Жестовая живопись:
стиль экспрессивного искусства читать ~4 мин.
Жестовая живопись – стиль выразительной, экспрессивной живописи, близкий к живописи действия. Жестовая живопись (англ. Gestural Painting) — это метод создания картин, который характеризуется энергичными и выразительными мазками. Основной акцент делается на физическом движении руки художника, которое становится видимой частью произведения. Мазки в такой живописи передают эмоции и темперамент автора, подобно тому, как жесты человека отражают его чувства в повседневной жизни. Этот подход подчёркивает сам процесс творчества, превращая его в важный элемент художественного замысла.
Истоки и развитие
До середины XIX века в европейском искусстве доминировала академическая живопись. Эталонной считалась гладкая, тщательно проработанная масляная живопись, в которой не оставалось и следа от кисти художника. Начиная примерно с 1850-х годов, по мере ослабления консервативных эстетических канонов, живописцы получили больше свободы. Появились новые сюжеты, такие как сцены из жизни простых людей у художников барбизонской школы и реалистов, а также новые техники, включая пастозные мазки (импасто).
Одним из самых ярких предшественников жестовой живописи был Винсент Ван Гог (нидерл. Vincent van Gogh, 1853–1890). Многие его работы, особенно такие, как «Пшеничное поле с воронами» и «Корни деревьев» (обе 1890, Музей Ван Гога, Амстердам), отличаются динамичными, почти лихорадочными мазками, которые красноречиво передают его душевное состояние.
Абстрактный экспрессионизм
Термин «жестовая живопись» наиболее тесно связан с абстрактным экспрессионизмом, особенно с художниками Нью-Йоркской школы. Ключевыми фигурами этого направления стали Виллем де Кунинг (нидерл. Willem de Kooning, 1904–1997), Джексон Поллок (англ. Jackson Pollock, 1912–1956), его жена Ли Краснер (англ. Lee Krasner, 1908–1984) и Франц Клайн (англ. Franz Kline, 1910–1962). Среди других представителей — Роберт Мазервелл (англ. Robert Motherwell, 1915–1991), известный своей серией «Элегия Испанской Республике», и Марк Тоби (англ. Mark Tobey, 1890–1976), который использовал каллиграфический стиль.
В рамках абстрактного экспрессионизма жестовый подход достиг своего апогея в живописи действия. Эту технику прославил Джексон Поллок, который расстилал холст на полу и наносил краску, разбрызгивая, капая и заливая её на поверхность. Подробнее см.: картины Джексона Поллока (ок. 1940–1956). В то же время его современник Виллем де Кунинг прославился своей экспрессивной фигуративной живописью. Позднее эту традицию подхватили неоэкспрессионисты в конце 1970-х — начале 1980-х годов.
Важно различать жестовую живопись и другое направление абстрактного экспрессионизма — живопись цветового поля, представителями которого были Марк Ротко и Барнетт Ньюман. Если художники действия фокусировались на динамике и процессе, то мастера цветового поля стремились к созерцательности, используя большие однородные области чистого цвета для вызова глубоких эмоциональных переживаний.
В Европе жестовая живопись развивалась в рамках движения ар-информель (европейский аналог абстрактного экспрессионизма). Его практиковали такие художники, как Жорж Матьё (фр. Georges Mathieu) и Вольс (нем. Wols), а также представители ташизма. К этому течению примыкали и участники группы COBRA, такие как Асгер Йорн (дат. Asger Jorn, 1914–1973) и Карел Аппель (нидерл. Karel Appel, 1921–2006).
Методы Поллока и Де Кунинга кардинально изменили эстетические взгляды в Северной Америке. Влиятельные критики, такие как Гарольд Розенберг (1906–1978) и Клемент Гринберг (1909–1994), признали их революционными. Розенберг ввёл термин «живопись действия», утверждая, что холст стал для художника «ареной для действия». Для него само произведение было лишь следом, оставшимся от акта творения. Гринберг же, напротив, видел в пастозных поверхностях картин утверждение плоскостности холста как сущностной характеристики живописи.
Неоэкспрессионизм
Неоэкспрессионизм объединил разнообразные стили живописи с общими чертами: высокой эмоциональной выразительностью цвета, возвращением к фигуративности, а также активной, фактурной поверхностью холста.
В Германии это движение получило название Neue Wilden («Новые дикие»), в Италии — Transavantguardia («Трансавангард»), во Франции — Figuration Libre («Свободная фигуративность»), а в Америке — Energism («Энергизм»). Ведущие художники этого направления — Георг Базелиц (нем. Georg Baselitz, род. 1938), Райнер Феттинг, Ансельм Кифер (нем. Anselm Kiefer, род. 1945), А.Р. Пенк и Франк Ауэрбах (род. 1931). Подробнее см. также: История экспрессионистской живописи (1880–1930) и Движение экспрессионистов (с 1880 года).
Ресурсы для оценки искусства
Оценка искусства
Как ценить картины
Как ценить скульптуру
Как ценить современную скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?