Арт-информель: европейский абстрактный экспрессионизм читать ~6 мин.
Европейский аналог американского абстрактного экспрессионизма, Арт-информель был одним из самых важных современных художественных движений в Европе в период после Второй мировой войны (1940-е, 1950-е годы).
Предыстория
В течение первых четырёх десятилетий XX века в изобразительном искусстве доминировало абстрактное искусство, которое было в значительной степени геометрическим по своей природе. К ним относились школы кубизма (ок. 1907-1914), супрематизма (ок. 1913-18), конструктивизма (1914-1920-е), вортицизма (ок. 1913-17), лучизма (ок. 1912-15), орфизма (ок. 1912-14) и де Стайл (1917-31), а также школа дизайна Баухауз (1919-1933).
Вторая мировая война изменила всё. Новая послевоенная реальность требовала нового типа искусства. Репрезентативизм всё ещё был непопулярен – любой вид реализма был неуместен по сравнению с ужасами войны, – но и геометрическое искусство тоже. Безэмоциональный интеллектуализм кубизма и других геометрических форм был уже недостаточен, как и концептуальная точность Де-Стейл и других подобных школ дизайна. (См. также: История экспрессионистской живописи 1880-1930).
Абстрактный экспрессионизм в Америке
Американским ответом стало то, что художественные критики назвали абстрактным экспрессионизмом, довольно расплывчатой категорией абстракции, которая охватывала два основных типа художников: так называемых «художников действия», таких как Джексон Поллок (1912-1956) и Виллем де Кунинг (1904-1997), которые сосредоточились на активном, высокоэкспрессивном стиле жестикуляционной живописи, и более пассивные художники, такие как Марк Ротко (1903-1970), Клайффорд Стилл (1904-1980) и Барнетт Ньюман (1905-1970), которые практиковали живопись цветового поля.
Арт-информель в Европе: Характеристики
Европейским ответом нью-йоркской школе абстрактной экспрессионистской живописи стал Арт-информель, движение, которое, как и его американский аналог, было довольно общим зонтичным термином для нового стиля абстрактной живописи, не имевшего никакого интеллектуального багажа или методологии.
Экспрессивное, жестикуляционное и новаторское, оно, как следует из названия, было искусством без предопределённой формы или структуры. Художники должны были просто работать с материалами. Само название «Art Informel» впервые было придумано в 1951 году французским художественным критиком Мишелем Тапи, когда он описывал импровизацию (нетронутую прошлыми или современными условностями), которую практиковали некоторые художники на его парижской выставке на тему «Экстремальные тенденции в нефигуративной живописи».
Хороший способ понять Art Informel – это думать о нём как о «бесформенной импровизации».
Участниками этой выставки под названием «Un Art Autre» («Искусство другого рода») были такие художники, как Карел Аппель, Альберто Бурри, Жан Дюбюффе, Виллем де Кунинг, Жорж Матье, Жан Фотрие, Жан-Поль Риопель, и Вольс, а также Анри Мишо, Ганс Хартунг и Пьер Сулаж. В результате термин Art Autre – от названия выставки и книги Тапиеса – стал нередким синонимом Art Informel, хотя большинство искусствоведов отдают предпочтение последнему термину.
Терминология и родственные школы искусства
Стиль Арт-информель зародился в Германии, затем распространился во Франции, где был наиболее активен, а позже в Италии, Испании и Японии. Его различные проявления и разновидности включали ташизм, «другое искусство», жестовую живопись, лирическую абстракцию, искусство материи. Art Informel был стилистически связан с другими группами и стилями, включая датскую, голландскую и бельгийскую группу CoBrA, немецкие группы Zen 49 и Quadriga, канадскую Automatistes, итальянскую Arte Nucleare и японскую Gutai. В более глубоком смысле Art Informel был своего рода рекуперацией Dada антихудожественного движения 1910-х и начала 1920-х годов: возвращение к нулевой точке. Он также повлиял на более поздний фигуративный стиль, известный как неоэкспрессионизм.
Типы экспрессионизма начала XX века см: Экспрессионистская живопись.
Стиль «Арт-информель»
Первоначально картины «Арт-информель» представляли собой небольшие картины и рисунки на бумаге, дополненные акварелью. Затем художники перешли к масштабным полотнам, на которые наносили масляную краску толстым слоем, шпателем, палитровым ножом, кистью или прямо из тюбика. Художники избегали явной фигуративности, предпочитая кляксы, следы и спутанные пятна краски. Формы (жестикуляционные или каллиграфические) сами вырисовывались на холсте.
Прежде всего, художник стремился создать нечто случайное и неожиданное – нечто импульсивное – как можно дальше от «хорошо сделанной» традиционной картины. Источником вдохновения для этого вида Art Informel была сюрреалистическая техника автоматизма, например, техника Андре Массона (1896-1987). В любом случае, картины выполнялись спонтанно и быстро, чтобы дать полное выражение подсознанию художника.
Материальная живопись
Кроме ташизма, ещё одной разновидностью Art Informel была Материальная живопись. Она возникала, когда художник делал акцент на текстуре, тактильных качествах или других вызывающих способностях красок или других материалов (часто необычных). Среди художников, занимавшихся материальной живописью, были итальянец Альберто Бурри (1915-1995), голландцы Яап Вагемакер (1906-1975) и Брэм Богарт (р. 1921), а также каталонец Антони Тапиес (р. 1923).
Важные художники
Ведущие абстрактные художники движения Арт Информель – Жан Фотрие (1898-1964), Вольс (Альфред Отто Вольфганг Скульце) (1913-1951), Ханс Хартунг (1904-1989). В движение вошли: Жан-Мишель Атлан (1913-1960), Жан Базен (1904-2001), Роже Биссьер (1886-1964), Камиль Брайен (1907-1977), Альберто Бурри (1915-1995), Мария Элена Виейра да Силва (1908-1992), Карел Аппель (1921-2006), Асгер Йорн (1914-1973), Шарль Лапик (1898-1988), Альфред Манессье (1911-1993), Патрик Херон (1920-1999), Жорж Матье (1921-2012), Анри Мишо (1899-1984), Серж Полякофф (1906-1969), Пьер Сулаж (р. 1919), Николя де Сталь (1914-1955), Жан-Поль Риопель (1923-2002), Антони Тапиес (р. 1923), Пьер Таль-Кот (1905-1985), Гюстав Синье (1909-1984), Альфред Манессье (1911-1993), Жан Ле Моаль (1909-2007) и другие. Американцы Марк Тоби (1890-1976) (каллиграфические работы) и Сэм Фрэнсис (1923-1994) (ташизм) также внесли значительный вклад; Дзиро Ёсихара (1905-1972) основал в Японии в 1955 году родственную группу «Гутай».
Живопись Арт-Информель
К важным примерам стиля Арт-Информель относятся:
Ханс Хартунг
Т. 1935-1 (1935) Центр современного искусства Помпиду, Париж.
Т. 1949-9 (1949) Дюссельдорфский музей искусств.
Марк Тобей
Бродвей (1936) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Жан Фотрие
Голова заложника, № 2 (1944) Коллекция Галери Лиммер, Фрайбург.
Baby Mine (1947) Коллекция Тейт, Лондон.
Вольс
Синий гранат (1946) Центр современного искусства Помпиду, Париж.
Композиция (1947) Кунстхалле, Гамбург.
Жёлтая композиция (1946-7) Neue N.G, Берлин.
Антони Тапиес
Картина №. XXVIII (1955) Galerie Stadler, Paris.
Жорж Матье
Капетинги повсюду (1954) Центр современного искусства Помпиду, Париж.
Сэм Фрэнсис
In Lovely Blueness I (1955-7) Musee d’Art Moderne de la Ville de Paris.
Анри Мишо
Без названия (1960) Музей Сэмюэля Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Картины художников Арт-Информель можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Примечание: О развитии американского абстрактного экспрессионизма в конце 1950-х – начале 1960-х годов читайте в разделе «Общее направление Постхудожественная абстракция», а также об отдельных стилях, таких как Colour Field и Hard-Edge Painting.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?