Феликс Фенеон:
французский искусствовед читать ~5 мин.
Один из нескольких влиятельных художественных критиков – таких, как Луи Леруа (1812-1885), Луи Воксель (1870-1943) и Гийом Аполлинер (1880-1918) – оказавшихся в центре революционных событий во французской живописи в конце XIX века, парижский писатель и анархист Феликс Фенеон добился прочной славы в современном искусстве в возрасте 27 лет, когда он придумал термин неоимпрессионизм для описания пуантилизма Жоржа Сера (1859-1891) и других. Несмотря на его поддержку политического экстремизма, шляпа и козлиная бородка Фенеона делали его чем-то вроде денди, образ которого запечатлели в своих красках Поль Синьяк (1863-1935) и Тулуз-Лотрек (1864-1901).
Хотя Фенеон продолжал активную карьеру писателя, редактора и издателя, ни одно из его последующих достижений не затмило его вклада как художественного критика. Среди более знающих коллекционеров искусства, окончательная продажа его коллекции в конце 1940-х годов позволила его жене, Фанни Фенеон, учредить Премию Фенеона. Эта премия, учреждённая в 1949 году и учреждённая Парижским университетом, ежегодно присуждается одному художнику и одному писателю, пишущему на французском языке.
Интересно, что Фенеон также ввёл термин «Ташизм» (Tachisme) для описания техники живописи импрессионистов, примерно за 60 лет до того, как он был повторно использован французским искусствоведом Мишелем Тапи для описания раскольничьего движения Tachisme, развившегося из абстрактного экспрессионизма.
Карьера художественного критика
Родился в Турине, сын коммивояжёра, вырос в Бургундии, а затем переехал в Париж, чтобы занять канцелярскую должность во французской гражданской службе (военном министерстве). Он проработал в Военном министерстве тринадцать лет, дослужившись в итоге до главного клерка. В это время он также редактировал стихи Артюра Рембо (1854-1891) и графа де Лотреамона (настоящее имя Исидор-Люсьен Дюкасс) (1846-70), рецензировал множество других книг и регулярно писал обзоры импрессионизма и других стилей живописи.
Он также стал постоянным посетителем вечернего салона по вторникам, который устраивал Этьен (Стефан) Малларме (1842-1898), французский поэт и критик, чьи работы вдохновили ряд современных художественных движений, включая футуризм (ок. 1909-14), дада (1916-24) и сюрреализм (1924 и далее). Он был неутомимым редактором больших и малых авангардных литературных и художественных журналов – в том числе La Revue Blanche, La Vogue, La Revue Independante – в которых он отстаивал почти всех поэтов-символистов, а также труды Верлена, Гюисманса, Пруста, Гийома Аполлинера и Андре Жида.
Все эти занятия сделали Фенеона одним из самых влиятельных критиков искусства в Париже конца века. В частности, он дружил с такими художниками, как Сёра, Синьяк, Максимилиан Люс, Анри-Эдмон Кросс и Камиль Писсарро.
Фенон и неоимпрессионизм
В 1884 году на первом Салоне независимых – альтернативе официальному Парижскому салону – Жорж Сера встретил Поля Синьяка, а также нескольких других художников-импрессионистов, искавших что-то новое, включая Альбера Дюбуа-Пиле (1846-1890), Анри-Эдмона Кросса (1856-1910), Камиля Писсарро (1830-1903) и Шарля Анграна (1856-1926), все они стали членами первого французского кружка дивизионизма.
В 1886 году шедевр Сера, «Воскресный день на острове Ла Гранд Жатт» (1884-6, Художественный институт Чикаго), был выставлен на восьмой и последней выставке импрессионистов и Салоне Независимых, в Париже. Позже она появилась на салоне Les Vingt в Брюсселе. Именно в своей 43-страничной брошюре под названием «Импрессионисты в 1886 году» – обзоре выставки импрессионистов, которая объявила об уходе импрессионизма и возвестила о восхождении Сера и Синьяка, – Фенеон впервые использовал термин «неоимпрессионизм» для описания нового пуантилистского стиля, принятого Сера и другими членами его кружка.
Среди других членов группы были Максимилиан Люс (1858-1941), Лео Госсон (1860-1944) и Луи Хайе (1864-1940), за которыми позже последовали Ипполит Петижан (1854-1929), Александр Шарпантье (1856-1909), Тео Ван Риссельберге (1862-1926), Люсьен Писсарро (1863-1944), Феликс Писсарро (1874-97) и Антуан де ла Рошфуко (1862-1959). (См. также: Выставки импрессионистов в Париже)
Сёра и его группа стремились усовершенствовать мгновенную и импульсивную манеру импрессионизма, применяя более научный подход, используя узоры из точек чистого цветового пигмента, плюс новые принципы оптической теории цвета, впервые предложенные Мишелем Юджином Шеврелем и Огденом Рудом. Фенеон назвал это движение неоимпрессионизмом, а Сера предпочитал называть его хромолюминесцентным, но названия мало что меняли: новый стиль (как и его предшественник импрессионизм) вызвал яростную критику – не за импрессионистическую раскованность, а потому что считался слишком механистичным. Тем не менее, на пять лет (ок. 1886-1891) стиль стал очень модным в художественных кругах и продолжал развиваться вплоть до начала войны. (См. также: Цвет в живописи)
Другие виды деятельности
В то же время Фенеон активно работал в анархистских кругах. Его друг Эмиль Генри взорвал парижское кафе, убив мальчика и четырёх полицейских, за что был гильотинирован в 1894 году. В том же году, вскоре после убийства итальянским анархистом Сади Карно, президента Франции, Фенеон и ещё 29 человек были арестованы и обвинены во взрыве отеля Foyot. К счастью, Фенеон и большинство его сотоварищей были оправданы.
Позже Фенеон начал новую карьеру журналиста, сначала для консервативной газеты Le Figaro, затем, в 1906 году, для либеральной газеты Le Matin. После войны Фенеон продавал картины в галерее Бернгейм-Жён – центре авангардного искусства в Париже, которой управляли Жоссе (1870-1941) и Гастон Бернгейм (1870-1953) на авеню Матиньон. Кроме того, он основал собственное издательство
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Бернард Беренсон (1865-1959)
Роджер Фрай (1866-1934)
Герберт Рид (1893-1968)
Кеннет Кларк (1903-1983)
Джон Кэнадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Стейнберг (1920-2011)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?