Келлская книга читать ~11 мин.
Один из величайших шедевров в истории ирландского искусства и всемирно известный образец раннехристианского искусства, Келлская книга (Leabhar Cheanannais) – самая известная из иллюминированных рукописей, созданная ирландскими монахами около 800 г. н.э.
Келлская книга, также известная как Книга Колумбы или Евангелие от Колумба Келлса, включает в себя четыре Евангелия Нового Завета, написанные на латыни, украшенные бесчисленными иллюминациями, иллюстрациями и миниатюрными изображениями в ярком цвете. Хотя она и была незакончена, это прекрасный образец средневекового христианского искусства и один из лучших сохранившихся образцов хиберно-саксонского стиля или островного искусства. Рукопись находится в постоянной экспозиции Дублинской библиотеки Тринити-колледжа в Ирландии. Название «Келлская» происходит от названия Келлского аббатства в графстве Мит, Ирландия, где она хранилась в средние века.
Когда была написана Келлская книга, где она была написана и кто был автором рукописи? Эти вопросы остаются предметом серьёзных споров среди исследователей монашеского ирландского искусства и существует ряд теорий. Согласно наиболее широко распространённому объяснению, Келлская книга была создана в монастыре на Ионе и освещена по крайней мере четырьмя разными художниками-монахами, чьи имена потеряны для истории. Другие искусствоведы предполагают, что рукопись могла быть создана в Линдисфарне (Святой остров) у побережья Нортумберленда, затем перевезена в Иону, а оттуда в Келлс. Или, наконец, она могла быть произведена в неизвестном шотландском монастыре.
Примечание. Самый ранний из известных в мире иллюстрированных евангельских текстов можно найти в Евангелиях от Гарима (390–660) из Эфиопии.
Происхождение и история Келлской книги
Величайшее достижение ирландского средневекового искусства, Келлская книга, ранее считалась более ранней, чем Евангелия Линдисфарна (которые датируются примерно 700 г. н.э.), но теперь её обычно относят к концу восьмого или началу девятого века. Она могла быть написана только в одном из двух мест: Иона или Келлс. Однако кажется вероятным, что из-за сходства с Евангелием Линдисфарна она могла быть, по крайней мере, начата в Ионе (традиционном центре святого обучения и просвещения, откуда Святой Колумба начал свою миссию по христианизации Шотландии и где он был позже похоронен). Это исходный пункт, с которого был колонизирован Линдисфарн около 635 года. К сожалению, викинги часто совершали набеги на остров, сжигая монастырь и убивая монахов.
В 804 году, после двух набегов викингов, монахи Ионы бежали из своего незащищённого островного монастыря в Мит в Ирландии. Они получили в дар землю в Сенаннусе (Келлс) и основали там метрополию Ордена Колумбы. Но они сожалели о том, что покинули Иону и предпринимали различные попытки вернуться туда, унося с собой священные предметы и книги монастыря. Наконец, в 849 году все они были возвращены в Келлс, а вместе с ними, вероятно, и великая рукопись.
О том, что рукопись была в Келлсе двумя столетиями позже, мы знаем из записи в Анналах Ольстера (1007 г.). И поскольку маловероятно, что такая работа могла быть начата в смутные годы между 804 и 849 годами (и поскольку большая часть её декоративного искусства указывает на дату в пределах восьмого века) разумно предположить, что значительная часть писания была произведена в скриптории Ионы до того, как набеги викингов изгнали монахов в Мит. В любом случае наиболее вероятная дата Келлской книги – между 760-804 и 815-20; и, вероятно, над ней работали разные художники несколько лет. Опять же, ввиду свидетельства о том, что в своих канонических таблицах и портретах евангелистов заимствовались мотивы из континентальной группы Ада, эти элементы должны быть датированы не ранее, чем концом восьмого века.
Перемещение Келлской книги вместе с мощами святого Колумбы на материковую часть Ирландии не обеспечило её сохранность. В 1007 году она была захвачена викингами, разграбившими её украшенное драгоценностями покрытие обложки. Позже её обнаружили в канаве, чудом сохранившую целостность, и отсутствовало только несколько секций.
После сдачи монастыря Келлс короне аббатом Ричардом Планкетом в 1539 году рукопись перешла в руки некоего Геральда Планкета из Дублина, возможно, родственника аббата, а от Планкета Джеймсу Ашеру; в высшей степени разносторонний и образованный учёный того времени и один из первых студентов Тринити-колледжа в Дублине. В конце концов рукопись перешла вместе с библиотекой Ашера в Тринити-колледж, где находится сегодня.
Кто написал Келлскую книгу? (Писцы, иллюстраторы)?
В начале одиннадцатого века книга принадлежала келлской церкви и называлась «великим евангелием Колум-Килле». Предполагалось, что это связано с тем, что книга была написана и освещена во времена Святого Колумбы (Saint Columcille) (около 521–597), возможно, даже самим Колумбой. Однако когда говорят, что Келлская книга, возможно, была написана Колумбой, это не значит, что он также был художником, от чьего пера исходил сложный орнамент. Колумба слыл самым трудолюбивым, даже почти фанатичным писцом. Но писец и осветитель редко были одним и тем же человеком. Иллюминация часто выполнялась намного позже самой рукописи и первоначальный план Келлской книги был, по-видимому, настолько обширен, что не мог быть завершён в короткие сроки. Писец оставил пустыми места для украшения. Несколько художников, возможно, в разное время, были наняты для их заполнения.
Более того, весьма маловероятно, что Колумба вообще написал сюжет, поскольку палеографические исследования показывают, что использованный стиль латинского письма не проявился до его смерти. В ответ некоторые эксперты ирландского искусства считают, что книга могла быть создана в 797 году в честь 200-летия со дня смерти святого Колумбы.
Четыре осветителя или художника
Учёный Франсуаза Анри считает, что среди нескольких художников, которые, возможно, работали над иллюминацией в разное время, четыре легко идентифицируются по стилистическим признакам.
Сравнение Келлской книги с другими рукописями
Шрифт, использованный в Келлской книге, представляет собой красивый круглый унциал всех лучших ирландских рукописей. В этом отношении она мало чем отличается от Книги Дарроу. Но здесь их сходство прекращается. Масштаб «Келлской книги» отличается от «Книги Дарроу» и настроение её выражения совершенно иное: спокойствие и тщательность более ранней книги уступает место яркому, великолепному изобилию; нет ничего от того ограниченного совершенства порядка и организации, унаследованного от катаха святого Колумбы (ок. 610-20), которым отмечены как Книга Дарроу, так и Евангелия Линдисфарна.
Ни одна из других рукописей не сравнится с Келлской книгой из-за изысканного орнамента. Каждому из Евангелий предшествуют три страницы в полный рост – изображение символа евангелистов, портрет самого евангелиста и начальная страница. Кроме того, в двух ключевых отрывках текста, воплощении Христа и Распятии, были дополнительные иллюстрированные страницы. Последней и самой необычной из всех следует серия повествовательных иллюстраций, три из которых сохранились.
Кроме того, на титульных листах изображена крестообразная композиция, за которой следует серия портиков, обрамляющих Таблицы Канона. Страницы наполненные орнаментами из Книги Дарроу заменены в Келлской книге страницами с крестообразным рисунком, несущим символы евангелистов, и те же самые символы, расположенные по-разному над аркадами и под ними, придают Таблицам Канона фантастический вид.
По тексту проходит непрерывная цепочка орнаментов. Заглавные буквы в начале каждого абзаца – два, три, четыре на странице – составлены из ярких переплетений птиц, змей, искажённых людей и четвероногих животных, сражающихся или выполняющих всевозможные акробатические трюки. Другие животные бродят по страницам между строками или поверх них. Кроме того, одной из самых ярких и необычных особенностей Келлской книги является обилие оживлённых заглавных букв, что является особенностью ирландской иллюминации, что, возможно, обязано своим происхождением орнаментированным буквам, оканчивающимся свёрнутыми кельтскими спиралями в книге Дарроу.
Влияние Востока на дизайн Келлской книги
Восточное и особенно коптское влияние широко признается во всей Келлской книге – коптское явно выражено в группе красных точек на одеяниях евангелистов Марка и Иоанна. Кроме того, фигура Богородицы с младенцем, восседающая на троне в окружении ангелов, часто встречается в коптском искусстве. Франсуаза Анри указывает на поразительную аналогию между страницей «Богородица с младенцем» и коптской рукописью IX века из библиотеки Пирпонта Моргана в Нью-Йорке (Каталог рукописей коллекции Пирпонта Моргана). Это правда, что все коптские рукописи, насколько известно, более поздние, чем ирландские. Но коптские рукописи девятого-четырнадцатого веков, очевидно, основывались на устоявшейся древней традиции, восходящей к шестому (или даже пятому) веку. Это предположение подтверждается ранним коптским переплётом с декоративным расположением широких лент и крестов. Более поздние коптские манускрипты, которые мы знаем, вероятно, содержат много архаичных элементов. Но может показаться, что должна была существовать прямая связь между ранним ирландским христианством и традицией Византийского художественного оформления, которое можно увидеть в монастырях Египта, а также в высоко ориентированном греческом христианстве юго-восточного Средиземноморья.
Озарения в Келлской книге
Благодаря богатству и разнообразию ирландских иллюстраций, именно Келлская книга общепризнана как высшее достижение в этой области.
Символы евангелистов
Акцент на символах евангелистов был беспрецедентным. Кроме традиционных страниц с символами в начале Евангелий, они фигурируют в таблицах Канона, портретах и других предварительных разделах. Их также использовали по-разному – иногда как орнамент, иногда как геральдические знаки, а иногда как могущественные талисманы. Таким образом, они претерпели множество преобразований. В одном случае хвост павлина прикрепляется к голове льва, в то время как в другом орёл Святого Иоанна держит Евангелие в человеческой руке. Первая буква занимает всю длину страницы, а сами слова совершенно не поддаются расшифровке неискушённому глазу. Вместо этого каллиграфия становится поводом для ослепительной демонстрации спиральных и чересстрочных узоров из кельтского латенского искусства. Это также даёт художнику возможность в полной мере проявить своё воображение. Например, на странице святого Иоанна буквы «c» и «i» превращаются в человека, играющего на арфе, а на странице святого Луки иероглифы «iam» сливаются вместе, чтобы стать орудием пыток.
Страница с монограммами (Chi-Ro) и другие
Ещё более эффектно оформление страниц, знаменующих воплощение Христа. Формат страницы монограммы похож на примеры в рукописях Линдисфарна и Личфилда, но огромное количество деталей поражает. Среди петель и спиралей спрятаны виньетки, изображающие кошек и мышей, сражающихся за облатку для причастия, выдру, сжимающую рыбу, и ряд ангелов, демонстрирующих Евангелие. В большинстве других рукописей страница с монограммами является единственным украшением на этом этапе, но в Келлской книге отрывок о воплощении отмечен двумя другими иллюстрациями. Есть великолепная полностью украшенная страница – единственная в рукописи и портрет Христа. Последнее было большой редкостью в островных рукописях, как и идея добавления украшения к отрывку с изображением Распятия. К сожалению, это один из разделов книги, который так и не был завершён. Есть декоративная начальная страница, но перед ней чистый лист, на котором, несомненно, было запланировано изображение Распятия.
Повествовательные иллюстрации намекают на новое «образное» направление в кельтском искусстве. Предпочитая абстрактные или стилизованные формы, кельтские мастера обычно избегали подобных тем, и лишь несколько отдельных примеров можно найти в более ранних Евангелиях. Здесь их три, и вполне вероятно, что в полную рукопись вошли бы ещё несколько. Сохранившиеся иллюстрации изображают Искушение Христа, Арест и Деву с Младенцем.. Последнее особенно интересно, отчасти потому, что это самая ранняя известная версия этого сюжета в рукописях острова, а отчасти потому, что демонстрирует нерешительность художника, работающего в незнакомом жанре. Фигуры Богородицы, Младенца Христа и сопровождающих их ангелов, вероятно, были заимствованы из восточных икон, но они неудобно сидят рядом с более очевидными кельтскими элементами – извивающимися звериными бордюрами.
Дизайн в кельтском стиле
Для получения информации о происхождении и истории кельтских узоров, эволюции мотивов, таких как кельтские чересстрочные узоры, зооморфные узоры и символы, включая кельтские узлы и кельтские кресты, которые являются частью наследия древних кельтов, см.: Кельтская культура.
Наследие
Нет никаких сомнений в том, что Келлская книга – лучший образец библейского искусства Ирландии. и его богатейшая иллюстрированная рукопись с использованием графических узоров, красок и фантазий. Тем не менее, её непреодолимый блеск не должен закрывать нам глаза на различия, элегантную сдержанность и чувствительность её более ранней кузины, Книги Дарроу.
Другие ирландские иллюстрированные евангельские книги
Келлская книга – одна из множества иллюстрированных книг, созданных ирландскими художниками в монастырях Ирландии, Шотландии и Англии. Эти иллюстрированные тексты с обложками, богато украшенными драгоценными металлами, представляют собой выдающиеся образцы раннехристианского искусства. Другие рукописи: Codex Usserianus Primus (600-610), Книга Диммы (около 620), Евангелия Линдисфарна (700), Codex Amiatinus (715), Евангелия Эхтернаха (715), Евангелия Личфилда (785), Книга Армы (807), Книга Макрегола (810), Книга Дира (начало 9 века), Книга МакДурнана (910) и Книга Дун Коу (1080).
• Информация о культуре Ирландии см.: Ирландское визуальное искусство.
Изготовление иллюминированных рукописей
История иллюминированных рукописей
Серия средневековой книжной живописи
Иллюминация средневековых рукописей (c.1000-1500)
Романские иллюминированные рукописи (c.1000-1150)
Готические иллюминированные рукописи (c.1150-1350)
Международные готические иллюминации (c.1375-1450)
Подробнее о христианстве: Христианское искусство (c.150-2000).
Возрождение средневекового искусства
Подробную информацию о средневековом европейском возрождении при Карле Великом см.: Каролингское искусство (750-900); Оттоновское искусство (900-1050).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?