Концептуальное искусство читать ~7 мин.
Форма современного искусства, в которой приоритет отдаётся идее, а визуальные средства её выражения вторичны. Концептуальное искусство может не иметь внутренней финансовой ценности, но при этом нести мощное послание и служить средством социально-политического комментария. Оно бросает вызов традиции, согласно которой произведение искусства — это уникальный объект, созданный художником. Некоторые концептуальные художники считают, что искусство создаётся зрителем, а не автором или самим произведением. Из-за пересекающейся природы концептуального, инсталляционного и перформансного искусства, многие художники работают во всех трёх жанрах.
Истоки
Идеи, лежащие в основе этой формы визуального искусства, исследовал Марсель Дюшан (1887–1968), которого называют отцом концептуального искусства, хотя сам термин ввёл Генри Флинт (Henry Flynt) в своём эссе 1961 года. Дюшан, ставший одной из ключевых фигур радикального движения Дада (основанного Тристаном Тцара), создал множество работ, в том числе серию «реди-мейдов» (readymades) — «готовых объектов» (found objects). Самым известным из них стал «Фонтан» (1917) — стандартный писсуар, который Дюшан под псевдонимом R. Mutt представил для ежегодной выставки Общества независимых художников в Нью-Йорке (работа была отвергнута). Источником вдохновения для раннего концептуализма также служил сюрреализм. К более поздним прототипам концептуальных произведений относится 4′33″ — знаменитая композиция Джона Кейджа (1912–1992), три части которой не содержат ни единой ноты.
Концептуальное искусство стало отчасти реакцией на догматы «формализма», сформулированные влиятельным нью-йоркским арт-критиком Клементом Гринбергом (1909–1994). Согласно формализму, для оценки произведения достаточно его формальных качеств — линии, формы и цвета, а все остальные аспекты, такие как репрезентативный, этический или социальный, вторичны или излишни.
Основные характеристики
Концептуальное искусство — это искусство идей и смыслов, а не «произведений» в традиционном понимании (картин, скульптур и других ценных объектов). Для него характерно использование текста наряду с изображениями, а также применение разнообразных, часто повседневных материалов и «найденных объектов». В нём также широко используются фотография и видео, современные медиа, такие как компьютеры, перформанс, проекции, инсталляции и звук. Можно сказать, что это был творческий бунт против растущей коммерциализации искусства и ограничений, которые насаждались в традиционных художественных школах.
Одним из первых знаковых произведений концептуального искусства стал «Стёртый рисунок де Кунинга» (1953) Роберта Раушенберга (1925–2008). Как следует из названия, это рисунок абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга (1904–1997), который Раушенберг стёр. Эта работа поднимает важные вопросы о природе искусства. Является ли уничтожение чужой работы творческим актом? Так же ли важен конечный продукт, как и лежащая в его основе идея? Сейчас работа находится в Музее современного искусства в Сан-Франциско.
Концептуальное искусство возникло как международное направление в период социальных и культурных потрясений 1960–1970-х годов, одновременно с эпохой поп-арта и итальянского движения Arte Povera. Важным событием стала выставка 1970 года «Концептуальное искусство и концептуальные аспекты» в Нью-Йоркском культурном центре — первая в Америке, полностью посвящённая концептуализму.
Среди её участников были Сол Левитт (1928–2007) и Джозеф Кошут (р. 1945). Оба художника разделяли убеждение, что подлинное искусство — это не уникальный объект, созданный благодаря мастерству художника, а концепция или идея. Сол Левитт, один из главных теоретиков концептуализма, подчёркивал первичность идеи. В своих «Параграфах о концептуальном искусстве» (1967) он писал: «Всё планирование и все решения принимаются заранее, а исполнение — лишь формальность. Идея становится машиной, которая делает искусство».
Его позицию иллюстрирует тот факт, что многие из его работ могут быть созданы кем угодно по его письменным инструкциям. Среди других влиятельных пионеров концептуализма — перформансист Аллан Капроу (1927–2006), известный своими «хэппенингами», и Энди Уорхол (1928–1987), применявший концептуальные подходы в разных формах своего творчества. Более поздние примеры концептуализма включают искусство слова, которое практиковали Барбара Крюгер (р. 1945) и Кристофер Вул (р. 1955), а также боди-арт в работах Марины Абрамович (р. 1946).
Некоторые искусствоведы традиционалисты сомневаются, что концептуализм следует относить к «визуальному искусству», поскольку создаваемые «произведения» не всегда обладают выраженной визуальностью, да и сами концептуальные художники не придают ей большого значения.
Молодые британские художники
В 1990-х годах появилась арт-группа YBA (Молодые британские художники). Их подход иллюстрируют работы в концептуальном стиле от лауреата премии Тёрнера Дэмиена Хёрста (р. 1965), такие как «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991) — его знаменитая акула в формальдегиде — и «Вдали от стада» (1994). Однако, строго говоря, стиль YBA не является чисто концептуальным, поскольку для достижения эффекта ему необходим сам арт-объект, пусть и созданный без традиционного художественного мастерства. (См. также: Лауреаты премии Тёрнера 1984–2009).
О лучших постмодернистских арт-площадках по всему миру см: Лучшие галереи современного искусства.
Известные художники-концептуалисты
Другие известные художники, работавшие в русле концептуального искусства (в хронологическом порядке):
Ив Кляйн, чьи работы включают Аэростатическую скульптуру (1957, Париж), во время которой из Galerie Iris Clert в небо был выпущен 1001 синий воздушный шар. Год спустя Кляйн заявил, что его картины стали невидимыми, и продемонстрировал это, выставив пустую комнату («Le Vide», «Пустота») — ранний пример инсталляции. (См. также: Постмодернистское искусство Ива Кляйна 1956–62). Другая его концептуальная акция (1962) заключалась в продаже «живописной чувствительности» (определение не давалось) в обмен на золото. Покупатели (их было семь) получали сертификат о «передаче». После этого они должны были сжечь сертификат, а Кляйн выбрасывал золото в Сену. Подробнее см: Новый реализм (ок. 1960–70).
Стэнли Браун, который в 1960 году заявил, что все обувные магазины Амстердама являются выставкой его работ.
Пьеро Мандзони, в 1961 году эпатировавший мир искусства выставленными консервными банками с собственными фекалиями («Дерьмо художника»). Он также выставлял воздушные шары, наполненные своим дыханием. Ещё одной его практикой было нанесение подписи на тела клиентов, что превращало их в живые произведения искусства.
Кристо и Жанна-Клод Явашевы (р. 1935), болгарский художник и концептуалист, известный своей работой 1962 года «Железный занавес». Это была баррикада из бочек с маслом на узкой парижской улице, вызвавшая большую пробку. Художник заявил, что «искусством» была не сама баррикада, а возникший транспортный коллапс.
Йоко Оно, будущая жена Джона Леннона из The Beatles, опубликовала книгу «Грейпфрут» (1964): Книга инструкций и рисунков», где подробно описывалось, как получить эстетический опыт, например, разрезая и съедая грейпфруты.
Джон Балдессари, известный своим фильмом 1970 года, в котором важные наблюдения о концептуальном искусстве Сола Левитта зачитываются под популярные мелодии «Some Enchanted Evening» и «Camptown Races».
Дуглас Хюблер, известный своей выставкой 1970 года, на которой были представлены 12 фотографий, сделанных каждые две минуты во время 24-минутной поездки на автомобиле.
Джуди Чикаго, ведущая феминистская художница 1970-х годов. Её главной работой стала концептуальная инсталляция «Званый ужин» (1974–79, Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер, Бруклинский музей, Нью-Йорк). Она представляет собой треугольный банкетный стол на 39 персон, сервированный для выдающихся женщин в истории. Имена ещё 999 значимых женщин выгравированы на плитке на полу под столом.
Вальтер Де Мария, который в 1977 году установил километровый латунный стержень в землю в Северной Германии, назвав результат «Вертикальный земной километр». По его словам, «искусство» в данном случае существует в сознании людей.
Кристофер Уильямс, известный своей работой 1989 года «Ангола — Вьетнам». Эта работа представляла собой серию монохромных фотографий образцов растений под стеклом из Ботанического музея Гарварда, отобранных по списку из 36 стран, где в 1985 году происходили политические исчезновения.
Трейси Эмин, заметная представительница постмодернистского искусства, чьей работой для выставки номинантов на премию Тёрнера в 1999 году стала «Моя кровать» — инсталляция из неубранной кровати, окружённой личными вещами: презервативами, окровавленным бельём, бутылками и домашними тапочками.
Другие художники-постмодернисты, использовавшие концептуализм в своих работах: Джованни Ансельмо (р. 1934), Даниель Бюрен (р. 1938), Майкл Крейг-Мартин (р. 1941), Гилберт и Джордж (р. 1943; р. 1942), Он Кавара (1932–2014), Джузеппе Пеноне (р. 1947), Синди Шерман (р. 1954) и Мартин Крид (р. 1968).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?