Рисунки пастелью читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «пастель» обозначает художественные материалы в форме мелков или брусков. Их изготавливают из порошкового пигмента, смешанного со связующим веществом — камедью или смолой. Название происходит от итальянского слова «pastello», производного от pasta (тесто, паста), что указывает на консистенцию исходной массы.
Пастель как самостоятельная техника появилась в середине XVI века, развившись из цветных мелков, которые использовались для рисунка. Особую популярность она приобрела среди портретистов XVIII века благодаря возможности создавать мягкие, атмосферные эффекты. Пастель обычно наносят на бумагу в сухом виде, что позволяет художнику сразу работать с цветом, без предварительных контуров и тональной проработки.
Изготовление и состав пастели
Для изготовления пастели измельчённые пигменты смешивают с основой (мелом или глиной) и связующим веществом (гуммиарабиком, трагакантом) до получения густой пасты. Из этой массы формуют бруски, которые затем высушивают до затвердевания. Различают четыре основных типа пастели: мягкая, твёрдая, пастельные карандаши и масляная. Бруски бывают круглого или квадратного сечения, разной толщины и длины.
Мягкая пастель
Это наиболее распространённый вид пастели, содержащий высокую долю пигмента и малое количество связующего, что обеспечивает яркость и насыщенность цветов. Её бархатистая текстура позволяет достигать богатых, живописных эффектов и хорошо передаёт объём. Мягкая пастель легко наносится, не требуя сильного нажима, и хорошо растушёвывается пальцем, ветошью или бумажной растушёвкой (тортильоном). Однако из-за хрупкости она легко крошится. Для защиты готовой работы от осыпания и смазывания художники обычно используют специальный фиксатив (закрепитель).
Твёрдая пастель
Твёрдая пастель содержит больше связующего вещества и меньше пигмента, чем мягкая. Поэтому её цвета не такие яркие, но мелки получаются более плотными и прочными. Их можно заточить лезвием для прорисовки тонких линий и мелких деталей.
Этот вид пастели часто используется для набросков и на начальных этапах работы для создания основы композиции. На заключительных этапах её применяют для добавления деталей, нередко в сочетании с другими материалами изобразительного искусства.
Пастельные карандаши
Пастельные карандаши представляют собой тонкие стержни пастели в деревянной оболочке, как у обычных карандашей. Они удобны в работе, не пачкают руки, не крошатся и не ломаются так легко, как мелки. Их используют преимущественно для проработки мелких деталей в сочетании с мягкой или твёрдой пастелью.
Масляная пастель
Её изготавливают из пигментов, смешанных с минеральным маслом и воском. Масляная пастель позволяет создавать плотные, пастозные мазки яркого цвета. Она прочнее сухой пастели, не осыпается и почти не требует закрепления фиксативом, но её цвета сложнее смешивать. Для растушёвки используют кисть или ветошь, смоченные в скипидаре или другом растворителе. Ещё одна техника, применяемая в работе с масляной пастелью, — сграффито: процарапывание верхнего слоя краски мастихином для обнажения нижних слоёв и создания фактуры.
Пастельные рисунки и картины
Художники используют пастель как для набросков, так и для полноценной живописи, часто комбинируя её с углём, карандашом, мелом и различными красками. Работая боковой стороной мелка, художник создаёт широкие живописные мазки, которые можно растушёвывать, наносить полупрозрачными слоями (техника скамблинг) или накладывать пастозно в технике импасто, добиваясь фактуры, напоминающей живопись маслом. Работая же остриём мелка, можно получить тонкие, чёткие линии. Принято считать, что если пастель покрывает лишь часть основы, работа является рисунком. Если же вся поверхность заполнена цветом — это картина. Лучшей основой для пастели служит тонированная бумага с текстурированной поверхностью.
История пастельного искусства
Пастель эпизодически использовалась в эпоху маньеризма в конце XVI века, но настоящую популярность она обрела в XVIII веке среди портретистов, которые иногда сочетали её с гуашью. К выдающимся мастерам того времени относятся венецианка Розальба Каррьера (итал. Rosalba Carriera; 1675–1757), французы Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704–1788), Жан-Батист Симеон Шарден (фр. Jean-Baptiste-Siméon Chardin; 1699–1779) и Жан-Батист Перронно (фр. Jean-Baptiste Perronneau; ок. 1715–1783), а также швейцарец Жан-Этьен Лиотар (фр. Jean-Étienne Liotard; 1702–1789) и швед Александр Рослин (швед. Alexander Roslin; 1718–1793).
В XIX веке популярность пастели возродилась, а сама техника получила новое развитие. Её величайшим мастером стал французский импрессионист Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 1834–1917), который сделал фиксатив частью творческого процесса. Он начинал с угольного рисунка, закреплял его, а затем наносил слои мягкой пастели. Вместо смешивания пигментов на бумаге, он снова закреплял слой и наносил поверх него новые штрихи. Так, сложное цветовое звучание достигалось за счёт оптического смешения множества чистых тонов. Среди других известных пастелистов того времени — ученица Дега Мэри Кассат (англ. Mary Cassatt; 1844–1926), Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (англ. James Abbott McNeill Whistler; 1834–1903), Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 1840–1916) и Пабло Пикассо (исп. Pablo Picasso; 1881–1973). К мастерам XX – XXI веков относятся Дэниел Грин (англ. Daniel Greene) и Вольф Кан (англ. Wolf Kahn). Пример современного использования пастели можно увидеть в Национальной коллекции автопортретов Ирландии.
Профессиональные объединения пастелистов
Хотя пастельные общества менее известны, чем объединения художников, работающих в техниках акварели или масла, в мире их существует немало. Например, в 1898 году в Лондоне было создано Пастельное общество (The Pastel Society), в состав которого входили Эдгар Дега, Огюст Роден (фр. Auguste Rodin), Уильям Ротенштейн (англ. William Rothenstein) и Джеймс Уистлер. Оно занималось популяризацией лучших современных работ и стремилось вернуть технике былой престиж. В 1994 году Урания Кристи Тарбет (англ. Urania Christy Tarbet) основала Международную ассоциацию пастельных обществ (IAPS).
Другие формы графического искусства
Меловые рисунки
Угольный рисунок
Мелки «Конте»
Рисунки пером и тушью
Карандашные рисунки
Смотри также: Disegno
О художественных течениях, стилях и старых мастерах читайте в разделе: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?