Корейское искусство читать ~21 мин.
Традиционно корейское искусство в значительной степени заимствует эстетику как китайского, так и японского искусства, используя схожие концепции, мотивы, техники и формы. Но, несмотря на такую тесную связь с особенностями традиционного китайского искусства, корейские художники на протяжении веков развивали свой собственный отличительный стиль. Уникальность корейского искусства заключается в его сдержанной простоте и спонтанности, а также в ощущении гармонии с природой.
Одной из главных особенностей корейского искусства является его тесная связь с натурализмом, характерным для периода Троецарствия (ок. 57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), но полностью утвердившимся в период Силла (668-935 гг.). Практика принятия природы такой, какая она есть, привела к высокоразвитому пониманию простоты и отсутствию украшений. Например, в резьбе по дереву корейские скульпторы отдавали предпочтение неизменной красоте естественной текстуры дерева. В керамическом искусстве корейский гончар был заинтересован не в достижении технического совершенства (в поверхностях, кривых или формах), а в выявлении естественных характеристик материалов и среды.
Простота также применялась к использованию декоративных устройств и мотивов, а вмешательство человеческой руки сведено к минимуму. Кроме того, избегание крайностей было обычной характеристикой большинства видов искусства в Корее. Например, редко встречаются линии с предельно прямыми или предельно кривыми формами. Так, смелая прямая линия китайской чаши, изготовленной в эпоху искусства династии Сун (960-1279), становится скромной кривой в корейском сосуде того же периода.
На самом деле, корейские художники склонны избегать любых жирных линий, острых углов и круто наклонённых плоскостей, а также экстремальных цветов. Неудивительно поэтому, что в корейской архитектуре круто изогнутая китайская крыша превращается в пологий вариант. С точки зрения общего воздействия, эффект от произведения корейского искусства обычно мягкий и плавный: линии плавные, и создаётся впечатление тонкой внутренней гармонии.
Важные даты в развитии азиатского искусства и культуры см: Хронологиякитайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
История и развитие
Доисторическая культура
Археологические данные свидетельствуют о том, что люди пришли в Корею из Сибири через Маньчжурию в конце каменного века. Корейский полуостров содержит многочисленные следы доисторического искусства и артефакты, относящиеся к палеолитической культуре (до 10 000 лет до н.э.). Например, наскальные рисунки в стиле сибирского рентгена были найдены недалеко от юго-восточного побережья Кореи вместе с рядом примитивных глиняных горшков и посуды. Корейская древняя керамика усовершенствовалась в эпоху неолита (ок. 10 000-3 000 до н.э.), когда появились плоскодонные сосуды, украшенные зигзагообразными узорами, а затем гребенчатая керамика (ок. 3 000 до н.э.). Эти стили могли заимствовать элементы из неолитического искусства Китая (ок. 7 500-2 000 до н.э.), но более вероятно, что на них повлияли сибирские традиции. Более хронологические подробности см: Хронология гончарного искусства (26 000 до н.э.-1900).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 самых ранних произведений.
Более явные признаки влияния Китая на древнее искусство на Корейском полуострове появились в бронзовом веке, когда корейская расписная посуда начала испытывать влияние культуры Ся (ок. 2100-1600), искусства династии Шан (ок. 1600-1050) и искусства династии Чжоу (1050-221 до н.э.). Однако сибирское влияние сохранилось, в частности, в виде бронзовых кинжалов и зеркал, очень похожих на те, которыми пользовались скифские народы евразийской степи.
Корейские изделия из металла бронзового века также имеют некоторые общие черты с гальштатской кельтской культурой, которая расцвела в центральной Европе в это время (ок. 1000 лет до н.э.). Практика ранней резьбы по нефриту также началась в бронзовом веке. Изготовление небольших запятообразных и трубчатых «нефритов» с использованием таких камней, как нефрит, микроклин, яшма и т.п., в Южной Корее началось гораздо раньше – в средний период керамики Мумун (ок.850-550 гг. до н.э.) – и было продолжено в эпоху Троецарствия. Керамика Мумун оказала большое влияние на японскую и дзёмонскую керамику того периода.
Влияние китайского искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) стало очевидным в эпоху раннего железного века (ок. 300 г. до н.э. и далее), когда Китай начал создавать колонии в северо-западной Корее, около 108 г. до н.э.. Одна из таких колоний, Наньнань, расположенная недалеко от современного Пхеньяна, стала центром китайской керамики, а также бронзовой скульптуры и металлообработки, что привело к распространению китайской культуры на полуострове.
Период трёх царств (ок. 57 г. до н.э. – 668 г. н.э.)
Корейское искусство в течение зарегистрированной истории начинается с 57 г. до н.э., начала периода Троецарствия (ок. 57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), во время которого страной правили три монархии: королевство Когурё (Когурё) (ок. 37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) с аскетичной культурой, связанной с северным Китаем, которое процветало на севере страны (столица Пхеньян); королевство Пэкче (Пэкче) (ок. 18 г. до н.э. – 660 г. н.э.), основанное в области Конгджу-Пуё на юго-западе Кореи, чей двор был более дружественным по отношению к южному Китаю; и более отдалённое королевство Силла (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), которое располагалось на юго-востоке Кореи (столица Гонджу или Кёнджу), к востоку от реки Нактон.
Дворы Пэкче и Силла также развивали тесные связи с Японией. Например, правители Пэкче первыми ввели в Японии китайскую письменность, а серая керамика Силла была воспроизведена в Японии как керамика Суэ периода Тумулус, или Кофун.
Важным катализатором развития изобразительного искусства в период Троецарствия стало введение буддизма в Когурё из Китая около 372 г. н.э. Архитектурное проектирование в виде буддийских храмов и пагод; пластическое искусство, как в форме статуй, так и рельефов, включая теракотовую скульптуру, бронзу, а также нефрит и резьбу по слоновой кости – все они выиграли от нового покровительства религиозного искусства. К VI веку буддизм стал национальной верой, и с тех пор и до XV века он давал почти все наиболее важные темы в корейском искусстве.
В корейской скульптуре лицо Будды, как правило, круглее и более выразительное, чем в обычной азиатской идиоме, и носит характерную «улыбку Пэкче». Этот стиль напоминает скульптурную лепку, практикуемую в южном Китае, особенно в период правления династии Нань (Южная) Лян (502-557 гг.), когда многие китайские скульпторы и другие мастера, как полагают, отправились в Пэкче.
Каллиграфия впервые появилась в Корее в период Троецарствия, около 300-400 гг. н.э. – возможно, вместе с буддизмом – и усилилась в период Силла, когда Ким Саенг стал признанным первым корейским мастером каллиграфии.
Погребальное искусство было ещё одной важной отраслью корейского искусства того времени, хотя до наших дней дошло немногое. Заметным исключением является гробница короля Мунён 6-го века в Конгджу (ныне объект Всемирного наследия), раскопанная в 1971 году, которая содержала огромное количество драгоценных предметов, включая прекрасные образцы ювелирного искусства, а также массу декоративных работ, таких как картины и образцы лаковой посуды в китайском стиле. На самом деле корейские гробницы часто украшались настенной живописью – в настоящее время в основном разрушенной – обычно выполненной в насыщенных жёлтых, коричнево-красных, зелёных, фиолетовых и чёрных тонах.
Начиная примерно с шестого века, эта фресковая живопись демонстрировала признаки значительного улучшения, поскольку она попала под влияние китайского искусства Шести династий (220-618 н.э.) и искусства династии Суй (589-618). Цвет усиливается, вводятся даосские темы, заменяющие устаревший стиль жанровой живописи, и в гробницах впервые появляется портретное искусство.
В последние десятилетия периода Троецарствия каменная скульптура стала популярной в королевстве Силла, центром производства которой стал Гонджу. Импульсом для этого послужило искусство династии Тан (618-906 гг.) с его характерным интересом к массе тела.
В декоративном искусстве обработка драгоценных металлов была особенно сильно развита в период Троецарствия, в результате чего был создан широкий спектр ювелирных изделий из золота, позолоченной бронзы, серебра, нефрита и стекла. Типичные изделия включали короны и диадемы, серьги, ожерелья, браслеты и перстни.
Наиболее представительным типом корейской керамики, произведённой во времена Троецарствия, является твёрдая, серая, неглазурованная керамика, изготовленная в регионе Силла. К преобладающим формам сосудов относятся навесные кувшины и кубки. Плечики этих кувшинов из серой керамики обычно украшены разнообразными фигурками людей и животных. В Пэкче в VII веке появилось несколько глиняных плиток с рельефными изображениями пейзажей, что стало предвестником появления на Корейском полуострове пейзажной живописи.
Период Силла (668-935 гг.)
В 668 году королевства Пэкче и Когурё были завоёваны правителем Силла в союзе с китайскими танами. Это положило начало почти трём столетиям культуры Силла – золотому веку древнекорейского искусства. Учёные и буддийские монахи ездили в Китай, чтобы попробовать его пьянящую космополитическую культуру, а город Гонджу был построен по образцу танской столицы Чанган. Отныне юго-восточная Корея стала культурным центром страны, а северные территории пришли в упадок.
Во времена правления Силла буддизм переживал ренессанс: в провинции Кёнсан был построен ряд прекрасных храмов. Другие архитектурные достижения включали широкое использование гранита. Например, корейские гранитные пагоды резко контрастируют с деревянными пагодами Японии и кирпичными пагодами Китая. Бронзовщики изготовили большое количество храмовых колоколов, а также специальные сосуды для священного праха Будды Шакьямуни (ящики шарира) и буддийские статуи. В конце девятого века запасы бронзы почти иссякли, поэтому многие статуи стали делать из железа.
Период Силла стал апогеем корейского натурализма в скульптуре. Вначале на неё сильно повлиял тяжёлый стиль Тан, но к восьмому веку она стала приобретать более мягкий натуралистический вид, примером чему служат стоящие Амитабха и Майтрейя (ок. 721 г.) из храма Камсан, а также массивное, но изящное тело и круглое спокойное лицо главного монументального Будды в пещерном храме Сокгурам. Корейские бодхисаттвы также были вдохновлены танскими фигурами, например, скульптурами для храма Баоцзин в Сиане, Китай (ок. 703 г.). Однако к 770-м годам скульптура Силла уже начала деградировать, и этот процесс ускорился в начале девятого века в связи с общим упадком самого королевства Силла.
В области декоративного искусства и ремёсел керамика Силла отличается урнами, которые отличаются желтовато-зелёной свинцовой глазурью и украшены штампованными цветочными узорами. Кроме того, для буддийских храмов и дворцов заказывали глиняную черепицу для крыш и полов, украшенную цветами лотоса и другими цветочными узорами. Бронзовые колокола были ещё одной специализацией Силла, о чем свидетельствует огромный бронзовый колокол короля Сонгдока (771 г., Национальный музей Гонджу), отлитый для храма Пондок. Для буддийских храмов также изготавливались миниатюрные бронзовые святилища.
Период правления династии Корё (918-1392)
Именно в период правления династии Корё Корея впервые стала известна западному миру; от названия «Корё» происходит современное название страны. Основатель Корё, Ван Гён (правил в 918-943 гг.), основал новую столицу в Кэсоне, расположенном на территории современной Северной Кореи. Его политика экспансии на север привела к конфликту на северной границе. Несмотря на последовательные нападения северных племён из Маньчжурии, в ранний период Корё процветал культурный обмен с династией Сун в Китае, что оставило глубокий след в искусстве и ремёслах Корё.
Двенадцатый век был временем мира и процветания для Кореи. Именно в этот период была изготовлена лучшая керамика селадон. Классический стиль, нефритовый цвет, глазурованные селадоны Корё были особенно популярны в Китае, в эпоху искусства династии Сун, где они были известны как «первые под небом». Корейские селадоны отличались уникальным инкрустированным декором санггам.
Жёсткая подушка из селадона эпохи Корё (ок. 1150 г.), хранящаяся сейчас в Британском музее, Лондон, типична для тех, что изготавливались для аристократии и буддийских монахов. Используемая для ночного сна, такая подушка часто хоронилась вместе с владельцем после его/ее смерти. Украшенная тонкой инкрустацией санггам, образец из Британского музея имеет ажурный узор, основанный на соединительных цепочках. Инкрустация различными видами материалов широко использовалась в период Корё, причём не только на посуде, но и на лаке и металле. Инкрустация встречается в самых изысканных произведениях искусства эпохи Корё.
В то время как сохранилось множество образцов декоративного искусства Корё, от светской живописи династии осталось мало. И Ньонг (активен во время правления Инджонга, 1122-1146 гг.) был известным художником, его работы высоко оценил император Хуэйцзун из династии Сун. Модным научным занятием периода Корё было создание тушью и смывкой картин так называемых «Четырёх джентльменов» – бамбука, цветка сливы, орхидеи и хризантемы.
В 1170 году произошёл государственный переворот, после которого военные удерживали власть почти столетие, пока монгольские вторжения (1231-59 гг.) не привели к восстановлению политической власти двора. В 1259 году правитель Корё подписал мирный договор с монголами, которыми вскоре официально стала командовать династия Юань под руководством хана Хубилая (1215-1294). Впервые Корейский полуостров (как и сам Китай) оказался под контролем иностранного народа.
Была начата масштабная монголизация двора Корё: наследные принцы Корё были вынуждены жить в столице Юань, пока не станут королём, и жениться на монгольских принцессах; люди были обязаны брать монгольские имена, говорить на монгольском языке и принимать монгольскую одежду и причёски. Как и в Китае, искусство династии Юань не славилось интересом к родной корейской культуре или её поощрением.
Именно при монголах неоконфуцианство было привнесено в Корею из Китая. В Корею были приглашены китайские художники, и в этот период было создано множество изысканных образцов буддийского искусства. По просьбе китайского двора династии Юань учёные-переписчики и художники Корё отправились в Китай, привезя с собой иллюминированные сутры, такие как иллюминированная рукопись «Аватамсака-сутры» (Хваомгён) (XIV в., Кливлендский музей искусств). На фронтисписе этого многотомного священного текста с золотой кистью изображён двор храма, перед которым стоит группа фигур. Самая высокая фигура, Будда будущего (Майтрейя), обращается к коленопреклонённому паломнику, который спрашивает его о пути к духовному пробуждению. Весь текст сутры написан серебряной краской.
Иллюминированные рукописи Корё, наряду с буддийскими картинами, использовались в качестве предметов подношения и ценились в Китае за их эстетические и религиозные качества. Такие рукописи также высоко ценились в Японии эпохи Муромати, где в буддийских храмах сохранилось большое количество работ Корё.
В этот период буддизм был принят в качестве государственной религии. Количество буддийских храмов увеличилось, и все аспекты буддийского искусства процветали. Желание пропагандировать буддизм фактически привело к развитию книгопечатания в Корее. Например, в начале XIII века был изобретён подвижный металлический шрифт для облегчения распространения текстов. Самая старая из сохранившихся в мире книг с металлической печатью – «Джикджи» («Антология учений дзэн великих буддийских священников») – содержит основные положения дзэн-буддизма.
Между тем, весь буддийский кодекс был вырезан на более чем 80 000 деревянных блоков, известных как «Трипитака Кореана». Однако к концу правления династии Корё буддизм начал терять свою силу в качестве официальной государственной доктрины. Коррупция и упадок буддизма в последний период правления Корё способствовали падению самой династии Корё.
Период правления династии Чосон (1392-1910)
Правители Чосона отказались от буддизма Корё и приняли неоконфуцианство в качестве официальной идеологии Кореи. Чтобы ускорить упадок буддийской мысли и превратить страну в неоконфуцианское общество, король-основатель Чосона – И Сонгё (1335-1408) и его советники-неоконфуцианцы объявили ряд антибуддийских мер, направленных на уменьшение богатства и влияния буддийских монастырей, а также аристократических семейных кланов, которые до сих пор контролировали государственные дела. Все это привело к тому, что новый элитный класс, неоконфуцианские литераторы, взял в свои руки правящую бюрократию.
Династия Чосон возрождала исконные культурные традиции Кореи, одновременно поддерживая Китай эпохи Мин и его место в центре конфуцианской цивилизации. Корея периода Чосон обращалась за вдохновением к классическим китайским источникам, и в живописи пейзаж стал основным жанром.
Ан Гён (активен в 1440-70 гг.), официальный художник двора Чосон, был самым выдающимся художником Кореи в XV веке. Он перенял классические китайские модели эпохи Сун, но создал ярко выраженный стиль и эстетическое видение эпохи Чосон. Его подход к пейзажной живописи повлиял на многих других корейских художников при его жизни. В своей картине «Путешествие во сне в страну цветущих персиков» (1447 г., Библиотека университета Тенри, Нара, Япония), написанной тушью и красками на шёлковом свитке, Ан Гён использовал сильно контрастирующие светлые и тёмные участки и энергичную кисть, чтобы изобразить сон, рассказанный ему его покровителем, принцем Анпхёном. Прекрасная страна цветущих персиков видна в правой части картины, окружённая кольцом зубчатых вершин. Ан Гён не только понимал и практиковал традиции китайской живописи, но и интерпретировал их свежим взглядом.
Кроме создания воображаемых произведений такого рода, придворные художники должны были писать портреты королевских особ и чиновников, а также живописные записи придворных церемоний. Многие корейские учёные и чиновники сами были художниками, специализируясь на каллиграфии и родственном ей искусстве рисования тушью и смывкой – двух самых престижных видах изобразительного искусства и, следовательно, наиболее подходящих для класса литераторов.
Подавление буддизма означало, что религиозное искусство сократилось как по объёму, так и по качеству, хотя буддийские идеи оставались мощной культурной силой, особенно среди низших классов. Буддийская иконография также нашла своё отражение в корейском народном искусстве, или минхва, наивном стиле живописи, изображающем мифические фигуры и счастливые символы, такие как олени, тигры и журавли. Начиная с XVII века, работы в стиле минхва производились в огромных количествах, чтобы удовлетворить аппетит публики к таким изображениям. Как правило, художники Минхва были простыми людьми, которые путешествовали по стране, рисуя картины в честь какого-либо жизненного события.
В области керамики самым высоко ценимым жанром периода Чосон – периода, который совпал с искусством династии Мин – был белый фарфор, который считался воплощением неоконфуцианских идеалов чистоты и бережливости. Однако в начале периода правления династии Чосон параллельно развивалось производство керамогранита бунчхон. Бунчхон (первоначально «бунджан хочхон саги» – серо-зелёная керамика, украшенная порошком) – можно узнать по цвету глазури, который варьируется от серо-зелёного до синего. Керамисты, использующие технику sgraffito (выцарапывание), сначала наносили на поверхность глиняного тела белый шликер, после чего гравировали на нём рисунок. Оставшиеся следы шликера затем удалялись, обнажая керамическое тело; изделие покрывалось глазурью и затем обжигалось. Стиль бунчхон исчез после 16 века, так как гончары Чосона увлеклись китайским фарфором, в частности изделиями эпохи Мин.
Подробнее о декоративно-прикладном искусстве, произведённом в Индии в период правления династии Чосон, см: Постклассическая индийская живопись (14-16 век), Могольская живопись (16-19 век) и Раджпутская живопись (16-19 век).
К концу семнадцатого века зарождающаяся идентичность Кореи как независимого государства начала отражаться в её искусстве.
В восемнадцатом веке самым выдающимся достижением корейской живописи стало развитие джингён сансу (пейзаж с истинным видом). Вместо того чтобы писать идеализированные пейзажи в китайском стиле, корейские художники, такие как Чон Сон (1676-1759), изображали корейские пейзажи, примером чему может служить его шедевр под названием «Широкий вид алмазных гор» (1734, Лиум, Музей искусств Самсунг, Южная Корея).
Корейцы Чосона воспринимали Китай эпохи Мин (1368-1644) как законный центр конфуцианской цивилизации, элита Чосона была хорошо знакома с китайской классикой, а художники рисовали идеализированные пейзажи, созданные по китайским образцам. Однако все изменилось, когда в 1644 году Китай пал перед маньчжурской династией Цин. С этого момента Корея Чосон стала считать себя хранительницей конфуцианской цивилизации, а корейская земля и народ стали предметом заботы многих учёных. Именно в этом контексте Чон создал эту работу.
Другой важной тенденцией было создание жанровых картин с юмористическим изображением жизни, таких как «Молотьба риса» (1780), на которой Гим Хондо (1745-1806) изобразил ленивого, курящего трубку фермера, наблюдающего за трудолюбивыми крестьянами. Такие работы привлекали растущий средний класс Кореи. На картине Гим «Сеодан (Деревенская школа)» (конец XVIII века, Национальный музей Кореи, Сеул) изображён конфуцианский учитель и его ученики. Картина типична для своего жанра тем, что художник сосредоточивает внимание на лицах и их выражениях, оставляя фон пустым.
На позднем этапе общество Чосон менее строго придерживалось строгих конфуцианских добродетелей раннего периода и наслаждалось большим процветанием. Пышное использование кобальтового синего красящего пигмента стало модным, а производство синего и белого корейского фарфора процветало.
Растущее благосостояние среднего класса привело к появлению вкуса к роскоши в прикладном искусстве, и лаковые изделия, инкрустированные перламутром в сложных узорах, стали популярными. К сожалению, хотя культурная жизнь Кореи процветала на протяжении всего XIX века, страна столкнулась с внутренними мятежами и иностранной агрессией. В 1910 году династия Чосон окончательно распалась после того, как Корея была захвачена Японской империей в рамках её экспансионистской политики.
Современный период
Когда японцы впервые вторглись в страну, традиционную корейскую живопись возглавляли Чо Сок Чин (1853-1920) и Ан Чун Сик (1861-1919). Чо был последним из придворных художников эпохи Чосон, а Ан – последним учёным-художником. Но оба они практиковали южный стиль искусства династии Цин, с его акцентом на пальцевую технику.
Важно понимать, что японские оккупанты Кореи предприняли целенаправленную попытку подавить коренное искусство в Корее, уничтожая картины с корейскими сюжетами, закрывая школы корейского искусства и заставляя немногих оставшихся художников писать японские сюжеты в японском стиле. Намерением было превратить корейское искусство в японское.
Традиционное корейское искусство
В 1911 году бывшая корейская императорская семья основала академию живописи для продвижения традиционного стиля, которая, несмотря на закрытие в 1919 году, подготовила ряд важных художников.
К 1930-м годам стиль корейской живописи начал меняться под воздействием японского и европейского влияния. Например, в 1922 году японцы учредили ежегодную выставку живописи для корейских художников, призванную способствовать развитию нового «японского типа академической живописи». В это время единственное современный инструментарий для изучения живописи контролировалось японцами. Таким образом, несмотря на сопротивление корейских традиционалистов, японская традиция доминировала. Среди известных художников этого периода были Ким Ын Хо (1892-1979), И Сан Бом (1897-1972), Ко Хуи Дон (1886-1965), Пён Кван Сик (1899-1976) и Но Су Хён (1899-1978).
После Второй мировой войны традиционная живопись приобрела более современные формы выражения, что можно увидеть в работах таких радикальных художников, как Ким Ки Чанг, его жена Пак Нае Хён и Пак Но Су. Все эти художники мастерски владели традиционными средствами, такими как рисование пером и тушью, рисование тушью и смывкой и рисование акварелью. Их картины демонстрируют уверенное чувство композиции и цвета, а также обладают качеством подлинного абстрактного искусства.
Корейское искусство западного стиля
Что касается искусства западного стиля, основной традицией корейской масляной живописи в период японской оккупации была изобразительная школа, уходящая своими корнями в импрессионизм. Среди лучших художников этой категории были И Чон-у, То Сан Бонг (1902-1977), Ким Ин Сун (1911-2001) и Пак Тук Сун.
Кроме нового средства – масла, западное искусство ввело в эпоху Возрождения концепцию реалистического изображения с трёхмерной иллюзией и линейной перспективой, а также представление об искусстве как о профессии, которой нужно заниматься полный рабочий день, а не просто как о хобби джентльменов. Однако, как мы видели, почти все эти изменения были введены во время японской оккупации с 1910 по 1945 год, все корейское современное искусство этого периода преломлялось через Японию.
Этот дуализм традиционной и западной живописи сохранился и после войны: Живопись в западном стиле практиковали художники, получившие японское образование, такие как Ко Хуи-дон, Ли Ин-сон (1912-1950) и Ким Хван-ки (1913-1974); а традиционная живопись в восточном стиле практиковалась такими художниками, как Ли Сан-бом и Ким Ын-хо (1892-1979), которые использовали либо традиционную тушь, либо цветные чернила.
В середине 1950-х годов группа молодых прогрессивных художников сформировала движение под названием Informel (в честь европейского стиля Art Informel), которое продвигало западный стиль абстрактного искусства, начало которому положил абстрактный экспрессионизм в Америке. Напротив, монохромное искусство 1970-х годов было попыткой воссоздать подлинное корейское искусство, используя плоскую поверхность холста в качестве фундаментальной основы для выражения пассивной, спокойной и медитативной гармонии.
В 1980-х годах художники, принадлежащие к движению Минчжун Мисуль (Народное искусство), начали исследовать социальные темы и были связаны с политическими протестами того десятилетия. Другим важным представителем современного корейского искусства является видеохудожник Нам Джун Пэк (1932-2006). Покинув Корею во время гражданской войны, он начал заниматься перформансом, а затем переключился на видео и инсталляции.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о восточноазиатском искусстве и ремёслах см.:
Китайская терракотовая армия (около 208 г. до н.э.)
Индия: живопись и скульптура
Гравюры на дереве укиё-э (около 1670-1900 гг.)
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Для получения информации о датах других ранних культурах см.: Хронология доисторического искусства. Более поздние даты и хронология: Хронология истории искусства. О движениях и периодах: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?