Найденные объекты читать ~7 мин.
В современном искусстве термин «найденный объект» (от французского *objet trouvé*) обозначает предмет, который художник находит и представляет в качестве произведения искусства, внося в него минимальные изменения или не внося их вовсе. Идея заключается в том, что художник видит в найденном предмете определённые эстетические качества, обусловленные его внешним видом, социальной или личной историей, и выставляет его на всеобщее обозрение.
Типичные «найденные объекты» включают как природные материалы, такие как песок (см. песочное искусство), земля, камни, ракушки, куски дерева причудливой формы, человеческий череп, так и предметы, созданные человеком: вырезки из газет, фотографии, осколки стекла, фрагменты металлолома, обрывки ткани, незаправленная кровать или велосипедный руль.
«Найденные объекты» использовались во многих видах искусства, включая живопись, различные формы скульптуры, в том числе ассамбляж и инсталляции. Испанский художник Пабло Пикассо (1881–1973) одним из первых применил эту идею, использовав в своей картине «Натюрморт с плетёным стулом» (1912, Музей Пикассо, Париж) кусок клеёнки с напечатанным узором плетения. Эту идею развил французский художник Марсель Дюшан (1887–1968), который после знаменитой Арсенальной выставки 1913 года ввёл термин «реди-мейд» для описания своего фирменного стиля. Примером служит его работа «Фонтан» (1917) — стандартный писсуар с подписью «R. Mutt 1917», который он представил на выставку Общества независимых художников в Нью-Йорке, но работа была отвергнута.
Происхождение и история
Хотя термины «найденный объект» и objet trouvé появились в XX веке, свидетельства использования подобных предметов можно найти в доисторическом искусстве эпохи палеолита. По мнению зоолога Десмонда Морриса (род. 1928), галька из Макапансгата (Университет Витватерсранда, ЮАР) — это камень в форме черепа, датируемый примерно 3 млн лет до н.э., который фактически был «найденным объектом». Он не был найден в пещере, где его обнаружили, а, по-видимому, принесён туда «художниками» каменного века (австралопитеками) с расстояния не менее пяти километров как произведение древнего искусства.
Спустя три миллиона лет «найденные объекты» были популяризированы Дюшаном и движением дада, а затем культивировались Андре Бретоном и движением сюрреализма. К середине 1930-х годов художники-сюрреалисты выделили целый ряд категорий, в том числе: «природные объекты», «интерпретированные природные объекты», «включённые природные объекты», «математические объекты», «тревожащие объекты» и «американские объекты».
Послевоенные движения в искусстве продолжили эту традицию. Роберт Раушенберг (1925–2008) и Джаспер Джонс (р. 1930) включали «найденные объекты» в свои работы на раннем этапе поп-арта. За ними последовали Роберт Индиана (1928–2018) и Джим Дайн (р. 1935). В 1960-е годы эту практику подхватили Джордж Мачюнас (1931–1978) и его движение Флуксус, а также представители Арте повера (ок. 1966–1971) во главе с Марио Мерцем (1925–2003) и Микеланджело Пистолетто (р. 1933). Позднее «найденные объекты» также использовались в постмодернистском искусстве, в частности Молодыми британскими художниками, стремившимися эпатировать истеблишмент.
Известные найденные объекты в искусстве XX века
Самой известной серией «найденных объектов» стали «реди-мейды» Дюшана, одна из ранних форм мусорного искусства. Среди них такие работы, как «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914) и «Фонтан» (1917), оба последних находятся в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Ещё один пример — «В преддверии сломанной руки» (1915, копия в Музее современного искусства, Стокгольм), обычная лопата для снега, на которой Дюшан написал название и слова «от Марселя Дюшана, 1915».
Дюшан проводил различие между своими «реди-мейдами» и другими «найденными объектами». Он утверждал, что «найденные объекты» выбираются из-за их интересных эстетических качеств, в то время как «реди-мейды» — это серийные предметы, превращённые в искусство простым актом выбора художника, без проявления какого-либо вкуса. Однако эта позиция Дюшана оспаривается. По мнению искусствоведа Ронды Роланд Ширер, Дюшан, возможно, сам изготавливал свои «реди-мейды», так как даже писсуар не был функционален. Если это так, Дюшан не просто «находил» объект, а «создавал» его.
Художник-дадаист и фотограф Ман Рэй (1890–1976) также создал ряд интересных «найденных объектов». Среди них бытовой утюг в работе «Подарок» (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк); гриф виолончели и конский волос в скульптуре «Emak Bakia» (1926, частная коллекция); а также метроном в произведении «Объект для уничтожения» (1932, Кунстхалле, Гамбург).
Курт Швиттерс (1887–1948), выдающийся немецкий дадаист, использовал «найденные объекты» на протяжении всей своей карьеры, создавая коллажи и ассамбляжи. Впрочем, в его знаменитой конструкции «Мерцбау», созданной из мусора, дерева и гипса, объекты были слишком сильно изменены, чтобы считаться «найденными».
Сюрреалисты утверждали, что представление «найденного объекта» вне его привычного контекста может вызывать новые психологические ассоциации у зрителя. Они создали ряд примечательных работ, среди которых «Телефон-омар» (1936, частная коллекция) Сальвадора Дали (1904–1989) и «Меховой чайный прибор» (1936, MoMA, Нью-Йорк) художницы Мерет Оппенгейм (1913–1985).
Пабло Пикассо создал один из самых лаконичных и ярких примеров «найденного объекта», когда из велосипедного седла и руля собрал «Голову быка» (1942, Музей Пикассо, Париж).
Художник Йозеф Бойс (1921–1986), связанный с движением Флуксус, в своих инсталляциях 1960–70-х годов использовал множество обыденных предметов (иногда модифицированных): куски жира, войлок, фургон, доски и различные промышленные изделия. Повседневность материалов в его работах подчёркивала художественную концепцию автора.
В противовес этому, гигантские копии обычных предметов, созданные скульптором поп-арта Класом Олденбургом (р. 1929), производят сильное визуальное впечатление, пародируя потребительский бум 1960-х годов. Примером может служить его работа «Совок» (1971, Скульптурный парк Крёллер-Мюллер, Оттёрло).
Одни из самых спорных «найденных объектов» были представлены Молодыми британскими художниками (YBA), которые ворвались на арт-сцену в 1980-х годах при поддержке Чарльза Саатчи. Примеры включают «Мою кровать» (1999, коллекция Саатчи) Трейси Эмин (р. 1963) — её собственную неубранную постель с личными вещами, а также работу Дэмиена Хёрста (р. 1965) «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991), представляющую собой тигровую акулу в формальдегиде. Ещё один модифицированный «найденный объект» Хёрста — инкрустированный бриллиантами человеческий череп «За любовь Господа» (2007, частная коллекция).
Споры и критика
Эпатажные работы YBA вызвали серьёзную критику и поставили вопрос о ценности «найденных объектов» как произведений искусства. Дискуссия в основном касается мотивации художника. Как упоминалось ранее, художник должен видеть в выбранном им объекте эстетический элемент или творческий потенциал. Критики же считают, что намерения многих современных художников более меркантильны: они просто стремятся к эпатажу для достижения коммерческой известности.
Чтобы понять эту критику, важно отметить, что после 400 лет доминирования эстетики Возрождения, предписывавшей художникам создавать произведения на благородные темы, идея искусства из обыденных предметов была неотразимо привлекательной для дадаистов и их последователей.
Назвать писсуар произведением искусства было подрывным и абсолютно «современным» актом — вполне достаточным для большинства художников-модернистов, которые всё ещё были заинтересованы в создании произведений искусства, какими бы тривиальными ни были их компоненты.
Сегодня, по мнению критиков, разница заключается в том, что художники-постмодернисты склонны рассматривать «эффект шока» как самоцель, не в последнюю очередь потому, что он привлекает внимание прессы. Иными словами, искусство становится формой развлечения, мало чем отличающейся от жестокого кукольного театра или реалити-шоу.
Наследие
Пионеры *objets trouvés*, такие как Дюшан и Пикассо, оказали огромное влияние на различные течения искусства XX века, включая сюрреализм, поп-арт и британское искусство 1980-х годов. Они также повлияли на возникновение новых жанров, таких как перформанс, хеппенинг, трэш-арт и «пубеллизм» (скульптура из мусора). Несомненно, их влияние распространится и на компьютерное искусство, где фотографические изображения можно изменять, копировать и повторно использовать одним щелчком мыши. Тем не менее, в условиях современного либерализма в искусстве, когда «всё дозволено», возникает вопрос, какая конструктивная роль остаётся для «найденных объектов».
Произведения с использованием найденных объектов можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, в частности в Национальном музее современного искусства в Центре Помпиду в Париже, в Галерее Саатчи в Лондоне, а также в Музее Соломона Гуггенхайма и Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Ресурсы по искусствоведению
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?