Найденные объекты читать ~8 мин.
В современном искусстве термин «найденный объект» (перевод французского выражения «objet trouvé») используется для описания объекта, найденного художником, который с минимальными изменениями затем представляется как произведение искусства. Идея заключается в том, что художник считает, что найденный объект обладает определёнными эстетическими качествами, обусловленными его внешним видом, социальной или личной историей, и поэтому выставляет его на обозрение других.
Типичные «найденные объекты» включают природные материалы, такие как песок (см. Песочное искусство), земля, камни, ракушки, куски дерева причудливой формы, человеческий череп; или предметы, созданные человеком, такие как вырезки из газет, фотографии, куски стекла, обрывки металлолома, куски ткани, не застеленная кровать, руль велосипеда и т. д.
«Найденные предметы» использовались во многих различных видах искусства, включая живопись, различные формы скульптуры, в том числе ассамбляж и инсталляции. Испанский художник и скульптор Пабло Пикассо (1881-1973) был одним из первых, кто обнародовал эту идею, прикрепив к своей картине под названием «Натюрморт с плетением стула» (1912, Музей Пикассо, Париж) печатный образ плетения стула. Эта идея была полностью разработана экспериментальным французским художником Марселем Дюшаном (1887-1968), который вскоре после знаменитой Арсенальной выставки (весна 1913 г.) ввёл термин «реди-мейд», чтобы описать свой фирменный стиль «найденных объектов», примером которого является его работа под названием «Фонтан» (1917), представляющая собой стандартный фарфоровый писсуар с надписью «R. Мутт 1917», которую Дюшан представил на выставке Нью-Йоркского общества независимых художников (1917).
Происхождение и история
Несмотря на то, что термины «найденный объект» и «objet trouvé» были придуманы в XX веке, есть некоторые свидетельства того, что такие объекты использовались в доисторическом искусстве в эпоху палеолитической культуры. Согласно зоологу Десмонду Моррису (род. 1928), камень Макапансгат (Университет Витватерсранда, Южная Африка), известный камень в форме черепа, датированный 3 миллионами лет до нашей эры, на самом деле был «найденным объектом», поскольку не принадлежал пещере, в которой был обнаружен. Вместо этого, он, по-видимому, был обнаружен «художниками» каменного века (австралопитеками) на геологическом объекте в трёх милях от пещеры и принесён туда, чтобы выставить в качестве произведения древнего искусства.
Три миллиона лет спустя «найденные предметы» были популяризированы Дюшаном и дадаистским движением, а затем культивировались Андре Бретоном и сюрреалистическим движением. Действительно, к середине 30-х годов художники-сюрреалисты выделили целый ряд новых категорий, в том числе: «природные объекты», «интерпретированные природные объекты», «инкорпорированные природные объекты», «математические объекты», «возмущённые объекты» и «американские объекты».
Послевоенные движения современного искусства продолжили эту традицию. Роберт Раушенберг (1925-2008) и Джаспер Джонс (р. 1930), например, включили «объекты, найденные» в свои работы на раннем этапе поп-арта, как и Роберт Индиана (р. 1928) и Джим Дайн (р. 1935). В 1960-е годы за ними последовали Джордж Мацюнас (1931-1978) и его движение Fluxus, а также Arte Povera (ок. 1966-71) во главе с Марио Мерцом (1925-2003), Пино Паскали (1935-1968) и Микеланджело Пистолетто (р. 1933). Позже «объекты-найденные» также использовались в постмодернистском искусстве, в частности молодыми британскими художниками, настроенными на шокирование истеблишмента.
Известные найденные объекты в искусстве XX века
Самой известной серией «найденных объектов» были «реди-мейды» Дюшана, одна из ранних форм мусорного искусства, включая такие работы, как: Велосипедное колесо (1913), Подставка для бутылок (1914) и Фонтан (1917, писсуар), оба находятся в Музее современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж; и «В преддверии сломанной руки» (1915, копия в Музее современного искусства, Стокгольм; обычная лопата для снега, на которую Дюшан написал название и слова «от Марселя Дюшана, 1915»).
Дюшан отличал свои «реди-мейды» от других «найденных объектов», заявляя, что «найденные объекты» выбираются из-за их интересных эстетических качеств, а «реди-мейды» — это серийные объекты, преобразованные в искусство простым актом выбора художника, поэтому никакого проявления вкуса не требуется и не подразумевается. Но у Дюшана есть критики. По мнению искусствоведа Ронды Роланд Ширер, Дюшан, возможно, сам изготовил свои реди-мейды: даже писсуар не функционирует. Если это так, то Дюшан не просто «находил» объект, он «создавал» его, а это совсем не одно и то же.
Дадаистский художник и фотограф Ман Рэй (1890-1976) также создал ряд интересных «найденных объектов», в том числе: бытовой утюг в своей работе «Подарок» (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк); конский волос и резное дерево в «Emak Bakia» (1927, частная коллекция); метроном в своей работе «Метроном» (объект для уничтожения) (1932, Kunsthalle, Гамбург).
Курт Швиттерс (1887-1948), великий немецкий дадаист, использовал «найденные объекты» в своей творческой карьере, создавая коллажи и ассамбляжи, хотя в его необычной конструкции «Мерцбау», сделанной из мусора, дерева и гипса, использовались объекты, которые были слишком изменены, чтобы считаться «найденными».
Сюрреалисты утверждали, что представление «найденного объекта» вне его обычного контекста может вызвать новое психологическое понимание в сознании наблюдателя. Правда это или нет, но они создали ряд интересных «найденных объектов», которые говорят сами за себя, в том числе: «Телефон-омар» (1936, частная коллекция) работы Сальвадора Дали (1904-1989) и «Чашка с меховой подставкой» (1936, МОМА, Нью-Йорк) автор Мерет Оппенгейм (1913-1985).
Не желая отставать, Пабло Пикассо создал самый простой и яркий пример «найденного объекта», когда из велосипедного седла и руля создал «Голову быка» (1943, Музей Пикассо, Париж).
Независимый художник-флюксус Йозеф Бойс (1921-1986) в своих инсталляциях и других работах 60-70-х годов использовал множество обычных предметов (иногда модифицированных), в том числе: куски жира, фургон с прицепом, доски, различные промышленные металлические предметы и многое другое. На самом деле, угнетающая обыденность инсталляций и ассамбляжей Бойса легко ошеломляет.
Напротив, гигантские копии обычных предметов, созданные скульптором-поп-артистом Класом Олденбургом (р. 1929) — по сути, пародия на потребительский бум 1960-х годов — производят огромное визуальное впечатление, несмотря на свою присущую им тривиальность. См., например, не требующую пояснений «Трубка» (1971, Скульптурный парк Кроллер-Мюллер, Оттёрло).
Некоторые из самых спорных «найденных объектов» были представлены молодыми британскими художниками (YBA), которые благодаря покровительству Чарльза Саатчи ворвались на арт-сцену в 1980-х годах. Примеры: «Моя кровать» (1999, коллекция Саатчи), автор Трейси Эмин (р. 1963), представляющая собой её собственную не застеленную кровать с испачканными простынями, тапочками, запачканным нижним бельём и другими личными вещами; «Физическая невозможность смерти в сознании кого-либо живого» (1991), представляющая собой стеклянный резервуар с акулой, забальзамированной в формальдегиде, автор Дэмиен Хёрст (род. 1965). Ещё одним из модифицированных «найденных объектов» Хёрста является богато украшенный человеческий череп под названием «Ради любви Божьей» (2007, частная коллекция).
Споры и критика
Скандальные работы YBA вызвали серьёзную критику в отношении достоинства «объектов, найденных» как произведений искусства. Она касалась мотивации художника. Как уже упоминалось выше, художник должен видеть эстетический элемент или творческое качество в объекте, который он выбирает. Но, по мнению критиков, намерения многих современных художников гораздо более меркантильны: они просто стремятся шокировать, чтобы приобрести себе и своим работам коммерческую известность.
Чтобы понять эту критику, важно отметить, что после 400 лет эстетики, доминировавшей в эпоху Возрождения, которая предписывала художникам и скульпторам создавать произведения искусства исключительно на благородные (а значит, интеллектуальные) темы, идея создания искусства из тривиальных, обыденных предметов была неотразимо привлекательной для дадаистов и их последователей.
Назвать писсуар «произведением искусства» было мгновенно подрывным и абсолютно «современным» — вполне достаточным для большинства современных художников, которые по-прежнему были заинтересованы в создании произведений искусства, какими бы обыденными ни были их составляющие.
Критики говорят, что сегодня разница заключается в том, что художники-постмодернисты склонны рассматривать «эффект шока» как самоцель — не в последнюю очередь потому, что эффект шока привлекает внимание прессы. Другими словами, искусство стало развлечением — ничем не отличающимся от жестокого кукольного театра Панча и Джуди или реалити-шоу, где нет запретных тем.
Наследие
Пионеры «объектов-trouvés», такие как Дюшан и Пикассо, оказали огромное влияние на различные течения современного искусства, включая сюрреализм, поп-арт и британское искусство 1980-х годов, а также на новые жанры, такие как перформанс, хэппенинги, трэш-арт, «пубеллизм» и скульптура из бытовых предметов. Несомненно, их влияние распространится на компьютерное искусство, где фотографические изображения можно изменять, копировать и повторно использовать одним щелчком мыши. Тем не менее, учитывая современный либерализм в искусстве, когда «все дозволено», возникает вопрос, какая конструктивная роль остаётся для «найденных объектов» и им подобных.
Найденные объекты можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев по всему миру, в частности во французском Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже; в Галерее Саатчи в Лондоне, а также в Музее Сэмюэля Р. Гуггенхайма и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Ресурсы по искусствоведению
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?