Феликс Фенеон:
французский искусствовед читать ~4 мин.
Феликс Фенеон (фр. Félix Fénéon, 1861–1944) — один из самых влиятельных художественных критиков конца XIX века, наряду с такими фигурами, как Луи Леруа, Луи Воксель и Гийом Аполлинер. Будучи парижским писателем и анархистом, он оказался в центре революционных изменений во французской живописи. Фенеон вошёл в историю современного искусства в 27 лет, придумав термин «неоимпрессионизм» для описания пуантилизма Жоржа Сёра.
Несмотря на его приверженность политическому экстремизму, Фенеон обладал внешностью денди — его узнаваемый образ с козлиной бородкой и в шляпе запечатлели в своих работах Поль Синьяк и Анри де Тулуз-Лотрек.
Хотя Фенеон продолжал активную карьеру писателя и издателя, именно его деятельность в качестве художественного критика принесла ему наибольшую известность. Среди коллекционеров искусства он также известен благодаря продаже его коллекции в конце 1940-х годов. На вырученные средства его вдова Фанни учредила Премию Фенеона. Эта награда, основанная в 1949 году при Парижском университете, ежегодно присуждается франкоязычному писателю и художнику.
Любопытно, что Фенеон также известен использованием слова *tache* (фр. «мазок», «пятно») для описания техники импрессионистов. Около 70 лет спустя этот корень был использован критиком Мишелем Тапье для термина «ташизм», обозначавшего одноимённое течение в абстрактной живописи.
Карьера художественного критика
Фенеон родился в Турине в семье коммивояжёра, вырос в Бургундии, а затем переехал в Париж. Там он получил должность в Военном министерстве, где прослужил тринадцать лет, дойдя до поста главного клерка. Параллельно он редактировал стихи Артюра Рембо и графа де Лотреамона (Исидора-Люсьена Дюкасса), а также регулярно писал обзоры, посвящённые импрессионизму и другим стилям живописи.
Фенеон был постоянным гостем салона, который по вторникам устраивал поэт-символист и критик Стефан Малларме. Он также был неутомимым редактором авангардных литературных и художественных журналов, включая La Revue Blanche, La Vogue и La Revue Indépendante. В них он продвигал почти всех поэтов-символистов и публиковал труды Верлена, Гюисманса, Пруста и Аполлинера.
Эта деятельность сделала Фенеона одной из ключевых фигур в художественной жизни Парижа на рубеже веков. Он поддерживал дружеские отношения с такими художниками, как Жорж Сёра, Поль Синьяк, Максимильен Люс, Анри-Эдмон Кросс и Камиль Писсарро.
Фенеон и неоимпрессионизм
В 1884 году на первом Салоне независимых — альтернативе официальному Парижскому салону — Жорж Сёра познакомился с Полем Синьяком и другими художниками, искавшими новые пути в искусстве. Среди них были Альбер Дюбуа-Пилле, Анри-Эдмон Кросс, Камиль Писсарро и Шарль Ангран, ставшие первыми представителями дивизионизма.
В 1886 году шедевр Сёра, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886, Чикагский институт искусств), был показан на восьмой, последней выставке импрессионистов и в Салоне Независимых. Именно в своей брошюре «Импрессионисты в 1886 году», посвящённой этому событию, Фенеон впервые использовал термин «неоимпрессионизм» для описания новаторского стиля Сёра и его последователей.
Сёра и его группа стремились усовершенствовать непосредственную манеру импрессионизма, применяя научный подход. Они использовали точечные мазки чистого цветового пигмента, опираясь на принципы оптической теории цвета Мишеля Эжена Шеврёля и Огдена Руда. Сам Сёра предпочитал называть свой метод «хромолюминаризмом». (См. также: Цвет в живописи).
Новый стиль, как и его предшественник импрессионизм, вызвал резкую критику, но не за свободу мазка, а за кажущуюся механистичность. Тем не менее, примерно с 1886 по 1891 год неоимпрессионизм был очень модным направлением, а его влияние сохранялось и в начале XX века. (См. также: Выставки импрессионистов в Париже).
Политическая деятельность и поздние годы
Фенеон был активным участником анархистских кругов. В 1894 году, после убийства президента Франции Сади Карно, он был арестован вместе с 29 другими анархистами по обвинению в заговоре и причастности ко взрыву в ресторане Foyot. Это дело вошло в историю как «Процесс тридцати». На суде Фенеон был блестяще оправдан.
После освобождения он работал секретарём редакции в *La Revue Blanche*, а с 1906 года — журналистом в газете *Le Matin*, где прославился своими сверхкороткими новостными заметками. После Первой мировой войны Фенеон стал художественным директором галереи Бернхайм-Жён — одного из центров авангардного искусства в Париже. Он также был соучредителем издательства *Éditions de la Sirène*.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Бернард Беренсон (1865-1959)
Роджер Фрай (1866-1934)
Герберт Рид (1893-1968)
Кеннет Кларк (1903-1983)
Джон Кэнадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Стейнберг (1920-2011)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?