Живопись Моголов:
искусство Моголов в Индии читать ~12 мин.
Бабурская школа живописи
В 1500 году Бабур (1483-1530), последний из Тимуридов и основатель индийской династии Великих Моголов, был изгнан из Трансоксианы и Восточного Ирана, вторгся в Пенджаб и захватил султанат Дели у турко-афганцев. В 1525 году новая монгольская династия основала империю Великих Моголов.
Бабур был первым в череде императоров, художников и философов, которые на триста лет установили в Индии правило исключительного блеска. Это были князья, приверженные персидской культуре. Первые произведения религиозного искусства, вышедшие из их двора, были тесно связаны со школой Герата. Только во второй половине XVI века начал развиваться собственно могольский стиль. Это было то время, когда дворцовые студии императора Акбара (1542–1605) и его сына императора Джахангира (1569–1627) стали нанимать индийских художников и получили новый стимул с Запада. Живопись Великих Моголов оставила более старое персидское искусство в рамках нового индийского стиля. Они никогда полностью не забывали свою родословную, что мы можем видеть в изысканности и лёгкости манеры письма, его колеблющихся линий, множественности вариантов его палитры.
Бабур умер в 1530 году. Его правление было слишком беспокойным и слишком коротким, чтобы создать собственный художественный стиль. Однако его мемуары вдохновили многих миниатюристов стать его преемниками. Приятный философ, его воспоминания выдают персидский бэкграунд и напоминают великого поэта Хафиза. Вот одна строчка в качестве примера: «Тень дерева, сборник стихов, немного вина, твоя песня в пустыне; вот и пустыня становится раем».
Во время правления Хумаюна, преемника Бабура, империя ещё не была консолидирована. Дели пришлось покинуть и султан прожил пятнадцать лет в изгнании, прежде чем вернуть свой трон за год до своей смерти. Он провёл долгое время при дворе Тахмаспа, царя Персии и привёз с собой в Индию известного художника Мир Саида Али, который вместе с другими персидскими художниками сформировал новую школу живописи, основанную сыном Хумаюна Акбаром.
Примечание. Примеры лучшей древней архитектуры Азии см. в статьях: Кхмерский храм Ангкор-Ват (Камбоджа) и Храм Кандария Махадева (Кхаджурахо, Индия).
Чтобы увидеть, как индийская живопись Великих Моголов вписывается в эволюцию искусства в Азии, см.: Хронология китайского искусства (с 18000 лет до н.э. и по настоящее время).
Школа живописи Акбара
За пятьдесят лет своего правления (1556–1605) император Акбар расширил границы империи Великих Моголов до Декана. Он был гением организации и наделил Индию обширной административной сетью. Он умело проводил политику примирения в отношении местных князей, которые были врагами режима Великих Моголов и сделали союзниками побеждённых королей. В отличие от своих персидских предков, он был чрезвычайно терпимым в области религии. Он даже попытался основать синкретическую философию, в которой идеи индуизма и ислама благополучно слились воедино. Это называлось «Божественная вера». Он был в равной степени открыт для идей с Запада и приглашал иезуитов к своему двору.
Именно с этого времени европейское искусство начало оказывать влияние на живопись династии Великих Моголов. Акбар был не только воином, администратором и дипломатом, он также был человеком культуры. Его двором в Фатепур-Сикри был Восточный Версаль. Он основал студию, куда приезжали художники со всей его империи. Персидские художники, такие как Мир Саид Али, Абдус Самад и Фарруг Бег, обучали индийцев технике иранской миниатюрной живописи.. Работы, которые поступали из этих студий, имеют исключительное качество и были произведены в таком количестве, что очевидно, что индийские художники были экспертами в своей профессии до прихода персов, иначе они не смогли бы усвоить уроки иностранцев с такой легкостью.
За работой следил сам император. Он поощрял художников и награждал их богатыми подарками. Настенные росписи выполнялись не одним художником, а большой командой: контур, фигуры, пейзаж, животные, окраска могли быть работой разных специалистов. Таким образом картина становилась несколько деперсонализированной, но уравновешенность стиля и распространение таланта компенсировали это. Индийские художники смогли привнести натуралистические идеи в чисто декоративное искусство персов. Это хорошо видно в обработке животных и пейзажей. Флора Персии, кустарники, стройные кипарисы постепенно уступили место богатой растительности Индии, расписанной на больших поверхностях, а листья расположены так, чтобы не оставлять пустых промежутков. Влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, примеры которого были представлены ко двору иезуитами и иностранными путешественниками, проявляется как в использовании света, так и в намёке на линейную перспективу. Большое значение имело его влияние на развитие портретного искусства.
Парадоксально, но портретная живопись была привнесена в Индию правителями исламской веры. Фактически, Акбар столкнулся со своими придворными, когда попытался ввести этот вид искусства, что противоречит коранической традиции. Император оправдал это, заявив: “Есть много людей, которые презирают живопись: я сам терпеть не могу этот типа людей. Я чувствую, что художники наделены исключительными средствами познания Бога. Художник, рисующий живого человека, вынужден признать, что он не может воплотить в жизнь свой предмет. Его заставляют думать о Боге как о единственном создателе всей жизни, и таким образом он учится лучше Его познавать”. Этому императору наставляли иезуиты. Портретная живопись стала одним из важнейших аспектов школы Великих Моголов, школы исламского искусства. Художники изобразили всю деятельность двора – их банкеты, их любовь и их охоту. Портретная живопись возникла из аристократического характера государства и принцы и их куртизанки любили увековечивать это.
Работы школы Акбара можно найти в иллюминированных рукописях и в отдельных картинах, которые, однако, сгруппированы в альбомы, почти так же, как коллекции марок. Наиболее важными из рукописей являются: Хамза-наме, начатая при Хумаюне и завершённая к концу 16 века, повествующая историю Магомета со значительным количеством иллюстраций, более ранние из которых полностью производны, а более поздние картины демонстрируют характеристики школы Великих Моголов: Бабур-Намех, взятый из воспоминаний основателя династии, Тимур-наме, посвящённый жизни Тамерлана и Акбар-Намех. Ряд рукописей и альбомов продолжали выпускаться в мастерских императора Акбара, который также переводил великие санскритские эпосы на персидский и иллюстрировал их. Разм-наме, перевод санскритского эпоса Махабхавата содержит 169 иллюстраций, это одна из самых роскошных работ того периода. Они проводились между 1584 и 1589 годами и среди авторов был великий индийский художник Дасвант, который был открыт императором и чьи работы типично романтичны. Для сравнения с западными рукописями см.: История иллюминированных рукописей (600–1200).
Когда Акбар умер, его дворцы в Фатепур-Сикри, Агре и Лахоре были украшены фресками, которые к нашему времени исчезли. Те, что украшали его белый мраморный мавзолей, были замечены венецианским путешественником Мануччи. Теперь там находятся Святой Крест, Мадонна, держащая Младенца Иисуса, а слева от неё святой Игнатий, архангелы и херувимы.
Школа живописи Джахангира
Джахангир правил с 1605 по 1627 год. В целом, он следовал политике своего отца, хотя отказался продолжать политику религиозных реформ Акбара и вернулся к более строгим мусульманским убеждениям. Он был большим покровителем искусств. Новый государь даже позволил своей жене взять бразды правления в свои руки, чтобы посвятить себя двум своим основным страстям (помимо любви к алкоголю и опиуму), а именно живописи и естественным наукам. Именно благодаря ему развивалось искусство рисования животных и портретная живопись была наделена психологической глубиной и индивидуальностью, ранее неизвестной. Чтобы глубже выявить личные качества своих моделей, художники показали их с поворотом в «три четверти», а не строго в профиль и придали им естественные позы.
Император был коллекционером произведений искусства и владел большим количеством альбомов и рукописей, а также многими европейскими картинами. В своих «Воспоминаниях» он пишет: “Моя любовь к живописи и моя способность судить о ней достигли такой высокой степени осознания, что если мне показать произведение, написанное вчера или сегодня, я могу сразу же определить имена всех художников, участвовавших в его исполнении”. Суверен был эклектиком и это привело к полному слиянию иранских и индийских традиций, которое началось при Акбаре. Художники-мусульмане и индуисты находились в имперских мастерских в условиях полного равенства. Среди индийцев особой известности добились два имени: Говардха, искусно синтезировавший как иностранный, так и индийский стили; и Манухар, знаменитый художник-анималист. Именно при Джахангире европейское влияние достигло своего апогея, но это было эфемерное влияние, страсть индийцев к картинам «франков» была примерно на том же уровне, что и страсть европейцев к турецким украшениям и шинуазри 17-18 веков. Это не удовлетворяло основную потребность и часто воспринималось как безделушка. Вклад Запада был в основном в области перспективы и портретной живописи, натурщиков рисовали в манере Альбрехта Дюрера (1471-1528) или Жана Клуэ (ум. 1541).
Школа живописи Шах Джахана
Во время правления его сына, шаха Джахана (который преуспел в 1627 году), великолепие двора Великих Моголов достигло высоты, которая в некотором смысле соответствовала величию двора французского короля Людовика XIV. Как и его современник, «король-солнце» со своим Версалем, «король мира» построил роскошный укреплённый дворец в Дели и Тадж-Махал в Агре, лучшую жемчужину индо-могольской архитектуры., который был мавзолеем, построенным для его любимой жены. Он не разделял большой страсти своего отца к живописи, но новый император продолжал оказывать покровительство художникам, продолжавшим чудесные традиции эпохи Джахангира. Картины животных были очень красивы, а некоторые портреты замечательны, но в целом стиль того периода, оставаясь технически совершенным, выродился в постоянное повторение похожих тем, что привело к скучности исполнения. Были очень ценные интимные сцены – в гареме, встречи влюблённых, ночные выходки, – которые имели большой успех в последние годы империи.
Школа живописи Ауренгзеба
Блестящее правление Шаха Джахана закончилось братоубийственной борьбой за престолонаследие. Император умер в плену у своего младшего сына Ауренгзеба, который стал правителем после того, как уничтожил всех своих братьев. Новый суверен Индии, правивший с 1659 по 1707 год, был искусным милитаристом, присоединив к себе последние оставшиеся султанаты Декана. Он также был успешным администратором и завершил централизацию империи. Но в то время как его предшественники стремились к союзу между исламом и индуизмом в качестве основы своей власти, Ауренгзеб, жестоким возвращением к временам фанатичного ислама, оттолкнул индуистов и конец его правления был отмечен рядом восстаний, которые предшествовали окончательному распаду империи.
Религиозное рвение и суровый характер нового правителя привели к запрету придворной роскоши – даже музыка была запрещена. Была введена цензура нравственности. Подражая яростному иконоборчеству первых мусульманских захватчиков, Ауренгзеб уничтожил множество произведений искусства, написанные на стенах портреты, которые он считал уродливыми и фрески, даже те, что находились на стенах мавзолея его предка Акбара. Тем не менее, император не закрыл королевские студии и написал несколько портретов себя и своей семьи. Но он допускал ко двору только художников, которые были готовы иллюстрировать его собственные великие дела или занимались чисто декоративной работой. Многие из них в результате покинули столицу и искали убежища при дворах местных князей, сыграв важную роль в развитии школ живописи раджпутов.
Весь 18 век был отмечен распадом империи, отколом многих подчинённых ей государств, афганскими вторжениями и восстаниями народов сикхов и махраттов. Несмотря на неразбериху, сражения и грабежи, сопровождавшие быстрое падение Великих Моголов, в Дели продолжала развиваться школа живописи, величайшим художником которой был Мир Чанд, индиец по происхождению. Художники этой школы довольствовались воспроизведением традиционных стилей с введением европейских фигур в позднеиндийские сцены, что дало восхитительные беззаботные отступления.
Исламизированные султанаты Декана (16-17 века)
Исламизированные султанаты Декана – Биджапур, Голконда и Ахмаднагар, первоначально основанные на руинах эфемерной турецко-афганской империи – не пережили краха Великих Моголов. Они унаследовали искусство строительства от сельджукидов и завезли в Индию традицию строить купола. С 15 века они разработали тип здания, который был действительно индо-исламским. Его первоначальная форма была заимствована из ислама, но она была обогащена и оживлена выдающимся индийским гением украшения. Тем не менее, не существует известного до возникновения школы Великих Моголов стиля живописи, родного для северного Декана. Во второй половине 16 века появилось несколько оригинальных рукописей, в которых сочетаются как персидские, так и могольские влияния, а также видно влияние школы Виджаянагар, особенно в обращении с женскими фигурами и в определённой свежести и непосредственности движений.
Из того же периода происходят прекрасные рагмала (сборники стихов) Ахмаднагара и Биджапура, похожие на многие работы из Западной Индии, но с характерным персидским богатством декора. В начале 17 века страсть к миниатюрам Великих Моголов привела к возникновению особого стиля, особенно в Биджапуре и Голконде. Есть прекрасные портреты, изящно и романтически написанные, округлые фигуры султанов в окружении придворных и куртизанок, окутанные ореолом развевающегося белого муслина, оттенённые золотыми шарфами. Пейзажи вдалеке с прекрасными перспективами открывают чудесные дворцы – князья были великими строителями – в то время как в зелёных джунглях чувствуется атмосфера тёплой индийской земли. Большинство портретов выполнено в профиле в три четверти: их благородство, человечность и лиризм придают деканской школе большую оригинальность.
Статьи об искусстве и ремёслах в Азии
Подробнее об азиатском искусстве (от 38000 лет до н.э.) можно найти в следующих статьях:
• Характеристики и эстетика китайской живописи
.
• Китайские художники (около 220 г. по настоящее время). Хронологический список избранных художников.
• Японское искусство (14 500 г. до н.э. – 1900 г.) Знакомство с избранными видами искусства и ремёсел Японии.
• Нефритовая резьба в Китае (ок. 4900 г. до н.э.). Характеристики, типы и история.
• Искусство династии Мин (1368–1644) История, характеристика, расписные вазы.
• Оригами: искусство складывания бумаги История, виды, оригамисты.
• Краткий справочник по искусству Индийского субконтинента: Индия: искусство живописи, скульптуры, архитектуры.
• Более подробные статьи: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.), Постклассическая индийская живопись (14-16 века), Живопись раджпутов (16-19 века) и Индийская скульптура (3300 г. до н.э. – 1850 г.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?