Китайская керамика читать ~13 мин.
Со времён каменного века Китай является мировым лидером в области керамического искусства. Его гончарные традиции вдохновляют мастеров по всему миру своими техниками лепки, глазурования, обжига и росписи, а китайский фарфор по праву считается одним из лучших в истории.
Китайская керамика каменного века (ок. 18 000–2000 гг. до н. э.)
Древнейшая керамика в Китае берёт своё начало в эпоху палеолита. В 2012 году учёные объявили, что фрагменты керамики из пещеры Сяньжэньдун (провинция Цзянси) были датированы 18 000 годом до н.э. методом радиоуглеродного анализа, что делает их древнейшими в мире. (См.: Древнейшее искусство каменного века). Следующими по возрасту (16 000 лет до н.э.) являются керамические изделия из пещеры Ючаньян в провинции Хунань. За пределами Китая примерно в это же время существовали другие гончарные традиции: например, керамика Вела-Спила в Хорватии или изделия культуры Дзёмон в Японии, датируемые 14 500 годом до н.э. На Дальнем Востоке России, в бассейне реки Амур, также развивалось гончарство, испытавшее китайское влияние.
Большая часть этой ранней посуды изготавливалась вручную методом ленточного наращивания, а затем обжигалась в открытых кострах. Декор был простым: его наносили штамповкой или вдавливанием. Мотивы, как правило, были абстрактными или геометрическими. Однако раскопки показывают, что китайские гончары вскоре начали производить ряд тонких, полированных и раскрашенных сосудов для ритуальных целей. Они появились в культурах эпохи неолита, развивавшихся в долинах рек Хуанхэ и Янцзы: Дадивань (6000 лет до н.э.), Баньпо (5000 лет до н.э.), Мяодигоу (4000–3000 гг. до н.э.), Яншао (4000–2000 гг. до н.э.) и более поздних Луншань (3000–2000 гг. до н.э.) и Давэнькоу (4500–3500 гг. до н.э.). Подробнее см.: Искусство неолита в Китае (7500–2000 гг. до н. э.).
К 3000 году до н.э. гончарные изделия достигли исключительного для того времени мастерства и изящества. Наличие изысканной керамики, наряду с резьбой по нефриту и другими ценными предметами в захоронениях знати, свидетельствует о её связи с социальным статусом. Эта форма китайского искусства получила дальнейшее развитие благодаря раннему освоению технологий обработки бронзы и изготовления лаковых изделий. Хронологическую эволюцию керамики (фаянса и фарфора) в Китае см.: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 до н. э. — настоящее время). См. также Искусство Азии (с 38 000 лет до н. э.).
Китайская керамика бронзового века (ок. 1700–221 гг. до н. э.)
Развитие науки, общества и политических институтов в бронзовом веке, в период культуры Ся (2100–1600 гг. до н.э.), а также династий Шан (ок. 1600–1050 гг. до н.э.) и Чжоу (1050–221 гг. до н.э.), привело к изменениям в керамическом производстве. (См.: Искусство династии Шан и Искусство династии Чжоу).
Мастера экспериментировали с высокотемпературным обжигом глазури, получая изделия с коричневатым оттенком. Эти эксперименты предвосхитили появление изделий юэ — разновидности зелёной керамики, известной как селадон. С ростом благосостояния и образованием новых городов и княжеств возник спрос на более дешёвые глиняные аналоги бронзовых сосудов и других предметов, особенно для бытового и погребального использования. Это привело к развитию массового производства с чётким разделением труда. Шире стали применяться формы, штампы и более сложные методы декорирования.
Китайская керамика времён династии Цинь (221–206 гг. до н. э.)
Вершиной керамического искусства эпохи Цинь стала Терракотовая армия — грандиозная коллекция из 8000 воинов, 130 колесниц и 150 лошадей, а также многочисленных чиновников, акробатов, силачей и музыкантов. По оценкам, для её создания потребовался труд 700 000 рабочих в течение 38 лет. Терракотовая армия была создана по приказу императора Цинь Шихуанди для его мавзолея в провинции Шэньси и представляет собой, несомненно, величайший образец терракотовой скульптуры в истории искусства. К сожалению, за время, прошедшее с момента захоронения в 208 году до н.э. до обнаружения в 1974 году, скульптуры утратили почти всю свою первоначальную раскраску.
Примечание: Династия Цинь совпала с заключительным периодом классической античности в Средиземноморье. Информацию об искусстве керамики в Древней Греции см.: Греческая керамика.
Китайская керамика в период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.)
Эпоха Хань, первая из четырёх величайших династий Китая, ознаменовалась многочисленными культурными достижениями, а также созданием Великого шёлкового пути — основного сухопутного торгового маршрута с Ближним Востоком и Европой. На производство керамики в эту эпоху повлияли три фактора. Во-первых, рост спроса на керамические сосуды, а также на фигурки людей и животных, архитектурные модели, что стимулировало развитие массового производства. Во-вторых, открытие месторождений каолина — белой глины, послужившей основой для создания ранних форм настоящего фарфора, первоначально в провинции Чжэцзян. В-третьих, изобретение свинцовой глазури. Добавление в неё меди давало зелёный цвет, а оксидов железа — жёлтый или коричневый.
В центральном Китае производили изделия из мягкой глины, покрытые свинцовой глазурью, а на юге — изделия из каменной массы, прошедшие высокотемпературный обжиг. Другими достижениями искусства династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) стали новые виды полированной чёрной керамики, как глазурованной, так и неглазурованной.
Китайская керамика в период Шести династий (220–589)
За династией Хань последовало более 350 лет войн и политической раздробленности — эпоха, известная как период Шести династий, — в течение которой буддизм и даосизм приобретали всё большую популярность, оттесняя конфуцианство. Тем не менее, искусство периода Шести династий продолжало развиваться в области китайской живописи, каллиграфии, книгопечатания (благодаря изобретению ксилографии) и скульптуры.
В области керамики этот период известен прежде всего развитием производства изделий «юэ» — вида керамики из каменной массы, прошедшей высокотемпературный обжиг. Её отличали глазури разных цветов — от оттенков зелёного, известных как селадон, до жёлтых и синих. Мастера создавали изделия «юэ», используя оксид железа в качестве пигмента для глазури и обжигая их в восстановительной (бескислородной) атмосфере при температуре свыше 1200 °C. Цвет регулировали, изменяя состав глазури и условия обжига.
Китайская керамика во времена династий Суй и Тан (589–906)
На смену недолговечной династии Суй (589–618) пришла вторая великая династия в истории Китая — Тан. Искусство эпохи Тан (618–906) отмечено рядом нововведений в керамике. Во-первых, стали популярны полихромные фаянсовые статуэтки (например, верблюдов и лошадей), которые помещали в гробницы в качестве погребального инвентаря. Во-вторых, появилось сразу несколько техник, включая «сань-цай» (трёхцветие) с использованием свинцовых глазурей зелёного, жёлтого, кремового и янтарного цветов. В-третьих, появился новый тип селадонов «юэ» с известковой глазурью. И наконец, был создан усовершенствованный тип твёрдого полупрозрачного фарфора, который производили в северных провинциях Хэбэй и Хэнань.
Эти достижения оказали огромное влияние на последующие поколения китайских мастеров, а со временем — и на развитие керамики в Европе. Танский фарфор изготавливали из смеси каолина и «фарфорового камня» (петунце), содержащего полевой шпат; его обжигали при температуре 1250–1450 °C. Он считался самым тонким и одновременно самым твёрдым видом керамики в мире. Его чисто-белый цвет служил идеальной основой для росписи, а пластичность массы позволяла создавать изящные скульптуры и декоративные элементы.
Лишь в начале XVIII века, почти восемь столетий спустя, в Европе смогли создать фарфор, сопоставимый по качеству с китайским. Более подробную хронологическую информацию об эволюции восточноазиатской керамики см.: Хронология развития керамики (26 000 до н. э. — 1900).
Китайская керамика в период династии Сун (960–1279)
Эпоха династии Сун считается золотым веком китайского керамического искусства. В это время страна была разделена на две части: относительно спокойный север и юг, страдавший от вторжений и междоусобиц. Несмотря на это, большинство историков искусства сходятся во мнении, что именно в этот период гончарство достигло своего расцвета.
Более изящная, чем её предшественники, керамика эпохи Сун характеризовалась плавными монохромными глазурями и глубиной цвета, располагающей к созерцанию. По техническому мастерству, новаторству и эстетическому чувству в работе с формой и глазурью сунские гончары превзошли многих своих предшественников и последователей. Руководство по эстетическим принципам, лежащим в основе традиционных искусств и ремёсел Китая, см.: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Ниже представлен краткий обзор наиболее примечательных видов керамики эпохи Сун.
Изделия Дин (ок. 1000–1400 гг.)
Самая известная белая керамика династии Сун. Она изготавливалась в печах Динчжоу в провинции Хэбэй, к юго-западу от Пекина. Для изделий «дин» характерен сероватый черепок, покрытый ангобом цвета слоновой кости и прозрачной глазурью. Декор в виде цветочных орнаментов наносился вдавливанием или резьбой.
Изделия Цинбай (ок. 960–1350 гг.)
Цинбай (что означает «голубовато-белый»), также называемый «инцин» («теневой синий»), представлял собой разновидность раннего фарфора. Его изготавливали из тонкой белой массы и покрывали блестящей голубовато-белой глазурью. Производимый в Цзиндэчжэне (провинция Цзянси), фарфор «цинбай» положил начало знаменитой сине-белой керамике. Голубоватый оттенок глазури получался из-за использования сосновых дров в качестве топлива, создававшего в печи восстановительную атмосферу. Несмотря на высокую цену, изделия «цинбай» пользовались большим спросом.
Черноглазурованная керамика (ок. 960–1250 гг.)
На долю черноглазурованных изделий приходилось до 20% всей керамики династии Сун. Это были функциональные предметы, популярные среди широких слоёв населения. Центрами производства были провинция Фуцзянь, где в печах изготавливали чёрную посуду с глазурями с высоким содержанием железа (знаменитые эффекты «заячий мех», «перо куропатки», «масляное пятно»), и мастерские в провинции Цзянси, где для украшения чайных чаш использовали трафареты, листья и другие узоры.
Северная селадоновая керамика (ок. 960–1450 гг.)
Очень популярная разновидность керамики из каменной массы, производимой в провинции Шэньси. Это были изящные изделия с сероватым черепком, украшенные резными или вдавленными узорами (цветы, волны, рыбы) и покрытые полупрозрачной оливково-зелёной глазурью. Её цвет достигался добавлением оксидов железа и титана.
Селадон Лунцюань (ок. 960–1279 гг.)
Изделия «лунцюань», производившиеся в южной провинции Чжэцзян, считаются вершиной мастерства среди селадонов эпохи Сун. Изначально их покрывали сине-зелёной глазурью, нанесённой на тонкий, но прочный фарфоровый черепок. Позже мастера разработали палитру известково-щелочных глазурей нефритового оттенка. Эти изделия высоко ценились и копировались керамистами династии Цин в XVIII веке.
Керамика Цзюнь (ок. 1050–1450 гг.)
Эти изделия, производившиеся в провинции Хэнань, отличались насыщенными опалесцирующими глазурями лавандово-синего, светло-зелёного и синего цветов с фиолетовыми вкраплениями. Лучшие образцы изделий «цзюнь» — это сосуды со светло-серым черепком, покрытые светло-голубой глазурью. В более поздних вариантах мастера добавляли в глазурь соединения меди, чтобы получить всплески тёмных цветов, например малинового или фиолетового.
Керамика Цычжоу (960–1600 гг.)
Керамика «цычжоу» — это тип прочных утилитарных изделий, производившихся в провинциях Хэбэй, Хэнань и Шаньси в периоды династий Сун и Мин (960–1644). Их отличительная черта — покрытие кремово-белым ангобом, которое наносилось на серовато-коричневый черепок и обычно украшалось чёрно-белым цветочным орнаментом. Белая основа побудила мастеров экспериментировать с различными техниками декора, включая гравировку, сграффито, роспись по белой глазури и ранние формы надглазурной росписи эмалями.
Китайская керамика в эпоху династии Юань (1280–1365)
В эпоху династии Юань, в период правления монгольской династии, основанной Хубилаем, внуком Чингисхана, появился первый сине-белый фарфор. Он экспортировался в Европу, где произвёл фурор благодаря своим уникальным свойствам. Именно в эпоху Юань Цзиндэчжэнь, город в южной провинции Цзянси, стал важнейшим центром производства фарфора в Китае, а следовательно, и ведущим мировым центром керамического производства.
Китайская керамика в период правления династии Мин (1368–1644)
Эпоха Мин, последняя из четырёх великих китайских династий, совпала по времени с европейским Ренессансом. Как и в Европе, это был период расцвета архитектуры, искусства и особенно керамики. Фарфор — важнейшая составляющая искусства династии Мин — был усовершенствован в этот период. Фарфор, изготовленный в годы правления под девизом Сюаньдэ, сегодня считается одним из лучших образцов керамики эпохи Мин, а сине-белый фарфор этого периода признан вершиной китайского фарфорового искусства.
Эти достижения укрепили мировую репутацию китайских гончаров. В этот период Китай перешёл к рыночной экономике и начал активно экспортировать фарфор в Европу, особенно в годы правления под девизом Ваньли (1572–1620). Значительный прогресс был достигнут в технике декорирования эмалями, расцвет которой пришёлся на годы правления под девизом Чэнхуа (1464–1487). Был также усовершенствован состав кобальтовой краски, которая имела свойство расплываться при обжиге. Добавление в краску марганца решало эту проблему, хотя цвет получался менее ярким. Мастера экспериментировали с новыми техниками формовки, новыми сюжетами для росписи (особенно популярны были дракон и феникс) и охотнее заимствовали зарубежные идеи.
Blanc de Chine
Производился в Дэхуа, провинция Фуцзянь, «Blanc de Chine» («Белый китайский») — это разновидность белого китайского фарфора, который впервые появился во времена династии Мин. Ключевая характеристика фарфора Дэхуа — чрезвычайно низкое содержание оксида железа, благодаря чему он имеет узнаваемый тёплый молочно-белый или кремовый оттенок. В фарфоре из Цзиндэчжэня, напротив, содержание железа значительно выше, что придаёт ему другой вид.
Хотя из «Blanc de Chine» производили самые разные предметы — чашки, миски, вазы, чайники, — величайшими его образцами считаются статуэтки, в особенности религиозные, изображающие, например, богиню милосердия Гуаньинь. Белый фарфор «Blanc de Chine» из Дэхуа особенно популярен в японском искусстве, где он называется хакугораи.
Одна из самых обширных в мире коллекций керамики эпохи Мин (включая «Blanc de Chine») за пределами Китая и Тайваня находится в Британском музее в Лондоне. Коллекция, собиравшаяся на протяжении 250 лет, насчитывает около 7000 предметов китайского искусства от каменного века до наших дней, из которых примерно 900 — это керамика династии Мин.
О влиянии китайской живописи, скульптуры, резьбы по нефриту и керамики на культуру Кореи см.: Корейское искусство (с ~3000 г. до н. э.).
Китайская керамика времён династии Цин (1644–1911/12)
В эпоху искусства династии Цин мастера стали использовать яркие краски для украшения посуды и ваз тщательно прорисованными сюжетными сценами. Керамисты начали производить изделия в стиле «у-цай» («пятицветие»), расписывая их цветочными, пейзажными и фигурными сценами с использованием различных надглазурных эмалей — стиль, который был (и остаётся) очень востребованным на Западе. В годы правления под девизом Юнчжэн (1723–1735) технология была усовершенствована с появлением эмалей палитры «фэнь-цай» («розовое семейство»), отличавшихся широким спектром нежных цветов и оттенков.
Именно во времена династии Цин в Европе произошёл всплеск интереса к (псевдо)китайскому декоративному искусству. Эта мода, известная как шинуазри, заимствовала в том числе мотивы, использовавшиеся в китайской керамике.
Китайская керамика в современную эпоху (с 1912 г.)
Политические и социальные потрясения в Китае в первой половине XX века привели к упадку керамического производства по всей стране, что особенно сказалось на качестве и объёмах выпуска фарфора. Однако в последние десятилетия власти возрождают производство в рамках программы по укреплению культурной репутации Китая в области изобразительных и пластических искусств. Наряду с современными мануфактурами был восстановлен ряд центров, специализирующихся на воспроизведении традиционной керамики великих династий прошлого.
Подробнее об искусстве Азии
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н. э.)
Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI вв.)
Могольская живопись (XVI – XIX вв.)
Раджпутская живопись (XVI – XIX вв.)
Индийская скульптура (3300 до н. э. – 1850)
БУДДИЙСКОЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Подробности и стили см.: Китайская буддийская скульптура (с ~100 г. н. э.).
ВИДЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе Типы искусства.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Важные даты см. в статье Хронология истории искусства. Подробнее о стилях и жанрах художественных движений см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?