Рисунки мелом:
виды, история читать ~3 мин.
Мел — один из древнейших материалов для рисования. По текстуре и внешнему виду он схож с пастелью. Художники и рисовальщики использовали его с доисторических времён.
В наиболее распространённом виде мел представляет собой мягкую мелкозернистую белую породу, состоящую почти из чистого карбоната кальция (известняка). Кусочки этой породы используются для рисования. Обычно его наносят на бумагу в сухом виде. Поскольку мел легко размазывается, его просто смешивать и растушёвывать. Белый мел изначально применялся для создания бликов на других художественных материалах и был особенно эффективен на тонированной бумаге.
Кроме белого, для рисования применяются ещё два типа мелков: красный и чёрный. Красная разновидность — это гематит цвета охры, который называют «сангвиник». Это название происходит от французского слова, означающего «кроваво-красный». Чёрную разновидность получают из чёрного углеродистого сланца. В настоящее время мел выпускается во всём диапазоне цветов путём сочетания известняка с водой, пигментом и связующим веществом, таким как камедь.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Руководство по эстетике см.: Определение искусства, значение.
Другие формы графического искусства
рисунок углём
Conte Crayon (мелки из искусственного графита, угля и глины)
перо и чернила
пастель
карандашные рисунки.
История
Рисунки мелом относятся к одним из самых ранних видов искусства, их история начинается в каменном веке. Мел стал популярным материалом среди художников раннего Возрождения XV века, которые экспериментировали со светотенью. Это было обусловлено тем, что чёрный мел давал самый тёмный тон, красный предлагал полутона, а белый создавал блики. Одним из самых продуктивных мастеров графического искусства с использованием мела был французский художник Жан Клуэ (Jean Clouet, 1472–1541), придворный художник короля Франции. Клуэ приписывают почти 130 рисунков красным, белым и чёрным мелом, большинство из которых хранится в музее Шантийи.
В эпоху Возрождения мел стал не только средством для предварительных эскизов, но и самостоятельным материалом для законченных произведений. Художники активно изучали его возможности, экспериментируя с различными техниками и сочетаниями цветов. Это позволило мелу занять важное место в искусстве, особенно в портретном жанре, где он помогал передавать тончайшие нюансы человеческого лица и фигуры.
Развитие производства мела также способствовало его распространению. Начиная с натуральных кусков, позднее мел стали производить, смешивая пигменты со связующими веществами. Это расширило палитру доступных цветов и улучшило свойства материала, сделав его более удобным для художников и позволяя им создавать более сложные и детализированные работы.
Мел использовался не только для рисунков на бумаге, но и для различных видов живописи. Он также применялся для создания фресок и других монументальных работ. Таким образом, мел стал универсальным инструментом в руках художников, помогая им воплощать самые разнообразные творческие замыслы.
Художники, использовавшие мелки
Многие другие старые мастера применяли этот материал, в том числе художники эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи (который первым начал использовать красный мел), и выдающиеся мастера Рафаэль и Микеланджело Буонарроти (например, «Оплакивание мёртвого Христа»). Также мел использовали художники Северного Возрождения, среди которых Альбрехт Дюрер (например, «Портрет Эразма») и Рембрандт.
Подробнее см.: Рисунки эпохи Возрождения.
См. также значение слова «дизеньо».
Академические художники, такие как Рубенс, обычно применяли красный мел для создания подготовительных эскизов своих крупномасштабных исторических картин и пейзажей. Ученик Рубенса, портретист Ван Дейк, предпочитал использовать белый и чёрный мел, поскольку эти цвета наиболее эффективны для рисования контуров лица. Шотландский портретист Аллан Рамзи полагался на подготовительные рисунки мелом для своих портретов. Позднее другие известные художники использовали мел как для завершённых рисунков, так и для предварительных эскизов. Среди них, например, Жан-Оноре Фрагонар, Анри Матисс, Пабло Пикассо и Эдгар Дега.
Факты о живописных движениях, стилях и старых мастерах: История искусства.
- Культура и религия древней Аравии
- Мельхиор Брудерлам: фламандский художник, интернациональная готика
- Мелоццо да Форли: художник раннего Возрождения, квадратура
- Поэтические антологии, двухтомник Гениевой и приключенческий роман о Ленине среди победителей «Большой книги»
- Фабрика Argenta – молодая и динамичная компания по производству керамической плитки
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?