё более усовершенствовал историческую живопись своей фреской "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле (часть фрески "Бытие"), в которой запечатлён точный момент создания человека, когда искра жизни передаётся от Бога к Адаму. Двадцать пять лет спустя Микеланджело выполнил "фреску Страшный суд" на алтарной стене капеллы. Рафаэль (1483-1520), третий гений Возрождения, последовательно создавал вдохновляющие исторические картины (например, "Афинская школа").
Одновременно с флорентийским Возрождением школа фламандской живописи начала создавать своих величайших мастеров. Фламандская традиция детального реализма в сочетании с выдающимся мастерством в новой технике масляной живописи привела к созданию ослепительного разнообразия исторических картин художников нидерландского Возрождения, а также немецкого Возрождения (ок. 1430-1580). Интересно, что "Битва Александра при Иссе" (1529, Альте Пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Альтдорфера представляет собой сочетание исторической живописи и пейзажа.
Примеры исторических картин эпохи Возрождения
Симоне Мартини (1284-1344)
Триптих Благовещение (1333) Галерея Уффици, Флоренция.
Мельхиор Бродерлам (ок. 1350-1411)
Дижонский алтарь (1394-99) Музей изящных искусств, Дижон.
Андрей Рублёв (ок. 1360-1430)
Икона Святой Троицы (ок. 1411) Третьяковская галерея, Москва.
Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Святой Баво Катердаль, Гент.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Сошествие с креста (Низложение Христа)(1435-40) Музей Прадо.
Плач перед гробом (1450) Галерея Уффици.
Мазаччо (1401-28)
Чудо со статиром («Дани» ок. 1425-6) Капелла Бранкаччи.
Изгнание из райского сада (ок. 1425-6) Капелла Бранкаччи.
Куартон, Энгерран (1410-1466)
Авиньонская Пьета (Пьета де Вильнев-ле-Авиньон) (1454-6) Лувр, Париж.
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Крещение Христа (1440-50) Национальная галерея, Лондон.
Антонелло да Мессина (1430-1479)
Христос, увенчанный терновым венцом (Ecce Homo) (1470) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Андреа Мантенья (1430-1506)
Плач над мёртвым Христом (ок. 1490) Пинакотека ди Брера, Милан.
Ганс Мемлинг (1433-1494)
Триптих "Страшный суд" (1471) Музей Народове, Гданьск.
Перуджино (1450-1523)
Христос, вручающий ключи Святому Петру (1481-2) Сикстинская капелла, Ватикан.
Иероним Босх (1450-1516)
Триптих "Хей Уэйн" (1490) Музей Прадо, Мадрид
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Четыре апостола (2 панели) (1526) Альте Пинакотека, Мюнхен
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенгеймский алтарь (1512-15) Музей д'Унтерлинден, Кольмар.
Тициан (1477-1576)
Успение Богородицы(1516-8) Св. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Вакх и Ариадна (1522) Национальная галерея, Лондон.
Венера и Адонис (1553) Музей Прадо, Мадрид.
Диана и Актеон (1556-59) Шотландская национальная галерея.
Похищение Европы (1559-62) Музей Изабеллы Стюарт Гарденер, Бостон.
Лоренцо Лотто (1480-1556)
Благовещение (1534) Пинакотека Коммунале, Реканати
Рафаэль (1483-1520)
Сикстинская Мадонна (1513) Гемальдегаллерия, Дрезден.
Преображение (1518-20) Пинакотека Апостолика, Ватикан.
Ганс Бальдунг Грин (1484-1545)
"Три возраста человека со смертью" (ок. 1540) Прадо, Мадрид
Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547)
"Воскрешение Лазаря" (1517-19) Национальная галерея, Лондон
Иоахим Патенье (Патинир) (1485-1524)
Харон, переплывающий Стикс (1515-24) Прадо, Мадрид.
Отдых во время бегства в Египет (1515) Антверпен и Мадрид.
Корреджо (1489-1534)
Успение Богородицы (Пармский собор)(1526-30).
Юпитер и Ио (1531-2) Кунстхисторический музей, Вена.
Якопо Понтормо (1494-1556)
"Низвержение Христа" (1525-8) Капелла Каппони, Флоренция
Аньоло Бронзино (1503-1572)
Аллегория с Венерой и Купидоном (ок. 1545) Национальная галерея, Лондон
Джорджо Вазари (1511-1574)
Свадьба Эсфири и Ахасура (1548) Государственный музей, Ареццо
Тинторетто (1518-1594)
Распятие(1565) Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция.
Тайная вечеря (1592-4) Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Вавилонская башня(1563) Музей истории искусств, Вена.
Вифлеемская перепись (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Паоло Веронезе (1528-1588)
Свадебный пир в Кане (1563) Лувр, Париж.
Пир в доме Левия (1573) Галерея Академии, Венеция.
Эль Греко (1541-1614) "
Обнажение Христа" (1577-79) Кафедральный собор Толедо, Толедо.
Погребение графа Оргаса (1586) Церковь Сан-Томе, Толедо.
Христос, изгоняющий торговцев из храма (1609) Церковь Сан-Джинес.
Аннибале Карраччи (1560-1609)
Фрески галереи Фарнезе "Любовь богов" (1597-1608)
Историческая живопись 17 века
Среди художников эпохи барокко Питер Пауль Рубенс (1577-1640) выделяется как один из великих исторических живописцев с такими работами, как "Аллегория войны и мира", "Минерва, защищающая мир от Марса" и "Похищение дочерей Левкиппа". В отличие от него, непокорный итальянский художник Караваджо (1571-1610) добился прочной славы благодаря своим высокореалистичным религиозно-историческим картинам, таким как "Ужин в Эммаусе" (1610, Национальная галерея, Лондон), которые дали римско-католической Контрреформации именно тот тип искусства, который она искала. Другим историческим художником эпохи барокко был Веласкес (1599-1660), известный такими работами, как: Капитуляция Бреды (1634). Голландский гений Рембрандт (1606-1669) также создал широкий спектр исторических картин – религиозных, мифологических и исторических, включая: Заговор Клавдия Цивилиса (1661, Национальный музей Стокгольма). Однако в целом в протестантской Северной Европе не было рынка для "религиозного искусства", поэтому художники были вынуждены обратиться к нерелигиозным формам исторической живописи.
Примеры исторических картин эпохи барокко
Франсиско Рибальта (1565-1628)
Христос, обнимающий Святого Бернарда (1625-27) Прадо.
Караваджо (1573-1610)
Призвание святого Матфея (1599-1600) Сан Луиджи деи Франчези.
Мученичество святого Матфея (1599-1600) Сан Луиджи деи Франчези.
Обращение по дороге в Дамаск (1601) Санта Мария дель Пополо.
Распятие Святого Петра (1601) Санта Мария дель Пополо, Рим.
Смерть Богородицы (1601-6) Лувр, Париж.
Погребение Христа (1601-3) Музеи Ватикана, Рим.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Самсон и Дилайла (1609) Национальная галерея, Лондон.
Сошествие с креста (Рубенс) (1614) Собор Богоматери, Антверпен.
Адам Эльсхаймер (1578-1610)
Бегство в Египет (1609) Альте Пинакотека, Мюнхен
Хусепе "Хосе" Рибера (1591-1652)
Святой Павел Отшельник (1640) Прадо, Мадрид
Жорж де Ла Тур (1593-1652)
Кающаяся Магдалина (1640) Лувр, Париж
Николя Пуссен (1594-1665)
Великая вакханалия с женщиной, играющей на лютне (1628) Лувр, Париж.
Похищение сабинянок (1638) Лувр, Париж.
Пьетро да Кортона (1596-1669)
Аллегория божественного провидения, Власть Барберини (1633-39) Палаццо Барберини.
Артемизия Джентилески (1597-1651)
Юдифь, обезглавливающая Холлоферна (1620) Уффици, Флоренция
Зурбаран (1598-1664)
Христос на кресте (1627) Институт искусств Чикаго.
Веласкес (1599-1660)
Христос на кресте (1632) Музей Прадо, Мадрид.
Сдача Бреды (Лас Лансас) (ок. 1635 г.) Прадо.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Вирсавия, держащая письмо царя Давида(1654) Музей Лувр, Париж.
Иаков, благословляющий детей Иосифа (1656) Гемальдегаллерия, Кассель.; и др.
Шарль Лебрен (1619-1690)
Вход Александра в Вавилон (1664) Лувр, Париж
Андреа Поццо (1642-1709)
Апофеоз Святого Игнатия (1694) Сан Игнацио, Рим.
Историческая живопись 18 века
Этот период стал переломным в развитии исторической живописи. К концу, из-за скучных предписаний академий и семантической путаницы между историей и историей, жанр обесценился.
Смерть генерала Вульфа (1771) Бенджамина Уэста (1738-1820) почти оправдала своё название как историческая картина, а "Казнь леди Джейн Грей" (1933) Поля Делароша (1797-1856) была не более чем сентиментальной мелодрамой.
Другим плохим примером исторической живописи была картина "Ватсон и акула" (1778) Джона Синглтона Копли (1738-1815), которая просто изображала ужасное, но в значительной степени незначительное событие. Тем не менее, другие работы Джона Копли, такие как "Смерть Чатема" и "Смерть майора Пейрсона", относятся к числу великих исторических картин, созданных в Англии в XVIII веке. Во Франции, между тем, знаменитая композиция "Смерть Марата" Жака Луи Давида была ещё одним историческим полотном, которое соответствовало жанру.
Самой значительной женщиной-историком восемнадцатого века была швейцарская художница Ангелика Кауффман (1741-1807). Приняв неоклассический стиль, Кауффманн написала множество знаменитых героинь классической истории, которые символизировали важные женские добродетели.
Примеры исторических картин восемнадцатого века
Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770)
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53).
Генри Фюзели (1741-1825)
Кошмар (1781) Детройтский институт искусств.
Жак-Луи Давид (1748-1825)
Клятва Горациев(1785) Лувр, Париж.
Смерть Сократа (1787) Национальная высшая школа изящных искусств.
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей (1789, Лувр, Париж)
Смерть Марата (1793) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Историческая живопись 19 века
Упадок исторической живописи ускорился в течение 19 века. Художники больше стремились к драматическому искусству, а не к высокому или нравственно возвышенному. Кроме того, по мере распространения образования и увеличения числа любителей изобразительного искусства расширялся и круг тем, которые можно было включить в историческую живопись. В результате великие образцы, на которые раньше равнялись художники-историки, стали терять свой авторитет. Французский художник Эжен Делакруа (1798-1863) был самым энергичным из романтических исторических живописцев, а его современники Поль Деларош (1797-1856), известный своими гравюрами с мелодраматическими историческими сценами, часто с участием королей и королев Англии, и Жан-Леон Жером (1824-1904), известный своими драматическими историческими сценами, были, вероятно, самыми популистскими. Но посмотрите также изысканные и очень популярные миниатюрные военные работы Эрнеста Мейссонье (1815-1891), выполненные в строгом академическом стиле. Другим живописцем роялистских исторических сцен был Адольф Менцель (1815-1905), который добился известности благодаря изображению сцен из жизни двора Фридриха Великого. Вдохновитель немецкого искусства XIX века, он оказал влияние на целое поколение немецких художников, включая Макса Клингера (1857-1920).
И наоборот, художественные академии и другие авторитеты ошибочно возводили жанровые сюжеты в ранг исторической живописи, чтобы придать больше веса их моральной ценности. Когда Жан-Франсуа Милле (1814-1875) или Оноре Дёме (1798-1879) изображали рабочих героическими фигурами, или Гюстав Курбе (1819-1877) писал большой групповой портрет своих сограждан (A Burial At Ornans 1850), они, возможно, высказывали ценную социальную точку зрения, но вряд ли возвышали нравы общества. Вероятно, величайшим из исторических художников 19 века во Франции был влиятельный академический педагог Гюстав Моро (1826-1898), который прославился своими мифологическими работами.
В Англии Джордж Фредерик Уоттс был лучшим из повествовательных художников викторианской эпохи, хотя британская историческая живопись была оживлена средневековым романтизмом и символизмом Братства прерафаэлитов, в частности Эдвардом Бёрн-Джонсом (1833-1898). Даниэль Маклиз (1806-1870) внёс свой уникальный вклад в английскую историческую живопись. В Испании ведущим историческим художником начала XIX века был Франсиско Гойя (1746-1828).
В Америке традицию исторической живописи поддержал немецко-американский художник Эмануэль Готлиб Лейтце (1816-1868) со своей знаменитой картиной "Вашингтон пересекает Делавэр" (1851, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
В России крупнейшим историческим живописцем был Василий Суриков (1848-1916), прославившийся такими картинами, как "Утро казни стрельцов" (1878-81, Третьяковская галерея, Москва), "Меншиков в Бериозове" (1883, Третьяковка) и "Боярыня Морозова" (1887, Третьяковка). Среди других исторических живописцев были: Илья Репин (1844-1930), известный по картинам "Иван Грозный и его сын Иван 1581" (1885) и "Ответ запорожских казаков султану Махмуду IV" (1880-91); Василий Перов (1833-1882), особенно известный "Осуждением Пугачёва" (1879, Исторический музей, Москва); и Василий Поленов (1844-1927), наиболее известный по картине "Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии" (1887, Русский музей, Санкт-Петербург).
В дополнение к семантической путанице между "историей" и "историями", в этот период возникло ещё одно движение, известное как "историзм". Оно появилось, когда некоторые художники начали перенимать художественные стили и условности, использовавшиеся в эпоху, изображённую на их картинах. Среди известных представителей историзма был бельгийский художник и педагог Хендрик Лейс (1815-1869). Хорошим примером было его подражание живописным приёмам голландских художников-жанристов в его собственных жанровых сценах той же эпохи, таких как: Флорис собирается на вечеринку (1845) и Богослужение в Голландии (1850).
Примеры исторических картин девятнадцатого века
Франсиско Гойя (1746-1828)
"Колосс" (1810) Прадо, Мадрид.
Третье мая 1808 года (1814) Прадо, Мадрид.
Сатурн, пожирающий своего сына (1823) Прадо, Мадрид.
Джордж Тёрнер (1775-1851)
Ганнибал переходит через Альпы (1812) Коллекция Тейт.
Сожжение палаты лордов и общин (1835) Филадельфийский музей.
Сражающийся Темерайр (1839) Национальная галерея, Лондон.
Дэвид Уилки (1785-1841)
Пенсионеры Челси читают депешу Ватерлоо (1822) Музей Веллингтона
Теодор Жерико (1791-1824)
Плот Медузы (1819) Лувр, Париж
Эжен Делакруа (1798-63)
Смерть Сарданапала (1827) Лувр, Париж.
Свобода, ведущая народ (1830) Лувр, Париж.
Дэниел Маклиз (1806-1870)
Встреча Веллингтона и Блюхера (1858-65, Вестминстерский дворец)
Смерть Нельсона (1861-65, Вестминстерский дворец)
Эрнест Мейссонье (1815-1891)
Наполеон возвращается из Суассона после битвы при Лаоне: 1814 (1864)
Форд Мэдокс Браун (1821-1893)
"Последний из Англии" (1852-5) Городская художественная галерея, Бирмингем
Гюстав Моро (1826-1898)
Сфинкс (1864) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Орфей (1865) Музей д'Орсэ, Париж.
Химера (1867) Частная коллекция.
Явление (1876) Художественный музей Фогга.
Арнольд Боклин (1827-1901)
Бой кентавров (1873) Кунстмузеум, Базель
Уильям Холман Хант (1827-1910)
Нахождение Спасителя в храме (1854-60) Бирмингемский музей и художественная галерея.
Джон Эверетт Милле (1829-1896)
Офелия (1852) Коллекция Тейт, Лондон.
Христос в доме своих родителей (1854-60) Тейт Британ, Лондон.
Фредерик Лейтон (1830-1896)
Примирение Монтекки и Капулетти (1854) Йельский центр.
Ванна Психеи (1890) Тейт Британия.
Эдуард Мане (1832-1883)
Казнь императора Максимилиана (1867) Музей искусств, Мангейм
Эдвард Берн-Джонс (1833-1898)
"Обольщение Мерлина" (1874) Художественная галерея Леди Левер.
Золотая лестница (1876-80) Тейт Британ.
Одилон Редон (1840-1916)
Циклоп (1914) Музей Кроллер-Мюллер, Нидерланды
Илья Репин (1844-1930)
Иван Грозный и сын его Иван (1885) Третьяковская галерея, Москва
Поль Гоген (1848-1903)
Видение после проповеди, (1888) Национальная галерея Шотландии.
Откуда мы пришли, кто мы? Куда мы идём? (1897)
Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
Леди Шалотт (1888) Коллекция Тейт, Лондон
Джеймс Энсор (1860-1949)
Вход Христа в Брюссель (1888) Музей Гетти, Лос-Анджелес
Историческая живопись 20-го века
Возможно, потому что катаклизмы начала и середины ХХ века разрушили многие системы ценностей и размыли разницу между добром и злом, этот период уделял меньше внимания различиям между жанрами живописи и перестал придавать особый статус исторической живописи. Тем не менее, этот жанр сохранился как ресурс, когда художники хотели продемонстрировать серьёзность своей работы. Хорошими примерами исторической живописи ХХ века являются: мексиканское движение фресковой живописи (1920-е годы), воплощённое в работах Диего Риверы (1886-1957), Хосе Клементе Ороско (1883-1949) и Давида Альфаро Сикейроса (1896-1974); "Герника" Пабло Пикасо (1881-1973) с её сопоставлением современных и традиционных образов.
В Советском Союзе тоталитарные власти также наделяли социалистическо-реалистическое искусство благородством и величием, чтобы лучше пропагандировать свою политическую программу. Современный пример исторической живописи – "Полуночная поездка Пола Ревира" (1931) Гранта Вуда; другой пример – австралийский художник-экспрессионист Сидни Нолан (1917-1992), написавший увлекательную серию картин, изображающих историческую историю Неда Келли. Самым последним представителем исторической живописи XX века является современный немецкий художник Ансельм Кифер (р. 1945), известный своими масштабными работами в стиле неоэкспрессионизма, изображающими вопросы нацистской истории и нордической мифологии.
Современные исторические картины
Ловис Коринф (1858-1925)
Ecce Homo (1925), Базель, Кунстмузеум.
Пабло Пикассо (1881-1973)
Герника (1937) Рейна София, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Галерея Тейт, Лондон.
Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976)
Фарисеи (1912) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Диего Ривера (1886-1957)
Организация аграрного движения (1926) Частная коллекция
Марк Шагал (1887-1985)
Война (1964-6) Кунстхаус, Цюрих.
Сальвадор Дали (1904-1989)
Мягкая конструкция с вареной фасолью (1936), Музей искусств Филадельфии
Барнетт Ньюман (1905-1970)
Vir Heroicus Sublimis (1950-1) MoMA, Нью-Йорк
Роберт Мазервелл (1915-1991)
Известен своей серией "Элегия", вдохновлённой гражданской войной в Испании.
Элегия испанской республике № 55 (1955-60) Кливлендский музей искусств.
Сидни Нолан (1917-1992)
Смерть констебля Скэнлона (1946) Национальная галерея Австралии, Канберра
Сай Твомбли (1928-2011)
Леда и лебедь (1962) MoMA, Нью-Йорк.
Ансельм Кифер (р.1945)
Innenraum (1981) Музей Стеделийк, Амстердам.
Жена Лота (1989) Кливлендский музей искусств.
Современное абстрактное искусство
Современной альтернативой надоевшей академической формуле исторической живописи стало обращение к более абстрактной форме искусства при изображении монументальных или серьёзных проблем. С этой точки зрения, шедевр Сальвадора Дали "Распад стойкости памяти" с его сюрреалистическим представлением ядерного мира может считаться исторической картиной. Более удачным примером является расширенная серия абстрактных картин "Элегия" Роберта Мазервелла. Другим художником, который использовал абстрактные образы и символизм для изображения серьёзных проблем, был Барнетт Ньюман (1905-1970), известный своей картиной Vir Heroicus Sublimis (1950-1). К сожалению, вдохновляющая сила абстрактной картины обычно гораздо меньше, чем у фигуративного героя, попавшего в драматический момент истории.
Выживет ли историческая живопись?
Два фактора, оба возникшие в двадцатом веке, в совокупности привели к вероятному концу исторической живописи. Во-первых, сейчас, кажется, очень мало сюжетов (кроме Рождества Христова), могут вызвать заинтересованное понимание в западном обществе. Во-вторых, история или повествование, которое раньше было главным компонентом традиционной исторической живописи, теперь почти повсеместно передаётся с помощью кино. Почти все знаковые моменты или повествования из истории и мифологии теперь передаются с помощью фотографии, кино- или видеофильмов, а не изобразительного искусства. В отсутствие нового Ренессанса в живописи трудно представить, как может выжить жанр исторической живописи.
Подробнее об эволюции живописи и скульптуры
см: Хронология истории искусства
а также см.: История искусства (с 800 г. до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?