Карандашные рисунки:
история, развитие грифельных карандашей читать ~4 мин.
Обычный карандаш (от лат. peniculus — «маленькая кисть») — это один из самых быстрых и чувствительных инструментов для рисования, который позволяет создавать как беглые наброски, так и детально проработанные произведения. Карандаши различаются по твёрдости графитового стержня: чем он твёрже и острее заточен, тем тоньше получается линия. Карандаш относится к сухим материалам, в отличие от ручек или маркеров, которые оставляют на бумаге жидкие чернила.
Известные художники, рисовавшие карандашом
Твёрдые и остро заточенные карандаши, оставляющие чёткие и тонкие штрихи, особенно ценились в искусстве неоклассицизма и романтизма XVIII века. Среди выдающихся мастеров карандашного рисунка был Жан-Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Одна из его известных работ — «Портрет мадам Гийом Летьер», выполненная графитным карандашом и хранящаяся в Художественном музее Фогга при Гарвардском университете.
Английский художник-пейзажист Джон Констебл часто использовал карандаш и тушь, примером чего служит его работа «Деревья на берегу» (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Пабло Пикассо также обращался к этому инструменту, создав, например, знаменитый карандашный портрет Игоря Стравинского. Два прекрасных образца карандашного рисунка, «Элис Мейнелл» Джона Сингера Сарджента и «Томас Харди» Уильяма Стрэнга, можно увидеть в лондонской галерее Тейт.
Современные примеры использования карандаша представлены в Национальной коллекции автопортретов Ирландии в Университете Лимерика. Там можно увидеть портреты ирландских художников Патрика Скотта, Сары Персер, Уолтера Осборна и Патрика Леонарда, а также работы Джека Б. Йейтса и Стивена МакКенны.
Подготовительные наброски
Главные недостатки работ, выполненных исключительно карандашом, — их относительная недолговечность и монохромность. Поэтому многие художники либо используют фиксатив для закрепления рисунка, либо добавляют цвет с помощью акварели, гуаши или пастели. При этом лёгкость, с которой можно стереть карандашные линии, делает этот инструмент незаменимым для создания подготовительных эскизов. Большинство современных живописцев, работающих маслом или акрилом, начинают свои произведения именно с карандашного наброска.
Как делают карандаши
Карандашный грифель состоит из графита — формы углерода, название которого происходит от греческого слова graphein (γράφειν), что означает «писать». В процессе производства природный графит измельчают в порошок, смешивают с глиной и водой до состояния пасты. Эту пасту прессуют, формируя длинные тонкие стержни, которые затем обжигают в печи. Готовый грифель пропитывают воском для более гладкого скольжения и вставляют в деревянный корпус, как правило, из кедра.
Виды графитных карандашей
Карандаши бывают не только в традиционном деревянном корпусе, но и в виде цельных графитовых палочек. Их изготавливают из высококачественного прессованного графита. Такие палочки позволяют художнику варьировать штрихи, используя остриё, его плоский край или всю боковую поверхность. Благодаря возможности создавать линии разной толщины и тональности, графитовые палочки стали излюбленным материалом для многих рисовальщиков.
История карандаша в искусстве
В Древней Греции художники использовали металлические стержни, часто свинцовые, для рисования на папирусе. В эпоху Возрождения этот инструмент, известный как стилус, в сочетании с различными сплавами металлов применялся для создания утончённых рисунков в Италии и Германии. Ученики художников тренировались, используя пустой стилус, который оставлял на дощечках легко удаляемые вмятины. Эти инструменты можно считать предшественниками современного карандаша.
Первое упоминание о пишущем инструменте с графитовым стержнем в деревянном корпусе сделал швейцарский учёный Конрад Геснер в 1565 году. Однако современный карандаш появился значительно позже, после открытия в Борроудейле (английский Озёрный край) месторождения чистого графита. Несмотря на успехи немецких и американских производителей, изобретение современного карандаша приписывают французу Николя-Жаку Конте (фр. Nicolas-Jacques Conté). В 1795 году он разработал метод смешивания графита с глиной, который используется и по сей день. Сегодня ведущими производителями карандашей являются такие компании, как Dixon Ticonderoga, Faber-Castell и Sanford.
Большинство современных карандашей маркируется по европейской системе, которая использует шкалу от «H» (hardness — твёрдость) до «B» (blackness — чернота). Стандартный карандаш для письма имеет маркировку HB. Самым твёрдым считается 9H, а самым мягким — 9B. Различные степени твёрдости достигаются изменением пропорций графита и глины: чем больше в смеси глины, тем твёрже грифель.
Другие виды карандашей
Кроме графитных, художники и иллюстраторы в изобразительном искусстве используют и другие виды карандашей. К ним относятся:
- Цветные карандаши — изготавливаются из смеси глины, пигмента и воска.
- Угольные карандаши — состоят из прессованного угля.
- Мелковые карандаши (сангина, сепия) — производятся из пигмента, глины и воскового связующего.
- Акварельные карандаши — их пигмент растворяется водой, создавая эффект акварели.
Другие формы графического искусства
Справочник по вопросам классификации и эстетики изобразительного искусства доступен в разделе «Определение и значение искусства». О художественной форме, тесно связанной с графикой, читайте в статье «Иллюстрация в книгах и журналах». Чтобы узнать больше о направлениях в живописи и великих мастерах, обратитесь к разделу «История искусства». См. также: Графика.
- Виды техник художественной росписи стен
- Сумки от французского модного дома Louis Vuitton
- Выбираем типы планшетов для рисования стилусом
- Женщина со стилусом: Что портрет может рассказать нам о женщинах Древнего Рима
- Выставка компьютерной графики «Цифровые сны»
- Приложения операционной системы Андроид для рисования
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?