Корейское искусство читать ~21 мин.
Традиционно на корейское искусство оказывала значительное влияние эстетика как китайского, так и японского искусства, что проявлялось в использовании схожих концепций, мотивов, техник и форм. Но, несмотря на тесную связь с особенностями традиционного китайского искусства, корейские мастера на протяжении веков развивали свой собственный, отличительный стиль. Уникальность корейского искусства заключается в его сдержанной простоте, спонтанности и ощущении гармонии с природой.
Одной из главных особенностей корейского искусства является его тесная связь с натурализмом. Эта черта была характерна ещё для периода Трёх царств (ок. 57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), но окончательно утвердилась в эпоху Объединённого Силла (668–935 гг.). Стремление принимать природу такой, какая она есть, привело к высокоразвитому пониманию простоты и лаконичности. Например, в резьбе по дереву корейские скульпторы предпочитали сохранять неизменную красоту естественной текстуры материала. В керамике корейский гончар стремился не к техническому совершенству поверхностей, изгибов или форм, а к выявлению природных характеристик глины и глазури.
Простота проявлялась и в использовании декоративных элементов и мотивов, где вмешательство человеческой руки сводилось к минимуму. Кроме того, для большинства видов искусства в Корее было характерно избегание крайностей. Например, здесь редко встречаются предельно прямые или, наоборот, чрезмерно изогнутые линии. Так, смелая прямая линия китайской чаши эпохи династии Сун (960–1279) в корейском сосуде того же периода превращается в сдержанный, мягкий изгиб.
Корейские мастера, как правило, избегали резких линий, острых углов, крутых плоскостей и контрастных цветов. Неудивительно, что в корейской архитектуре характерная для Китая круто изогнутая крыша уступает место более пологому варианту. В целом произведение корейского искусства производит мягкое и умиротворяющее впечатление: его линии плавны и создают ощущение тонкой внутренней гармонии.
Важные даты в развитии азиатского искусства и культуры см. в статье: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
История и развитие
Доисторическая культура
Археологические данные свидетельствуют о том, что люди пришли на Корейский полуостров из Сибири через Маньчжурию в позднем каменном веке. Здесь обнаружены многочисленные следы доисторического искусства и артефакты, относящиеся к палеолиту (до 10 000 лет до н.э.). Например, недалеко от юго-восточного побережья Кореи были найдены наскальные рисунки в сибирском «рентгеновском стиле», а также примитивные глиняные горшки. Искусство корейской древней керамики совершенствовалось в эпоху неолита (ок. 10 000–3000 до н.э.), когда появились плоскодонные сосуды, украшенные зигзагообразными узорами, а затем и керамика с гребенчатым орнаментом (ок. 3000 до н.э.). Эти стили могли иметь общие черты с неолитическим искусством Китая (ок. 7500–2000 до н.э.), но, вероятнее всего, испытали влияние сибирских традиций. Подробнее о хронологии см.: Хронология гончарного искусства (26 000 до н.э. – 1900).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 самых ранних произведений.
Более явные признаки китайского влияния на древнее искусство Корейского полуострова проявились в бронзовом веке: корейская расписная посуда начала испытывать воздействие культуры Ся (ок. 2100–1600 до н.э.), искусства династии Шан (ок. 1600–1050 до н.э.) и искусства династии Чжоу (1050–221 до н.э.). Однако сибирское влияние сохранилось, в частности, в виде бронзовых кинжалов и зеркал, очень похожих на те, что использовали скифские народы евразийской степи.
Ранняя резьба по нефриту также зародилась в бронзовом веке. Изготовление небольших запятообразных и трубчатых украшений из таких камней, как нефрит, микроклин и яшма, началось в Южной Корее в средний период культуры Мумун (ок. 850–550 гг. до н.э.) и продолжалось в эпоху Трёх царств. Керамика Мумун оказала большое влияние на японскую керамику того периода, в частности на изделия культуры Дзёмон.
Влияние китайского искусства династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) стало очевидным в эпоху раннего железного века (с ок. 300 г. до н.э.), когда Китай начал создавать военные округа на северо-западе Кореи (ок. 108 г. до н.э.). Один из таких округов, Лелан, расположенный недалеко от современного Пхеньяна, стал центром распространения китайской керамики, бронзовой скульптуры и металлообработки, что способствовало проникновению китайской культуры на полуостров.
Период Трёх царств (ок. 57 г. до н.э. – 668 г. н.э.)
Письменная история корейского искусства начинается с 57 г. до н.э. — с началом периода Трёх царств (ок. 57 г. до н.э. – 668 г. н.э.). В это время на полуострове существовали три государства: Когурё (ок. 37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) на севере (столица — Пхеньян), чья аскетичная культура была связана с северным Китаем; Пэкче (ок. 18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) на юго-западе (в районе современных Конджу и Пуё), чей двор поддерживал тесные связи с южным Китаем; и Силла (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) на юго-востоке (столица — Кёнджу), к востоку от реки Нактонган.
Дворы Пэкче и Силла также развивали тесные связи с Японией. Например, правители Пэкче первыми принесли в Японию китайскую письменность, а серая керамика Силла послужила образцом для японской керамики Суэ периода Кофун.
Важным катализатором развития изобразительного искусства в период Трёх царств стало проникновение буддизма из Китая в Когурё около 372 г. н.э. Благодаря новому религиозному покровительству расцвели архитектура (буддийские храмы и пагоды) и пластические искусства — статуи и рельефы, в том числе терракотовая скульптура, изделия из бронзы, нефрита и резьба по слоновой кости. К VI веку буддизм стал государственной религией и вплоть до XV века оставался источником главных тем в корейском искусстве.
В корейской скульптуре лицо Будды, как правило, более округлое и выразительное, чем в традиционном азиатском каноне, и озарено характерной «улыбкой Пэкче». Этот стиль напоминает скульптуру южного Китая, особенно периода династии Лян (502–557), когда, как полагают, многие китайские мастера переезжали в Пэкче.
Каллиграфия впервые появилась в Корее в период Трёх царств, около 300–400 гг. н.э. — возможно, вместе с буддизмом — и получила дальнейшее развитие в государстве Силла, где Ким Сэн стал первым признанным корейским мастером каллиграфии.
Погребальное искусство было ещё одной важной отраслью искусства того времени, хотя до наших дней дошло немногое. Заметным исключением является гробница короля Муннёна (VI век) в Конджу (ныне объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), раскопанная в 1971 году. В ней было найдено огромное количество ценных предметов, включая прекрасные образцы ювелирного искусства, а также множество декоративных изделий, таких как картины и лаковая посуда в китайском стиле. Корейские гробницы часто украшались настенной живописью, выполненной в насыщенных жёлтых, красно-коричневых, зелёных, фиолетовых и чёрных тонах, но большинство из них не сохранилось.
Начиная примерно с VI века, эта фресковая живопись демонстрирует признаки значительного развития под влиянием китайского искусства Шести династий (220–589) и искусства династии Суй (589–618). Цветовая палитра становится богаче, на смену бытовым сценам приходят даосские мотивы, а в гробницах впервые появляется портретная живопись.
В последние десятилетия периода Трёх царств в государстве Силла стала популярной каменная скульптура, центром производства которой стал город Кёнджу. Импульсом для этого послужило искусство китайской династии Тан (618–906) с его характерным интересом к передаче объёма тела.
В области декоративного искусства особенно высокого уровня достигла обработка драгоценных металлов. В этот период было создано множество ювелирных изделий из золота, позолоченной бронзы, серебра, нефрита и стекла. Типичные изделия включали короны и диадемы, серьги, ожерелья, браслеты и перстни.
Наиболее характерным типом корейской керамики эпохи Трёх царств являются твёрдые, серые, неглазурованные изделия, изготовленные в Силла. Среди преобладающих форм сосудов — кувшины на подставках и кубки. Плечики этих сосудов часто украшались фигурками людей и животных. В Пэкче в VII веке появилась глиняная плитка с рельефными изображениями пейзажей, что стало предвестником зарождения пейзажной живописи на Корейском полуострове.
Период Объединённого Силла (668–935 гг.)
В 668 году правитель Силла в союзе с китайской династией Тан завоевал царства Пэкче и Когурё. Это положило начало почти трёхсотлетнему периоду доминирования культуры Силла — золотому веку древнекорейского искусства. Учёные и буддийские монахи путешествовали в Китай, чтобы познакомиться с его богатой и многогранной культурой, а столица Силла, город Кёнджу, был перестроен по образцу танской столицы Чанъань. С этого времени культурным центром страны стал юго-восток Кореи, тогда как северные территории пришли в упадок.
В правление династии Силла буддизм переживал расцвет: в провинции Кёнсан был построен ряд великолепных храмов. Другим архитектурным достижением стало широкое применение гранита. Корейские гранитные пагоды разительно отличаются от деревянных пагод Японии и кирпичных пагод Китая. Бронзолитейщики изготавливали большое количество храмовых колоколов, специальные сосуды для священного праха Будды Шакьямуни (реликварии-шарира) и буддийские статуи. К концу IX века запасы бронзы практически иссякли, поэтому многие статуи стали делать из железа.
Период Силла стал вершиной корейского натурализма в скульптуре. Вначале на неё сильно влиял монументальный стиль династии Тан, но к VIII веку она приобрела более мягкий, реалистичный характер. Примерами могут служить статуи будд Амитабхи и Майтреи (ок. 721 г.) из храма Камсан, а также главный монумент Будды в пещерном храме Соккурам — его тело массивно, но исполнено изящества, а лицо круглое и безмятежное. Корейские бодхисаттвы также создавались под влиянием танских образцов, например, скульптур для храма Баоцзин в Сиане (Китай, ок. 703 г.). Однако уже к 770-м годам скульптура Силла начала приходить в упадок, и этот процесс ускорился в начале IX века на фоне общего ослабления самого государства.
В области декоративно-прикладных ремёсел керамика Силла отличается погребальными урнами с желтовато-зелёной свинцовой глазурью, украшенными штампованными цветочными узорами. Кроме того, для буддийских храмов и дворцов изготавливали глиняную черепицу для крыш и полов с орнаментами в виде лотосов и других цветов. Бронзовые колокола были ещё одной специализацией Силла, о чём свидетельствует огромный бронзовый Колокол короля Сондока Великого (771 г., Национальный музей Кёнджу), отлитый для храма Пондокса. Для буддийских храмов также изготавливались миниатюрные бронзовые святилища.
Период династии Корё (918–1392)
Именно в период правления династии Корё Корея впервые стала известна западному миру; от названия «Корё» и происходит современное название страны. Основатель Корё, Ван Гон (правил в 918–943 гг.), основал новую столицу в Кэсоне, на территории современной Северной Кореи. Его политика экспансии на север привела к конфликтам на границе. Несмотря на постоянные нападения племён из Маньчжурии, в ранний период Корё процветал культурный обмен с китайской династией Сун, что оказало глубокое влияние на искусство и ремёсла.
XII век был временем мира и процветания для Кореи. Именно в этот период была создана лучшая керамика селадон. Классические селадоны Корё с глазурью нефритового цвета были особенно популярны в Китае эпохи Сун, где их называли «первыми под небесами». Корейские селадоны отличались уникальным инкрустированным декором в технике сангам.
Керамическая подушка из селадона эпохи Корё (ок. 1150 г.), хранящаяся сейчас в Британском музее в Лондоне, типична для изделий, которые изготавливались для аристократии и буддийских монахов. Такие подушки часто клали в могилу вместе с владельцем. Образец из Британского музея украшен тонкой инкрустацией сангам и имеет ажурный узор из переплетённых цепочек. Техника инкрустации различными материалами широко использовалась в период Корё не только в керамике, но и в лаковых и металлических изделиях, украшая самые изысканные произведения искусства.
Хотя сохранилось множество образцов декоративного искусства Корё, от светской живописи династии осталось мало свидетельств. И Нён (активен во время правления короля Инджона, 1122–1146 гг.) был известным художником, его работы высоко ценил император Хуэйцзун из династии Сун. Модным занятием учёных мужей периода Корё было создание картин тушью в жанре «четырёх благородных мужей», изображавших бамбук, цветущую сливу, орхидею и хризантему.
В 1170 году произошёл военный переворот, после которого власть почти на столетие перешла к военным, пока монгольские вторжения (1231–1259 гг.) не привели к восстановлению политического влияния двора. В 1259 году правитель Корё подписал мирный договор с монголами, которые вскоре основали в Китае династию Юань во главе с ханом Хубилаем (1215–1294). Впервые Корейский полуостров (как и сам Китай) оказался под контролем иностранного народа.
Началась масштабная монголизация двора Корё: наследные принцы были обязаны жить в столице Юань до восшествия на престол и жениться на монгольских принцессах; корейцев принуждали брать монгольские имена, говорить на монгольском языке, носить монгольскую одежду и причёски. Как и в Китае, искусство династии Юань не отличалось интересом к самобытной корейской культуре или её поощрением.
Именно при монголах в Корею из Китая пришло неоконфуцианство. В Корею приглашались китайские художники, и в этот период было создано множество изысканных произведений буддийского искусства. По заказу китайского двора династии Юань учёные-писцы и художники Корё отправлялись в Китай, привозя с собой иллюминированные сутры, такие как рукопись «Аватамсака-сутры» («Хваомгён») (XIV в., Кливлендский музей искусств). На фронтисписе этого многотомного священного текста золотой кистью изображён храмовый двор, перед которым стоит группа фигур. Самая высокая из них, Будда будущего (Майтрейя), обращается к коленопреклонённому паломнику, который спрашивает его о пути к духовному пробуждению. Весь текст сутры написан серебряной краской.
Иллюминированные рукописи Корё, наряду с буддийскими картинами, использовались в качестве подношений и ценились в Китае за их эстетические и религиозные качества. Такие рукописи также высоко ценились в Японии эпохи Муромати, где в буддийских храмах сохранилось большое количество работ из Корё.
В этот период буддизм был принят в качестве государственной религии. Количество буддийских храмов увеличилось, и все аспекты буддийского искусства процветали. Стремление к распространению буддизма фактически привело к развитию книгопечатания в Корее. Например, в начале XIII века был изобретён подвижный металлический шрифт для облегчения тиражирования текстов. Самая старая из сохранившихся в мире книг, напечатанных металлическим шрифтом, — «Чикчи» («Антология учения великих монахов о постижении духа Будды с помощью практики сон»), — содержит основные положения дзэн-буддизма.
Тем временем весь буддийский канон был вырезан на более чем 80 000 деревянных дощечек, известных как «Трипитака Кореана». Однако к концу правления династии Корё буддизм начал терять своё влияние как официальная государственная доктрина. Коррупция и упадок буддизма в поздний период способствовали падению и самой династии Корё.
Период династии Чосон (1392–1910)
Правители Чосон отказались от буддизма Корё и приняли неоконфуцианство в качестве официальной идеологии. Чтобы ускорить упадок буддийской мысли и превратить страну в неоконфуцианское общество, король-основатель Чосона — Ли Сонге (1335–1408) — и его советники-неоконфуцианцы провели ряд антибуддийских реформ, направленных на уменьшение богатства и влияния буддийских монастырей, а также аристократических кланов, контролировавших государственные дела. Это привело к тому, что у власти утвердился новый элитный класс — учёные-конфуцианцы, занявшие ключевые посты в бюрократическом аппарате.
Династия Чосон возрождала исконные культурные традиции Кореи, в то же время ориентируясь на Китай эпохи Мин как на центр конфуцианской цивилизации. Корея периода Чосон искала вдохновение в классических китайских источниках, и в живописи основным жанром стал пейзаж.
Ан Гён (активен в 1440–1470-х гг.), официальный художник двора Чосон, был самым выдающимся живописцем Кореи XV века. Он перенял классические китайские образцы эпохи Сун, но создал ярко выраженный стиль и эстетику эпохи Чосон. Его подход к пейзажной живописи оказал влияние на многих корейских художников. В своей картине «Путешествие во сне в край персиковых садов» (1447 г., Библиотека университета Тэнри, Нара, Япония), написанной тушью и красками на шёлковом свитке, Ан Гён использовал сильно контрастирующие светлые и тёмные участки и энергичные мазки, чтобы изобразить сон, рассказанный ему его покровителем, принцем Анпхёном. Прекрасная страна персиковых садов видна в правой части картины, окружённая кольцом зубчатых вершин. Ан Гён не только понимал и практиковал традиции китайской живописи, но и интерпретировал их со свежим, новаторским взглядом.
Кроме создания подобных воображаемых пейзажей, придворные художники должны были писать портреты членов королевской семьи и чиновников, а также создавать живописные записи придворных церемоний. Многие корейские учёные и чиновники сами были художниками, специализируясь на каллиграфии и родственном ей искусстве живописи тушью — двух самых престижных видах изобразительного искусства, которые считались наиболее подходящими для сословия литераторов.
Подавление буддизма привело к тому, что религиозное искусство пришло в упадок как по объёму, так и по качеству, хотя буддийские идеи оставались мощной культурной силой, особенно среди низших классов. Буддийская иконография нашла отражение в корейском народном искусстве, или минхва, — наивном стиле живописи, изображающем мифических персонажей и символы счастья, такие как олени, тигры и журавли. Начиная с XVII века, работы в стиле минхва производились в огромных количествах, чтобы удовлетворить народный спрос на такие изображения. Как правило, художники минхва были простолюдинами, которые путешествовали по стране, создавая картины по случаю важных жизненных событий.
В области керамики самым ценным жанром периода Чосон, совпавшего с правлением династии Мин в Китае, был белый фарфор, который считался воплощением неоконфуцианских идеалов чистоты и скромности. Однако в начале периода Чосон параллельно развивалось производство керамики пунчхон. Изделия пунчхон (изначально «пунджан хвечхон саги» — серо-зелёная керамика, украшенная порошком) можно узнать по цвету глазури, варьирующемуся от серо-зелёного до синеватого. Керамисты, работавшие в технике сграффито, сначала покрывали глиняную основу белым ангобом, а затем процарапывали на нём рисунок. Излишки ангоба удалялись, обнажая керамическое тело; изделие покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось. Стиль пунчхон исчез после XVI века, так как гончары Чосона увлеклись китайским фарфором, в частности изделиями эпохи Мин.
К концу XVII века зарождающееся самосознание Кореи как независимого государства начало находить отражение в её искусстве.
В XVIII веке самым выдающимся достижением корейской живописи стало развитие стиля чингён сансу («пейзаж реального вида»). Вместо того чтобы писать идеализированные пейзажи в китайском стиле, корейские художники, такие как Чон Сон (1676–1759), начали изображать реальные корейские виды. Ярким примером служит его шедевр «Панорамный вид Алмазных гор (Кымгансан)» (1734, Музей искусств Лиум, Сеул, Южная Корея).
Корейцы эпохи Чосон воспринимали минский Китай (1368–1644) как законный центр конфуцианской цивилизации. Элита была хорошо знакома с китайской классикой, а художники писали идеализированные пейзажи по китайским образцам. Однако всё изменилось, когда в 1644 году Китай был завоёван маньчжурской династией Цин. С этого момента Корея эпохи Чосон стала считать себя хранительницей конфуцианской цивилизации, а корейская земля и народ стали главным предметом изображения для многих мастеров. Именно в этом контексте Чон Сон и создал свою знаменитую работу.
Другой важной тенденцией было создание жанровых картин с юмористическим изображением повседневной жизни, таких как «Обмолот риса» (ок. 1780-х), на которой Ким Хондо (1745–1806) изобразил ленивого фермера с трубкой, наблюдающего за работой крестьян. Такие произведения привлекали растущий средний класс Кореи. На картине Ким Хондо «Содан (Деревенская школа)» (конец XVIII века, Национальный музей Кореи, Сеул) изображён конфуцианский учитель и его ученики. Картина типична для своего жанра: художник концентрирует внимание на лицах и их выражениях, оставляя фон пустым.
На позднем этапе общество Чосон менее строго придерживалось конфуцианских добродетелей раннего периода и достигло большего процветания. Пышное использование кобальтового синего пигмента стало модным, и производство сине-белого корейского фарфора процветало.
Растущее благосостояние среднего класса породило вкус к роскоши в прикладном искусстве. Популярными стали лаковые изделия, инкрустированные перламутром со сложными узорами. К сожалению, хотя культурная жизнь Кореи процветала на протяжении всего XIX века, страна столкнулась с внутренними мятежами и внешней агрессией. В 1910 году династия Чосон окончательно пала после того, как Корея была аннексирована Японской империей в рамках её экспансионистской политики.
Современный период
Когда японцы впервые вторглись в страну, традиционную корейскую живопись возглавляли Чо Сок Чин (1853–1920) и Ан Чун Сик (1861–1919). Чо был последним из придворных художников эпохи Чосон, а Ан — последним художником-учёным. Оба они работали в южном стиле искусства династии Цин, с его акцентом на пальцевую технику.
Важно понимать, что японские власти в Корее предприняли целенаправленную попытку подавить самобытное корейское искусство: уничтожались картины на корейские сюжеты, закрывались художественные школы, а немногие оставшиеся художники были вынуждены писать на японские сюжеты в японском стиле. Целью было превратить корейское искусство в японское.
Традиционное корейское искусство
В 1911 году бывшая корейская императорская семья основала академию живописи для продвижения традиционного стиля, которая, несмотря на закрытие в 1919 году, успела подготовить ряд важных художников.
К 1930-м годам стиль корейской живописи начал меняться под воздействием японского и европейского влияния. Например, в 1922 году японцы учредили ежегодную выставку для корейских художников, призванную способствовать развитию нового «академического стиля японского типа». В то время все современные возможности для изучения живописи контролировались японцами. Таким образом, несмотря на сопротивление корейских традиционалистов, японская традиция доминировала. Среди известных художников этого периода были Ким Ын Хо (1892–1979), Ли Сан Бом (1897–1972), Ко Хви Дон (1886–1965), Пён Кван Сик (1899–1976) и Но Су Хён (1899–1978).
После Второй мировой войны традиционная живопись приобрела более современные формы, что можно увидеть в работах таких художников-новаторов, как Ким Ги Чхан, его жена Пак Нэ Хён и Пак Но Су. Все они мастерски владели традиционными техниками, такими как рисунок пером и тушью, живопись тушью и акварель. Их картины демонстрируют уверенное чувство композиции и цвета, а также обладают качествами подлинного абстрактного искусства.
Корейское искусство западного стиля
Что касается искусства западного стиля, то основной традицией корейской масляной живописи в период японской оккупации была фигуративная школа, уходящая корнями в импрессионизм. Среди лучших художников этого направления были Ли Чон У, То Сан Бон (1902–1977), Ким Ин Сон (1911–2001) и Пак Тык Сун.
Кроме нового материала — масла, — западное искусство принесло с собой концепцию реалистического изображения с трёхмерной иллюзией и линейной перспективой, а также представление об искусстве как о профессии, требующей полной отдачи, а не просто как о хобби для образованных людей. Однако почти все эти изменения были привнесены в период японской оккупации с 1910 по 1945 год, поэтому всё корейское современное искусство этого периода воспринималось через призму Японии.
Этот дуализм традиционной и западной живописи сохранился и после войны. Живописью в западном стиле занимались художники, получившие образование в Японии, такие как Ко Хви Дон, Ли Ин Сон (1912–1950) и Ким Хван Ги (1913–1974); а традиционную живопись в восточном стиле практиковали такие мастера, как Ли Сан Бом и Ким Ын Хо (1892–1979), которые использовали либо традиционную тушь, либо цветные чернила.
В середине 1950-х годов группа молодых прогрессивных художников сформировала движение «Информель» (по аналогии с европейским стилем Art Informel), которое продвигало западный стиль абстрактного искусства, зародившийся в Америке с абстрактным экспрессионизмом. Напротив, монохромное искусство 1970-х годов было попыткой воссоздать подлинное корейское искусство, используя плоскую поверхность холста как основу для выражения пассивной, спокойной и медитативной гармонии.
В 1980-х годах художники, принадлежащие к движению Минчжун Мисуль («Народное искусство»), начали исследовать социальные темы и были связаны с политическими протестами того десятилетия. Другим важным представителем современного корейского искусства является видеохудожник Нам Джун Пайк (1932–2006). Покинув Корею во время Корейской войны, он начал заниматься перформансом, а затем переключился на видео и инсталляции.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о восточноазиатском искусстве и ремёслах см.:
Китайская терракотовая армия (около 208 г. до н.э.)
Индия: живопись и скульптура
Гравюры на дереве укиё-э (около 1670-1900 гг.)
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Для получения информации о датах других ранних культурах см.: Хронология доисторического искусства. Более поздние даты и хронология: Хронология истории искусства. О движениях и периодах: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?