Цвет в живописи:
краски и пигменты читать ~31 мин.
Живопись, как одно из ведущих изобразительных искусств, во многом обязана своему воздействию, настроению и глубине именно цвету. Влияние цвета на восприятие зрителя чрезвычайно велико, и даже один крошечный мазок яркого пигмента на монохромном изображении способен преобразить всю работу. Даже самые ранние мастера доисторической наскальной живописи (30 000–12 000 до н.э.) умело использовали примитивные пигменты. Примером тому служат монохромные рисунки в пещере Шове, полихромные фрески пещеры Ласко и яркие росписи Альтамиры.
С изобретением масляной живописи в Европе в начале XV века использование цвета вышло на новый уровень. Масляные краски значительно превзошли по яркости и богатству цвета как темперу на деревянных панелях, так и фресковую живопись.
— Что такое оттенок?
Оттенок — это одна из основных характеристик цвета, его качественная сторона, которую мы определяем словами «красный», «синий», «зелёный» и так далее. В обиходе «оттенок» часто используется как синоним слова «цвет».
— Что такое основные цвета?
В традиционной живописи это красный, синий и жёлтый. Эти цвета можно смешивать для получения других, «вторичных» цветов, но сами они не могут быть получены путём смешивания.
Эффекты цвета
Эффекты цвета могут быть чисто оптическими (например, для привлечения внимания зрителя), эмоциональными (холодные цвета, такие как синий или зелёный, оказывают успокаивающее действие, а тёплые, как красный или жёлтый, стимулируют чувства) или эстетическими (красота, возникающая из сопоставления двух или более гармоничных цветов). В соответствии с принципами теории цвета и расположением на цветовом круге, все эти эффекты варьируются в зависимости от комбинации присутствующих оттенков, их светлоты (степени света или темноты) и насыщенности (чистоты оттенка). Кроме того, восприятие цвета зависит от соседних цветов на холсте. Например, серый цвет в окружении синего будет казаться холодным, а тот же серый в окружении жёлтого — тёплым. Наконец, на восприятие цвета влияет общая тональность картины. Нанесение жёлтого цвета на полотно с низкой (тёмной) тональностью (как, например, в картинах Рембрандта) будет иметь иное воздействие, чем на полотне с высокой (светлой) тональностью.
Ранняя теория цвета
Первые принципы теории цвета в изобразительном искусстве были изложены Леоном Баттистой Альберти (1404–1472) в его трактате «О живописи» (Della Pittura, 1435) и гением Высокого Возрождения Леонардо да Винчи в его записных книжках (около 1490 г.). Важность «колорита» (colorito) особенно серьёзно воспринималась великими старыми мастерами европейского искусства. Они были экспертами в смешивании и нанесении пигментов, а также дотошными исследователями тональных эффектов света. Они понимали принципы теории цвета, включая оттенки, насыщенность и тона, и точно знали, когда использовать определённые цвета и как гармонизировать их на холсте.
Их мастерство впечатляет ещё больше, если учесть отсутствие красок промышленного производства и тот факт, что большинство пигментов (некоторые из которых были чрезвычайно дорогими) приходилось перетирать вручную, что было грязным и трудоёмким процессом. Дальнейшее развитие теория цвета получила в конце периода барокко с публикацией «Оптики» Исаака Ньютона (1704 г.). Однако по-настоящему практика использования цвета в живописи изменилась лишь в XIX веке, когда импрессионизм поразил многих искусствоведов своими революционными оптическими теориями и колористическими приёмами, связанными с передачей света. Это породило совершенно новый живописный язык в изобразительном искусстве. Подробнее об этом см.: Характеристики живописи импрессионистов (1870–1910).
— Что такое вторичные цвета?
Это оттенки, получаемые при смешивании основных цветов. Например, смесь красного и синего даёт фиолетовый; смесь красного и жёлтого — оранжевый; а сочетание жёлтого с синим — зелёный.
— Что такое дополнительные цвета?
Это цвета, которые лежат прямо напротив друг друга на цветовом круге: синий и оранжевый, красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый. Каждый основной цвет — красный, жёлтый, синий — имеет свой собственный, уникальный дополнительный цвет — зелёный, фиолетовый, оранжевый.
— Что такое третичные цвета?
Они получаются в результате смешения основного и вторичного цветов (например, красного и зелёного) или двух вторичных цветов (например, зелёного и оранжевого).
Энгредиенты цветной краски
Цвет (оттенок) краски зависит от её пигмента, который смешивается с другими ингредиентами:
Масляная краска
В основном масляная краска представляет собой комбинацию трёх компонентов: пигмента, льняного масла и скипидара. Пигмент обеспечивает цвет; льняное масло является связующим веществом, то есть ингредиентом, который удерживает пигмент и позволяет наносить его на холст или другую основу; скипидар является разбавителем — он разжижает смесь масла и пигмента, облегчая её нанесение кистью. Масляная краска может содержать и другие масла (например, маковое или ореховое), если они являются сиккативными, то есть высыхают в результате окисления. В отличие от большинства других красок, масла высыхают не из-за испарения, а в результате химической реакции с кислородом воздуха, превращаясь сначала в гель, а затем в твёрдое вещество.
— Что такое аналогичные цвета?
Это любой набор из трёх-пяти цветов, которые близки по оттенку и обычно находятся рядом друг с другом на цветовом круге, например: синий, сине-зелёный и зелёный.
— Что такое цветовой круг?
Цветовой круг — это круговая диаграмма, которая наглядно показывает отношения между основными, вторичными, третичными и дополнительными цветами.
— Что такое основной тон (мастоун)?
Это собственный цвет краски в плотном слое. Он позволяет оценить такие её свойства, как чистый цвет, прозрачность и блеск.
Акварель и гуашь
Технически акварелью является любая краска, полностью или частично растворимая в воде, например темпера или гуашь. Однако сегодня термин «акварель» относится не столько к материалу, сколько к технике живописи с размытием цвета, разработанной в Англии в XVIII – XIX веках. Акварельная краска состоит из пигмента и гуммиарабика (водорастворимого связующего), в который добавляется вода. Гуашь — это непрозрачная акварельная краска, в которую для укрывистости добавляют белила (например, цинковые), тальк или каолин. Темпера состоит из пигмента и связующего вещества (традиционно — яичного желтка), с добавлением воды.
Акрил
Акриловая краска — это полностью синтетический материал на основе полиакриловой смолы. Акриловые краски выпускаются в различных вариантах для создания разнообразных покрытий. В простейшем виде акриловая краска состоит из пигмента (цвета), акриловой полимерной эмульсии (связующее) и воды. Смесь пигмента и смол очень быстро сохнет за счёт испарения воды, образуя прочную и гибкую плёнку.
Все ли пигменты ведут себя одинаково?
Нет. Акриловая краска высыхает быстрее всего, и её цвет при этом немного меняется. Акварель также сохнет довольно быстро и меняет оттенок в процессе высыхания. Масляная краска, напротив, сохнет гораздо медленнее, а её оттенки остаются неизменными. Кроме того, по мере высыхания можно добавлять новые слои краски для создания исключительно насыщенных цветов. Эти свойства и удобство в работе делают масляную краску предпочтительным выбором для большинства мастеров живописи.
Проба (выкраска)
Небольшой мазок краски, наносимый на белую основу для оценки свойств пигмента. Часто используется художниками, чтобы определить, как лессировка или отдельный мазок будут выглядеть в картине. Некоторые цвета, такие как кадмиевые и кобальтовые, имеют схожие основной тон и оттенок. Однако у прозрачных органических пигментов, таких как хинакридоны или фталоцианины, оттенок может сильно отличаться от ожидаемого.
Интенсивность (сила цвета)
Это мера способности пигмента изменять цвет смеси при добавлении в неё.
Традиционные цветовые палитры
Ниже приведён список пигментов, характерных для цветовых палитр разных периодов истории изобразительного искусства.
Цветовая палитра каменного века
- красная охра (земля)
- жёлтая охра (земля)
- чёрный уголь
- белая глина или мел
Египетская цветовая палитра
- красная охра
- жёлтая охра
- сажа (углерод)
- гипс
- мел
- малахит
- азурит
- киноварь
- аурипигмент
- египетский синий
- индиго
- марена
Классическая цветовая палитра (Греция и Рим)
- красная охра
- жёлтая охра
- сиена натуральная и жжёная
- умбра жжёная
- сажа (углеродная, ламповая)
- жжёная кость (слоновая кость чёрная)
- мел
- свинцовые белила
- малахит
- зелёная земля
- азурит
- египетский синий
- египетский зелёный
- ярь-медянка
- киноварь
- вермильон
- свинцовый сурик
- смола «кровь дракона»
- массикот
- аурипигмент
- неаполитанская жёлтая
- индиго
- марена
- пурпур
Цветовая палитра эпохи Возрождения
- красная охра
- жёлтая охра
- зелёная земля
- жжёная кость (слоновая кость чёрная)
- ламповая сажа
- виноградная чёрная
- свинцовые белила
- мел
- малахит
- ярь-медянка
- азурит
- индиго
- египетский синий
- натуральный ультрамарин
- ультрамариновая зола
- киноварь
- красный свинец (сурик)
- красный лак
- смола «кровь дракона»
- массикот
- неаполитанская жёлтая
- свинцово-оловянная жёлтая
- гуммигут
- сиена жжёная
- умбра жжёная
Цветовая палитра XIX века
- прусская лазурь
- кобальт синий
- французский ультрамарин
- церулеум
- лиловый (мовеин)
- изумрудная зелёная
- виридоновая зелёная
- оксид хрома зелёный
- кобальт зелёный
- цинковые белила
- мареновый розовый
- ализарин малиновый
- кадмий жёлтый
- хром жёлтый
- ауреолин
- цинк жёлтый
- стронций жёлтый
- лимонный жёлтый
- индийский жёлтый
- египетский коричневый (мумия)
- асфальт (битум)
Что такое пигменты?
Пигменты и красители — это вещества, придающие краске цвет. В обиходе слово «краситель» часто используется для обоих понятий. Основное отличие пигментов от красителей заключается в их растворимости: красители растворяются в жидкости (например, в воде), а пигменты представляют собой твёрдые нерастворимые частицы. Поэтому пигменты необходимо измельчить в мелкий порошок и тщательно смешать с жидким носителем (связующим), таким как масло или вода, перед использованием. При этом из красителей можно изготавливать пигменты с помощью специального процесса, осаждая их на нерастворимую основу.
Каковы основные источники пигментов?
Большинство пигментов для красок получают из минералов (металлических руд или их соединений) или растений. Некоторые пигменты имеют животное происхождение, другие получают путём обугливания древесины или костей.
Пигменты из металлов и минералов
К пигментам на основе металлов относятся: кадмиевые (жёлтый, красный), хромовые (жёлтый, зелёный); кобальтовые (кобальт синий, церулеум, ауреолин, кобальт фиолетовый); медные (ханьский пурпур, египетский синий, ярь-медянка, виридоновая зелёная); свинцовые (свинцовые белила, неаполитанская жёлтая, сурик красный); ртутные (киноварь); титановые (титановые белила, титановый жёлтый); цинковые (цинковые белила); из лазурита (ультрамарин); на основе оксида железа (красная охра, сангина, капут-мортуум, венецианская красная, синопия, помпейская красная); а также окрашенные глины (жёлтая охра, сиена натуральная и жжёная, умбра натуральная и жжёная).
Пигменты и красители из растений
К натуральным пигментам на растительной основе (большинство из которых сегодня заменены синтетическими аналогами) относятся: васильковый синий (акварельный пигмент XVIII века); смола «кровь дракона» (рубиново-красный пигмент из дерева Calamus draco); фустик (желтоватый краситель); гуммигут (жёлтая смола); индиго (из растений рода Индигофера); логвуд (тёмный пигмент); марена (красноватый краситель); шафран (жёлтый цвет); зелёный сок (из незрелых ягод крушины); вельд (жёлтый краситель); вайда (синий краситель).
Пигменты животного происхождения
Все они устарели и заменены синтетическими аналогами. В их число входили: кармин (из самок насекомого кошенили); индийский жёлтый (из мочи коров, питавшихся листьями манго); сепия (из чернильных мешочков каракатиц); тирский пурпур (малиновый пигмент из морских моллюсков).
Пигменты из обугленной древесины или кости
Эти пигменты также устарели. К ним относятся: бистр (коричневый цвет из обожжённой древесины бука); жжёная кость (из костей, сожжённых до белого пепла, в том числе слоновая кость чёрная); сажа (из древесного угля или копоти масляных ламп); виноградная чёрная (из обугленных виноградных лоз).
История пигментов
Цвет в живописи каменного века
В знаменитых доисторических наскальных рисунках в Шове, Ласко и Альтамире художники каменного века использовали основные земляные пигменты, такие как глиняная охра (жёлтая, коричневая и различных оттенков красного), а также древесный уголь. (Подробнее см.: Доисторическая цветовая палитра.)
Цвет в живописи Древнего Египта
Эта простая, но эффективная цветовая гамма была расширена в период ранней античности египетскими художниками. Они украшали свои храмы и гробницы фресками и панно, в которых появились новые цвета: египетская синяя фритта, насыщенно-жёлтый аурипигмент, красный реальгар, зелёный малахит и его голубой вариант — азурит. Белые цвета получали из гипса и мела. (Подробнее см.: Египетская цветовая палитра.)
Цвет в живописи Древней Греции и Рима
Начиная с периода древнегреческой живописи (около 650 г. до н.э.), палитра как для панно, так и для фресок стала значительно шире. Греки использовали техники темперы и фрески; для росписи по дереву и мрамору — энкаустику, процесс, в котором пигменты смешивались с воском, наносились на поверхность, а затем «вплавлялись». В дополнение к пигментам, использовавшимся в Древнем Египте, греческие художники добавили новые красные (смола «кровь дракона», киноварь), пурпурные (индиго, марена, тирский пурпур), зелёные (ярь-медянка, зелёная земля) и жёлтые (массикот, неаполитанская жёлтая) цвета. (Подробнее см.: Классическая цветовая палитра.)
Цвет в живописи эпохи Возрождения
Живопись эпохи Возрождения была преображена развитием масляной живописи. Эта новая техника делала цвета особенно красивыми и добавляла новое измерение реальности в живописные работы, особенно в портреты. Неудивительно, что это стимулировало открытие и использование многих новых пигментов. К ним относятся красные пигменты кармин, красный лак и вермильон; великолепный тёмно-синий ультрамарин, жёлтый гуммигут, а также свинцовые белила. (Подробнее см.: Цветовая палитра эпохи Возрождения.)
Академические традиции в живописи
Искусство эпохи Возрождения заложило несколько важных принципов, которые легли в основу академизма. Эти принципы состояли из правил, относящихся ко всем аспектам создания картины, включая сюжет, композицию, линию и цвет. Цвет (colorito) считался вторичным по отношению к рисунку (disegno). Это доказывает тот факт, что студенты художественных академий и подмастерья подавляющее большинство времени посвящали рисованию, а искусству смешивания пигментов и работе с цветом обучались на гораздо более позднем этапе. Но см. также: Тициан и венецианская живопись (ок. 1500–1576) и «Наследие венецианской живописи».
Вот примерный список красок из палитры современного производителя (REMBRANDT):
- ализарин малиновый
- асфальт
- ауреолин
- белила смешанные
- белила титановые
- белила цинковые
- берлинская лазурь
- бронза
- ван дейк коричневый
- венецианская красная
- вермильон
- виридоновая зелёная
- голубой королевский
- голубой севрский
- голубой церулеум
- жёлтая неаполитанская (глубокая, светлая, красная, зелёная)
- жёлтая охра (светлая)
- жёлтый лимонный
- жёлтый никель-титан
- зелёная земля
- зелёный изумрудный
- зелёный киноварь (светлый, средний, глубокий)
- зелёный кобальт
- зелёный севрский
- золото (светлое, глубокое)
- золотистая охра
- индиго
- индийская красная
- кадмий оранжевый
- кадмий красный (светлый, средний, глубокий, фиолетовый)
- кадмий жёлтый (средний, глубокий)
- капут-мортуум фиолетовый
- кармин (в том числе жжёный)
- квинакридон розовый
- кобальт бирюзовый (синий, зелёный)
- кобальт синий (светлый, глубокий, ультрамарин)
- кобальт фиолетовый
- коричневая охра
- медь
- олово (Pewter)
- оксид чёрный
- оранжевая охра
- перламутровые белила
- сажа (газовая, костяная)
- сепия (в том числе коричневая)
- серый пейна
- серый (холодный, тёплый)
- сиена (натуральная, жжёная)
- синий индантрен
- синий марганец фтало
- стиль де гран (жёлтый, коричневый)
- ультрамарин (светлый, глубокий, зелёный, фиолетовый)
- умбра (натуральная, жжёная)
- фталоцианиновый (сине-зелёный, зелёно-синий)
- хром
Цвет в живописи XVII – XVIII веков
После эпохи Возрождения академический подход был принят всеми основными европейскими академиями и закрепился в стиле, известном как академизм. Живопись даже не всегда входила в учебные программы — студенты должны были изучать её в мастерской учителя. Цвет продолжал играть второстепенную, вспомогательную роль. Так, в эпоху барокко Рубенса критиковали за его драматическое использование цвета, в то время как Никола Пуссена почитали как образец более сдержанного и сбалансированного колоризма.
Примерно столетие спустя похожие дебаты велись вокруг колористических приёмов художника-романтика Эжена Делакруа в сравнении с более строгой манерой Жана Огюста Доминика Энгра. Один из главных принципов академической живописи касался натуралистичности палитры: цвета должны были отражать то, что встречается в природе. Трава была зелёной, море — синим, а кожа — телесного цвета. Так продолжалось до XIX века, когда в лакокрасочной промышленности произошла революция. В XVII веке не появилось значимых новых пигментов, но в XVIII веке была открыта берлинская лазурь, а также несколько новых кобальтовых и хромовых цветов. (Подробнее см.: Цветовая палитра XVIII века).
XIX век: импрессионизм и другие школы
XIX век — по сути, начало современного искусства — был периодом огромных перемен как для художников, работающих маслом, так и для акварелистов. Новые пигменты появлялись почти каждые несколько лет. Сначала появился кобальт синий, затем оксид хрома зелёный, за ними последовали индийский жёлтый, кадмий жёлтый, церулеум, дешёвый синтетический ультрамарин, цинковые белила, мареновый розовый, ауреолин, виридоновая зелёная и кобальт фиолетовый. Художники XIX века получили в своё распоряжение более дешёвые, удобные и надёжные краски. Фовисты и немецкие экспрессионисты в полной мере воспользовались этими техническими достижениями, чтобы произвести настоящий фурор в мире живописи своими яркими работами. (Подробнее см.: Цветовая палитра XIX века.)
Революция импрессионистов
Художники-импрессионисты совершили революцию в теории и практике живописи, поставив себе задачу уловить «мимолётное мгновение» — точное состояние света и цвета, которое они наблюдали, работая на пленэре. Так, например, если в этот миг ствол дерева, который «естественно» является коричневым, казался красным в свете заходящего солнца, импрессионисты (такие как Моне, Ренуар, Писсарро и Сислей) писали его красным. В зависимости от эффектов света он мог приобретать и другие оттенки, которые соответственно и изображались. Этот подход «пиши то, что видишь», характерный для большинства картин импрессионистов, разрушил условности того времени и открыл двери для дальнейших экспериментов таким школам, как неоимпрессионизм (с его техникой пуантилизма), которую развивали Жорж Сёра и Поль Синьяк.
Экспрессионизм
Импрессионизм олицетворял собой высшую степень «копирования природы». Но после двух десятилетий такого подхода прогрессивные художники взбунтовались. Устав просто «рисовать то, что видишь», они привнесли в свои полотна больше субъективности, что вылилось в общее направление, известное как экспрессионизм. Пионерами экспрессионистского движения стали фовисты, которые заявили о себе в 1905 году.
В течение нескольких лет фовизм был чрезвычайно популярен в Париже; в этом направлении пробовали работать многие, даже Жорж Брак. Его влияние распространилось на Германию, вызвав расцвет немецкого экспрессионизма, возглавляемого такими группами, как «Синий всадник» и «Мост». Он также достиг Британии, где оказал влияние на шотландских колористов, и других стран. Для дополнительной информации см.: История экспрессионизма. Об участниках движения см.: Художники-экспрессионисты.
Примечание: русское направление колоризма XX века наиболее ярко проявилось в великолепных театральных декорациях, созданных для «Русских балетов» Сергея Дягилева такими художниками, как Лев Бакст (1866–1924) и Александр Бенуа (1870–1960).
Абстрактный экспрессионизм и живопись цветового поля
Новые эксперименты с цветом начались в Америке сразу после Второй мировой войны. Художники-эмигранты из Европы (такие как Аршил Горки, Джозеф Альберс, Марк Ротко и другие) вместе с американскими мастерами, такими как Клиффорд Стилл и Барнетт Ньюман, создали направление абстрактного экспрессионизма, известное как живопись цветового поля. Как правило, это были огромные холсты с большими областями чистого цвета, призванные «окутать» зрителя и вызвать у него эмоциональную реакцию. В качестве примера можно привести картины Марка Ротко (1938–1970). Пигмент стал «ключевым элементом» полотна: это была вершина живописи, основанной на цвете. И хотя в начале 1960-х годов движение сошло на нет, цвет с тех пор сохраняет свой независимый статус в искусстве.
Влияние технологий на живопись
Новые краски
Расцвет импрессионизма совпал с изобретением в 1841 году складного оловянного тюбика для краски американским художником Джоном Рэндом. Это сделало готовые краски более доступными и удобными в использовании. Кроме того, производители, такие как Sherwin-Williams, работали над улучшением формулы, которая позволяла бы удерживать частицы пигмента во взвешенном состоянии в льняном масле. В 1880 году, после более чем десятилетних химических исследований, компания разработала формулу, которая значительно превосходила по качеству масляные краски того времени. С тех пор производители художественных красок выпускают постоянно расширяющийся ассортимент готовых масляных красок, практически устраняя необходимость в ручном изготовлении пигментов и революционизируя практику работы с маслом.
Вдобавок появление акриловых красок в 1940-х годах (первоначально разработанных немецким химиком доктором Отто Рёмом) предоставило художникам ещё более удобную альтернативу медленно сохнущим масляным краскам. Таким образом, технический прогресс в производстве красок на масляной, а теперь и на акриловой основе, оказал (и продолжает оказывать) огромное влияние на теорию и практику живописи.
Новые синтетические красители
Лабораторное изобретение синтетических пигментов для замены более дорогих красок из природных красителей также оказало огромное влияние на живопись. Одним из первых современных синтетических пигментов, случайно обнаруженных в 1704 году, была берлинская лазурь. Многие другие природные пигменты были успешно синтезированы химиками, в том числе сиена натуральная, умбра натуральная, сиена жжёная и умбра жжёная. К началу XIX века было создано больше синтетических синих пигментов, включая французский ультрамарин (искусственную форму лазурита), а также лабораторные версии кобальта синего и церулеума.
В начале XX века химики-органики создали фталоцианиновый синий, синтетический пигмент с огромной красящей способностью. К концу XIX века, благодаря химикам и производителям, широкий спектр масляных красок, таких как красные, малиновые, синие и фиолетовые, стал доступен в различных форматах. Кроме того, поскольку многие пигменты теперь производятся в лабораторных условиях, стали возможны гораздо более высокие стандарты качества и постоянства — как в составе, так и в стойкости цветов. Это позволило химикам в 1905 году разработать цветовую систему Манселла, которая легла в основу современных цветовых моделей. Эта система классифицировала цвета по трём параметрам: цветовому тону, светлоте и насыщенности.
Новые стандартные цветовые системы
Одним из основных достижений в области цвета в XX веке стало создание ряда цветовых систем, предназначенных для классификации и стандартизации свойств пигментов. Это позволило улучшить производство и обеспечить единообразие маркировки. Основные системы включают:
Система Американского общества по испытанию материалов (ASTM)
ASTM (American Society for Testing and Materials) — это организация, отвечающая за установление минимальных стандартов качества и тестирования художественных материалов, особенно в отношении маркировки лакокрасочной продукции. Впервые опубликованные в 1984 году, эти стандарты являются единственной гарантией (помимо предписаний о вреде для здоровья) того, что, например, акриловые и масляные краски имеют точную маркировку.
Цветовой индекс (Color Index)
Впервые опубликованный в 1925 году, Color Index International (CII) является официальным каталогом всех коммерчески доступных красителей и пигментов. Каждому веществу присваивается общее имя по индексу (CI Name), номер и список торговых названий. Главная ценность этой системы в том, что она предлагает стандартизированный способ точно узнать, какие пигменты содержатся в краске.
Колориметрия и измерение цвета
Хотя Цветовой индекс полезен, он в первую очередь каталогизирует пигменты, а не классифицирует цвета с научной точки зрения. Для этого эксперты обратились к колориметрии — науке о количественном измерении цвета. Появились две основные модели — Munsell и CIE Lab, а также альтернативные системы — CMYK и RGB, которые широко используются в цифровых технологиях и полиграфии.
Система Манселла
Созданная американским художником Альбертом Манселлом в 1905 году, эта система была одной из первых попыток упорядочить цвета в логическую трёхмерную модель. Она основана на трёх атрибутах: цветовом тоне, светлоте и насыщенности.
CIE LAB
В 1976 году Международная комиссия по освещению (CIE), организация, устанавливающая официальные стандарты для научного измерения цвета, разработала модель, известную как CIE L*a*b*, для единообразного описания всех воспринимаемых человеком цветов.
RGB и CMYK
Эти системы описывают цвета, отображаемые на мониторах, телевизорах, принтерах и других цифровых устройствах. Они работают иначе, чем системы Munsell и CIE Lab. Если последние определяют уникальный цвет через набор чётких переменных, то значения RGB и CMYK описывают пропорции смешивания базовых цветов: аддитивных (красный, зелёный, синий) для RGB или субтрактивных (голубой, пурпурный, жёлтый, чёрный) для CMYK. Проще говоря, эти системы предоставляют «рецепт» для смешивания цвета, а не его точное определение.
Pantone®
Третьей системой, широко применяемой в полиграфии, является Pantone Matching System (PMS). Эта система позволяет дизайнерам и печатникам точно воспроизводить стандартизированные оттенки чернил.
Величайшие колористы в живописи
Прежде чем перечислить самых известных мастеров цвета, важно помнить, что примерно с 1400 по 1800 год художники были строго ограничены в применении цвета преобладающими академическими теориями. Цвет был важным, но вспомогательным элементом, и художники были вынуждены быть чрезвычайно точными в его использовании. Величайшими колористами того времени были те, чья палитра точно отражала и подчёркивала настроение картины, а не те, кто использовал самые яркие пигменты. Лишь в XIX веке художники почувствовали свободу рассматривать цвет как независимую форму выражения. Поэтому современные колористы отличаются гораздо большей свободой в этой области.
Колористы эпохи Возрождения
Ян ван Эйк (1390–1441).
Один из пионеров масляной живописи. Его уникальная работа с цветом иллюстрируется его мощным «Портретом мужчины в красном тюрбане» (1433), выполненным тонкими слоями прозрачного пигмента.
Рафаэль (1483–1520).
Считается величайшим художником Высокого Возрождения. Примером его работы с цветом является «Мадонна делла Седия» (1512–1514), величайший образец мадонн эпохи Возрождения.
Тициан (ок. 1488–1576).
Самый знаменитый представитель венецианской школы живописи. Мастерство Тициана в работе с цветом можно оценить на примере картины «Вознесение Девы Марии» (1516–1518). Её яркие цвета, золотой свет и экспрессивные фигуры произвели сенсацию.
Якопо Тинторетто (1518–1594).
Ещё один выдающийся венецианский художник. Его работа «Святой Марк, освобождающий раба» (1547–1548) демонстрирует несравненную палитру Тинторетто со сложными сочетаниями розовых, коричневых, охристых и красных оттенков.
Паоло Веронезе (1528–1588).
Его шедевры не уступают работам Тициана. Его лучшие произведения — монументальные полотна «Брак в Кане Галилейской» (1562–1563) и «Пир в доме Левия» (1573) с их сияющими, светящимися красками.
Колористы XVII века
Питер Пауль Рубенс (1577–1640).
Колоризм этого великого фламандского художника хорошо иллюстрируют картины «Снятие с креста» (1612–1614) и «Самсон и Далила» (1609) с их богатыми красными плащами и драпировками.
Ян Вермеер (1632–1675).
Самый известный из голландских реалистов, наряду с Рембрандтом. Работа Вермеера с цветом представлена прохладными синими и чувственными белыми оттенками в «Девушке с жемчужной серёжкой» (ок. 1665) и «Даме, сидящей за вёрджинелом» (ок. 1672), которые резко контрастируют с богатыми киноварными и алыми цветами «Девушки в красной шляпе» (ок. 1665–1667).
Колористы XVIII века
Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770).
Колористическое мастерство величайшего художника-монументалиста XVIII века прекрасно иллюстрируют его фрески Вюрцбургской резиденции (1750–1753). Их бледные, прозрачные цвета добавляют яркости и воздушности изображённым сценам.
Колористы XIX века
Эжен Делакруа (1798–1863).
Большой поклонник венецианских колористов, таких как Тициан и Веронезе, а также мастера барокко Рубенса. Делакруа также испытал влияние английских художников, таких как Тёрнер и Констебл. Среди его величайших колористических работ — «Смерть Сарданапала» (1827).
Прерафаэлиты (1848–1860).
Несколько членов английского Братства прерафаэлитов были мастерами цвета, особенно Данте Габриэль Россетти (1828–1882) и Форд Мэдокс Браун (1821–1893).
Клод Моне (1840–1926).
Колоризм Моне лучше всего иллюстрируют его крупномасштабные полотна с прудом и кувшинками в Живерни, такие как «Японский мостик» (1918–1924), которые стали предвестниками абстрактного экспрессионизма. Смотрите также работы ирландского колориста Родерика О’Конора.
Витторе Грубичи де Драгон (1851–1920).
Художник, писатель и арт-дилер, в значительной степени ответственный за движение итальянского дивизионизма, разновидности французского неоимпрессионизма и пуантилизма.
Жорж Сёра (1859–1891).
Применение им пуантилистской теории цвета иллюстрируется его знаменитым шедевром «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886). Работа Сёра в рамках дивизионизма и хромолюминаризма была значительно развита Полем Синьяком (1863–1935).
Эмиль Нольде (1867–1956).
Член группы экспрессионистов Die Brücke. Работы Нольде полны примеров его колористического мастерства. Замечательные образцы: «Ранний утренний полёт» (1950) с его синими и зелёными оттенками и «Натюрморт с танцорами» (1914) с его примитивистской красной и жёлтой символикой.
Поль Гоген (1848–1903).
Для Гогена цвет имел символическое и эмоциональное значение, как в «Видении после проповеди» (1888) или в «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897). Его использование однородных областей чистого цвета было известно как синтетизм, в то время как его последователи из школы Понт-Авен (Луи Анкетен и Эмиль Бернар) разработали стиль, известный как клуазонизм, — использование тяжёлых контуров, заполненных чистым цветом, как в средневековой перегородчатой эмали.
Винсент Ван Гог (1853–1890).
Яркая палитра мощного полотна Ван Гога «Пшеничное поле с воронами» (1890) с его «пылающим» жёлтым полем и угрожающими чёрными воронами прекрасно иллюстрирует его использование цвета для выражения личных эмоций.
Густав Климт (1862–1918).
Декоративный шедевр Климта «Поцелуй» (1907–1908) олицетворяет стиль венского Сецессиона с его византийскими мотивами, использованием сверкающих красок и сусального золота.
Пьер Боннар (1867–1947).
Член-основатель группы «Наби», он также был известен своими интимными, домашними сценами (интимизм), хотя его живопись была более насыщенной и яркой по цвету, чем у Вюйара. Его колористические работы излучают ощущение тепла и благополучия. См., в частности, его поздние работы, такие как «Зелёная блуза» (1919) и «Терраса в Верноне» (1939).
Колористы XX века
Василий Кандинский (1866–1944).
Сочетал фовистскую насыщенность цвета с элементами русского народного искусства. Основатель группы экспрессионистов «Синий всадник», его работы, такие как «Композиция VII» (1913), используют шок контрастных цветов, в то время как в других он использует цвет для изображения пейзажа с огромным эмоциональным подтекстом.
Алексей фон Явленский (1864–1941).
Этот русский экспрессионист, находившийся под сильным влиянием Матисса, использовал смелые, яркие пигменты для выражения своего страстного темперамента. Его колористика прекрасно иллюстрируется картинами «Голова» (1910) и «Голова женщины» (1911).
Анри Матисс (1869–1954).
Лидер фовистов и художник, посвятивший всю свою жизнь исследованию цвета. Его подход хорошо иллюстрируют «Роскошь, покой и наслаждение» (1904), «Настурции и ‘Танец’» (1912), а также контрастная «Голубая обнажённая III» (1952–1953). Среди других известных колористов-фовистов — Андре Дерен (1880–1954) и Морис де Вламинк (1876–1958).
Среди других колористов начала XX века: Робер Делоне (1885–1941), основатель орфизма; авангардисты Михаил Ларионов (1881–1964) и Наталия Гончарова (1881–1962), основатели лучизма; а также Морган Рассел (1886–1953) и Стэнтон Макдональд-Райт (1890–1973), которые изобрели синхромизм.
Жорж Руо (1871–1958).
Величайший французский художник-экспрессионист и религиозный живописец, известный яркими, сияющими красками в своих работах маслом, гуашью и акварелью.
Рауль Дюфи (1877–1953).
Художник-фовист, известный своими рисунками в каллиграфическом стиле поверх ярких цветовых заливок.
Марк Ротко (1903–1970).
Один из выдающихся представителей живописи цветового поля. Огромные абстрактные полотна Ротко характеризовались простыми прямоугольными формами с мягкими краями, наполненными цветом, как в картине «Без названия (Фиолетовый, чёрный, оранжевый, жёлтый на белом и красном)» (1949).
Никола де Сталь (1914–1955).
Русско-французский художник, который на короткое время стал одним из великих художников-абстракционистов Парижской школы в начале 1950-х годов. Известен своей лирической абстракцией и сложными пейзажами.
Патрик Херон (1920–1999).
Английский художник-абстракционист, находившийся под влиянием Матисса и Брака и связанный с лирической абстракцией и школой Сент-Айвс.
Ив Кляйн (1928–1962).
Французский художник-постмодернист, создавший ряд монохромных картин с использованием своего запатентованного пигмента International Klein Blue (IKB). См. также: Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956–1962).
Основные цвета и пигменты
Белый
Белый — это сбалансированная смесь всех цветов видимого спектра света. Он нейтральный, или ахроматический (лишённый цвета), как чёрный и серый. Его добавляют в пигменты для создания более светлых оттенков.
К оттенкам белого относятся: кремовый, слоновая кость, магнолия, старое кружево. Белые пигменты включают: висмутовые белила, жжёную кость, свинцовые белила (церузит), мел, цинковые белила, оловянные белила и титановые белила.
Красный
Красный — один из аддитивных основных цветов света (в системе RGB) и один из субтрактивных основных цветов в традиционной системе RYB (красный, жёлтый, синий).
Красные пигменты включают: ализарин малиновый, кадмий красный, кармин, киноварь, индийский красный, кермес, марену, сурик, синопию, вермильон. Оттенки красного включают: алый, амарант, бордовый, кардинал, кармин, вишнёвый, малиновый, фуксия, пурпурный, рубиновый, ржавый, терракотовый, венецианский красный.
Розовый
Розовый — это бледный оттенок красного, полученный путём добавления белого. Оттенки розового включают: амарантовый, кармин, коралловый, фуксия, маджента, лавандово-розовый, персидский розовый, цвет розы, лососёвый.
Оранжевый
Оранжевый цвет находится между красным и жёлтым. Своё название он получил в честь апельсина. До этого цвет называли просто жёлто-красным. Оттенки оранжевого включают: янтарный, абрикосовый, морковный, персиковый, мандариновый, тыквенный.
Коричневый
Коричневый — это третичный цвет, который относится к тёмным жёлтым, оранжевым или красноватым оттенкам. Коричневый пигмент можно получить, добавив чёрный к жёлтому, оранжевому или красному, либо смешав их с дополнительными цветами.
Коричневые пигменты включают: асфальт (битум), бистр, мумию, сепию, сиену, умбру и ван-дейк коричневый. Оттенки коричневого включают: каштановый, бежевый, бронзовый, шоколадный, хаки, цвет красного дерева, охра, оливковый, ржавый, песочный, сепия, сиена, загар.
Жёлтый
Жёлтый — один из основных субтрактивных цветов (в системах CMYK и RYB). Его традиционный дополнительный цвет — фиолетовый; его дополнительный цвет в аддитивной системе RGB — синий.
Жёлтые пигменты включают: ауреолин, кадмий жёлтый, хром жёлтый, гуммигут, золото, индийский жёлтый, массикот, неаполитанская жёлтая, аурипигмент, шафран, жёлтая охра. Оттенки жёлтого включают: янтарный, абрикосовый, бежевый, кремовый, льняной, золотистый, лимонный, горчичный, персиковый.
Серый
Серый цвет описывает оттенки и полутона между чёрным и белым. Эти цвета с низкой насыщенностью известны как ахроматические, или нейтральные.
Серые пигменты включают: серый Дэви и серый Пейна. Часто серый получают смешиванием нескольких цветов, например, чёрного, синего и малинового. Оттенки серого включают: угольный, серебряный, сланцевый.
Зелёный
В субтрактивной системе (RYB, CMYK) зелёный — это вторичный цвет, полученный из комбинации жёлтого и синего (или голубого). В аддитивной системе (RGB) он является одним из основных цветов. На цветовом круге его дополнительный цвет — красный или пурпурный (маджента).
Зелёные пигменты: изумрудная зелень, зелёный Хукера, малахит, оксид хрома, зелёная земля, ярь-медянка и виридоновая зелёная. Оттенки зелёного: спаржевый, селадон, изумрудный, папоротниковый, нефритовый, лаймовый, оливковый, сосновый, виридиан.
Голубой (циан)
Может относиться к разным цветам в сине-зелёной части спектра. Иногда его называют бирюзово-зелёным или сине-зелёным. Аналогичные цвета — бирюзовый и аквамарин.
Синий
Синий считается одним из основных цветов как в аддитивной (RGB), так и в субтрактивной (RYB) системах. На традиционном цветовом круге RYB его дополнительный цвет — оранжевый, на круге HSV — жёлтый.
Синие пигменты: азурит, церулеум, кобальт синий, египетский синий, индиго, фталоцианиновый синий, берлинская лазурь, смальта, ультрамарин, вайда. Оттенки синего: лазурный, голубой, кобальтовый, джинсовый, электрик, синий Кляйна, полуночный синий, нэви, сапфировый, ультрамарин.
Фиолетовый
Этот термин обычно описывает оттенок, получаемый смешением красного и синего. К фиолетовым пигментам относятся кобальт фиолетовый и тирский пурпур. К оттенкам фиолетового относятся: аметистовый, фуксия, гелиотроп, индиго, лавандовый, сиреневый, лиловый, пурпурный (маджента).
Чёрный
Чёрный поглощает видимый свет, поэтому в физике он не считается цветом спектра. В живописи чёрный — это пигмент, который добавляют к другим цветам для создания более тёмных оттенков. Чёрные пигменты включают: сажу (газовую, ламповую), жжёную кость (слоновую кость чёрную) и виноградную чёрную.
ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ
Список важнейших пигментов, начиная с античности, можно найти на странице Советы по смешиванию цветов.
ТЕРМИНОЛОГИЯ ЦВЕТА
См.: Глоссарий по цвету в искусстве.
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Подробнее о различных типах, стилях и ценностях традиционного и современного изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ВОПРОСЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Для ответов на ваши вопросы о живописи и скульптуре: Глоссарий по живописи.
САМЫЕ ВАЖНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Список шедевров см.: Величайшие картины всех времён.
- На пути к свету
- Холст и картины маслом - с чего начать
- Жанры живописи — как подобрать картину в дом
- Какие выставки картин стоит посетить за рубежом
- Стили живописи
- Цветовая палитра XIX века
- В Москве открылась XIX Международная выставка-конкурс «Российская Неделя Искусств» и «Неделя портретного мастерства»
- Цветовая палитра, 17-18 век
- Египетская палитра цветов: пигменты, используемые художниками в Древнем Египте
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?