Лучшие исторические художники:
1400-настоящее время читать ~11 мин.
Обычно термин «историческая живопись» используется для характеристики произведения с моральным повествованием, действие которого происходит на фоне классической мифологии или истории — древней или современной. Христианское искусство, например, было распространённой формой исторической живописи. Изображённые человеческие фигуры почти всегда вовлечены в какую-либо форму физической или эмоциональной борьбы, как правило, героической. Это своего рода картинная проповедь, передающая послание, имеющее узнаваемую ценность для общества того времени.
Изображаемые события не обязательно должны быть исторически точными, и часто они таковыми не являются, но обычно носят глубоко символический и иконографический характер. Мифологическая живопись была другой популярной формой исторической живописи. Её ведущими представителями были Боттичелли, Тициан и Рубенс, а также художники Нового времени, такие как Гюстав Моро.
В эпоху треченто (XIV век, Проторенессанс), кватроченто (XV век, Раннее Возрождение) и в период чинквеченто (XVI век), охватывающий Высокое Возрождение и маньеризм, христианство служило источником сюжетов для исторической живописи. Среди них — распятие и снятие с креста Христа, история Давида и Голиафа и другие. Эта тенденция сохранялась на протяжении всей Контрреформации и эпохи барокко. С XVII века велись ожесточённые споры о том, как следует изображать человеческие фигуры — в идеализированном или реалистичном виде, в классических или современных костюмах, какие «позы» приемлемы, и насколько художник может использовать драматизм с помощью ярких цветов или других эффектов. Характерный пример индивидуального подхода можно увидеть в картинах Рембрандта «Заговор Клавдия Цивилиса» (1661, Стокгольм) и «Вирсавия с письмом Давида» (1654, Лувр). Хотя в XVIII – XIX веках значение таких жёстких правил значительно снизилось, предпринимались спорадические попытки возродить их в форме таких движений, как неоклассицизм и историзм.
Благодаря высокому моральному содержанию этого вида живописи, он занял первое место в иерархии жанров, составленной академиями художеств, опередив портретную живопись, жанровую живопись, пейзаж и натюрморт.
Этот список известных художников-историков был составлен нашим редактором Нилом Коллинзом, магистром искусств и магистром права. Он отражает его личное мнение о десяти лучших представителях исторической живописи. Естественно, как и любой подобный список, он больше говорит о личных вкусах составителя, чем о художниках, вошедших в рейтинг. (См. также наши статьи: Оценка искусства и Как ценить картины). (См. также: Анализ известных картин).
Один из самых влиятельных деятелей французского романтизма, Делакруа был одним из величайших исторических живописцев XIX века. Его нарративные произведения охватывали классическую мифологию, средневековую и современную историю, библейские сцены и многочисленных литературных персонажей, включая Фауста и Гамлета. Ярый поклонник Рубенса и венецианской школы, во многих своих работах он отдавал предпочтение спонтанности, цвету и действию, а не композиционным линиям и формам. В этом смысле он был антитезой академическому стилю Пуссена и Энгра, хотя всегда считал себя частью классической традиции живописи. Он стал одним из последних великих художников, создавших значительное наследие монументальной исторической живописи, которой он украсил Салон короля в Бурбонском дворце в Париже. Для сравнения стилей см. парижского коллегу Делакруа Поля Делароша (1797–1856), популярного исторического живописца и гравёра.
Известные исторические картины Эжена Делакруа
«Смерть Сарданапала» (1827) Лувр, Париж
«Свобода, ведущая народ» (1830) Лувр, Париж
Один из величайших художников-историков переходного периода к Новому времени, Гойя был также известным портретистом и главным художником испанского короля Карла IV. Его интерес к нарративной живописи расцвёл после вторжения Наполеона в Испанию. Это событие привело к созданию его новаторской серии гравюр «Бедствия войны», а позднее — двух шедевров: «Восстание 2 мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года». В поздние годы он создал четырнадцать больших фресок на мифологические темы, известных как «Чёрные картины». Эта напряжённая серия работ была написана почти полностью в чёрных, серых и коричневых тонах и изображала мифические кошмарные сцены огромной интенсивности.
Известные исторические картины Франсиско Гойи
«Колосс» (1810) масло, Музей Прадо, Мадрид
«Третье мая 1808 года» (1814) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1823) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
Депутат французского парламента во время революции, впоследствии «диктатор искусств», а ещё позже — ярый сторонник Наполеона, Жак-Луи Давид был ведущим историческим живописцем неоклассического движения. Это направление стремилось вернуть классическую торжественность и героизм взамен декоративному рококо и окончательно избавиться от влияния барокко. Великий поклонник Рафаэля и Пуссена, его вклад в историческую живопись включает такие шедевры, как «Клятва Горациев», «Смерть Сократа» и «Смерть Марата». Каждая из этих работ излучает героическое достоинство, представленное в точном, но сдержанном академическом стиле, что делает его полной противоположностью Тьеполо. Давид оказал большое влияние на других французских художников, таких как Жерар, Жироде, Гро, Навёз и Жан-Огюст-Доминик Энгр. См. также: Неоклассическая живопись.
Известные исторические картины Жака-Луи Давида
«Клятва Горациев» (1785) масло на холсте, Лувр
«Смерть Марата» (1793) масло на холсте, Музей изящных искусств, Брюссель
«Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801) масло на холсте, Лувр, Париж
Другой успешный французский исторический живописец XIX века, который также интересовался Наполеоном: Эрнест Мейссонье (1815–1891).
Величайший художник-монументалист XVIII века, работавший в технике фрески и известный своей быстрой, мерцающей манерой письма, Тьеполо был одним из лучших венецианских декораторов в традиции классического Возрождения. Его самым известным произведением, выполненным в стиле рококо, стали фрески Вюрцбургской резиденции (1753), которые он завершил в сотрудничестве с архитектором Бальтазаром Нойманом для дворца князя-епископа Вюрцбурга. Другие великолепные образцы его исторической живописи in situ можно увидеть в Вене и Мадриде, где потолки и стены заполнены богами, богинями, лошадьми, колесницами, а также аллегорическими и мифологическими фигурами. Все они сияют в феерии ярких цветов, движения и драмы. Один из самых ярких художников со времён Ренессанса и последняя великая фигура в венецианской живописи.
Известные исторические картины Тьеполо
Фрески на потолке (Аполлон и континенты) (1753) Дворец Вюрцбурга
Фрески на потолке (ок. 1756) Королевский дворец, Мадрид
«Рахиль прячет идолов» (1729), фреска, Палаццо Патриаркале, Удине
Один из самых оригинальных и влиятельных художников начала XVII века, Караваджо внёс уникальный вклад в искусство в целом и в историческую живопись в частности. Его новаторство основано на революционном реализме религиозных произведений, многие из которых были отвергнуты заказчиками из-за несоответствия канонам. В его работах апостолы изображены не в привычном благородном облике, а в виде простых, грубоватых людей.
В дополнение к этому отказу от идеализма, Караваджо в полной мере использовал кьяроскуро (контраст света и тени), чтобы придать своим сценам драматизм. Отсутствие сохранившихся рисунков или эскизов подкрепляет мнение, что он рисовал прямо на холсте. Бурный, неистовый и проживший недолгую жизнь художник, прозванный некоторыми современниками «злым гением», Караваджо сыграл важную роль в снижении значения «изящества» в исторической живописи в пользу большей реалистичности и выразительности. Его репутация сохраняется и по сей день.
Известные исторические картины Караваджо
«Юдифь и Олоферн» (1599) масло на холсте, Палаццо Барберини, Рим
«Призвание святого Матфея» (1600) Часовня Контарелли, Рим
«Мученичество святого Матфея» (1600) Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
«Ужин в Эммаусе» (1601) Национальная галерея, Лондон
«Распятие святого Петра» (1601) Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
«Обращение Савла» (1601) Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
«Смерть Марии» (1601–1606) Лувр, Париж
«Положение во гроб» (1601–1603) Музеи Ватикана, Ватикан
Методичный в работе, медленно наносивший краску на холст и прибегавший к многократным переделкам, Тициан был величайшим из венецианских художников, превзойдя даже Джованни Беллини, и одним из лучших исторических живописцев во всей Италии. Первый художник, продемонстрировавший весь цветовой потенциал масляной краски, он внёс выдающийся вклад в нарративное искусство. Среди его работ — огромный алтарь «Вознесение Девы Марии», алтарные картины «Мадонна семьи Пезаро» и «Смерть святого Петра Мученика» (уничтожена), а также бесчисленные аллегорические полотна, такие как «Даная» и «Венера Урбинская».
В 1533 году он стал придворным художником императора Карла V. Позже сын императора, Филипп II Испанский, заказал ему серию мифологических картин, в том числе «Персей и Андромеда» и «Похищение Европы», а также другие произведения, ставшие одними из самых возвышенных творений Тициана.
Известные исторические картины Тициана
«Вознесение Девы Марии» (1516–1518) Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция
«Вакх и Ариадна» (1522) масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
«Вакханалия андрийцев» (1523–1525) Прадо, Мадрид
«Венера и Адонис» (1553) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
«Похищение Европы» (1562) масло, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
Ученик знаменитого Робера Кампена (1378–1444), таинственного Мастера из Флемаля, Рогир ван дер Вейден был величайшим фламандским художником середины XV века. Его репутация одного из лучших исторических живописцев основана на его великолепных религиозных картинах, таких как «Снятие с креста» — одном из величайших произведений Северного Возрождения. В отличие от бесстрастного реализма других мастеров, таких как Ян ван Эйк, Вейден привнёс в свои картины почти осязаемую остроту и эмоциональность. При жизни он был высоко почитаем во Фландрии, а также во Франции, Германии, Испании и Италии, но затем постепенно ушёл в тень, прежде чем был вновь открыт в XIX веке.
Известные исторические картины Рогира ван дер Вейдена
«Снятие с креста» (1435–1440) масло на доске, Музей Прадо, Мадрид
«Оплакивание Христа» (1450) масло на доске, Галерея Уффици, Флоренция
Виртуозный живописец, придворный художник, рисовальщик, дизайнер и фламандский дипломат, Рубенс был бесспорным мастером барочного искусства Контрреформации, создавшим некоторые из величайших шедевров религиозной и мифологической исторической живописи. Последователь мастеров Высокого Возрождения, он испытал сильное влияние Караваджо. В его мастерской работали такие ученики, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Его плодотворное творчество охватывало исторические картины, а также портреты и пейзажи, выполненные во всех техниках и форматах, включая росписи потолков, алтарные образы, панно и эскизы для шпалер. Не зря его прозвали «королём живописцев и живописцем королей».
Известные исторические картины Питера Пауля Рубенса
«Самсон и Далила» (1609) масло на дереве, Национальная галерея, Лондон
«Снятие с креста» (1611–1614) масло на дереве, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
«Похищение дочерей Левкиппа» (1618) масло, Старая пинакотека, Мюнхен
В отличие от Микеланджело, который предпочитал фрески, Леонардо был пионером масляной живописи, которую он использовал для создания знаменитого портрета Моны Лизы. Его бессмертная историческая картина — «Тайная вечеря» — была выполнена в экспериментальной технике с использованием масла и темперы на сухой стене, а не в технике фрески, в результате чего произведение начало разрушаться ещё при жизни художника. Тем не менее, это первое произведение Высокого Возрождения, которое демонстрирует стремление Леонардо выявить психологические элементы композиции — подход, который прекрасно иллюстрирует его репутацию художника-интеллектуала и одного из величайших теоретиков искусства Возрождения. Бесчисленные значения, приписываемые этой картине, в частности в бестселлере «Код да Винчи», являются ярким свидетельством её виртуозной композиции и непреходящей популярности.
Известные исторические картины Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря» (1495–1498) Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
Считающийся многими искусствоведами величайшим художником всех времён как в живописи, так и в скульптуре, Микеланджело заслужил свою репутацию благодаря двум огромным фрескам в Сикстинской капелле, написанным на потолке и алтарной стене личной часовни папы. Первая работа, цикл фресок на темы Книги Бытия, заказанная папой Юлием II, была выполнена за четыре года (1508–1512). Работая в основном в одиночестве, он был вынужден писать в неудобной позе, запрокинув голову, в тяжёлых условиях. Микеланджело изобразил сцены от Сотворения мира до Опьянения Ноя, которые сегодня считаются одним из уникальных шедевров исторической живописи.
Двадцать лет спустя он принял заказ на роспись алтарной стены. Вторая нарративная фреска, «Страшный суд», также была библейской по сюжету, но полностью контрастировала с оптимизмом росписей потолка. Её угрожающие формы и настроение гневного опустошения, несомненно отражающие бурные исторические события того периода — разграбление Рима и конфликт между протестантизмом и Контрреформацией, — фактически отвергали художественные идеалы Высокого Возрождения и предвещали приход стиля маньеризма. Однако как произведение искусства «Страшный суд» остаётся одним из самых мощных примеров исторической живописи, когда-либо созданных.
Известные исторические картины Микеланджело
Фрески на темы Книги Бытия (1508–1512) Сикстинская капелла, Ватикан
«Сотворение Адама» (1511) Сикстинская капелла
Фреска «Страшный суд» (1535–1541) Сикстинская капелла
- Джон Мартин: исторический пейзажист, библейский художник
- Историческая живопись
- «Замок Отранто» Горация Уолпола, краткое содержание
- «Тряпичный Дик» Горацио Алджера, краткое содержание
- Гораций Хон, ирландский портретист Художник: Биография, Миниатюры
- Бахус и Ариадна, Тициан: анализ
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Пожарные спасли «Успение Девы Марии»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?