Экспрессионизм в искусстве читать ~9 мин.
Что такое экспрессионистское искусство? – Характеристики
Экспрессионизм – это сугубо личное искусство. Художник-экспрессионист стремится передать свои личные чувства к нарисованному объекту, а не просто записать свое наблюдение за ним. Таким образом, для достижения максимального воздействия на зрителя точность изображения приносится в жертву (искажается) в пользу (например) четких контуров и ярких цветов. Композиции, как правило, более простые и прямые, и часто характеризуются густой краской импасто, рыхлыми, свободно наносимыми мазками и случайным символизмом. Но, сообщение, адресованное зрителю, очень важно.
Экспрессионизм как общий стиль
Как видно из приведенного выше объяснения, экспрессионизм – это действительно общий стиль искусства, а не конкретное движение. Таким образом, можно утверждать, что экспрессионистское движение действительно началось с доисторической наскальной живописи, продолжалось анонимными художниками на протяжении всей классической античности и средневековья, прежде чем было подхвачено итальянскими художниками эпохи Возрождения, такими как Донателло (1386-1466), Маттиас Грюневальд (ок. 1475-1528), маньеристами, такими как Эль Греко, и художниками на протяжении 18 и 19 веков, современными новаторами, такими как Василий Кандинский (1866-1944), Матисс (1869-1954) и Пикассо (1881-1973) до середины 20 века, а также такими мастерами, как Джексон Поллок (1912-56) и Фрэнсис Бэкон (1909-1992).
Короче говоря, экспрессионизм как общий стиль живописи и скульптуры существовал всегда и всегда будет существовать.
История экспрессионизма
Как движение, термин «экспрессионизм» обычно обозначает школы эмоционального или интерпретативного искусства конца 19-го и начала 20-го веков, которые возникли в основном в Германии и Париже как реакция на более пассивный стиль импрессионизма. В том смысле, что это была реакция на импрессионизм, мы можем описать экспрессионизм как пример «пост-импрессионизма». В любом случае, в то время как художники-импрессионисты стремились только воспроизвести природу (особенно эффекты солнечного света), художники-экспрессионисты стремились выразить свои чувства по поводу того, что они видели. Это был более активный, более субъективный вид современного искусства.
Корни экспрессионистского искусства в современную эпоху можно проследить до необычных пейзажей и других работ британского художника Дж. М. В. Тернера (1775–1851). Его уникальный стиль предшествовал появлению экспрессионистских импульсов конца XIX века как минимум на 40 лет. После Тернера следующим по значимости пионером движения был голландец Винсент Ван Гог. Он был одним из трех важных представителей этого стиля конца 19-го века.
Пионеры экспрессионизма
Работы Ван Гога (1853-90) являются хорошим примером экспрессионизма. Мало того, что большинство его картин были автобиографическими, так как они отражали его мысли, чувства и душевное равновесие, но даже композиция, цвета и манера письма его картин были близким отражением его чувств во время написания. С тех пор немногие художники смогли сравниться с его искренним самовыражением. Посмотрите его уникальный стиль экспрессионистской живописи в музее Ван Гога в Амстердаме и в музее Кроллера-Мюллера в Оттерло.
Если Ван Гог искажал форму и цвет, чтобы передать свои внутренние чувства, то французский художник Поль Гоген (1848–1903) полагался на цвет для выражения своих эмоций. Он также использовал символизм, но по-настоящему его выделял цвет в живописи. Кроме экспрессионизма, он также повлиял на развитие синтетизма, а также клуазонизм, во время своего пребывания в Понт-Авене.
Третьим великим пионером экспрессионизма был Эдвард Мунк (1863-1944), невротичный норвежский художник и гравер, который, несмотря на эмоциональные травмы в раннем детстве, сумел дожить до 80 лет. Однако почти все его лучшие картины были написаны до нервного срыва 1908 года.
Еще два предвестника экспрессионистского искусства были швейцарский художник-символист Фердинанд Ходлер (1853–1918) и символист Джеймс Энсор (1860–1949). См. Также: История экспрессионистской живописи (1880-1930).
Как развивался экспрессионизм?
Хотя можно сказать, что группа Ворпсведе (1889-1905) в Германии и в меньшей степени группа Ле Наби (Les Nabis) в Париже были экспрессионистскими – см., например, примитивистские портреты Паулы Модерзон-Беккер (1876-1907) – первым отличительным стилем экспрессионизма был фовизм. Он возник в Париже в 1905 году и лучше всего иллюстрируется работами Анри Матисса (1869–1954). Среди других художников-фовистов были Андре Дерен (1880-1954), Морис де Вламинк (1876-1958), Жорж Брак (1882-1963), Рауль Дюфи (1877-1953), Альбер Марке (1875-1947) и Жорж Руо (1871-1958). Картины фовистов, характеризующиеся яркими и резкими цветами, были впервые представлены на выставке Осеннего салона 1905 года в Париже. Однако это движение просуществовало недолго.
Экспрессионизм действительно прижился в Германии – в Дрездене, Мюнхене и Берлине. Возникли три отдельные группы, которые историки искусства вместе называют немецким экспрессионизмом: Die Brucke (1905-13), Der Blaue Reiter (1909-14) и послевоенная Die Neue Sachlichkeit (1920-е).
Die Brucke (1905-13) (Мост)
Эта группа, базирующаяся в Дрездене, объединила традиционное немецкое искусство с африканским, постимпрессионистским и фовистским стилями. Среди важных участников были: Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976), Эрих Хекель (1883-1970), Эмиль Нольде (1867-1956), Отто Мюллер (1874-1930) и Макс Пехштейн (1881-1955). Стоит упоминания также голландский художник-фовист Кейс Ван Донген (1877-1968).
Der Blaue Reiter (1911-14) (Синий всадник)
Базирующийся в Мюнхене, он был назван в честь картины Кандинского с обложки их Манифеста 1912 года. В состав группы входил ряд художников-авангардистов, таких как Алексей фон Явленский (1864-1941), Василий Кандинский (1866-1944), Пауль Клее (1879-1940), Франц Марк (1880-1916) и Август Макке (1887-1914).
Поздно обратился в экспрессионизм Ловис Коринт (1858-1925). Между тем, среди австрийских экспрессионистов были художник-график, портретист и пейзажист Оскар Кокошка (1886-1980) и венский эротический художник Эгон Шиле (1890-1918).
Die Neue Sachlichkeit (1920-е) (Новая объективность)
Сосредоточенная на Берлине, эта группа исследовала новую форму реализма с социалистическим оттенком. Ярко сатирическое изображение коррупции в военное и послевоенное время Веймарской Германии. Среди его ведущих участников: Джордж Гросс (1893–1959), Отто Дикс (1891–1969), Макс Бекманн (1884–1950) и Кристиан Шад (1894–1982).
Экспрессионисты в Париже
Париж не был таким явн-экспрессионистским, как города в Германии, но многие художники 20-го века, связанные с Парижской школой, исследовали экспрессионизм в какой-то момент в течение первых двух десятилетий 20-го века. Пожалуй, четырьмя величайшими экспрессионистами Парижской школы были Франк Купка (1871-1957), Амедео Модильяни (1884-1920), Хаим Сутин (1894-1943) и Пабло Пикассо (1881-1973). Картины последних троих были собраны, в частности, коллекционерами доктором Альбертом К. Барнсом (1872–1951) и Сэмюэлем Курто (1876–1947).
Нигде экспрессионизм не был реализован лучше, чем в Германии в течение десятилетия, предшествовавшего Первой мировой войне. Такие группы художников, как Die Brucke и Der Blaue Reiter, создали огромное количество незабываемых образов чистой красоты. Лучшие картины экспрессионистов включают почти все ранних пейзажа Кандинского; Голова женщины (1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и Голова Медузы (1923, Музей изящных искусств, Лион) «Русского Матисса» Алексея фон Явленского (1864-1941); Тигр (1912, Государственная галерея, Мюнхен) «Большие синие лошади» (1911, Художественный центр Уокера, Миннеаполис), автор Франц Марк (1880-1916); Полуобнаженная женщина в шляпе (1911, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн) и «Портрет Герды» (1914, Музей Ван дер Хейдта, Вупперталь) Эрнста Кирхнера. Что касается экспрессионистских гравюр, нет более потрясающего образа, чем «Пророк» (гравюра на дереве, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) Эмиля Нольде (1867–1956). В Парижской школе были свои шедевры, некоторые из которых не менее прекрасны. Например, «Сидящая обнаженная» (1916, Институт Курто) Модильяни (1884-1920), «Кукурузный мак» (1919, Музей Тулуз-Лотрека, Альби) голландца Кеса Ван Донгена (1877-1968), и Автопортрет (1911) Жоржа Руо (1871-1958). Пикассо, несомненно, был одним из величайших экспрессионистов, благодаря таким работам, как Жизнь (1903), Дамы Авиньона (1907) и Плачущая женщина (1937). К менее известным экспрессионистам, заслуживающим внимания, относятся: Ловис Коринт (1858-1925) за его портреты; Габриэле Мюнтер (1877-1962) за яркие портреты и пейзажи; Эрих Хекель (1883-1970) за такие работы, как «Пейзаж близ Дрездена» (1910, Новая Национальная Галерея, Берлин); и недооцененный художник-фовист Эмиль-Отон Фриез (1879-1949). Австрийский гений Эгон Шиле (1890-1918), наверное, самый талантливый рисовальщик-экспрессионист, но его портреты слишком резкие. Мягче выглядит Модильяни, особенно его «Цыганка с ребенком» (1919, Национальная галерея Вашингтона), «Девушка с косами» (1918, Городской художественный музей Нагои), его портреты Поля Гийома и Портрет Леопольда Зборовски.
Скульпторы-экспрессионисты
Экспрессионизм был популярен и в скульптуре. Среди выдающихся экспонентов были резчик по дереву Эрнст Барлах (1870-1938) и Вильгельм Лембрук (1881-1919).
Абстрактные формы экспрессионизма
Когда Нью-Йорк заменил Париж в качестве центра инноваций в современном искусстве. В начале 1940-х годов в Америке этот стиль возродился как абстрактный экспрессионизм с так называемыми художниками-боевиками во главе с Джексоном Поллоком (1912-1956) и Виллемом Де Кунингом (1904-1997), а также художниками цветного поля, такими как Марк Ротко (1903-1970), Барнетт Ньюман (1905-1970) и Клиффорд Стилл (1904-1980). Эта новая школа, более абстрактная, чем экспрессионистская, имела мало ощутимой связи с более репрезентативным, если не полностью реалистичным, стилем экспрессионизма начала 20-го века.
Образный экспрессионизм (1940-1950-е годы)
Хотя в американском и европейском искусстве послевоенного периода доминировала абстракция, в Австралии репрезентативный экспрессионизм все еще был популярен, о чем свидетельствуют работы таких художников, как Рассел Дрисдейл (1912-1981) и Сидней Нолан (1917-1992).
Неоэкспрессионизм
Последнее возрождение экспрессионистского искусства произошло в 1980-х годах в Америке, Великобритании, Германии, Италии и Франции под знаменем неоэкспрессионизма.
Рассматриваемый, в первую очередь, как реакция на минимализм и концептуальное искусство 1970-х годов, его ведущими представителями в Америке были Филип Гастон и Джулиан Шнабель, а в Великобритании (New Spirit Painting) Паула Рего и Кристофер ЛеБрен. В Германии школа неоэкспрессионизма была также известна как Neue Wilden (новые фовисты) к ней относятся Георг Базелиц (род. 1938), Герхард Рихтер (р. 1932), Йорг Иммендорф (р. 1945), Ансельм Кифер (р..1945) А.Р.Пенк, Ральф Винклер (р.1939) и другие. В Италии неоэкспрессионистская живопись появилась под флагом Транс-авангарда. (за пределами авангарда) с участием таких художников, как Сандро Чиа, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Николо де Мария и Миммо Паладино. Во Франции неоэкспрессионизм объединился вокруг группы под названием Figuration Libre, созданной в 1981 году Реми Бланшаром, Франсуа Буазроном, Робертом Комба и Эрве де Розой.
О других важных направлениях, подобных экспрессионизму, см. «Движения в искусстве, школы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?