Цвет в живописи: краски и пигменты читать ~34 мин.
В соответствии со своим статусом одного из ведущих «изобразительных» искусств, живопись в значительной степени зависит от использования цвета для её воздействия, настроения и глубины. Влияние цвета на зрительное восприятие зрителя чрезвычайно мощно, и даже один крошечный мазок яркого пигмента на монохроматическом изображении может преобразить работу. Даже самые ранние представители доисторической наскальной живописи (30 000–12 000 до н.э.) были экспертами в использовании примитивных пигментов, примером чему служат монохромные картины Шове, полихромные фрески Ласко и яркие картины Альтамиры.
С изобретением масляной живописи в Европе в начале 15 века, которая значительно улучшила яркость и богатство цвета, достигаемые как темперой на деревянных панелях, так и фресковой росписью, практика цветной живописи сделала значительный шаг вперед.
— Что такое оттенок?
Оттенок – это синоним цвета.
— Что такое основные цвета?
Это красный, синий и жёлтый; цвета, которые можно смешивать для получения других «вторичных» цветов, но сами они не могут быть получены из смесей.
Эффекты цвета
Эффекты цвета могут быть чисто оптическими (например, для привлечения внимания зрителя), эмоциональными (например, холодные цвета, такие как синий или зелёный, оказывают успокаивающее действие, а красный или жёлтый более стимулируют чувства) или эстетическими (например, красота, возникающая из сопоставления двух или более гармоничных цветов), и это лишь три первых варианта, которые приходят на ум. В соответствии с принципами теории цвета и расположения цветового круга, все эти эффекты для зрителя также будут варьироваться в зависимости от комбинации присутствующих оттенков (фактических цветов), их яркости (степени света или темноты, которой они обладают) и цветности (или насыщенности – чистоты оттенка). Кроме того, влияние цвета варьируется в зависимости от соседних цветов на холсте. Серый цвет в окружении синего будет казаться холодным, а серый в окружении жёлтого – тёплым. Последнее влияние на восприятие цвета оказывает общий диапазон тонов, присутствующих в картине, иногда известный как тональный ключ. Нанесение (скажем) жёлтого цвета на холст с общим низким (темным) тональным ключом (например, картина Рембрандта) будет иметь иное воздействие, чем на холст с высоким тональным ключом.
Ранняя теория цвета
Самые ранние принципы теории цвета в изобразительном искусстве были изложены Леоном Баттистой Альберти (1404-1472) в его трактате «О живописи» Делла Питтура (1435) и гением Высокого Возрождения Леонардо да Винчи в его записных книжках (около 1490 г.). В любом случае, важность «колорито» особенно серьёзно воспринималась великими старыми мастерами европейского искусства, которые были экспертами в смешивании и нанесении пигментов, а также дотошными исследователями тональных эффектов света. Они понимали принципы теории цвета – включая оттенки, интенсивность и тона – и точно знали, когда использовать определённые цвета и как их гармонизировать на холсте. При взгляде издалека уровень их мастерства ещё более впечатляет из-за отсутствия промышленных красок и того факта, что большинство пигментов (некоторые из которых были чрезвычайно дорогими) приходилось шлифовать вручную, а это был грязный и трудоёмкий процесс. Дальнейшая теория цвета появилась в конце периода барокко с публикацией «Оптики» Исаака Ньютона (1704 г.). Но практика цветной живописи по-настоящему изменилась только в 19 веке, когда импрессионизм поразил многих искусствоведов своими революционными оптическими теориями и цветовыми практиками, связанными со светом, которые представили совершенно новый живописный язык в изобразительном искусстве. Подробнее об этом см.: Характеристики живописи импрессионистов 1870-1910 гг.
— Что такое вторичные цвета?
Это оттенки, получаемые при смешивании основных цветов: например, смесь красного и синего даёт вторичный фиолетовый цвет; смесь красного и жёлтого даёт оранжевый; в то время как сочетание жёлтого с синим даёт зелёный цвет.
— Что такое дополнительные цвета?
Эти цвета лежат прямо напротив друг друга в цветовом круге: синий и оранжевый, красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый. Каждый основной оттенок – красный, жёлтый, синий – имеет свой собственный эксклюзивный дополнительный цвет – зелёный, фиолетовый, оранжевый.
— Что такое третичные цвета?
Они возникают в результате смешения основного и вторичного цветов (например, красного и зелёного) или двух вторичных цветов (например, зелёного и оранжевого).
Ингредиенты цветной краски
Цвет (оттенок) краски, обусловленный её пигментом, смешивается с другими основными ингредиентами следующим образом:
Масляная краска
В основном масляная краска представляет собой комбинацию трёх компонентов: пигмента, льняного масла и скипидара. Пигмент обеспечивает цвет ; льняное масло является связующим веществом, то есть ингредиентом, который удерживает пигмент и позволяет ему наноситься на холст, картон или любую другую основу, которая должна быть окрашена; скипидар является разбавителем – ингредиент, который разжижает смесь масла и красителя и позволяет легко наносить его кистью. Масляная краска может содержать другие масла (например, маковое или ореховое) при условии, что они являются сиккативными маслами, то есть маслами, высыхающими в результате окисления. Дело в том, что, в отличие от большинства других красок, масла высыхают не в результате испарения, а в результате окисления – масло вступает в реакцию с кислородом воздуха и превращается в гель, а затем в твёрдое вещество.
— Что такое аналогичные цвета?
Любой набор из трёх или пяти цветов, которые тесно связаны по оттенку и обычно находятся рядом друг с другом на цветовом круге, например синий, сине-зелёный и зеленый.
— Что такое цветовое колесо?
Цветовой круг – это круговая диаграмма, показывающая отношения между первичными, вторичными, третичными и дополнительными цветами.
— Что такое натуральный цвет пигмента?
Толстый образец краски и отличный способ узнать, какие аттрибуты присущи краске, такие как её чистый цвет, прозрачность и блеск.
Акварель и гуашь
Технически акварель – это любая краска, полностью или частично растворимая в воде, например темпера или гуашь. Термин «акварель» относится не столько к материалу, как к технике рисования с размытием цвета, разработанной в Англии в 18-19 веках. В основном этот тип акварельной краски состоит из пигмента (красителя) и гуммиарабика (водорастворимого связующего), в который добавлена вода. Гуашь – это непрозрачная акварельная краска, созданная путём добавления таких материалов, как тальк, цинк-белила или фарфоровая глина. Темпера состоит из пигмента (красителя) и яичного желтка (связующее), в который добавлена вода.
Акрил
Акриловая картина является полностью синтетической средой, на основе акриловой полимерной смолы. Акриловая краска поставляется в вариациях для самых разнообразных покрытий. В простейшем виде акриловая краска состоит из пигмента (цвета), эмульсии, акриловых полимерных (пластиковых) смол (связующее) и воды. Комбинация пигмента и пластиковых смол очень быстро сохнет за счёт испарения воды (и других содержащихся в ней растворителей), образуя прочную гибкую пленку.
Все ли пигменты краски ведут себя одинаково?
Нет. Акриловая краска высыхает быстрее всего и её цвет немного меняется по мере высыхания. Акварель также довольно быстро сохнет и также меняет оттенок в процессе высыхания. Масляная краска, напротив, сохнет гораздо медленнее, а её оттенки не меняются. Кроме того, по мере высыхания можно добавлять больше краски для создания исключительно насыщенных цветов. Эти атрибуты обрабатываемости и сочного цветового тона делают масляную краску предпочтительным выбором большинства мастеров живописи.
Проба
Небольшой мазок краски, используемый для оценки качества пигмента на белом фоне. Часто используется художниками, чтобы определить, как смывка или глазурь будут выглядеть в живописи. Некоторые цвета, такие как кадмий и кобальт, имеют похожие натуральные цвета и оттенки, но с прозрачными органическими цветами, такими как хинакридоны или фталос, оттенок может сильно отличаться от того, что можно было бы ожидать после оценки пробы.
Интенсивность
Это мера того, насколько эффективное количество красителя влияет на изменение цвета материала.
Традиционные цветовые палитры
Ниже приведён список пигментов красок, связанных с цветовыми палитрами из разных периодов истории изобразительного искусства.
Цветовая палитра каменного века
Красная земля
Жёлтая земля
Чёрный Углерод (уголь)
Белая глина или мел.
Египетская цветовая палитра
Красная земля
Жёлтая земля
Чёрный Углерод
Гипс
Мел
Малахит
Азурит
Киноварь
Орпимент
Египетский синий
Индиго
Марена.
Классическая цветовая палитра
Красная земля
Жёлтая земля
Сырая (Жжёная) сиена
Умбра жжёная
Углеродная (ламповая) сажа
Слоновая кость
Мел
Свинцовые белила
Малахит
Зелёная земля
Азурит
Египетский синий
Египетский зелёный
Вердигрис
Киноварь
Вермильон
Свинцовый сурик
Кровь дракона
Массикот
Аурипигмент
Неапольский Жёлтый
Индиго
Марена
Пурпур.
Цветовая палитра эпохи Возрождения
Красная земля
Жёлтая земля
Зелёная земля
Слоновая Кость
Ламповая сажа
Чёрная лоза
Белый свинец
Мел
Малахит
Вердигрис
Азурит
Индиго
Египетский Синий
Настоящий Ультрамарин
Пепельный Ультрамарин
Киноварь
Китайская Киноварь
Красный Свинец
Красный лак
Кровь Дракона
Массикот
Неаполитанский Жёлтый
Свинцово-Оловянный Жёлтый
Гамбож
Жжённая Сиена
Умбра жженая.
Цветовая палитра XIX века
Прусский синий
Кобальтовый синий
Французский ультрамарин
Церулеан Синий
Лиловый зелёный
Изумрудно-зелёный
Виридиановый
Зелёный оксид
Зелёный Кобальт
Белый Цинк
Розовая Марена
Ализарин Малиновый
Кадмий Жёлтый
Хром Жёлтый
Ореолин
Цинк Жёлтый
Стронций Жёлтый
Лимонный Жёлтый
Индийский Жёлтый
Египетский Коричневый (Мумия)
Ашфальт
Что такое пигменты?
Пигменты и красители – это ингредиенты, придающие краске цвет. Слово «краситель» обычно используется как для красителей, так и для пигментов. Основное отличие пигментов от красителей – растворимость (их способность растворяться в воде). В то время как краситель является или может быть растворимым веществом, пигмент имеет твёрдые нерастворимые частицы. Таким образом, пигменты необходимо измельчить до мелкого порошка, а затем очень тщательно смешать с жидкостью-носителем, такой как масло или вода, перед нанесением. Пигменты можно производить из красителей с помощью специального процесса.
Каковы основные источники пигментов?
Большинство красок и пигментов получают из металлов (металлических руд или соединений) или растений, хотя некоторые из них изготавливется из продуктов животного или рыбного происхождения, а также из обугленной древесины или костей.
Художественные пигменты, полученные из металлов
Цвета на основе металлов включают пигменты, такие как: кадмий (например, жёлтый кадмий, красный кадмий), хром (например, жёлтый хром, зелёный хром); Кобальт (например, кобальтовый синий, церулеан синий, ауреолин, фиолетовый кобальт); Медь (например, Хан Пурпур, Египетский Синий, Вердигрис, Виридиан); Свинец (например, Свинец Белый, Неаполитанский Жёлтый, Красный Свинец); Ртуть (например, вермилион); Титан (например, титановый белый, титановый жёлтый); Цинк (например, цинковый белый); Лазурит (например, ультрамарин); Оксид железа (например, красная охра, сангина, капут мортуум, венецианский красный, синопия, красный индейка, красный помпейский и персидский красный; окрашенные глины (например, жёлтая охра, сиена сырая, сиена жжёная, умбра сырая, умбра жжёная).
Художественные пигменты и красители, полученные из растений
К натуральным пигментам на растительной основе (большинство из которых в настоящее время устарело) относятся: васильковый синий (акварельный пигмент 18 века из лепестков василька); Кровь Дракона (рубиново-красный смолистый цвет из дерева Calamus draco); Фустик (желтоватый краситель из растения Chlorophona tinctoria); Гамбодж (жёлтая смола из Таиланда); Индиго (из семейства растений Индигофера); Логвуд (тёмный пигмент южноамериканского дерева); Марена (красноватый цвет из растений марены); Розовый (жёлтый, сделанный из смеси незрелых ягод облепихи); Жёлтый кверцитрон (из коры американского чёрного дуба кверцитрон); Сафлоровый пигмент (красный лак, известный как Карфам, созданный из цветов сафлорового растения); Шафран (жёлтый цвет индийского растения); Зелёный сок (из недозрелых ягод облепихи); Турнсоль (пурпурный или синий цвет от растения гелиотроп семейства бурачниковых); Вельд (жёлтый, растительного происхождения); Вауд (синий или индиго, получаемый из травы вайды или красноватой ваты из семейства горчичных).
Художественные пигменты, полученные из продуктов животного происхождения или рыбы
Все они уже устарели (есть синтезированные аналоги), в их число входят: малиновый кармин, полученный из самки насекомого кошенили; темно-жёлтый желчный камень из желчного камня быка; Индийский жёлтый, вырабатывается из мочи крупного рогатого скота, питающегося листьями манго; Сепия, чёрный краситель из чернильных мешочков каракатиц. Тирский пурпур, малиновый пигмент, сделанный из моллюсков.
Художественные пигменты, сделанные из обугленной древесины или кости
Все они уже устарели, к ним относятся: Бистре, коричневый цвет, полученный путём обжига древесины бука; Костно-белый, из костей сожжённых до белого пепла; Технический углерод, сделанный из древесного угля или обугленной кости; Жжённый чёрный, из обожжённой слоновой кости; Виноградный чёрный, из обугленной виноградной лозы; Ламповая сажа, из копоти масляных ламп.
История пигментов
Цветная живопись в каменном веке
В знаменитых доисторических наскальных рисунках в Шове, Ласко и Альтамире художники каменного века использовали основные земные пигменты, такие как глиняная охра, жёлтого, коричневого и различных оттенков красного, а также древесный уголь. (Подробнее см.: Доисторическая цветовая палитра.)
Цветная живопись в Египте
Эта грубая, но эффективная цветовая схема была расширена в период ранней античности египетскими художниками, которые украшали свои храмы и гробницы фресками и панно, которые включали новые цвета краски, такие как: египетская синяя фритта, насыщенный лимонно-жёлтый пигмент Orpiment, красный, оранжевый реальгар, зелёный малахит и его голубой вариант азурит. Белые цвета получали из гипса и мела. (Подробнее см.: Египетская цветовая палитра.)
Цветная живопись в Древней Греции и Риме
Начиная с древнегреческой живописи (около 650 г. до н.э.), диапазон цветов как для панно, так и для фресок был достаточно широк. Техниками греческой живописи были темпера и фреска; на дереве и мраморе – энкаустика и темпера – процесс, в котором цвета смешивались с воском, наносились на поверхность и затем «вжигались». В дополнение к пигментам, использовавшимся в Древнем Египте, греческие художники добавили новые красные цвета, такие как гуммиарабик «Кровь дракона» и киноварь. Новые пурпурные цвета – индиго, марена и тирский пурпур, а новые зелёные – вердигр и зелёная земля (Terre Verte). Массико и Неаполитанский жёлтый были двумя новыми жёлтыми цветами. (Подробнее см.: Классическая цветовая палитра.)
Цветная живопись в эпоху Возрождения
Живопись эпохи Возрождения была преобразована развитием масляной живописи. Это новое средство сделало цвета особенно красивыми и добавило новое измерение реальности фигуративным работам, особенно портретам. Неудивительно, что это стимулировало открытие и использование многих новых оттенков. К ним относятся красные пигменты Carmine (Америка), Red Lac (Индия) и новый красный Vermilion; плюс великолепный темно-синий Ultramarine и жёлтый Gamboge, а также Lead White. (Подробнее см.: Цветовая палитра эпохи Возрождения.)
Академические традиции цветной живописи
Несколько важных принципов изобразительного искусства были заложены искусством эпохи Возрождения. Эти принципы состояли из соглашений, относящихся ко всем аспектам создания изображений, включая предмет, композицию, линию и цвет. Цвет (colorito) считался вторичным по отношению к общей конструкции ( Disegno), как показывает тот факт, что студенты художественных академий или подмастерья проводили подавляющее большинство своего времени обучения за рисованием, и узнавали об искусстве смешивания пигментов и окраски на гораздо более поздней стадии. Но см. также: Тициан и Венецианская цветная живопись (ок. 1500–76) и «Наследие венецианской живописи».
Вот примерный список красок от современного поставщика красок AZ (REMBRANDT).
Асфальт
Ауреолин
Бронза
Коричневая Охра
Обожжённый Кармин
Обожжённая Сиена
Обожжённая Умбра
Жёлтый Лимон
Кадмий Оранжевый
Кадмий Красный Глубокий
Кадмий Красный Светлый
Кадмий Красный Средний
Кадмий Красный Фиолетовый
Кадмий Жёлтый Глубокий
Кадмий Жёлтый Средний
Фиолетовый «Caput Mortum»
Кармин
Церулеан Синий
Хром
Киноварь Зелёная Глубокая
Киноварь Зелёная Светлая
Киноварь зелёная Средняя
Кобальтовый синий Глубокий
Кобальтовый Синий Светлый
Кобальтовый Синий Ультрамарин
Кобальтовый зелёный
Кобальт Бирюзовый Синий
Кобальт Бирюзовый Зелёный
Кобальт Фиолетовый
Холодный серый
Медь
Глубокое золото
Изумрудно-зелёный
Золотая Охра
Зелёная Земля
Умбра «Индантрен» Синий
Индийский красный
Индиго
Слоновая кость Чёрная
Королевский Голубой
Ламповая сажа
Светлый золотой
Марганцевый синий Фтало
Смешанный белый
Неаполитанский жёлтый Глубокий
Неаполитанский Жёлто-зелёный
Неаполитанский жёлтый Светлый
Неаполитанский жёлтый Красный
Никелевый Титановый Жёлтый Тёмный
Никелевый Титановый Жёлтый Светло-оливково-зелёный
Оранжевая Охра
Оксид Чёрный
Пейнс Серый
Перламутровый белый
Pewter
Сине-Зелёный
Сине-Красный
Зелено-Синий
Зелено-Жёлтый
Бирюзовый
Берлинская лазурь
Квинакридонский розовый
Чистая сиенна
Умбра
Коричневая сепия
Скарлет
Сепия
Севр Синий
Севр Зелёный
Стил-де-грейн жёлтый
SСтил-де-грейн коричневый
Титановые белила (льняные)
Белый Титан
Бирюзовый Синий
Ультрамарин Глубокий
Ультрамарин Зелёный
Ультрамарин Светлый
Ультрамарин Фиолетовый
Ван Дайк Коричневый
Венецианский Красный
Вермиллион
Виридий
Тёплый серый
Жёлтый
Светло-жёлтая Охра
Цинк Белый Льняной
Цинк Белый.
Цветная живопись в 17-18 веках
После эпохи Возрождения этот подход к изобразительному искусству был принят всеми основными европейскими академиями и закрепился в стиле, известном как академическое искусство. Живопись даже не входила в учебные программы большинства академий – студенты должны были изучать навыки рисования в мастерской учителя, – а цвет продолжал играть второстепенную функцию, как скорее вспомогательный элемент. Таким образом, в эпоху барокко Рубенс подвергся критике за своё драматическое использование пигмента, а Никола Пуссен почитался как образец более сбалансированного колоризма. Примерно столетие спустя возникли те же дебаты по поводу соответствующих цветовых практик романтического художника Делакруа в сравнении с более трезвыми Жаном Огюстом Домиником Энгром. Один из кардинальных принципов академической живописи касался постулатов натуралистической палитры: цвета должны были отражать естественные цвета, встречающиеся в природе, таким образом, трава была зелёной, море было синим, а кожа была телесного цвета. Так продолжалось до 19 века, когда в лако-красочной промышленности произошла революция. В XVII веке не было обнаружено каких-либо серьёзных новых цветов, но в XVIII веке появилась берлинская лазурь, а также несколько новых цветов кобальта и хрома. (Подробнее см.: Цветовая палитра восемнадцатого века).
XIX век: импрессионизм и другие школы
XIX век – по сути, начало современного искусства – был периодом огромных перемен как для художников, работающих маслом, так и для акварелистов. Новые пигменты появлялись каждые несколько лет. Сначала появился кобальтовый синий, затем оксид хромового зелёного, за ним последовали индийский жёлтый, кадмиевый жёлтый, церулеановый синий, дешёвый синтетический ультрамарин, цинковый белый, розовая марена, ауреолин, виридиан и кобальтовый фиолетовый. Художники девятнадцатого века теперь обладали более дешёвыми, удобными и надёжными средствами цветной живописи. Фовисты и немецкие экспрессионисты в полной мере воспользовались этими техническими достижениями в пигментации, чтобы произвести культурный взрыв в индустрии разноцветных картин. (Подробнее см.: Цветовая палитра девятнадцатого века.)
Революция импрессионистов
Художники-импрессионисты совершили революцию в теории и практике цветной живописи, настаивая на том, чтобы уловить «мимолётный момент»: точное состояние света и цвета, которое они воспринимали при рисовании на пленэрах с натуры. Так, например, если в этот мимолётный момент ствол дерева – который «естественно» коричневый – казался красным в свете заходящего солнца, импрессионисты (такие как Моне, Ренуар, Писсарро и Сислей) окрашивали его в красный цвет. Фактически, он мог иметь любой из нескольких различных оттенков, в зависимости от эффекта света, и окрашивался соответствующим образом. Подход к цвету «рисуй то, что видишь», присутствующий в большинстве картин импрессионистов, разрушил условности того времени и открыл двери для дальнейших экспериментов в школах искусств, таких как Неоимпрессионизм (с его техникой пуантилизма), практикуемый Жоржем Сёра и Полем Синьяком.
Экспрессионизм
Импрессионизм олицетворял собой высшее «копирование природы». Но после двух десятилетий рабского копирования прогрессивные художники взбунтовались. Устав от того, чтобы просто «рисовать то, что они видели», они добавили больше субъективности в свои полотна в общем стиле, известном как экспрессионизм. Пионеры движения экспрессионистов стали фовистами в 1905 году и в течение двух лет фовизм был очень популярен в Париже: его каждый пробовал, даже Жорж Брак. Его влияние распространилось на Германию, вызвав взрыв немецкого экспрессионизма, возглавляемый прогрессивными художественными группами, такими как Der Blaue Reiter и Die Brucke. Он также распространился в Британию, где оказал влияние на шотландских колористов и в другие страны. Для получения дополнительной информации см.: История экспрессионизма. Для участвующих художников см.: Художники-экспрессионисты.
Примечание: русское направление колоризма 20-го века наиболее ярко проявляется в великолепных театральных декорациях, созданных для Сергея Дягилева и его «Русских балетов» такими дизайнерами, как Леон Бакст (1866-1924) и Александр Бенуа (1870-1960).
Абстрактный экспрессионизм и Живопись цветового поля
Эксперименты с цветом снова возникли сразу после Второй мировой войны в Америке, когда европейские художники-эмигранты (например, Аршил Горки, Йозеф Альберс, Марк Ротко и другие) смешались с местными жителями, такими как Клиффорд Стилл и Барнетт Ньюман чтобы создать стиль абстрактного экспрессионизма, известный как живопись цветового поля. Как правило, это были огромные холсты с большими цветовыми областями, призванные «окутывать» зрителя и вызывать эмоциональную реакцию. Посмотрите, например, картины Марка Ротко (1938-1970). Пигмент стал теперь «ключевым элементом» холста: это была вершина цветной живописи. И, несмотря на то, что в начале 1960-х годов движение было близко к возможному краху, цвет продолжает сохранять свой независимый статус.
Влияние технологии производства на цветную окраску
Новые краски
Период расцвета импрессионизма совпал с изобретением в 1841 году складной оловянной тубы с краской американским художником Джоном Рэндом, который сделал больше предварительно смешанных цветов доступными в удобной среде. Кроме того, производители красок, такие как компания Sherwin-Williams, начали срочно пытаться усовершенствовать формулу, которая удерживала бы мелкие частицы краски во взвешенном состоянии в льняном масле. В 1880 году, после более чем десятилетних химических исследований, компания разработала формулу, которая намного превосходила качество масляных красок, доступных в то время. С тех пор производители художественных красок производят постоянно расширяющийся ассортимент предварительно смешанных масляных красок, практически устраняя необходимость в пигментах ручной работы и революционизируя при этом практику масляной живописи.
Вдобавок появление акриловой живописи в 1940-х годах (первоначально разработанной немецким химиком доктором Отто Ромом) предоставило художникам ещё более удобную альтернативу медленно сохнущим масляным краскам. Таким образом, технический прогресс в производстве пигментов на масляной основе, а теперь и на акриловой основе, оказал (и продолжает оказывать) большое влияние на теорию и практику цветной живописи.
Новые синтетические красители
Лабораторное изобретение синтетических пигментов для замены более дорогих красок, сделанных из органических или других природных красителей, также оказало огромное влияние на производство красок и, следовательно, на изобразительное искусство. Одним из первых современных синтетических пигментов, случайно обнаруженных в 1704 году, была берлинская лазурь. Многие другие натуральные пигменты были успешно синтезированы химиками, в том числе сырая сиена, сырая умбра, жжёная сиена и жжёная умбра. К началу 19 века было создано больше синтетических синих пигментов, включая французский ультрамарин, искусственную форму лазурита, а также лабораторные версии кобальта и синего церулеана. В начале 20 века химики-органики создали фтало-синий, синтетический пигмент с огромной способностью к окрашиванию. К концу XIX века, благодаря химикам-органикам и производителям красок, широкий спектр цветов масляных красок, таких как красный, малиновый, синий и фиолетовый, стал доступен в разных форматах. Кроме того, поскольку многие пигменты теперь производятся из химических компонентов в лабораторных условиях, стали возможны гораздо более высокие стандарты качества и консистенции – в составе и стойкости цветов. Таким образом, в 1905 году химики смогли разработать цветовую схему Манселла, измерительную систему, которая легла в основу серии цветных моделей. Кроме прочего, система классифицировала цвета по оттенку, значению (яркости) и насыщенности цвета (чистоте цвета).
Новые стандартные цветовые системы
Одним из основных достижений в цветной живописи в течение 20-го века стало создание ряда цветовых систем, предназначенных для классификации и стандартизации свойств пигментов, для улучшения производства и согласованности маркировки. Основные системы включают:
Система Американского общества испытаний и материалов (ASTM)
ASTM – это организация, в основном отвечающая за установление минимальных стандартов для тестирования и качества материалов художников, особенно в отношении маркировки лакокрасочной продукции. Впервые опубликованные в 1984 году, эти стандарты обеспечивают единственную гарантию, помимо предписанных федеральными и штатными предупреждениями о вреде для здоровья, что (например) акриловые и масляные краски имеют точную маркировку.
Цветовой индекс
Впервые опубликованный в 1925 году Обществом красильщиков и колористов Великобритании и в настоящее время управляемый совместно с Американской ассоциацией химиков и колористов по текстилю, Color Index является официальным индексом всех имеющихся в продаже красителей. Сгруппированные по цвету, каждому оттенку присваивается общее имя CI (индекс цвета), номер и список общих имён, связанных с красителем или пигментом. Самая большая ценность этой системы заключается в том, что она предлагает стандартизированный и надёжный способ точно знать, какие пигменты содержатся в краске.
Колориметрия и измерение цвета
Несмотря на то, что Цветовой индекс весьма полезен, основное внимание уделяется каталогизации имеющихся в продаже пигментов. Он не классифицирует цвета сугубо научным образом. Для этого эксперты обратились к науке о колориметрии, области, связанной с количественным измерением цвета в целом, и появились две основные модели – Munsell и CIE Lab, а также две альтернативные системы – CMYK и RGB, которые широко используются в полиграфической промышленности.
Манселл
Созданная американским художником и педагогом Альбертом Манселлом в 1905 году система цветов Манселла была ранней попыткой упорядочить цвета в логическом порядке. Она основана на трёх атрибутах: оттенке или качестве, которое отличает один цвет от другого.
CIE LAB
В 1976 году Международная комиссия по освещению (CIE), организация, которая провозглашает официальные стандарты для научного измерения цвета, разработала модель, известную как CIE Lab, для единообразного описания всех воспринимаемых цветов.
RGB и CMYK
Эти системы охватывают классификацию цветов и пигментов, отображаемых на мониторах, телевизорах, принтерах, сканерах, цифровых камерах и мобильных телефонах. Все эти устройства работают совершенно иначе, чем системы CIE Lab и Munsell. В последнем случае набор чётко определённых переменных определяет уникальный цвет. Для сравнения, значения RGB и CMYK предназначены для описания соотношений между обобщёнными входными данными: аддитивные основные цвета в случае RGB или субтрактивные основные цвета для печатных красок в CMYK. Проще говоря, эти системы предоставляют рецепт смешивания цвета, а не его определения.
Pantone®
Третьей системой, применяемой в печати, является система Pantone. Эта система соответствия цвета (PMS) позволяет принтерам точно воспроизводить все известные оттенки чернил.
Величайшие колористы в живописи
Прежде чем перечислить некоторых из самых известных представителей цветного искусства, важно помнить, что (как описано выше) примерно от 1400 до 1800 художников были строго ограничены в своём применении цвета из-за преобладающих академических теорий изобразительного искусства. Цвет был неотъемлемым, но поддерживающим элементом в процессе создания картин, и художники были вынуждены быть чрезвычайно точными в выборе и использовании пигментов. Таким образом, величайшими колористами были те, чья палитра отражала и подчёркивала точное настроение их картины, а не те, кто использовал наиболее яркую пигментацию. Лишь позже, в XIX веке, художники почувствовали свободу рассматривать цвет как независимую форму выражения и наделять его тем значением, которого он заслуживает. Поэтому современные колористы отличаются гораздо большей свободой в этой области.
Колористы эпохи Возрождения
Ян ван Эйк (1390–1441).
Один из пионеров масляных красок. Его уникальная цветная работа иллюстрируется его мощным «Портретом мужчиной в красном тюрбане» (1433, масло на дереве, Национальная галерея, Лондон) выполненным тонким слоем прозрачного пигмента.
Рафаэль (1483-1520)
считается величайшим художником Высокого Возрождения. Примером его цветной работы является Мадонна делла Седиа (1512-14, масло на панели, Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция), величайший образец Мадонн эпохи Возрождения.
Тициан (ок. 1477–1576)
. Самый знаменитый представитель школы венецианской живописи. Владение цветом Тициана можно оценить, например, по картине «Успение Богородицы» (1516-1818, масло на панели, Санта-Мария-Глориоза деи Фрари, Венеция). Яркие цвета, золотой свет и жестикулирующие фигуры вызвали сенсацию, когда картина была открыта в 1518 году.
Якопо Тинторетто (1518-1594)
ещё один выдающийся венецианский художник, его работа «Святой Марк, освобождающий раба» (1547-8, масло, холст, Galleria dell’Accademia, Венеция) демонстрирует несравненную среднетональную палитру Тинторетто, включающую красивый розовый, коричневый, охровый и красные оттенки.
Паоло Веронезе (1528–1588).
Его шедевры, несомненно, величественнее Тициана. Его лучшие работы, это монументальные картины «Свадебный пир в Кане» (1562–1515, Лувр, Париж) и «Праздник в доме Леви» (1573, Венецианская академия) с их светящимися цветами.
Колористы XVII века
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Колоризм этого великого художника Контрреформации хорошо иллюстрируется картинами «Снятие с креста» (Рубенс) (1612-14, масло на панели, Антверпен) и «Самсон и Далила» (1609, масло на дерево, Национальная галерея, Лондон), с их богатыми красными плащами и драпировками.
Ян Вермеер (1632–1675)
Самый известный из голландских реалистов, наряду с Рембрандтом. Цветная работа Вермеера представлена прохладными синими и чувственными белыми оттенками «Девушки с жемчужной серёжкой» (около 1600, холст, масло, Музей Маурицхейс, Музей Гаага) и «Дама, сидящая у девственницы» (1632, холст, масло, Национальная галерея, Лондон), в резком контрасте с богатыми киноварным и алым цветами «Девушка в красной шляпе» (1671-2, масло на панели, Национальная галерея, Вашингтон, округ Колумбия)
Колористы XVIII века
Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770)
Колористические работы величайшего фрескового художника пост-ренессанса прекрасно иллюстрируются его фресками Вюрцбургского дворца (1750-3). Их бледные прозрачные цвета добавляют яркости небу и общей оптике.
Колористы XIX века
Эжен Делакруа (1798-1863)
Большой поклонник венецианских колористов, таких как Тициан и Паоло Веронезе, а также мастера барокко Рубенса, Делакруа испытал влияние английских художников, таких как Тёрнер, Констебль и Ричард Паркс Боннингтон. Среди его великих колористических работ – Смерть Сарданапала (1827, Лувр, Париж).
Прерафаэлиты (1848–60).
Несколько членов Английского Братства прерафаэлитов были мастерами цвета, особенно Данте Габриэль Россетти (1828–1882) и Форд Мэдокс Браун (1821–1893).
Клод Моне (1840-1926)
Колоризм Моне лучше всего иллюстрируется его необычайно крупномасштабными полотнами пруда с водяными лилиями в Живерни, такими как Японский мост в Живерни (1918-24, холст, масло, Музей Мармоттана, Париж), предшественник более позднего движения абстрактного экспрессионизма. Смотрите также работы ирландского колориста Родерика О’Конора.
Витторе Грубиси де Драгон (1851–1920)
Художник, писатель и торговец произведениями искусства, в значительной степени ответственный за движение итальянского дивизиона, разновидность французского неоимпрессионизма и пуантилизма.
Жорж Сёра (1859–1891)
Его применение пуантилистской теории цвета иллюстрируется его знаменитым шедевром «Воскресный полдень на острове Ла Гранд Жатт» (1884–1896, холст, масло, Институт искусств Чикаго). Работа Сёра по дивизионизму и хромолюминаризму была значительно развита Полем Синьяком (1863-1935).
Эмиль Нольде (1867–1956)
Член группы экспрессионистов Die Brucke. Работы Нольде полны примеров его колористической живописи. Замечательные примеры: «Ранний утренний полет» (1950, Фонд Нольде) с его синими и зелёными оттенками и «Натюрморт с танцорами» (1914, холст, масло, Музей современного искусства, Париж) с его примитивной красной и жёлтой символикой.
Поль Гоген (1848–1903)
Для Гогена цвет имел символическое и эмоциональное значение, как в «Видении после проповеди» (1888, Национальная галерея Шотландии) или «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём?» (1897, холст, масло, Музей изящных искусств, Бостон). Его использование однородных областей чистого цвета было известно как синтетизм, в то время как его последователи в школе Понт-Авен (Луи Анкетен и Эмиль Бернар) разработали использование тяжёлых контуров, заполненных чистым цветом, как в средневековой эмали, – стиль, известный как Клуазонизм (перегородчатость).
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Яркая палитра мощного Пшеничного поля с воронами Ван Гога (1890, холст, масло, Музей Ван Гога, Амстердам) с его «пылающим» кукурузным полем и угрожающими чёрными воронами прекрасно иллюстрирует его использование цвета чтобы выразить свои личные эмоциональные чувства.
Густав Климт (1862-1918)
Декоративный шедевр Климта «Поцелуй» (1907-8, масло и золото, холст, Osterreichische Galerie, Вена) олицетворяет стиль византийского искусства венского мастера сецессиона с использованием сверкающих красок и драгоценных металлов.
Пьер Боннар (1867–1947),
член-основатель Les Nabis, он также – вместе с Эдуардом Вуйяром – был известен своими домашними жанровыми сценами (интимизм), хотя его картины были более богатыми и яркими. В целом его колористические работы излучают ощущение тепла и благополучия. См., в частности, его работы конца 20-го века, такие как: «Зелёная блуза» (1919, Метрополитен-музей), а также «Терраса в Верноне» (1939, Метрополитен-музей).
Колористы ХХ века
Василий Кандинский (1844-1944)
Сочетал фовистскую насыщенность цвета с элементами русского народного искусства. Основатель группы экспрессионистов Der Blaue Reiter, его работы, такие как «Композиция № 7» (1913), используют шок контрастных цветов, в то время как «Два тополя» (1913, Художественный институт Чикаго) используют цвет для изображения пейзажа с огромным эмоциональным подтекстом.
Алексей фон Явленский (1864-1941)
Этот русский экспрессионист, находившийся под сильным влиянием Матисса, использовал смелые, яркие пигменты для выражения своего страстного темперамента и меланхолического самоанализа. Его колористика прекрасно иллюстрируется картинами «Голова» (1910 г., холст на картоне, масло, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Голова женщины» (1911 г., картон, масло, Национальная галерея современного искусства).
Анри Матисс (1869–1954),
лидер фовистов и художник, посвятивший всю свою жизнь исследованию цвета, его подход хорошо иллюстрируется Роскошь, покой и наслаждение («Luxe, Calme et Volupte», 1904, холст, масло, Орсе, Париж) и его Настурции и «Танец» (1912, Метрополитен-музей), а также контрастирующая Голубая обнажённая натура III (1952–1953, бумага, гуашь, Музей современного искусства, Париж). Среди других известных колористов-фовистов – Андре Дёрен (1880–1954) и его друг Морис де Вламинк (1876–1958).
Среди других колористов начала 20-го века: Робер Делоне (1885-1941), основатель орфизма, русские-авангардисты Михаил Ларионов (1881-1964) и Гончарова (1881-1962), открывшие лучизм, а также Морган Рассел (1886-1953) и Стэнтон Макдональд-Райт (1890-1973), который изобрёл синхромизм.
Жорж Руо (1871–1958)
Величайший французский художник-экспрессионист и религиозный художник, известный яркими, сияющими красками в своих картинах маслом, гуашью и акварелью.
Рауль Дюфи (1877-1953)
импрессионист, художник-фовист из Гавра, известный своими рисунками в каллиграфическом стиле поверх ярких красок.
Марк Ротко (1903-1970)
Один из выдающихся представителей абстрактной экспрессионистской живописи. Огромные абстрактные полотна Ротко характеризовались простыми формами с мягкими краями, наполненными цветом, как в картине «Без названия: фиолетовый, чёрный, оранжевый, жёлтый на белом и красном» (1949, холст, масло, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк).
Николя де Сталь (1914-1955)
русско-французский художник, который на мгновение стал одним из великих художников-абстракционистов Парижской школы в начале 1950-х годов. Известен лирической абстракцией и сложными пейзажами.
Патрик Херон (1920-1999)
английский художник-абстракционист-экспрессионист, находящийся под влиянием Матисса и Брака и связанный с лирической абстракцией и школой Сент-Айвс.
Ив Кляйн (1928-1962)
французский художник-постмодернист, который создал ряд монохромных картин с использованием своего запатентованного цветного пигмента International Klein Blue (IKB). См. также: Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956-62).
Основные цвета (и пигменты)
Белый
Белый – это сбалансированная смесь всех цветов видимого спектра света или комбинация двух дополнительных цветов, или трёх и более цветов, например дополнительных основных цветов. Он нейтральный или ахроматический (лишённый цвета), как чёрный и серый. Его добавляют в пигменты для создания более бледных или осветлённых оттенков.
К оттенкам белого относятся: кремовый, слоновая кость, магнолия, старое кружево, ракушка. Белые пигменты для этого цвета включают: белый висмут, белая кость, церуза, мел, китайский белый, белый кремний, хлопьевидный белый, оловянный белый и титановый белый.
Красный
Красный (английское слово происходит от древнеанглийского «Read» и индоевропейского корня «reudh») – один из дополнительных основных цветов света, дополняющих голубой, в цветовых системах RGB (красный, зелёный, синий). Кроме того, красный является одним из субтрактивных основных цветов цветового пространства RYB (красный, жёлтый, синий).
Красные пигменты включают: ализарин малиновый, красный кадмий, кармин, циннибар, фолиум, индийский красный, кермес, светло-красный (английский красный, прусский красный, колкотар и персидский красный), марена, миниум, сафлор, синопия, терра поццуоли и вермилион. Оттенки красного включают: ализарин, амарант, бордовый, кардинал, кармин, сердолик, вишнёвый, малиновый, красный пожарный, фуксия, пурпурный, бордовый, оранжево-красный, хурма, рубин, ржавчина, алый, терракотовый, венецианский красный, киноварь.
Розовый
Розовый – это бледный оттенок красного, полученный путём добавления белого. Слово впервые было использовано в конце 17 века для описания цветковых растений. Оттенки розового включают: Амарант, Бринк-розовый, Кармин, Гвоздика, Вишня, Вишнёво-розовый, Коралл, Глубокий кармин, Французская роза, Розовый Фуксия, Ярко-пурпурный, Ярко-розовый, Лавандовая роза, Пурпурный, Персидский розовый, Пус, Роза, Лосось, Шокирующий розовый.
Оранжевый
Оранжевый цвет находится посередине между красным и жёлтым в цветовом пространстве RGB и является одним из третичных цветов в цветовой шкале HSV. Цвет назван в честь плода, который впервые был завезён в Европу как «наранджа». Слово «оранжевый» впервые было использовано в качестве цветового обозначения в 1512 году. Раньше цвет назывался просто жёлто-красным. Оттенки оранжевого включают: янтарь, абрикос, жжёный апельсин, морковь, персик, мандарин, портлендский апельсин, тыкву, мандарин.
Коричневый
Коричневый третичный цвет относится к темно-жёлтым, оранжевым или красноватым оттенкам. Коричневый пигмент можно получить, добавив чёрный или его дополнительные цвета к розовому, красному, оранжевому или жёлтому. Первое зарегистрированное использование коричневого в качестве цветового обозначения произошло около 1000 г. н.э.
К коричневым пигментам относятся: асфальт (битум), бистр, мумие (египетский коричневый), сепия, сиенна, умбра и коричневый цвет Ван Дейка. Оттенки коричневого включают: каштановый, бежевый, бистр, боле, бронза, жжёная сиена, жжёная умбра, шоколад, медь, хаки, печень, красное дерево, охра, оливковый, красновато-коричневый, ржавчина, песочно-коричневый, сепия, сиенна, загар, серо-коричневый.
Жёлтый
Жёлтый (английскоеслово yellow происходит от древнеанглийского «геолу» или «геолве») – один из основных субтрактивных оттенков. Его традиционный дополнительный цвет RYB – пурпурный, фиолетовый или индиго; его дополнительный цвет в цветовых системах RGB и CMYK – синий.
К жёлтым пигментам относятся: ауреолин, жёлтая аврора, жёлтый кадмий, жёлтый хром, фустик, желчный камень, гамбодж, золото, индийский жёлтый, Массико, жёлтый неаполитанский, орпимент, жёлтый кверцитрон, шафран, жёлтый цвет Тернера, минерал Турпет и жёлтая охра. Оттенки жёлтого включают: янтарный, абрикосовый, бежевый, кремовый, льняной, гамбожский, золотисто-жёлтый, лимонный, металлический золотой, горчичный, папайский, персиково-жёлтый, мандариновый желтый.
Серый
Термин серый, впервые введённый в обращение в Англии около 700 г. н.э., описывает оттенки и полутона от чёрного до белого. Эти цвета с низким содержанием насыщенности известны как ахроматические или нейтральные цвета.
К серым пигментам относятся: серый Дэви, нейтральный оттенок (чёрный, синий винзор и малиновый ализарин) и серый цвет Пейна. Оттенки серого включают: Мышьяк, Бистр, Уголь, Серый Дэви, Фельдграу, Серый Пейна, Серебряный сланец.
Зелёный
В вычитательной системе зелёный – это вторичный цвет, полученный из комбинации жёлтого и синего или жёлтого и голубого. Но он остаётся одним из дополнительных основных цветов. В цветовом круге HSV его дополнительный цвет – пурпурный – пурпурный оттенок с равной смесью красного и синего света. Дополнительный цвет на цветовом круге RYB – красный. Английское слово «green» происходит от древнеанглийского «grene» или «groeni», слов, близких к древнеанглийскому слову «growan», означающему «расти».
Зелёные пигменты: изумруд (зелёный Швайнфурт, зелёный Шееле), зелёный Хукера, малахит, оксид хрома, зелёный сок, терре-верте, вердигрис и виридиан. Оттенки зелёного: армейский зелёный, спаржевый, ярко-зелёный, британский гоночный зелёный, селадон, изумруд, папоротник, лягушка, нефрит, лайм, зелёный мох, оливково-зелёный, сосновый, зелёный трилистник, виридиан.
Голубой
Может относиться к разным цветам в сине-зелёной части спектра. Иногда его называют бирюзово-зелёным или сине-зелёным, а раньше называли «голубым синим». К аналогичным цветам относятся «голубой», «бирюзовый» и «аквамарин».
Синий
Синий (по-английски blue – производное от французского слова «bleu») считается одним из дополнительных основных цветов. На цветовом круге HSV его дополнительный цвет – жёлтый. На цветовом круге, основанном на традиционной теории цвета (RYB), его дополнением является оранжевый. В английском языке термин «синий» обычно используется для обозначения любого цвета от темно-синего до голубого.
Синие пигменты: азурит, церулеан, синий кобальт, васильковый синий, египетский синий (александрийский синий, весторианский синий), французский ультрамарин, фритт, индиго, фталоцианиновый синий, берлинская лазурь, смальт, ультрамарин, ультрамарин ясень и ваду. К оттенкам синего относятся: синий Air Force, лазурный, голубой, голубой кобальт, василёк, джинсовая ткань, синий электрик, синий Кляйн, полуночный синий, темно-синий, берлинский синий, королевский синий, сапфир, ультрамарин.
Фиолетовый
Впервые использованный около 1400 г. для описания фиалки, этот термин обычно описывает оттенок пурпурного, то есть смесь красного и синего света. К фиолетовым пигментам относятся арчил и тирский пурпур. К оттенкам фиолетового относятся: аметист, фуксия, гелиотроп, индиго, лаванда, сиреневый, лиловый, пурпурный.
Чёрный
Чёрный не отражает свет, не является цветом спектра и не отображается на цветовом круге. Тем не менее, в качестве пигмента его добавляют к другим цветам для создания более тёмных вариантов или оттенков. К чёрным пигментам относятся: чёрный свинец, чёрный цвет слоновой кости, ламповая сажа и чёрный виноград.
ЦВЕТА В ИЗОБРАЖЕНИИ
Список важнейших пигментов, начиная с античности, можно найти на странице Советы по смешиванию цветов.
ЦВЕТОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
См.: Глоссарий по цветам.
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Подробнее о различных типах, стилях и ценностях традиционного и современного изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ВОПРОСЫ О ИСКУССТВЕ
Для ответов на все ваши вопросы о живописи и скульптуре: Глоссарий живописи.
САМЫЕ ВАЖНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Список шедевров см.: Величайшие картины всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?