Шинуазри читать ~9 мин.
В изобразительном искусстве термин «шинуазри» («китайский») описывает псевдокитайский декоративный стиль, процветавший в Европе в XVII и XVIII веках. По сути, это своего рода популистское китайское искусство, основанное на причудливой европейской интерпретации «китайских» стилей, взятых из стран Восточной Азии, включая Китай, Корею и Японию. Подобно широте распространения более позднего движения японизма – моды XIX века на японское искусство – мотивы шинуазри (включая драконов, пагоды, фигуры, пейзажи) были введены во множество различных видов искусства, включая: архитектура, дизайн интерьера, керамика, текстиль и шёлк, изобразительное искусство, а также декоративное искусство и разнообразные ремесла. Возникнув в эпоху барокко, предметы и узоры в китайском стиле достигли наибольшей привлекательности в период рококо при дворе Людовика XV, около 1750-70 годов, а затем угасли с возрождением неоклассицизма. Примечательные примеры шинуазри включают: Трианон де Порселен в Версальском дворце; Китайский дом в садах дворца Сансуси в Потсдаме; Пагода Уильяма Чемберса в садах Кью; и картина «Китайский сад» (Le Jardin chinois) (1742, Музей изящных искусств, Безансон) Франсуа Буше, а также широко распространённые попытки европейских мастеров имитировать китайскую керамику и лаковые изделия.
История
В XIII веке между Европой (Венеция) и Китаем были открыты торговые пути. Возникший интерес к китайской продукции привёл к появлению первых образцов итальянского шинуазри в виде шелка 14 века, произведённого на шёлковых фабриках Лукки, и сине-белого фарфора, произведённого в конце 16 века на фарфоровом заводе Медичи. Однако термин «шинуазри» традиционно применяется к предметам, произведённым в XVII и, особенно, в XVIII веках.
17 век
В 17 веке китайские мотивы, такие как фарфоровые вазы и чаши, появились в образцах натюрмортной живописи – в частности, в жанре ванитас – голландских художников-реалистов, таких как Виллем Калф и Ян Давидс де Хим. Другие примеры китайского стиля 17 века: керамика, изготовленная в Делфте и Саутварке; французская и английская вышивка; английские гобелены, изготовленные в мастерских Сохо и Мортлейка; английское серебро 1680-х годов с гравировкой китайских фигур; голландская и английская лакированная мебель. Дизайн интерьера также был ориентирован на Восток: самый ранний крупный пример дизайна интерьера в стиле шинуазри был в Трианон де Фарфор (1670) Версальского дворца, спроектированный Луи Ле Во (1612-1670).
18 век
В 18 веке стиль рококо стимулировал дальнейшее распространение китайских элементов дизайна, включая драконов, экзотических птиц и китайцев. После внедрения дизайна интерьера в стиле шинуазри в Версале, эта мода распространилась на другие страны Европы. Китайский дизайн интерьера включал обои в китайском стиле и фарфор в китайском стиле.
В Германии, например, ни одна придворная резиденция не обходилась без «китайской комнаты»: хорошие примеры – Lackkabinett, Schloss Ludwigsburg, Вюртемберг (ок. 1720); китайская комната в Chateau de Chantilly; а также выложенные фарфором комнаты в Aranjuez, Испания и Capodimonte, Италия.
Ещё Екатерина Великая заказала «Китайскую деревню» в царском поместье в Царском Селе. Разные страны специализировались на различных аспектах китайского стиля – Англия имела свою китайскую мебель Чиппендейл и свой «англо-китайский сад»; Германия преуспела в изготовлении фарфоровых фигурок; Франция специализировалась на ормолусовых креплениях для фарфоровых ваз; а художники эпохи рококо, такие как Жан-Антуан Ватто (1684-1721) и Франсуа Буше (1703-1770), включали китайские темы в свои картины маслом.
Тем временем в парках и садах Европы начали появляться пагоды и чайные павильоны. Несмотря на реакцию против рококо и шинуазри, вызванную неоклассицизмом, к концу века китайское влияние сохранилось, например, в восточных украшениях Королевского павильона в Брайтоне (1802-1891) и в пагоде сэра Уильяма Чемберса в садах Кью в Лондоне.
19 век
Примерно в середине 19 века шинуазри снова вошёл в моду вместе с возрождением рококо, но снова упал, когда был вынужден конкурировать с другими экзотическими стилями, включая ориенталистскую живопись, идущую из Турции, Египта, Греции и Леванта.
Характеристики и мотивы шинуазри
Основные мотивы китайского стиля, используемые западными художниками, ремесленниками и дизайнерами при создании украшений шинуазри, включали изображения (либо скопированные с китайских товаров, либо придуманные дизайнером) по крайней мере из десяти категорий, включая:
❶ китайские мужчины и женщины, одетые в китайские костюмы и головные уборы;
❷ китайские лица, обычно с косичками и бородами Фу-Манчу;
❸ драконы – всех размеров и цветов;
❹ пагоды всех форм и размеров, с их характерными крышами и многоярусными конструкциями;
❺ китайские водные сады, с их типичными горбатыми мостиками и плакучими ивами;
❻ Пейзажи в китайском стиле всех типов, включая типичные расположения гор, деревьев и тумана;
❼ Растительность в китайском стиле, например, розовые и белые листья лотоса, бамбуковые растения;
❽ Лакированная мебель и предметы декора, включая шкафы, сундуки, коробки и ширмы;
❾ Фарфоровая керамика, особенно сине-белая, включая тарелки, чаши, вазы и урны;
❿ Каллиграфические символы или шрифты в китайском стиле.
Конечно, как уже упоминалось выше, большинство европейских потребителей были совершенно неспособны отличить китайские изображения от корейских или японских. Для них привлекательность шинуазри заключалась в его дальневосточной экзотике. Для краткого сравнения азиатских искусств и ремёсел разных стран сравните традиционное китайское искусство с корейским искусством (с 3 000 лет до н.э.) и японской культурой (с 14 500 г. до н.э.). Контрастируйте архитектурные проекты китайских дворцовых пагод с образцами Юго-Восточной Азии, такими как кхмерский храм Ангкор-Ват (1145) в Камбодже или храм Кандария Махадева (1029) в Индии.
Архитектура и сады
В области архитектуры шинуазри обычно принимает форму садовых павильонов – таких, которые украшают сады дворцов позднего барокко и рококо в Германии, Швеции и России. Одним из самых известных примеров является Китайский дом во дворце Сансуси в Потсдаме – павильон в стиле шинуазри, спроектированный Иоганном Готфридом Бюрингом (1755-64) для украшения цветочного и овощного сада Фридриха Великого. Он был построен с использованием смеси архитектурных элементов, взятых из искусства рококо и китайской архитектуры.
В Англии в 1759 году при создании ботанического сада в Кью, на западной окраине Лондона, вдовствующая принцесса Августа Саксен-Готская-Альтенбургская (1719-1772) поручила архитектору Уильяму Чемберсу (1723-1796) построить ряд экзотических зданий, включая китайскую пагоду. Это здание – до сих пор самый известный образец шинуазри в Англии – положило начало моде на сады в китайском стиле по всей стране.
Дальше на север, в Дроттнингхольме, Швеция и Царском Селе, Россия, было построено несколько целых «китайских деревень».
Дизайн интерьера
Одним из лучших примеров шинуазри в дизайне интерьера является Китайская комната, спроектированная около 1775 года в музее Геельвинк-Хинлопен – особняке на берегу канала в Амстердаме. В комнате восемь обойных панелей в стиле рококо, украшенных китайскими мотивами, фантазийными цветами и птицами. Художник также использовал гравюры Жана-Батиста Пилемана (1728-1808), известного своими рисунками в китайском стиле.
Самым сложным из сохранившихся интерьеров в стиле шинуазри в Англии является Китайская комната в Клейдон Хаус, Бакингемшир. Спроектированная в 1769 году Люком Лайтфутом, почти вся комната представляет собой фантастическую меланжу из китайской резьбы, резных пагод, храмов и колоколов, украшенных восточными завитками и вихрями, достигая декоративного крещендо в похожем на храм балдахине, который первоначально должен был содержать кровать, и чайный шкаф.
Фарфор
С кватроченто (1400-1500) по 18 век западные дизайнеры пытались всеми известными им способами воспроизвести производство китайского фарфора, но с ограниченным успехом. Одной из самых ранних попыток был фарфор Медичи, произведённый во Флоренции в конце чинквеченто (1575-87). Другие попытки были предприняты в середине XVII века Эдме Потератом на фабрике мягкой пасты в Руане. Однако ничего определённого не было достигнуто до 1708 года, когда немецкий мейсенский учёный Эренфрид Вальтер фон Цирнхаус (1651-1708) сумел изготовить твёрдый, белый, полупрозрачный тип фарфора. Во всяком случае, фарфор или похожий на него китайский фарфор – особенно бело-голубой фарфор, ассоциирующийся с эпохой искусства династии Мин (1368-1644) – оставался постоянной чертой шинуазри.
Живопись
Самые ранние примеры появления мотивов шинуазри в масляной живописи – это фарфоровые чаши и вазы, встречающиеся в натюрмортах голландских реалистов, таких как Виллем Калф (1619-1693) и Ян Давидс де Хим (1606-1683). Эти характерные и экзотические предметы обычно включались в моралистическую живопись Vanitas, примерами которой являются: Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином (1669, Музей искусств Индианаполиса) и Натюрморт с чашей наутилуса (1660, Музей Тиссена-Борнемисы), оба работы Кальфа; и Стол с десертами (1640, Лувр, Париж) работы де Хима.
В XVIII веке, в эпоху искусства рококо при французском дворе, художники Жан-Антуан Ватто (1684-1721) и Франсуа Буше (1703-1770) создали ряд картин с использованием тем и особенностей китайского стиля. Прекрасным примером является «Китайский сад» (Le Jardin chinois) (1742, Музей изящных искусств, Безансон) работы Буше.
Дизайнеры шинуазри
Одним из самых известных выразителей шинуазри является английский классический архитектор сэр Уильям Чемберс (1723-1796). В молодости Чамберс много путешествовал по Востоку, посетив великий китайский порт Кантон (Гуанчжоу) и другие города. В 1757 году он опубликовал свои наблюдения в книге «Проекты китайских зданий», в которой содержались его наблюдения. Два года спустя он построил ряд сооружений в китайском стиле в садах Кью. Ни вольер, ни мост, ни пагода не были основаны на реальных китайских образцах, но Чемберсу удалось создать гораздо более близкую имитацию подлинной китайской архитектуры, чем его современникам.
Жан Пилеман (1728-1808)
Жан Пилеман был французским художником и дизайнером, поселившимся в Лондоне в 1750 году. Он был крупным представителем шинуазри, выпустившим две весьма влиятельные коллекции гравюр – «Новая книга китайских орнаментов» (1755) и «Сто тридцать фигур, орнаментов и некоторых цветов в китайском стиле» (1767). Воображаемые, но причудливые изображения китайских павильонов, фигур, листвы и других мотивов были адаптированы Пиллементом для всех видов декоративных изделий, включая текстиль, керамику, обои и мебель.
Уильям Линнелл (1703-1763) и Джон Линнелл (1729-1796)
Отец Уильям и сын Джон Линнелл были двумя самыми успешными производителями мебели 18 века. Около 1754 года они разработали интерьер в стиле шинуазри для китайской спальни в Бадминтон Хаус в Глостершире по заказу 4-го герцога и герцогини Бофорт. Самым эффектным предметом мебели в стиле шинуазри была кровать с пологом в виде пагоды, украшенным драконами, и лакированной поверхностью красного, синего и золотого цветов.
Об оценке искусства
Оценка искусства
Как оценить живопись
Как оценить скульптуру
Как оценить современную скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Me ha parecido interesantísimo. Me gustaría saber cual fue la bibliografía utilizada en este artículo, ya que estoy realizando un trabajo que incluye esta temática.
Комментирование недоступно Почему?