Кельтская латенская культура читать ~12 мин.
Термин «Ла-Тен» относится к культуре кельтов позднего железного века, примерно с центром в Швейцарии, которая была распространена по всей Европе от Атлантики до Чёрного моря. В Западной Европе её эволюция и историческое развитие примерно совпали с судьбой самих кельтов. Так, она возникла на основе предшествующей австрийской гальштатской кельтской культуры, достигла своего зенита во время расширения власти и влияния кельтов в IV веке до н.э., а затем пришла в упадок – по крайней мере, на континенте – с покорением римлянами кельтских земель в Галлии около 50 г. до н.э.
После этого она трансформировалась в римско-кельтский художественный стиль, а затем полностью исчезла. В Восточной и северо-центральной Европе это стиль пришёл в упадок примерно в то же время под давлением восточных варварских племён, прибывших из Азии. Таким образом, к I веку н.э. единственными приверженцами латенского стиля кельтского искусства были островные кельты Ирландии и других островов на западных окраинах Римской империи.
Как культура, Ла-Тен является синонимом передовых форм обработки металла, включая золотое дело (златокузнечество), ювелирные изделия и другие декоративные работы, которые, хотя и не сравнимы по диапазону с греческим искусством или египетской цивилизацией, тем не менее представляют собой первую настоящую высокую точку в кельтском дизайне и творчестве. Её упадок был просто отражением политической слабости самих кельтов: несмотря на их сильную власть над европейской торговлей, особенно вдоль главных европейских водных путей, таких как Дунай, Рейн и Рона, и свирепость их воинов в бою, их рыхлая сеть племенных обществ не имела внутренней сплочённости и центральной власти, чтобы конкурировать с единым римским государством.
Где практиковалась латенская культура?
Более ранняя гальштатская цивилизация была сосредоточена вдоль Верхнего Дуная в Австрии. В конце шестого и в пятом веке до нашей эры центр кельтской цивилизации сместился к Рейну, а примерно к 450 году до нашей эры оказался к северу от Альп, на берегах рек Верхний Рейн и Рона в Швейцарии и восточной Франции.
Тем временем кельтские миграции и торговые миссии закрепились в Испании, Британии и Ирландии. В течение следующих двух столетий, с 450 по 200 год до н.э., латенская культура сопровождала ряд милитаристских вторжений кельтов в южную Францию и северную Италию, а также через Балканы до Македонии и Греции.
Хотя в конечном итоге кельты не смогли достичь господства, к которому они стремились, им удалось заселить всю Галлию (Франция, Бельгия) и привнести свою культуру почти во все уголки континента, от Ирландии до Малой Азии (Турция) и от Шотландии до Сицилии. Тем не менее, в разных регионах их культурное влияние варьировалось в зависимости от традиций коренного населения. Также следует отметить, что значительная часть латенской культуры распространялась не мечом, а путём культурного трансфера по пути торговли. Особенно это касается её появления в Британии и Ирландии.
Где были сделаны основные латенские археологические открытия?
Типовой площадкой для этой культуры стало археологическое место Ла-Тен на северном берегу озера Невшатель в Швейцарии. Именно здесь в 1857 году Хансли Копп впервые обнаружил богатый клад артефактов. В 1885 году, после ряда спорадических исследований, Историческое общество Невшателя согласилось завершить раскопки. В общей сложности было найдено более 2 500 предметов.
Неудивительно, что, учитывая милитаристский характер культуры, большинство предметов были оружием, включая более 150 мечей (в основном неиспользованных), почти 300 наконечников копий и 22 щита. Среди других предметов – 400 брошей, а также инструменты и другие орудия труда. Большинство из них были украшены в типичном латенском стиле (подробнее см. ниже).
Среди других важных археологических находок: клад из Эрстфельда, гробница жрицы в Райнхайме, могила вождя в Хохдорфе, элитные захоронения в Глауберге, Клейнаспергле, Виксе и Вальдальгесхайме, а также находки поселений или городов в Доннерсберге, Энгехальбинселе, Гластонбери, Манчинге, Мон-Беврее, Мункинге и Сандберге.
Каковы основные черты латенского искусства?
Как и Халльштатт, Ла-Тен известен своими кельтскими изделиями из металла, особенно железным оружием и инструментами, а также артефактами из бронзы, ювелирными и декоративными изделиями. Однако латенские строительство и дизайн более совершенны, в них можно увидеть новые техники, новые материалы и более широкое влияние. Могильники становятся более сложными и пышными, что соответствует росту благосостояния вождей и других высокопоставленных чиновников, и в них появляется больше золотых изделий.
С другой стороны, эта культура была более милитаристской, и в её захоронениях обнаруживается множество мечей, наконечников копий, щитов и защитных доспехов, а также предметов повседневного обихода, таких как котлы, ярмо и бритвы. Распространены также ювелирные изделия, некоторые из которых отличаются изысканностью – в частности, тонко выполненные золотые торки. Латенские орнаменты, встречающиеся на самых разных предметах, более зрелые и сложные. Она включает в себя сложные закрученные узоры кельтских узлов, которые достигли своего апогея в этот период.
Если искусство Гальштата удивило историков своим ранним акцентом на эстетику, то Ла-Тен демонстрирует больший достаток, более глубокое знание материалов и технологий, а также более широкий культурный обмен. В рамках своего нового, более уверенного идиоматического стиля, оно использовало стили и мотивы карфагенского, этрусского, греческого и скифского искусства, среди прочих.
Всё это было основано на растущем богатстве кельтов, приобретённом благодаря контролю над торговыми путями через континент, а также выгодному экспорту соли, олова и меди, янтаря, шерсти и кожи, мехов и золота. Пожалуй, единственным сюрпризом является то, почему кельты Ла-Тена прибегли к военным завоеваниям в четвёртом веке. Было ли это давление с Востока или экспансивное желание превратить своих средиземноморских торговых партнёров в вассалов?
Как историки классифицируют Латенский период?
Существует несколько возможных классификаций этой эпохи. Одна из самых популярных – принятая историком Полом Якобсталом в его книге «Раннее кельтское искусство». Якобсталь выделил четыре основных латенских периода: Ранний стиль, Вальдальгесхаймский стиль, Пластический стиль и Стиль меча.
Ранний стиль (ок. 450-350 гг. до н.э.)
Этот подстиль основан на раскопках элитных захоронений в Германии и Франции, примером чему служат потрясающие золотые торки (воротники) и браслеты из Роденбаха и Райнхайма, а также бронзовые сосуды из Клейнаспергля и Басс-Ютца, многие из которых украшены типичными для латенского стиля криволинейными узорами из бутонов лотоса, пальметт и листьев аканта.
Вальдальгесхаймский стиль (ок. 350-290 гг. до н.э.)
Этот вариант происходит от колесниц и украшений, найденных в знаменитом захоронении Вальдальгесхайм близ Бонна в Германии, и демонстрирует новую гармонию кельтского и классического стилей, отражающую растущее доверие к кельтскому идиому.
Пластический стиль (ок. 290-190 гг. до н.э.)
Этот период характеризуется большей заботой о трёхмерных эффектах в орнаментах. Художники используют больше изображений животных и людей, которые становятся более сложными и декоративными.
Стиль меча (после 190 г. до н.э.)
В этом подстиле выделяются восточные археологические находки гравированных мечей и ножен, иллюстрирующие отход от вычурной трёхмерной фигуры предшествующего пластического периода в сторону линейной абстракции, характеризующейся геометрическими узорами, заимствованными из эллинских цветочных мотивов.
См. также: Хронология истории искусства.
Какие материалы, техники и предметы связаны с латенской металлообработкой?
Металлы и другие материалы, использовавшиеся кельтскими мастерами, были в относительном изобилии на территории кельтов: олово добывалось в Корнуолле, золото – в Богемии, янтарь – на Балтике. Другие, более редкие материалы можно было легко получить через торговлю: розовый коралл – из Средиземноморья, слоновую кость – из России и Северной Африки, шёлк – из центральной и восточной Азии.
Латенские методы обработки металлов были усовершенствованными разработками более ранних гальштатских методов. Основными кельтскими техниками были литье по методу cire perdue (потерянный воск) и выбивание металла в листы.
Метод cire perdue, например, использовался для создания гравированных завершений золотых торков и украшений на бронзовых жгутах. Биение металла использовалось для украшения панелей или листов. Металлическое изделие обычно пробивали молотком с внутренней стороны, чтобы получить рельеф на внешней стороне. Этот эффект repoussé (оттеснения) можно было повторить, ударяя металлом по предварительно подготовленной рельефной поверхности. Для украшения ровных поверхностей использовались и другие многочисленные методы процарапывания, процарапывания и долбления, причём для большей точности использовались компасы.
Металлические изделия, особенно бронзовые, часто украшались эмалью. Это достигалось либо путём создания на поверхности металла рельефной каймы (техника шамплеве), либо путём создания углубления (метод клуазоне); в обоих случаях эти участки затем заполнялись цветной эмалью, кораллом или янтарем.
Среди лучших образцов латенской металлообработки – торки, тяжёлые шейные кольца, иногда изготавливавшиеся в трубчатой форме, но чаще всего из скрученных нитей меди и золота, с наконечниками, украшенными головами животных или прокручивающимися геометрическими узорами.
Высшие образцы были найдены в захоронениях двух принцесс, в Рейнхейме и Вальдальгесхайме, датируемых IV веком до нашей эры. Королева Боудицея, знаменитый кельтский вождь британского племени иценов, по преданию, отправилась в бой на своей колеснице, одетая в золотой торк; подражал ли этому подвигу галльский вождь Верцингеторикс – неизвестно.
Среди других примеров великолепной кельтской работы по металлу – сложные застёжки, называемые fibulae, а также знаменитые круглые бронзовые зеркала с круглыми плоскими задниками, украшенные сложной гравировкой, чьи закрученные формы иногда создают мгновенное впечатление человеческих или звериных голов. Лучшие образцы, созданные в Британии во времена стиля меча, включают зеркало Холкомба и зеркало Десборо (оба находятся в Британском музее, Лондон).
Проще говоря, гений латенских мастеров по металлу заключался в их способности сплести уникальную и энергичную идиому из множества местных и иностранных стилей. Действительно, вся латенская культура в немалой степени происходит от кузниц и мастерских этих новаторских ремесленников. Их влияние на последующее гиберно-саксонское инсулярное искусство и даже на дизайнерские движения XX века было огромным.
Какие типы поселений связаны с эпохой Ла-Тен?
Ранние латенские поселения мало чем отличались от укреплённых холмистых поселений эпохи Гальштата, и такие жилища могли сохраняться на спорных территориях на периферии очагов или в ключевых стратегических местах: примеры последних – большие крепости Мон-Лассуа на верховьях Соны и Хойнеберг на верхнем Дунае. Однако постепенно экономические потребности, связанные с ростом населения, привели к появлению более крупных поселений и городов на переправах через реки и торговых узлах.
В этих городах нормой были деревянные, а не каменные дома, а большинство муниципалитетов окружали отдалённые районы, населённые фермами и сельскохозяйственными предприятиями. Кроме того, земля неизменно отводилась под места захоронений и другие ритуальные места.
Какой язык связан с латенским периодом?
В отличие от относительно компактного кельтского очага гальштатского периода (в котором до самого конца эпохи говорили на одном языке, протокельтском), кельты Ла-Тен занимали многочисленные территории с разными языками, где даже кельтский лингва франка варьировался.
В Испании, например, возник кельтиберский вариант кельтского, в Галлии и Британии – бритонский, а в Ирландии говорили на гойдельском, или ирландском гэльском, языке. Эти традиции сосуществовали вплоть до падения Рима, когда активным живым языком остался только гойдельский.
Какие виды искусства, ремёсел и дизайна связаны с Ла-Теном?
Кельтская металлообработка была основным видом латенского искусства, примером которого служило множество различных предметов: от колесниц, личного оружия и щитов, до плугов, конного снаряжения и повседневной утвари, такой как кувшины, зеркала и бритвы. Изготавливались и личные украшения, включая головные уборы, браслеты, ожерелья, торки, кольца, броши, застёжки и амулеты, а также ритуальные сосуды и связанные с ними артефакты. Все эти предметы изготавливались и украшались из различных металлов и других материалов в зависимости от важности заказчика или заказа.
Среди материалов были золото, серебро, бронза, медь, железо, янтарь, кораллы, слоновая кость, кость, дерево и, конечно, железо. Также производились различные гончарные изделия и художественная керамика как для церемониального, так и для домашнего использования. Не было известно ни одной традиции изобразительного искусства, хотя монументальная языческая скульптура практиковалась.
Если ассортимент латенских артефактов был сравнительно узким, то в отношении дизайна все было наоборот: он отличался невероятным разнообразием орнаментов и узоров. В дизайне использовались органичные, криволинейные стили, с плавными изгибами и абстрактными узорами, напоминающими листья.
Среди распространённых форм были
❶ спирали (построенные из S-образных и C-образных форм, среди прочих);
❷ узелки;
❸ геометрические изображения, такие как труба, трискель и пальма, а также бесконечные цветочные и растительные формы;
❹ многочисленные зооморфные формы и реалистичные изображения животных, включая: слонов, кабанов, волков, оленей, крылатых лошадей, быков, гончих, кошек, змей, драконов, сов и птиц.
Какие знаменитые произведения искусства были созданы представителями латенской культуры?
Лучшие образцы искусства:
Серебряный «Котёл Гундеструпа» (ок. 100 до н.э.)
Бронзовый «Щит Баттерси» (ок. 350-50 до н.э.)
Бронзовый «Щит Уизама» (4 в. до н.э.)
Золотой и бронзовый «Дуб Манчинга» (ок. 350-50 до н.э.)
Бронзовая «Корона Петри» (100 до н.э.-200 н.э.)
Золотой «Воротник Бройтера» (I в. до н.э.)
Золотая «Лодка Бройтера» (I в. до н.э.)
Гранитный «Камень Туруа» монументальной языческой скульптуры (ок.150-250 гг. до н.э.)
Каково наследие латенского периода?
Вклад латенской культуры в древнее искусство продолжался на протяжении удивительно долгого периода. Как уже говорилось, латенская культура была уничтожена на континенте в процессе романизации. Однако стиль сохранился как культура и форма искусства в Ирландии, где слился с местными языческими традициями, прежде чем вновь возникнуть (благодаря монашеской ирландской культуре и покровительству церкви) в более упорядоченном и дисциплинированном стиле в эпоху раннехристианского искусства. Его основными формами были изделия из металла и иллюминированные манускрипты.
Известные образцы кельтского металлического искусства этого периода, украшенные в латенском стиле, включают: Брошь Тары (ок. 700 г. н.э.), Ардагская чаша (VIII/9 вв. н.э.), Дерринафланская чаша (VIII/9 вв. н.э.), Поясная святыня Мойлау (VIII в. н.э.), Крест Талли Лаф (VIII/9 век) и Крест Конг (XII век), изготовленный по заказу Турлафа О’Коннора, верховного короля Ирландии.
Наиболее известные религиозные рукописи, иллюстрированные кельтскими латенскими узорами, включают Катах святого Колумбы (начало VII века), Книгу Дарроу (ок. 670 г.), Линдисфарнские Евангелия (ок. 698-700), Эхтернахские Евангелия (ок. 700), Личфилдские Евангелия (ок. 730) и Келлскую книгу (ок. 800). См. также: История иллюминированных рукописей (600-1200 гг.) и Изготовление иллюминированных рукописей. Эти каллиграфические работы являются одними из величайших сокровищ во всей истории ирландского искусства, и (помимо всего прочего) служат примером потрясающего спирального орнамента и узелковой вязи, характерных для латенского стиля.
Удивительно, но те же самые закрученные криволинейные узоры вновь появились более 1000 лет спустя в начале 1900-х годов в связи с Движением за возрождение кельтского искусства, а также когда декоративный стиль модерн охватил Европу и Северную Америку в виде иллюстраций, витражей, ювелирных изделий и декоративной металлообработки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?