Китайская буддийская скульптура читать ~9 мин.
Буддийское религиозное искусство прославляет жизнь и идеологию одного человека, Сиддхартхи Гаутамы (умер около 400 г. до н.э.), которому сейчас поклоняются как Будде Шакьямуни. Буддизм, получивший широкое признание в китайском искусстве, вдохновил создание бесчисленных типов скульптур, особенно монументальных статуй, сделанных из самых разных материалов, включая золото, бронзу, терракоту, нефрит, камень, слоновую кость и дерево.
Изображения Будды являются неотъемлемой частью монастырей, храмов и святынь как в доктринах Тхеравады, так и в учении Махаяны. В частности, традиция махаяны оказала большое влияние на культуру Восточной Азии, особенно на корейское искусство, а также на китайское и японское искусство. В Китае буддизм оказал огромное влияние на пластическое искусство страны: без буддийского вдохновения китайская скульптура могла бы остаться сравнительно второстепенным видом искусства. Как бы то ни было, буддийские скульптуры наряду с резьбой по нефриту и лаковыми изделиями, а также китайским фарфором, считаются одним из самых ярких изобразительных искусств Китая.Будда и Бодхисаттвы
На протяжении веков буддизм расширил свою первоначальную направленность на Будду Шакьямуни, включив в него ряд небесных будд и бодхисаттв, а также других учителей и мыслителей. В то время как считается, что будды достигли состояния полного духовного просветления и полностью освободились от феноменального мира, бодхисаттвы (то есть индивидуумы, которые обречены на просветление, но ещё не достигли его) остаются доступными для других.
В Китае двумя главными бодхисаттвами являются Авалокитешвара (Гуаньинь), олицетворение сострадания, и Манджушри (Веншу), воплощение духовной мудрости. Оба приняли несколько разных форм, хотя Авалокитешвара часто создавалась в виде женщины. (Примечание: Гуаньинь широко известна в английском языке как богиня милосердия. Китайские даосы также почитают её как бессмертную.)
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
О ранних культурах см. Хронология доисторического искусства. О более поздней хронологии см.: Хронология истории искусства. О движениях и периодах см.: История искусства.
Характеристики
Буддизм был известен в Китае к I веку до нашей эры, а ко II веку во многих местах по всей стране были основаны буддийские монастыри с монахами из Индии и Шри-Ланки, которые служили учителями и переводчиками. Ранние статуэтки Будд были обнаружены в гробницах II и III веков; однако создание буддийских образов не получило широкого распространения в Китае до 4-го века, когда разделённый Китай, особенно на севере, часто управлялся неханьскими китайскими кланами из Центральной Азии. Кроме отдельно стоящих скульптур, изображения Будды также были вырезаны в искусственных пещерных храмах в таких местах, как Дуньхуан, Юньган и Лунмэнь. Подобно тем, что находятся в Индии и Центральной Азии, эти пещерные храмы варьируются от простых полых комнат до огромных комплексов с жилыми помещениями для монахов и посетителей.
Эволюция буддийской иконографии на протяжении шести веков с 350 по 950 год была отмечена развитием китайских традиций, таких как Чистая Земля, в основе которой лежат Будда Амитабха, Бодхисаттва Авалокитешвара и Чан (или Дзен). Философия Чистой Земли подчёркивает преданность и веру как средства к просветлению, в то время как Чан продвигает медитацию и внимательность в повседневной жизни: обе эти традиции также процветали в Корее и Японии. В течение 9 века новые практики начали внедряться в Китай из Индии и Центральной Азии. Они включали поклонение небесному Будде Вайрочане, новые образы бодхисаттв, таких как Авалокитешвара, и появление космических диаграмм, таких как «мандалы».
Китайская буддийская скульптура испытала значительное влияние иностранных моделей. Например, работы с мощным телосложением и тонкой одеждой происходят из живописи и скульптуры Индии, а работы, в которых тонкие тела сочетаются с толстой одеждой, принадлежат китайской традиции. Многие будды и бодхисаттвы представляют собой смесь этих визуальных типов. Когда буддизм исчез из Индии, после XI и XII веков, буддийские храмы и монастыри в Китае, Корее, Японии и Гималаях служили важными центрами постоянного развития буддийского пластического искусства во всех средствах массовой информации.
История
В период искусства Шести династий (220-618) увеличился спрос на буддийскую бронзовую скульптуру, а также каменную кладку с животными мотивами. Это открыло путь к возрождению скульптуры в эпоху искусства династии Тан (618-906). В этот период в каменной скульптуре (см., например, Гигантский Будда в Лешане) стали популярны и бронзовое литье, и резьба по слоновой кости. Однако основные стереотипы продолжали исходить из Индии, вдохновлённые искусством периода Гупта. Танская столица Чанган (современный Сиань) стала важным центром китайского буддизма, откуда он распространился в Корею и Японию.
После того, как покойные императоры Тан подавили буддизм как иностранную идеологию, чтобы укрепить местную религию даос, искусство династии Сун (960-1279) стало свидетелем возрождения буддийского искусства, примером чего является продолжающееся строительство монументальной скульптуры в Дазу в провинции Сычуань и храма в Миншане в Анюэ, провинция Сычуань. В частности, чань-буддизм процветал в течение нескольких столетий, а чаньские монастыри стали важными центрами религиозного обучения. Также была популярна резьба по дереву с изображением будд и бодхисаттв.
Интересное сравнение с буддийской скульптурой Юго-Восточной Азии – многочисленные статуи Будд и Бодхисаттв в кхмерском храме Ангкор-Ват 12 века (1115-45 гг.) в Камбодже, на который повлияли строительные конструкции, импортированные из Индии – см. например, индуистский храм Кандария Махадева 11-го века (1017–29) в Мадхья-Прадеш.
Искусство династии Мин (1368–1644) также поощряло буддийские работы, особенно в ювелирном деле и других формах декоративного искусства. Примерно 2,5 миллиона унций серебра, например, было использовано в украшении буддийской «Фарфоровой пагоды» в Нанкине.
Буддийская скульптура в период искусства династии Цин (1644-1911) продолжала развиваться, особенно в 18 веке после того, как правители Цин заключили союзы с Тибетом и Монголией, что привело к строительству многих буддийских храмов тибетской школы в Пекине и в других местах, и огромный рост спроса на буддийские скульптуры, примером чего является статуя Лобсанга Палдена Еше (6-го Панчен-ламы) (1738-80, Филдский музей, Чикаго). Скульптура украшена перегородчатой эмалью и золотом. Большинство видов искусства в Китае в XIX и начале XX века разделились из-за западного влияния, политических беспорядков и войн.
Возникновение Китайской Народной Республики в 1949 г. сопровождалось очередным застойным периодом в Китайской живописи и скульптуре, в которых преобладали социалистический реализм и другие явно политические темы. Хотя политизация искусства продолжилась, китайские лидеры санкционировали строительство ряда монументальных статуй Будды, некоторые из которых затмевают размеры 100-футового Колосса Родосского (около 280 г. до н.э.), одного из семи чудес Древнего мира.
Таким образом, историческое развитие буддизма в Китае дало стране одну из самых богатых коллекций буддийского визуального искусства в мире, прежде всего в области скульптуры. Самые известные буддийские скульптурные объекты Китая включают пещеры Могао и пещеры храма Бинглинг в провинции Ганьсу, гроты Лунмэнь в провинции Хэнань, гроты Юньган в провинции Шаньси и наскальные рисунки Дазу возле города Чунцин. Кроме того, Гигантский Будда в Лэшане (начало 713 г.) в провинции Сычуань, недалеко от города Лэшань, остаётся самой большой каменной статуей Будды в мире.
Об истории и развитии буддийской скульптуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (около 18000 лет до н.э. – настоящее время).
20 самых высоких буддийских статуй в Китае
Весенний храм Будды (завершён в 2002 г.) (128 метров)
Самая высокая статуя в истории скульптуры.
Расположение: посёлок Чжаоцунь уезда Лушань провинции Хэнань.
Гуаньинь Южного моря Саньи (2005 г.) (108 метров).
Эта статуя Бодхисаттвы Авалокитешвары является четвёртой по высоте статуей в мире.
Расположение: Южное побережье китайской островной провинции Хайнань.
Гуйшань Гуаньинь «Тысячи рук и глаз» (2009 г.) (99 метров)
Эта позолоченная бронзовая статуя Авалокитешвары является седьмой по высоте в мире.
Расположение: Вэйшань, Чанша, Хунань.
Великий Будда Луншана (1996 г.) (88 метров)
Этот бронзовый стоящий Будда Шакьямуни весит более 700 тонн.
Расположение: к югу от горы Луншань, Уси, провинция Цзянсу.
Гуаньинь Южно-Китайского моря (1998 г.) (62 метра)
Этот Бодхисаттва со своим пьедесталом достигает 77 метров в высоту.
Расположение: гора Сицяо, Фошань, провинция Гуандун.
Гигантский Будда в Лешане (713-803) (71 метр)
. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 года.
Эта статуя сидящего Будды Майтрейи на скале – самый большой в мире каменный Будда. Он может вместить сидящего взрослого человека у себя на ногте на ноге.
Расположение: место слияния рек Миньцзян, Даду и Цинъи, провинция Сычуань.
Гуань Ю из Юньчэн Гуань (2010 г.) (61 метр).
Место: Юй Юньчэн, Шаньси.
Будда Лашаоси Дафо Гаутама (559) (60 метров)
Расположение: резьба по горам, округ Ушань, Ганьсу.
Великий стоящий Будда Майтрейя (2011 г.) (58 м).
Местоположение: посёлок Эмэй, уезд Синьчжу, Тайвань, Китайская республика.
Дунлинь Дафо Будда Амитабха (2012 г.) (48 метров)
Место: район Лушань, Цзянси, Китай.
Цзиньдин Дафо Гаутама Будда (2011 г.) (48 метров)
Место: Дуньхуа, Цзилинь.
Бодхисаттва Самантабхадра «Десять направлений» (2005 г.) (48 метров).
Местоположение: гора Эмей, Сычуань.
Фогуанг Дафо Гаутама Будда (2011 г.) (48 метров)
Место: Гаосюн, Тайвань, Китайская республика.
Будда Цзисян Дафо (2008 г.) (45 метров).
Местоположение: Автономная префектура Сишуанбанна Дай.
Сишань Дафо Будда Амитабха (576) (41 метр)
Расположение: Тайюань, Шаньси.
Гуаньинь из Ляньхуашань (1994) (41 метр).
Местоположение: Ляньхуашань, Гуанчжоу, Гуандун.
Амитабха Будда Фо Гуан Шань (1972 г.) (40 метров)
Место: Гаосюн, Тайвань, Китайская республика.
Хунгуаншанский гигант Гаутама Будда (2004 г.) (39 метров)
Место: Урумчи, Синьцзян.
Наньшань Дафо Гаутама Будда (2004 г.) (39 метров)
Место: Яньтай, Шаньдун.
Жун Сянь Будда Майтрейя (династия Тан, 618-906) (37 метров)
Место: Ронг Сянь, Сычуань.
Позолоченная бронза Гуаньинь храма Чунъюань (2007 г.) (36 метров)
Место: Сучжоу, Цзянсу.
Шандан Дафо Гаутама Будда (618-906) (35 метров)
Место: Шандан, Ганьсу.
Дополнительные сведения о китайском декоративно-прикладном искусстве в следующих статьях:
Характеристики традиционного китайского искусства
Китайская керамика (10 000 лет до н.э.)
Воины терракотовой армии (около 208 г. до н.э.)
Искусство неолита в Китае
Культура Ся (2100-1600)
Искусство династии Шан (около 1600-1050)
Хань Искусство династии (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Чтобы узнать больше об искусстве в Индии, см.:
Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.)
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Постклассическая индийская живопись (14-16 века)
Живопись Моголов (16-19 века)
Живопись раджпутов (16-19 века)
Для получения дополнительной информации о буддийской скульптуре в Азии см.: Искусство Азии (с 38 000 до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?