Индийская скульптура читать ~12 мин.
Обработка камня в Индии зародилась в эпоху доисторического искусства нижнего палеолита, около 700 000 лет до н.э. Позднее, в период мезолита, появились первые образцы наскального искусства, такие как чашечные углубления и гравюры — см. Петроглифы Бхимбетки (пещера Аудиториум и скальное убежище Дараки-Чаттан, Мадхья-Прадеш). К бронзовому веку скульптура стала одной из преобладающих форм художественного выражения на всём Индийском субконтиненте, наряду с популярной настенной живописью.
Индийская скульптура исторически служила средством религиозного искусства для иллюстрации принципов индуизма, буддизма и джайнизма. Фигуры божеств, часто в виде идеализированной мужской или женской натуры, наделялись множеством голов и рук для изображения их сверхъестественных качеств. В индийской скульптуре не было традиции портретного индивидуализма: фигуры создавались как символы вечных ценностей. Исторически индийские мастера уделяли основное внимание линейному характеру формы, а не её трёхмерному объёму. Фигура определялась изящным и стройным контуром.
Происхождение пластического искусства в Индии связано с цивилизацией долины Инда, известной своими терракотовыми фигурками и новаторской бронзовой скульптурой хараппской культуры. Другие важные вехи в истории скульптуры включают: буддийские Столпы Ашоки маурийского периода с их искусными капителями (III век до н.э.); фигуративную греко-буддийскую скульптуру школ Гандхары и Матхуры, а также индуистское искусство периода Гупта (I – VI века н.э.).
Индийское искусство
Краткий обзор живописи, скульптуры и архитектуры см.: Искусство в Индии.
Подробнее об искусстве Индийского субконтинента
Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
Постклассическая индийская живопись (XIV-XVI века)
Раджпутская живопись (XVI-XIX века)
В течение следующих столетий скульптурные стили процветали во многих областях современных Пакистана, Индии и Бангладеш. Ко времени строительства храмов Кхаджурахо в Мадхья-Прадеше (X – XI века), возведённых династией Чандела и знаменитых своей эротической каменной скульптурой, индийская скульптура вступила в новый этап своего развития. В последующие века она часто создавалась как форма архитектурного декора, что привело к производству огромного количества небольших, но искусно выполненных фигур. Эта традиция, с незначительными изменениями, продолжалась вплоть до Нового времени. Об искусстве всей Азии см.: Азиатское искусство (с 38 000 лет до н.э.).
Происхождение и история
Скульптура цивилизации долины Инда (ок. 3300–1300 гг. до н.э.)
Искусство скульптуры зародилось в Индии во времена цивилизации долины Инда, которая охватывала части Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии. Раскопки в Мохенджо-Даро и Хараппе обнаружили множество терракотовой скульптуры и стеатитовых печатей с изображениями животных, растений и божеств. Однако наибольшую известность индской скульптуре принесла фигуративная бронза, в частности «Танцующая девушка из Мохенджо-Даро» (2500 г. до н.э., Национальный музей, Нью-Дели). Этот шедевр сопоставим с памятниками месопотамской скульптуры, такими как «Баран в зарослях» (2500 г. до н.э., Британский музей). Для сравнения с китайскими изделиями из металла см. Бронзы Саньсиндуй (1200–1000 гг. до н.э.).
Маурийская скульптура: Столпы Ашоки (III век до н.э.)
История монументальной каменной скульптуры начинается с династии Маурьев, когда скульпторы начали создавать рельефы со сценами из трёх основных религий Индии — индуизма, джайнизма и буддизма.
Древние религии Индии и Пакистана
Около 800 г. до н.э., после упадка цивилизации Инда и прихода ариев, на основе священных текстов (Вед) на санскрите начал формироваться индуизм. Позже, между 700 и 300 гг. до н.э., появились Упанишады. Другая древняя религия, джайнизм, была основана Махавирой в VI веке до н.э. и проповедовала мир. Позднее возник буддизм, основанный на учениях Сиддхартхи Гаутамы (Будды), который жил в V веке до н.э.
Одним из первых покровителей искусств был император Ашока (правил в 270–232 гг. до н.э.), распространявший буддизм через строительство ступ — куполообразных памятников, украшенных надписями и резьбой. Лучшим примером является Великая ступа в Санчи, ворота которой изображают буддийские легенды. Столпы Ашоки, возводимые в монастырях, высекали из песчаника и венчали капителями с фигурами животных, в основном львов. Эти фигуры выполнены объёмно. Самая известная капитель из четырёх львов находится в Сарнатхе, Уттар-Прадеш, и стала национальным символом Индии. Некоторые учёные отмечают сходство этих львов с персидскими, что указывает на возможное влияние древнеперсидского искусства. На столпах также встречаются изображения быков и слонов.
Хотя Ашока покровительствовал буддизму, его мастера, вероятно, работали в традициях, использовавшихся и для индуистского искусства. Они практиковали не только резьбу по камню, но и резьбу по дереву, а также создавали изделия из терракоты, бронзы и железа. Для сравнения с терракотой Китая см.: Китайская терракотовая армия (246–208 гг. до н.э.).
Пещеры Аджанты (ок. 200 г. до н.э. – 650 г. н.э.)
Расположенные в штате Махараштра, пещеры Аджанты всемирно известны своим пещерным искусством. Комплекс из 29 высеченных в скале пещер включает храмы и монастыри. Самые ранние из них датируются II и I веками до н.э., а более поздние были созданы во времена империи Гупта (400–650 гг. н.э.). Настенное искусство Аджанты содержит шедевры буддийской иконографии. Кроме статуй Будды, здесь есть изображения животных, воинов и божеств, а росписи рассказывают истории из придворной жизни и буддийских легенд. Около 650 года комплекс был заброшен, и мастера переместились в пещеры Эллоры. Аджанта была вновь открыта в 1819 году и с 1983 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Скульптура Кушанской империи (I – VI века)
В Кушанской империи возникли две выдающиеся школы буддийского искусства. Первая, школа Гандхары (I – V века), располагалась в Пешаваре и Таксиле. Вторая, школа Матхуры (I – VI века), находилась южнее Дели. Их главное значение в том, что они впервые придали Будде человеческий облик, тогда как ранее его изображали лишь символически. Чтобы подчеркнуть божественность, статуя Будды обычно была огромной, с нимбом вокруг головы и знаком дхармачакры на ладонях и стопах. Обе школы постепенно перешли от натурализма к более идеализированному образу.
Школа Гандхары, испытавшая влияние эллинистического искусства благодаря завоеваниям Александра Македонского и торговле с Римом, создавала скульптуры в греко-римском стиле. Гандхарские художники изображали Будду с юным лицом в стиле Аполлона, одетым в тогу, как на статуях римских императоров. В работах часто использовались такие элементы, как листья аканта и херувимы. Основным материалом служил серо-голубой сланец или терракота.
Школа Матхуры, напротив, следовала местным индийским традициям. Для неё характерны округлые, пышные фигуры в минимальной одежде, вырезанные из пятнистого красного песчаника. Типичный стоящий Будда из Матхуры, произошедший от более ранних фигур якша, излучает огромную энергию. Сидящий Будда отличается широкими плечами, мощной грудью, бритой головой и улыбающимся лицом. Его правая рука поднята в жесте успокоения, а левая покоится на бедре. Этот образ со временем стал стандартным во всём буддийском мире.
В том же стиле в Матхуре создавались джайнские и индуистские изображения. Статуи джайнских тиртханкаров (святых) можно отличить от статуй Будды только по иконографическим деталям. Женские фигуры, вырезанные на воротах и столпах, поражают своей чувственностью. Искусство Гандхары и Матхуры оказало влияние на всю Индию, а также распространилось в Центральную и Восточную Азию, повлияв на скульптуру Китая, Кореи и Японии. (См. также Китайская буддийская скульптура 100 г. – настоящее время).
Индуистская скульптура империи Гупта (расцвет 320–550 гг.)
Империя Гупта, основанная махараджей Шри Гуптой, объединила северную Индию и положила начало «золотому веку» индийской культуры. В этот период индуизм стал официальной религией, что привело к созданию множества изображений божеств, таких как Вишну, Шива и Дурга. Однако эпоха отличалась религиозной терпимостью: буддизм и джайнизм также процветали. Именно в период Гупта, под влиянием школы Матхуры, был создан канонический образ Будды, который впоследствии копировался по всему миру.
Стиль гуптской скульптуры был относительно единообразным. Он сочетал черты Гандхары и Матхуры, но добавил новые, более утончённые формы. Его отличают чувственная моделировка тел, гармоничные пропорции и тонкая передача эмоций. Скульптура Гупта стала классикой, оказав огромное влияние на искусство Индии и распространившись по торговым путям в Таиланд, на Яву и в другие страны Юго-Восточной Азии.
Канонический образ Будды периода Гупта стал визуальным стандартом для всего буддийского мира. Его характерные черты включают волосы, уложенные в мелкие, плотные завитки, напоминающие раковины улиток; удлинённые мочки ушей, символизирующие его царское происхождение и отречение от мирских украшений; и полуприкрытые глаза, передающие состояние глубокой медитации и внутреннего покоя. Лицо выражает безмятежность и сострадание, создавая образ совершенного просветлённого существа.
Характеристики джайнской скульптуры
Джайнизм, существующий с VI века до н.э., проповедует ненасилие и аскетизм. Главными объектами джайнской скульптуры являются 24 тиртханкара, или джины (победители). Их изображают как аскетов, либо сидящими в позе лотоса (падмасана), либо стоящими прямо в позе отречения от тела (кайотсарга).
Пещеры Элефанта (ок. 550–720 гг.)
Пещеры Элефанта, высеченные в базальтовых скалах на острове в гавани Мумбаи, представляют собой комплекс из пяти индуистских пещер, посвящённых Шиве, и двух буддийских. Комплекс был заброшен в XVI веке и частично отреставрирован в 1970-х. В 1987 году он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры славятся своим наскальным искусством с изображениями Шивы, Вишну, Брахмы и других богов. Важнейшая скульптура — Тримурти (или Махешмурти), колоссальный 6-метровый рельеф трёхголового Шивы. Три его лика символизируют созидание, защиту и разрушение. Среди других шедевров — панели со сценами свадьбы Шивы и Парвати и убийства демона Андхаки.
Скульптура Паллавов и Пандьев из Южной Индии (600–900 гг.)
В VII – IX веках в южной Индии доминировали династии Паллавов и Пандьев. Паллавы, правившие на восточном побережье, ознаменовали переход от высеченной в скале архитектуры к отдельно стоящим каменным храмам. Их самые известные достижения — храм Кайласанатха в Канчипураме, знаменитый колоннами с резными львами, и Прибрежный храм в Махабалипураме, украшенный многочисленными статуями индуистских божеств. Династия Пандья, базировавшаяся южнее, в районе Мадурая, также была известна своей скальной архитектурой и скульптурой. Примером служит гранитная статуя сидящего Вишну (770–820 гг.), которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Пещеры Эллора (ок. 600–1000 гг.)
Пещеры Эллора — это комплекс из тридцати четырёх сооружений, высеченных в базальтовой скале недалеко от Аурангабада. В отличие от Аджанты, Эллора посвящена индуизму и джайнизму наравне с буддизмом. Комплекс, построенный династией Раштракута, включает двенадцать буддийских пещер, семнадцать индуистских и пять джайнских. Индуистские залы, в отличие от медитативных буддийских и джайнских, полны энергии. Они особенно известны храмом Кайласа (Пещера 16) — это полноразмерный храм, вырезанный из цельной скалы, со знаменитой скульптурой демона Раваны, пытающегося поднять гору Кайлас, обитель Шивы. Сегодня Эллора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Буддийское искусство Пала (VIII – XII века)
Династия Пала правила в восточной Индии и Бангладеш с VIII по XII век. Школа скульптуры Пала создала особый художественный стиль. Она известна в первую очередь бронзовыми буддийскими статуями, созданными методом литья по выплавляемой модели. Эти небольшие, портативные фигурки божеств предназначались для частного поклонения. Стиль Пала развил традиции Гуптов, добавив им чувственности и элегантности. Ведущими центрами производства были монастыри в Наланде и Куркихаре. Скульпторы Пала также создавали каменные скульптуры для украшения храмов. Искусство Пала оказало значительное влияние на культуру Непала, Тибета, Бирмы и Явы благодаря паломникам и монахам, которые разносили его по всей Азии.
Каменная скульптура Чандела в Центральной Индии (X – XIII века)
Династия Чандела правила в центральной Индии между X и XIII веками. Она наиболее известна храмами в Кхаджурахо, построенными в архитектурном стиле нагара и украшенными эротической каменной скульптурой. Комплекс, возведённый между 950 и 1050 годами, насчитывал 85 индуистских и джайнских храмов. После установления Делийского султаната большинство из них было разрушено. Из 20 сохранившихся храмов наиболее известны храм Кандарья Махадева, посвящённый Шиве, и храм Лакшмана, посвящённый Вишну. Большинство рельефов изображают сцены из повседневной жизни, но около 10% скульптур на внешних стенах представляют собой откровенные эротические композиции. Точное значение этого искусства остаётся предметом споров, но оно, несомненно, имело большое значение для индуистской и джайнской веры.
См. также: Как ценить скульптуру (ок. 30 000 лет до н.э. – 1900 г. н.э.).
Бронзовая скульптура Чола из Южной Индии, Шри-Ланки (IX – XIII века)
С конца IX до конца XIII века династия Чола правила большей частью южной Индии. Цари Чола были активными покровителями искусств и строили большие каменные храмы, украшенные резьбой. Однако искусство Чола наиболее известно своей храмовой бронзовой скульптурой индуистских богов и богинь. Эти статуи, созданные методом литья по выплавляемой модели, предназначались для храмовых процессий. Бронзы Чола восхищают своими чувственными формами, элегантностью и жизненной силой, передаваемой через выражение лица, позу и движение. Основными персонажами были Шива, часто в сопровождении своей супруги Парвати, а также Вишну и его супруга Лакшми.
Вершиной искусства Чола является иконография Шивы Натараджи (Владыки Танца). В этой композиции Шива исполняет космический танец созидания и разрушения. В одной руке он держит барабанчик дамару, звук которого символизирует творение; в другой — пламя, олицетворяющее разрушение. Одной ногой он попирает демона невежества Апасмару, а его поднятая нога дарует освобождение. Весь танец заключён в огненный круг прабхамандалу, символизирующий цикличность времени и вселенной. Эти бронзовые статуи являются не только шедеврами искусства, но и глубокими философскими символами.
Могольская рельефная скульптура
С 1526 по 1857 год в северной Индии правили Моголы, исламские правители из Центральной Азии. В эту эпоху процветали работа по металлу, резьба по слоновой кости и мраморная скульптура. Качество могольской каменной работы иллюстрируют многочисленные резные экраны из песчаника. Император Акбар заказывал статуи раджпутских героев, а Джахангир — мраморные статуи в натуральную величину. В целом, могольские правители ценили рельефную скульптуру как важный элемент архитектуры. Они украшали свои здания разнообразным декоративным искусством, включая натуралистические изображения цветов и абстрактные узоры. Примером служат 50 видов мраморной резьбы на стенах гробницы Акбара в Сикандре.
Подробнее о могольском искусстве см.: Могольская живопись (XVI-XIX века).
Наследие и современная скульптура
После упадка империи Моголов и в период британского правления традиционные формы скульптуры продолжали существовать, в основном в контексте храмового искусства. В XX и XXI веках индийские скульпторы начали активно взаимодействовать с мировыми художественными течениями, сочетая древнее наследие с модернистскими и современными подходами. Сегодня в Индии можно увидеть как традиционные ремесленные мастерские, создающие религиозные статуи по древним канонам, так и работы современных художников, выставленные в галереях по всему миру. Кроме того, в стране возводятся гигантские монументальные скульптуры, такие как Статуя Единства, которые демонстрируют новые технологические возможности и продолжают многовековую традицию монументального искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?