Келлская книга читать ~11 мин.
Один из величайших шедевров в истории ирландского искусства и всемирно известный образец раннехристианского искусства, Келлская книга (Leabhar Cheanannais) — самая знаменитая из иллюминированных рукописей, созданная ирландскими монахами около 800 года.
Келлская книга, известная также как Книга Колумбы, содержит четыре Евангелия Нового Завета на латыни. Текст украшен многочисленными орнаментами, полностраничными миниатюрами и небольшими иллюстрациями, выполненными в ярких цветах. Несмотря на то, что работа над книгой не была завершена, она представляет собой выдающийся образец средневекового христианского искусства и один из лучших сохранившихся примеров гиберно-саксонского, или островного, стиля. Рукопись находится на постоянной экспозиции в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия. Своё название она получила от аббатства Келлс в графстве Мит, где хранилась в Средние века.
Когда была написана Келлская книга, где она была создана и кто был её автором? Эти вопросы остаются предметом серьёзных споров среди исследователей монашеского ирландского искусства. Согласно наиболее распространённой теории, Келлская книга была создана в монастыре на острове Айона и иллюминирована по меньшей мере четырьмя разными художниками-монахами, имена которых не сохранились. Другие искусствоведы предполагают, что рукопись могли начать создавать в Линдисфарне (Святой остров) у побережья Нортумберленда, затем перевезти на Айону, а оттуда — в Келлс. Возможно также, что она была изготовлена в неизвестном шотландском монастыре.
Самый ранний из известных иллюстрированных евангельских текстов — это Евангелия Гаримы (390–660) из Эфиопии.
Происхождение и история Келлской книги
Келлскую книгу, величайшее достижение ирландского средневекового искусства, ранее датировали более ранним временем, чем Евангелие из Линдисфарна (ок. 700 года). Однако сейчас её принято относить к концу VIII или началу IX века. Местом её создания мог быть один из двух монастырей: на Айоне или в Келлсе. Вероятно, работа над книгой была начата на Айоне — традиционном центре учёности и просвещения, откуда святой Колумба начал свою миссию по обращению Шотландии в христианство и где он впоследствии был похоронен. Именно с Айоны около 635 года монахи отправились основывать монастырь в Линдисфарне. К сожалению, викинги часто совершали набеги на остров, сжигая монастырь и убивая монахов.
В 804 году, после двух опустошительных набегов викингов, монахи с Айоны бежали в ирландское графство Мит. Там, в Сенаннусе (Келлс), они получили в дар землю и основали главную обитель ордена святого Колумбы. Монахи сожалели о том, что покинули Айону, и несколько раз пытались вернуться, забирая с собой священные реликвии и книги. Окончательно они переселились в Келлс в 849 году, вероятно, перевезя с собой и великую рукопись.
Из записи в Анналах Ульстера за 1007 год мы знаем, что два столетия спустя рукопись находилась в Келлсе. Маловероятно, что столь масштабная работа могла быть начата в смутные годы между 804 и 849 годами. Учитывая, что большая часть её декоративного оформления указывает на VIII век, разумно предположить, что значительная часть рукописи была создана в скриптории Айоны до того, как набеги викингов вынудили монахов переселиться. Наиболее вероятный период создания Келлской книги — между 760 и 820 годами. Вероятно, над ней в течение нескольких лет работали разные художники. Кроме того, в канонических таблицах и портретах евангелистов заимствовались мотивы из континентальных рукописей так называемой «группы Ады» (каролингской школы), что позволяет датировать эти элементы не ранее чем концом VIII века.
Перемещение Келлской книги вместе с мощами святого Колумбы на материковую часть Ирландии не обеспечило её сохранность. В 1007 году книга была похищена. Её украшенную драгоценностями обложку сорвали, а саму рукопись выбросили. Позже её обнаружили в канаве; книга чудом уцелела, хотя несколько листов в начале и в конце были утеряны.
После роспуска монастыря в Келлсе в 1539 году, когда аббат Ричард Планкет передал его земли короне, рукопись попала в руки некоего Джеральда Планкета из Дублина, возможно, родственника аббата. От него книга перешла к Джеймсу Ашеру, известному учёному того времени и одному из первых студентов Тринити-колледжа в Дублине. В конечном итоге рукопись вместе с библиотекой Ашера оказалась в Тринити-колледже, где и хранится по сей день.
Кто написал Келлскую книгу? (Писцы и иллюстраторы)
В начале XI века книга, принадлежавшая церкви в Келлсе, называлась «великим Евангелием Колумбы» (“Great Gospel of Columcille”). Предполагалось, что она была написана и иллюминирована во времена святого Колумбы (ок. 521–597), возможно, даже им самим. Святой Колумба действительно был известен как трудолюбивый, почти фанатичный писец. Однако писец и художник-иллюминатор редко были одним и тем же человеком. Иллюминация часто выполнялась значительно позже написания текста. Первоначальный замысел Келлской книги был настолько грандиозным, что её не могли завершить в короткий срок. Писцы оставляли пустые места для украшений, которые, возможно, заполняли несколько художников в разное время.
Более того, крайне маловероятно, что сам Колумба работал над текстом, поскольку палеографические исследования показывают, что использованный в ней островной маюскул — разновидность латинского письма — вошёл в употребление уже после его смерти. В ответ на это некоторые эксперты ирландского искусства предполагают, что книга могла быть создана в 797 году в честь 200-летия со дня смерти святого.
Четыре иллюстратора, или художника
Исследовательница Франсуаза Анри считает, что среди нескольких художников, работавших над иллюминацией, по стилистическим признакам можно выделить четырёх основных.
Сравнение Келлской книги с другими рукописями
Шрифт, использованный в Келлской книге, — это красивый островной маюскул, характерный для лучших ирландских рукописей. В этом отношении она схожа с Книгой из Дарроу. Но на этом их сходство заканчивается. Масштаб и настроение Келлской книги совершенно иные: спокойствие и сдержанность более ранней рукописи уступают место яркому, великолепному изобилию. В ней нет той строгой упорядоченности, унаследованной от «Катаха святого Колумбы» (ок. 610–620), которая отличает как Книгу из Дарроу, так и Евангелие из Линдисфарна.
Ни одна другая рукопись не может сравниться с Келлской книгой по богатству орнамента. Каждому Евангелию предшествуют три полностраничные миниатюры: изображение символа евангелиста, его портрет и инициальная страница. Кроме того, два ключевых отрывка текста — о Воплощении Христа и о Распятии — были дополнены иллюстрированными страницами. Завершала книгу серия повествовательных иллюстраций, три из которых сохранились.
Кроме того, на титульных листах изображена крестообразная композиция, за которой следует серия портиков, обрамляющих канонические таблицы. Орнаментальные «ковровые страницы» из Книги Дарроу в Келлской книге заменены страницами с крестообразным узором и символами евангелистов. Эти же символы, расположенные над и под аркадами, придают каноническим таблицам фантастический вид.
По всему тексту проходит непрерывная цепь орнаментов. Заглавные буквы в начале каждого абзаца — по две, три или четыре на странице — состоят из ярких переплетений птиц, змей, стилизованных человеческих фигур и животных, которые сражаются или выполняют акробатические трюки. Другие животные размещены между строк или над ними. Одной из самых ярких особенностей Келлской книги является обилие анимированных заглавных букв. Эта черта ирландской иллюминации, возможно, берёт начало от орнаментированных букв с кельтскими спиралями в Книге из Дарроу.
Влияние Востока на дизайн Келлской книги
В оформлении Келлской книги прослеживается сильное восточное, особенно коптское, влияние. Оно явно выражено в группе красных точек на одеяниях евангелистов Марка и Иоанна. Фигура Богородицы с Младенцем на троне в окружении ангелов также часто встречается в коптском искусстве. Франсуаза Анри указывает на поразительное сходство страницы «Богородица с Младенцем» с коптской рукописью IX века из Библиотеки Пирпонта Моргана в Нью-Йорке. Хотя все известные коптские рукописи датируются более поздним временем, чем ирландские, они, очевидно, основаны на древней традиции, восходящей к VI или даже V веку. Это предположение подтверждается ранними коптскими переплётами с декоративным узором из широких лент и крестов. Таким образом, могла существовать прямая связь между ранним ирландским христианством и художественными традициями Византии, которые были распространены в монастырях Египта и в греческом христианстве юго-восточного Средиземноморья.
Иллюминации Келлской книги
Благодаря богатству и разнообразию ирландских иллюстраций именно Келлская книга общепризнанно считается вершиной этого вида искусства.
Символы евангелистов
Акцент на символах евангелистов был беспрецедентным. Кроме традиционных страниц с символами в начале каждого Евангелия, они появляются в канонических таблицах, на портретах и в других разделах. Их использовали по-разному: как орнамент, геральдические знаки или могущественные талисманы. Они претерпели множество трансформаций: в одном случае к голове льва прикреплён хвост павлина, в другом — орёл святого Иоанна держит Евангелие человеческой рукой. Первая буква текста занимает всю страницу, а сами слова почти нечитаемы для непосвящённого зрителя. Каллиграфия становится поводом для ослепительной демонстрации спиральных и плетёных узоров, унаследованных от латенской кельтской культуры. Это также даёт художнику возможность в полной мере проявить своё воображение: отдельные буквы и слова превращаются в причудливые фигуры, например, в человека, играющего на арфе, или даже в орудие пыток.
Страница с монограммой (Хи-Ро) и другие
Ещё более эффектно оформление страниц, посвящённых Воплощению Христа. Композиция страницы с монограммой Хи-Ро схожа с примерами из рукописей Линдисфарна и Личфилда, но огромное количество деталей поражает воображение. Среди петель и спиралей спрятаны виньетки, изображающие кошек и мышей, сражающихся за облатку для причастия, выдру с рыбой в зубах и ангелов, держащих Евангелие. В большинстве других рукописей страница с монограммой является единственным украшением этого раздела, но в Келлской книге отрывок о Воплощении отмечен ещё двумя иллюстрациями: великолепной, полностью орнаментированной страницей (единственной в рукописи) и портретом Христа. Последнее было большой редкостью для островных рукописей, как и украшение отрывка о Распятии. К сожалению, эта часть книги так и не была завершена. В ней есть декоративная инициальная страница, но перед ней оставлен чистый лист, где, несомненно, планировалось изображение Распятия.
Повествовательные иллюстрации
Повествовательные иллюстрации указывают на новое, «образное» направление в кельтском искусстве. Кельтские мастера, предпочитавшие абстрактные или стилизованные формы, обычно избегали подобных сюжетов, и в более ранних евангелиях можно найти лишь единичные примеры. Здесь их три, и вероятно, что в полной версии рукописи их было бы больше. Сохранившиеся иллюстрации изображают Искушение Христа, Арест Христа и Деву с Младенцем. Последняя особенно интересна, поскольку это самое раннее известное изображение данного сюжета в островных рукописях. Кроме того, она демонстрирует некоторую нерешительность художника, работающего в незнакомом для него жанре. Фигуры Девы Марии, Младенца Христа и ангелов, вероятно, были заимствованы из восточных икон, но они выглядят несколько чужеродно рядом с более типичными кельтскими элементами — бордюрами из переплетённых звериных тел.
Дизайн в кельтском стиле
Для информации о происхождении и истории кельтских узоров, эволюции мотивов, таких как кельтские плетёные узоры, зооморфные узоры и символы, включая кельтские узлы и кельтские кресты, которые являются частью наследия древних кельтов, см.: Кельтская культура.
Наследие
Нет никаких сомнений в том, что Келлская книга — лучший образец библейского искусства Ирландии и её богатейшая иллюстрированная рукопись, поражающая разнообразием графических узоров, красок и фантазии. Тем не менее, её ослепительный блеск не должен заслонять от нас утончённую сдержанность и изящество её «старшей сестры» — Книги из Дарроу.
Другие ирландские иллюминированные евангельские книги
Келлская книга — одна из множества иллюминированных рукописей, созданных ирландскими художниками в монастырях Ирландии, Шотландии и Англии. Эти тексты, с обложками, богато украшенными драгоценными металлами, являются выдающимися образцами раннехристианского искусства. Другие известные рукописи: «Codex Usserianus Primus» (600–610), Книга Диммы (ок. 620), Евангелие из Линдисфарна (700), «Codex Amiatinus» (715), Евангелие из Эхтернаха (715), Евангелие из Личфилда (785), Книга Армы (807), Книга Макрегола (810), Книга Дира (начало IX в.), Книга МакДурнана (910) и Книга Бурой Коровы (1080).
- Информация о культуре Ирландии: Визуальное искусство Ирландии.
- Создание иллюминированных рукописей
- История иллюминированных рукописей
Средневековая книжная живопись
- Средневековая иллюминация рукописей (ок. 1000–1500)
- Романские иллюминированные рукописи (ок. 1000–1150)
- Готические иллюминированные рукописи (ок. 1150–1350)
- Интернациональная готическая иллюминация (ок. 1375–1450)
Подробнее о христианстве: Христианское искусство (ок. 150–2000).
Возрождение в средневековом искусстве
Подробную информацию о средневековом европейском возрождении при Карле Великом см.: Каролингское искусство (750–900); Оттоновское искусство (900–1050).
- История ирландского искусства
- Королевская Ольстерская академия искусств (RUA), Белфаст
- Кельтская латенская культура
- Раннехристианское искусство
- В Колумбии прошло вручение первой премии имени Гарсиа Маркеса
- Спектр похоронного обслуживания
- Кремация или традиционное захоронение: что выбрать?
- Как правильно организовать похороны в Санкт-Петербурге: советы экспертов ритуальной сферы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?