Живопись действия (техника живописи экшн) читать ~4 мин.
Это очень заряженный, импульсивный стиль абстрактной жестовой живописи, во время которого краска энергично разбрызгивается, проливается или капает на холст, обычно расположенный на полу лицом вверх. Хотя этот тип автоматической живописи использовался разными художниками, участвовавшими в различных движениях, таких как сюрреализм, он в основном ассоциируется с Нью-Йоркской школой американского абстрактного экспрессионизма 1940-х и 1950-х годов и с художником Джексоном Поллоком (1912-1956), которого прозвали «Джек-дриппер». Когда он только появился, его считали одним из самых революционных событий в американском искусстве.
Происхождение названия
Название «action-painting» было впервые использовано в 1952 году американским критиком Гарольдом Розенбергом (1906-1978) в обзоре авангардного искусства под названием «The American Action Painters», который появился в декабрьском выпуске Art News. По мнению Розенберга, экшн-живопись давала полную свободу творческим импульсам художника и делала акт рисования более важным, чем само произведение. Этот взгляд перекликался с мнением таких абстрактных экспрессионистов, как Поллок, Франц Клайн (1910-1962) и Виллем де Кунинг (1904-1997), которые давно отстаивали идею, что живопись – это арена, на которой художник участвует в спонтанной творческой борьбе. По их мнению, живопись была драмой самораскрытия. Другой влиятельный художественный критик, Клемент Гринберг (1909-1994), был также увлечён идеей экзистенциального типа «борьбы», ссылаясь на язвы, сгустки и импасто на поверхностях картин как на вещественное доказательство произошедшего. (Для объяснения абстрактных экспрессионистских картин, таких как работы Поллока, де Кунинга и Ротко, см: Анализ современной живописи: 1800-2000).
Под влиянием сюрреализма
Влияние сюрреализма и его использование автоматизма в искусстве, чтобы дать свободное художественное выражение подсознанию, ясно видно в приведённом выше анализе. Вдохновлённые теориями Фрейда о подсознании, художники-сюрреалисты, такие как Андре Бретон (1896-1966), Андре Массон (1896-1987) и Жоан Миро (1893-1983), были убеждёнными пользователями этого типа непроизвольной, спонтанной живописи, все из которых оказали значительное влияние на более поздних абстрактных экспрессионистов. См. например, Пасифая (1943, Музей Метрополитен) Джексона Поллока.
Джексон Поллок
После отдельных экспериментов других абстрактных художников, таких как Ханс Хофманн (1880-1966) и Ли Краснер (1908-1984), сам Поллок начал использовать свой метод брызг и капель в 1947 году, отчасти под влиянием опыта сюрреалистов, а также (по слухам) после того, как увидел, как индейцы навахо в Нью-Мексико создавали свои песчаные картины, рассыпая землю на землю для формирования замысловатых узоров. (См. Песочное искусство.)
Другая возможность заключается в том, что Поллок услышал об экспериментах, проводившихся в Нью-Йорке во время войны эмигрантским художником-сюрреалистом Максом Эрнстом (1891-1976), который женился на Пегги Гуггенхайм, одной из самых важных покровительниц Поллока. Эрнст разработал метод использования краски, капающей из качающейся банки.
Поллок работал в очень спонтанной импровизационной манере, танцуя вокруг холста, выливая, разбрызгивая и капая на него краску. Таким образом, он утверждал, что направляет свои внутренние импульсы прямо на холст. Тем не менее, он так и не смог точно сформулировать, что происходит во время рисования. Он варьировал между признанием: «Когда я пишу, я не осознаю, что делаю», и говорил: «Когда я пишу… я могу контролировать поток краски; случайностей не бывает». Необычные методы работы Поллока были широко освещены Хансом Намутом, чьи драматические фотографии запечатлели художника за работой в его студии в 1950 году. Подробнее об эстетике и методах Поллока см: Картины Джексона Поллока (1940-56).
Жестикуляционная абстракция
Другие представители абстрактной экспрессионистской живописи, в частности Клайн и Де Кунинг, использовали похожие методы, хотя и не в такой степени, как Поллок. Вместе они отказались от многих традиционных понятий композиции, пространства, объёма и глубины, позволив плоскости картины занять центральное место.
Признанные художественными критиками (за исключением художественного критика «Нью-Йорк Таймс» Джона Канадея) как наследники художественной традиции – восходящей к картинам Клода Моне «Водяные лилии», – определяющей характеристикой которой является нанесение знаков на плоскую поверхность, они составили ядро стиля «жестовой абстракции» абстрактного экспрессионизма.
Этот активный текстурный стиль резко контрастировал с более спокойной идиомой, известной как Живопись цветового поля, которую практиковали такие художники, как Марк Ротко (1903-1970), Клайффорд Стилл (1904-1980), Барнетт Ньюман (1905-1970), на противоположном крыле движения. Коллекции США, включающие примеры живописи действия, см: Художественные музеи Америки.
В Европе абстрактный экспрессионизм известен как Art Informel, а action-painting как Ташизм.
Учитывая широкие параметры современного искусства, вероятно, это лишь вопрос времени, когда новое поколение художников 20-го века разработает постмодернистскую версию action painting.
Знаменитые картины действия
Возможно, Джексон Поллок является величайшим примером живописи действия, его избранные работы:
Один (Номер 31) (1950) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Осенний ритм (номер 30) (1950) Музей современного искусства Метрополитен, Нью-Йорк.
Лавандовый туман (номер 1) (1950) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Голубые столбы (номер 11) (1952) Национальная галерея Австралии.
О ранних формах экспрессионизма см: Экспрессионистские картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?