Обнажённые девушки в истории искусства читать ~8 мин.
Стоящая обнажённая мужская фигура (курос) была центральной темой в скульптуре Древней Греции. В ней мужское тело ассоциировалось со спортивным мастерством и нравственным превосходством. Однако отношение к женской наготе было иным.
Обнажённая натура в античном искусстве
Женское тело связывалось с таинством деторождения, и на протяжении почти пяти веков греки предпочитали изображать стоящую женскую фигуру (коре) одетой. Ситуация изменилась в IV веке до нашей эры, когда скульптор Пракситель создал статую обнажённой Афродиты, известную как Афродита Книдская. Эта работа положила начало новой эстетической традиции в изображении женской формы.
В отличие от преувеличенных форм ближневосточных фигурок плодородия, Афродита Книдская была создана с идеализированными пропорциями, основанными на математических расчётах. Её поза, прикрывающая наготу, добавляла образу скромности. Этот идеализированный образ греческой обнажённой женщины, апеллирующий как к разуму, так и к чувствам, был воспринят эллинистическим и римским искусством.
Среди величайших греческих скульпторов, работавших с человеческой фигурой, выделяются Поликлет (V век до н.э.), Фидий (ок. 488–431 до н.э.) и Мирон (работал в 480–444 гг. до н.э.). Однако именно Пракситель (работал в 375–335 гг. до н.э.) произвёл революцию в изображении женского обнажённого тела. Позднее, в эллинистический период, мастера, такие как Хагесандр, Афенодор и Полидор (I-II вв. до н.э.), создавали сложные многофигурные композиции.
Примечание: Хараппская цивилизация долины Инда (3000–1000 гг. до н.э.), предшествовавшая греческому искусству почти на два тысячелетия, была одной из первых культур, создававших бронзовые статуэтки с изображением наготы. Один из лучших образцов — «Танцующая девушка из Мохенджо-Даро», 15-сантиметровая статуэтка, отлитая около 2500 года до н.э. по технологии выплавляемого воска. Это выдающийся пример ранней индийской скульптуры азиатского бронзового века.
Альбом с галереей произведений в жанре ню:
Обнажённая натура и эротика в живописи (18+)
Обнажённая натура в византийском искусстве
В средневековом византийском искусстве, с зарождением христианской культуры, значение женской наготы значительно снизилось. Христианская иконография могла включать изображение распятого Христа в набедренной повязке, но лишь для того, чтобы подчеркнуть его физические страдания и унизительную смерть. Женская нагота крайне редко встречалась в живописи или мозаиках византийской эпохи, поскольку ассоциировалась преимущественно с грехом и стыдом. Кроме того, в византийской культуре нагота была тесно связана с языческим греческим наследием.
Обнажённая натура в искусстве Средневековья
В эпоху готического искусства негативное отношение к женской наготе в живописи, скульптуре и других видах искусства ещё более укрепилось. Нагота стала синонимом греховности, что иллюстрирует история Адама и Евы в Эдемском саду. Раннехристианский акцент на целомудрии также препятствовал изображению обнажённого тела. Однако, как это ни парадоксально, готическим художникам (включая соборных скульпторов и братьев Лимбург) дозволялось изображать женскую наготу для символизации чистоты, девственности и истины («nuda veritas» — «обнажённая истина»). Одной из немногих знаменитых работ того времени является полихромная деревянная скульптура Святой Марии Магдалины, известная как «La Belle Allemande», созданная позднеготическим резчиком Грегором Эрхартом в Аугсбурге.
Обнажённая натура в искусстве эпохи Возрождения
Повторное открытие ценностей греко-римской культуры в период итальянского Возрождения вернуло женскую наготу на передний план как в живописи, так и в скульптуре. Такие мастера, как Боттичелли («Рождение Венеры», 1484; «Весна», 1482), Джорджоне («Спящая Венера», 1510), Тициан («Венера Урбинская», 1538; «Венера с зеркалом», 1555) и Тинторетто («Сусанна и старцы», 1556), не ограничивались идеализированными формами, основанными на математических пропорциях. Они стремились запечатлеть естественную полноту и живое тепло женской красоты.
Художники Северного Возрождения проявили не меньший интерес к этой теме. Голландский живописец Ян ван Эйк стал пионером натурализма в изображении Евы на Гентском алтаре (1425–1432). Иероним Босх использовал женскую наготу (триптих «Воз сена», 1500; «Сад земных наслаждений», 1510), чтобы усилить свои апокалиптические видения греха и Божественного суда. Мифологические сюжеты с обнажёнными женскими фигурами также были важным элементом творчества Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и Ханса Бальдунга Грина (1484–1545). В скульптуре итальянского Возрождения преобладали мужские обнажённые фигуры, но женские также встречаются. Примерами служат работы маньеристов Якопо Сансовино («Венера и Амур», 1550) и Джамболоньи («Похищение сабинянок», 1581–1583).
Это не означало изменения христианской морали. Церковь, несмотря на покровительство таким талантам, как Тициан, оставалась настороженной и даже враждебной к использованию наготы в общественном искусстве, особенно в храмах. Неудивительно, что Тридентский собор (1545–1563) предпринял попытку искоренить «распутные» и «языческие» элементы, которые, по мнению церкви, проникли в искусство Возрождения под влиянием классических канонов.
Обнажённая натура в искусстве барокко
Идеалы Возрождения сохранились благодаря созданию в Европе сети академий изящных искусств, где рисование с натуры (с живой обнажённой модели или с античной скульптуры) стало основной техникой обучения. В своих пышных («рубенсовских») женских образах (например, «Похищение дочерей Левкиппа», 1618, и «Суд Париса», 1632–1636) Рубенс стал достойным преемником Тициана. То же можно сказать и о Веласкесе с его «Венерой с зеркалом» (1647–1651). Рембрандт также использовал естественные пропорции («Даная», 1636; «Вирсавия», 1654), придавая своим женским образам особую жизненность и гуманизм. Подобный подход характерен и для скульптора Бернини («Плутон и Прозерпина», 1622; «Аполлон и Дафна», 1625).
Обнажённая натура в искусстве рококо и неоклассицизма
В искусстве рококо женская нагота становится более игривой и пикантной. Это заметно в работах Жана-Антуана Ватто («Суд Париса», 1721), Франсуа Буше («Отдыхающая девушка (Одалиска)», 1752) и Жана-Оноре Фрагонара («Снятая сорочка», ок. 1770), а также у скульптора Этьена-Мориса Фальконе («Купальщица», 1757). Представители неоклассицизма, такие как скульптор Джозеф Ноллекенс («Венера», 1773), напротив, вернулись к строгим античным формам и пропорциям.
Обнажённая натура в искусстве XIX века
В XIX веке художники часто помещали обнажённые женские фигуры в экзотические или мифологические декорации, далёкие от повседневной жизни. Примерами служат «Купальщица Вальпинсона» (1808) и «Большая одалиска» (1814) Ж. О. Д. Энгра; корчащиеся тела в «Смерти Сарданапала» (1827) Делакруа; и фантастические образы Лоуренса Альма-Тадемы («Тепидарий», 1881). Этим работам противопоставляются реалистичные и провокационные полотна: «Обнажённая Маха» (1800) Гойи; «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863) Мане; и откровенная картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» (1866).
Обнажённая натура в искусстве XX века
Хотя академическая традиция утратила своё доминирующее положение в XX веке, жанр ню оставался важной частью современного искусства. Такие художники, как Сезанн («Большие купальщицы», 1894–1906), Пабло Пикассо («Две обнажённые», 1906; «Авиньонские девицы», 1907; «Большая купальщица», 1921), Амедео Модильяни (серия «Лежащая обнажённая», 1917) и Густав Климт («Адам и Ева», 1918), а также участники групп немецкого экспрессионизма, активно обращались к изображению обнажённого женского тела.
Проницательный реализм венского графика Эгона Шиле («Обнажённая со скрещёнными руками», 1910) нашёл продолжение в гиперреализме Люсьена Фрейда («Спящая социальная работница», 1995) и в монументальной телесности работ Дженни Сэвилл («Фирменный», 1992). Стоит также отметить полуабстрактные обнажённые фигуры Виллема де Кунинга («Сидящая женщина», 1944).
В фотографии XX века женская нагота представлена резкими образами Гельмута Ньютона (1920–2004). В скульптуре анатомический реализм нашёл отражение в работах американского фотореалиста Джона де Андреа, выполненных из полиэстера и бронзы («Пара», 1971; «Модель в покое», 1981; «Без названия, бронза № 1», 1984). Вуайеристскую традицию продолжали Бальтус («Урок игры на гитаре», 1934), шведский импрессионист Андерс Цорн («Купающиеся девушки из Даларны», 1908), немецкий художник Герхард Рихтер («Эма: Обнажённая на лестнице», 1966) и бельгийский сюрреалист Поль Дельво («Мечта», 1941).
Для анализа произведений в жанре ню XX века, созданных Модильяни и другими модернистами, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
20 величайших изображений обнажённой натуры в истории искусства
20. Две девушки в траве (1919)
Темпера, холст, Музей Буххайма, Бернрид-ам-Штарнбергер-Зе.
Отто Мюллер (1874-1930).
19. Портрет Иды Рубинштейн (1910)
Темпера, уголь, холст, Русский музей, Санкт-Петербург.
Валентин Серов (1865-1911).
18. Афродита Книдская (ок. 350 г. до н.э.)
Мрамор, Музеи Ватикана.
Римская копия утраченного оригинала Праксителя (работал в сер. IV в. до н.э.).
17. Марселла (1910)
Масло, холст, Музей современного искусства, Стокгольм.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938).
16. Полуобнажённая женщина в шляпе (1911)
Масло, холст, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938).
15. Олимпия (1863)
Масло, холст, Музей Орсе, Париж.
Эдуар Мане (1832-1883).
14. Обнажённая Маха (1800)
Масло, холст, Музей Прадо, Мадрид.
Франсиско Гойя (1746-1828).
13. Рождение Венеры (1879)
Масло, холст, Музей Орсе, Париж.
Вильям-Адольф Бугро (1825-1905).
12. Венера с зеркалом (1647-1651)
Масло, холст, Национальная галерея, Лондон.
Диего Веласкес (1599-1660).
11. Суд Париса (ок. 1718–1721)
Масло, холст, Лувр, Париж.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
10. Обнажённая (чёрное и золото) (1908)
Масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс (1869-1954).
9. Женщина, укушенная змеёй (1847)
Мрамор, Музей Орсе, Париж.
Огюст Клезингер (1814-1883).
8. Купальщица Вальпинсона (1808)
Масло, холст, Лувр, Париж.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).
7. Рождение Венеры (1484-1486)
Темпера, холст, Галерея Уффици, Флоренция.
Алессандро Боттичелли (1445-1510).
6. Венера Урбинская (1538)
Масло, холст, Галерея Уффици, Флоренция.
Тициан (ок. 1488/1490-1576).
5. Без названия (Бронза № 1) (1984)
Бронза, Художественный музей Чазена, Мэдисон.
Джон де Андреа (р. 1941).
4. Лежащая обнажённая (1917)
Масло, холст, Галерея Курто, Лондон.
Амедео Модильяни (1884-1920).
3. Три грации (1813-1816)
Мрамор, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Антонио Канова (1757-1822).
2. Вирсавия с письмом царя Давида (1654)
Масло, холст, Лувр, Париж.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
1. Ева (фрагмент Гентского алтаря) (1425-1432)
Масло, дерево, Собор Святого Бавона, Гент.
Ян ван Эйк (ок. 1390-1441).
Подробнее о различных типах живописи см. статью Жанры живописи.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Определение и значение искусства.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры и периоды рассматриваются в статье: Виды искусства.
РИСУНОК
Краткий обзор темы представлен в статье: Искусство рисования. О работах, посвящённых человеческой фигуре: Рисунок фигуры человека, фигуративная живопись, изобразительное искусство, а также искусство портрета.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Происхождение и развитие пластических искусств рассматриваются в статье: История скульптуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?