Китайская буддийская скульптура читать ~8 мин.
Буддийское религиозное искусство посвящено жизни и учению Сиддхартхи Гаутамы (VI – V вв. до н.э.), почитаемого как Будда Шакьямуни. Получив широкое распространение, буддизм оказал значительное влияние на китайское искусство. Он вдохновил создание многочисленных скульптур, в особенности монументальных статуй из золота, бронзы, терракоты, нефрита, камня, слоновой кости и дерева.
Изображения Будды — неотъемлемая часть монастырей и храмов в традициях как Тхеравады, так и Махаяны. Традиция Махаяны оказала особенно сильное влияние на культуру Восточной Азии, включая корейское, китайское и японское искусство. В Китае без буддийского влияния пластическое искусство, и в частности скульптура, могло бы остаться второстепенным направлением. Сегодня же буддийская скульптура стоит в одном ряду с такими важнейшими видами китайского искусства, как резьба по нефриту, лаковые изделия и китайский фарфор.
Будда и бодхисаттвы
Со временем буддийский пантеон расширился. Кроме Будды Шакьямуни, в него вошли небесные будды, бодхисаттвы и другие учителя. Будды — это существа, достигшие полного просветления и освободившиеся от мира явлений. Бодхисаттвы же, уже способные достичь просветления, сознательно откладывают его, чтобы помогать другим существам.
В Китае наиболее почитаемы два бодхисаттвы: Авалокитешвара (Гуаньинь), олицетворение сострадания, и Манджушри (Вэньшу), воплощение мудрости. Они изображаются в разных формах; в частности, Авалокитешвара часто предстаёт в женском обличье. Гуаньинь также известна как «богиня милосердия» и почитается даосами как бессмертная.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
О ранних культурах см. Хронология доисторического искусства. О более поздней хронологии см.: Хронология истории искусства. О движениях и периодах см.: История искусства.
Характеристики
Буддизм проник в Китай к I веку до н.э. Ко II веку н.э. по всей стране уже существовали монастыри, где монахи из Индии и Шри-Ланки выступали учителями и переводчиками. Хотя ранние статуэтки Будды находят в гробницах II – III веков, массовое создание буддийских изображений началось лишь в IV веке. В это время северные территории разделённого Китая часто находились под властью неханьских династий из Центральной Азии.
Кроме отдельно стоящих скульптур, изображения Будды вырезали в искусственных пещерных храмах в Дуньхуане, Юньгане и Лунмэне. Как и в Индии и Центральной Азии, эти храмовые комплексы варьировались от простых залов до огромных сооружений с жилыми помещениями для монахов и паломников.
На протяжении шести веков (350–950 гг.) буддийская иконография в Китае развивалась под влиянием местных школ, таких как «Чистая Земля», в центре которой находятся Будда Амитабха и Бодхисаттва Авалокитешвара, и «Чань» (Дзэн). Философия Чистой Земли подчёркивает преданность и веру как путь к просветлению, а Чань — медитацию и осознанность. Обе традиции распространились также в Корее и Японии.
В IX веке из Индии и Центральной Азии в Китай пришли новые практики. К ним относились почитание небесного Будды Вайрочаны, новые образы бодхисаттв (например, многорукого Авалокитешвары) и использование космических диаграмм — мандал.
Китайская буддийская скульптура испытала заметное влияние зарубежных образцов. Работы с мощной мускулатурой и тонкими одеждами восходят к индийской традиции, тогда как фигуры с изящными телами, укутанные в плотные ткани, характерны для самого Китая. Многие изображения будд и бодхисаттв сочетали в себе оба этих стиля. После упадка буддизма в Индии в XI – XII веках монастыри Китая, Кореи, Японии и Гималаев стали главными центрами дальнейшего развития буддийского пластического искусства.
История
В период Шести династий (220–589) вырос спрос на буддийскую бронзовую скульптуру и каменные изваяния с животными мотивами. Это подготовило почву для расцвета скульптуры в эпоху династии Тан (618–907). В этот период наряду с каменной скульптурой (например, Гигантский Будда в Лэшане) стали популярны бронзовое литьё и резьба по слоновой кости. Однако основные каноны по-прежнему заимствовались из Индии, вдохновлённые искусством периода Гуптов. Столица Тан, город Чанъань (современный Сиань), стала важнейшим центром буддизма, откуда учение распространялось в Корею и Японию.
В поздний период династии Тан императоры подавляли буддизм как чужеродную идеологию, стремясь укрепить позиции местного даосизма. Тем не менее, в эпоху искусства династии Сун (960–1279) началось возрождение буддийского искусства. Примером служит продолжение строительства монументальных скульптур в Дацзу и в храме Миншань уезда Аньюэ, провинция Сычуань. Чань-буддизм процветал на протяжении нескольких столетий, а его монастыри стали важными образовательными центрами. Также была популярна резьба по дереву с изображениями будд и бодхисаттв.
Интересное сравнение можно провести с буддийской скульптурой Юго-Восточной Азии, например, с многочисленными статуями Будд и бодхисаттв в кхмерском храме XII века Ангкор-Ват в Камбодже (1115–1145). Его архитектура также испытала влияние индийских строительных традиций, примером которых служит индуистский храм Кандария Махадева XI века (1017–1029) в штате Мадхья-Прадеш.
Искусство династии Мин (1368–1644) также способствовало развитию буддийских мотивов, особенно в ювелирном деле и других видах декоративного искусства. Например, на украшение «Фарфоровой пагоды» в Нанкине ушло около 70 тонн серебра.
В период династии Цин (1644–1911) буддийская скульптура продолжала развиваться. В XVIII веке правители Цин заключили союзы с Тибетом и Монголией, что привело к строительству множества храмов тибетской школы в Пекине и других городах. Это вызвало огромный спрос на буддийские скульптуры, ярким примером которой является статуя Лобсанга Палдена Еше (VI Панчен-ламы) (1738–1780, Филдовский музей, Чикаго), украшенная перегородчатой эмалью и золотом. В XIX и начале XX веков большинство видов искусства в Китае пришли в упадок из-за западного влияния, войн и политической нестабильности.
С образованием Китайской Народной Республики в 1949 году наступил период застоя в китайской живописи и скульптуре, где доминировали социалистический реализм и политическая тематика. Несмотря на сохранявшуюся политизацию искусства, власти КНР санкционировали возведение ряда монументальных статуй Будды. Некоторые из них превосходят размерами 30-метрового Колосса Родосского, одно из семи чудес Древнего мира.
Историческое развитие буддизма обеспечило Китаю одну из богатейших в мире коллекций визуального искусства этой традиции, прежде всего в области скульптуры. К наиболее известным объектам относятся пещеры Могао и храма Бинлин в провинции Ганьсу, гроты Лунмэнь в провинции Хэнань, гроты Юньган в провинции Шаньси и наскальные барельефы Дацзу близ Чунцина. Кроме того, Гигантский Будда в Лэшане (строительство начато в 713 г.) остаётся самой большой каменной статуей Будды в мире.
Об истории и развитии буддийской скульптуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (около 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Высочайшие буддийские статуи в Китае
Будда Весеннего Храма (завершена в 2002 г.) (128 м)
Самая высокая статуя в истории скульптуры.
Расположение: посёлок Чжаоцунь уезда Лушань, провинция Хэнань.
Гуаньинь Южного моря в Санье (2005 г.) (108 м)
Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары, одна из высочайших в мире.
Расположение: южное побережье островной провинции Хайнань.
Гуйшань Гуаньинь «Тысячи рук и глаз» (2009 г.) (99 м)
Позолоченная бронзовая статуя Авалокитешвары, седьмая по высоте в мире.
Расположение: Вэйшань, Чанша, провинция Хунань.
Большой Будда в Линшане (1996 г.) (88 м)
Бронзовая статуя стоящего Будды Шакьямуни весом более 700 тонн.
Расположение: к югу от горы Линшань, Уси, провинция Цзянсу.
Гигантский Будда в Лэшане (713–803) (71 м)
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 года.
Эта высеченная в скале статуя сидящего Будды Майтрейи (Будды грядущего) — крупнейший в мире каменный Будда. Его ноготь на ноге достаточно велик, чтобы на нём мог сидеть взрослый человек.
Расположение: место слияния рек Миньцзян, Даду и Цинъи, провинция Сычуань.
Гуаньинь Южно-Китайского моря (1998 г.) (62 м)
Вместе с пьедесталом высота этого бодхисаттвы достигает 77 м.
Расположение: гора Сицяо, Фошань, провинция Гуандун.
Гуань Юй из Юньчэна (2010 г.) (61 м)
Расположение: Юньчэн, провинция Шаньси.
Будда Гаутама в Лашаоси (559 г.) (60 м)
Расположение: наскальные барельефы, уезд Ушань, провинция Ганьсу.
Большой стоящий Будда Майтрейя (2011 г.) (58 м)
Расположение: посёлок Эмэй, уезд Синьчжу, Тайвань, Китайская Республика.
Будда Амитабха в Дунлине (2012 г.) (48 м)
Расположение: район Лушань, провинция Цзянси.
Будда Гаутама в Цзиньдине (2011 г.) (48 м)
Расположение: Дуньхуа, провинция Цзилинь.
Бодхисаттва Самантабхадра «Десяти направлений» (2005 г.) (48 м)
Расположение: гора Эмэйшань, провинция Сычуань.
Будда Гаутама в Фогуан (2011 г.) (48 м)
Расположение: Гаосюн, Тайвань, Китайская Республика.
Будда в Цзисяне (2008 г.) (45 м)
Расположение: Сишуанбаньна-Дайский автономный округ.
Будда Амитабха в Сишане (576 г.) (41 м)
Расположение: Тайюань, провинция Шаньси.
Гуаньинь в Ляньхуашане (1994 г.) (41 м)
Расположение: Ляньхуашань, Гуанчжоу, провинция Гуандун.
Будда Амитабха в Фо Гуан Шань (1972 г.) (40 м)
Расположение: Гаосюн, Тайвань, Китайская Республика.
Гигантский Будда Гаутама в Хунгуаншане (2004 г.) (39 м)
Расположение: Урумчи, Синьцзян.
Большой Будда в Наньшане (2004 г.) (39 м)
Расположение: Яньтай, провинция Шаньдун.
Будда Майтрейя в уезде Жун (династия Тан, 618–907) (37 м)
Расположение: уезд Жун, провинция Сычуань.
Позолоченная бронзовая Гуаньинь храма Чунъюань (2007 г.) (36 м)
Расположение: Сучжоу, провинция Цзянсу.
Большой Будда в Шандане (618–907) (35 м)
Расположение: Шандан, провинция Ганьсу.
Дополнительные сведения о китайском декоративно-прикладном искусстве в следующих статьях:
Характеристики традиционного китайского искусства
Китайская керамика (с 10 000 лет до н.э.)
Воины терракотовой армии (около 208 г. до н.э.)
Искусство неолита в Китае
Культура Ся (2100–1600 до н.э.)
Искусство династии Шан (около 1600–1050 до н.э.)
Искусство династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Чтобы узнать больше об искусстве в Индии, см.:
Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г. н.э.)
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI вв.)
Живопись Великих Моголов (XVI – XIX вв.)
Живопись раджпутов (XVI – XIX вв.)
Для получения дополнительной информации о буддийской скульптуре в Азии см.: Искусство Азии (с 38 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?