Актуальное искусство (постмодернизм) читать ~30 мин.
Никто не может прийти к единому мнению относительно точного значения актуального искусства. Критики, кураторы и историки определяют его по-разному. Одной из причин путаницы является то, что «Актуальному (contemporary) искусству» предшествует «Современное (modern) искусство», и нет точного соглашения о том, когда закончилось «современное» и началось «актуальное».
Чтобы ещё больше усложнить ситуацию, третий термин «Постмодернистское искусство» иногда используется как синоним «Актуального искусства». Постмодернизм обозначает основное стилевое направление после модернизма, но он относится и к десяткам других дисциплин, включая архитектуру, музыку, кино, литературу, социологию, дизайн, моду и технологию, и все они имеют разные временные рамки, поэтому трудно точно определить, когда начинается постмодернизм. Кроме того, это не синоним актуального, пост-современного искусства. Последнее относится к эпохе (временному периоду), в то время как постмодернизм – это скорее отношение и стиль в рамках этого периода. Со временем постмодернизм будет вытеснен более новым «-измом», но оба они будут формами актуального искусства.
Но и это ещё не всё. Понимание ещё больше усложняется тем, что в разных источниках эти периоды называются по-разному.
То, что мы называем здесь «актуальным искусством» очень часто упоминается как «современное искусство», а предшествующий этап – как, например, «эпоха модерна». Это не является неправильным, если понимать контекст и то, что имел в виду автор. И более того, это является более привычным, если учитывать что слово «современный» лучше бы подошло к нашей текущей эпохе, а не той, которая окончательно завершилась в 1970 году. По этой причине мы чётко называем постмодернистское искусство «актуальным» (а модернистское «современным») только там, где имеет значение разделение на эпохи. И это, конечно, не запрещает нам использовать слово «современный» также в его нормальном значении, имея в виду тех людей и явления, современниками которых мы являемся.
Каково простое определение актуального искусства?
Если отбросить теоретическую часть, есть три основных значения или использования термина «актуальное искусство».
В этой статье мы рассматриваем 1960-е годы как время перехода от модерна к постмодернизму, хотя верно будет сказать, что десятилетие включало оба типа. В конце концов, художники всего мира не просто встали в один прекрасный день и стали постмодернистами. Вот почему мы используем 1970 год в качестве даты отсечения, потому что к тому времени переход был практически завершён. Для более подробной хронологической информации, пожалуйста, см: Хронология истории искусства (800 г. до н.э. – настоящее время).
Чем актуальное искусство отличается от современного?
Ответ на этот вопрос требует целой книги. У нас есть только параграф, так что начнём. Сначала немного предыстории. Ренессанс заложил основу для западного искусства после эпохи Средневековья. Идеи и правила Ренессанса распространялись по Европе через различные Академии изящных искусств, такие как Флорентийская Академия Академия дель арте дель Дизеньо (основана в 1562 году), Римская Академия Академия ди Сан Лука (основана в 1583 году), Французская академия (Академия изящных искусств), Королевская академия в Лондоне (основана в 1768 году) и более поздние Королевская Хибернийская академия и Королевская Ольстерская академия искусств в Ирландии. Эти академии обучали искусству в соответствии с неизменным набором канонов, которым художники должны были следовать, чтобы зарабатывать на жизнь. К началу XIX века этот академический подход утратил свою актуальность.
Эпоха Модерна
В начале 1860-х годов Эдуард Мане вместе с французскими импрессионистами, чей революционный субъективный стиль живописи положил начало эпохе модерна, современного искусства. В этот период возникла целая череда современных художественных движений, включая экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм и оп-арт, и это лишь немногие из них. (Подробнее см. Художественные движения и стили). Почти все эти стили отражали политические и социальные тенденции того периода, такие как Первая мировая война, экономическая депрессия 1920-х и 1930-х годов, Вторая мировая война и её постколониальные последствия. Но, несмотря на признание растущей фрагментации и отсутствия смысла в обществе в этот период, «современные художники» всё ещё верили, что произведения искусства могут дать ответ – искусство может сделать то, что другие человеческие институты не могут сделать – и обеспечить связность и смысл, которые были потеряны. В 1960-е годы, однако, этот оптимизм среди художников начал угасать, и именно эта потеря оптимизма знаменует начало постмодернизма и появление актуального искусства.
Эпоха постмодерна
Постмодернисты отвергают идею о том, что искусство может обеспечить смысл. Если жизнь бессмысленна, говорят они, хорошо – давайте не будем притворяться, что искусство может сделать лучше. Давайте просто примем, что это бессмыслица, как и все остальное, и будем жить дальше. Таким образом, новая философия постмодернизма вызвала к жизни целый ряд новых приоритетов, чему в немалой степени способствовало совпавшее по времени появление новых технологий, таких как телевидение, видео и компьютеры. Движения актуального искусства сосредоточились на том, «как» создавалось и распространялось искусство, а не на том, «что» производилось. Они подчёркивали идеи и концепции, а не ценные предметы и навыки, необходимые для их изготовления.
Пытаясь популяризировать и расширить доступ к визуальному искусству, они ввели (или усовершенствовали) ряд новых форм искусства, таких как концептуализм, перформанс, хэппенинг, инсталляция, земляные работы, проекционное искусство, и в процессе в полной мере использовали преимущества новых медиа, таких как видео, компьютеры и цифровые технологии. Все это далеко от Клода Моне и его пожизненного стремления запечатлеть различные эффекты солнечного света.
Каковы основные направления актуального искусства?
Вот краткий список избранных школ и стилей современного искусства, расположенных в приблизительном хронологическом порядке. Даты указаны приблизительно.
Поп-арт (с 1960-х годов)
Хотя он начинался как выражение позднего модернизма, в нём быстро развились сильные постмодернистские тенденции, а также новый акцент на подаче и стиле. См. Поп-арт Энди Уорхола, например.
Словесное искусство (с 1960-х годов)
Вид живописи или скульптуры, в центре которого находятся слова, фразы или текстовые изображения. К ведущим художникам, связанным с этим направлением, относятся Роберт Индиана (р. 1928), Джаспер Джонс (р. 1930), Он Кавара (1932-2014) и Кристофер Вул (р. 1955).
Концептуальное искусство (с 1960-х гг.)
Классическая постмодернистская форма искусства, в которой основополагающая идея (концепция) считается основным компонентом. хорошим примером концептуализма была выставка «Специализация чувствительности в состоянии сырого материала в стабилизированную живописную чувствительность» (2009), проходившая в Центре Помпиду в Париже. На выставке было представлено девять абсолютно пустых комнат.
Искусство перформанса (начало 1960-х годов и далее)
Форма авангардного искусства, основанная на живом выступлении художника или других людей перед живой аудиторией. Примерами могут служить массовые мероприятия с обнажённой натурой, организованные Спенсером Туником.
Хэппенинги (1960-е годы)
Вид перформанс-арта в Америке, пионером которого стал Аллан Капроу (1927-2006). Вдохновлённый дада и флюксусом, хеппенинг – это театрализованное художественное событие. Недавнее развитие – флеш-моб.
Флюксус (1960-е гг.)
Антихудожественное движение нео-Дада, основанное Джорджем Мачюнасом, которое сначала возникло в Германии, а затем обосновалось в Нью-Йорке. Ассоциируется с хэппенингами и другими уличными «мероприятиями».
Искусство инсталляции (начиная с 1960-х годов)
Вид авангардного искусства, установленный в физическом пространстве (например, в комнате). Окутывая зрителя или вторгаясь в его/ее пространство, эта художественная среда позволяет художнику передать послание более мощно. Прототипным примером является ассамбляж Швиттерса «Мерцбау», который в итоге заполнил целое здание.
Видеоарт (с 1960-х гг.)
Набирающий популярность постмодернистский жанр, произведения которого могут варьироваться от относительно нормального по длине куска фильма до короткого цикла видео, содержащего несколько минут или даже секунд художественного содержания. Иногда используется несколько мониторов. Видеоклипы часто используются как часть больших инсталляций.
Минимализм (с 1960-х годов)
Категория абстрактной живописи или скульптуры, отличающаяся предельной простотой форм и лишённая всех эмоциональных, исторических или художественных «ссылок». Стиль лучше всего иллюстрируется монохромными (или полностью чёрными или полностью белыми) картинами; или скульптурами, состоящими из геометрических, часто промышленно изготовленных материалов. К числу важных минималистов относятся Агнес Мартин (1912-2004), известная своими карандашными сетками; и Ад Рейнхардт (1913-1967), известный своими чёрными на чёрном картинами.
Фотореализм (1960-е, 1970-е)
Стиль живописи или скульптуры (также известный как гиперреализм или суперреализм), выполненный с фотографической детализацией. Работы фотореалистов часто создаются непосредственно на основе фотографий. К известным фотореалистам относятся Чак Клоуз, который специализировался на огромных автопортретах, и Ричард Эстес, известный своими отражениями в городских окнах.
Лэнд-арт (1960-е гг.)
Форма искусства дикой природы, популяризированная Робертом Смитсоном, включающая использование природного сырья, такого как земля и камни, для взаимодействия с ландшафтом и создания художественных форм. Хотя это движение начиналось как идеалистическое движение против коммерческого искусства, оно быстро пошло на спад, когда художники обнаружили, что только богатые люди могут позволить себе посетить созданные земляные работы. О земляных работах в микромасштабе см: ледяная скульптура, а также различные формы песочного искусства.
Фотография (1960-е гг. и далее)
Современное операторское искусство развивается в основном благодаря портретной фотографии (Энни Лейбовиц), фотографии моды (Хельмут Ньютон), уличной фотографии (Гарри Виногранд) и документальной фотографии (Дон Маккаллин).
Arte Povera (1966-71)
Антикоммерческий стиль искусства, связанный с группой авангардных художников в Италии и поддерживаемый Энцо Спероне и Джермано Челантом, который был озабочен в основном физическими качествами используемых материалов. Среди членов группы были Пьеро Мандзони, Микеланджело Пистолетто, Джузеппе Пеноне и другие.
Supports-Surfaces (1966-72)
Концептуалистская группа левых французских художников, демонстрировавших ультраминималистский тип «живописи» в 1966-72 годах.
Современный реализм (1970-е)
Стиль живописи, изображающий приземлённые предметы в натуралистической манере. Он охватывает всех художников и скульпторов постмодернизма, которые сосредотачиваются на фигуративных образах, чтобы изобразить «реальное», а не идеальное. Примером может служить фигуративная живопись Люциана Фрейда.
Постминимализм (1970-е годы)
Реагируя против сухого формализма искусства минимализма, постминималисты обычно концентрировались на физических и творческих процессах. Ведущим примером постминимализма является Ева Гессе (1936-1970).
Феминистское искусство (1970-е гг.)
Художественное движение с участием женщин-художниц, которые обращались к конкретным гендерным проблемам, таким как материнство, а также к более широким вопросам, таким как расизм и условия труда. Ведущие фигуры: Нэнси Сперо (1926-2009), Мириам Шапиро (1923-2015), Джуди Чикаго (р.1939), Барбара Крюгер (р.1945), Джоан Джонас (р.1936), Луиза Буржуа (1911-2010) и другие.
Новая субъективность (1970-е)
Стиль традиционного искусства (антиабстракция, антиконцептуализм), связанный с участниками «Новой субъективности», международной выставки 1976 года в Центре Помпиду в Париже. Среди художников участвовали Дэвид Хокни, Р.Б. Китадж, Кристиан Зеймерт, Мишель Парре, Сэм Сафран и другие.
Лондонская школа (1970-е годы)
Группа фигуративных художников, связанных с Лондоном в середине 1970-х годов. В неё входили Фрэнсис Бэкон, Люциан Фрейд, Говард Ходжкин, Фрэнк Ауэрбах и Леон Коссофф.
Искусство граффити (1970-е годы)
Популярный вид аутсайдерского искусства, который впервые возник в нью-йоркском метро, а затем распространился в Европе и Японии. Художники-граффитисты рисовали с помощью трафаретов и аэрозольных баллончиков на поездах метро, городских стенах, крышах и рекламных щитах. К ведущим художникам относятся Дэвид Войнарович, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Бэнкси.
Неоэкспрессионизм (с 1980 года)
Широкое направление в живописи, возникшее в оппозиции к скучному минимализму, которое использовало цвет, эмоции, символизм и повествование (то есть все то, что минималисты пытались искоренить из своих работ). В Германии к известным неоэкспрессионистам относятся Георг Базелиц, Ансельм Кифер и Герхард Рихтер. В других странах к числу неоэкспрессионистов относятся Роберт Моррис (р.1931), известный своей серией «Огненный шторм» 1980-х годов (США).
Трансавангардия (Трансавангард) (1979 и далее)
Итальянский вариант неоэкспрессионизма, связанный с Франческо Клементе, Энцо Кукки, Сандро Чиа и Миммо Паладино.
Молодые британские художники (Britart, YBA) (1980-е годы)
Группа авангардных художников, поддерживаемых миллионером-коллекционером Чарльзом Саатчи, которые захватили современное искусство в 1980-х и 90-х годах. К известным YBA относятся Дэмиен Хёрст, Рейчел Уайтред, Трейси Эмин, Гленн Браун, Сэм Тейлор-Вуд, Джейк и Динос Чепмен, Марк Уоллинджер, Марк Куинн, Стив Маккуин, Крис Офили и другие. См. также: Современные ирландские художники (21 век) и Ирландские художники 20 века (1900-2000).
Деконструктивизм (1985-2010)
Визуально впечатляющий стиль архитектуры, основоположником которого стал Фрэнк О’Гери, а примером – здание Nationale Nederlanden Building (Прага).
Нео-поп (конец 1980-х и далее)
Возрождение форм поп-арта (узнаваемые объекты, изображения знаменитостей), нео-поп также заимствовал элементы из дада и концептуализма.Примером являются скульптурные творения Джеффа Кунса, это движение также связано с работами Эшли Бикертона, Алана Макколлума и Хаима Штайнбаха.
Боди-арт (1990-е годы)
Вид искусства, в котором тело становится «холстом». Чаще всего встречается в «перформансах» таких художников, как Марина Абрамович, или в современной бодиарте, примером которого может служить иллюзионистская картина Джоан Гейр с обнажённой Деми Мур (Vanity Fair август 1992). Также включает пантомиму, «живые статуи», татуировки и нейл-арт, а также роспись лица различных типов.
Циничный реализм (Китай) (1990-е гг.)
Сардонический стиль фигурной живописи с критическим отношением к китайским властям после площади Тяньаньмэнь, его ведущими выразителями были Юэ Минцзюнь, Фан Лицзюнь и Чжан Сяоган.
Стакизм (1999 и далее)
Британская художественная группа под руководством Билли Чилдиша, члены которой отвергали концептуализм, перформанс и инсталляцию в пользу традиционных репрезентативных стилей живописи и скульптуры. Основали ежегодную художественную выставку, известную как «Настоящее шоу премии Тёрнера».
Новая Лейпцигская школа (с 2000 года)
Традиционная художественная школа, специализирующаяся на классическом реализме в русле академического искусства.
Проекционное искусство (Projection Mapping) (21 век)
Искусство отображения видеоизображений на здания или другие большие поверхности с помощью компьютерных программ.
Компьютерное искусство (21 век)
Также известное как цифровое или интернет-искусство, эта категория включает в себя широкий спектр форм искусства, связанных с компьютерным программным обеспечением.
Кто является лучшими актуальными художниками?
В период с середины 1960-х годов до наших дней появилось множество талантливых художников-постмодернистов, работающих в разных жанрах. Вот краткая подборка наиболее известных личностей в различных категориях изобразительного искусства. Некоторые, например, Фрэнсис Бэкон или Энди Уорхол – самые ценные художники современности – могут быть классифицированы как «модернисты» до 1970 года, но включены сюда из-за их по сути «постмодернистского» подхода.
Художники
Включают сюрреалиста Фрэнсиса Бэкона (1909-1992); Р.Б. Китаджа (р.1932); художника в стиле поп-карикатуры Роя Лихтенштейна (1923-1997); художника и трафаретчика в стиле поп Энди Уорхола (1928-1987); рисовальщика в стиле поп Дэвида Хокни (р.1937).); полуабстрактный импастоист и портретист Франк Ауэрбах (р.1931); фигуративный художник Фернандо Ботеро (р.1932); неоэкспрессионисты Герхард Рихтер (р.1932) и Георг Базелиц (р.1938); предметный художник Джек Веттриано (р.1951); и фигурный художник Дженни Савиль (р.1970). Современные абстрактные работы см. Сай Твомбли (1928-2011), известный своим фирменным стилем живописи, сочетающим элементы каллиграфии и граффити; Фрэнк Стелла (р.1936), пионер экспериментального минимализма; и Шон Скалли (р.1945), известный своими крупноформатными абстракциями.
Скульпторы
Среди них концептуалист Сол ЛеВитт (р. 1928); новый реалист Арман (1928-2005); минималисты Дональд Джадд (1928-1994) и Карл Андре (р.1935); масштабный скульптор Ричард Серра (р.1939); «феминистский» скульптор Луиз Буржуа (1911-2010); суперреалисты Джон Де Андреа (р.1941) и Кароль Фойерман (р.1945); скульптор и инсталлятор Энтони Гормли (р.1950); монументалист Аниш Капур (р.1954); художник нео-поп Джефф Кунс (р.1955).
Архитекторы
Ведущие фигуры в архитектуре конца 20-го века: Фрэнк О. Гери (р. 1929), пионер деконструктивизма; Даниэль Либескинд; фирма Coop Himmelblau (основанная Вольфом Приксом, Хельмутом Свичински и Майклом Хольцером); Ларс Спайбрук, Кас Оостерхуис, Питер Кук и Колин Фурнье. Среди других ведущих современных архитекторов США: Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун, Джон Раух, Майкл Грейвс, Питер Айзенман, Чарльз Гватми, Джон Хейдук, Ричард Майер, Рем Колхас, Заха Хадид и Бернард Тшуми.
Концептуалисты
К ведущим представителям концептуализма относятся нувореалист Ив Кляйн (1928-1962) – см. также: Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956-62); и постмодернистский художник-инсталлятор и скульптор Дэмиен Хёрст (р.1965).
Перфоманс
Включая влиятельного немецкого художника-авангардиста Йозефа Бойса (1921-1986), чьи перформансы включали авангардный спектакль «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1965); и постмодернистские «живые скульптуры» Гилберта Проэша (р. 1943) и Джорджа Пассмора (р. 1942), более известные как Гилберт и Джордж. К более экстремальным формам перформанса относится жанр боди-арта в исполнении сербской художницы Марины Абрамович и немца Улая (Frank Uwe Laysiepen). Среди других известных художников перфоманса – авангардная японская художница Яёи Кусама (р. 1929), известная своими хэппенингами; Джоан Джонас (р. 1936), известная своими перформанс-видео; и бразильский художник-экспериментатор Хелио Ойтисика (1937-1980), основатель Grupo Neoconcreto.
Фотографы
Постмодернистское фотоискусство иллюстрируют противоречивые работы Роберта Мэпплторпа (1946-1989), Андреаса Гурски (р.1955) и Синди Шерман (р.1954). Актуальную портретную фотографию лучше всего иллюстрируют работы Дианы Арбус (1923-1971) и Энни Лейбовиц (р.1949). Актуальная модная фотография представлена работами Хельмута Ньютона (1920-2004), Дэвида Бейли (р.1938), Марио Тестино (р.1954), Патрика Демаршелье (р.1943), Ника Найта (р.1958) и Дэвида ЛаШапеля (р.1963). Документальная фотография представлена операторским искусством Дона Маккаллина (р.1935), Джеймса Нахтвея (р.1948) и Стива Маккарри (р.1950); в то время как уличная фотография лучше всего иллюстрируется работами Гарри Виногранда (1928-1984), Эда Руша (р.1937) и Нэн Голдин (р.1953). Примером постмодернистского пикториализма являются работы Джеффа Уолла (р.1946) из Ванкуверской школы, который специализируется на «постановочной фотографии». См. также убедительные ч/б архитектурные фотографии Бернда/Хиллы Бехера (1931-2007).
Авторы инсталляций
Текстовый художник Дженни Хольцер (р.1950); мультимедийный художник Брюс Науман (р.1941); перформансист и режиссёр Ребекка Хорн (р.1944); французский художник Кристиан Болтански (р.1944).), известный своими инсталляциями из фотографий; знаменитый YBA Дэмиен Хёрст (р.1965); художник и куратор Трейси Эмин (р.1963); и Кристо и Жанна-Клод (Явачефф) (р.1935) основатели искусства эмпакетажа.
Видео
Южнокорейский мультимониторный художник Нам Джун Пайк (1932-2006); и Билл Виола (р.1951), известный своими впечатляющими работами.
Граффити
Самый известный художник-трафаретист Бэнкси (р. 1973) и аэрозольный художник Жан-Мишель Баския (1960-88).
Диджитал арт
Пионеры компьютерного искусства Гарольд Коэн (р.1928), Джон Лэнсдаун (1929-1999) и Манфред Мор (р.1938), а также Майкл Нолл (р.1939), Марк Уилсон (р.1943), Орлан (р.1947), Гэри Хилл (р.1951), Криста Зоммерер (р.1947), Криста Зоммерер (р.1951) и др.), Криста Зоммерер (р.1964), Кристоф Бруно (р.1964), Дирк Паесманс (р.1965), Ольга Киселева (р.1965), Фэн Мэнбо (р.1966), Лоран Миньоно (р.1967), Сэм Тейлор-Вуд (р.1967), Джоан Химскерк (р.1968) и Ли Вэй (р.1970).
Какое произведение современного искусства
самое дорогое?
Если судить по ценам аукционных продаж, самым дорогим произведением современного искусства в мире является: «Три исследования Люциана Фрейда» (1969) Фрэнсиса Бэкона, проданное на аукционе Christie’s New York в 2013 году за 142,4 млн. долларов. На втором месте – Серебряная автокатастрофа (Двойная катастрофа) (1963), картина Энди Уорхола, проданная на аукционе (Sotheby’s New York) в 2013 году за 105,4 млн долларов. На третьем месте – Оранжевый, красный, жёлтый (1961), картина Марка Ротко, проданная за 86,9 млн долларов на аукционе Christie’s New York в 2012 году. На четвёртом месте – Триптих (1976), картина Фрэнсиса Бэкона, проданная в 2008 году за $86,3 млн. на Sotheby’s New York. Одним из самых дорогих произведений современной «скульптуры» является «Ради любви к Богу», автор Дэмиен Хёрст. Человеческий череп, воссозданный из платины и усыпанный 8061 бриллиантом, был продан консорциуму, в который входили художник и галерея White Cube, за 50 миллионов фунтов стерлингов.
Эта информация быстро устаревает и к тому моменту, когда вы будете читать эту статью, наш рассказ об аукционных рекордах актуального искусства может оказаться, простите за тавтологию, неактуальной.
Список избранных произведений актуального искусства
Живопись
«A Bigger Splash» (1967) Частная коллекция
Акриловая картина в стиле поп-арт Дэвида Хокни (р. 1937)
«Мао» (1973) Художественный институт Чикаго.
Экспрессионистская портретная живопись Энди Уорхола (1928-1987)
«Театр Жерара Филипа» (1975) Унтерлинденмузеум, Кольмар
Картина маслом в стиле ар-информель Марии Елены Виейра да Силва (1908-1992)
Три этюда для автопортрета (1979-80) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина маслом в стиле сюрреализма и экспрессионизма Фрэнсиса Бэкона (1909-1992)
«Кабеза» (1982) Частная коллекция
Неоэкспрессионистская картина акрилом/мелком Жана-Мишеля Баския (1960-88)
«Апокалипсис сегодня» (1988) Частная коллекция
Алкидная и смывочная живопись на алюминии и стали Кристофера Вула (р. 1955)
«Жена Лота» (1989) Кливлендский музей искусств.
Пример неоэкспрессионистской живописи Холокоста, автор Ансельм Кифер (р.1945)
«Спальня в Арле» (1992) Fitzhugh Farm, Robert/Jane Meyerhoff Collection
Картина маслом и магна Роя Лихтенштейна (1923-1997)
«Поющий дворецкий» (1992) Частная коллекция
Фигурная картина маслом Джека Веттриано (р.1951)
«No Woman, No Cry» (1998) Тейт Модерн, Лондон
Неоэкспрессионистская картина Криса Офили (р.1968)
«Танцовщицы у бара» (2001) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Картина маслом в примитивном стиле Фернандо Ботеро (р. 1932)
«Женщина снимает с мужчины рубашку в два этапа» (2003) Частная коллекция
Фигуративная картина маслом в минимальном стиле Джулиана Опи (р. 1958)
«1000 Thread Count» (2004) Галерея Gagosian, Нью-Йорк
Жестуральная картина маслом Сесили Браун (р.1969)
«Радужный город» (2006) Частная коллекция
Экспрессионистская акриловая картина Марьи Ван Кампен (р.1949)
«The Englands» (2008) Частная коллекция
Яркая колористическая картина маслом Эшли Хансона (р.1960)
Скульптура
«Сломанный обелиск» (1969) Музей современного искусства, Нью-Йорк
Абстрактная скульптура Барнетта Ньюмана (1905-1970) в стиле обелиска из стали с покрытием Cor-Ten
«Любовь» Скульптура (оригинал) (1970) Музей искусств Индианаполиса
Скульптура из нержавеющей стали в виде букв L.O.V.E. работы Роберта Индианы (р. 1928)
«Фургон с мороженым» (1970) Частная коллекция
Сюрреалистическая скульптура фургона с растаявшим мороженым работы Сальвадора Дали (1904-1989)
«Модель в позе» (1981) Национальная галерея современного искусства Эдинбурга
Сверхреалистическая скульптура обнажённой фигуры Джона Де Андреа (р.1941)
«Время всех» (1989) Вокзал Сен-Лазар, Париж
Сборная скульптура из циферблатов часов работы Армана (1928-2005)
«Щенок» (1992) Музей Гуггенхайма в Бильбао
Постмодернистская топиарная скульптура Джеффа Кунса (р. 1955)
«Ядро яблока» (1992) Музей Израиля, Иерусалим
Гигантская скульптура в стиле поп-арт Клаеса Ольденбурга (р.1929)
«Воздушные собаки» (1994-2000)
Серия из 5 зеркально отполированных поп-скульптур из нержавеющей стали Джеффа Кунса (р. 1955)
«Стремление» (1995) Здание Казначейства, Дублин
Скульптура взбирающейся обнажённой женщины Роуэна Гиллеспи (р.1953)
«Облачные ворота» (2006) AT&T Plaza в Миллениум парке, Чикаго, Иллинойс
Общественная скульптура из нержавеющей стали Аниша Капура (р.1954)
«Ради любви к Богу» (2007)
Платиновый слепок человеческого черепа, усыпанный 8 601 бриллиантом, включая бриллиант «Звезда черепа», созданный Дэмиеном Хёрстом (р.1965)
Архитектура
Центр Помпиду (Бобур, Париж) (завершён в 1978 году)
Культурный центр, спроектированный Ренцо Пиано (р.1937), Ричардом Роджерсом (р.1933)
Здание Национальных Нидерландов, Прага (1992-97) (также известное как «Джинджер и Фред»)
Ведущий пример деконструктивизма, спроектированный архитектором Фрэнком О. Гери (р.1929)
«Египетская» пирамида Лувра (1998) Двор Наполеона, Лувр, Париж
Серия пирамид из стекла и металла, спроектированных И.М.Пеем (р.1917)
Experience Music Project (1999-2000) Сиэтл
Музыкальный центр в стиле деконструктивизма, спроектированный Фрэнком О. Гери (р. 1929)
Лондонский глаз (2000) Саут-Бэнк, Лондон (самое высокое колесо обозрения в Европе)
Консольное колесо обозрения, спроектированное архитекторами Фрэнком Анатолем, Ником Бейли, Стивом Чилтоном, Малкольмом Куком, Марком Спарроухоком и командой из мужа и жены Джулии Барфилд и Дэвида Маркса.
Шпиль Дублина (Памятник света) (2002-3) О’Коннелл-стрит, Дублин
400-футовый монумент из нержавеющей стали по проекту Яна Ричи (р. 1947)
Фотография
«Подростковая пара на Гудзон-стрит, Нью-Йорк» (1963)
Современный фотопортрет Дианы Арбус (1923-1971)
«Preening in the Kitchen» (1977) Музей современного искусства, Нью-Йорк
Сюрреалистический фотографический автопортрет Синди Шерман (р. 1954)
«Мисти и Джимми» (1980)
Современная фотография трансвеститов крупным планом работы Нан Голдин (р. 1953)
Двойной портрет Джона Леннона и Йоко Оно (1981)
Снято за 5 часов до убийства Леннона, автор Энни Лейбовиц (р.1949)
«Они идут» (1981)
Пара эротических фотографий моды Хельмута Ньютона (1920-2004)
«Афганская девушка» (1984)
Знаменитый цветной портрет Стива МакКерри (р.1950)
«Парижский Монпарнас» (1993)
Архитектурная фотография многоквартирного дома в стиле Ле Корбюзье Андреаса Гурски (р.1955)
«Внезапный порыв ветра (после Хокусая)» (1993)
Постмодернистский пикториализм Джеффа Уолла (р.1946)
«Подвешенный автопортрет» (2004)
Современная пикториалистическая фотография молодого британского художника Сэм Тейлор-Вуд (р.1967)
Инсталляции
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991) Инсталляция «Тигровая акула» Дэмиена Хёрста (р.1965)
«Поле» (1991)
Инсталляция из скульптур, созданная Энтони Гормли (р.1950)
«Контролёр Вселенной» (2007)
Инсталляция (оркестрованный взрыв космического ящика с инструментами) Дамиана Ортеги (р.1967)
Ленд-арт
«Разорванный круг» (1971) Эммен, Нидерланды
Пример ленд-арта, состоящего из воды, песка и камня, Роберт Смитсон (1938-1973)
Постер
«Tennis Girl» (1976)
Цветной плакат фотографии Мартина Эллиотта (1946-2010)
Боди-арт
«Demi-Moore’s Birthday Suit» (обложка журнала Vanity Fair , август 1992)
Портрет иллюзионистки Энни Лейбовиц, нарисованный Джоанн Гейр.
Граффити
«Shop Until You Drop» (2011) Mayfair, London
Трафаретное граффити Бэнкси (р. 1973)
Проекцияонное искусство
Проекционное искусство Миланского собора (Рождество, 2008) Милан
Проекция библейских образов на фасад собора, выполненная Паоло Бурони (р. 1964)
Графическое искусство
«Я покупаю, поэтому я есть» (1990)
Иконический фотолитографический слоган, автор Барбара Крюгер (р. 1945)
«Стив Джобс, глава Apple, увольняется» (2011)
Карикатура, выполненная акриловыми красками и мелом, Брайант Арнольд (р.1970)
Каковы самые известные премии в области актуального искусства?
Существует множество премий, присуждаемых фондами, музеями и государственными органами искусства за выдающиеся произведения искусства в самых разных категориях. Здесь представлена краткая подборка.
Премия Artes Mundi
Присуждается два раза в год на выставке Artes Mundi в Кардиффе, Уэльс, в знак признания начинающих художников со всего мира, чьи работы комментируют состояние человека и человечества с различных культурных точек зрения.
Carnegie Art Award
Ежегодная премия за выдающуюся живопись художников, родившихся или живущих в северных странах. Начатая в 1998 году, она предлагает 3 премии: в размере 1 000 000, 600 000 и 400 000 шведских крон, а также стипендию в размере 100 000 шведских крон молодому художнику. Премия присуждается на основании номинаций 30 экспертов в области искусства Северных стран.
Deutsche Borse Photography Prize
Присуждается современному фотографу любой национальности, внёсшему наиболее значительный вклад в развитие изобразительного искусства фотографии в Европе за предыдущий год. Учреждена в 1996 году Галереей фотографов в Лондоне для поощрения лучших образцов фотографии. Призовой фонд составляет 30 000 фунтов стерлингов.
Премия Хьюго Босса
Премия, присуждаемая два раза в год Музеем Гуггенхайма, в размере 100 000 долларов США современному художнику (или группе художников), работающему в любой среде в любой точке мира. Кандидаты выбираются жюри, в состав которого входят кураторы, критики и учёные.
John Moores Painting Prize
Названный в честь ливерпульского филантропа, этот открытый конкурс живописи проводится раз в два года, а работы, вошедшие в шорт-лист, выставляются в Walker Art Gallery Liverpool.
Премия Кандинского
Премия для продвижения выдающегося российского искусства, иногда сравниваемая с премией Тёрнера, которой награждают британских художников. Номинанты выбираются жюри, в состав которого входят выдающиеся российские и международные художники и кураторы, а также известные художники.
Премия Ларри Олдрича
Названная в честь американского филантропа, эта ежегодная премия в размере 25 000 долларов США присуждается Музеем современного искусства имени Олдрича и награждает американских художников, чьи работы оказали значительное влияние на визуальную культуру в последние годы. Кандидаты включаются в короткий список и оцениваются независимым жюри, состоящим из художников, коллекционеров, критиков, кураторов и галеристов.
Премия Марселя Дюшана (Prix Marcel Duchamp)
Эта ежегодная премия присуждается выдающемуся молодому художнику, проживающему во Франции, работающему в любой области визуального искусства, включая живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию и видео. Победитель получает 35 000 евро лично и ещё 30 000 евро на финансирование персональной выставки своих работ в Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже.
Preis der Nationalgalerie fur Junge Kunst
Учреждённая в 2000 году Verein der Freunde der Nationalgalerie (Друзья Национальной галереи), эта премия в размере 50 000 евро присуждается за выдающиеся работы молодых художников, живущих в Германии.
Премия Розвиты Хафтманн
Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в области изобразительного искусства, как правило, ныне живущим художником. Кандидаты отбираются исключительно по художественной значимости их работ, без учёта их национальности, возраста или выбранной дисциплины. Премия официально вручается в Цюрихском Кунстхаусе.
Премия Тёрнера
Названная в честь выдающегося пейзажиста XIX века Дж. М. У. Тёрнера, эта ежегодная премия, учреждённая в 1984 году, присуждается британскому художнику в возрасте до 50 лет. Премия вручается галереей Тейт и проводится в галерее Тейт Британ, и сегодня это самая известная художественная премия в Великобритании. В последнее время, что несколько противоречиво, в ней доминируют художники-концептуалисты. См. также Лауреаты премии Тёрнера (1984-2009).
Премия Винсента Ван Гога за современное искусство в Европе
Присуждается раз в два года европейскому художнику, который, как считается, «окажет значительное, продолжительное влияние на искусство». Учреждена в 2000 году и финансируется благотворительным фондом Broere в память о Моник Зайфен. Работы отобранных кандидатов выставляются в Музее Стеделик, Амстердам, а жюри конкурса возглавляет директор музея.
Премия Вольфганга Хана
Учреждённая в 1994 году Обществом современного искусства и управляемая Музеем Людвига в Кёльне, эта премия в размере 100 000 евро присуждается выдающимся художникам, живущим в Германии.
Где можно увидеть выдающиеся коллекции актуального искусства?
Двумя главными выставками актуального искусства являются: Венецианская биеннале (Biennale di Venezia), международная выставка работ художников всего мира, которая проводится каждые два года вместе с Венецианским кинофестивалем; и Биеннале Уитни в Нью-Йорке, на которой демонстрируются произведения американского искусства, обычно начинающих художников, в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, США. Выставка рассматривается как важнейшее событие в календаре актуального искусства. О других постмодернистских выставках см: Лучшие фестивали.
Какие есть музеи актуального искусства?
Частные галереи, как правило, быстрее реагируют на авангардные произведения искусства, чем городские или государственные музеи. Более того, официальные государственные коллекции обычно сдерживаются более консервативными или устаревшими помещениями. Вот краткая подборка Лучших галерей.
Вопросы об актуальном визуальном искусстве
С 1960-х годов «истеблишмент искусства» (имеется в виду: правительственные чиновники, контролирующие бюджеты на искусство; директора и владельцы галерей; кураторы выставок; комитеты, управляющие важными организациями художников; преподавательский состав колледжей искусств и так далее), а также искусство, которое сейчас практикуется и поощряется, стало значительно более радикальным. В связи с этим возникают следующие вопросы:
— Искусство ли это?
Немногие страны были свидетелями больших споров о ценности произведений постмодернистского искусства, чем Великобритания, где премия Тёрнера продолжает вызывать бурные дебаты между авангардистами и остальными. Среди экспонатов, получивших премию, были мёртвая овца в формальдегиде (Дэмиан Хёрст), портрет Девы Марии, «нарисованный» слоновьим навозом (Крис Офили), и белая комната с одной лампочкой, которая мигала, то включаясь, то выключаясь (Мартин Крид). Другой странной работой (инсталляцией), вышедшей в финал, была «Моя кровать» – неубранная постель, испачканная презервативами и тампонами (автор Трейси Эмин). В 2002 году, когда премию получил Кит Тайсон за создание большого чёрного монолитного блока, заполненного выброшенными компьютерами, ни один художник (как сообщается) не рассматривался в качестве возможного получателя премии. Вместо этого жюри отдало предпочтение работам Фионы Баннер (рекламный щит с порнографическим текстом) и Лиама Гиллика (потолок из разноцветного пластика), и это только две необычные работы.
Можно вполне обоснованно усомниться в мудрости британского художественного истеблишмента, когда подобные вещи выдаются за выдающиеся образцы искусства. Именно так поступил Ким Хауэллс, министр культуры Великобритании, в 2002 году, когда сказал (о выставках финалистов премии Тёрнера):
“Если это лучшее, что могут создать британские художники, то британское искусство потеряно. Это холодное, механическое, концептуальное дерьмо”.
Ключевой вопрос остаётся: «что такое искусство?». Или, говоря иначе, что отличает актуальное концептуалистское искусство от театра, демонстрации или развлечения?
— В чём разница между хорошими и плохими актуальными художниками?
Какие художественные навыки надеется поощрить постмодернистское искусство? В прежние времена мастера-художника – в живописи, скульптуре, керамике, фотографии и других видах искусства – можно было отличить по его теоретическим и практическим навыкам. Однако в сегодняшнюю эпоху постмодернизма – эпоху, в которой по-прежнему доминируют художники-концептуалисты, – отделить хорошего художника или хорошее искусство от плохого стало гораздо сложнее. Это отсутствие ясности продолжает подрывать усилия художественных колледжей, которые пытаются преподавать базовые основы, которые больше не кажутся актуальными для достижения художественного успеха. В итоге успех и известность используется в качестве мерила заслуг художника, а профессионализм в наше время играет заметно меньшую роль.
— Находится ли актуальное искусство в опасности стать элитарным?
В старые времена искусство принадлежало немногим представителям элиты. Обычные люди не считались достаточно «культурными», чтобы быть способными понять или критиковать произведение искусства. С начала 20 века все это начало меняться, как менялось и само общество. А в 1960-х годах революция в поп-культуре сместила большую часть оставшегося традиционализма, оставив поле деятельности открытым для нового поколения радикально настроенных «профессионалов искусства». Последнее способствовало появлению новых форм искусства (инсталляция, перформанс, видео и т.д.), большинство из которых попали в основные курсы искусств третьего уровня. Пока все хорошо.
Однако в то же время, вместо того чтобы продолжать поощрять достижения в традиционных дисциплинах, таких как живопись и скульптура, новый художественный истеблишмент, похоже, положительно отнёсся к новым формам, забыв о старых. Таким образом, теперь можно посетить выпускную выставку в престижном художественном колледже и не найти ни одного примера масляной живописи или каменной скульптуры. Но даже это не катастрофа. В конце концов, времена меняются. И, возможно, традиционные виды искусства больше не являются популярными.
К сожалению, новые виды искусства (которые, по мнению студентов, являются чрезвычайно крутыми, потому что на самом деле не требуют и половины навыков, необходимых для традиционных видов) начинают оцениваться не по их «визуальной привлекательности», а по их «интеллектуализму». Например, инсталляция может быть визуально совершенно непривлекательной, но лежащая в её основе интеллектуальная идея (изложенная жаргонным языком в каталоге выставки) может быть признана «важной» кураторами и другими «экспертами» – новой «интеллектуальной элитой». Беда в том, что это подозрительно напоминает старые времена, когда простым людям не доверяли высказывать своё мнение о том, что они видели своими глазами, а вынуждены были подчиняться мнению элит.
Хорошим примером этого возрождённого элитизма стала выставка «Ничто», прошедшая в Центре Помпиду в Париже весной 2009 года. Передовое современное искусство, представленное на выставке, состояло ровно из 9 пустых комнат, и больше ничего. Французские искусствоведы назвали выставку самой радикальной из всех, которые когда-либо проходили в Центре Помпиду. По словам Лорана Ле Бона, куратора Центра Помпиду в Меце, выставка находилась “на переднем крае художественных авантюр и истории искусства”…
И чтобы дать вам представление об элитарном жаргоне, который использовали организаторы выставки, вот её название: «Специализация чувствительности в состоянии сырого материала в стабилизированную живописную чувствительность».
- «Святая твердыня» Энни Диллард, краткое содержание
- «Жареные зеленые помидоры в кафе ‘Полустанок’» Фэнни Флэгг, краткое содержание
- «Флик» Энни Бейкер, краткое содержание
- «Американское детство» Энни Диллард, краткое содержание
- «Как научить камень говорить: Экспедиции и встречи» Энни Диллард, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?