Арте повера, движение нежелательного искусства читать ~5 мин.
В общем смысле «Arte Povera» (итальянский термин, означающий бедное или обедневшее искусство, предположительно происходящий из «плохого театра» польского кинорежиссёра Ежи Гротовского) описывает тип авангардного искусства, созданного из «найденных предметов», включая бесполезные материалы, такие как земля, обломки дерева, тряпки, клочки газет.
В частности, это относится к группе художников и скульпторов-авангардистов, базирующихся в Турине, Милане, Генуе и Риме с середины 1960-х годов, которые создали провокационный сплав концептуального искусства, ассемблирования, минимализма и искусства перформанса. Группу продвигал и рекламировал туринский дилер Энцо Спероне, а также искусствовед и куратор Джермано Целант (р. 1940). Последний придумал название «Arte Povera» и организовал первую выставку движения в 1967 году в Генуе. Позже в том же году он опубликовал манифест движения Flash Art. Эти и другие новаторские тексты и шоу, а также его влиятельная книга 1969 года создали коллективную идентичность для Arte Povera, что продвигалось как революционный жанр, свободный от условностей и рыночной жизни.
Другие названия Арте Повера – «Актуальное искусство», «Сырое материалистическое искусство» и «Анти-форма». Ведущие участники группы: Марио Мерц (1925-2003), Пино Паскали (1935-1968), Микеланджело Пистолетто (род. 1933), Яннис Кунеллис (р. 1936), Лучано Фабро (р. 1936), Жильберто Зорио (р. 1944) и Джузеппе Пеноне (р. 1947). См. также: Лучшие современные художники.
Происхождение, история, влияние, материалы
Арте Повера – это стиль актуального искусства, вдохновлённый нетрадиционными произведениями Пьеро Мандзони (1933-1963), а также более ранними движениями, такими как Дау аль Сет (Ассоциация семи точек Барселоны, 1948-53) и Пространство (Spazialismo) Лучио Фонтаны (1899-1968) в Милане (c.1947-60). Движение также было тесно связано с политическим радикализмом, возникшим в Европе, который, в конечном итоге, вылился в уличные протесты 1968 года.
Самая первая выставка Arte Povera прошла в Galleria La Bertesca, Генуя, в 1967 году. За ней в 1968 году последовали выставки в Galleria De’Foscherari в Болонье и Арсенале в Амальфи. Согласно Целанту (Flash Art, 1967), движение Arte Povera стремилось разрушить барьер между искусством и жизнью, главным образом посредством создания перформанса и искусства сборки из повседневных материалов. Лучше всего рассматривать его не как особый стиль, а как процесс непрерывного экспериментирования, касающегося, прежде всего, физических качеств среды и изменчивости материалов.
Дадаистские тенденции
В своей антиформальной позиции и пренебрежении условностями «Арте повера» перекликается с нео-дадаистским искусством американских художников, таких как Роберт Раушенберг (1925–2008), а также с технологическим искусством Роберта Морриса (р. 1931). Ближе к дому он имитировал элементы старомодного искусства французского нового реализма (Nouveau Realisme). Однако художники Arte Povera стремились наделить своё искусство более интеллектуальным и эмоциональным подходом, в полной мере используя современные формы, такие как Happenings и Installation Art. Согласно Целанту, идиома тонкая, церебральная, но также неуловимая.
Материалы
Художники использовали огромное количество сырьевых материалов, таких как тряпки, мешки из гессиана, уголь, песок, почву, дерево, семена и овощи, а также промышленные предметы, такие как стекло и металл. Эти материалы подвешивались, обрамляли или наносили на стены, металлические листы или различные поверхности. Художники обычно не пытались изменить естественные цвета материалов. Однако не следует переоценивать «плохой» или «бесполезный» характер этих материалов. Во многих работах использовались очень дорогие предметы, и они были выставлены в некоторых из лучших мест.
Ведущие художники Арте Повера
Хотя Селант включал в это движение многих неитальянских художников, таких как немецкий концептуалист Йозеф Бойс (1921-1986), американский минималист Карл Андре (род. 1935), немецко-американский представитель «эксцентричной абстракции» Ева Гессе (1936-1970) и молодой английский лэнд-художник Ричард Лонг (р. 1945) – ядро группы составляли Мерц, Паскали, Пистолетто, Кунеллис, Фабро, Зорио и Пеноне. Среди других участников были Джованни Ансельмо (1934 г.р.), Алигьеро Боэтти (1940-94 гг.), Джулио Паолини (1940 г.р.), Пьеро Джиларди (1942 г.р.) и Пьер Паоло Кальцолари.
Марио Мерц (1925-2003)
Живописец, скульптор, художник-инсталлятор, его работа вращалась вокруг концепции органического творчества. Его торговой маркой было иглу.
Микеланджело Пистолетто (р. 1933)
Художник-концептуалист и художник перформанса, наиболее известный своим использованием зеркал, расположенных так, чтобы зритель продолжал видеть своё отражение. Очаровательно, но вряд ли глубоко.
Яннис Кунеллис (р. 1936 г.)
родился в Греции, художник-монтажник и художник-инсталлятор, работавший в Риме, известный своими странными предметами и конструкциями, сделанными из матрасов, мешков, одеял и крови и призванных подчеркнуть социальные и духовные лишения.
Алигьеро Боэтти (1940-1994)
Скульптор и художник-концептуалист, он специализировался на творениях из цветного дерева, гобеленах, вышивке и других ассамбляжах, которые зритель должен расшифровать.
Лучано Фабро (род. 1936)
Скульптор известен своими работами в смешанной технике, в которых сочетаются растительные, минеральные и другие органические предметы. Позже вернулся к созданию мраморной скульптуры, используя традиционные техники резьбы.
Пино Паскали (1935-1968)
Скульптор, художник, графический дизайнер, находившийся под влиянием Раушенберга и поп-арта, прежде чем стал ассоциироваться с Арте Повера. Известный своей серией вымышленной Скульптуры (1966), и его набором Водная пьеса (1967). Погиб в аварии на мотоцикле.
Джузеппе Пеноне (р. 1947)
Скульптор, наиболее известный своим использованием натуральных материалов.
Жилберто Зорио (р. 1944)
Живописец и скульптор, известный своим новаторским использованием материалов (лампы накаливания, сталь, смола), мотивов (звезда, копье) и процессов (испарение, окисление). Также создаёт ненадёжные сооружения из хрупких материалов.
Коллекции
Хотя немногим художникам Arte Povera удалось завоевать прочную репутацию за пределами авангарда, это движение привлекло воображение кураторов музеев и коммерческих галерей всего Запада. Как и Дада, Арте Повера стало частью передового постмодернистского искусства, и его экспонаты получили ретроспективы на многих престижных площадках. Сегодня работы художников Arte Povera можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Америки и Европы, включая такие как: Музей современного искусства Лос-Анджелеса; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей Самуэля Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк; Галерея Гагосяна, Нью-Йорк; Художественная галерея Онтарио, Торонто; Институт Курто, Лондон; Музей современного искусства Кастелло ди Риволи, Турин; и Художественный музей, Лихтенштейн.
Для получения подробной информации о европейских коллекциях, содержащих работы, иллюстрирующие движение Arte Povera, см.: Художественные музеи в Европе.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830-2010).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
- Реализм в русском искусстве XIX века
- Художественный музей Иркутска знакомит горожан с искусством Японии
- Арт-проект Вацлава Юташ-Зюзина «Мясо нарциссизма»
- Новые рекорды на аукционе Sotheby’s
- Сборная выставка картин «Осенние грёзы» в Екатеринбурге.
- Выставка двух петербуржских художников «ГЕНЕРАТОР ВСЕЛЕННЫХ» в галерее Design club
- Игорь Дрёмин: Выставка Life Zone в М*АРС
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?