Кельтская латенская культура читать ~11 мин.
Термин «Ла-Тен» относится к кельтской культуре позднего железного века (V – I века до н.э.), центр которой находился в районе современной Швейцарии. Латенская культура была распространена по всей Европе — от Атлантики до Чёрного моря. В Западной Европе её развитие совпало с исторической судьбой кельтских племён. Она возникла на основе предшествующей ей гальштатской культуры, достигла расцвета в период экспансии кельтов в IV веке до н.э., а затем пришла в упадок на континенте после покорения Галлии римлянами около 50 года до н.э.
Впоследствии латенский стиль трансформировался в римско-кельтское искусство, а затем был в значительной степени вытеснен общеимперскими культурными формами. В Восточной и северо-центральной Европе этот стиль угас примерно в то же время под давлением других народов. Таким образом, к I веку н.э. единственными носителями традиций латенского стиля кельтского искусства остались островные кельты Ирландии и других островов на западных окраинах Римской империи.
Латенская культура ассоциируется с передовыми технологиями обработки металла, включая работу с золотом, создание ювелирных изделий и других декоративных произведений. Хотя по своему разнообразию она уступала греческому искусству или наследию египетской цивилизации, она представляет собой первую подлинную вершину в кельтском дизайне. Её упадок стал отражением политической слабости кельтов: несмотря на контроль над торговыми путями Европы, особенно вдоль Дуная, Рейна и Роны, а также ярость воинов, их разрозненным племенам не хватало сплочённости и центральной власти для соперничества с Римом.
Где была распространена латенская культура?
Ранняя гальштатская цивилизация была сосредоточена в Австрии, вдоль Верхнего Дуная. В конце VI и в V веках до н.э. центр кельтского мира сместился к Рейну, а примерно к 450 году до н.э. — к северу от Альп, на берега Верхнего Рейна и Роны в Швейцарии и восточной Франции.
В то же время кельтские миграции и торговля распространили культурное влияние на Испанию, Британию и Ирландию. В течение следующих двух столетий, с 450 по 200 год до н.э., латенская культура сопровождала военные вторжения кельтов в южную Францию, северную Италию, а также на Балканы, вплоть до Македонии и Греции.
Хотя кельтам не удалось достичь политического господства, они заселили всю Галлию (территория современных Франции и Бельгии) и принесли свою культуру почти во все уголки континента — от Ирландии до Малой Азии (Турция) и от Шотландии до Сицилии. В разных регионах их культурное влияние варьировалось, смешиваясь с традициями коренного населения. Значительная часть латенской культуры распространялась не силой оружия, а путём торговли, что особенно характерно для её появления в Британии и Ирландии.
Где были сделаны ключевые археологические открытия?
Типовым памятником для этой культуры стало городище Ла-Тен на северном берегу Невшательского озера в Швейцарии, давшее ей название. Именно здесь в 1857 году Хансли Копп впервые обнаружил богатый клад артефактов. В 1885 году, после серии отдельных находок, Историческое общество Невшателя провело масштабные раскопки. В общей сложности было найдено более 2 500 предметов.
Учитывая воинственный характер культуры, неудивительно, что большинство находок — это оружие: более 150 мечей (в основном неиспользованных), почти 300 наконечников копий и 22 щита. Среди других предметов — 400 брошей, а также различные инструменты. Многие из них были украшены в характерном латенском стиле.
Среди других важных археологических находок: клад из Эрстфельда, гробница «жрицы» в Райнхайме, погребение «вождя» в Хохдорфе, элитные захоронения в Глауберге, Клейнаспергле, Виксе и Вальдальгесхайме, а также находки в крупных поселениях, таких как Доннерсберг, Энгехальбинсель, Гластонбери, Манхинг, Мон-Бевре, Мункинг и Сандберг.
Каковы основные черты латенского искусства?
Как и гальштатская, латенская культура известна своими изделиями из металла, особенно железным оружием и бронзовыми украшениями. Однако латенский дизайн и технологии были более совершенными: появились новые техники, материалы и более широкие культурные влияния. Погребения становились сложнее и богаче, что отражало рост благосостояния вождей и знати; в них находят больше золотых изделий.
С другой стороны, культура была более милитаризованной: в захоронениях находят множество мечей, наконечников копий, щитов и доспехов, а также предметы быта, такие как котлы, элементы упряжи и бритвы. Распространены и изысканные ювелирные изделия, в частности, тонко выполненные золотые торквесы. Для погребений характерен обычай преднамеренно «убивать» вещи — оружие часто гнули или ломали, чтобы оно последовало за владельцем в иной мир.
Латенские орнаменты, встречающиеся на самых разных предметах, более зрелые и сложные. Они включают в себя закрученные узоры и плетёнки, известные как «кельтские узлы», которые достигли своего апогея в этот период. Латенское искусство впитало и переработало мотивы, заимствованные у этрусков, греков, скифов и других народов, создав на их основе свой уникальный и уверенный стиль.
Всё это было основано на растущем богатстве кельтов, которое они приобрели благодаря контролю над торговыми путями через континент и выгодному экспорту соли, олова, меди, янтаря, шерсти, кожи, мехов и золота. Пожалуй, единственный сюрприз — почему кельты Ла-Тена прибегли к военным завоеваниям в IV веке до н.э. Было ли это давление с востока или желание силой подчинить своих средиземноморских торговых партнёров?
Как историки классифицируют латенский период?
Существует несколько классификаций этой эпохи. Одна из самых известных была предложена историком Паулем Якобсталем в его книге «Раннее кельтское искусство». Якобсталь выделил четыре основных периода в развитии латенского стиля: Ранний стиль, Вальдальгесхаймский стиль, Пластический стиль и Стиль мечей.
Ранний стиль (около 450–350 гг. до н.э.)
Этот подстиль определён на основе находок из элитных захоронений в Германии и Франции. Его примерами служат золотые торквесы (шейные гривны) и браслеты из Роденбаха и Райнхайма, а также бронзовые сосуды из Клейнаспергля и Бас-Ютца. Многие из них украшены характерными для латенского стиля криволинейными узорами из бутонов лотоса, пальметт и листьев аканта.
Вальдальгесхаймский стиль (около 350–290 гг. до н.э.)
Название этому стилю дали находки из знаменитого погребения с колесницей в Вальдальгесхайме близ Бонна в Германии. Он демонстрирует новую гармонию кельтских и классических мотивов, что отражает растущую уверенность кельтских мастеров в собственном художественном языке.
Пластический стиль (около 290–190 гг. до н.э.)
Этот период характеризуется большим вниманием к трёхмерным эффектам в орнаментах. Художники чаще используют изображения животных и людей, которые становятся более сложными и декоративными.
Стиль мечей (после 190 г. до н.э.)
Для этого подстиля характерны находки гравированных мечей и ножен из Восточной Европы. Они иллюстрируют отход от объёмных фигур предшествующего периода в сторону линейной абстракции с геометрическими узорами, заимствованными из эллинистических цветочных мотивов.
См. также: Хронология истории искусства.
Какие материалы, техники и предметы связаны с латенской металлообработкой?
Металлы и другие материалы, которые использовали кельтские мастера, были достаточно доступны на их территориях: олово добывали в Корнуолле, золото — в Богемии, янтарь привозили с Балтики. Более редкие материалы получали через торговлю: розовый коралл — из Средиземноморья, слоновую кость — из России и Северной Африки, шёлк — из Центральной и Восточной Азии.
Латенские методы обработки металлов являлись усовершенствованными версиями гальштатских техник. Основными были литьё по выплавляемой модели (cire perdue) и листовая ковка. Например, метод cire perdue использовался для создания наверший золотых торквесов и украшений на бронзовой сбруе. Листовая ковка применялась для декорирования панелей. Узор обычно выбивали молотком с внутренней стороны, чтобы получить рельеф на внешней (техника repoussé). Для украшения ровных поверхностей применяли гравировку, чеканку и процарапывание, используя для точности циркули.
Металлические изделия, особенно бронзовые, часто украшали эмалью. Для этого либо создавали на поверхности рельефные перегородки (техника шамплеве), либо делали углубления (метод клуазоне). Получившиеся ячейки заполняли цветной эмалью, кораллом или янтарём.
Среди лучших образцов латенской металлообработки — торквесы, тяжёлые шейные гривны. Их делали либо трубчатыми, либо из скрученных нитей меди и золота. Наконечники украшали головами животных или геометрическими узорами. Высшие образцы были найдены в захоронениях знатных женщин в Райнхайме и Вальдальгесхайме (IV век до н.э.). Согласно преданию, царица Боудикка, вождь британского племени иценов, отправлялась в бой на своей колеснице, надев золотой торквес.
Другими примерами великолепной кельтской работы по металлу являются сложные застёжки-фибулы (fibulae) и знаменитые бронзовые зеркала. Их задняя сторона украшалась сложной гравировкой, чьи закрученные формы иногда создают иллюзию человеческих или звериных голов. Лучшие образцы, созданные в Британии, — зеркало из Холкомба и зеркало из Десборо (оба хранятся в Британском музее в Лондоне).
Гений латенских мастеров заключался в их способности создать уникальный и энергичный художественный язык из множества местных и заимствованных стилей. Эти ремесленники оказали огромное влияние на последующее гиберно-саксонское островное искусство и даже на дизайнерские движения XX века.
Какие типы поселений связаны с эпохой Ла-Тен?
Ранние латенские поселения мало отличались от укреплённых городищ эпохи Гальштата. Такие жилища сохранялись на спорных территориях или в ключевых стратегических местах, например, в крепостях Мон-Лассуа и Хойнеберг. Однако постепенно экономические потребности и рост населения привели к появлению более крупных поселений и городов (оппидумов) на пересечении торговых путей и у речных переправ.
Для укреплений этой эпохи была характерна так называемая «галльская стена», описанная Юлием Цезарем: это конструкция из деревянных клетей, заполненных землёй и камнем, с внешней каменной или кирпичной обкладкой. Жилища обычно были деревянными, а не каменными: встречались как прямоугольные дома с плетёными стенами на каменном цоколе, так и округлые землянки. Такие города окружали сельскохозяйственные угодья, где располагались фермы и хозяйства.
Какой язык был распространён в латенский период?
В отличие от относительно компактного гальштатского мира, где говорили на едином протокельтском языке, кельты латенской эпохи занимали обширные территории с разными языками. Даже общеупотребительный кельтский язык (лингва франка) имел региональные различия.
Например, в Испании возник кельтиберский язык, в Галлии и Британии — бриттские языки, а в Ирландии говорили на гойдельском (ирландском гэльском). Эти языковые традиции сосуществовали вплоть до эпохи Римской империи и после её падения. Гойдельский язык, находившийся вне зоны римского влияния, сохранился в первозданном виде, в то время как бриттские языки (предшественники валлийского и корнского) выжили, несмотря на сильное латинское воздействие.
Какие виды искусства и ремёсел связаны с Ла-Теном?
Основным видом искусства латенской культуры была металлообработка. Из металла изготавливали широкий спектр предметов: от колесниц, оружия и щитов до плугов, конской сбруи и бытовой утвари, такой как кувшины, зеркала и бритвы. Также производились личные украшения: головные уборы, браслеты, ожерелья, торквесы, кольца, броши и амулеты. В зависимости от статуса заказчика использовались разные материалы: золото, серебро, бронза, медь, железо, янтарь, коралл, слоновая кость и дерево.
В этот период у кельтов появился гончарный круг, что привело к развитию художественной керамики для церемониальных и бытовых нужд. Традиции станковой живописи не существовало, однако практиковалась монументальная языческая скульптура.
Если ассортимент артефактов был сравнительно узок, то их дизайн отличался невероятным разнообразием орнаментов. В нём преобладали органичные, криволинейные стили с плавными изгибами и абстрактными узорами, напоминающими растительные мотивы. Распространёнными формами были: спирали (из S- и C-образных элементов); узелковые плетения; геометрические фигуры, такие как «труба», трискель и пальметта; многочисленные зооморфные (звериные) мотивы, включая изображения слонов, кабанов, волков, оленей, быков, драконов и птиц.
Какие знаменитые произведения искусства созданы в латенскую эпоху?
Лучшие образцы искусства:
Серебряный «Котёл из Гундеструпа» (ок. 100 до н.э.)
Бронзовый «Щит с Темзы», или «Щит Баттерси» (ок. 350-50 до н.э.)
Бронзовый «Щит из Уитема» (IV в. до н.э.)
Золотой и бронзовый «Дуб из Манхинга» (ок. 350-50 до н.э.)
Бронзовая «Корона Петри» (100 до н.э. – 200 н.э.)
Золотой «Торквес из Бройтера» (I в. до н.э.)
Золотая «Лодка из Бройтера» (I в. до н.э.)
Гранитный «Камень Туруа» — образец монументальной языческой скульптуры (ок. 150-250 гг. до н.э.)
Каково наследие латенского периода?
Вклад латенской культуры в древнее искусство ощущался на протяжении долгого времени. Как уже говорилось, на континенте её самобытность была в значительной мере утрачена в процессе романизации. Однако этот стиль сохранился в Ирландии, где он слился с местными языческими традициями, а затем возродился (благодаря ирландской монашеской культуре и покровительству церкви) в более упорядоченной форме в эпоху раннехристианского искусства. Его основными проявлениями стали изделия из металла и иллюминированные манускрипты.
Известные образцы кельтского искусства этого периода, украшенные в латенском стиле, включают: Брошь из Тары (ок. 700 г. н.э.), Чашу из Арды (VIII – IX вв.), Чашу из Дерринафлана (VIII – IX вв.), Поясную раку из Мойло (VIII в.), Крест из Талли-Лох (VIII – IX вв.) и Крест из Конга (XII в.), созданный по заказу верховного короля Ирландии Турлоха О’Коннора.
Среди наиболее известных религиозных рукописей, иллюстрированных латенскими узорами, — «Катах» святого Колумбы (начало VII в.), Книга из Дарроу (ок. 670 г.), Евангелие из Линдисфарна (ок. 698–700 гг.), Евангелие из Эхтернаха (ок. 700 г.), Евангелие из Личфилда (ок. 730 г.) и Келлская книга (ок. 800 г.). См. также: История иллюминированных рукописей (600–1200 гг.) и Создание иллюминированных рукописей. Эти каллиграфические шедевры — одни из величайших сокровищ в истории ирландского искусства.
Удивительно, но те же самые криволинейные узоры вновь появились более чем 1000 лет спустя, в начале XX века, в рамках Движения за возрождение кельтского искусства. Их влияние также прослеживается в декоративном стиле модерн, который охватил Европу и Северную Америку, проявившись в иллюстрациях, витражах, ювелирных изделиях и металлообработке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?