Концептуальное искусство читать ~7 мин.
Форма современного искусства, которая отдаёт приоритет идее, представленной визуальными средствами, которые сами по себе вторичны по отношению к идее. Концептуальное искусство, не имея внутренней финансовой ценности, может нести мощное послание, и поэтому служит средством социально-политического комментария, а также бросает широкий вызов традиции, согласно которой «произведение искусства» – это созданный уникальный объект. Действительно, некоторые концептуальные художники считают, что искусство создаётся зрителем, а не художником или самим произведением. Из-за пересекающейся природы концептуального, инсталляционного и перформансного искусства, многие художники работают во всех трёх жанрах.
Истоки
Идеи, лежащие в основе этой формы визуального искусства, были исследованы Марселем Дюшаном (1887-1968), так называемым отцом концептуального искусства, хотя сам термин был впервые использован Эдвардом Кингольцем (1927-1994) в конце 1950-х годов. Дюшан, который стал любимцем радикального движения Дада (основанного Тристаном Тцара), создал множество сложных работ, таких как его «readymades» серия найденных объектов, из которых наиболее известным был «Фонтан» (1917), стандартный писсуар, который Дюшан представил для включения в ежегодную выставку Общества независимых художников в Нью-Йорке. (Она была отвергнута). Сюрреализм был ещё одним источником раннего концептуализма. Более поздние прототипы концептуальных работ включали в себя 4-33 – спорную музыкальную композицию Джона Кейджа (1912-1992), три части которой не содержат ни одного музыкального звука или ноты.
При этом концептуальное искусство было отчасти реакцией против догматов «формализма», сформулированных язвительным нью-йоркским художественным критиком Клементом Гринбергом (1909-1994). Формализм считает, что формальные качества произведения – такие как линия, форма и цвет – являются самодостаточными для его оценки, а все остальные соображения – такие как репрезентативные, этические или социальные аспекты – вторичны или излишни.
Основные характеристики
Концептуальное искусство – это «идеи и смыслы», а не «произведения искусства» (картины, скульптуры, другие ценные предметы). Для него характерно использование текста, а также изображений, наряду с разнообразными эфемерными, обычно повседневными материалами и «найденными объектами». В нём также обычно используются фотография и видео, а также другие современные медиа, такие как компьютеры, перформанс, проекции, инсталляции и звук. Можно сказать, что это был художественный бунт против растущей коммодификации искусства и/или творческих ограничений, налагаемых современным искусством, преподаваемым в традиционных местах.
Первой квинтэссенцией концептуального искусства стал «Стёртый рисунок де Кунинга» (1953) Роберта Раушенберга (1925-2008), который, как видно из названия, представляет собой рисунок абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга (1904-1997), который Раушенберг стёр. Эта работа поднимает интересные вопросы о значении искусства. Является ли стирание работы другого художника творческим актом? Является ли готовый продукт столь же важным или более важным, чем идея, лежащая в его основе? И так далее. Сама работа сейчас находится в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
Концептуальное искусство возникло как международная форма искусства в период социальных и культурных потрясений в 1960-х и 1970-х годах, которые совпали с эпохой поп-арта и итальянского движения Arte Povera. Значительно повысило его значимость художественное шоу 1970 года «Концептуальное искусство и концептуальные аспекты» – первая выставка в Америке, посвящённая исключительно концептуализму, которая была организована Нью-Йоркским культурным центром.
Среди участников были Сол ЛеВитт (р. 1928) и Джозеф Косут (р. 1945), которые оба являлись примером концептуалистского представления о том, что подлинное искусство – это не уникальный или ценный физический объект, созданный физическим мастерством художника – как рисунок, картина или скульптура – а концепция или идея. Сол ЛеВитт, верховный жрец концептуализма, придавал огромное значение примату «идеи», признавая в своих «Параграфах о концептуальном искусстве» (1967), что “все планирование и решения принимаются заранее, а исполнение – дело перфектное. Идея становится машиной, которая делает искусство”.
Его позицию можно проиллюстрировать тем, что многие из его работ могут быть построены любым человеком, который следует его письменным инструкциям. Среди других влиятельных пионеров концептуального искусства – перформансист Аллан Капроу (1927-2006), известный своими «Хэппенингами», и Энди Уорхол (1928-1987), который использовал концептуализм в нескольких различных формах. Последние примеры концептуализма включают словесное искусство, практикуемое Барбарой Крюгер (р.1945) и Кристофером Вулом (р.1955), и боди-арт, практикуемый Мариной Абрамович (р.1946).
Некоторые традиционалистские художественные критики сомневаются, что концептуальное искусство лучше всего классифицировать как «визуальное искусство «, поскольку создаваемые «произведения искусства» не обязательно должны быть особенно «визуальными», а также потому, что они не ценятся особенно высоко самими концептуальными художниками.
Молодые британские художники
Группа современного искусства, известная как YBAs (Молодые британские художники), появилась в 1990-х годах, чей подход был проиллюстрирован работами концептуального стиля лауреата премии Тёрнера Дэмиена Хёрста (р.1965)), такие как «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991), (его акула) и «Вдали от стада» (1994). Однако, строго говоря, стиль YBA не является концептуальным, так как в значительной степени опирается в своём воздействии на сам предмет искусства, несмотря на отсутствие художественного мастерства или ремесленной работы. (См. также Лауреаты премии Тёрнера 1984-2009).
О лучших постмодернистских арт-площадках по всему миру см: Лучшие галереи современного искусства.
Известные художники-концептуалисты
Другие известные художники, участвовавшие в концептуальном искусстве, включают (в хронологическом порядке):
Ив Кляйн, чьи работы включали Аэростатическую скульптуру (1957, Париж), во время которой из Galerie Iris Clert в небо был выпущен 1001 голубой воздушный шар. В следующем году Кляйн заявил, что его картины теперь невидимы, и продемонстрировал этот факт, выставив пустую комнату (Le Vide, Пустота) – ранний пример искусства инсталляции. (См. также: Постмодернистское искусство Ива Кляйна 1956-62). Другая его концептуалистская акция (1962), включала продажу его «живописной чувствительности» (определение не дано) в обмен на золото. Покупатели (их было 7) получили сертификат, свидетельствующий о «передаче». После этого они уничтожили сертификат, а золото Кляйн выбросил в реку Сену. Подробнее см: Новый реализм (ок. 1960-70).
Стэнли Браун, известный своим художественным заявлением в 1960 году о том, что все обувные магазины Амстердама представляли собой выставку его работ.
Пьеро Мандзони, который в 1961 году скандализировал мир искусства, выставив банки с собственными фекалиями. Он также выставлял воздушные шары со своим дыханием. Другим его приёмом было нанесение своей подписи на тела клиентов, превращая их таким образом в живые произведения искусства.
Кристо и Жанна Клод Явачефф (р.1935), болгарский скульптор и концептуалист, известный своей работой 1962 года под названием Железный занавес. Она представляла собой барьер из бочек с маслом, построенный на узкой парижской улице, который приводил к заторам на дорогах. Он заявил, что «искусство» заключалось не в самой баррикаде, а в возникшей пробке.
Йоко Оно, будущая жена битла Джона Леннона, публикует Grapefruit (1964): Книга инструкций и рисунков, в которой подробно описывается, как получить эстетический опыт, разрезая и поедая грейпфруты.
Джон Балдессари, известный своим фильмом 1970 года, в котором ряд интеллектуально важных наблюдений за концептуальным искусством Сола Левитта сопровождается популярными мелодиями «Some Enchanted Evening» и «Camptown Races».
Дуглас Хюблер, известный своей выставкой 1970 года, на которой были представлены 12 фотографий, сделанных каждые две минуты во время движения автомобиля по дороге в течение 24 минут.
Джуди Чикаго, ведущая феминистская художница 1970-х годов, главной работой которой была концептуальная инсталляция «Званый ужин» (1974-9, Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер, Бруклинский музей, Нью-Йорк). Она состояла из треугольного банкетного стола с 39 местами для важных женских фигур в истории. Имена ещё 999 значимых женщин были вырезаны на напольной плитке под столом.
Вальтер Де Мария, который в 1977 году погрузил километровый латунный стержень в землю в Северной Германии, назвав результат «Вертикальный земной километр». По её словам, «искусство», таким образом, существовало в сознании людей.
Кристофер Уильямс, известный своей работой 1989 года, Ангола – Вьетнам. Она представляла собой набор монохромных фотографий закрытых стеклом образцов из Ботанического музея Гарварда, отобранных в соответствии со списком тридцати шести стран, в которых в 1985 году произошли политические исчезновения.
Трейси Эмин, популярный представитель постмодернистского искусства, чья выставка 1999 года на премию Тёрнера была «Моя кровать», инсталляция, состоящая из неубранной кровати, усыпанной личными вещами, такими как презервативы, окровавленные трусики, бутылки и спальные тапочки.
Другие художники-постмодернисты, которые использовали концептуализм в своих работах, это: Джованни Ансельмо (р.1934), Даниэль Бурен (р.1938), Майкл Крейг-Мартин (р.1941), Гилберт и Джордж (р.1943; р.1942), Он Кавара (р.1932), Джузеппе Пеноне (р.1947), Синди Шерман (р.1954) и Мартин Крид (р.1968).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?