Керамика читать ~16 мин.
Керамика — важный вид пластического искусства (от греч. κέραμος, `keramos` — гончарная глина). Этим термином называют изделия, изготовленные из глины и обожжённые в печи для придания им окончательной формы. Вне сферы искусства, благодаря новым технологическим процессам, термин «керамика» теперь охватывает более широкую группу материалов, включая стекло и цементы, поэтому глина перестала быть их единственным ключевым компонентом.
В чём разница между гончарным делом и керамикой?
В изобразительном искусстве эти термины часто используются как взаимозаменяемые. Оба обозначают творческий процесс, который включает в себя несколько основных этапов:
формование (придание формы);
обжиг (в печи);
декорирование и глазурование;
повторный обжиг для закрепления глазури. При этом декорирование может происходить на разных стадиях, в том числе и до первого обжига.
Что такое художественная и бытовая керамика?
Существует условное различие между «изобразительным искусством» (уникальными предметами, созданными исключительно ради их визуальной или эстетической привлекательности) и «ремёслами» (предметами, которые, независимо от степени их декоративности, обычно функциональны и изготавливаются по определённой формуле). Таким образом, термин «художественная керамика» описывает произведения искусства, в то время как «бытовая керамика» или «гончарные изделия» чаще относятся к посуде и другим утилитарным предметам. Эти определения не являются абсолютными: некоторые керамические изделия могут быть одновременно и произведениями искусства, и функциональными вещами. (См. также декоративное искусство и прикладное искусство.)
Когда впервые появилась художественная керамика?
Некоторые эксперты считают самой ранней из известных керамических скульптур клад фигурок, найденный в Дольни-Вестонице в Чехии. Ярким примером является «Венера из Дольни-Вестонице» — статуэтка обнажённой женской фигуры, датируемая примерно 25 000 годом до н.э.
Для сравнения, самые ранние образцы древней керамики, предположительно найденные в Китае, могут датироваться возрастом до 20 000 лет до н.э. На сегодняшний день древнейшей китайской керамикой, возраст которой подтверждён радиоуглеродным анализом, является керамика из пещеры Сяньжэньдун в провинции Цзянси, датируемая 18 000 годом до н.э. За ней следуют керамика из пещеры Юйчаньянь из провинции Хунань (16 000 лет до н.э.), керамика из пещеры Вела Спила в Хорватии (15 500 лет до н.э.), японская керамика Дзёмон (с 14 500 г. до н.э.) и керамика бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.). Более подробную хронологию см. здесь: Хронология гончарного производства.
На Западе гончарное дело связано с искусством неолита и достигло своего расцвета в классическом греческом искусстве в создании и украшении ваз. Многие искусствоведы считают греческую керамику вершиной керамического искусства. Другие сложные формы появились в исламском искусстве: ближневосточные керамисты изобрели оловянную глазурь в IX веке н.э. На Востоке наиболее выдающаяся художественная керамика была впервые произведена в Китае, где были достигнуты значительные успехи в составе глиняных масс, глазуровании и декорировании предметов.
Ранние произведения см.: Неолитическое искусство в Китае (7500–2000 гг. до н.э.).
Примером китайского керамического искусства является знаменитая селадоновая глазурь. Её прототипы появились во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Глазурь создавалась из смеси с высоким содержанием железа, которая при обжиге приобретала различные оттенки зелёного цвета. (О других видах восточноазиатского селадона см. также: Корейское искусство.) Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе восточной керамики и других видов искусства, см.: Традиционное китайское искусство: Характерные черты. Об эволюции гончарного дела и фарфора в Китае см.: Хронологическая шкала китайского искусства (18 000 лет до н.э. — настоящее время). В Америке гончарные изделия впервые появились в доколумбовом искусстве около 2000–1800 гг. до н.э.
КАОЛИН
Мягкая белая глина, необходимая для создания фарфора, названа в честь холма Гаолин (Gaoling) в провинции Цзянси, Китай, где её добывали веками. Сырой каолин представляет собой белый порошок, который, как и другие глины, становится пластичным при смешивании с водой. Отсутствие соединений железа или щелочей в химическом составе каолина (каолинита) делает его идеальным для изготовления белой посуды или фарфора при смешивании примерно с равными частями полевого шпата и кремнезёма, а также с меньшим количеством пластичной глины.
МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР
Известный в Англии как дрезденский фарфор, а во Франции как саксонский, мейсенский фарфор стал первой настоящей версией китайского фарфора, произведённой в Европе. После того как в конце 1707 года Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и Иоганн Фридрих Бёттгер открыли его формулу, в 1710 году на фабрике в Мейсене началось производство. Выпускаемая продукция включала широкий спектр художественных фигурок. Заметное усовершенствование было внесено в 1730-х годах с изобретением синего подглазурного декора, называемого `zwiebelmuster` (луковый узор). К 1760 году ведущая роль Мейсена перешла к французскому севрскому фарфору, хотя мейсенский остался высоко ценимой формой высококачественной керамики.
КЕРАМИКА РАКУ
Изначально раку — это японская керамика XVI века из Киото, покрытая свинцовой глазурью и предназначенная для чайной церемонии. Традиционно изделия в технике раку лепят вручную, а не на гончарном круге, поэтому каждый предмет уникален. Однако его главная особенность заключается в ускоренной технике обжига. В то время как обычная керамика обжигается и остывает довольно медленно, глазурованную керамику раку обжигают менее часа, затем извлекают щипцами из раскалённой печи и помещают в ёмкость с горючими материалами (например, опилками). Это вызывает их немедленное возгорание. В процессе горения создаётся восстановительная среда, в которой кислород «вытягивается» из глиняного черепка и глазури, что приводит к появлению уникальных цветовых эффектов и узоров.
АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА
Лучший английский фарфор производился в третьей четверти XVIII века. Сначала его выпускали в Челси под руководством Чарльза Гуина, а затем — его фламандского преемника Николаса Спримонта, создавшего выдающиеся статуэтки, которыми славилась фабрика. Выдающийся английский фарфор также производился в Вустере и Дерби. В 1760-х годах Джозайя Веджвуд внёс свой уникальный вклад в английскую керамику на своих заводах в Берслеме и Этрурии, расположенных в Стаффордшире. Он прославился усовершенствованным фаянсом кремового цвета (creamware), чёрным базальтовым неглазурованным керамогранитом в неоклассическом стиле и белым матовым неглазурованным керамогранитом, известным как Jasperware, а также серией прекрасных декоративных фигурок, созданных такими художниками, как Джон Флаксман. Вслед за Веджвудом в первой половине XIX века Джозайя Споуд представил гибридный фарфор, соединив компоненты твёрдого фарфора с костяной золой для получения костяного фарфора. На заводе Споуда в Стоке его сменил Уильям Т. Коупленд, который прославился белым матовым неглазурованным фарфором, называемым «париан». Этот материал был двух видов: статуарный париан (мягкий фарфор), используемый для создания фигурок и репродукций скульптур, и твёрдый париан (настоящий фарфор), из которого изготавливали посуду.
Какие бывают виды керамики?
Существует три основные категории керамики: фаянс, каменная керамика и фарфор. Они различаются в зависимости от глины, используемой для их изготовления, и температуры обжига.
Фаянс
Это самый древний вид керамики, история которого восходит к каменному веку. Хотя его состав может значительно варьироваться, типичный состав современной глиняной массы для фаянса может быть таким: 25% пластичной глины, 28% каолина, 32% кварца и 15% полевого шпата.
Это самый мягкий тип керамики, обжигаемый при относительно низкой температуре. Он пористый (впитывает воду) и легко царапается. Чтобы сделать фаянсовые изделия водонепроницаемыми, их необходимо покрыть стекловидной глазурью и повторно обжечь в печи.
Содержание железа в глине, используемой для фаянса, придаёт ему цвет от бурого до тёмно-красного, но он может быть и кремовым, серым или чёрным — в зависимости от количества примесей и атмосферы в печи во время обжига. Фаянс может быть таким же тонким, как фарфор, но он менее прочный и более пористый.
Как правило, фаянс обжигают при температуре 1000–1200 °C. К категории фаянса относится вся древняя керамика, терракотовые изделия, японская и китайская керамика XVI века и позже, а также европейская керамика, изготовленная до XVII века. В частности, к нему относится майолика (фаянс с оловянной глазурью). Величайшим образцом художественного фаянса, несомненно, является серия китайских глиняных воинов, известных как Терракотовая армия.
Каменная керамика (или керамогранит)
Названная так из-за своей плотной, похожей на камень структуры после обжига, эта керамика очень прочная, водонепроницаемая и обычно непрозрачная. В естественном состоянии она имеет серый цвет, но в процессе обжига становится светло-коричневой или рыжеватой, а затем на неё могут быть нанесены глазури различных оттенков.
Как правило, изделия обжигают при температуре 1200–1300 °C. Каменные массы используются в производстве коммерческой посуды, но также их предпочитают художники (например, Бернард Лич и другие), создающие художественную керамику. Самая ранняя каменная керамика была произведена в эпоху искусства династии Шан в Китае (ок. 1400 г. до н.э.); в Европе она впервые появилась в Германии (Рейнская область) в XV веке. Позже, в XVII веке, английские керамисты впервые начали производство керамогранита, покрытого соляной глазурью.
Усовершенствования последовали в XVIII веке, когда Джозайя Веджвуд создал чёрный керамогранит (базальты), а также белый керамогранит, известный как Jasperware.
Фарфор
Различие между фарфором и каменной керамикой довольно условно. Китайские керамисты определяют фарфор как любое керамическое изделие, которое издаёт звон при постукивании, в то время как на Западе его отличают от керамогранита по характерной полупрозрачности. Согласно Объединённой номенклатуре Европейских сообществ, «каменная керамика отличается от фарфора тем, что она более непрозрачна и обычно лишь частично остеклована».
Китайский фарфор впервые появился в Китае в эпоху искусства династии Тан (618–906 гг.), хотя его прототипы существовали уже во времена династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Для его создания использовали каолин (белую фарфоровую глину) и молотый петунц (фарфоровый камень). Технология была усовершенствована в эпохи династий Сун (960–1279), Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644).
Флорентийские керамисты XVI века пытались воспроизвести его уникальную прозрачность, добавляя стекло в глиняную массу (создавая форму, известную как «мягкий фарфор»), но формула настоящего, или твёрдого, китайского фарфора была открыта в Европе только в начале XVIII века в Мейсене (Германия). Керамист Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер начали использовать молотый полевой шпат вместо стекла. Позднее английские керамисты, такие как Джозайя Споуд, изменили немецкую формулу, добавив порошкообразную костяную золу (фосфат кальция) для получения костяного фарфора — стандартного английского типа фарфора, который менее подвержен сколам и имеет цвет слоновой кости.
В континентальной Европе по-прежнему предпочитают немецкий тип твёрдого фарфора, в то время как костяной фарфор более популярен в Великобритании и США.
Цвет необожжённой фарфоровой массы может быть от белого до кремового, а масса костяного фарфора — белая. После обжига они обе становятся белыми. Обычно их обжигают при температуре от 1200 до 1450 °C, что немного выше, чем у керамогранита.
Высококачественная коммерческая керамика
Коммерческая посуда может быть изготовлена из чрезвычайно качественных материалов, но она остаётся продуктом массового производства, несмотря на высокую цену. К известным западноевропейским брендам относятся: Delftware, Jasperware, Royal Doulton, Wedgwood и мейсенский фарфор.
Как изготавливается керамика
Сырая необработанная глина состоит из частиц глинистых минералов и нераспавшегося полевого шпата, обычно в сочетании с кварцем, слюдой, оксидами железа и другими материалами. Однако, за исключением самого грубого фаянса, большинство гончарных изделий изготавливается из специально подготовленных масс, смешанных с другими материалами для получения желаемого результата. Эта смесь известна как глиняное тело или керамическая масса.
Формование
Необожжённое глиняное тело («сырец») можно формовать различными способами: вручную, на гончарном круге, с помощью механических средств (например, джиггинг или джоллинг) или с использованием различных типов форм. После придания формы тело обычно высушивают перед обжигом.
Обжиг
После сушки глиняное тело обжигается в печи. На протяжении веков гончары использовали различные типы печей, начиная от костровых ям и заканчивая печами на угле или дровах. Современные керамисты обычно используют электрические или газовые печи.
Декорирование
Существует множество способов декорирования керамики. Некоторые из них применяются до обжига, другие — после. К ним относятся следующие:
Тиснение/штамповка
Узоры, включая рельефные, могут наноситься на сырую глину. Для римской керамики характерен метод terra sigillata — это тип тонкого глянцевого покрытия, а не способ декорирования, хотя его часто наносили на изделия со штампованным орнаментом.
Процарапывание, сграффито, резьба
На необожжённом теле могут быть сделаны надрезы или углубления. Часто эти техники сочетаются с использованием ангоба (жидкого глиняного покрытия другого цвета).
Декорирование ангобом
Ангоб (или шликер) наносят на изделие для создания цветного фона, росписи или рельефного декора.
Полировка (лощение)
После подсушивания некоторые изделия из мелкой глины могут быть отполированы до блеска. Примером служат работы ранних турецких керамистов и керамистов инков.
Глазурование
Глазурь, подобно лаку, часто наносится на обожжённое изделие для декоративного эффекта, хотя её основная функция — сделать изделие водонепроницаемым. Существует четыре основных типа глазури: полевошпатовая, свинцовая, оловянная и соляная. Свинец и олово обычно используются для глазурования фаянса, в то время как каменную керамику часто покрывают соляной глазурью.
Майолика
Одна из разновидностей фаянса с оловянной глазурью. После первого обжига глиняное тело погружают в ванну с жидкой глазурью, а затем вручную расписывают перед повторным обжигом. При обжиге глазурь взаимодействует с оксидами металлов, входящими в состав краски, создавая великолепные насыщенные полупрозрачные цвета. Изобретённая исламскими гончарами, майолика достигла своего расцвета в эпоху Высокого Возрождения в Италии.
Роспись
В керамике используются два основных метода росписи: надглазурная роспись, которая наносится на уже обожжённую глазурь, и подглазурная роспись, которая наносится на обожжённое, но ещё не глазурованное тело.
Золочение и люстрирование
Сложная декоративная техника с использованием металлических соединений (например, золота, серебра, меди или платины) для достижения различных цветов и эффектов. При обжиге золото приобретает фиолетовый оттенок, серебро — соломенный, медь — от лимонно-жёлтого до золотистого или коричневого, а платина — серебряный тон.
Печать
Этот декоративный метод включает использование деколи (трансферной печати), а также современных литографических техник.
Знаменитые современные керамисты
Бернард Хауэлл Лич CBE CH (1887–1979)
Считается «отцом» британской студийной керамики. Лич изучал гравюру в Лондонской школе искусств, а затем переехал в Японию, где обучался гончарному делу у великого мастера-керамиста Сигэкити Урано (Кэндзан VI). Вернувшись в Англию в 1920 году вместе с коллегой-керамистом Сёдзи Хамадой, он основал гончарную мастерскую Лича в Сент-Айвсе (Корнуолл), где построил традиционную японскую печь для обжига на дровах. Лич рассматривал гончарное дело как сочетание искусства, философии и дизайна, хотя он также был убеждённым сторонником утилитарных, а не чисто художественных работ. В 1977 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал крупную выставку его искусства, а его работы представлены в нескольких музейных коллекциях, включая Tate St Ives.
Сёдзи Хамада (1894–1978)
Оказал заметное влияние на студийную керамику XX века. Он обучался керамическому искусству в Токийском технологическом институте у Каваи Кандзиро. Вскоре после этого он встретил Бернарда Лича, с которым отправился в Сент-Айвс в Англии. После трёх лет пребывания там он вернулся в Японию, где основал всемирно известную гончарную мастерскую в городе Масико. В 1955 году Хамада был удостоен звания «Живое национальное сокровище».
Камиль Ле Таллек (1906–1991)
Известен своим лиможским фарфором в стиле Венсенна и Севра, который производился в его всемирно известной студии Atelier Le Tallec.
Питер Вулкос (1924–2002)
Урождённый Панагиотис Вулкос, греко-американский художник, известный своими керамическими скульптурами в стиле абстрактного экспрессионизма.
Ева Цайзель (1906–2011)
Урождённая Ева Амалия Штрикер, венгерская художница, известная своими абстрактными, но эргономичными керамическими работами, которые представлены в музеях по всему миру. Она продолжала создавать изделия из стекла и керамики до конца жизни.
Роберт Арчамбо (р. 1933)
Уроженец США, Арчамбо является почётным профессором искусства в Университете Манитобы. В своём творчестве он испытал влияние японской керамики и таких художников, как Акио Такамори. В 2003 году он получил премию генерал-губернатора в области визуальных и медиаискусств — высшую награду Канады в области искусства.
Беннет Бин (р. 1941)
Скульптор и художник, работающий с глиной, Бин наиболее известен своими сосудами из белого фаянса, обожжёнными в яме, в частности, нефункциональными чашами и чайниками. Его работы представлены в постоянных коллекциях таких музеев, как Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Бостонский музей изящных искусств в Массачусетсе, Филадельфийский музей искусств в Пенсильвании и Смитсоновский институт в Вашингтоне.
Дзюн Канэко (р. 1942)
Проживающий в Омахе, штат Небраска, плодовитый художник-керамист японского происхождения Дзюн Канэко известен, среди прочего, своими сериями крупномасштабных скульптур, а также серией вазоподобных работ «Данго». Его работы находятся во многих музеях, включая Смитсоновский музей американского искусства и Академию искусств Гонолулу. Он является обладателем многочисленных наград, включая почётную докторскую степень Королевского колледжа искусств в Лондоне.
Хидеаки Миямура (р. 1955)
Уроженец Японии, Миямура известен своими уникальными радужными глазурями, которые меняют цвет при взгляде под разными углами. Его керамика находится в нескольких музеях США, включая Институт искусств Чикаго, Институт искусств Миннеаполиса, Галерею Артура М. Саклера и Смитсоновский институт.
К другим известным художникам-керамистам относятся: Пьеро Форназетти (1913–1988), датская студийная керамистка Джейн Роймерт (1942–2016), а также американские керамисты Чарльз Ф. Биннс, Энн Карриер, Вэл Кушинг, Рут Дакворт, Кен Фергюсон, Джон Гилл, Уэйн Хигби, Карен Карнес, Говард Коттлер, Харрисон Макинтош, Теодор Рэндалл, Дэниел Родс, Мэри Реттгер, Дэвид Шейнер, Эллен Шанкин, Роберт Тёрнер, Брюс Винн, Беатрис Вуд и Бетти Вудман.
Музеи с коллекциями художественной керамики
Кроме выставок древней керамики в коллекциях Лувра в Париже, Пинакотеки в Мюнхене и Эрмитажа в Санкт-Петербурге, художественная керамика и скульптура регулярно демонстрируются в галереях и музеях по всему миру. Среди них:
- Музей Стеделек в Амстердаме
- Музей Брёхана (Германия)
- Национальный музей современного искусства в Киото
- Музей Виктории и Альберта (Лондон)
- Национальная галерея Виктории (Мельбурн)
- Музей декоративного искусства Монреаля
- Музей изящных искусств Бостона
- Художественный музей Кливленда
- Американский музей керамического искусства (Помона, Калифорния)
- Художественный музей Дж. Б. Спида (Луисвилл)
- Музей современного искусства (Нью-Йорк)
- Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк)
- Музей искусств и дизайна (бывший Музей современных ремёсел, Нью-Йорк)
- Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Галерея Нэнси Марголис (Нью-Йорк)
- Международный музей керамического искусства Шейн-Джозеф (Нью-Йорк)
- Художественный музей Филадельфии
- Международный музей Мингей (Сан-Диего)
- Смитсоновский институт (Вашингтон)
- Центр керамики и искусств Кинсейла
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Хронология и эволюция трёхмерного искусства: История скульптуры.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры и периоды: Виды искусства.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Путеводитель по развитию изобразительного искусства: History of Art Guide.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА
Список 100 лучших художников (500 г. до н.э. — наши дни) см. в разделе «Величайшие скульпторы».
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Ключевые даты, движения, стили и художники: Хронология истории искусства.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Объяснение эстетических проблем, связанных с различием между творчеством и прикладным искусством: Определение и значение термина «искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?