Ванитас:
натюрморт с библейским посланием читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «натюрморт» (происходящий от голландского слова «Stilleven») относится к общему типу живописи, обычно состоящему из расположения неодушевленных предметов, разложенных на поверхности. Традиционно художники натюрмортов писали цветы, фрукты, дичь, сосуды для хранения или кухонную утварь, но сегодня почти любой объект или коллекция предметов могут быть включены в картину натюрморта.
Термин «Vanitas» описывает определенный тип натюрморта. Мы можем определить ванитас как «натюрморт с символическими объектами, который передает библейское или христианское послание о быстротечности земной жизни по сравнению с неизменностью христианских ценностей».
«Ванитас, натюрморт с черепом, книгой и розами». Ян Давидс де Хем
Эта форма христианского искусства была усовершенствована голландскими художниками-реалистами в голландский Золотой век (начало XVII века), как реакция на римский католицизм и католическое искусство Контрреформации, а также в соответствии с новой строгой эстетикой протестантского искусства Реформации в Северной Европе. Картины Ванитас, расцвет которых пришелся на период 1620-1650 годов, стали особенно популярны среди обеспеченных граждан Голландии, исповедующих протестантизм, после восстания страны против колониального господства католической Испании.
Чтобы увидеть, как библейское искусство, такое как живопись ванитас вписывается в эволюцию европейской живописи, см.: Хронология истории искусства.
Характеристики
Слово vanitas в переводе с латыни означает «тщеславие». А картины Ванитас пытаются передать существенную бессмысленность земных благ и занятий, по сравнению с вечной природой истинных христианских ценностей. Это связано со стихом из Библии – «Суета сует, всё суета» (Экклесиаст 1:2; 12:8).
Картина ванитас содержит коллекции предметов, символизирующих преходящий характер жизни, тщетность богатства и неизбежность смерти. Зрителей просят пересмотреть свое ошибочное стремление к мирским удовольствиям и имуществу, вспомнить о своей смертности и покаяться в своих грехах. Натюрморты Vanitas – единственное религиозное искусство, одобренное в Голландии – привлекали богатых протестантов своим реализмом и морализаторством, а также (как можно предположить) тем, что помогали облегчить совесть за то, что они приобрели так много мирского богатства.
Типичные мотивы, использовавшиеся в картинах ванитас XVII века, включали ряд стандартных элементов, символизирующих:
❶ богатство и власть – золото, драгоценности, монеты, кошельки;
❷ земные удовольствия – роскошные ткани, трубки, бокалы для вина, кости, игральные карты;
❸ светские знания – книги, чернильницы и ручки, карты, телескопы;
❹ неизбежность смерти/прохождение времени (связанное с темой Memento mori) – череп, песочные часы, хронометр, часы, горящая свеча, бабочки, цветы, фрукты.
Иногда изображаемые предметы располагаются в беспорядке, что говорит о слабости или тщетности достижений, которые они символизируют. Очищенный лимон показывает, что вещи могут выглядеть привлекательно, но при этом иметь горький вкус. Ничто не может выразить эгоизм и преходящее качество жизни лучше, чем "череп". Ища контакта со зрителем картины своими глубокими темными глазницами, он символизирует не только свое собственное исчезновение, но и исчезновение всего человечества и всех человеческих стремлений.
Тщетность попыток обойтись без Бога – это постоянная характерная тема живописи ванитас. Цветы завянут, плоды сгниют и даже бесполезная игра и кошелек, набитый деньгами, не могут обмануть нас в неизбежности нашей конечной гибели. (Тема Sic transit gloria mundi – «мирские вещи преходящи») Даже достижения науки и литературы не имеют длительного существования, как и музыка.
По иронии судьбы, картины ванитас сами по себе были образцами ценных мирских товаров и, как таковые, сами стали объектами Vanitas.
История
Натюрморты Vanitas впервые появились в Северной Европе в конце 1520-х годов и постепенно завоевали популярность. Например, немецкий художник Ганс Гольбейн (1497-1543) завершил серию портретов, которые включали образы натюрморта с символами в стиле Ванитас. См., например: Портрет Эразма (1523 г.), Дама с белкой и скворцом (1527–1528 гг.); Купец Георг Гизе из Данцига (1532 г.) и Послы (1533 г.).
В некотором смысле, скрытое религиозное содержание этих работ удовлетворяло духовные потребности, оставшиеся неудовлетворенными после решения протестантской церкви не заказывать больших религиозных произведений. Центром живописи ванитас был голландский город Лейден, важное место кальвинистской теологии с ее акцентом на греховной природе человека и суровым моральным кодексом. Как водится, некоторые города отдавали предпочтение определенным символам ванитас. Так, коллекционеры произведений искусства в Лейдене – университетском городе – предпочитали книги и черепа, в Гааге – рыночном центре – рыбу с ее традиционным христианским смыслом, а в Амстердаме – цветы. Жанр ванитас пришел в упадок примерно с 1650 года, хотя натюрморты продолжают пользоваться популярностью у коллекционеров и по сей день, а среди их самых ярких представителей можно назвать Ван Гога, Поля Сезанна, Эмиля Нольде, Джорджо Моранди и фотореалиста Одри Флэка.
Художники Vanitas
Во время золотой эры голландского искусства барокко в таких городах, как Харлем, Делфт, Лейден, Утрехт, Дордрехт и Амстердам, возник ряд художественных движений. К величайшим художникам ванитас из этих школ относятся следующие: из Лейдена – Дэвид Байи (1584–1657) – ему часто ошибочно приписывают изобретение этого жанра; из Делфта – его племянник Хармен ван Стенвик (1612-1656); из Утрехта – Ян Давидс де Хем (1606-1683); из Амстердама – Виллем Кальф (1622-1693); из Харлема – Виллем Клас Хеда (1594–1681) и Питер Клас (1597–1660); и из Дордрехта – Самуэль ван Хогстратен (1627-78). Кроме того, можно включить Яна Вермеера (1632-1675), как художника ванитас, многие его однофигурные жанровые картины столь же моралистически символичны, как и любые работы Стинвика и др. Во Франции в натюрмортах этого жанра заметен Жан Шарден (1699–1779), а в Испании величайшим художником ванитас был Франсиско де Сурбаран (1598–1664).
Картины Ванитас
Вот несколько лучших примеров этого жанра:
Хармен ван Стинвик (1612-1656)
Аллегория суеты человеческой жизни (1640) Национальная галерея, Лондон.
Vanitas (1640) Музей Стеделик, Амстердам.
Натюрморт с Черепом, книгами, флейтой и свистком (1646) Художественный музей Базеля.
Натюрморт с Земляным кувшином, рыбой и фруктами (1652 г.) Рейксмузеум, Амстердам.
Натюрморт с Рыбой, персиками, ведром, ягодами и огурцами (1652) Рейксмузеум.
Виллем Кальф (1622-1693)
Натюрморт с чашкой Наутилуса (1662), Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Виллем Клас Хеда (1594-1681)
Завтрак с крабом (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Ян Давидс де Хем (1606-1683)
Натюрморт с лобстером и кубком наутилуса (1634), Государственная галерея, Штутгарт.
Цветочный натюрморт с распятием и черепом (1630-е), Старая пинакотека, Мюнхен.
Натюрморт Vanitas с музыкальными инструментами (1660-е годы) Рейксмузеум, Амстердам.
Натюрморт с очищенным лимоном (1650-е) Лувр, Париж.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Petit contribution au sujet "Vanité" série à laquelle je travaille en ce moment. Découvrir une version plus environnementale de la nature morte : https://1011-art.blogspot.com/p/vanite.html
Комментирование недоступно Почему?