Рисунки пастелью:
История, Типы читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «пастель» относится к цветным карандашам, сделанным из порошкового пигмента, связанного со смолой или камедью. Название происходит от итальянского слова «пастелло», что означает маленькая булочка.
Разработанная в середине 16 века из цветных мелков, используемых для рисования, пастель впервые стала популярной среди художников-портретистов в 18 веке благодаря своим мягким атмосферным эффектам. Обычно пастель наносится на бумагу в сухом виде, что позволяет художнику наносить цвет на композицию с самого начала, без предварительных линий и тональной подготовки.
Изготовление и композиция пастели
Пастель изготавливается из измельченных пигментов в сочетании с основой, такой как мел или глина, и удерживается вместе с гуммиарабиком, трагакантовой камедью или другим связующим для образования густой пасты. Затем эту пасту разрезают, формуют в палочки и дают затвердеть. Обычно доступны четыре типа пастели. Мягкие и твердые пастели, пастельные карандаши и масляная пастель. Они бывают разных форм – круглые или квадратные, тонкие или толстые.
Мягкая пастель
Наиболее широко используемый тип пастели, эти карандаши содержат более высокую долю пигмента и меньше смолы и дают более яркие цвета. Их гладкая и толстая поверхность дает богатые живописные эффекты, они очень хороши для изображения эффекта объема. Мягкая пастель легко наносится, требует небольшого давления, ее можно размазать и растушевать пальцем, тряпкой или бумажным комком. Однако, из-за пониженного содержания связующего компонента, она имеет тенденцию к крошению и более легко разрушается. Кроме того, художники обычно наносят на свои работы фиксатор (закрепитель), чтобы минимизировать дальнейшее размазывание.
Твердая пастель
Твердая пастель, содержащая меньше пигмента и больше связующего, чем мягкая, дает более тусклые цвета, но сохраняет более плотную консистенцию. Мелки можно заострить до острия с помощью лезвия, что позволяет художнику рисовать тонкие линии и мелкие детали.
Ее часто используют для набросков или на ранних этапах картины, чтобы обрисовать базовый дизайн композиции, а на заключительных этапах – для добавления деталей – часто в сочетании с другими средствами рисования и изобразительного искусства.
Пастельные карандаши
Это тонкие пастельные палочки, заключенные в деревянные стержни, как обычный карандаш. Удобные и чистые, они не крошатся и не ломаются, как традиционные пастели. Они используются в основном в сочетании с мягкой или твердой пастелью, чтобы добавить мелкие детали.
Масляная пастель
Ее готовят из комбинации сырых пигментов, животного жира и воска. Масляная пастель дает толстые масляные мазки более яркого цвета. Они сильнее, чем сорта без масла, не растекаются и требуют небольшого количества фиксатора, но их сложнее смешивать. Растушевка достигается с помощью кисти или тряпки, смешанной со скипидаром, который помогает растворить пастель. Еще одна техника масляной пастели – сграффито, нанесение мастихином или другим острым предметом на толстые слои цвета для создания интересных узоров и текстур.
Пастельные рисунки и картины
Художники используют пастель как для набросков, так и для рисования, часто в сочетании с другими материалами, например карандаш, уголь, мел и различные краски. Работая стороной мелка, пастеллист создает широкие живописные мазки, которые можно смешивать и растушевывать, добавлять полупрозрачными слоями (стиль scumbling) или наращивать толстыми слоями в стиле импасто, с твердым маслянистым видом картина маслом. В качестве альтернативы, работая кончиком карандаша, рисовальщик может создать тонкие четкие линии с совершенно другим эффектом. Вообще говоря, если работа покрыта пастелью только частично, работа называется пастельным рисунком: если полностью покрыта пастелью, она называется картиной. Каким бы ни был намеченный результат, лучшая основа – тонированная бумага с текстурированной поверхностью, которая раскрывает все лучшее от пастельных материалов.
История пастельного искусства
Время от времени использовавшаяся в эпоху маньеризма в конце 16 века, пастель была серьезно подхвачена (иногда в сочетании с гуашью) портретистами 18 века, такими как венецианский пастелист Розальба Каррьера (1675-1757), французы Морис Квентин де Латур (1704-1788) и Жан Шарден (1699-1779), уроженец Женевы Жан-Этьен Лиотар (1702-1789), французский гравер и художник пастелью Жан-Батист Перронно (около 1715-1783) и швед Александр Рослен (1718-1793).
Использование пастели возродилось и расширилось в 19 веке, когда ее величайший представитель, французский художник-импрессионист и рисовальщик Эдгар Дега, использовал фиксирующий клей как ключевой элемент творческого процесса. Сначала проявив рисунок углем, он опрыскивал его закрепителем, а затем покрывал слоями мягкой пастели. Но вместо того, чтобы смешивать цвета, он наносил больше фиксатора и добавлял больше пастели. Богатое оптическое сопоставление цветов достигалось за счет различных слоев цвета, а не одного толстого смешанного слоя. Среди других известных современных пастелистов: ученица Дега Мэри Кассат (1844-1926), Джеймс Макнил Уистлер (1834-1903), Одилон Редон (1840-1916), Пабло Пикассо. Пастелисты двадцатого века – это, например, Дэниел Грин и Вольф Кан. Другой современный пример использования пастели можно увидеть в Национальной коллекции автопортретов Ирландии в Университете Лимерика.
Профессиональные группы художников пастелью
Хотя они менее известны, чем сообщества, предпочитающие другие среды, такие как акварель и масло, в мире существует множество сообществ пастелистов. Например, в 1898 году было создано Британское пастельное общество, в состав которого входили Эдгар Дега, Огюст Роден, Уильям Ротенштейн и Джеймс Уистлер. Они продвигали лучшие современные работы пастелистов и стремились вернуть этой среде прежний уровень популярности. В 1994 году Урания Кристи Тарбет основала Международную ассоциацию пастельных обществ.
Другие формы графического искусства
- Меловые рисунки
- Древесный рисунок
- Conte Crayon
- Перо и чернила
- карандашные рисунки
- Смотри также: Дизеньо
• Факты о живописных движениях, стилях и старых мастерах см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?