Керамика читать ~17 мин.
Известная как важный вид пластического искусства, «керамика» (производное от Keramos, греч. «гончарная глина») относится к изделиям, сделанным из глины и обожжённым в печи для получения готовой формы. За пределами искусства, благодаря новым технологическим процессам, термин «керамика» теперь охватывает более широкую группу материалов, включая стекло и цементы, поэтому глина больше не является ключевым компонентом.
В чём разница между гончарным делом и керамикой?
В изобразительном искусстве нет разницы между керамикой и гончарным делом. Оба обозначают основной 4-этапный творческий процесс:
❶ формирование (т.е. придание формы);
❷ обжиг (в печи);
❸ глазурование и декорирование (покрытие предмета глазурью или применение к нему различных декоративных техник);
❹ повторный обжиг для затвердевания глазури.
Что такое художественная посуда и художественная керамика?
Существует широкое различие между «изобразительным искусством» (уникальными предметами, созданными исключительно ради их визуальной или эстетической привлекательности) и «ремёслами» (предметами, которые, независимо от того, насколько они визуально декоративны, обычно функциональны и обычно изготавливаются по определённой формуле). Таким образом, термин «художественная керамика» описывает художественные произведения, в то время как термин «керамика» обычно используется для обозначения горшков, посуды и других функциональных предметов. Эти определения не являются абсолютными: некоторые керамические изделия могут быть как прекрасными произведениями искусства, так и выполнять определённую функцию. (См. также декоративное искусство и прикладное искусство.)
Когда впервые была изготовлена художественная керамика?
Некоторые эксперты считают, что самой ранней из известных керамических скульптур является тайник с фигурками, найденный в Дольни-Вестонице в Чехии, примером которого является Венера из Дольни-Вестонице, статуэтка обнажённой женской фигуры, которая предположительно датируется приблизительно 25 000 лет до нашей эры.
Для сравнения, самые ранние древние гончарные изделия – предположительно найденные в Китае – датируются приблизительно 30 000 лет до нашей эры. Однако научно установить дату этих находок пока не удалось. В настоящее время самой ранней китайской керамикой с углеродным датированием является керамика пещеры Сянрэндун, обнаруженная в провинции Цзянси, которая датируется 18 000 лет до нашей эры. За ней следует керамика пещеры Ючанян из провинции Хунань (16 000 лет до н.э.), затем керамика Вела Спила из Хорватии (15 500 лет до н.э.) и керамика бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.). Между тем, в Японии история этого вида искусства началась с керамики Дзёмон (с 14 500 г. до н.э.). Более подробную хронологию см: Хронология гончарного производства.
На Западе гончарное дело связано с неолитическим искусством, и достигло раннего расцвета в классическом греческом искусстве, в создании и украшении ваз. Многие искусствоведы считают греческую керамику зенитом керамического искусства. Другие сложные формы появились в исламском искусстве, созданные ближневосточными керамистами, которые изобрели оловянную глазурь в IX веке н.э. На Востоке наиболее выдающаяся художественная керамика была впервые произведена в Китае, где были достигнуты значительные успехи в составлении, глазуровании и украшении глиняных предметов.
Ранние произведения см: Неолитическое искусство в Китае (7500-2000 гг. до н.э.).
Примером китайского керамического искусства является замечательная Селадоновая глазурь (впервые изготовленная во времена династии Хань 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), созданная из смеси с высоким содержанием железа, которая при обжиге приобретала различные оттенки зелёного цвета. (О других видах восточноазиатского селадона см. также: Корейское искусство.) Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе восточной керамики и других видов искусства, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты. Об эволюции гончарного дела и фарфора в Китае см: Хронологическая шкала китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время). В Америке гончарные изделия впервые появились в Доколумбовом искусстве около 2000-1800 гг. до н.э.
КАОЛИН
Мягкая белая глина, необходимая для создания фарфора, каолин назван в честь холма Као-Лин (Gaoling) в Цзянси, Китай, где он добывался веками. Сырой каолин представляет собой белый порошок, который, как и другие глины, становится пластичным при смешивании с водой. Отсутствие каких-либо соединений железа или щелочей в химическом составе каолина (каолинита) делает его идеальным для изготовления белой посуды или фарфора при смешивании примерно с равными частями полевого шпата и кремнезёма, а также с меньшим количеством шариковой глины.
МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР
Известный в Англии как дрезденский фарфор, а во Франции как саксонский фарфор, мейсенский фарфор был первой настоящей версией китайского фарфора, произведённой в Европе. После того, как формула была открыта в конце 1707 года Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом и Иоганном Фридрихом Беттгером, производство началось на фабрике в Мейсене в 1710 году. Выпускаемая продукция включала широкий спектр фигур изобразительного искусства. Заметное улучшение было внесено в 1730-е годы с изобретением синего подглазурного декора, называемого zwiebelmuster (луковый мотив). К 1760 году ведущая роль Мейсена перешла к французскому севрскому фарфору, хотя мейсенский остался высоко ценимой формой высококачественной керамики.
КЕРАМИКА РАКУ
Первоначально японская глиняная посуда с покрытием из свинца, изготовленная в 16 веке в Киото для чайной церемонии, раку, традиционно вылепляется вручную, а не на гончарном круге, поэтому каждый предмет уникален. Однако его основная характеристика проистекает из использования ускоренной техники. В то время как обычная фаянсовая посуда обжигается и охлаждается довольно медленно, глазурованная керамика раку обжигается меньше часа, затем удаляется щипцами во время стадии белого каления и помещается в камеру холодного обжига вместе с набором горючих материалов. Это вызывает немедленное возгорание горючего материала, и, поскольку огонь высасывает весь кислород из глиняного тела и из глазури, он создаёт уникальные эффекты и узоры в обоих слоях.
АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА
Лучший английский фарфор производился в третьей четверти XVIII века, сначала в Челси Чарльзом Гуином, а затем Николасом Спримонтом, его фламандским преемником, создавшим выдающиеся статуэтки, которыми славилась фабрика в Челси. Выдающийся английский фарфор также производился в Вустере и Дерби. В 1760-х годах Джосайя Веджвуд начал свой уникальный вклад в английскую керамику на своих заводах в Берслеме и Этрурии, расположенных в Стаффордшире. Он прославился своим усовершенствованным фаянсом кремового цвета (creamware), чёрным базальтовым неглазурованным керамогранитом в неоклассическом стиле и белым матовым неглазурованным керамогранитом, известным как Jasperware, а также серией прекрасных декоративных фигурок, созданных рядом керамических скульпторов и художников, таких как Джон Флаксман. Вслед за Веджвудом в первой половине XIX века Джозайя Споуд представил гибридный фарфор, сочетая компоненты настоящего твёрдого фарфора с костяной золой для получения костяного фарфора. Споуда на его заводе в Стоке сменил Уильям Т. Коупленд, который прославился белым матовым неглазурованным фарфором, называемым париан, который был двух видов. Статуарный париан (мягкий фарфор), используемый для создания фигурок и репродукций скульптур, и твёрдый париан (настоящий фарфор), из которого изготавливалась полая посуда.
Какие бывают виды керамики?
Существует три основные категории керамики: фаянс, каменная посуда и фарфор. Они различаются в зависимости от глины, используемой для их изготовления, и температуры, необходимой для их обжига.
Фаянс
Это самый давний вид керамики, восходящий к каменному веку. Хотя его состав может значительно варьироваться, общий состав глины для фаянса таков: 25 процентов шаровой глины, 28 процентов каолина, 32 процента кварца и 15 процентов полевого шпата.
Это самый мягкий тип, обжигаемый при самой низкой температуре. Она пористая (впитывает воду) и легко царапается. Чтобы сделать глиняные предметы водонепроницаемыми, их необходимо покрыть стекловидной жидкостью, а затем повторно обжечь в печи.
Содержание железа в глине, используемой для изготовления глиняной посуды, придаёт ей цвет от бурого до темно-красного, или даже кремового, серого или чёрного, в зависимости от его количества и атмосферы (в частности, содержания кислорода) в печи во время обжига. Глиняная посуда может быть такой же тонкой, как фарфор, но она менее прочная, менее жёсткая и более пористая.
Как правило, глиняную посуду обжигают при температуре 1000-1200 градусов Цельсия. К категории фаянсовой посуды относится вся древняя керамика, терракотовые изделия, японская и китайская керамика XVI века и позже, а также европейская керамика, изготовленная до XVII века. В частности, к ней относится майолика (фаянс или дельфт) – фаянсовая посуда с оловянной глазурью. Величайшими образцами художественного фаянса, несомненно, являются серии китайских глиняных воинов, известных как Терракотовая армия.
Каменная керамика (или керамогранит)
Называемая каменной из-за своего плотного, похожего на камень характера после обжига, этот тип очень плотный, водонепроницаем и обычно непрозрачен. В своём естественном состоянии имеет серый цвет, но в процессе обжига становится светло-коричневой или буферной, а затем на неё могут быть нанесены различные оттенки в виде глазури.
Как правило, изделия обжигают при температуре 1100-1300 градусов Цельсия. Каменные глины используются в производстве коммерческой посуды, но также предпочитаются художниками (например, Бернардом Личем и др.), создающими керамику высокого искусства. Самая ранняя каменная керамика была произведена в эпоху искусства династии Шан в Китае (ок. 1400 г. до н.э.); в Европе она впервые появилась в Германии (Рейнланд) в 15 веке. Позже, в 17 веке, английские керамисты впервые начали производство солёной глазурованной формы керамогранита.
Усовершенствования последовали в 18 веке, когда Джозайя Веджвуд создал чёрный керамогранит (базальты), а также белый керамогранит, известный как Jasperware.
Фарфор
Различие между фарфором и каменной керамикой довольно расплывчато. Китайские керамисты определяют фарфор как любое керамическое изделие, которое издаёт звон при постукивании, в то время как на Западе его отличают от керамогранита по характерной полупрозрачности на просвет. Согласно Объединённой номенклатуре Европейских сообществ, «каменная керамика отличается от фарфора тем, что она более непрозрачна и обычно лишь частично стеклообразна».
Китайский фарфор впервые появился в Китае в эпоху искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) или, возможно, позже, в эпоху искусства династии Тан (618-906), с использованием каолина (белая фарфоровая глина) и молотого петунца (полевая горная порода). Однако в эпохи искусства династии Сун (960-1279) и династии Юань (1271-1368), а также династии Мин (1368-1644) были внесены усовершенствования.
Флорентийские керамисты XVI века пытались воспроизвести его уникальную прозрачность, добавляя стекло в глину (создавая форму, известную как «мягкий фарфор»), но формула настоящего или твёрдого типа китайского фарфора была открыта только в 1700-х годах в Мейссене и Дрездене, Германия, когда керамист Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и алхимик Иоганн Фридрих Боттгер начали использовать молотый полевой камень вместо стекла. Позднее английские керамисты, такие как Джозайя Споуд, изменили немецкую формулу, добавив порошкообразную костяную золу (фосфат кальция) для получения костяного фарфора – стандартного английского типа фарфора, который менее подвержен сколам и имеет белый цвет слоновой кости.
На континенте по-прежнему предпочитают немецкий тип фарфора, в то время как костяной фарфор более популярен в Великобритании и США.
Цвет необожжённой фарфоровой глины может быть от белого до кремового, а костяной фарфор – белый. После обжига они оба становятся белыми. Обычно их обжигают при температуре от 1200 до 1450 градусов Цельсия, немного выше, чем керамогранит.
Высококачественная коммерческая керамика
Коммерческая посуда может быть изготовлена из чрезвычайно качественных материалов, но она остаётся продуктом массового производства, несмотря на высокую цену. К известным западноевропейским брендам относятся: Delftware, English Delftware, Jasperware, Royal Doulton, Wedgwood и Meissen porcelain.
Как изготавливается керамика
Сырая необработанная глина состоит из частиц глины и неразложившегося полевого шпата, обычно в сочетании с кварцем, слюдой, оксидами железа и другими материалами. Однако, кроме самого грубого фаянса, который может быть изготовлен из глины, найденной в земле, большинство гончарных изделий изготавливается из специальной глины, смешанной с другими материалами или ингредиентами для получения желаемого результата. Смесь известна как глиняное тело.
Формование
Необожжённое глиняное тело (зелёная посуда) можно формировать или придавать ему форму различными способами: вручную, с помощью гончарного круга или других механических средств (например, жоллинг или джиггинг), или с помощью различных типов форм, или «формовщиков» (используемых во время обжига) для придания требуемой формы. После придания формы тело обычно высушивается перед обжигом, хотя некоторые художники-керамисты разработали технологию «мокрого обжига».
Обжиг
После сушки глиняное тело обжигается (запекается) в печи. На протяжении многих лет гончары использовали различные типы печей, начиная от отверстий в земле с костром и заканчивая печами на угле или дровах. Современные гончары обычно используют электрические или газовые печи.
Декорирование глиняного тела
Существует множество способов декорирования глиняного тела. Некоторые из них используются до обжига, другие – после. К ним относятся следующие:
Вдавливание/штамповка
Узоры могут наноситься на сырую глину, включая рельефные работы. Римская керамика отличается методом terra sigillata, это тип декорирования, не похожий на метод, используемый в металлообработке.
Царапание, сграффито, резьба
На необожжённом теле могут быть сделаны надрезы или углубления, часто сопровождаемые использованием шликера (водянистого покрытия).
Декорирование намазкой
После обжига, подобно тому, как пекарь наносит сахарную глазурь на торт, керамисты используют намазку, часто в сочетании с глазурью, для достижения декоративных эффектов.
Полировка
После обжига некоторые глиняные изделия, изготовленные из тонкой глины, могут быть обожжены или отполированы, примером чему служат работы ранних турецких керамистов и керамистов инков.
Глазурь
Как и лак, глазурь часто наносится на обожжённое изделие для декоративного эффекта, хотя во многих случаях её основная функция – сделать изделие непроницаемым. Существует четыре основных типа глазури: полевая, свинцовая, оловянная и соляная. Свинец и олово обычно используются для глазурования фаянса, в то время как керамогранит обычно глазуруется солью.
Майолика
Одна из разновидностей оловянного фаянса известна как майолика. После первого обжига глиняное тело погружают в ванну с быстросохнущей жидкой глазурью, а затем вручную расписывают перед повторным обжигом. Глазурь взаимодействует с оксидами металлов, входящими в состав краски, создавая великолепные насыщенные полупрозрачные цвета. Первоначально изобретённая исламскими гончарами, оловянная майолика достигла своего расцвета в эпоху Высокого Возрождения в Италии.
Роспись
В керамике используются два основных метода росписи: надглазурная роспись, которая наносится на обожжённое глиняное тело, уже покрытое обожжённой глазурью; подглазурная роспись, которая используется на обожжённом, но неглазурованном теле, включая те, которые покрыты ещё не обожжённой глазурью.
Золочение
Передовая декоративная техника, использующая металлические смеси, например: порошкообразного золота, серебра, меди или платины – для достижения различных цветов и эффектов. При нанесении на обожжённое тело золото приобретает фиолетовый оттенок, серебро – соломенный цвет, медь – от лимонно-жёлтого до золотистого или коричневого, а платина – серебряный тон.
Печать
Этот декоративный метод включает использование трансферной печати, а также современных литографических методов.
Знаменитые современные керамисты
Бернард Хауэлл Лич CBE CH (1887-1979)
Считающийся «отцом» британской студийной керамики, Лич изучал гравюру в Лондонской школе искусств, а затем переехал в Японию, где обучался гончарному делу у великого мастера-керамиста Сигэкити Урано (Кензан VI). Вернувшись в Англию в 1923 году вместе с коллегой-керамистом Шоджи Хамада, он основал гончарную мастерскую Лича в Сент-Айвс, Корнуолл, где построил традиционную японскую печь для обжига дерева. Лич рассматривал гончарное дело как сочетание искусства, философии и дизайна, хотя он также был убеждённым сторонником утилитарных, а не изобразительных работ. В 1977 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал крупную выставку его искусства, а его работы представлены в нескольких музейных коллекциях, включая Tate St Ives.
Сёдзи Хамада (1894-1978)
Оказавший заметное влияние на студийную керамику XX века, он обучался керамическому искусству в Токийском технологическом институте у Каваи Канидзиро. Вскоре после этого он встретил Бернарда Лича, с которым отправился в Сент-Айвс в Англии. После трёх лет пребывания в Сент-Айвсе он вернулся в Японию, где основал всемирно известную гончарную мастерскую в городе Машико. В 1955 году Хамада был причислен японскими властями к «Живому национальному сокровищу».
Камиль Ле Таллек (1908-1991)
Известен своим лиможским фарфором в стиле Венсенн и Севр, произведённым в его всемирно известной студии Atelier Le Tallec.
Питер Вулкос (1924-2002)
Урождённый Панагиотис Вулкос, греко-американский художник, известный своими керамическими скульптурами в стиле абстрактного экспрессионизма.
Ева Цайзель (р. 1906)
Урождённая Ева Амалия Штрикер, венгерская художница-абстракционистка, известная своими абстрактными керамическими работами, которые представлены в музеях по всему миру. Она продолжает создавать различные изделия из стекла и керамики.
Роберт Арчамбо (р. 1933)
Под влиянием японской керамики и таких художников, как Акио Такамори, уроженец США Арчамбо является почётным профессором искусства в Университете Манитобы. В 2003 году он получил премию генерал-губернатора в области визуальных и медиа искусств, высшую награду Канады в области искусства.
Беннет Бин (р.1941)
Скульптор и художник, работающий с глиной, Бин наиболее известен своими обжигаемыми в яме сосудами из белого фаянса, в частности, нефункциональными чашами и чайниками. Его работы представлены в постоянных коллекциях таких музеев, как Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Бостонский музей изобразительных искусств в Массачусетсе, Филадельфийский музей искусств в Пенсильвании и Смитсоновский институт в Вашингтоне.
Дзюн Канэко (род. 1942 г.)
Расположен в Нью-Йорке.)
Проживающий в Омахе, штат Небраска, плодовитый художник-керамист японского происхождения Дзюн Канеко известен (среди прочего) своими сериями крупномасштабных скульптур, а также масштабной серией вазоподобных работ «Данго» (закрытая). Его работы находятся во многих музеях, включая Смитсоновский музей американского искусства и Академию искусств Гонолулу. Он является обладателем многочисленных наград, включая почётную докторскую степень Королевского колледжа искусств в Лондоне.
Хидеаки Миямура (р. 1955)
Уроженец Японии Миямура известен своими уникальными радужными глазурями, которые меняют цвет при взгляде под разными углами. Его керамика находится в нескольких музеях США, включая Институт искусств Чикаго, Институт искусств Миннеаполиса, Галерею Артура М. Саклера и Смитсоновский институт.
К другим известным художникам-керамистам относятся: Пьеро Форнасетти (1913-1988), датский студийный керамист Джейн Роймерт (р. 1942 г.), а также американские керамисты Чарльз Ф. Биннс, Энн Карриер, Вэл Кушинг, Рут Дакворт, Кен Фергюсон, Джон Гилл, Уэйн Хигби, Карен Карнес, Говард Коттлер, Харрисон Макинтош, Теодор Рэндалл, Дэниел Родс, Мэри Реттгер, Дэвид Шейнер, Эллен Шанкин, Роберт Тёрнер, Брюс Винн, Беатрис Вуд и Бетти Вудман.
Музеи, в которых есть коллекции художественной керамики
Кроме выставок древней керамики в коллекциях Лувра в Париже, Пинакотеки в Мюнхене и Эрмитажа в Санкт-Петербурге, художественная керамика и скульптуры регулярно демонстрируются в галереях и музеях по всему миру, таких как: Музей Стеделик в Амстердаме, Музей Брохан (Германия), Национальный музей современного искусства Киото, Музей Виктории и Альберта (Лондон), Национальная галерея (Мельбурн), Музей декоративного искусства Монреаля; а также Музей изящных искусств Бостона, Музей искусств Кливленда, Американский музей керамического искусства (Лос-Анджелес), Музей искусств Джей Би Спид (Луисвилл), Музей современного искусства Нью-Йорка, Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музей современных ремёсел (Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Галерея Нэнси Марголис (Нью-Йорк), Международный музей керамического искусства Шейн-Джозеф (Нью-Йорк), Музей искусств Филадельфии, Международный музей Мингей (Сан-Диего) и Смитсоновский институт (Вашингтон). См. также: Центр керамики и искусств Кинсейла.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Чтобы узнать о хронологии и эволюции трёхмерного искусства, см.: История скульптуры.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Посмотрите, как развивалось изобразительное искусство: History of Art Guide.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА
Список 100 лучших трёхмерных художников (500 г. до н.э. – сейчас) см. В разделе «Величайшие скульпторы».
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат, касающихся движений, стилей, известных художников, см.: Хронология истории искусства.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с творчеством / прикладным искусством, см.: Определение и значение термина «искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?