Хронология китайского искусства читать ~23 мин.
Вот хронологический список дат, показывающий развитие китайского искусства и китайской цивилизации начиная с каменного века и далее, а также историю корейского искусства, её ближайшего соседа. Начиная с эпохи доисторического искусства, список содержит основные виды искусства, такие как древняя керамика, бронзовое литьё, каллиграфия, роспись тушью и чернилами, резьба по нефриту, фарфор, буддийская скульптура и лак.
Культуры Китая, Кореи и Японии развили сильные ассоциации и родство друг с другом. Первоначально культурным обменам способствовали сухопутные мосты, соединяющие Японию с азиатским континентом, после чего Корея стала основным каналом проникновения азиатской культуры в Японию во многих областях визуального выражения, особенно в работе по металлу, живописи и керамике. Подобные религиозные верования, включая конфуцианство, даосизм и синтоизм, также оказали объединяющее влияние. Две формы изобразительного искусства имели особое значение для восточноазиатской культуры: изготовление глиняных сосудов и каллиграфическое выражение с помощью кисти с чернилами.
Более того, поскольку китайская живопись основывалась на каллиграфии, китайским художникам необходимо было владеть кистью для нанесения плавных линий. В результате каллиграфия сыграла важную роль в передаче культурных ценностей. Чтобы узнать о древнем Китае, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы узнать об эволюции западной культуры, см. список дат в нашей Хронологии истории искусства. Об эстетике дальневосточных искусств см.: Традиционное китайское искусство. Для получения дополнительной информации о культурных практиках Восточной Азии см.: Японское искусство.
37 900 лет до н.э. Самый ранний известный вид азиатского искусства (Юго-восточная Азия) – пещерное искусство Сулавеси в Индонезии.
18 000 Появление китайской керамики. Самый старый пример – керамика пещеры Сяньрэндун из Цзянси. Глиняная посуда – самое древнее искусство Китая. См.: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
16 000 Пещерная керамика Ючанян появляется в бассейне реки Янцзы.
14 500 Начало производства керамики Дзёмон, старейшей керамики Японии.
14 300 Керамика бассейна реки Амур, Дальний Восток России – первая керамика России.
14 000 Заключительный период палеолитического искусства и культуры. Самые ранние известные образцы японской керамики.
11 000 Таяние ледников вызывает повышение уровня моря вокруг Японии, затопление всех сухопутных мостов в Китай и изоляция Японии от материковой части Азии.
11 000 — 300 лет до н.э. Период Дзёмон в японской культуре, названный в честь узоров верёвок (дзё) (мон) на характерных глиняных горшках. В середине этого периода в искусстве мезолита в Азии гончары производят очень скульптурные сосуды, а также различные глиняные фигурки. Для получения дополнительной информации см.: Хронология гончарного искусства.
7500 лет до н.э. Искусство неолита в Китае растёт по долинам рек Хуан-хэ и Янцзы. Культура неолита известна своим керамическим искусством, разжигаемым в кострах; производство шелка (VI тысячелетие) и резьба по бирюзе и слоновой кости, а также его костяные флейты (например, резьба Цзяху, 7000–5700 гг. до н.э.).
В Корее на юго-восточном побережье полуострова практикуются сибирские наскальные рисунки в стиле «рентгеновских» лучей. Самые ранние известные образцы корейской керамики относятся к гончарному периоду Джелмун.
Письменность цзяху, самая ранняя из известных форм письменности, основанная на пиктограммах в Китае.
6600 Впервые приручены собаки и куры.
6000 Культура Яншао процветает в провинциях Хэнань, Шэньси, Шаньси. Приручение быков и овец.
5000 — 3000 лет до н.э. Древнейшие образцы резьбы по нефриту, основная форма неолитического искусства в Китае.
4900 Культура Хуншань (4700-2900) развивается во Внутренней Монголии, Ляонине и Хэбэе на северо-востоке Китая. Известен нефритом свиного дракона и глиняными статуэтками беременных женщин.
4700 Первые известные образцы лаковой посуды. Изображения птиц, вырезанные из кости и слоновой кости.
4500 лет до н.э. Появление письмености Банпо. А также изобретение китайской акварельной живописи. Хотя живопись на водной основе (а не маслом) является одним из самых характерных китайских искусств, ни наброски, ни подготовительные рисунки не являются частью традиции китайской живописи.
4000 Начало «Живописной гончарной культуры» в Китае (— до 2000 лет до н.э.) В то же время, средние и нижние культуры долины реки Янцзы производят тонкие кубки и чаши украшенные чёрными или оранжевыми узорами. Сравните: древнеперсидское Искусство. (От 3500 г. до н.э.)
3630 лет до н.э. Самый старый пример китайского шёлка – его нашли в провинции Хэнань. Чуть более поздние шелка – с площадки Ляньжу в Цяньшаньян, Чжэцзян. Датируется не позднее 2570 г. до н.э.
3500 Культура Пит-Комб в Корее, начало гончарного периода Средний Джелмун.
2400 — 2200 Культура Лянчжу, появляется первые из известных примеров изделий из нефрита «конг» и «би». Сравните культуру Лянчжу с египетским искусством (с 3100 г.).
3300 — 1300 Цивилизация долины Инд, которая развивались вдоль рек Инд и Гаггар-Хакра в Индии (также известной как Харапская цивилизация по типичному месту Хараппа в Пенджабе). Начало производства индийской скульптуры из бронзы.
3100 лет до н.э. Начало китайского бронзового века.
3100 — 2700 лет до н.э. Культура Маджиаяо в Китае. Найдены первые бронзовые предметы.
3000 — 2000 лет до н.э. Культура Луншань появляется в среднем и нижнем течении Жёлтой реки. Художники Луншань известны своей полированной чёрной тонкостенной глиняной посудой из яичной скорлупы и производством шёлка. Использование плуга.
2500 лет до н.э. Иглоукалывание уже используется в китайской медицине.
2100 лет до н.э. Начало культуры Ся (конец 1600 г. до н.э.).
2000 лет до н.э. Индийские чернила впервые были произведены в Китае. Некоторые учёные не согласны с этим, утверждая, что чернила появились после династии Хань (около 220 г. н.э.).
1700 лет до н.э. Масштабное производство бронзового литья в Эрлитоу, первом крупном центре металлообработки в Китае. Примерно в то же время происходит и изобретение китайской каллиграфии.
1600 лет до н.э. Начало эры искусства династии Шан (окончание примерно к 1050 г. до н.э.), известное своими церемониальными бронзовыми сосудами с зооморфным и абстрактным орнаментом.
1500 лет до н.э. Начало периода корейской керамики Мумун.
1200 лет до н.э. Появилась бронзовая скульптура Саньсиндуй. Эти саньсиндуйские бронзы, раскопанные недалеко от городка Наньсин в провинции Сычуань, показывают культуру, которая развивалась независимо от других культур Жёлтой реки. Во многом образно, они изображали головы людей, животных и птиц.
1100 лет до н.э. Использование изображений тигров, волков, орлов, антилоп становится обычным явлением в китайском искусстве.
1050 лет до н.э. Начало эры искусства династии Чжоу (заканчивается в 221 г. до н.э.).
1000 лет до н.э. Корейские мастера металлообработки, вдохновлённые сибирским орнаментом, изготавливали бронзовые кинжалы и зеркала, подобные тем, которые использовали скифские народы евразийской степи. Сравните их с Кельтской культурой Гальштата. Также появляются корейские резные фигурки из нефрита.
800 лет до н.э. Начало культуры бронзовых кинжалов Ляонин в Корее.
551 лет до н.э. Рождение Конфуция (551-479).
548 лет до н.э. Первое упоминание о китайской настольной игре Вейки (Weiqi), известной в Японии как Го.
475 лет до н.э. Начало периода Воюющих царств (заканчивается в 221 г. до н.э.). Разработана технология плавки чугуна. Появляются первые железные плуги. В период Воюющих царств китайские художники создают предметы изобразительного искусства, начинают изображать окружающий их мир. Ранее большинство картин были декоративными.
450 лет до н.э. Приблизительная дата самого раннего образца вышивки шёлком в Китае, найденного в гробнице в Машане в провинции Хубэй. Большинство китайских вышивок изготавливаются из шёлка, а пик производства пришёлся на 14 век при династии Мин. Четыре наиболее важных региональных стиля: вышивка Хунань (Сян Сю), вышивка Сучжоу (Су Сю), вышивка Сычуань (Шу Сю) и вышивка Гуандун (Юэ Сю).
433 лет до н.э. Гробница Йи, маркиза Цзэна, построена в Суйчжоу провинции Хубэй.
400 лет до н.э. Древнейшие образцы искусства росписи по шёлку.
300 лет до н.э. Лаоцзы в Дао Дэ Цзин вдохновляет основание китайской философии даосизма. Выпущен первый китайский словарь. Начало культуры Яёй в Японии (конец 300 г. н.э.) известной элегантной расписной или отполированной керамикой. Техника бронзового литья, импортированная из Кореи, привела к производству бронзовых орудий и колоколов дотаку.
221 лет до н.э. Начало эры искусства династии Цинь (продлится до 206 г. до н.э.).
208 лет до н.э. Завершение изготовления «Воинов Терракотовой армии», величайшего памятника терракотовой скульптуры.
206 лет до н.э. Начало эры искусства династии Хань (окончание к 220 г. н.э.). Это искусство известно «нефритовыми костюмами» умерших дворян (например, принца Лю Шен, его жены принцессы Доу Ван, принца Чжао Мо) для защиты от злых духов в загробной жизни. Примером ханьской культуры также является изысканное ювелирное искусство из опала, янтаря, кварца, золота и серебра. Художники династии Хань первыми сосредоточились на фигурной живописи, известной в основном из захоронений, где росписи выполнены на шёлковых знамёнах и стенах гробниц. Первые украшения появляются в пещерах Аджанты в Махараштре, Западная Индия: см. Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.).
113 лет до н.э. Завершение строительства знаменитой гробницы императора Лю Шэн.
108 лет до н.э. Китай создаёт первые колонии в Северной Корее, в том числе в Нангнане недалеко от Пхеньяна, который становится центром китайской керамики, бронзовой скульптуры и металлических изделий.
57 лет до н.э. Период Троецарствия (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) в Корее. Страной правят три разные культуры: королевство Когурё (Гогурё) (ок. 37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) (Столица Пхеньян); Царство Пэкч (Пэкче) (С.18 BCE-660 CE); Королевство Силла (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) (столица Конджу или Кёнджу). Позже в этот период из Китая в Корею пришли даосизм, конфуцианство и буддизм.
30 лет до н.э. Первое упоминание о колёсной тачке.
25 год нашей эры Сообщается, что самые ранние образцы селадона были обнаружены во время раскопок гробниц в Чжэцзяне, относящихся к восточной династии Хань (25–220 гг. н.э.). Другие эксперты утверждают, что селадон не создавался до начала северной династии Сун (960–1127).
67 г. н.э. Прибытие буддизма в Китай (во многом благодаря Лю Ин, сыну императора Гуанву). Буддизм не получил здесь широкого распространения примерно до 300 г. Эта убедительная универсалистская система верований вдохновляет множество форм буддийского религиозного искусства (особенно каменной скульптуры и настенной живописи), прославляющих жизнь и идеологию Сиддхартхи Гаутамы, которому поклоняются как Будде.
68 г. н.э. Построен Храм Белой Лошади, первый буддийский храм в Китае.
105 г. н.э. Изобретение бумаги. Это оказало огромное влияние на искусство, в том числе и на полиграфию. Сообщается, что первый настоящий китайский фарфор был изготовлен в Чжэцзяне во время поздней династии Хань (100-200 гг. н.э.).
220 г. н.э. Начало искусства шести династий (этот период закончился в 618 г. н.э.).
300 г. н.э. Начало культуры Кофун в Японии (продлится до 552 г.), известной своими могильными курганами, построенными для избранных и обставленных керамикой, бронзовыми зеркалами и каменными украшениями, а также глиняными скульптурами (ханива) в форме шаманов, воинов, зверей и птиц. Кроме того, каллиграфия попадёт из Китая в Корею.
350 г. н.э. Начинает появляться монументальная скульптура, с 4 века и далее – почти вся она буддийская и построена по образцу греко-буддийских фигур, привезённых через Шёлковый путь.
370 г. н.э. Классическая китайская пейзажная живопись предположительно началась с Гу Кайчжи (344-406).
372 г. н.э. Буддизм проник в Когурё из Китая. Оказывает большое влияние на корейский дизайн буддийских храмов, пластику, особенно буддийские статуи, нефрит и резьбу по слоновой кости.
420 г. н.э. Первые картины шань-шуй («гора-вода») появились во времена династии Лю Сун 5-го века (420-479). Эта форма китайской живописи изображает природные пейзажи с использованием кисти и туши, а не более традиционных типов красок.
500 г. н.э. Дан-буддизм, вариант буддизма Махаяны, появился в Китае в VI веке, а затем распространился во Вьетнам, Корею и Японию (где он известен как дзен-буддизм).
523 г. н.э. Строительство 130-футовой пагоды Сунъюэ, первой пагоды в Китае, построенной из кирпича.
550 г. н.э. Искусство надгробий процветает на Корейском полуострове: для примера посмотрите гробницу короля Мунйонга в Конджу.
552 г. н.э. Культура Асука берёт своё начало в Японии (продлится до 645 г.), известна введением буддизма (552 г.), идеологии, параллельной исконным верованиям, известным как синтоизм, или путь богов. (Примечание: в синтоизме верующий поклоняется духам, которые, как считается, населяют такие природные объекты, как деревья, скалы, водопады, горы.) Буддийские монастыри стали крупными покровителями искусства.
559 г. н.э. Буддийская статуя Лашаоси Дафо Гаутамы была высечена в горе в округе Ушань провинции Ганьсу.
560 г. н.э. Изобретение китайской вырезки из бумаги (цзяньчжи), искусства вырезания узоров из бумаги, которое часто можно увидеть во время празднования китайского Нового года. Самый ранний известный пример находится в Синьцзяне.
576 г. н.э. Статуя Будды Амитабхи Сишань Дафо была воздвигнута в Тайюане, провинция Шаньси.
589 г. н.э. Начало эры искусства династии Суй (продлится до 618 г.).
609 г. н.э. Завершение строительства Большого канала Китая.
618 г. н.э. Начало эры искусства династии Тан (заканчивается в 906 году). Этот период известен монументальной буддийской каменной скульптурой. Также известен разработкой китайского фарфора (особенно Sancai) и изысканным ювелирным делом. Как и художники династии Хань, художники Тан сосредотачиваются на человеческой фигуре. Действительно элегантный реализм в фигуративной живописи достигает новых высот при дворе Южного Тан (937-975). Другие важные формы живописи, развитые в эпоху Тан, это рисование тушью и чернилами, а также пейзажи Шань-шуй.
635 г. н.э. Первые христианские миссионеры (несторианские монахи) прибывают в Китай.
645 г. н.э. Культура Нара берёт своё начало в Японии (конец 794 г.), известна ростом буддийской архитектуры и скульптуры. Храмы заполненяются статуями буддийских божеств, изготовленными из бронзы, дерева, глины и лака. Возведён гигантский бронзовый Будда (Дайбуцу) в храме Тодай-дзи. Картины и скульптуры эпохи Нара очень похожи на картины китайской династии Тан.
650 г. н.э. Изобретение ксилографии. Первым зарегистрированным примером, обнаруженным в гробнице Тан возле Сианя, является одностраничная сутра Дхарани, напечатанная на санскрите на бумаге из конопли (650-670 гг. н.э.).
668 г. н.э. Период Силла начинается в Корее (продлится до 935 г.). Свидетели золотого века древнего корейского искусства, включая зенит корейского натурализма в скульптуре. Буддийские статуи, бронзовые колокольчики и керамические урны были другими фирменными предметами Силла.
712 — 756 г.г. н.э. Император Сюаньцзун руководит классическим периодом китайского изобразительного искусства и литературы, который устанавливает стандарты для будущих поколений.
713 г. н.э. Начало строительства Гигантского Будды в Лэшане (будет завершён в 803 году), это самая большая буддийская скульптура Китая, высечена в скале в провинции Сычуань.
725 г. н.э. Первые примеры китайской техники рисования тушью и чернилами Ван Вэя (699-759).
794 г. н.э. Культура Хэйан появляется в Японии (закончится к 1185 г.). В этот период произойдёт переносстолицы из Нары в Хэйан-кё (794 г.). Новые формы буддизма придут в Японию из Кореи и Китая. К 1000 году эзотерический буддизм затмит Амида Будда, что приведёт к элегантным архитектурным проектам и новому идиллическому стилю картин и скульптур. Японские учёные-художники и другие представители элиты развивают особые стили японской каллиграфии и живописи.
868 г. н.э. Китайские печатники по дереву выпускают «Алмазную сутру», первую в мире полноформатную книгу обычного размера с иллюстрациями.
907 г. н.э. Начало Великого века китайской пейзажной живописи (заканчивается в 1127 году).
918 г. н.э. В Корее культура династии Корё (918-1392) стала известна своим великолепным глазурованным селадоном, инкрустацией санггам, тушью Корё и рисунками чернилами, а также мастерством ювелирного дела и дизайна из драгоценных металлов. Кроме того, буддизм становится государственной религией.
960 г. н.э. Начало эры искусства династии Сун (заканчивается в 1279 г.). Неоконфуцианство становится доминирующей идеологией. Позже философия дан (японский дзен) повлияет на живопись, каллиграфию и гончарное искусство. Фарфор Сун славится своим чайными принадлежностями Цзянь (известными в Японии как изделия тэнмоку), производимыми в Цзяньян, Фуцзянь. Он также известен своим производством Селадона Лонкин в южной провинции Чжэцзян. Император Сун Хуэйцзун – ведущий меценат.
960 г. н.э. Северная культура Сун (960-1127) известна своей посудой Дин – первым фарфором, официально принятым Императором, недекорированной и заниженной посудой Ру, а также посудой Цзюнь, изготовленной в Ючжоу в провинции Хэнань. Китайское искусство складывания бумаги, или жечжи, появилось примерно в 10 веке.
1017 — 1029 г.г. Индуистский храм Кандария Махадева (Кхаджурахо) построен в Мадхья-Прадеше, Индия.
1041 г. Би Шэн изобретает печать с подвижным шрифтом.
1088 г. Камера-обскура впервые описана Шен Куо.
1105 г. Китайская живопись и Императорская академия живописи (основанная в 10 веке) процветают при императоре Сун Хуэйцзуне (годы правления 1100–1126). Самыми популярными основами являются бумага и шёлк, а готовые работы обычно закрепляются на свитках, альбомных листах, стенах, лаковой посуде и складных ширмах.
1127 г. Северная треть Китая захвачена маньчжурскими чжурчжэнями при династии Цзинь. Начало культуры Южной Сун (1127–1279 гг.), известной своей посудой Гуань, изготовленной в качестве замены посуды Ру, и фарфором Цинбай («чистый сине-белый»), производимым в Цзиндэчжэне и в других местах на юге. Китая.
1115 — 1145 г.г. Кхмерский храм Ангкор-Ват построен в Камбодже.
1145 г. Завершение Самгук саги (Истории Трёх Королевств), самой ранней из сохранившихся историй Кореи.
1185 г. Начало культуры Камакура в Японии (продлится до 1333 г.), известной своими храмовыми проектами и реалистичным стилем скульптуры и живописи.
1271 г. Искусство эпохи династии Юань начинается при Хубилай-хане (до 1368 г.). Юань-монголы не поощряют местных художников в Китае.
1275 г. Марко Поло становится первым европейцем, посетившим императорский двор Китая.
1280 г. Неоконфуцианство было введено в Корею императорами Юань.
1285 г. Завершение корейского трактата Самгук Юса (История и легенды Трёх Королевств), второй по возрасту хроники истории Кореи.
1298 г. Ван Чжэнь усовершенствовал печать подвижных шрифтов, используя первые символы деревянного шрифта.
1338 г. Ваза Фонтхилл (Fonthill, изготовлена около 1330 г.) – первое изделие из китайского фарфора, прибывшее в Европу. Начало эпохи постклассической индийской живописи (14-16 вв.).
1368 г. Эпоха Искусства династии Мин (продлится до 1644 г.). Известна своим экспортом сине-белой посуды династии Мин (известной как фарфор краак), изготовленной в Цзиндэчжэне. Технические улучшения произошли в использовании кобальта для подглазурной синей отделки во время правления императора Сюаньдэ (1425–1435). При императоре Чэнхуа (1464–1487 гг.) аналогичные успехи были достигнуты в нанесении эмали и металлообработке. Другие проекты династии Мин под влиянием исламского искусства (особенно изготовлении изделий из металла) и искусства Древней Персии. Белый фарфор был впервые изготовлен при династии Мин в Дэхуа в провинции Фуцзянь.
1392 г. Культура династии Чосон зарождается в Корее. На смену буддизму приходит неоконфуцианство, как официальная корейская идеология. Это приводит к появлению нового элитного класса — неоконфуцианства Литерати, доминирующего в правительственной бюрократии. Это также стимулирует производство белого фарфора, который считается воплощением неоконфуцианства, идеалом чистоты. Культура муромати начинается в Японии (окончание 1573 г.), при сёгунах Асикага, известных своим культурным обменом с Китаем и развитием дзенских монастырей, где художники-монахи создавали первые японские картины тушью.
1406 г. Начинается строительство Запретного города в Пекине.
1408 г. Закончена огромная энциклопедия Юнлэ.
1420 г. Запретный город построен в Пекине. Император Юнлэ объявляет Пекин новой столицей; статус Нанкина понижен.
1431 г. Буддийская «Фарфоровая пагода» (Храм Благодарности) завершена в Нанкине.
1440~ г. Корейский правитель, Седжон Великий, наблюдает за рядом культурных достижений, включая создание алфавита хангыль, корейской системы письма. Кроме того, в период 1400-1600 годов корейский фарфор создаётся для для богатых и массово для менее обеспеченных. Керамика Пунчхон затем была снята с производства в Корее, хотя продолжала существовать в Японии, где была популярной особенностью чайной церемонии.
1449 г. Императоры династии Мин начинают масштабную реставрацию Великой Китайской стены.
1516 г. В Китай прибывают первые португальские исследователи Хорхе Альварес и Рафаэль Перестрелло.
1520 г. Португальские торговцы возвращаются из Китая с образцами каолиновой глины – они поняли, что это важный ингредиент в производстве фарфора. Но европейским учёным не удаётся воспроизвести китайские изделия. В Индии появляется живопись моголов и живопись раджпутов.
1573 г. Начало культуры Момояма в Японии (период продлится до 1615 г.), известной своей замковой архитектурой, её текстильными и лакированными конструкциями.
1600 г. Итальянский священник-иезуит прибыл в Пекин, чтобы представить императорскому двору западную науку. В Корее появилась новая форма народного искусства, известная как минхва, она процветает. Оригами (ори означает «складывание», ками означает «бумага») – традиционное японское искусство складывания бумаги зародилось в 17 веке.
1602 г. Голландская Ост-Индская компания экспортирует 6 миллионов единиц китайского фарфора в Европу в течение следующих восьми десятилетий.
1603 г. Японский стиль театрального искусства кабуки впервые появился в Киото.
1615 г. Начало японской культуры Эдо (конец 1868 г.), известной своими школами живописи, а также декоративно-прикладным искусством, включая керамику, лакировку, текстиль и металлообработку.
1644 г. Маньчжуры захватывают Пекин; наступает эпоха искусства династии Цин (заканчивается 1911 годом). Отныне Корея считает себя центром конфуцианской цивилизации. Два величайших покровителя искусства Цин – император Канси (1661–1722) и император Цяньлун (1735–1796).
1645 г. Маньчжуры заставляют китайских мужчин заплетать волосы в длинную косу.
1654 г. Могольские архитекторы и строители завершают строительство Тадж-Махала в Индии.
1661 г. Император Канси открывает золотой век культуры Цин.
1670 г. Первые образцы японского периода Эдо Гравюры на дереве Юки-ё (ок. 1670–1900). Этот новый вид графического искусства создан для городских жителей. Через массовые недорогие гравюры на дереве, искусство становится доступным для всех. Известные примеры включают Харунобу (1724-1770), Хиросигэ (1797–1858), Хокусай (1760-1849) и Утамаро (ок. 1753-1806). Жанр будет иметь важное влияние на историю плакатного искусства в Европе.
1683 г. Тайвань захвачен войском Цин.
1700 г. В 18 веке корейские художники разработали националистический жанр, известный как jingyeong sansu (пейзаж с реальным видом), с изображением корейских пейзажей, а не обычных идеализированных пейзажей в китайском стиле. Век также видел рост беззаботного стиля корейского жанра живописи.
1705 г. Папский дипломат Шарль-Томас Майяр де Турнон прибывает в Китай.
1708 г. Немецкому мейсенскому учёному Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу (1651-1708) наконец-то удалось изготовить твёрдый, белый, полупрозрачный материал, очень близкий к китайскому фарфору.
1711 г. Британская Ост-Индская компания открывает офис в Гуанчжоу.
1720 г. Секреты изготовления китайского фарфора раскрыты французским иезуитом Франсуа Ксавье д’Антреколем (1664–1741).
1784 г. Католицизм проник в Корею из Китая. В 2010 году каждый третий южный кореец – христианин (всего их 13 миллионов).
1800 г. До династии Цин китайские нефриты изготавливались непосредственно из нефрита (или бовенита), известного как белый нефрит. В 1800 году торговцы импортируют новый ярко-зелёный сорт жадеита из Бирмы, известный как Feicui, который становится фаворитом Маньчжурского двора.
1807 г. Роберт Моррисон, первый протестантский миссионер, прибывает в Китай.
1823 г. Библия впервые издана на китайском языке.
1839 г. Первая опиумная война.
1842 г. Нанкинский договор.
1856 г. Вторая опиумная война.
1860 — 1900 г. Расцвет Японизма. Этот европейское увлечение японским декоративным искусством в конце XIX века, особую популярность приобретают веера, ширмы, лаки, шелка, фарфор и ксилография.
1876 г. В Японии в Токио открывается Западно-ориентированная школа технологического искусства. Японская живопись развивается из дуализма западного и восточного стилей с изображением Йога (живопись в западном стиле) и Нихонга (японская живопись).
1894 г. Первая китайско-японская война.
1900 г. Китайское восстание боксеров.
1910 — 1945 г. Корея находится под оккупацией Японской империи, которая закрывает школы корейского искусства и заставляет оставшихся художников рисовать японские сюжеты на японском языке.
1934 г. Китайская националистическая группировка Гоминьдан под предводительством Чан Кай-ши атакует китайских коммунистов под руководством Мао Цзэдуна, предпринимающих Великий поход.
1937 — 1945 Вторая китайско-японская война.
1945 — 1952 Союзные войска оккупируют Японию и правят ею.
1947 г. Япония принимает новую либерально-демократическую конституцию.
1948 г. Корея разделена на независимые государства, Север и Юг.
1949 г. Китайская Народная Республика (КНР) основана Мао Цзэдуном. Всё китайское искусство политизировано: социалистический реализм становится доминирующим языком культурной пропаганды.
1950 г. Уникальный вклад Японии в искусство 20-го века охватывает творческую деятельность в графике, а также в анимации, графике видеоигр и концепт-арт: отличительные формы включают аниме и манга.
1950 — 1953 Война между Северной и Южной Кореей.
1952 г. Сан-Францисский договор положил конец оккупации Японии союзниками.
1966 — 1969 Китайская культурная революция вызывает период великих беспорядков во всём мире. Китайские плакаты и постеры становятся важными средствами коммуникации.
1976 г. После смерти Мао и ареста Банды четырёх, Дэн Сяопин становится верховным лидером Китая.
1989 г. Демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине.
1990~ г. Появление циничного реализма, это современное живописное движение, использующее юмор и сюрреалистические образы, чтобы выразить страх и неуверенность в Китае после событий на площади Тяньаньмэнь. Появляются известные современные художники в число которых входят Чжан Сяоган (1958 г.р.), Цзэн Фаньчжи (1964 г.р.) и Юэ Миньцзюнь. (р.1962). Циничный реализм ассоциируется с политической поп-музыкой — ещё одним китайским современным движением – и поп-исполнителем Ван Гуанъи (р. 1957).
1996 г. 700-тонный Великий Будда Луншаня установлен в Уси, провинция Цзянсу.
1998 г. Буддийская статуя Гуаньинь Южно-Китайского моря установлена в Фошане, Гуандун.
2000 г. Шанхайский биеннале искусств. Китайское искусство в настоящее время охватывает широкий спектр как современных, так и традиционных форм. К ним относятся фильмы, видео искусство и фотография, а также инсталляции и перформанс, а также возрождённые версии традиционной керамики, резьбы по нефриту и лакировки.
2002 г. Будда Весеннего Храма, самая высокая статуя в истории скульптуры, построена в уезде Лушань провинции Хэнань.
2005 г. Установлена буддийская статуя Гуаньинь Южного моря Саньи на южном побережье китайской островной провинции Хайнань.
2009 г. «Гуйшань Гуаньинь тысячи рук и глаз» производится в Чанше, Хунань.
2010 г. Буддийская статуя Гуань Юй из Юньчэн Гуань установлена в Юй Юньчэн, Шаньси.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?